Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 23.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2777/2013

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 мая 2013 г. по делу N 33-2777/2013


Судья: Юрченко Е.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми в составе председательствующего Тепляковой Е.Л.,
судей Архаровой Л.В., Орловой И.А.,
при секретаре Г.,
рассмотрев в судебном заседании 23 мая 2013 года дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 11 марта 2013 года, по которому
отказано в удовлетворении исковых требований Г. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" о возложении обязанности произвести выплату компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг: пользование жилым помещением (найм жилья), содержание и ремонт жилого помещения, электроснабжение, теплоснабжение (отопления), холодное водоснабжение, горячие водоснабжение, водоотведение с 01 января 2010 года, за Г. признано право на предоставление мер социальной поддержки как педагогического работника, проживающего в поселке городского типа, вышедшего на пенсию и имеющего стаж не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских пунктах и поселках городского типа, по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе услуги за содержание и ремонт жилого помещения, в размере 100% без ограничения социальной нормой жилой площади с момента вступления решения в законную силу,
заслушав доклад судьи Орловой И.А., судебная коллегия

установила:

Г. обратилась с иском к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты", в котором просит признать право на предоставление мер социальной поддержки и обязать ответчика произвести выплату компенсации расходов по оплате жилищно-коммунальных услуг. В обоснование указала, что является специалистом образования, работающим и проживающим в поселке городского типа, в связи с чем ей без каких-либо ограничений должны предоставляться меры социальной поддержки по оплате жилья (плата за наем) и коммунальных услуг: содержание и ремонт жилья, в том числе за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме; оплаты 1 /2 доли фактического объема потребления по холодному и горячему водоснабжению, водоотведению; отопление и освещение. Просит обязать ответчика выплатить в ее пользу недоплату денежной компенсации мер социальной поддержки с 01.01.2010 г.
В судебном заседании истец, представитель ответчика не участвовали.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" просит решение суда отменить в части удовлетворенных требований в связи с неправильным применением судом норм материального права.
На рассмотрение и разрешение апелляционной жалобы стороны не явились.
В этой связи суд апелляционной инстанции постановил о рассмотрении жалобы в отсутствие не явившихся лиц.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия решение суда находит подлежащим отмене в части.
Как следует из материалов дела, Г. с <Дата обезличена> работала в средней школе <Номер обезличен>, в средней школе <Номер обезличен> (Гимназия <Номер обезличен>) учителем иностранного языка и была уволена <Дата обезличена> по собственному желанию в связи с выездом за пределы г. Воркуты. Педагогический стаж работы Г. составляет более 10 лет. Средняя школа <Номер обезличен> и Гимназия <Номер обезличен> расположены в поселке Воргашор Республики Коми, который в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления, утвержденным Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 31.07.1995 г. N 413 отнесен к поселкам городского типа. Пенсионное обеспечение Г. назначено ГУ "Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми" с 26.08.2002 г. в соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Из справки Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" следует, что Г. за назначением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг не обращалась. Материалы дела не содержат сведений о том, что Г. ранее пользовалась мерами социальной поддержки. Исковое заявление о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг подано Г. в суд 09 января 2013 года.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии у Г. права на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг, предусмотренных действующим законодательством для педагогических работников, имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа.
Судебная коллегия находит вышеуказанный вывод суда ошибочным, основанным на неправильном толковании и применении норм материального права, не соответствующим установленным обстоятельствам дела.
Согласно пунктам "е", "ж", "к" части 1 статьи 72 и частям 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита, включая социальное обеспечение и жилищное законодательство, находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в связи с чем принимаемые по ним законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам.
В соответствии с частью 2 статьи 26.1 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.
Абзацем 3 части 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ) педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на первоочередное предоставление жилой площади. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" предусмотрена новая редакция данной нормы, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
При этом статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 439-ФЗ установлено, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании" (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу данного Федерального закона.
Пункт 1 (1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной защите населения в Республике Коми" устанавливает право педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по отоплению, освещению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, содержанию, текущему ремонту и вывозу мусора.
Сохранение данных мер социальной поддержки за указанной категорией лиц при выходе на пенсию предусмотрено положениями абзаца 8 пункта 1 (1) статьи 18 Закона.
При этом не имело значения, вышел ли педагог на пенсию непосредственно с работы в образовательном учреждении, занимался ли перед выходом на пенсию работой, не связанной с педагогической деятельностью, либо имел статус безработного, и по каким основаниям пенсия ему была назначена.
Закон Республики Коми от 02.05.2012 26-РЗ внес изменения в редакцию части 1 (1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной защите населения в Республике Коми", распространив установленные данной частью меры социальной поддержки на педагогических работников, проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, прекративших педагогическую деятельность после назначения им пенсии (независимо от вида пенсии), имеющих стаж работы не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах или поселках городского типа, и имеющих на день назначения пенсии право на указанные меры социальной поддержки.
Исходя из вышеприведенных норм следует, что обязательным условием получения педагогическим работником мер социальной поддержки является пользование такими льготами на момент выхода на пенсию.
Учитывая, что на момент выхода на пенсию мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Г. не пользовалась, т.е. не приобрела право пользования мерами социальной поддержки в соответствии с ранее действующим законодательством, педагогическую деятельность прекратила до назначения пенсии, правовых оснований для признания за ней права на предоставление мер социальной поддержки, установленных статьей 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной защите населения в Республике Коми", у суда первой инстанции не имелось.
При этом судебная коллегия отмечает, что установленный региональным законодателем порядок не снижает объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в соответствии со статьей 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании".
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом апелляционной инстанции на основании имеющихся доказательств, то судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда первой инстанции в части признания за Г. права на предоставление мер социальной поддержки с принятием по делу в этой части нового решения об отказе Г. в удовлетворении заявленных требований о признании права на предоставление мер социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему в поселке городского типа, по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Учитывая, что по состоянию на 01 января 2010 года право Г. на меры социальной поддержки не возникло, в остальной части решение суда первой инстанции судебная коллегия оставляет без изменения.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 11 марта 2013 года в части признания за Г. права на предоставление мер социальной поддержки как педагогического работника, проживающего в поселке городского типа, вышедшего на пенсию и имеющего стаж не менее 10 лет в образовательных учреждениях, расположенных в сельских пунктах и поселках городского типа, по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе услуги за содержание и ремонт жилого помещения, в размере 100% без ограничения социальной нормой жилой площади с момента вступления решения в законную силу отменить.
Принять в этой части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований Г. к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" о признании права на предоставление мер социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему в поселке городского типа, по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
В остальной части решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 11 марта 2013 года оставить без изменения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)