Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧЕЛЯБИНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 22.08.2013 ПО ДЕЛУ N 11-8533/2013

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕЛЯБИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 22 августа 2013 г. по делу N 11-8533/2013


судья: Хайрутдинова С.М.

Судебная коллегия по административным делам Челябинского областного суда в составе:
председательствующего Турковой Г.Л.,
судей Жукова А.А., Кучина М.И.,
при секретаре Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации Карабашского городского округа Челябинской области на решение Карабашского городского суда Челябинской области от 24 мая 2013 года по гражданскому делу по заявлению К., П. о признании недействительным распоряжения администрации Карабашского городского округа Челябинской области,
заслушав доклад судьи Жукова А.А. по обстоятельствам дела и доводам апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав объяснения П., представителей П., К. - Г., А., действующих на основании доверенности от 20 февраля 2013 года,

установила:

К., П. обратились в суд с заявлением (с учетом уточнений) к о признании недействительным распоряжения администрации Карабашского городского округа Челябинской области от 20 ноября 2012 года N 1828 об утверждении схемы расположения и формирования земельного участка, расположенного в Карабашском городском округе Челябинской области, возложить на администрацию Карабашского городского округа Челябинской области обязанность утвердить схему расположения и формирования земельного участка, расположенного в Карабашском городском округе Челябинской области, пос. Красный камень, д. **** площадью **** кв. м с учетом фактически используемой площади земельного участка, границы которого существуют на местности более пятнадцати лет.
В обоснование иска указали, что они являются собственниками квартир N**** и N****, расположенных по адресу: г. Карабаш, п.Красный Камень, д. **** на основании договора дарения от 15 ноября 1993 года (квартира N****), и свидетельства о праве на наследство по завещанию от 11 декабря 2009 года (квартира N****). Право собственности П. зарегистрировано 21 декабря 2009 года (свидетельство ****). Квартиры N**** и N **** расположены в многоквартирном жилом доме, состоящем из 4 квартир. В соответствии с техническим паспортом многоквартирного жилого дома от 24 апреля 1990 года по адресу: г. Карабаш, п.Красный камень, д. **** фактическая площадь земельного участка, выделенная для эксплуатации указанного дома составляет **** кв. м, из которых **** кв. м не застроено, **** кв. м застроено.Незастроенная часть земельного участка расположена со всех сторон дома. Пользование земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, осуществлялось всеми собственниками дома без препятствий с 1990 года до настоящего времени, поскольку все 4 квартиры многоквартирного жилого дома имеют входные группы в общий двор (на место общего пользования) с восточной стороны дома. В квартирах оборудовано печное отопление, что отражено в техническом паспорте и собственники квартир для хранения угля и дров используют сараи, расположенные на земельном участке с восточной стороны дома. Фактические границы земельного участка для эксплуатации многоквартирного дома N 5 представлены в схеме проезда к домам N****, N****, N****, N****, N****, N****, N**** в п. Красный Камень, выполненной начальником отдела архитектуры администрации Карабашского городского округа. 18 октября 2012 года они подали заявление в администрацию Карабашского городского округа о согласовании схемы расположения земельного участка под многоквартирным домом. Администрация Карабашского городского округа распоряжением N 1828 от 20 ноября 2012 года утвердила схему расположения и формирования земельного участка, расположенного в Карабашском городском округе. К. получила копию указанного распоряжения 29 ноября 2012 года. П. не получала указанных выше документов и узнал о них в конце января 2013 года. Считают, что распоряжение администрации Карабашского городского округа N 1828 от 20 ноября 2011 года вынесено с нарушением закона, а также с нарушением их законных прав и интересов, поскольку по схеме расположения и формирования земельного участка, утвержденной распоряжением администрации Карабашского городского округа N 1828 от 20 ноября 2012 года из фактически занимаемого земельного участка под многоквартирным домом незаконно:
-исключена часть земельного участка на северной стороне дома от т. 1 до т. 2, занимаемая сараями, которые используются собственниками квартир для хранения угля и дров более 30 лет,
-исключена часть земельного участка с восточной стороны дома от т. 4 до т. 3 и от т. 3 по прямой линии до пересечения с линией, проходящей по внешней стороне сараев. Исключаемый участок состоит из элементов озеленения и благоустройства дома (сад и гараж). Изымаемый земельный участок, используемый более тридцати лет с целью озеленения, огражден забором, примыкает к дороге, разграничивающей участок жилого дома N 5 и территорию базы "Красный камень" и свободен от инженерных коммуникаций,
-исключена часть территории земельного участка с южной стороны дома под теплотрассой и канализационным коллектором.
В результате по схеме площадь земельного участка **** кв. м (по техническому паспорту), используемая фактически 30 лет, уменьшилась на **** кв. м и составила **** кв. м.
Также при вынесении распоряжения N 1828 от 20 ноября 2012 года не учтены требования действующего законодательства, а именно статья 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса РФ", статья 36 Жилищного кодекса РФ, часть 9 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости". Считают, что схема расположения и формирования земельного участка, утвержденная распоряжением администрации Карабашского городского округа N 1828 от 20 ноября 2012 года является незаконной.
Заявители К. и П. в судебном заседании поддержали уточненные исковые требования по доводам, изложенным в заявлении, пояснив, что границы земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом по адресу: Челябинская область, пос. Красный камень, д. ****, существующие на местности более пятнадцати лет, отражены в схеме расположения границ земельного участка от 16 июня 2011 года. Согласно указанной схеме, выполненной кадастровым инженером ООО "Земля", фактически используемая площадь земельного участка составляет **** кв. м.
Представители заявителей А. и Г. в судебном заседании поддержали уточненные требования истцов, ссылаясь на обстоятельства, изложенные выше.
Представитель ответчика администрации Карабашского городского округа Б. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
24 мая 2013 года судом Челябинской области постановлено решение об удовлетворении заявленных К. и П. требований.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, администрация Карабашского городского округа Челябинской области обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что решение суда в части утверждения схемы расположения и формирования земельного участка площадью **** кв. м является незаконным и не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку земельный участок площадью **** кв. м фактически существует менее пятнадцати лет. Полагает, что оспариваемое распоряжение вынесено законно, с соблюдением норм и требований градостроительного и земельного законодательства. Указывает на правомерность исключениях их схемы расположения и формирования земельного участка части земельного участка с северной стороны дома от т. 1 до т. 2, занимаемой сараями, так как на данном земельном участке имеется один общий подъездной путь к жилому дому, указанные строения расположены таким образом, что исключат возможность дополнительного проезда на территорию земельного участка, в связи с чем при возникновении спора собственников жилых помещений в будущем может сложится ситуация, при которой будет исключена возможность прохода и проезда через единственный подъездной путь у собственников квартир, не имеющих такого пути, что может повлечь нарушение прав этих собственников на полноценное владение и пользование своим имуществом. Ссылается на то, что часть земельного участка рядом с теплотрассой и канализационным коллектором исключена из схемы в соответствии с требованиями пункта 4, 5 Типовых правил охраны коммунальных тепловых сетей, утвержденных приказом Минстроя России от 17 августа 1992 года N 197, поскольку формирование земельного участка с учетом фактически используемой площади земельного участка нарушает данные требования, так как предполагаемая граница земельного участка вплотную примыкает к коммунальным тепловым сетям и исключает возможность полноценной эксплуатации тепловых сетей, а также ремонта в случае аварии на данном участке тепловых сетей.
В суде апелляционной инстанции П., представители П., К. - Г., А., действующие на основании доверенности от 20 февраля 2013 года, возражали против доводов жалобы, настаивали на доводах, изложенных в отзыве.
Представитель администрации Карабашского городского округа Челябинской области при надлежащем извещении в суд апелляционной инстанции не явился.
В соответствии с частью 1 статьи 327, статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Выслушав явившихся лиц, проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В силу положений статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции в интересах законности вправе проверить решение суда первой инстанции в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Судом установлено и следует из материалов дела, что К. является собственником однокомнатной квартиры площадью **** кв. м, расположенной по адресу: Челябинская область, г. Карабаш, пос. Красный Камень, д. **** кв. **** (л.д. 12). П. является собственником квартиры площадью 31,2 кв. м, расположенной по адресу: Челябинская область, г. Карабаш, пос. Красный Камень, д. **** кв. ****. Квартиры расположены в многоквартирном жилом доме состоящим из 4 квартир.
Согласно техническому паспорту на жилой дом, составленному по состоянию на 24 апреля 1990 года по адресу: г. Карабаш, п. Красный Камень, д. **** фактическая площадь земельного участка для эксплуатации вышеуказанного дома составляет **** кв. м, из которых не застроено **** кв. м, застроено **** кв. м.
При обращении собственников многоквартирного дома N **** в администрацию КТО о согласовании схемы расположения земельного участка под многоквартирным домом, распоряжением N 1828 от 20 ноября 2012 года администрация КГО утвердила схему расположения и формирования земельного участка.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Согласно части 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с частью 9 статьи 36 Земельного кодекса РФ, статьи 38 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Согласно положениям статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее по тексту - Вводный закон) в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 1); земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введение в действие Жилищного кодекса РФ и в отношении которого проведен кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 2); в случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (пункт 3); формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами местного самоуправления (пункт 4); с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (пункт 5).
Таким образом, в силу положений статьи 16 Вводного закона и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
Пунктами 66 - 67 Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, если земельный участок под многоквартирным домом не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично - правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3, 4 статьи 16 Вводного закона собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Судом первой инстанции, на основе анализа действующего законодательства, правомерно сделан вывод о том, что обжалуемое распоряжение администрации Карабашского городского округа Челябинской области N 1828 от 20 ноября 2012 года является незаконным.
Администрацией Карабашского городского округа Челябинской области при рассмотрении вопроса об утверждении схемы расположения и формирования земельного участка расположенного в Карабашском городском округе Челябинской области, пос. Красный камень, д. ****, не учтено, что данный многоквартирный дом имеет печное отопление (л.д. 15-19), и для его эксплуатации необходимы помещения для хранения топлива (дрова и т.д.). Администрацией не проверялось, являются ли сараи, на которые указывают заявители, составной частью дома.
На основании пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ, пункта 4 статьи 43 Градостроительного кодекса РФ границы и размеры земельного участка в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования, красных линий, смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Приведенными выше нормами земельного и градостроительного законодательства закреплены критерии определения размеров такого земельного участка - не только фактическое использование, но и действовавшие в период застройки градостроительные нормы и правила, а также возможность обслуживания многоквартирного жилого дома. При этом, сверхнормативная территория может быть передана в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме при условии, что она в соответствии с утвержденной градостроительной или землеустроительной документацией не может быть использована в качестве самостоятельного объекта и для обслуживания многоквартирного дома необходим земельный участок площадью, превышающей нормативную.
Кроме того, ссылки администрации об исключении из земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного дома, земельного участка на котором располагаются трубы теплотрассы, необоснованны, поскольку администрацией при рассмотрении вопроса об утверждении схемы расположения и формирования земельного участка не выяснялось, находится ли теплотрасса в рабочем состоянии, и находится ли она на балансе какого-либо учреждения.
Помимо этого, в силу положений статьи 1 Гражданского кодекса РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Перечень ограничения прав на землю установлен пунктом 2 статьи 56 Земельного кодекса РФ. Администрацией при рассмотрении вопроса об утверждении схемы расположения и формирования земельного участка не учтено, что в соответствии со статьей 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности. В силу статьи 56 Земельного кодекса РФ на такие участки может устанавливаться особый режим использования и ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации.
Кроме того, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции о необходимости возложения на администрацию Карабашского городского округа Челябинской области обязанности утвердить схему расположения и формирования земельного участка расположенного в Карабашском городском округе Челябинской области, пос. Красный камень, д. **** площадью **** кв. м с учетом фактически используемой площади земельного участка, границы которого существуют на местности более пятнадцати лет, полагая их преждевременными, поскольку вопросы утверждения схемы расположения и формирования спорного земельного участка относятся к полномочиям администрации Карабашского городского округа Челябинской области. Суд не может подменять орган, в чью компетенцию входит разрешение вопросов от утверждении схемы расположения и формирования спорного земельного участка.
В связи с изложенным, судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции в этой части подлежащим отмене с вынесением нового решения о возложении на администрацию Карабашского городского округа повторно рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения и формирования земельного участка, расположенного в Карабашском городском округе Челябинской области, пос. Красный камень, д. ****.
Выводы суда первой инстанции в части признания недействительным распоряжения администрации Карабашского городского округа Челябинской области от 20 ноября 2012 года N 1828 об утверждении схемы расположения и формирования земельного участка, расположенного в Карабашском городском округе, соответствуют нормам действующего законодательства, при разрешении судом первой инстанции доводов заявления в данной части нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда не допущено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемое решение вынесено законно, с соблюдением норм и требований градостроительного и земельного законодательства не могут быть признаны основанием для отмены решения суда, поскольку по существу направлены на переоценку установленных судом первой инстанции обстоятельств, оснований для которой у судебной коллегии не имеется.
Руководствуясь статьями 327, 327.1, 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Карабашского городского суда Челябинской области от 24 мая 2013 года в части обязания администрации Карабашского городского округа утвердить схему расположения и формирования земельного участка расположенного в Карабашском городском округе Челябинской области, пос. Красный камень, д. **** площадью **** кв. м с учетом фактически используемой площади земельного участка, границы которого существуют на местности более пятнадцати лет отменить. Вынести в этой части новое решение, которым обязать администрацию Карабашского городского округа повторно рассмотреть вопрос об утверждении схемы расположения и формирования земельного участка, расположенного в Карабашском городском округе Челябинской области пос. Красный камень, д. 5.
В остальной части решение Карабашского городского суда Челябинской области от 24 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Карабашского городского округа без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)