Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 08.04.2013 ПО ДЕЛУ N А62-4874/2012

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 8 апреля 2013 г. по делу N А62-4874/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 02.04.2013
Постановление изготовлено в полном объеме 08.04.2013
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тучковой О.Г., судей Волковой Ю.А., Каструбы М.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Корнеевой Е.В., в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области на решение Арбитражного суда Смоленской области от 30.11.2012 по делу N А62-4874/2012 (судья Лукашенкова Т.В.),

установил:

следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "СтройАкадемия" (далее - заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - ответчик, департамент), выразившихся в отказе заявителю в осуществлении выбора земельного участка, расположенного по адресу: г. Смоленск, улица 3-я линия Красноармейской Слободы, дом N 21 и г. Смоленск, улица Дохтурова, дом N 27, площадью до 1700 кв. м и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства - объекта "Крытый спортивный комплекс без трибун для зрителей" (изложенном в письме от 05.05.2012 N 7529/08) и понуждении ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем направления заявления общества о выборе земельного участка, расположенного по адресу: г. Смоленск, улица 3-я линия Красноармейской Слободы, дом N 21 и г. Смоленск, улица Дохтурова, дом N 27, площадью до 1700 кв. м и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства - объекта "Крытый спортивный комплекс без трибун для зрителей" с соответствующими документами в администрацию города Смоленска.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация города Смоленска (далее - администрация).
Решением арбитражного суда от 30.11.2012 заявленные требования удовлетворены.
Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, не согласившись с вынесенным судебным актом, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт. Ссылается на то, что формирование спорного земельного участка было осуществлено с нарушением градостроительного и земельного законодательства без проведения публичных слушаний. Указывает, что постановлением администрации г. Смоленска от 16.10.2012 N 1828-адм утверждены проекты планировки и межевания застроенных территорий в г. Смоленске, в том числе территории, в границах которой находится спорный земельный участок, что не позволяет органу местного самоуправления осуществить выбор испрашиваемого земельного участка, а департаменту осуществить предварительное согласование размещения на нем объекта капитального строительства. Полагает, что отказ департамента не нарушает права и законные интересы заявителя в экономической сфере. Считает завышенным размер расходов на оплату услуг представителя, заявленный истцом.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, дополнения к ней, отзыва на нее, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что решение подлежит отмене, а жалоба - удовлетворению.
Как следует из материалов дела, ООО "СтройАкадемия" 18.04.2012 обратилось в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области с заявлением об осуществлении выбора земельного участка, расположенного в г. Смоленске, между домом N 21 по улице 3-я линия Красноармейской Слободы и домом N 27 по улице Дохтурова, площадью до 1700 кв. м и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства - объекта "Крытый спортивный комплекс без трибун для зрителей".
В письме от 05.05.2012 N 7529/08 департамент сообщил обществу, что испрашиваемый земельный участок расположен между многоквартирными жилыми домами. Формирование земельных участков под указанными многоквартирными жилыми домами было осуществлено с нарушением действующего законодательства, без проведения публичных слушаний, таким образом, заинтересованные лица не имели возможности участвовать в решении данного вопроса.
Для строительства указанных жилых домов решением исполнительного комитета Смоленского городского Совета народных депутатов от 29.01.1988 N 60 управлению капитального строительства Смоленского облисполкома был предоставлен земельный участок площадью 0,84 га. В 2007 году формирование земельных участков под указанными домами было осуществлено без учета ранее предоставленного для них земельного участка площадью 0,84 га. Согласно постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в соответствии с пунктом 3 и 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе, против собственника земельного участка. Собственники помещений многоквартирного дома могут обратиться в суд для оспаривания предоставления третьим лицам земельного участка, необходимого для эксплуатации многоквартирного дома.
Полагая, что действия департамента, выраженные в отказе письмом от 05.05.2012 N 7529/08 в осуществлении выбора указанного земельного участка, являются незаконными, ООО "СтройАкадемия" обратилось в арбитражный суд, указав, что Департаментом не соблюдена процедура выбора земельного участка; Департамент обязан был инициировать процедуру выбора земельного участка и направить соответствующее обращение в администрацию г. Смоленска; нормами действующего законодательства предусмотрена возможность предложения органами местного самоуправления лицам, обратившимся с заявлением о выборе земельного участка для целей строительства, нескольких вариантов размещения объектов.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что департаментом не была соблюдена процедура, предусмотренная положениями пункта 2 статьи 31 ЗК РФ, раздела 5 постановления администрации Смоленской области от 19.03.2007 N 92.
Однако суд первой инстанции не учел следующего.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также регулирование застройки территорий городских и сельских поселений регламентируются Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ) и Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Статьей 30 Земельного кодекса Российской Федерации регламентируется порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Кодекса гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, определенные статьей 29 этого Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В пунктах 5 и 6 статьи 31 Кодекса предусмотрено, что результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
На этапе решения вопроса о предоставлении земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта определяется возможность строительства конкретного объекта, который указан заинтересованным лицом в заявлении, на участке, выбранном для строительства.
Уполномоченный орган вправе утвердить акт о выборе земельного участка, оформленный органом местного самоуправления, путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта только в том случае, если выбор земельного участка был обеспечен с учетом условий использования соответствующей территории и норм градостроительного законодательства.
При разрешении данного спора необходимо выяснить, могут ли служить изложенные в письме департамента от 05.05.2012 N 7529/08 обстоятельства законным основанием для отказа в обеспечении выбора земельного участка и предварительном согласовании размещении на нем объекта капитального строительства.
Как следует из материалов дела, департамент при рассмотрении заявления общества об осуществлении выбора земельного участка, расположенного по адресу: г. Смоленск, улица 3-я линия Красноармейской Слободы, дом N 21 и г. Смоленск, улица Дохтурова, дом N 27, площадью до 1700 кв. м и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства - объекта "Крытый спортивный комплекс без трибун для зрителей", установил, что испрашиваемый земельный участок расположен между многоквартирными жилыми домами, межевание земельных участков которых производилось на основании протокола совещания от 15.05.2007 у заместителя Главы города Смоленска по градостроительству и земельным отношениям администрации г. Смоленска по вопросам определения границ земельных участков под многоквартирными жилыми домами на территории г. Смоленска - по существующим проездам и далее по периметру жилого дома с учетом противопожарных расстояний, но без учета норм отвода к многоквартирным многоэтажным жилым домам.
Согласно п. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со ст. 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ). Главой 5 ГрК РФ установлено, что размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Для строительства указанных жилых домов решением исполнительного комитета Смоленского городского Совета народных депутатов от 29.01.1988 N 60 управлению капитального строительства Смоленского облисполкома был предоставлен земельный участок площадью 0,84 га. В 2007 году формирование земельных участков под указанными домами было осуществлено без учета ранее предоставленного для них земельного участка площадью 0,84 га.
Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях СамПиН 2.1.2.2645-10, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 N 64, на территории дворов жилых зданий запрещается размещать любые предприятия торговли и общественного питания, производственные объекты, а также автостоянки общественных организаций. На земельном участке жилого здания должна быть предусмотрена организация придомовой территории с четким функциональным зонированием и размещением площадок отдыха, игровых, спортивных, хозяйственных площадок, гостевых стоянок автотранспорта, зеленых насаждений. По внутридворовым проездам придомовой территории не должно быть транзитного движения транспорта.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии с п. 3 и 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 Гражданского кодекса Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе, против собственника земельного участка.
Ввиду изложенного, для восстановления нарушенных прав общества, в данном случае, принципиального значения не имеет соблюдение процедуры выбора земельного участка, предусмотренной разделом 5 постановления администрации Смоленской области от 19.03.2007 N 92 (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21.01.2013 по делу N А62-3495/2012).
Таким образом, формальное направление заявления общества в администрацию муниципального образования с соблюдением установленной процедуры не приведет к восстановлению нарушенных прав общества, поскольку данный земельный участок не может быть ему передан в любом случае ввиду вышеуказанного.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, в данном случае отсутствуют необходимые условия для удовлетворения заявленных требований.
Довод общества о том, что нормами действующего законодательства предусмотрена возможность предложения органами местного самоуправления лицам, обратившимся с заявлением о выборе земельного участка для целей строительства, нескольких вариантов размещения объектов, апелляционной инстанцией во внимание не принимается, поскольку в поданном в департамент заявлении ООО "СтройАкадемия" указало конкретный адрес испрашиваемого для строительства земельного участка: г. Смоленск, между домом N 21 по улице 3-я линия Красноармейской Слободы и домом N 27 по улице Дохтурова, площадью до 1700 кв. м (т. 1, л.д. 29).
Учитывая вышеизложенное, решение суда подлежит отмене.
На основании положений статьи 110 АПК РФ судебные расходы по делу относятся на заявителя.
Руководствуясь статьей 110, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Смоленской области от 30.11.2012 по делу N А62-4874/2012 отменить, в удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "СтройАкадемия" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.

Председательствующий
О.Г.ТУЧКОВА

Судьи
Ю.А.ВОЛКОВА
М.В.КАСТРУБА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)