Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.05.2008 N 06АП-А37/2008-1/1332 ПО ДЕЛУ N А37-2429/2007-12

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

Именем Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 2008 г. N 06АП-А37/2008-1/1332


Резолютивная часть постановления объявлена 13 мая 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2008 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Малышевой Л.Г.
судей: Иноземцева И.В., Ротаря С.Б.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Курносовой С.М.
при участии в судебном заседании:
от истца: представители не явились
от ответчиков: департамента финансов администрации Магаданской области представитель по доверенности от 10.01.2008 N 06/56
от третьего лица: представители не явились
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Управления федерального казначейства по Магаданской области
на решение от 13.03.2008
по делу N А37-2429/2007-12
Арбитражного суда Магаданской области
дело рассматривал судья Сторчак Н.В.
по иску муниципального унитарного предприятия г. Магадана "РЭУ-3"
к Министерству финансов Российской Федерации, департаменту финансов администрации Магаданской области, Комитету по финансам мэрии г. Магадана
3 лицо - Управление федерального казначейства по Магаданской области
о взыскании 270 388 рублей 57 копеек
Муниципальное унитарное предприятие г. Магадана "РЭУ-3" в лице филиала "Дальнереченский" (далее - МУП "РЭУ-3") обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации, департаменту финансов администрации Магаданской области, Комитету по финансам мэрии г. Магадана о взыскании 270 388 рублей 57 копеек расходов (выпадающих доходов), связанных с реализацией льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, предоставленных в 2004 году в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление федерального казначейства по Магаданской области.
Решением суда от 13.03.2008 исковые требования удовлетворены в полном объеме за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации со ссылкой на то, что из федерального бюджета в спорный период денежные средства на реализацию льгот отдельным категориям граждан, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", не выделялись.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление федерального казначейства по Магаданской области в своей апелляционной жалобе просит его отменить как принятое с неправильным применением норм материального права и не соответствующее фактическим обстоятельствам дела.
В обоснование жалобы указывает на то, что в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 10 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" расходы на оплату жилья и коммунальных услуг ветеранам независимо от вида жилищного фонда возмещаются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судом, во исполнение Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" в 2004 году МУП г. Магадана "РЭУ-3" предоставляло за счет собственных средств льготы в размере 50% по оплате жилищно-коммунальных услуг лицам, имеющим право на их получение, в результате чего понесло расходы на сумму 270 388 рублей 57 копеек.
Поскольку указанные расходы не возмещены истцу государственными и муниципальными органами исполнительной власти из соответствующих бюджетов, заявлены настоящие требования об их взыскании на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Размер фактически предоставленных льготникам услуг подтвержден списками льготников и актом сверки бюджетного финансирования, составленным с участием Комитета по финансам мэрии г. Магадана.
Удовлетворяя требования истца за счет казны Российской Федерации, суд первой инстанции исследовал все имеющие значение для дела обстоятельства, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
В соответствии со статьей 10 Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" расходы на оплату коммунальных услуг ветеранам осуществляются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, которые учитываются при взаиморасчетах федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 N 584 "О Программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года" предусмотрено, что на субъект Российской Федерации может быть возложена ответственность за невыполнение федерального закона, влекущего дополнительные расходы для регионального бюджета, только в пределах переданной федеральным бюджетом компенсации таких расходов.
В Федеральном законе от 24.06.1999 N 119-ФЗ "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" (утратил силу с 01.01.2005) предусмотрено, что если обязательства по социальной защите населения установлены федеральными законами, то исполнение этих федеральных обязательств есть реализация полномочий Российской Федерации в области социальной защиты, и финансирование реализации этих полномочий должно осуществляться из федерального бюджета путем передачи материальных ресурсов нижестоящим бюджетам.
Пунктом 4 статьи 130, статьями 133, 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что средства из федерального бюджета в бюджет субъекта Российской Федерации передаются в виде субвенций и субсидий. Ответственным за их предоставление установлено Министерство финансов Российской Федерации.
Вместе с тем, исходя из положений Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год", расходы на реализацию Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" в составе расходов федерального бюджета на 2004 год не утверждались, в том числе не предусматривались они как отдельный вид расходов и в составе финансовой помощи из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации.
В то же время в соответствии с решением Магаданской городской Думы "О бюджете муниципального образования "Город Магадан" на 2004 год" в бюджете муниципального образования за счет собственных средств на реализацию льгот, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", запланированы денежные средства, которые в полном объеме распределены между организациями, оказывающими жилищно-коммунальные услуги, в том числе МУП г. Магадана "РЭУ-3" возмещено 1 287 000 рублей.
Однако объем переданных муниципальным образованием средств не покрывает расходы предприятий от предоставления льгот, предусмотренных Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
В силу пункта 2 статьи 49 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах и порядке организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление государственных полномочий в той мере в какой эти полномочия обеспечены материальными и финансовыми ресурсами.
Поскольку Министерство финансов Российской Федерации не доказало, что обеспечило субъект Федерации - Магаданскую область финансовыми средствами в полном объеме для реализации государственных полномочий по исполнению вышеуказанного Федерального закона, а последний в свою очередь не смог обеспечить для этого финансированием муниципальный бюджет г. Магадана, суд первой инстанции правомерно возместил понесенные истцом убытки в размере 270 388 рублей 57 копеек за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на основании статей 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно освободив от ответственности по иску казну субъекта Российской Федерации - Магаданской области и муниципального образования г. Магадана.
С учетом изложенного оснований для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Магаданской области от 13 марта 2008 года по делу N А37-2429/2007-12 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в двухмесячный срок.

Председательствующий
Л.Г.МАЛЫШЕВА

Судьи
И.В.ИНОЗЕМЦЕВ
С.Б.РОТАРЬ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)