Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 25.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-7795/2013

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июня 2013 г. по делу N 33-7795/2013


Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Козловой Н.В.
судей Анфиловой Т.Л., Вахитовой Г.Д.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л.В.Н. к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о восстановлении статуса внеочередника и об обязывании внести в список внеочередников,
по апелляционной жалобе истца Л.В.Н. на решение Кировского районного суда г. Уфы РБ от 02 апреля 2013 года, которым постановлено:
В иске Л.В.Н. к Министерству труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан о восстановлении статуса внеочередника, обязывании внести в список внеочередников отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Вахитовой Г.Д.,

установила:

Л.В.Н. обратился в суд с иском к Министерству труда и социальной защиты населения РБ о восстановлении статуса внеочередника и об обязывании ответчика включить его в список внеочередников.
Требования мотивированы тем, что истец является инвалидом 1-й группы (3 степень), пользуется креслом-коляской, проживает в 2-комнатной квартире под N ... дома N ... по улице адрес, в которой он практически не имеет доступа к местам общего пользования (кухня, ванная, туалет, балкон), так как невозможно ни въехать, ни развернуться в кресле-коляске; крайне затруднен проезд по узким коридорам, выезд на лестничную площадку и доступ к внешней двери, чтобы открыть дверь врачу и другим посетителям. Указанный дом реконструкции не подлежит. С дата он состоит в очереди на получение жилья в категории первоочередников. Заключением Межведомственной комиссии ГО г. Уфа РБ от дата жилое помещение, в котором он проживает, признано непригодным для проживания инвалида, пользующегося креслом-коляской. Полагал, что действиями ответчика нарушены его права как инвалида, который в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, Постановлением Правительства РБ за N 322 от 15.09.2011 года имеет право на обеспечение жилым помещением во внеочередном порядке.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного, в своей апелляционной жалобе просит Л.В.Н., ссылаясь на не правильное применение судом закона подлежащего применению и неверно установленные судом фактические обстоятельства дела.
В соответствии с ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Учитывая приведенные положения ч. 1 ст. 327-1 ГПК РФ, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав Л.В.Н., его представителя Л.Н., представителей Министерства труда и социальной защиты населения РБ - К.А.Ф. и Администрации Орджоникидзевского ГО город Уфа РБ - С.З.Н., судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:
- 1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;
- 2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;
- 3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;
- 4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;
- 5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;
- 6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.
В части 1 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года N 181-ФЗ (ред. от 23.02.2013 года) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов вставших на учет до 1 января 2005 года, как следует из части второй названной статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона, которая в свою очередь предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными актами субъектов Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до 1 января 2005 года, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.
Порядок обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, в Республике Башкортостан определен постановлением Правительства Республики Башкортостан от 15.09.2011 года за N 322.
В соответствии с вышеуказанным постановлением Министерством труда и социальной защиты населения РБ формируется республиканский список ветеранов боевых действий, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, на основании списков представляемых администрациями муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, по форме, установленной указанным министерством.
Управления и отделы труда и социальной защиты населения Минтруда РБ по району (городу) Республики Башкортостан запрашивают у администраций муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан списки граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Ответственность за обоснованность отнесения гражданина к соответствующей льготной категории несут территориальные органы Минтруда РБ.
Минтруд РБ ежегодно по состоянию на 1 января формирует уточненный республиканский список с указанием выбранной гражданином меры социальной поддержки, который утверждается приказом Минтруда РБ, и в месячный срок доводит его до Государственного комитета Республики Башкортостан по строительству и архитектуре.
Как следует из материалов дела, Л.В.Н. является инвалидом 1 группы, пользуется креслом-коляской. Постановлением администрации Орджоникидзевского района г. Уфы РБ N ... от дата Л.В.Н. инвалид 1 группы по общему заболеванию поставлен на очередь для получения жилья в первоочередном порядке.
Следовательно, Л.В.Н. встал на учет до 01.01.2005 года.
Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, в дата Л.В.Н. была предложена субсидия на приобретение жилья, от получения которого он отказался из-за ее недостаточности для улучшения жилищных условий.
Предъявляя исковые требования, истец просил обязать ответчика восстановить его статус внеочередника и внести в список внеочередников.
Разрешая указанный спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истец не обладает правом на внеочередное предоставление жилья.
дата Администрацией Орджоникидзевского района ГО г. Уфа РБ в адрес Министра труда и социальной защиты населения РБ направлен дополнительный список инвалидов, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.03.2005 года с включением в указанный список Л.В.Н.
Приказом Министерства труда и социальной защиты населения РБ от дата N ... Л.В.Н. включен в республиканский список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005 года и имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по состоянию на 01.01.2012 года.
Согласно списку, предоставленного Администрацией Орджоникидзевского района ГО г. Уфа в Министерство труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан по состоянию на 01.01.2013 года Л.В.Н. в качестве внеочередника не указан.
Приказом Министерства труда и социальной защиты населения РБ от дата N ... утверждены списки ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до 01.01.2005 года по Республики Башкортостан, где Л.В.Н. в качестве внеочередника не указан.
Судом правильно учтено то обстоятельство, что кассационным определением Верховного Суда Республики Башкортостан дата решение Октябрьского районного суда г. Уфы от дата, которым за Л.В.Н. было признано право на внеочередное предоставление благоустроенного жилого помещения по договору социального найма, отвечающим минимальным потребностям инвалида, пользующегося креслом- коляской отменено с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Согласно ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:
- 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;
- 2) утратил силу с 1 января 2013 года. - Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ;
- 3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Пунктом 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Таким образом, из вышеуказанных норм права следует, что признание жилого помещения непригодным для проживания является самостоятельным основанием для предоставления гражданам другого равнозначного по площади благоустроенного помещения по договору социального найма, однако при этом занимаемое гражданами помещение не должно подлежать ремонту или реконструкции.
Согласно п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) - это изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.
Основания и порядок признания жилых помещений непригодными для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ч. 4 ст. 15 ЖК РФ).
Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утверждено Постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 года.
Основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований (п. 33 приведенного выше Положения).
Доказательств непригодности для проживания спорного жилого помещения суду не представлено.
Доводы заявителя о том, что занимаемое им жилое помещение по адресу: адрес является непригодным для проживания согласно заключению Межведомственной комиссии ГО г. Уфа РБ от дата, противоречат Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ N 47 от 28.01.2006 года. Данный документ не содержит указанного в приведенном заключении основания для признания жилого помещения непригодным для проживания.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства РФ N 378 от 16.06.2006 года был утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, судом было достоверно установлено, что хроническими заболеваниями тяжелых форм, входящих в Перечень названного Постановления Правительства РФ N 378 от 16.06.2006 года истец не страдает.
Согласно п. 2.3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства РБ от 15.09.2011 года N 322 в отдельный список граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений включаются граждане страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, юридически значимым обстоятельством установленным как п. 4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, так и п. 2.3 Порядка предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, за счет средств федерального бюджета, утвержденного постановлением Правительства РБ от 15.09.2011 года N 322 для предоставления жилого помещения вне очереди является проживание лица в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Отказывая в удовлетворении иска, суд правильно указал, что у истца отсутствуют основания для отнесения его семьи к категории лиц, обладающих правом на получение жилья вне очереди.
При этом, суд указал, что при наличии имеющихся у истца заболеваний и установленной у него инвалидности 1 группы истец включен в список лиц, обладающих правом на улучшение жилищных условий в порядке первоочередности по аналогичным категориям.
Таким образом, право истца на получение жилья, с учетом имеющихся у него льгот, будет реализовано с учетом списка первоочередников, в который Л.В.Н. включен Постановлением администрации Орджоникидзевского района г. Уфы РБ N ... от дата
Иные доводы апелляционной жалобы истца основаны на субъективном толковании норм материального права отличном от приведенного судом в мотивировочной части решения. В связи с чем на законность и обоснованность принятого судом решения повлиять не могут.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан

определила:

решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 02 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Л.В.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий
Н.В.КОЗЛОВА

Судьи
Т.Л.АНФИЛОВА
Г.Д.ВАХИТОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)