Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Мулькова Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Шаламовой И.Ю., судей Сомовой Е.Б. и Петровской О.В., при ведении протокола помощником судьи Эйриян К.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 07.02.2013 гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу "Регионгаз-инвест", обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный дом" о признании незаконными действий при оказании коммунальных услуг, возложении обязанностей устранить нарушения прав потребителей
по апелляционной жалобе ответчика закрытого акционерного общества "Регионгаз-инвест" на решение Пригородного районного суда Свердловской области от 23.08.2012.
Заслушав доклад судьи Петровской О.В., объяснения представителей ответчика М., А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей истца Ч., Б., полагавших решение суда правильным, судебная коллегия
установила:
решением суда были удовлетворены исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к закрытому акционерному обществу "Регионгаз-инвест" (далее по тексту - ЗАО "Регионгаз-инвест").
Суд постановил:
признать незаконными действия ЗАО "Регионгаз-инвест" в отношении неопределенного круга потребителей села Николо-Павловское Пригородного района Свердловской области, выразившиеся в начислении платы за оказание коммунальной услуги по горячему водоснабжению по нормативу потребления коммунальных услуг при наличии индивидуальных приборов учета.
Обязать ЗАО "Регионгаз-инвест" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения прав неопределенного круга потребителей села Николо-Павловское Пригородного района Свердловской области путем начисления платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению по показаниям индивидуальных приборов учета.
Обязать закрытое акционерное общество "Регионгаз-инвест" в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу довести решение суда до сведения потребителей села Николо-Павловское Пригородного района Свердловской области через средства массовой информации.
Ответчик, не согласившись с таким решением, подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом обстоятельств и нарушение норм процессуального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ООО "Управляющая компания "Уютный дом" не явился, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщил и, поскольку в материалах дела имеются доказательства его заблаговременного извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом установлено, что жители многоквартирных домов в с. Николо-Павловское Пригородного района заключили договоры управления многоквартирными домами с ООО "Управляющая компания "Уютный дом" на период с 01.01.2010 по 31.12.2011, предусмотрев условие о ежегодном продлении договора при отсутствии заявления одной из стороны о пересмотре условий договора. В данных договорах ООО "Управляющая компания "Уютный дом" обязалось организовать предоставление жилищно-коммунальных услуг гражданам путем заключения от своего имени договоров с поставщиками коммунальных услуг на предоставление таких услуг (л. д. 107 - 109, 110 - 111).
Как следует из материалов дела, договор на отпуск тепловой энергии и предоставление услуг горячего водоснабжения между ЗАО "Регионгаз-инвест" и ООО "Управляющая компания "Уютный дом" заключен не был (л. д. 147 - 149).
Из квитанций, предоставленных гражданами в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе, следует, что с января по сентябрь 2011 года ЗАО "Регионгаз-инвест" начисляло плату за отопление и нагрев воды, а с октября 2011 года - за отопление квартир в многоквартирных домах в с. Николо-Павловское Пригородного района Свердловской области, исходя из нормативов потребления (л. д. 112 - 128).
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что при отсутствии договора между ответчиками ресурсоснабжающая организация - ЗАО "Регионгаз-инвест" осуществляет продажу коммунального ресурса - горячей воды непосредственно жителям многоквартирных домов, следовательно, оказывает коммунальную услугу по горячему водоснабжению. Поэтому при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальную услугу должен определяться в соответствии с п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, то есть исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда.
Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Жилищный кодекс Российской Федерации в ч. 3 ст. 30 обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На момент возникновения спорных правоотношений действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, которые регулировали отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливали их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).
Абзац 2 пункта 7 Правил содержал специальные требования к установлению размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме, предусматривающие плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил, то есть по нормативу потребления, что не противоречит статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ссылка истца на то, что в случае отсутствия общедомового прибора учета и наличия индивидуального прибора учета, размер платы за коммунальные услуги определяется из показаний индивидуального прибора учета в соответствии с п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, не правомерна, так как п. 16 Правил применяется только для тех, кто заключил договор на оказание коммунальных услуг.
При этом, возможность заключения договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления законом предоставлена лишь собственникам помещений, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени (ч. 2 ст. 164 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При отсутствии общедомовых приборов учета, размещенных на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, применение к отношениям между теплоснабжающей организацией и абонентом пункта 16 Правил N 307 означало бы, по существу, перемещение границы эксплуатационной ответственности и, следовательно, возложение на ЗАО "Регионгаз-инвест" ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении абонента.
С 01.09.2012 Правила N 307 утратили силу (за исключением положений, касающихся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, которые утрачивают силу с 01.01.2015), в связи с введением в действие Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в соответствии с которыми установлен порядок расчета размера платы отдельно за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом и нежилом помещении, и за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды.
С учетом изложенного, судебная коллегия, проанализировав положения гражданского и жилищного законодательства, а также Правил предоставления коммунальных услуг N 307, приходит к выводу о том, что при отсутствии общедомового прибора учета (даже при наличии индивидуальных приборов учета), размер платы за коммунальные услуги в отношениях с ресурсоснабжающей организацией должен был рассчитываться исходя из нормативов потребления.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и считает возможным в силу п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 2 ст. 328, 329, п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пригородного районного суда Свердловской области от 23.08.2012 отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу "Регионгаз-инвест", обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный дом" о признании незаконными действий при оказании коммунальных услуг, возложении обязанностей устранить нарушения прав потребителей - отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВЕРДЛОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 07.02.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1667/2013
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 7 февраля 2013 г. по делу N 33-1667/2013
Судья Мулькова Е.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе председательствующего Шаламовой И.Ю., судей Сомовой Е.Б. и Петровской О.В., при ведении протокола помощником судьи Эйриян К.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 07.02.2013 гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу "Регионгаз-инвест", обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный дом" о признании незаконными действий при оказании коммунальных услуг, возложении обязанностей устранить нарушения прав потребителей
по апелляционной жалобе ответчика закрытого акционерного общества "Регионгаз-инвест" на решение Пригородного районного суда Свердловской области от 23.08.2012.
Заслушав доклад судьи Петровской О.В., объяснения представителей ответчика М., А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителей истца Ч., Б., полагавших решение суда правильным, судебная коллегия
установила:
решением суда были удовлетворены исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области, обратившегося в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к закрытому акционерному обществу "Регионгаз-инвест" (далее по тексту - ЗАО "Регионгаз-инвест").
Суд постановил:
признать незаконными действия ЗАО "Регионгаз-инвест" в отношении неопределенного круга потребителей села Николо-Павловское Пригородного района Свердловской области, выразившиеся в начислении платы за оказание коммунальной услуги по горячему водоснабжению по нормативу потребления коммунальных услуг при наличии индивидуальных приборов учета.
Обязать ЗАО "Регионгаз-инвест" в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу устранить нарушения прав неопределенного круга потребителей села Николо-Павловское Пригородного района Свердловской области путем начисления платы за коммунальные услуги по горячему водоснабжению по показаниям индивидуальных приборов учета.
Обязать закрытое акционерное общество "Регионгаз-инвест" в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу довести решение суда до сведения потребителей села Николо-Павловское Пригородного района Свердловской области через средства массовой информации.
Ответчик, не согласившись с таким решением, подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом обстоятельств и нарушение норм процессуального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ООО "Управляющая компания "Уютный дом" не явился, об уважительности причин неявки до начала судебного заседания не сообщил и, поскольку в материалах дела имеются доказательства его заблаговременного извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.
Судом установлено, что жители многоквартирных домов в с. Николо-Павловское Пригородного района заключили договоры управления многоквартирными домами с ООО "Управляющая компания "Уютный дом" на период с 01.01.2010 по 31.12.2011, предусмотрев условие о ежегодном продлении договора при отсутствии заявления одной из стороны о пересмотре условий договора. В данных договорах ООО "Управляющая компания "Уютный дом" обязалось организовать предоставление жилищно-коммунальных услуг гражданам путем заключения от своего имени договоров с поставщиками коммунальных услуг на предоставление таких услуг (л. д. 107 - 109, 110 - 111).
Как следует из материалов дела, договор на отпуск тепловой энергии и предоставление услуг горячего водоснабжения между ЗАО "Регионгаз-инвест" и ООО "Управляющая компания "Уютный дом" заключен не был (л. д. 147 - 149).
Из квитанций, предоставленных гражданами в территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в г. Нижнем Тагиле и Пригородном районе, следует, что с января по сентябрь 2011 года ЗАО "Регионгаз-инвест" начисляло плату за отопление и нагрев воды, а с октября 2011 года - за отопление квартир в многоквартирных домах в с. Николо-Павловское Пригородного района Свердловской области, исходя из нормативов потребления (л. д. 112 - 128).
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что при отсутствии договора между ответчиками ресурсоснабжающая организация - ЗАО "Регионгаз-инвест" осуществляет продажу коммунального ресурса - горячей воды непосредственно жителям многоквартирных домов, следовательно, оказывает коммунальную услугу по горячему водоснабжению. Поэтому при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальную услугу должен определяться в соответствии с п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, то есть исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда.
Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Жилищный кодекс Российской Федерации в ч. 3 ст. 30 обязывает собственника жилого помещения нести бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
В соответствии со ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На момент возникновения спорных правоотношений действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, которые регулировали отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливали их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (п. 1 Правил).
Абзац 2 пункта 7 Правил содержал специальные требования к установлению размера платы собственниками помещений в многоквартирном доме, предусматривающие плату за приобретенные у ресурсоснабжающей организации объемы (количество) холодной, горячей воды, электрической энергии, газа и тепловой энергии, услуги водоотведения исходя из показаний приборов учета, установленных на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. В случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета расчет размера платы производится в порядке, установленном пунктом 19 Правил, то есть по нормативу потребления, что не противоречит статье 157 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Ссылка истца на то, что в случае отсутствия общедомового прибора учета и наличия индивидуального прибора учета, размер платы за коммунальные услуги определяется из показаний индивидуального прибора учета в соответствии с п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, не правомерна, так как п. 16 Правил применяется только для тех, кто заключил договор на оказание коммунальных услуг.
При этом, возможность заключения договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления законом предоставлена лишь собственникам помещений, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени (ч. 2 ст. 164 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При отсутствии общедомовых приборов учета, размещенных на границе эксплуатационной ответственности между теплоснабжающей организацией и абонентом, применение к отношениям между теплоснабжающей организацией и абонентом пункта 16 Правил N 307 означало бы, по существу, перемещение границы эксплуатационной ответственности и, следовательно, возложение на ЗАО "Регионгаз-инвест" ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении абонента.
С 01.09.2012 Правила N 307 утратили силу (за исключением положений, касающихся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению, которые утрачивают силу с 01.01.2015), в связи с введением в действие Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, в соответствии с которыми установлен порядок расчета размера платы отдельно за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом и нежилом помещении, и за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды.
С учетом изложенного, судебная коллегия, проанализировав положения гражданского и жилищного законодательства, а также Правил предоставления коммунальных услуг N 307, приходит к выводу о том, что при отсутствии общедомового прибора учета (даже при наличии индивидуальных приборов учета), размер платы за коммунальные услуги в отношениях с ресурсоснабжающей организацией должен был рассчитываться исходя из нормативов потребления.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации) и считает возможным в силу п. 2 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 320, 327.1, п. 2 ст. 328, 329, п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Пригородного районного суда Свердловской области от 23.08.2012 отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к закрытому акционерному обществу "Регионгаз-инвест", обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Уютный дом" о признании незаконными действий при оказании коммунальных услуг, возложении обязанностей устранить нарушения прав потребителей - отказать.
Председательствующий
ШАЛАМОВА И.Ю.
Судьи
СОМОВА Е.Б.
ПЕТРОВСКАЯ О.В.
ШАЛАМОВА И.Ю.
Судьи
СОМОВА Е.Б.
ПЕТРОВСКАЯ О.В.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)