Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Завьяловой М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отдела надзорной деятельности по Боровичскому и Любытинскому районам управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 15 февраля 2013 года по делу N А44-8800/2012 (судья Киселева М.С.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Транссфера" (ОГРН 1055302039891; далее - общество, ООО "Транссфера") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Отделу надзорной деятельности по Боровичскому и Любытинскому районам управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области (далее - отдел, административный орган) об отмене предписания от 14.12.2012 N 541/1/265 в части устранения препятствий в пользовании общим имуществом.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 15 февраля 2013 года по делу N А44-8800/2012 заявленные требования удовлетворены.
Отдел с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Полагает, что выданное обществу предписание соответствует требованиям Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375 (далее - Административный регламент).
Общество в отзыве на жалобу просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, отделом на основании распоряжения от 06.12.2012 N 541 (лист дела 23) в период с 12.12.2012 по 14.12.2012 проведена внеплановая выездная проверка общества по вопросу соблюдения им обязательных требований пожарной безопасности при осуществлении деятельности по адресу: г. Боровичи, ул. Московская, д. 50.
В ходе указанной проверки административным органом выявлено, что на лестничных клетках и в поэтажных коридорах 1, 2 и 3-й секций устроены кладовые и подсобные помещения. Технические помещения (шахта лифта) используется для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов.
В связи с этим отдел пришел к выводу о том, что обществом нарушены подпункт "б", "к" пункта 23, пункт 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390).
По результатам проведенной проверки отделом составлен акт от 14.12.2012 N 541 (листы дела 24 - 25) и выдано предписание от 14.12.2012 N 541/1/265 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01.11.2013 (лист дела 26).
Общество не согласилось с вынесенным предписанием и обратилось с заявлением о его оспаривании в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о несоответствии оспариваемого предписания требованиям статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Апелляционная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что данные акты не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 данного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие органы или должностное лицо.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Статьей 1 указанного Закона предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности согласно вышеназванной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности установлены статьей 37 Закона N 69-ФЗ, согласно которой руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В силу части 1 статьи 38 данного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно требованиям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, бремя содержания имущества несет его собственник. При этом законодатель не исключает возможности возложения обязанности по содержанию имущества и на иное лицо, если это предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
- 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
- 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
- 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
- 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Согласно пункту 11 Правил N 491 в содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включается в том числе меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 ЖК РФ (пункт 16 Правил N 491).
В силу пункта 42 данных Правил лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, собственниками помещений в многоквартирном доме 50 по ул. Московской г. Боровичи и обществом (исполнитель) заключен договор о возмездном оказании услуг по содержанию (техническому обслуживанию), текущему и капитальному ремонту многоквартирного дома от 01.08.2008 N 1-08/106, согласно которому исполнитель по заданию собственников помещений обязуется в течение согласованного сторонами срока за указанную в договоре плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию (техническому обслуживанию), по текущему и капитальному ремонту многоквартирного дома 50.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении домом несут, ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
К общему имуществу в многоквартирном доме, принадлежащему собственникам помещений на праве общей долевой собственности, в силу статьи 36 ЖК РФ относятся помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в этом доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Соответственно, содержание общего имущества лицом, с которым заключено такое соглашение, предполагает надлежащее содержание этого имущества с учетом соблюдения требований и пожарной безопасности, предъявляемых к содержанию такого имущества.
Содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается уполномоченной организацией независимо от воли на это собственника на основании установленной законом обязанности, исполнение которой предписывается организации, заключившей соглашение о содержании общего имущества.
Следовательно, с учетом приведенных выше норм в данном случае ООО "Транссфера" обязано осуществлять содержание имущества в силу императивных правил, предъявляемых к указанной сфере деятельности. Такие правила установлены, в частности, нормативными актами противопожарной безопасности.
На основании вышеизложенного апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что общество является лицом, взявшим на себя обязанность по обеспечению требований противопожарной безопасности многоквартирного дома 50 по ул. Московской г. Боровичи.
Правила N 390 содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно пункту 23 указанных Правил на объектах запрещается использовать в том числе чердаки, технические этажи, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов (подпункт "б"); устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы (подпункт "к").
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) (пункт 33 Правил N 390).
При изложенных выше обстоятельствах устранение зафиксированных проверкой нарушений обязательных требований пожарной безопасности при осуществлении деятельности по адресу: г. Боровичи, ул. Московская, д. 50, административным органом правомерно возложено на общество.
Признавая недействительным предписание отдела от 14.12.2012 N 541/1/265, суд первой инстанции сделал вывод о его неисполнимости, а также сослался на положения статьи 17 Закона N 294-ФЗ.
Однако судом не учтено следующее.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Предписание выдается об устранении нарушений. Требование, изложенное в предписании, должно совпадать с предметом нарушения.
Как правильно отметил суд первой инстанции, предписание органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
В рассматриваемом случае апелляционная коллегия считает, что оснований для признания неисполнимым и не соответствующим статье 19 названного Закона не имеется.
В силу пункта 59 Административного регламента в случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо (должностные лица) органа Государственной противопожарной службы (далее - ГПН), проводившее (проводившие) проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано (обязаны):
- 1) с учетом разграничения ответственности и полномочий за обеспечение пожарной безопасности каждому уполномоченному должностному лицу органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, и (или) лицу (лицам), осуществляющему (осуществляющим) деятельность на проверяемом объекте защиты, а также органу власти выдать предписание (предписания) об устранении нарушения (нарушений) и (или) предписание по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения;
- 2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Сроки устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности устанавливаются должностным лицом органа ГПН с учетом характера нарушения, а также исходя из организационных и технических условий, влияющих на их устранение.
В предписании об устранении нарушений указываются:
- 1) полное наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица, фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, физического лица - правообладателя объекта защиты;
- 2) перечень выявленных нарушений и сроки их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены;
- 3) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием уполномоченного должностного лица органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи;
- 4) подписи должностного лица (должностных лиц), проводившего (проводивших) проверку.
Из содержания вышеуказанной нормы следует, что обязательное указание в предписании об устранении нарушений на действия или бездействия конкретных лиц, которые привели к нарушению, на способ и мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности не предусмотрено.
В данном случае сведения, предусмотренные Административным регламентом, в оспариваемом предписании изложены. В частности, в предписании от 14.12.2012 N 541/1/265 указаны обстоятельства нарушения, вид нарушения обязательных требований пожарной безопасности с указанием конкретного места выявленного нарушения, содержание пункта (абзац пункта) и наименование нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного документа по пожарной безопасности, требования которого нарушены, а также срок устранения нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Следовательно, содержание предписания от 14.12.2012 N 541/1/265 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности соответствует нормативным требованиям.
При этом способ устранения нарушений заявитель должен определить самостоятельно, в пределах имеющихся у него прав и обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 указанного Кодекса, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Вместе с тем, в нарушение этих процессуальных норм обществом не предъявлено доказательств невозможности исполнения данного предписания, а также того, что установленный в нем срок устранения нарушений (01.11.2013) является недостаточным.
При таких обстоятельствах следует признать, что предписание от 14.12.2012 N 541/1/265 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выданное обществу, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов ООО "Транссфера".
Поскольку суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности вынесенного предписания, то решение суда от 15.02.2013 подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 15 февраля 2013 года по делу N А44-8800/2012 отменить.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Транссфера" в признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности по Боровичскому и Любытинскому районам управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области от 14.12.2012 N 541/1/265 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Председательствующий
Н.В.МУРАХИНА
Судьи
Н.Н.ОСОКИНА
В.И.СМИРНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТЫРНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.05.2013 ПО ДЕЛУ N А44-8800/2012
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 мая 2013 г. по делу N А44-8800/2012
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Смирнова В.И.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Завьяловой М.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отдела надзорной деятельности по Боровичскому и Любытинскому районам управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области на решение Арбитражного суда Новгородской области от 15 февраля 2013 года по делу N А44-8800/2012 (судья Киселева М.С.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Транссфера" (ОГРН 1055302039891; далее - общество, ООО "Транссфера") обратилось в Арбитражный суд Новгородской области с заявлением к Отделу надзорной деятельности по Боровичскому и Любытинскому районам управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области (далее - отдел, административный орган) об отмене предписания от 14.12.2012 N 541/1/265 в части устранения препятствий в пользовании общим имуществом.
Решением Арбитражного суда Новгородской области от 15 февраля 2013 года по делу N А44-8800/2012 заявленные требования удовлетворены.
Отдел с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на нарушение судом первой инстанции норм материального права, а также на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. Полагает, что выданное обществу предписание соответствует требованиям Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности, утвержденного приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375 (далее - Административный регламент).
Общество в отзыве на жалобу просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность судебного акта, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, отделом на основании распоряжения от 06.12.2012 N 541 (лист дела 23) в период с 12.12.2012 по 14.12.2012 проведена внеплановая выездная проверка общества по вопросу соблюдения им обязательных требований пожарной безопасности при осуществлении деятельности по адресу: г. Боровичи, ул. Московская, д. 50.
В ходе указанной проверки административным органом выявлено, что на лестничных клетках и в поэтажных коридорах 1, 2 и 3-й секций устроены кладовые и подсобные помещения. Технические помещения (шахта лифта) используется для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов.
В связи с этим отдел пришел к выводу о том, что обществом нарушены подпункт "б", "к" пункта 23, пункт 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила N 390).
По результатам проведенной проверки отделом составлен акт от 14.12.2012 N 541 (листы дела 24 - 25) и выдано предписание от 14.12.2012 N 541/1/265 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности в срок до 01.11.2013 (лист дела 26).
Общество не согласилось с вынесенным предписанием и обратилось с заявлением о его оспаривании в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о несоответствии оспариваемого предписания требованиям статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Апелляционная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции в связи со следующим.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, если полагают, что данные акты не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 данного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие органы или должностное лицо.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
Статьей 1 указанного Закона предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом. Нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
Под нарушением требований пожарной безопасности согласно вышеназванной статье понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности установлены статьей 37 Закона N 69-ФЗ, согласно которой руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В силу части 1 статьи 38 данного Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно требованиям статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, бремя содержания имущества несет его собственник. При этом законодатель не исключает возможности возложения обязанности по содержанию имущества и на иное лицо, если это предусмотрено законом или договором.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать:
- 1) соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
- 2) безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества;
- 3) доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- 4) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц;
- 5) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 12 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту общего имущества или привлекать иных лиц для оказания услуг и выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества (далее соответственно - услуги, работы) с учетом выбранного способа управления многоквартирным домом.
Согласно пункту 11 Правил N 491 в содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включается в том числе меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 ЖК РФ; путем заключения договора о содержании и ремонте общего имущества с лицами, оказывающими услуги и (или) выполняющими работы (при непосредственном управлении многоквартирным домом), - в соответствии со статьей 164 ЖК РФ (пункт 16 Правил N 491).
В силу пункта 42 данных Правил лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, собственниками помещений в многоквартирном доме 50 по ул. Московской г. Боровичи и обществом (исполнитель) заключен договор о возмездном оказании услуг по содержанию (техническому обслуживанию), текущему и капитальному ремонту многоквартирного дома от 01.08.2008 N 1-08/106, согласно которому исполнитель по заданию собственников помещений обязуется в течение согласованного сторонами срока за указанную в договоре плату оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию (техническому обслуживанию), по текущему и капитальному ремонту многоквартирного дома 50.
Управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении домом несут, ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
К общему имуществу в многоквартирном доме, принадлежащему собственникам помещений на праве общей долевой собственности, в силу статьи 36 ЖК РФ относятся помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в этом доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
Соответственно, содержание общего имущества лицом, с которым заключено такое соглашение, предполагает надлежащее содержание этого имущества с учетом соблюдения требований и пожарной безопасности, предъявляемых к содержанию такого имущества.
Содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается уполномоченной организацией независимо от воли на это собственника на основании установленной законом обязанности, исполнение которой предписывается организации, заключившей соглашение о содержании общего имущества.
Следовательно, с учетом приведенных выше норм в данном случае ООО "Транссфера" обязано осуществлять содержание имущества в силу императивных правил, предъявляемых к указанной сфере деятельности. Такие правила установлены, в частности, нормативными актами противопожарной безопасности.
На основании вышеизложенного апелляционная коллегия поддерживает вывод суда первой инстанции о том, что общество является лицом, взявшим на себя обязанность по обеспечению требований противопожарной безопасности многоквартирного дома 50 по ул. Московской г. Боровичи.
Правила N 390 содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
Согласно пункту 23 указанных Правил на объектах запрещается использовать в том числе чердаки, технические этажи, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов (подпункт "б"); устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы (подпункт "к").
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) (пункт 33 Правил N 390).
При изложенных выше обстоятельствах устранение зафиксированных проверкой нарушений обязательных требований пожарной безопасности при осуществлении деятельности по адресу: г. Боровичи, ул. Московская, д. 50, административным органом правомерно возложено на общество.
Признавая недействительным предписание отдела от 14.12.2012 N 541/1/265, суд первой инстанции сделал вывод о его неисполнимости, а также сослался на положения статьи 17 Закона N 294-ФЗ.
Однако судом не учтено следующее.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 17 Закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
Предписание выдается об устранении нарушений. Требование, изложенное в предписании, должно совпадать с предметом нарушения.
Как правильно отметил суд первой инстанции, предписание органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства должно быть законным и обоснованным, четким и понятным для исполнения.
В рассматриваемом случае апелляционная коллегия считает, что оснований для признания неисполнимым и не соответствующим статье 19 названного Закона не имеется.
В силу пункта 59 Административного регламента в случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо (должностные лица) органа Государственной противопожарной службы (далее - ГПН), проводившее (проводившие) проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано (обязаны):
- 1) с учетом разграничения ответственности и полномочий за обеспечение пожарной безопасности каждому уполномоченному должностному лицу органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, и (или) лицу (лицам), осуществляющему (осуществляющим) деятельность на проверяемом объекте защиты, а также органу власти выдать предписание (предписания) об устранении нарушения (нарушений) и (или) предписание по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения;
- 2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Сроки устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности устанавливаются должностным лицом органа ГПН с учетом характера нарушения, а также исходя из организационных и технических условий, влияющих на их устранение.
В предписании об устранении нарушений указываются:
- 1) полное наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица, фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, физического лица - правообладателя объекта защиты;
- 2) перечень выявленных нарушений и сроки их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены;
- 3) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием уполномоченного должностного лица органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи;
- 4) подписи должностного лица (должностных лиц), проводившего (проводивших) проверку.
Из содержания вышеуказанной нормы следует, что обязательное указание в предписании об устранении нарушений на действия или бездействия конкретных лиц, которые привели к нарушению, на способ и мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности не предусмотрено.
В данном случае сведения, предусмотренные Административным регламентом, в оспариваемом предписании изложены. В частности, в предписании от 14.12.2012 N 541/1/265 указаны обстоятельства нарушения, вид нарушения обязательных требований пожарной безопасности с указанием конкретного места выявленного нарушения, содержание пункта (абзац пункта) и наименование нормативного правового акта Российской Федерации и (или) нормативного документа по пожарной безопасности, требования которого нарушены, а также срок устранения нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Следовательно, содержание предписания от 14.12.2012 N 541/1/265 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности соответствует нормативным требованиям.
При этом способ устранения нарушений заявитель должен определить самостоятельно, в пределах имеющихся у него прав и обязанностей по соблюдению требований пожарной безопасности.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 указанного Кодекса, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Вместе с тем, в нарушение этих процессуальных норм обществом не предъявлено доказательств невозможности исполнения данного предписания, а также того, что установленный в нем срок устранения нарушений (01.11.2013) является недостаточным.
При таких обстоятельствах следует признать, что предписание от 14.12.2012 N 541/1/265 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, выданное обществу, соответствует действующему законодательству и не нарушает прав и законных интересов ООО "Транссфера".
Поскольку суд апелляционной инстанции пришел к выводу о правомерности вынесенного предписания, то решение суда от 15.02.2013 подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 15 февраля 2013 года по делу N А44-8800/2012 отменить.
Отказать обществу с ограниченной ответственностью "Транссфера" в признании недействительным предписания Отдела надзорной деятельности по Боровичскому и Любытинскому районам управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новгородской области от 14.12.2012 N 541/1/265 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Председательствующий
Н.В.МУРАХИНА
Судьи
Н.Н.ОСОКИНА
В.И.СМИРНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)