Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом; Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Немчаниновой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 04.03.2013 по делу N А82-6878/2012, принятое судом в составе судьи Сорокиной С.Р.
по заявлению комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля (ОГРН 1027600684100, г. Ярославль, ул. Депутатская, д. 9)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (ОГРН 1047600432219, г. Ярославль, пр. Толбухина, д. 64а),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля (далее - заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным отказа от 07.12.2012 N 20/030/2012-235 в государственной регистрации права муниципальной собственности г. Ярославля на нежилое помещение N 59 по адресу: г. Ярославль, ул. Большая Октябрьская, д. 61.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 04.03.2013 заявленные требования удовлетворены.
Управление с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе ответчик указывает, что поскольку спорное нежилое помещение передано по договору аренды от 16.02.1993 позже даты приватизации первой квартиры в многоквартирном доме N 61 по ул. Большая Октябрьская г. Ярославля, у государственного регистратора не имелось оснований для вывода о том, что спорное нежилое помещение не использовалось в качестве общего имущества на дату приватизации данной квартиры.
Заявитель отзыве на апелляционную жалобу не представил.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности N 5326 от 30.08.2011 нежилое помещение подвала N 59 площадью 26,4 кв. м по адресу г. Ярославль, ул. Большая Октябрьская, д. 61 (далее - спорное нежилое помещение) включено в реестр муниципальной собственности на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", решения малого Совета Ярославского областного Совета народных депутатов двадцать первого созыва от 30.06.1992 N 132 "О муниципальной собственности городских и районных Советов" (л.д. 8).
Согласно информации (справки), подготовленной 23.08.2011 государственным унитарным предприятием технической инвентаризации и учета недвижимости по Ярославской области (далее - информация (справка) от 23.08.2011) (л.д. 27), первичная регистрация права собственности в порядке приватизации жилых помещений по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г. Ярославль, ул. Большая Октябрьская, д. 61, была проведена 05.11.1992 на квартиру N 4 на основании договора на приобретение квартиры (дома) в личную собственность граждан от 05.11.1992 г. N 3-5057. По инвентаризационно-техническим материалам предприятия (инв. N 452) на момент первичной регистрации жилых помещений в порядке приватизации и по данным технической инвентаризации, выполненной 23.03.1988, нежилые помещения подвала N 39, 40 по адресу: г. Ярославль, ул. Большая Октябрьская, д. 61, имели следующие характеристики: классификация помещений: канцелярская; назначение помещений: N 39 - лаборатория; N 40 - склад. В результате самовольной внутренней перепланировки и самовольной смены разрешенного вида использования перечисленные нежилые помещения и по данным технической инвентаризации, выполненной 19.07.2011, составили нежилое помещение подвала N 59, которое имеет следующие характеристики: классификация: складская; назначение частей помещения: склад.
05.09.2011 Управлением получено заявление о государственной регистрации права собственности г. Ярославля на спорное нежилое помещение. Из расписки в получении документов на государственную регистрацию (л.д. 50) следует, что к заявлению приложены платежное поручение об уплате государственной пошлины, доверенность, подтверждающая полномочия лица на обращение с заявлением, кадастровый паспорт помещения, информация (справка) от 23.08.2011, а также в качестве документа, подтверждающего приобретение права собственности, представлена выписка от 30.08.2011.
04.10.2012 Управление приняло решение о приостановлении государственной регистрации права собственности на спорное нежилое помещение сроком на один месяц на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество) в связи с тем, что у государственного регистратора возникли сомнения в наличии оснований для государственной регистрации прав.
03.11.2012 на основании заявления Комитета Управлением в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество принято решение о приостановлении государственной регистрации на спорное нежилое помещение сроком на 90 календарных дней.
05.03.2012 Управление, руководствуясь абзацем 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, приняло решение об отказе в государственной регистрации права собственности на спорное нежилое помещение в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствовали требованиям действующего законодательства (далее - решение от 05.03.2012). Указанное решение формализовано в сообщении об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.03.2012). В решении указано, что, несмотря на то, что по состоянию на 23.03.1988 спорное нежилое помещение имело самостоятельное назначение, не связанное с обслуживанием жилого дома, и фактически использовалось под лабораторию и склад, документальное подтверждение фактического использования подвальных помещений, не связанного с обслуживанием многоквартирного дома, подтверждено только копией договора аренды недвижимого имущества, заключенного с индивидуальным предпринимателем, согласно которому данное помещение передано в пользование с 01.07.2002.
Не согласившись с решением Управления от 05.03.2012, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что к началу реализации гражданами права на приватизацию жилья, предусмотренного Законом РСФСР от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР", спорное помещение было учтено и сформировано как помещение для самостоятельного использования в целях, не связанных с обслуживанием жилого дома (в качестве лаборатории и склада), и то, что в материалах дела отсутствуют доказательства использования домовладельцами на тот момент данного помещения в качестве общего имущества, удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 17 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (пункт 1). Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Федерального закона о государственной регистрации).
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы) (часть 1). Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2).
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.03.2010 N 13391/09 сформулирована правовая позиция, заключающаяся в том, что правовой режим подвальных помещений, как относящихся или не относящихся к общей долевой собственности собственников помещений в жилых домах, построенных до начала действия законодательного разрешения приватизации жилищного фонда, должен определяться на дату приватизации первой квартиры в доме. В случае если по состоянию на указанный момент подвальные помещения жилого дома были предназначены (учтены, сформированы) для самостоятельного использования в целях, не связанных с обслуживанием жилого дома, и не использовались фактически в качестве общего имущества домовладельцами, то право общей долевой собственности домовладельцев на эти помещения не возникло.
Материалами дела подтверждено, что на момент приватизации первой квартиры в жилом доме N 61 по ул. Большая Октябрьская г. Ярославля спорное нежилое помещение (подвал) было учтено в качестве лаборатории и склада и, следовательно, имело самостоятельное назначение, не связанное с обслуживанием жилого дома. Доказательства того, что на момент приватизации первой квартиры спорное нежилое помещение использовались фактически в качестве общего имущества домовладельцами, в материалах дела отсутствуют.
Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности от 30.08.2011 спорное нежилое помещение включено в реестр муниципальной собственности на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и решения малого Совета Ярославского областного Совета народных депутатов от 30.06.1992 N 132 "О муниципальной собственности городских и районных Советов".
Из материалов дела следует, что вместе заявлениями о государственной регистрации права собственности спорного нежилого помещения представлены платежное поручение об уплате государственной пошлины, доверенность, подтверждающая полномочия лица на обращение с заявлением, кадастровый паспорт помещения, информация (справка) от 23.08.2011, а также в качестве документа, подтверждающего приобретение заявителем права собственности, представлена выписка от 30.08.2011.
Следовательно, заявителем на государственную регистрацию были представлены все необходимые для регистрации документы, что свидетельствует об отсутствии предусмотренных Федеральным законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество оснований для отказа в государственной регистрации права собственности г. Ярославля на спорное нежилое помещение.
Доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку спорное нежилое помещение передано по договору аренды от 16.02.1993 позже даты приватизации первой квартиры в многоквартирном доме N 61 по ул. Большая Октябрьская г. Ярославля, у государственного регистратора не имелось оснований для вывода о том, что спорное нежилое помещение не использовалось в качестве общего имущества на дату приватизации данной квартиры, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку спорное нежилое помещение на момент приватизации первой квартиры в многоквартирном жилом доме N 61 по ул. Большая Октябрьская г. Ярославля было сформировано и учтено для самостоятельного использования в целях, не связанных с обслуживанием жилого дома, и не использовались фактически в качестве общего имущества домовладельцами.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют об ошибочности обжалуемого решения.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 04.03.2013 по делу N А82-6878/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Г.Г.БУТОРИНА
Судьи
П.И.КОНОНОВ
М.В.НЕМЧАНИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 28.05.2013 ПО ДЕЛУ N А82-6878/2012
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом; Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 мая 2013 г. по делу N А82-6878/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 23 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 мая 2013 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Немчаниновой М.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области
на решение Арбитражного суда Ярославской области от 04.03.2013 по делу N А82-6878/2012, принятое судом в составе судьи Сорокиной С.Р.
по заявлению комитета по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля (ОГРН 1027600684100, г. Ярославль, ул. Депутатская, д. 9)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (ОГРН 1047600432219, г. Ярославль, пр. Толбухина, д. 64а),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
комитет по управлению муниципальным имуществом мэрии г. Ярославля (далее - заявитель, Комитет) обратился в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (далее - ответчик, Управление) о признании незаконным отказа от 07.12.2012 N 20/030/2012-235 в государственной регистрации права муниципальной собственности г. Ярославля на нежилое помещение N 59 по адресу: г. Ярославль, ул. Большая Октябрьская, д. 61.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 04.03.2013 заявленные требования удовлетворены.
Управление с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела. В апелляционной жалобе ответчик указывает, что поскольку спорное нежилое помещение передано по договору аренды от 16.02.1993 позже даты приватизации первой квартиры в многоквартирном доме N 61 по ул. Большая Октябрьская г. Ярославля, у государственного регистратора не имелось оснований для вывода о том, что спорное нежилое помещение не использовалось в качестве общего имущества на дату приватизации данной квартиры.
Заявитель отзыве на апелляционную жалобу не представил.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности N 5326 от 30.08.2011 нежилое помещение подвала N 59 площадью 26,4 кв. м по адресу г. Ярославль, ул. Большая Октябрьская, д. 61 (далее - спорное нежилое помещение) включено в реестр муниципальной собственности на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", решения малого Совета Ярославского областного Совета народных депутатов двадцать первого созыва от 30.06.1992 N 132 "О муниципальной собственности городских и районных Советов" (л.д. 8).
Согласно информации (справки), подготовленной 23.08.2011 государственным унитарным предприятием технической инвентаризации и учета недвижимости по Ярославской области (далее - информация (справка) от 23.08.2011) (л.д. 27), первичная регистрация права собственности в порядке приватизации жилых помещений по многоквартирному дому, расположенному по адресу: г. Ярославль, ул. Большая Октябрьская, д. 61, была проведена 05.11.1992 на квартиру N 4 на основании договора на приобретение квартиры (дома) в личную собственность граждан от 05.11.1992 г. N 3-5057. По инвентаризационно-техническим материалам предприятия (инв. N 452) на момент первичной регистрации жилых помещений в порядке приватизации и по данным технической инвентаризации, выполненной 23.03.1988, нежилые помещения подвала N 39, 40 по адресу: г. Ярославль, ул. Большая Октябрьская, д. 61, имели следующие характеристики: классификация помещений: канцелярская; назначение помещений: N 39 - лаборатория; N 40 - склад. В результате самовольной внутренней перепланировки и самовольной смены разрешенного вида использования перечисленные нежилые помещения и по данным технической инвентаризации, выполненной 19.07.2011, составили нежилое помещение подвала N 59, которое имеет следующие характеристики: классификация: складская; назначение частей помещения: склад.
05.09.2011 Управлением получено заявление о государственной регистрации права собственности г. Ярославля на спорное нежилое помещение. Из расписки в получении документов на государственную регистрацию (л.д. 50) следует, что к заявлению приложены платежное поручение об уплате государственной пошлины, доверенность, подтверждающая полномочия лица на обращение с заявлением, кадастровый паспорт помещения, информация (справка) от 23.08.2011, а также в качестве документа, подтверждающего приобретение права собственности, представлена выписка от 30.08.2011.
04.10.2012 Управление приняло решение о приостановлении государственной регистрации права собственности на спорное нежилое помещение сроком на один месяц на основании пункта 1 статьи 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество) в связи с тем, что у государственного регистратора возникли сомнения в наличии оснований для государственной регистрации прав.
03.11.2012 на основании заявления Комитета Управлением в соответствии с пунктом 3 статьи 19 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество принято решение о приостановлении государственной регистрации на спорное нежилое помещение сроком на 90 календарных дней.
05.03.2012 Управление, руководствуясь абзацем 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, приняло решение об отказе в государственной регистрации права собственности на спорное нежилое помещение в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствовали требованиям действующего законодательства (далее - решение от 05.03.2012). Указанное решение формализовано в сообщении об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 05.03.2012). В решении указано, что, несмотря на то, что по состоянию на 23.03.1988 спорное нежилое помещение имело самостоятельное назначение, не связанное с обслуживанием жилого дома, и фактически использовалось под лабораторию и склад, документальное подтверждение фактического использования подвальных помещений, не связанного с обслуживанием многоквартирного дома, подтверждено только копией договора аренды недвижимого имущества, заключенного с индивидуальным предпринимателем, согласно которому данное помещение передано в пользование с 01.07.2002.
Не согласившись с решением Управления от 05.03.2012, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что к началу реализации гражданами права на приватизацию жилья, предусмотренного Законом РСФСР от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РСФСР", спорное помещение было учтено и сформировано как помещение для самостоятельного использования в целях, не связанных с обслуживанием жилого дома (в качестве лаборатории и склада), и то, что в материалах дела отсутствуют доказательства использования домовладельцами на тот момент данного помещения в качестве общего имущества, удовлетворил заявленные требования.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 17 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (пункт 1). Не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации (пункт 2).
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Федерального закона о государственной регистрации).
В соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 20 Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы) (часть 1). Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (часть 2).
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.03.2010 N 13391/09 сформулирована правовая позиция, заключающаяся в том, что правовой режим подвальных помещений, как относящихся или не относящихся к общей долевой собственности собственников помещений в жилых домах, построенных до начала действия законодательного разрешения приватизации жилищного фонда, должен определяться на дату приватизации первой квартиры в доме. В случае если по состоянию на указанный момент подвальные помещения жилого дома были предназначены (учтены, сформированы) для самостоятельного использования в целях, не связанных с обслуживанием жилого дома, и не использовались фактически в качестве общего имущества домовладельцами, то право общей долевой собственности домовладельцев на эти помещения не возникло.
Материалами дела подтверждено, что на момент приватизации первой квартиры в жилом доме N 61 по ул. Большая Октябрьская г. Ярославля спорное нежилое помещение (подвал) было учтено в качестве лаборатории и склада и, следовательно, имело самостоятельное назначение, не связанное с обслуживанием жилого дома. Доказательства того, что на момент приватизации первой квартиры спорное нежилое помещение использовались фактически в качестве общего имущества домовладельцами, в материалах дела отсутствуют.
Согласно выписке из реестра объектов муниципальной собственности от 30.08.2011 спорное нежилое помещение включено в реестр муниципальной собственности на основании Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и решения малого Совета Ярославского областного Совета народных депутатов от 30.06.1992 N 132 "О муниципальной собственности городских и районных Советов".
Из материалов дела следует, что вместе заявлениями о государственной регистрации права собственности спорного нежилого помещения представлены платежное поручение об уплате государственной пошлины, доверенность, подтверждающая полномочия лица на обращение с заявлением, кадастровый паспорт помещения, информация (справка) от 23.08.2011, а также в качестве документа, подтверждающего приобретение заявителем права собственности, представлена выписка от 30.08.2011.
Следовательно, заявителем на государственную регистрацию были представлены все необходимые для регистрации документы, что свидетельствует об отсутствии предусмотренных Федеральным законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество оснований для отказа в государственной регистрации права собственности г. Ярославля на спорное нежилое помещение.
Доводы апелляционной жалобы о том, что поскольку спорное нежилое помещение передано по договору аренды от 16.02.1993 позже даты приватизации первой квартиры в многоквартирном доме N 61 по ул. Большая Октябрьская г. Ярославля, у государственного регистратора не имелось оснований для вывода о том, что спорное нежилое помещение не использовалось в качестве общего имущества на дату приватизации данной квартиры, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку спорное нежилое помещение на момент приватизации первой квартиры в многоквартирном жилом доме N 61 по ул. Большая Октябрьская г. Ярославля было сформировано и учтено для самостоятельного использования в целях, не связанных с обслуживанием жилого дома, и не использовались фактически в качестве общего имущества домовладельцами.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции и не свидетельствуют об ошибочности обжалуемого решения.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Вопрос об уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в силу положений подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации судом апелляционной инстанции не рассматривался.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 04.03.2013 по делу N А82-6878/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Г.Г.БУТОРИНА
Судьи
П.И.КОНОНОВ
М.В.НЕМЧАНИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)