Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Бросова Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Яковлевой В.В.
судей Евдокименко А.А., Черкуновой Л.В.
с участием прокурора Тихоновой Ю.В.
при секретаре А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Кировского районного суда г. Самары от 29 марта 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Департамента управления имуществом городского округа Самара к Л.Л.И., Л.О.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО3, ФИО4 о выселении из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, отказать.
Встречные исковые требования Л.Л.И., Л.О.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО3, ФИО4 к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о предоставлении жилого помещения, удовлетворить частично.
Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Л.Л.И. с составом семьи 6 человек - Л.О.В., ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, вне очереди жилое помещение, в границах городского округа Самары, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по договору социального найма по нормам, установленным действующим законодательством".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Яковлевой В.В., возражения на жалобу представителя Л.Л.И., Л.О.В., Л.Т., А.П.- С. (по доверенностям), заключение прокурора Тихоновой Ю.В., полагавшей решение суда изменить в части внеочередного предоставления жилой площади Л.Л.И., судебная коллегия
установила:
Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в суд с иском к ответчикам о выселении из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения. В исковом заявлении указал, что Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Вышеуказанный дом включен в долгосрочную целевую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории округа Самара" на 2011 - 2015 года, утвержденную Постановлением Администрации г.о. Самара от 01.07.2011 г. N 741. Финансирование Программы целевое и осуществлялось за счет средств бюджетов городского округа Самара, Самарской области и федерального бюджета. В целях обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации вышеуказанной Программы был заключен муниципальный контракт от 03.12.2012 г. N 126143, согласно которому в Красноглинском районе города Самара были переданы в муниципальную собственность дома, расположенные в микрорайоне Крутые ключи. Переселение нанимателей жилых помещений, расположенных в аварийном жилищном фонде, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", производится в соответствии со ст. 86, 89 ЖК РФ. Л.Л.И. является нанимателем одной комнаты, жилой площадью 15 кв. м в коммунальной квартире, общей площадью 51,0 кв. м, расположенной по адресу: <адрес> что подтверждается копией лицевого счета и копией справки о составе семьи. В указанном жилом помещении проживают: Л.Л.И. (наниматель), Л.О.В. (внучка), ФИО2 (внучка), ФИО4 (муж внучки), ФИО3 (правнук), ФИО1 (правнук). В рамках реализации Программы Департаментом Л.Л.И. на состав семьи 6 человек предложено жилое помещение: однокомнатная квартира общей площадью 37,40 кв. м, расположенная по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается смотровым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ От предложенного жилого помещения Л.Л.И. отказалась, что подтверждается письменным объяснением в смотровом уведомлении. Все требования законодательства, Департаментом исполнены в полном объеме.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд выселить Л.Л.И., Л.О.В., ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Л.Л.И., Л.О.В.,ФИО2 ФИО4 обратились в суд со встречным иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что в силу ст. 57 ЖК РФ имеют право на внеочередное предоставление им жилого помещения. Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимости от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). С иском Департамента управления имуществом г.о. Самара не согласны, так как в квартире проживают 6 человек, фактически семья состоит из 3-х семей, и они стоят в очереди, как малоимущие на улучшение жилищных условий и Л.Л.И. в очереди, как инвалид, поэтому считают, что предложенное жилое помещение не отвечает уровню благоустроенности. Л.Л.И. является <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с Законом Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области". На ДД.ММ.ГГГГ в списке граждан N Распоряжением администрации Кировского района от ДД.ММ.ГГГГ N Л.Л.И. принята на учет в качестве нуждающееся в жилом помещении муниципального жилищного фонда составом семьи 7 человек.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истцы (по встречному иску), уточнив исковые требования просили суд исковые требования Департамента управления имуществом городского округа Самары удовлетворить частично, выселить семью Л.Л.И. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> с предоставлением по договору социального найма Л.Л.И. однокомнатной квартиры общей площадью не менее 26 кв. м, Л.О.В. и ФИО1 - двухкомнатной квартиры общей площадью не менее 28 кв. м, ФИО2 ФИО4., ФИО3 двухкомнатной квартиры общей площадью не менее 32 кв. м. Помещения должны быть благоустроенными и находиться в черте городского округа Самары (л.д. 73 - 74).
Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом городского округа Самара просит решение суда отменить, считает, что вывод суда в части предоставления семье Л. вне очереди жилого помещения по норме предоставления является необоснованным, так как порядок переселения граждан из аварийного жилого помещения носит компенсационный характер, не предусматривает улучшение жилищных условий.
В заседание судебной коллегии представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара не явился, о времени и месте судебного заседания извещен правильно и своевременно, о причинах неявки не сообщил.
Представитель Л.Л.И. и Л.О.В., ФИО2., ФИО4 - по доверенности С., возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Прокурор Тихонова Ю.В. в заседании судебной коллегии просила решение суда изменить в части предоставления вне очереди жилой площади семье Л.Л.И., считает, что жилое помещение вне очереди должно быть предоставлено семье Л.Л.И. на состав семьи три человека, так как с таким составом семьи она поставлена на учет на внеочередное предоставление жилой площади.
Судебная коллегия, заслушав объяснения представителя ответчиков, заключение прокурора, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит изменению.
В соответствии со ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно частям 1 и 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Из материалов дела усматривается, что Л.Л.И. является нанимателем одной комнаты жилой площадью 15 кв. м в коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается копией лицевого счета и копией справки о составе семьи (л.д. 4, 7). Заключением от ДД.ММ.ГГГГ N межведомственной комиссии, признан многоквартирный дом <адрес> аварийным и подлежащим сносу, (л.д. 90 - 91). Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N многоквартирный дом N расположенный по вышеуказанному адресу, признан аварийным и подлежащим сносу. П. 3 данного распоряжения установлен срок для сноса аварийного многоквартирного дома в течение 3-х месяцев с даты подписания настоящего распоряжения. П. 4 рекомендовано Департаменту управления имуществом городского округа Самары предоставить до конца ДД.ММ.ГГГГ гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от 17.02.2010 года N 240/02-р о внесении изменений, п. 4 изложен - отселение физических лиц завершить до конца ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от 02.03.2012 года N 403 изложено -Департаменту управления имуществом городского округа Самары предоставить до ДД.ММ.ГГГГ другие жилые помещения в соответствии с жилищным законодательством гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма (л.д. 87, 88, 89). Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от 20.12.2012 г. главой городского округа Самара разрешено ввести в эксплуатацию построенные объекты капитального строительства: малоэтажные жилые дома А-8 - жилые дома N, N, N, N по ГП, расположенного по адресу: <адрес>, дома N, N, N, N, N, N (л.д. 10 - 13). Л.Л.И. на семью из 8 человек предложено жилое помещение: однокомнатная квартиры общей площадью 37,40 кв. м, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается смотровым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ. От предложенного жилого помещения Л.Л.И. отказалась (л.д. 5).
Судом первой инстанции установлено, что Департаментом управления имуществом городского округа Самара не представлено доказательств, подтверждающих, что предложенное ответчикам жилое помещение передано в муниципальную собственность, произведена государственная регистрация права собственности муниципального образования, помещение свободно от притязаний третьих лиц, готово к заселению, пригодно к проживанию, оснащено инженерными системами, является благоустроенным применительно к условиям г. Самара, отвечает градостроительным нормам и правилам, санитарным нормам и правилам, соответствует требованиям технических регламентов, является равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно отказал Департаменту управления имуществом городского округа Самара в иске о выселении ответчиков с предоставлением жилого помещения по указанному выше адресу.
Материалами дела установлено, что Постановлением N от ДД.ММ.ГГГГ Администрации городского округа Самары в список граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях и принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" включена Л.Л.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, состав семьи 3 человека, в том числе дочь Л.О.В., внук ФИО1, проживает в комнате общей площадью 22,97 кв. м в коммунальной квартире по адресу: <адрес>, всего в данном жилом помещении зарегистрированы 6 человек, (л.д. 80).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что доводы Л.Л.И. о том, что ей и членам ее семьи должны быть предоставлены 3 квартиры, поскольку они не являются членами одной семьи, и она стоит на учете как инвалид, суд обоснованно не принял во внимание, поскольку предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете.
Установив, что Л.Л.И. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади, суд пришел к правильному выводу о том, что указанные требования подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, обязывая Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Л.Л.И. с составом семьи 6 человек - Л.О.В., ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, вне очереди жилое помещение, в границах городского округа Самары, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по договору социального найма по нормам, установленным действующим законодательством, суд первой инстанции не принял во внимание, что в соответствии с Постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N Л.Л.И. <данные изъяты> принята на учет для внеочередного предоставления жилой площади с составом семьи три человека, в том числе дочь Л.О.В., внук ФИО1 (л.д. 80).
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что в этой части решение суда подлежит изменению, абзац третий резолютивной части решения изложению в следующей редакции: "Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Л.Л.И. с составом семьи 3 человека - Л.О.В., ФИО1 вне очереди жилое помещение, в границах городского округа Самары, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по договору социального найма по нормам, установленным действующим законодательством".
Доводы апелляционной жалобы Департамента управления имуществом городского округа Самара о незаконности судебного решения несостоятельны, основаны на неправильном толковании норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Самары от 29 марта 2013 года изменить.
Изложить абзац третий резолютивной части решения в следующей редакции:
"Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Л.Л.И. с составом семьи 3 человека - Л.О.В., ФИО1 вне очереди жилое помещение, в границах городского округа Самары, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по договору социального найма по нормам, установленным действующим законодательством".
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМАРСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 04.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4985/2013
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 июня 2013 г. по делу N 33-4985/2013
Судья Бросова Н.В.
Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Яковлевой В.В.
судей Евдокименко А.А., Черкуновой Л.В.
с участием прокурора Тихоновой Ю.В.
при секретаре А.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Кировского районного суда г. Самары от 29 марта 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Департамента управления имуществом городского округа Самара к Л.Л.И., Л.О.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО3, ФИО4 о выселении из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, отказать.
Встречные исковые требования Л.Л.И., Л.О.В., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО1, ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО3, ФИО4 к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о предоставлении жилого помещения, удовлетворить частично.
Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Л.Л.И. с составом семьи 6 человек - Л.О.В., ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, вне очереди жилое помещение, в границах городского округа Самары, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по договору социального найма по нормам, установленным действующим законодательством".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Яковлевой В.В., возражения на жалобу представителя Л.Л.И., Л.О.В., Л.Т., А.П.- С. (по доверенностям), заключение прокурора Тихоновой Ю.В., полагавшей решение суда изменить в части внеочередного предоставления жилой площади Л.Л.И., судебная коллегия
установила:
Департамент управления имуществом городского округа Самара обратился в суд с иском к ответчикам о выселении из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения. В исковом заявлении указал, что Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Вышеуказанный дом включен в долгосрочную целевую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории округа Самара" на 2011 - 2015 года, утвержденную Постановлением Администрации г.о. Самара от 01.07.2011 г. N 741. Финансирование Программы целевое и осуществлялось за счет средств бюджетов городского округа Самара, Самарской области и федерального бюджета. В целях обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации вышеуказанной Программы был заключен муниципальный контракт от 03.12.2012 г. N 126143, согласно которому в Красноглинском районе города Самара были переданы в муниципальную собственность дома, расположенные в микрорайоне Крутые ключи. Переселение нанимателей жилых помещений, расположенных в аварийном жилищном фонде, в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2007 г. N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", производится в соответствии со ст. 86, 89 ЖК РФ. Л.Л.И. является нанимателем одной комнаты, жилой площадью 15 кв. м в коммунальной квартире, общей площадью 51,0 кв. м, расположенной по адресу: <адрес> что подтверждается копией лицевого счета и копией справки о составе семьи. В указанном жилом помещении проживают: Л.Л.И. (наниматель), Л.О.В. (внучка), ФИО2 (внучка), ФИО4 (муж внучки), ФИО3 (правнук), ФИО1 (правнук). В рамках реализации Программы Департаментом Л.Л.И. на состав семьи 6 человек предложено жилое помещение: однокомнатная квартира общей площадью 37,40 кв. м, расположенная по адресу: <данные изъяты>, что подтверждается смотровым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ От предложенного жилого помещения Л.Л.И. отказалась, что подтверждается письменным объяснением в смотровом уведомлении. Все требования законодательства, Департаментом исполнены в полном объеме.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд выселить Л.Л.И., Л.О.В., ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Л.Л.И., Л.О.В.,ФИО2 ФИО4 обратились в суд со встречным иском к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения, мотивируя свои требования тем, что в силу ст. 57 ЖК РФ имеют право на внеочередное предоставление им жилого помещения. Данная норма закона не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимости от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди, тем более от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). С иском Департамента управления имуществом г.о. Самара не согласны, так как в квартире проживают 6 человек, фактически семья состоит из 3-х семей, и они стоят в очереди, как малоимущие на улучшение жилищных условий и Л.Л.И. в очереди, как инвалид, поэтому считают, что предложенное жилое помещение не отвечает уровню благоустроенности. Л.Л.И. является <данные изъяты>, с ДД.ММ.ГГГГ, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилых помещениях в соответствии с Законом Самарской области от 11.07.2006 г. N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области". На ДД.ММ.ГГГГ в списке граждан N Распоряжением администрации Кировского района от ДД.ММ.ГГГГ N Л.Л.И. принята на учет в качестве нуждающееся в жилом помещении муниципального жилищного фонда составом семьи 7 человек.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истцы (по встречному иску), уточнив исковые требования просили суд исковые требования Департамента управления имуществом городского округа Самары удовлетворить частично, выселить семью Л.Л.И. из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> с предоставлением по договору социального найма Л.Л.И. однокомнатной квартиры общей площадью не менее 26 кв. м, Л.О.В. и ФИО1 - двухкомнатной квартиры общей площадью не менее 28 кв. м, ФИО2 ФИО4., ФИО3 двухкомнатной квартиры общей площадью не менее 32 кв. м. Помещения должны быть благоустроенными и находиться в черте городского округа Самары (л.д. 73 - 74).
Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом городского округа Самара просит решение суда отменить, считает, что вывод суда в части предоставления семье Л. вне очереди жилого помещения по норме предоставления является необоснованным, так как порядок переселения граждан из аварийного жилого помещения носит компенсационный характер, не предусматривает улучшение жилищных условий.
В заседание судебной коллегии представитель Департамента управления имуществом городского округа Самара не явился, о времени и месте судебного заседания извещен правильно и своевременно, о причинах неявки не сообщил.
Представитель Л.Л.И. и Л.О.В., ФИО2., ФИО4 - по доверенности С., возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Прокурор Тихонова Ю.В. в заседании судебной коллегии просила решение суда изменить в части предоставления вне очереди жилой площади семье Л.Л.И., считает, что жилое помещение вне очереди должно быть предоставлено семье Л.Л.И. на состав семьи три человека, так как с таким составом семьи она поставлена на учет на внеочередное предоставление жилой площади.
Судебная коллегия, заслушав объяснения представителя ответчиков, заключение прокурора, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит изменению.
В соответствии со ст. 86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Согласно частям 1 и 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 данного Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.
Из материалов дела усматривается, что Л.Л.И. является нанимателем одной комнаты жилой площадью 15 кв. м в коммунальной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, что подтверждается копией лицевого счета и копией справки о составе семьи (л.д. 4, 7). Заключением от ДД.ММ.ГГГГ N межведомственной комиссии, признан многоквартирный дом <адрес> аварийным и подлежащим сносу, (л.д. 90 - 91). Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N многоквартирный дом N расположенный по вышеуказанному адресу, признан аварийным и подлежащим сносу. П. 3 данного распоряжения установлен срок для сноса аварийного многоквартирного дома в течение 3-х месяцев с даты подписания настоящего распоряжения. П. 4 рекомендовано Департаменту управления имуществом городского округа Самары предоставить до конца ДД.ММ.ГГГГ гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма, другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от 17.02.2010 года N 240/02-р о внесении изменений, п. 4 изложен - отселение физических лиц завершить до конца ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от 02.03.2012 года N 403 изложено -Департаменту управления имуществом городского округа Самары предоставить до ДД.ММ.ГГГГ другие жилые помещения в соответствии с жилищным законодательством гражданам, занимающим жилые помещения по договорам социального найма (л.д. 87, 88, 89). Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от 20.12.2012 г. главой городского округа Самара разрешено ввести в эксплуатацию построенные объекты капитального строительства: малоэтажные жилые дома А-8 - жилые дома N, N, N, N по ГП, расположенного по адресу: <адрес>, дома N, N, N, N, N, N (л.д. 10 - 13). Л.Л.И. на семью из 8 человек предложено жилое помещение: однокомнатная квартиры общей площадью 37,40 кв. м, расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается смотровым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ. От предложенного жилого помещения Л.Л.И. отказалась (л.д. 5).
Судом первой инстанции установлено, что Департаментом управления имуществом городского округа Самара не представлено доказательств, подтверждающих, что предложенное ответчикам жилое помещение передано в муниципальную собственность, произведена государственная регистрация права собственности муниципального образования, помещение свободно от притязаний третьих лиц, готово к заселению, пригодно к проживанию, оснащено инженерными системами, является благоустроенным применительно к условиям г. Самара, отвечает градостроительным нормам и правилам, санитарным нормам и правилам, соответствует требованиям технических регламентов, является равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно отказал Департаменту управления имуществом городского округа Самара в иске о выселении ответчиков с предоставлением жилого помещения по указанному выше адресу.
Материалами дела установлено, что Постановлением N от ДД.ММ.ГГГГ Администрации городского округа Самары в список граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях и принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года N 87-ГД "Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области" включена Л.Л.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, <данные изъяты>, состав семьи 3 человека, в том числе дочь Л.О.В., внук ФИО1, проживает в комнате общей площадью 22,97 кв. м в коммунальной квартире по адресу: <адрес>, всего в данном жилом помещении зарегистрированы 6 человек, (л.д. 80).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что доводы Л.Л.И. о том, что ей и членам ее семьи должны быть предоставлены 3 квартиры, поскольку они не являются членами одной семьи, и она стоит на учете как инвалид, суд обоснованно не принял во внимание, поскольку предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете.
Установив, что Л.Л.И. имеет право на внеочередное предоставление жилой площади, суд пришел к правильному выводу о том, что указанные требования подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, обязывая Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Л.Л.И. с составом семьи 6 человек - Л.О.В., ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, вне очереди жилое помещение, в границах городского округа Самары, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по договору социального найма по нормам, установленным действующим законодательством, суд первой инстанции не принял во внимание, что в соответствии с Постановлением Администрации городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N Л.Л.И. <данные изъяты> принята на учет для внеочередного предоставления жилой площади с составом семьи три человека, в том числе дочь Л.О.В., внук ФИО1 (л.д. 80).
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что в этой части решение суда подлежит изменению, абзац третий резолютивной части решения изложению в следующей редакции: "Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Л.Л.И. с составом семьи 3 человека - Л.О.В., ФИО1 вне очереди жилое помещение, в границах городского округа Самары, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по договору социального найма по нормам, установленным действующим законодательством".
Доводы апелляционной жалобы Департамента управления имуществом городского округа Самара о незаконности судебного решения несостоятельны, основаны на неправильном толковании норм материального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кировского районного суда г. Самары от 29 марта 2013 года изменить.
Изложить абзац третий резолютивной части решения в следующей редакции:
"Обязать Департамент управления имуществом городского округа Самара предоставить Л.Л.И. с составом семьи 3 человека - Л.О.В., ФИО1 вне очереди жилое помещение, в границах городского округа Самары, благоустроенное применительно к условиям данного населенного пункта, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям по договору социального найма по нормам, установленным действующим законодательством".
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)