Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Жилищная компания "Лидер М"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.08.2012 по делу N А29-4795/2011, принятое судом в составе судьи Галаевой Т.И.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Жилищная компания "Лидер М" (ОГРН 1071108003273, Республика Коми, г. Сосногорск, ул. Гайдара, д. 6)
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в городе Ухте (Республика Коми, г. Сосногорск, ул. Молодежная, д. 10а),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Жилищная компания "Лидер М" (далее - заявитель, Общество, ООО ЖК "Лидер М") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в городе Ухте (далее - ответчик, Территориальный отдел, административный орган) с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным предписания от 07.04.2011 N 25 в части пунктов 3, 4, 5.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 27.08.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО ЖК "Лидер М" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что ООО ЖК "Лидер М" не оказывает коммунальные услуги; пункт 5.1.2 договоров управления многоквартирными домами не подменяет и не исключает применение норм Закона о защите прав потребителей; в пункте 8.4 договоров управления перечислены случаи досрочного расторжения договоров по инициативе собственников при отсутствии в действиях управляющей организации вины по несоблюдению условий договоров управления.
Территориальный отдел в отзыве на апелляционную жалобу решение суда считает законным и обоснованным, просит рассмотреть дело без участия своего представителя.
Заявитель явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решением Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, с 06.04.2011 по 07.04.2011 Территориальным отделом на основании распоряжения от 11.03.2011 (том 1, л.д. 46-47) проведена плановая проверка ООО ЖК "Лидер М" по вопросам соблюдения санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей. По результатам проверки составлен акт от 07.04.2011 (том 1, л.д. 75-79), где отражено, что на территории Сосногорского района ООО ЖК "Лидер М" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе в 5 микрорайоне города Сосногорска. В представленных заявителем проекте договора управления (том 1, л.д. 51-54) и в договорах управления конкретными домами NN 14, 15 в 5-м микрорайоне г. Сосногорска (том 1, л.д. 57-59, 60-62) не указаны сведения о государственной регистрации исполнителя, о режиме работы, адресе и номерах телефонов диспетчерской, аварийной или диспетчерско-аварийной служб, о порядке и форме оплаты коммунальных услуг, о параметрах качества предоставления коммунальных услуг, о предельных сроках устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг гражданам, о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд, что противоречит статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), подпункта "п" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам); в пункт 5.1.2 проекта договора управления и договоров управления многоквартирными домами NN 14, 15 в 5-м микрорайоне г. Сосногорска включено условие, ущемляющее права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, о том, что если общим собранием собственников помещений работа управляющей организации признается неудовлетворительной, управляющей организации выносится предупреждение и дается определенный общим собранием собственников помещений срок для улучшения работы, что противоречит части 8.1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьям 16, 29 Закона о защите прав потребителей; пункт 8.4 проекта договора управления и договоров управления многоквартирными домами NN 14, 15 в 5-м микрорайоне г. Сосногорска предусматривает только два случая досрочного расторжения договора по инициативе собственников и только при условии возмещения собственниками помещений управляющей организации неустойки в размере месячной стоимости работ и услуг, формирующей цену договора в месяц, следующий за месяцем, в котором расторгается договор, а также компенсации затрат, направленных управляющей организацией на инвестирование в общее имущество дома, что не соответствует частям 8.1, 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьям 16, 29, 32 Закона о защите прав потребителей.
07.04.2011 Территориальным отделом Обществу выдано предписание об устранении нарушений законодательства о защите прав потребителей (том 1, л.д. 80-81). В пунктах 3, 4, 5 указанного предписания на заявителя возложены обязанности, в том числе: обеспечить наличие в договорах управления многоквартирными домами сведений о государственной регистрации исполнителя, о режиме работы, адресе и номерах телефонов диспетчерской, аварийной или диспетчерско-аварийной служб, о порядке и форме оплаты коммунальных услуг, о параметрах качества предоставления коммунальных услуг, о предельных сроках устранения аварий и иных нарушений Порядка предоставления коммунальных услуг гражданам, о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд (пункт 3); исключить из договоров управления многоквартирными домами пункт 5.1.2, содержащий условие, ущемляющее права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, а именно о том, что если общим собранием собственников помещений работа управляющей организации признается неудовлетворительной, управляющей организации выносится предупреждение и дается определенный общим собранием собственников срок для улучшения работы (пункт 4); исключить из договоров управления многоквартирными домами пункт 8.4, содержащий только два случая досрочного расторжения договора по инициативе собственников и только при условии возмещения собственниками помещений управляющей организации неустойки в размере месячной стоимости работ и услуг, формирующей цену договора в месяц, следующий за месяцем, в котором расторгается договор, а также компенсации затрат, направленных управляющей организацией на инвестирование в общее имущество дома (пункт 5).
Не согласившись с пунктами 3, 4, 5 указанного предписания, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что пункты 3, 4, 5 предписания Территориального отдела от 07.04.2011 не противоречат законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Из пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что существенными условиями договора являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно пункту 1, подпункту "п" пункта 49 Правил оказания коммунальных услуг гражданам настоящие правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (пункт 1). Исполнитель обязан, в том числе предоставить потребителю следующую информацию об исполнителе: наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, а для индивидуального предпринимателя - дополнительно сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы (размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); порядок и форма оплаты коммунальных услуг (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех посетителей); параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информация о настоящих Правилах (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей); сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд (указываются в договоре); наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих правил (подпункт "п" пункта 49).
Материалами дела подтверждено, что в проекте договора управления и в договорах управления домами N 14 и N 15 в 5-м микрорайоне г. Сосногорска не указана вся информация, определенная в подпункте "п" пункта 49 Правил оказания коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с частями 8.1, 8.2 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом (часть 8.1). Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом (часть 8.2). Следовательно, неотъемлемым правом собственников помещений в многоквартирном доме является возможность отказаться от исполнения договора на основании решения общего собрания собственников в случаях, предусмотренных частями 8.1 и 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне зависимости от согласия управляющей организации.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона о защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона о защите прав потребителей потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе потребовать, в том числе безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги). Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора. Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Согласно статье 32 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Из материалов дела следует, что в пункты 5.1.2, 8.4 проекта договора управления и в договоры управления домами N 14 и N 15 включены условия, ущемляющее права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей. Указанные нарушения выразились в том, что пункт 8.4 предусматривает только два случая досрочного расторжения договора по инициативе собственников и только при условии возмещения собственниками помещений управляющей организации неустойки в размере месячной стоимости работ и услуг, формирующей цену договора в месяц, следующий за месяцем, в котором расторгается договор, а также компенсации затрат, направленных управляющей организацией на инвестирование в общее имущество дома; пункт 5.1.2 содержит условие о том, что если общим собранием собственников помещений работа управляющей организации признается неудовлетворительной, управляющей организации выносится предупреждение и дается определенный общим собранием собственников помещений срок для улучшения работы.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции не имел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ООО ЖК "Лидер М" не оказывает на основании договоров управления коммунальные услуги; в силу пункта 2 Правил оказания коммунальных услуг гражданам действие данных правил не распространяется на деятельность Общества, отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2). В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация (часть 3).
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам определено, что под исполнителем следует понимать юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, предоставляющих коммунальные услуги, производящих или приобретающих коммунальные ресурсы и отвечающих за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Из пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам следует, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах.
Таким образом, по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязана, в том числе обеспечить предоставление в необходимых объемах коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам. Договор управления многоквартирным домом должен содержать перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
Из акта проверки от 07.04.2011 следует, что в качестве исполнителя коммунальных услуг Общество имеет следующие договоры с ресурсоснабжающими организациями: договор энергоснабжения от 01.02.2008 N 217 на поставку электрической энергии потребителям в домах 5 и 6 микрорайонов г. Сосногорска; соглашение о взаимодействии от 20.08.2008 N 2, регулирующее отношения между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией по обеспечению бесперебойного и качественного снабжения жилых домов тепловой энергией и горячей водой.
Доводы апелляционной жалобы о том, что пункт 5.1.2 договоров управления не подменяет и не исключает применение норм Закона о защите прав потребителей; в пункте 8.4 договоров управления перечислены случаи досрочного расторжения договоров по инициативе собственников при отсутствии в действиях управляющей организации вины по несоблюдению условий договоров управления, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку содержание указанных пунктов ограничивает возможность реализации собственниками прав, установленными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой остаются на ее заявителе.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.08.2012 по делу N А29-4795/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Жилищная компания "Лидер М" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Г.Г.БУТОРИНА
Судьи
П.И.КОНОНОВ
А.В.КАРАВАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВТОРОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.12.2012 ПО ДЕЛУ N А29-4795/2011
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВТОРОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2012 г. по делу N А29-4795/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2012 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Буториной Г.Г.,
судей Кононова П.И., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шестаковой М.О.,
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Жилищная компания "Лидер М"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.08.2012 по делу N А29-4795/2011, принятое судом в составе судьи Галаевой Т.И.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Жилищная компания "Лидер М" (ОГРН 1071108003273, Республика Коми, г. Сосногорск, ул. Гайдара, д. 6)
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в городе Ухте (Республика Коми, г. Сосногорск, ул. Молодежная, д. 10а),
о признании недействительным ненормативного правового акта,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Жилищная компания "Лидер М" (далее - заявитель, Общество, ООО ЖК "Лидер М") обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в городе Ухте (далее - ответчик, Территориальный отдел, административный орган) с требованиями, уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным предписания от 07.04.2011 N 25 в части пунктов 3, 4, 5.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 27.08.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО ЖК "Лидер М" с принятым решением суда не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права. В апелляционной жалобе заявитель указывает, что ООО ЖК "Лидер М" не оказывает коммунальные услуги; пункт 5.1.2 договоров управления многоквартирными домами не подменяет и не исключает применение норм Закона о защите прав потребителей; в пункте 8.4 договоров управления перечислены случаи досрочного расторжения договоров по инициативе собственников при отсутствии в действиях управляющей организации вины по несоблюдению условий договоров управления.
Территориальный отдел в отзыве на апелляционную жалобу решение суда считает законным и обоснованным, просит рассмотреть дело без участия своего представителя.
Заявитель явку своего представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.
Законность решением Арбитражного суда Республики Коми проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, с 06.04.2011 по 07.04.2011 Территориальным отделом на основании распоряжения от 11.03.2011 (том 1, л.д. 46-47) проведена плановая проверка ООО ЖК "Лидер М" по вопросам соблюдения санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей. По результатам проверки составлен акт от 07.04.2011 (том 1, л.д. 75-79), где отражено, что на территории Сосногорского района ООО ЖК "Лидер М" осуществляет деятельность по управлению многоквартирными домами, в том числе в 5 микрорайоне города Сосногорска. В представленных заявителем проекте договора управления (том 1, л.д. 51-54) и в договорах управления конкретными домами NN 14, 15 в 5-м микрорайоне г. Сосногорска (том 1, л.д. 57-59, 60-62) не указаны сведения о государственной регистрации исполнителя, о режиме работы, адресе и номерах телефонов диспетчерской, аварийной или диспетчерско-аварийной служб, о порядке и форме оплаты коммунальных услуг, о параметрах качества предоставления коммунальных услуг, о предельных сроках устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг гражданам, о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд, что противоречит статье 432 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), подпункта "п" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг гражданам); в пункт 5.1.2 проекта договора управления и договоров управления многоквартирными домами NN 14, 15 в 5-м микрорайоне г. Сосногорска включено условие, ущемляющее права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, о том, что если общим собранием собственников помещений работа управляющей организации признается неудовлетворительной, управляющей организации выносится предупреждение и дается определенный общим собранием собственников помещений срок для улучшения работы, что противоречит части 8.1 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьям 16, 29 Закона о защите прав потребителей; пункт 8.4 проекта договора управления и договоров управления многоквартирными домами NN 14, 15 в 5-м микрорайоне г. Сосногорска предусматривает только два случая досрочного расторжения договора по инициативе собственников и только при условии возмещения собственниками помещений управляющей организации неустойки в размере месячной стоимости работ и услуг, формирующей цену договора в месяц, следующий за месяцем, в котором расторгается договор, а также компенсации затрат, направленных управляющей организацией на инвестирование в общее имущество дома, что не соответствует частям 8.1, 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьям 16, 29, 32 Закона о защите прав потребителей.
07.04.2011 Территориальным отделом Обществу выдано предписание об устранении нарушений законодательства о защите прав потребителей (том 1, л.д. 80-81). В пунктах 3, 4, 5 указанного предписания на заявителя возложены обязанности, в том числе: обеспечить наличие в договорах управления многоквартирными домами сведений о государственной регистрации исполнителя, о режиме работы, адресе и номерах телефонов диспетчерской, аварийной или диспетчерско-аварийной служб, о порядке и форме оплаты коммунальных услуг, о параметрах качества предоставления коммунальных услуг, о предельных сроках устранения аварий и иных нарушений Порядка предоставления коммунальных услуг гражданам, о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд (пункт 3); исключить из договоров управления многоквартирными домами пункт 5.1.2, содержащий условие, ущемляющее права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, а именно о том, что если общим собранием собственников помещений работа управляющей организации признается неудовлетворительной, управляющей организации выносится предупреждение и дается определенный общим собранием собственников срок для улучшения работы (пункт 4); исключить из договоров управления многоквартирными домами пункт 8.4, содержащий только два случая досрочного расторжения договора по инициативе собственников и только при условии возмещения собственниками помещений управляющей организации неустойки в размере месячной стоимости работ и услуг, формирующей цену договора в месяц, следующий за месяцем, в котором расторгается договор, а также компенсации затрат, направленных управляющей организацией на инвестирование в общее имущество дома (пункт 5).
Не согласившись с пунктами 3, 4, 5 указанного предписания, заявитель обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, установив, что пункты 3, 4, 5 предписания Территориального отдела от 07.04.2011 не противоречат законодательству и не нарушают права и законные интересы заявителя, в удовлетворении заявленных требований отказал.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Из пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что существенными условиями договора являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
Согласно пункту 1, подпункту "п" пункта 49 Правил оказания коммунальных услуг гражданам настоящие правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении и порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (пункт 1). Исполнитель обязан, в том числе предоставить потребителю следующую информацию об исполнителе: наименование, место нахождения (адрес его постоянно действующего исполнительного органа), сведения о государственной регистрации, режим работы, фамилия, имя и отчество руководителя, а для индивидуального предпринимателя - дополнительно сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); адреса и номера телефонов диспетчерской, аварийной или аварийно-диспетчерской служб (указываются в договоре, а также размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); размеры тарифов на коммунальные услуги, надбавок к тарифам и реквизиты нормативных правовых актов, на основании которых применяются тарифы (размещаются на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, а также на досках объявлений, расположенных вблизи жилых домов); порядок и форма оплаты коммунальных услуг (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех посетителей); параметры качества предоставления коммунальных услуг, предельные сроки устранения аварий и иных нарушений порядка предоставления коммунальных услуг, установленные законодательством Российской Федерации, а также информация о настоящих Правилах (указываются в договоре, а также размещаются на доске объявлений в помещении исполнителя в месте, доступном для всех потребителей); сведения о максимально допустимой мощности приборов, оборудования и бытовых машин, которые может использовать потребитель для удовлетворения бытовых нужд (указываются в договоре); наименования, адреса и телефоны федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и подразделений), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, уполномоченных осуществлять контроль за соблюдением настоящих правил (подпункт "п" пункта 49).
Материалами дела подтверждено, что в проекте договора управления и в договорах управления домами N 14 и N 15 в 5-м микрорайоне г. Сосногорска не указана вся информация, определенная в подпункте "п" пункта 49 Правил оказания коммунальных услуг гражданам.
В соответствии с частями 8.1, 8.2 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, предусмотренного частями 4 и 13 статьи 161 настоящего Кодекса, по истечении каждого последующего года со дня заключения указанного договора в случае, если до истечения срока действия такого договора общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме принято решение о выборе или об изменении способа управления этим домом (часть 8.1). Собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом (часть 8.2). Следовательно, неотъемлемым правом собственников помещений в многоквартирном доме является возможность отказаться от исполнения договора на основании решения общего собрания собственников в случаях, предусмотренных частями 8.1 и 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, вне зависимости от согласия управляющей организации.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона о защите прав потребителей условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Закона о защите прав потребителей потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе потребовать, в том числе безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги). Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора. Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
Согласно статье 32 Закона о защите прав потребителей потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору.
Из материалов дела следует, что в пункты 5.1.2, 8.4 проекта договора управления и в договоры управления домами N 14 и N 15 включены условия, ущемляющее права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей. Указанные нарушения выразились в том, что пункт 8.4 предусматривает только два случая досрочного расторжения договора по инициативе собственников и только при условии возмещения собственниками помещений управляющей организации неустойки в размере месячной стоимости работ и услуг, формирующей цену договора в месяц, следующий за месяцем, в котором расторгается договор, а также компенсации затрат, направленных управляющей организацией на инвестирование в общее имущество дома; пункт 5.1.2 содержит условие о том, что если общим собранием собственников помещений работа управляющей организации признается неудовлетворительной, управляющей организации выносится предупреждение и дается определенный общим собранием собственников помещений срок для улучшения работы.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции не имел оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ООО ЖК "Лидер М" не оказывает на основании договоров управления коммунальные услуги; в силу пункта 2 Правил оказания коммунальных услуг гражданам действие данных правил не распространяется на деятельность Общества, отклоняются судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (часть 2). В договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны, в том числе перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация (часть 3).
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам определено, что под исполнителем следует понимать юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, предоставляющих коммунальные услуги, производящих или приобретающих коммунальные ресурсы и отвечающих за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Из пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам следует, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах.
Таким образом, по договору управления многоквартирным домом управляющая организация обязана, в том числе обеспечить предоставление в необходимых объемах коммунальных услуг собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам. Договор управления многоквартирным домом должен содержать перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация.
Из акта проверки от 07.04.2011 следует, что в качестве исполнителя коммунальных услуг Общество имеет следующие договоры с ресурсоснабжающими организациями: договор энергоснабжения от 01.02.2008 N 217 на поставку электрической энергии потребителям в домах 5 и 6 микрорайонов г. Сосногорска; соглашение о взаимодействии от 20.08.2008 N 2, регулирующее отношения между ресурсоснабжающей организацией и управляющей организацией по обеспечению бесперебойного и качественного снабжения жилых домов тепловой энергией и горячей водой.
Доводы апелляционной жалобы о том, что пункт 5.1.2 договоров управления не подменяет и не исключает применение норм Закона о защите прав потребителей; в пункте 8.4 договоров управления перечислены случаи досрочного расторжения договоров по инициативе собственников при отсутствии в действиях управляющей организации вины по несоблюдению условий договоров управления, не принимаются судом апелляционной инстанции, поскольку содержание указанных пунктов ограничивает возможность реализации собственниками прав, установленными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.
Судом апелляционной инстанции исследованы все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводов суда первой инстанции.
На основании изложенного решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой остаются на ее заявителе.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.08.2012 по делу N А29-4795/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Жилищная компания "Лидер М" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в установленном порядке.
Председательствующий
Г.Г.БУТОРИНА
Судьи
П.И.КОНОНОВ
А.В.КАРАВАЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)