Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Председательствующий: Вяткина Г.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Панкратовой Е.А.,
судей областного суда Кудря Т.Л., Егоровой К.В.
рассмотрела в судебном заседании 28 сентября 2011 года
дело по кассационной жалобе представителя Администрации Кормиловского муниципального района Омской области П. на решение Кормиловского районного суда Омской области от 31 августа 2011 г., которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Кормиловского района Омской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Кормиловского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки Г.Е.В. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.
Обязать Администрацию Кормиловского муниципального района предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения "Кормиловская центральная районная больница" Г.Е.В. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, оплате электроэнергии для освещения жилого помещения, взыскав с Администрации Кормиловского муниципального района Омской области в ее пользу.... руб.".
Заслушав доклад судьи Панкратовой Е.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Кормиловского района Омской области обратился в суд с иском в интересах Г.Е.В. о признании незаконным бездействия администрации Кормиловского муниципального района Омской области. В обоснование заявленных требований указал, что Г.Е.В. работает в МУЗ "Кормиловская ЦРБ" в должности фельдшера лаборанта отделения анестезиологии - реанимации МУЗ "Кормиловская ЦРБ" с 03.07.1995 по настоящее время. До 2009 года ей как работнику здравоохранения предоставлялись льготы на оплату коммунальных услуг. С 2009 года предоставление льгот прекратилось и до настоящего времени они не восстановлены.
Помощник прокурора Кормиловского района Блохин О.В. с учетом уточненных требований просил признать указанное бездействие незаконным, обязать Администрацию Кормиловского муниципального района предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учрежденийя "Кормиловская центральная районная больница" Г.Е.В. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за 2009, 2010 года в размере.... рублей.
Г.Е.В. в судебном заседании участия не принимала.
Представитель ответчика Администрации Кормиловского муниципального района Г.М. в судебном заседании иск не признал, суду пояснил, что Администрация является ненадлежащим ответчиком, поскольку у нее отсутствуют правовые основания для предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения. Кроме того, истек установленный для данной категории дел трехмесячный срок обращения в суд с исковым заявлением. Против расчетов суммы компенсации, предоставленных прокурором не возражал.
Представитель МУЗ "Кормиловского ЦРБ" Г.Е.В. иск поддержала, суду пояснила, что с 2009 года выплата компенсации по существующим нормам за отопление и освещение медицинским работникам прекращена. Медицинские работники на протяжении двух лет предпринимают попытки добиться восстановления им мер социальной поддержки, для чего обращались в Администрацию и прокуратуру Кормиловского района.
Представители третьих лиц Министерства финансов, Правительства Омской области в судебном заседании участия не принимали.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В кассационной жалобе представитель Администрации Кормиловского муниципального района Омской области П. просит решение суда отменить. Считает решение незаконным и необоснованным, в виду допущенных нарушений норм материального права. Полагает, что Администрация не должна была осуществлять действие по предоставлению мер социальной поддержки, поскольку Г.Е.В. в Администрацию не обращалась. Ссылается на то, что в соответствии с законодательством установление мер социальной поддержки является отдельным государственным полномочием, передаваемым для осуществления органам местного самоуправления ежегодно. В 2009, 2010 года данные полномочия муниципалитету не передавались, предоставление субвенций на их осуществление законодательством не предусмотрено. Для определения суммы расходов, подлежащих компенсации, судом неправомерно применены недействующие нормы Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан. Указал, что истцом пропущен трехмесячный срок для обращения в суд с данным заявлением.
В отзыве представитель Правительства Омской области - З. просит кассационную жалобу удовлетворить, указывает, что производство по делу следовало прекратить, поскольку данное требование не подлежало рассмотрению в порядке гражданского производства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
По делу установлено, что Г.Е.В. с 03.07.1995 является медицинским работником МУЗ "Кормиловская ЦРБ" и проживает в сельской местности.
Пунктом 1 статьи 160 ЖК РФ предусмотрено, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг могут предоставляться отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом указанные компенсации могут предоставляться за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии со статьей 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) медицинские работники в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим статьи 55, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Во исполнение вышеприведенных положений законодательства в Омской области 04.07.2008 принят Закон Омской области N 1061-03 "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан".
На основании ст. ст. 36, 37 Кодекса, помимо прочих, медицинским работникам, проживающим в сельской местности, предоставляется право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением. Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.
С учетом вышеприведенных положений законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований истицы. Льгота, предусмотренная для медицинского работника в сельской местности предусмотрена федеральным законодательством и необоснованно не предоставляется ей лишь в связи с тем, что законом Омской области от 29.12.2009 N 1219-ОЗ по предоставлению мер социальной поддержки приостановлено ввиду отсутствия финансирования.
Суд первой инстанции в своем решении правильно указал, что отсутствие в Омской области необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав истицы.
Ссылка в жалобе на отсутствие правовых оснований для возложения на Администрацию К. Омской области обязанности и полномочий установить и предоставить Г.Е.В. меры социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и компенсации расходов на оплату электроэнергии, судебной коллегией приняты быть не могут, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального закона. В решении приведены нормы материального права, которыми установлена обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки указанной категории граждан.
Отсутствие в законодательно закрепленном перечне вопросов местного значения муниципального района (ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ) такого вопроса как социальная поддержка медицинских работников, об отсутствии соответствующих полномочий органа местного самоуправления не свидетельствует.
Суд в своем решении правильно указал, что по заявленным исковым требованиям срок исковой давности не истек на том основании, что спорные правоотношения носят длящийся характер.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не усматривается.
Резолютивная часть решения подлежит уточнению указанием о взыскании компенсации за средств бюджета муниципального района.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кормиловского районного суда Омской области от 31 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации муниципального района П. - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения указанием о взыскании в пользу Г.Е.В..... руб. за счет средств бюджета Кормиловского муниципального района Омской области.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОМСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 28.09.2011 ПО ДЕЛУ N 33-7226/2011
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ОМСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 28 сентября 2011 г. по делу N 33-7226/2011
Председательствующий: Вяткина Г.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Панкратовой Е.А.,
судей областного суда Кудря Т.Л., Егоровой К.В.
рассмотрела в судебном заседании 28 сентября 2011 года
дело по кассационной жалобе представителя Администрации Кормиловского муниципального района Омской области П. на решение Кормиловского районного суда Омской области от 31 августа 2011 г., которым постановлено:
"Исковые требования прокурора Кормиловского района Омской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Кормиловского муниципального района Омской области по не предоставлению мер социальной поддержки Г.Е.В. в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии компенсации расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения.
Обязать Администрацию Кормиловского муниципального района предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учреждения "Кормиловская центральная районная больница" Г.Е.В. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади, оплате электроэнергии для освещения жилого помещения, взыскав с Администрации Кормиловского муниципального района Омской области в ее пользу.... руб.".
Заслушав доклад судьи Панкратовой Е.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Кормиловского района Омской области обратился в суд с иском в интересах Г.Е.В. о признании незаконным бездействия администрации Кормиловского муниципального района Омской области. В обоснование заявленных требований указал, что Г.Е.В. работает в МУЗ "Кормиловская ЦРБ" в должности фельдшера лаборанта отделения анестезиологии - реанимации МУЗ "Кормиловская ЦРБ" с 03.07.1995 по настоящее время. До 2009 года ей как работнику здравоохранения предоставлялись льготы на оплату коммунальных услуг. С 2009 года предоставление льгот прекратилось и до настоящего времени они не восстановлены.
Помощник прокурора Кормиловского района Блохин О.В. с учетом уточненных требований просил признать указанное бездействие незаконным, обязать Администрацию Кормиловского муниципального района предоставить меры социальной поддержки медицинскому работнику муниципального учрежденийя "Кормиловская центральная районная больница" Г.Е.В. в виде компенсации расходов по оплате отопления жилой площади с учетом приборов учета тепловой энергии и компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения за 2009, 2010 года в размере.... рублей.
Г.Е.В. в судебном заседании участия не принимала.
Представитель ответчика Администрации Кормиловского муниципального района Г.М. в судебном заседании иск не признал, суду пояснил, что Администрация является ненадлежащим ответчиком, поскольку у нее отсутствуют правовые основания для предоставления мер социальной поддержки медицинским работникам муниципальных учреждений здравоохранения. Кроме того, истек установленный для данной категории дел трехмесячный срок обращения в суд с исковым заявлением. Против расчетов суммы компенсации, предоставленных прокурором не возражал.
Представитель МУЗ "Кормиловского ЦРБ" Г.Е.В. иск поддержала, суду пояснила, что с 2009 года выплата компенсации по существующим нормам за отопление и освещение медицинским работникам прекращена. Медицинские работники на протяжении двух лет предпринимают попытки добиться восстановления им мер социальной поддержки, для чего обращались в Администрацию и прокуратуру Кормиловского района.
Представители третьих лиц Министерства финансов, Правительства Омской области в судебном заседании участия не принимали.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В кассационной жалобе представитель Администрации Кормиловского муниципального района Омской области П. просит решение суда отменить. Считает решение незаконным и необоснованным, в виду допущенных нарушений норм материального права. Полагает, что Администрация не должна была осуществлять действие по предоставлению мер социальной поддержки, поскольку Г.Е.В. в Администрацию не обращалась. Ссылается на то, что в соответствии с законодательством установление мер социальной поддержки является отдельным государственным полномочием, передаваемым для осуществления органам местного самоуправления ежегодно. В 2009, 2010 года данные полномочия муниципалитету не передавались, предоставление субвенций на их осуществление законодательством не предусмотрено. Для определения суммы расходов, подлежащих компенсации, судом неправомерно применены недействующие нормы Кодекса Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан. Указал, что истцом пропущен трехмесячный срок для обращения в суд с данным заявлением.
В отзыве представитель Правительства Омской области - З. просит кассационную жалобу удовлетворить, указывает, что производство по делу следовало прекратить, поскольку данное требование не подлежало рассмотрению в порядке гражданского производства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.
Согласно ст. 347 ГПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе.
По делу установлено, что Г.Е.В. с 03.07.1995 является медицинским работником МУЗ "Кормиловская ЦРБ" и проживает в сельской местности.
Пунктом 1 статьи 160 ЖК РФ предусмотрено, что компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг могут предоставляться отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. При этом указанные компенсации могут предоставляться за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии со статьей 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) медицинские работники в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 06 мая 2003 года N 52-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" и другие законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг" размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абзацем третьим статьи 55, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации и учитываются в межбюджетных отношениях.
Во исполнение вышеприведенных положений законодательства в Омской области 04.07.2008 принят Закон Омской области N 1061-03 "Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан".
На основании ст. ст. 36, 37 Кодекса, помимо прочих, медицинским работникам, проживающим в сельской местности, предоставляется право на получение мер социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации расходов по оплате жилого помещения с отоплением и освещением. Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.
С учетом вышеприведенных положений законодательства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении требований истицы. Льгота, предусмотренная для медицинского работника в сельской местности предусмотрена федеральным законодательством и необоснованно не предоставляется ей лишь в связи с тем, что законом Омской области от 29.12.2009 N 1219-ОЗ по предоставлению мер социальной поддержки приостановлено ввиду отсутствия финансирования.
Суд первой инстанции в своем решении правильно указал, что отсутствие в Омской области необходимых финансовых средств не может повлечь нарушение прав истицы.
Ссылка в жалобе на отсутствие правовых оснований для возложения на Администрацию К. Омской области обязанности и полномочий установить и предоставить Г.Е.В. меры социальной поддержки в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и компенсации расходов на оплату электроэнергии, судебной коллегией приняты быть не могут, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального закона. В решении приведены нормы материального права, которыми установлена обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки указанной категории граждан.
Отсутствие в законодательно закрепленном перечне вопросов местного значения муниципального района (ст. 15 Федерального закона N 131-ФЗ) такого вопроса как социальная поддержка медицинских работников, об отсутствии соответствующих полномочий органа местного самоуправления не свидетельствует.
Суд в своем решении правильно указал, что по заявленным исковым требованиям срок исковой давности не истек на том основании, что спорные правоотношения носят длящийся характер.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не усматривается.
Резолютивная часть решения подлежит уточнению указанием о взыскании компенсации за средств бюджета муниципального района.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кормиловского районного суда Омской области от 31 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации муниципального района П. - без удовлетворения.
Уточнить резолютивную часть решения указанием о взыскании в пользу Г.Е.В..... руб. за счет средств бюджета Кормиловского муниципального района Омской области.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)