Судебные решения, арбитраж
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Докладчик Шумилов А.А.
судья Степанова Н.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Никифоровой Р.Ф.,
судей Шумилова А.А., Агеева О.В.,
при секретаре Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Калининского района г. Чебоксары в интересах Е.Р., М.Л., М.С.В., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних <данные изъяты>, Ч.Н., Ч.А., Ч.Р., О., Ф., И.Е., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего <данные изъяты>, К.Н., К.А., Д., З., Б.И., Б.А., С.А., С.Н., С.А., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних <данные изъяты>, П.З., М.А., М.С.М., К.И., К.Т. к администрации г. Чебоксары о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, поступившее в Верховный Суд Чувашской Республики по апелляционной жалобе представителя администрации города Чебоксары П.А. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 марта 2013 года (с учетом определения об исправлении описки от 25 марта 2013 года), которым постановлено:
- исковые требования прокурора Калининского района г. Чебоксары в интересах указанных выше граждан к администрации г. Чебоксары о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение удовлетворить;
- обязать администрацию г. Чебоксары предоставить вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям г. Чебоксары, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте г. Чебоксары, взамен занимаемым жилым помещениям в доме <адрес>:
- 1) Ч.Н., Ч.А., Ч.Р. - состоящее из трех комнат, общей площадью не менее 61,9 квадратных метра;
- 2) И.Е., И.Н.Е. - состоящее из двух комнат, общей площадью не менее 47,6 квадратных метра;
- 3) С.А., С.Н., С.А., С.М., С.К. - состоящее из двух комнат, общей площадью не менее 48,8 квадратных метра;
- 4) М.А., М.С.М., К.И., К.Т. - состоящее из двух комнат, общей площадью не менее 48,2 квадратных метра.
Заслушав доклад судьи Шумилова А.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Калининского района г. Чебоксары в интересах перечисленных выше истцов обратился в суд с иском к администрации г. Чебоксары о возложении обязанности предоставить благоустроенные жилые помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначные по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, отвечающие установленным требованиям и находящиеся в черте города Чебоксары по договорам социального найма.
В обоснование иска прокурор указал, что 05.11.2009 г. заключением межведомственной комиссии, созданной на основании постановления администрации г. Чебоксары от 10.05.2006 г. N 101, многоквартирный жилой дом <адрес> в связи с фактическим износом (61%) в процессе эксплуатации признан не подлежащим ремонту или реконструкции и подлежащим сносу.
Дом числится в перечне многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в связи с фактическим износом в процессе их эксплуатации. Указанный перечень утвержден республиканской целевой программой "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики" на 2008-2012 г.г.", принятой на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.01.2008 г. N 15.
В данном доме в настоящее время проживают 28 лиц в 8 квартирах на основании договоров социального найма и свидетельств о праве собственности.
Между тем до настоящего времени проживающие в доме граждане, имеющие право на внеочередное получение жилья, жилыми помещениями не обеспечены.
Определением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 17 января 2013 г. исковые требования прокурора Калининского района г. Чебоксары в интересах <данные изъяты> к администрации г. Чебоксары о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение выделены в отдельное производство.
В судебном заседании помощник прокурора Калининского района г. Чебоксары Александрова О.Н. исковые требования поддержала в полном объеме.
Истцы в суд не явились.
Представитель ответчика - администрации г. Чебоксары - П.А. исковые требования не признала, указав, что включение домов в программу переселения предполагает ее поэтапную реализацию за счет средств трех бюджетов. Предоставление жилья вне рамок программы может привести к нарушению прав других граждан, нуждающихся в предоставлении жилья. Поскольку распоряжение о сносе дома администрацией города Чебоксары до настоящего времени не издано, установленная законом процедура сноса не завершена, истцы не имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения по правилам ст. ст. 86, 89 ЖК РФ. Обеспечение истцов жильем возможно только при условии наличия нуждаемости и признания истцов малоимущими по нормам предоставления.
Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики представителя в судебное заседание не направило.
Представитель органа опеки и попечительства администрации Калининского района г. Чебоксары П.О. в интересах несовершеннолетних детей просила иск удовлетворить.
Представители третьего лица - администрации Калининского района г. Чебоксары - в судебное заседание не явились, в представленном заявлении просили рассмотреть дело без их участия, удовлетворение исковых требований оставили на усмотрение суда.
Третьи лица - Кабинет Министров ЧР, МУП "БТИ и ПЖФ" г. Чебоксары - представителей для участия в судебном заседании не направили.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное представителем администрации г. Чебоксары П.А.
Выслушав представителя администрации города Чебоксары Е.О., представителя третьего лица - Кабинета Министров ЧР С.В., поддержавших доводы жалобы, прокурора Иванову И.Г., истца С.Н., представителя истца И.Е. - И.Н.И., полагавших решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, проверив решение суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции 29.12.2004) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Как видно из материалов дела, в доме <данные изъяты> зарегистрированы и постоянно проживают по договорам социального найма следующие граждане (истцы по делу): Ч.Н., Ч.А., Ч.Р. - жилое помещение состоит из трех комнат, общей площадью 61,9 квадратных метра; И.Е., И.Н.Е. - жилое помещение состоит из двух комнат, общей площадью 47,6 квадратных метра; С.А., С.Н., С.А., С.М., С.К. - жилое помещение состоит из двух комнат, общей площадью 48,8 квадратных метра; М.А., М.С.М., К.И., К.Т. жилое помещение состоит из двух комнат, общей площадью 48,2 квадратных метра.
Судом установлено, что спорные квартиры являются муниципальной собственностью и предоставлены истцам на основании договора социального найма.
Заключением межведомственной комиссии от 05.11.2009 г. жилой дом <адрес> признан подлежащим сносу в связи с физическим износом (61%), непригодным для проживания и не подлежащим реконструкции и ремонту (л.д. 28, 29).
Из технического паспорта на жилой дом следует, что по состоянию на 04.03.2010 г. процент износа жилого дома составлял 65%.
Согласно приложению N 1 к Республиканской целевой программе "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики" на 2008-2012 годы", утв. постановлением Кабинета Министров ЧР от 28.01.2008 г. N 15, жилой дом <адрес> включен в перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2010 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (под N 751).
Указанный дом включен также в Муниципальную целевую программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2012 году", утв. постановлением главы администрации г. Чебоксары от 20.02.2012 г. N 39.
Установив, что состояние жилого дома в настоящее время создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, руководствуясь положениями статей 57, 87, 89 ЖК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
При этом суд правильно указал, что в силу статей 57 и 89 ЖК РФ предоставление гражданам вне очереди другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними и, в связи с этим, истцам и членам их семей должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому.
Указанная обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию г. Чебоксары, на которую в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ, Уставом муниципального образования г. Чебоксары, Законом Чувашской Республики от 17 октября 2005 года "О регулировании жилищных отношений в Чувашской Республике" возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, непригодных к проживанию.
Ссылки апелляционной жалобы администрации г. Чебоксары на то, что жилые помещения должны предоставляться только нуждающимся в улучшении жилищных условий малоимущим гражданам, стоящим в очереди на получение жилья, а предоставление жилья истцам нарушит права иных внеочередников, не основаны на положениях закона.
Действительно, в соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности. Однако в этом же пункте данной статьи отмечено, что исключение из данного правила названы в части второй статьи 57 ЖК РФ, в силу которой гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными к проживанию, ремонту и реконструкции не подлежат, жилые помещения предоставляются вне очереди.
Таким образом, закон не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в нем ссылок и на необходимость предоставления жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Ссылки апелляционной жалобы на то, что администрацией города до настоящего времени не издано распоряжение о сносе дома не могут служить основанием к отмене решения, поскольку закон не связывает право граждан, проживающих в аварийных домах, с соблюдением органом местного самоуправления процедуры принятия решений о расселении таких домов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд вышел за пределы иска, указав на то, что жилые помещения предоставляются "вне очереди", не могут повлечь отмену решения суда, поскольку суд в резолютивной части решения лишь воспроизвел диспозицию правовой нормы (ст. 57 ЖК РФ).
Не могут повлечь отмену решения суда и ссылки апелляционной жалобы на то, что суд не указал, в какие именно помещения должны быть переселены истцы, поскольку сути заявленного спора эти обстоятельства не касаются и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела подтверждены соответствующими доказательствами, убедительно мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты.
При таких обстоятельствах достаточных оснований к отмене решения судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу администрации города Чебоксары на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 марта 2013 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ОТ 05.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-1850/2013
Разделы:Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июня 2013 г. по делу N 33-1850/2013
Докладчик Шумилов А.А.
судья Степанова Н.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе
председательствующего судьи Никифоровой Р.Ф.,
судей Шумилова А.А., Агеева О.В.,
при секретаре Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску прокурора Калининского района г. Чебоксары в интересах Е.Р., М.Л., М.С.В., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних <данные изъяты>, Ч.Н., Ч.А., Ч.Р., О., Ф., И.Е., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего <данные изъяты>, К.Н., К.А., Д., З., Б.И., Б.А., С.А., С.Н., С.А., действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних <данные изъяты>, П.З., М.А., М.С.М., К.И., К.Т. к администрации г. Чебоксары о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение, поступившее в Верховный Суд Чувашской Республики по апелляционной жалобе представителя администрации города Чебоксары П.А. на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 марта 2013 года (с учетом определения об исправлении описки от 25 марта 2013 года), которым постановлено:
- исковые требования прокурора Калининского района г. Чебоксары в интересах указанных выше граждан к администрации г. Чебоксары о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение удовлетворить;
- обязать администрацию г. Чебоксары предоставить вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение применительно к условиям г. Чебоксары, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, находящееся в черте г. Чебоксары, взамен занимаемым жилым помещениям в доме <адрес>:
- 1) Ч.Н., Ч.А., Ч.Р. - состоящее из трех комнат, общей площадью не менее 61,9 квадратных метра;
- 2) И.Е., И.Н.Е. - состоящее из двух комнат, общей площадью не менее 47,6 квадратных метра;
- 3) С.А., С.Н., С.А., С.М., С.К. - состоящее из двух комнат, общей площадью не менее 48,8 квадратных метра;
- 4) М.А., М.С.М., К.И., К.Т. - состоящее из двух комнат, общей площадью не менее 48,2 квадратных метра.
Заслушав доклад судьи Шумилова А.А., судебная коллегия
установила:
Прокурор Калининского района г. Чебоксары в интересах перечисленных выше истцов обратился в суд с иском к администрации г. Чебоксары о возложении обязанности предоставить благоустроенные жилые помещения применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначные по общей площади ранее занимаемым жилым помещениям, отвечающие установленным требованиям и находящиеся в черте города Чебоксары по договорам социального найма.
В обоснование иска прокурор указал, что 05.11.2009 г. заключением межведомственной комиссии, созданной на основании постановления администрации г. Чебоксары от 10.05.2006 г. N 101, многоквартирный жилой дом <адрес> в связи с фактическим износом (61%) в процессе эксплуатации признан не подлежащим ремонту или реконструкции и подлежащим сносу.
Дом числится в перечне многоквартирных жилых домов, признанных аварийными и подлежащими сносу в связи с фактическим износом в процессе их эксплуатации. Указанный перечень утвержден республиканской целевой программой "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики" на 2008-2012 г.г.", принятой на основании постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.01.2008 г. N 15.
В данном доме в настоящее время проживают 28 лиц в 8 квартирах на основании договоров социального найма и свидетельств о праве собственности.
Между тем до настоящего времени проживающие в доме граждане, имеющие право на внеочередное получение жилья, жилыми помещениями не обеспечены.
Определением Ленинского районного суда г. Чебоксары от 17 января 2013 г. исковые требования прокурора Калининского района г. Чебоксары в интересах <данные изъяты> к администрации г. Чебоксары о возложении обязанности предоставить благоустроенное жилое помещение выделены в отдельное производство.
В судебном заседании помощник прокурора Калининского района г. Чебоксары Александрова О.Н. исковые требования поддержала в полном объеме.
Истцы в суд не явились.
Представитель ответчика - администрации г. Чебоксары - П.А. исковые требования не признала, указав, что включение домов в программу переселения предполагает ее поэтапную реализацию за счет средств трех бюджетов. Предоставление жилья вне рамок программы может привести к нарушению прав других граждан, нуждающихся в предоставлении жилья. Поскольку распоряжение о сносе дома администрацией города Чебоксары до настоящего времени не издано, установленная законом процедура сноса не завершена, истцы не имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения по правилам ст. ст. 86, 89 ЖК РФ. Обеспечение истцов жильем возможно только при условии наличия нуждаемости и признания истцов малоимущими по нормам предоставления.
Министерство градостроительства и развития общественной инфраструктуры Чувашской Республики представителя в судебное заседание не направило.
Представитель органа опеки и попечительства администрации Калининского района г. Чебоксары П.О. в интересах несовершеннолетних детей просила иск удовлетворить.
Представители третьего лица - администрации Калининского района г. Чебоксары - в судебное заседание не явились, в представленном заявлении просили рассмотреть дело без их участия, удовлетворение исковых требований оставили на усмотрение суда.
Третьи лица - Кабинет Министров ЧР, МУП "БТИ и ПЖФ" г. Чебоксары - представителей для участия в судебном заседании не направили.
Судом постановлено указанное выше решение, обжалованное представителем администрации г. Чебоксары П.А.
Выслушав представителя администрации города Чебоксары Е.О., представителя третьего лица - Кабинета Министров ЧР С.В., поддержавших доводы жалобы, прокурора Иванову И.Г., истца С.Н., представителя истца И.Е. - И.Н.И., полагавших решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела, проверив решение суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене решения.
В силу ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (в редакции 29.12.2004) вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В силу ст. 87 ЖК РФ, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления. Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи до выселения занимали квартиру или не менее чем две комнаты, наниматель соответственно имеет право на получение квартиры или на получение жилого помещения, состоящего из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ", при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в статьях 86 - 88 ЖК Российской Федерации, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства, учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. Граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Как видно из материалов дела, в доме <данные изъяты> зарегистрированы и постоянно проживают по договорам социального найма следующие граждане (истцы по делу): Ч.Н., Ч.А., Ч.Р. - жилое помещение состоит из трех комнат, общей площадью 61,9 квадратных метра; И.Е., И.Н.Е. - жилое помещение состоит из двух комнат, общей площадью 47,6 квадратных метра; С.А., С.Н., С.А., С.М., С.К. - жилое помещение состоит из двух комнат, общей площадью 48,8 квадратных метра; М.А., М.С.М., К.И., К.Т. жилое помещение состоит из двух комнат, общей площадью 48,2 квадратных метра.
Судом установлено, что спорные квартиры являются муниципальной собственностью и предоставлены истцам на основании договора социального найма.
Заключением межведомственной комиссии от 05.11.2009 г. жилой дом <адрес> признан подлежащим сносу в связи с физическим износом (61%), непригодным для проживания и не подлежащим реконструкции и ремонту (л.д. 28, 29).
Из технического паспорта на жилой дом следует, что по состоянию на 04.03.2010 г. процент износа жилого дома составлял 65%.
Согласно приложению N 1 к Республиканской целевой программе "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, расположенного на территории Чувашской Республики" на 2008-2012 годы", утв. постановлением Кабинета Министров ЧР от 28.01.2008 г. N 15, жилой дом <адрес> включен в перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2010 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации (под N 751).
Указанный дом включен также в Муниципальную целевую программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в 2012 году", утв. постановлением главы администрации г. Чебоксары от 20.02.2012 г. N 39.
Установив, что состояние жилого дома в настоящее время создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан, руководствуясь положениями статей 57, 87, 89 ЖК РФ, суд первой инстанции пришел к верному выводу об обоснованности заявленных прокурором требований.
При этом суд правильно указал, что в силу статей 57 и 89 ЖК РФ предоставление гражданам вне очереди другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними и, в связи с этим, истцам и членам их семей должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому.
Указанная обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию г. Чебоксары, на которую в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ, Уставом муниципального образования г. Чебоксары, Законом Чувашской Республики от 17 октября 2005 года "О регулировании жилищных отношений в Чувашской Республике" возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, непригодных к проживанию.
Ссылки апелляционной жалобы администрации г. Чебоксары на то, что жилые помещения должны предоставляться только нуждающимся в улучшении жилищных условий малоимущим гражданам, стоящим в очереди на получение жилья, а предоставление жилья истцам нарушит права иных внеочередников, не основаны на положениях закона.
Действительно, в соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности. Однако в этом же пункте данной статьи отмечено, что исключение из данного правила названы в части второй статьи 57 ЖК РФ, в силу которой гражданам, жилые помещения которых признаны непригодными к проживанию, ремонту и реконструкции не подлежат, жилые помещения предоставляются вне очереди.
Таким образом, закон не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в нем ссылок и на необходимость предоставления жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего правила о предоставлении жилых помещений в порядке очередности в отношении лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
Ссылки апелляционной жалобы на то, что администрацией города до настоящего времени не издано распоряжение о сносе дома не могут служить основанием к отмене решения, поскольку закон не связывает право граждан, проживающих в аварийных домах, с соблюдением органом местного самоуправления процедуры принятия решений о расселении таких домов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что суд вышел за пределы иска, указав на то, что жилые помещения предоставляются "вне очереди", не могут повлечь отмену решения суда, поскольку суд в резолютивной части решения лишь воспроизвел диспозицию правовой нормы (ст. 57 ЖК РФ).
Не могут повлечь отмену решения суда и ссылки апелляционной жалобы на то, что суд не указал, в какие именно помещения должны быть переселены истцы, поскольку сути заявленного спора эти обстоятельства не касаются и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Приведенные в судебном решении выводы об обстоятельствах дела подтверждены соответствующими доказательствами, убедительно мотивированы, соответствуют требованиям материального закона и в жалобе не опровергнуты.
При таких обстоятельствах достаточных оснований к отмене решения судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу администрации города Чебоксары на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 19 марта 2013 года оставить без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)