Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 20.08.2013

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 20 августа 2013 года


Судья: Сухарева С.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вишняковой С.Г.,
судей Бредихиной С.Г., Костогладовой О.Г.
при секретаре Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации г. Бийска" на решение Бийского городского суда Алтайского края от 06 июня 2013 года
по делу по иску С.А. к ООО "Управляющая компания "Чистый город", Муниципальному казенному учреждению "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации г. Бийска" о возложении обязанности определить и оборудовать место временного хранения твердых бытовых отходов,
Заслушав доклад судьи Бредихиной С.Г., судебная коллегия

установила:

С.А. обратился в суд с иском к ответчикам с требованиями с учетом уточнений о возложении на МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства, Благоустройства и дорожного хозяйства администрации города Бийска" определить место временного хранения твердых бытовых отходов с соблюдением нормативного расстояния (не менее 20 метров) до многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> и согласовать его с ТОУ Роспотребнадзором по Алтайскому краю в городе Бийске, Бийском, Ельцовском, Зональном, Красногорском, Солтонском и Целинных районах; о возложении обязанности на ООО "Управляющая компания "Чистый город" произвести работы по переносу контейнерной площадки для сбора и временного хранения твердых бытовых отходов с соблюдением нормативного размера (не менее 20 метров) до многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> о возложении обязанности на ООО "Управляющая компания "Чистый город" оборудовать место для временного хранения твердых бытовых отходов площадкой с бетонным или асфальтовым покрытием, бордюром и зеленными насаждениями по периметру на придомовой территории многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>; взыскать с ООО "Управляющая компания "Чистый город" в пользу С.А. госпошлину в размере <данные изъяты>.
В обосновании требований указывая, что проживает со своей семьей в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>. Около дома, в котором они проживают, с нарушением необходимого санитарного разрыва, установлены мусорные баки для сбора твердых бытовых отходов. Расстояние от контейнерной площадки до жилого <адрес> составляет 15 метров, что не соответствует установленным санитарным правилам и нормам. Кроме того, мусорные баки не имеют крышек и установлены на земле, а не на специально оборудованной площадке для мусорных баков, то есть площадка не имеет специального бетонного основания и ограждений по периметру. Окна их квартиры выходят на указанную контейнерную площадку, которая источает неприятные запахи, и создает неудобства для семьи.
Управление многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес> осуществляет ООО "Управляющая компания "Чистый город", следовательно, управляющая компания обязана выполнять санитарные нормы и правила по размещению на придомовой территории площадок для сбора мусора и их санитарному обслуживанию.
Спорная контейнерная площадка расположена с нарушением п. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения", п. 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 и п. 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от 06 июня 2013 года исковое заявление С.А. удовлетворены частично.
Возложена на Муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации г. Бийска", ООО "Управляющая компания "Чистый город" обязанность определить место временного хранения твердых бытовых отходов с соблюдением нормативного размера (не менее 20 метров) до многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, согласовав его с Территориальным Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю в городе Бийске, Бийском, Ельцовском, Зональном, Красногорском, Солтонском и Целинном районах в течение 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложена на ООО "Управляющая компания "Чистый город" обязанность оборудовать место для установки контейнеров для временного хранения твердых бытовых отходов, расположенных у дома по <адрес>, после выбора места их расположения с учетом нормативного размера (не менее 20 метров) от жилого дома по <адрес>, площадкой с бетонным или асфальтным покрытием, бордюром и зелеными насаждениями по периметру и установить контейнеры на оборудованное для временного хранения твердых бытовых отходов место.
В удовлетворении остальной части исковых требований истцу отказано.
Взыскана с ООО "Управляющая компания "Чистый город" в пользу С.А. госпошлина в размере <данные изъяты>
В апелляционной жалобе ответчик МКУ "Управление ЖКХ Б и ДХ г. Бийск" просит решение суда отменить в части возложения на МКУ "Управление ЖКХ Б и ДХ г. Бийска" обязанности определить место временного хранения твердых бытовых отходов с соблюдением нормативного размера (не менее 20 метров) до многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, согласовав его с Территориальным Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю в городе Бийске, Бийском, Ельцовском, Зональном, Красногорском, Солтонском и Целинном районах в течение 20 дней с момента вступления решения суда в законную силу. В указанной части принять новое решение об отказе в иске. В остальной части решение суда оставить без изменения.
Ссылаясь на то, что факт согласования места размещения временного хранения ТБО для жителей домов по адресу: <адрес> подтверждается Схемой, согласованной ДД.ММ.ГГ, письмом начальника МКУ Управления жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации г. Бийска в адрес директора ООО "УК "Чистый город" от ДД.ММ.ГГ.
Указанное решение МКУ "Управление ЖКХ Б и ДХ г. Бийска" в суде не оспорено, судом не признано незаконным и необоснованным.
При этом суд возлагает обязанность на МКУ "Управление ЖКХ Б и ДХ г. Бийска" не только определить место временного хранения твердых бытовых отходов, но и согласовать его с ТУ Роспотребнадзор, ссылаясь на СанПин 42-128-4690-88, в частности на пункт 2.2.3. Однако данный пункт не предусматривает обязанность именно органов местного самоуправления согласовать размещение мест временного хранения отходов с районным санэпидстанциями и ни одним другим нормативным актом такое согласование не предусмотрено.
Из ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" следует, что оборудование мест временного хранения отходов в соответствии с санитарными правилами возлагается на жильцов домов, поскольку они обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку отведенных им в установленном порядке земельных участков и прилегающих территорий. В данном случае собственниками дома выбрана обслуживающая организация, которая приняла на себя обязанности. Управляющая компания "Чистый город" как субъект хозяйственной деятельности, связанной с обращением с отходами, и на которую возложена обязанности по соблюдению санитарных норм и правил обращения с отходами, обязана согласовывать с районной санэпидстанцией предполагаемое место временное хранение отходов.
Суд принял в качестве доказательства протокол по делу об административном правонарушении, вместе с тем в указанном протоколе отсутствуют сведения о способе произведенных замеров и не установлено с достоверностью расстояние от контейнерной площадки до многоквартирного дома. Размещение контейнеров на расстоянии менее 20м само по себе не является фактом, оказывающим вредное воздействие на человека.
Суд не учет п. 2.2.2 СанПин 42-128-4690-88.
Установка контейнеров в другом месте не представляется возможным, что следует из письма начальнику Управления ЖКХ Б и ДХ г. Бийска от ДД.ММ.ГГ***, территория обследовалась с участием представителей МКУ "Управление ЖКХ Б и ДХ г. Бийска", ООО "УК "Чистый город", ООО "УК "Центральный", ООО "Спецобслуживание".
В возражениях на апелляционную жалобу С.А. просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель истца С.А. Л.А. поддерживает письменные возражения доверителя. Просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В заседание суда апелляционной инстанции иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, выслушав явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Истец А.С. является собственником <адрес>, где проживает со своей семьей.
Статья 42 Конституции Российской Федерации и статья 8 Федерального закона от 30 марта 1999 г N 52 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закрепляет право граждан на благоприятную окружающую среду и благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическое благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений. Пунктами 11, 24, 25, 26 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся: организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов; организация благоустройства и озеленения территории городского округа, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.
Согласно ст. ст. 12, 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, в соответствии со своей компетенцией. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с утвержденными Постановлением администрации г. Бийска от 03 июня 2008 года N 966 Правилами благоустройства города Бийска, физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку отведенных им в установленном порядке земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, настоящими Правилами и муниципальными правовыми актами(п. 2.1).
Пунктом 2.7 Правил предусмотрено, что вывоз бытовых отходов и мусора из жилых домов, предприятий торговли и общественного питания, учреждений здравоохранения, образования и культуры осуществляется указанными организациями и домовладельцами, а также иными производителями отходов самостоятельно либо на основании договоров со специализированными предприятиями.
Пунктом 2.8 Правил предусмотрено, что для сбора отходов и мусора физические и юридические лица, указанные в п. 2.1 Правил, организуют место временного хранения отходов, осуществляют его уборку и техническое обслуживание.
Размещение места временного хранения отходов определяется Управлением ЖКХ, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации г. Бийска по месту нахождения предполагаемого хранения отходов.
На основании п. 2.1.3. СанПиН 42-128-4690-88 на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Пункт 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" предусматривает, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домой, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Размещение мест временного хранения отходов, особенно на жилой территории, необходимо согласовывать с районным архитектором и районными санэпидстанциями.
В исключительных случаях, в районах сложившихся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача). Акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов.
Согласно п. п. 8.2.4, 8.2.5 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" СанПин 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года N 64 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
Из материалов дела видно, что в ходе проверки Государственной инспекции Алтайского края отдел жилищного надзора по г. Бийску с выездом на место ДД.ММ.ГГ по вопросу санитарного состояния придомовой территории жилого дома по адресу: <адрес>, было установлено, что место для сбора бытовых отходов не оборудовано и не согласовано с Администрацией г. Бийска. ООО "УК "Чистый город" выдано предписание об устройстве соответствующей подготовки под контейнеры для сбора бытовых отходов, установки ограждения места сбора, которое будет предварительно согласовано с МКУ "Управление ЖКХ, Б и ДХ" администрации г. Бийска. Инспекцией направлено письмо главе Администрации г. Бийск для принятия решения об утверждении места для сбора бытовых отходов жилых домов по <адрес>л.д.12,111).
Из материалов административного расследования Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г Бийске, Бийском, Ельцовском, Зональном, Красногорском, Солтонском и Целинном районах по жалобе жильцов многоквартирного дома по <адрес> от ДД.ММ.ГГ, на расположение и оборудование контейнерной площадки для сбора ТБО, установлено, что на придомовой территории указанного жилого дома оборудована контейнерная площадка, на которой установлено два металлических контейнера для сбора ТБО, контейнерная площадка с контейнерами расположена на расстоянии менее 20 метров от указанного жилого дома, контейнерная площадка не оборудована бетонным или асфальтным покрытием, не ограничена бордюром и зелеными насаждениями по периметру, что является нарушением п. 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", п. 8.2.5 СанПин 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
При таких обстоятельствах, судебная коллегия соглашается с выводом суда о нарушении прав истца, поскольку деятельность по организации сбора и вывоза твердых бытовых отходов в данном случае не отвечает требованиям, изложенным в СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", СанПин 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 года N 64.
Оценив в совокупности представленные доказательства, с учетом обозначенных правовых норм, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорная мусороуборочная площадка установлена с нарушением требований к размещению мест временного хранения отходов, установленных Санитарными правилами содержания территорий населенных мест, что повлекло нарушение прав истиц на благоприятную окружающую среду.
Доводы ответчика о том, что доказательств нарушения санитарного расстояния от спорной контейнерной площадки до <адрес>, кроме протокола об административном правонарушении не представлено, в протоколе отсутствуют сведения о способе произведенных размеров и не установлено с достоверностью расстояние, расстояние менее 20 м само по себе не является фактором, оказывающим вредное воздействие на человека, судебной коллегией отклоняются. Протокол об административном правонарушении составлен компетентным органом, при осуществлении административного обследования, на основании определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от ДД.ММ.ГГ.
Кроме того, согласно п. п. 8.2.4, 8.2.5 "Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" СанПин 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года N 64 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
Вместе с тем, как следует из пояснений представителя ответчика ООО "УК "Чистый город" (л.д. 176) МКУ "УЖКХ, Б и ДХ" указало место, а контейнеры туда установил ООО "Спецавтохозяйство". Они сами узнали об этом через три дня, что контейнерную площадку перенесли. На сегодня контейнеры установлены с нарушением норм. По санитарным нормам они должны содержать контейнерные площадки, установить щиты, но они их не установили, так как там проходит теплотрасса, технически там невозможно соблюсти санитарные нормы. МКУ "УЖКХ, Б и ДХ" должно определить место, а они оборудуют место как положено, они закупили все необходимое.
Указанное свидетельствует не только о нарушении санитарного расстояния от установки двух контейнеров до дома *** но и о невозможности произвести ООО "УК "Чистый город" необходимые действия для оборудования специальной площадки.
Доводы жалобы о том, что суд не учел пункт 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88, который предусматривает, что в исключительных случаях, в районах сложившейся застройки, где нет возможности соблюдения установленных разрывов от дворовых туалетов, мест временного хранения отходов, эти расстояния устанавливаются комиссионно (с участием районного архитектора, жилищно-эксплуатационной организации, квартального комитета, санитарного врача), акты комиссий должны утверждаться исполкомами местных Советов народных депутатов, судебной коллегией отклоняется.
Указанный пункт указывает на исключительность случаев, однако таких доказательств апеллятором в суд представлено не было. Не представлено доказательств о невозможности установки контейнеров в другом месте.
Вопреки доводу жалобы о том, что было принято решение о переносе мусорных контейнеров с детской площадки на территорию между жилыми домами по адресу <адрес> с учетом сложившейся застройки, что не противоречит действующему законодательству и СанПин, поскольку установка контейнеров в другом месте не представляется возможным (письмо Начальника управления МКУ "УЖКХ Б и ДХ администрации г. Бийска от ДД.ММ.ГГ года, с приложением схемы с Мобильной версии 2ГИС) названное письмо и схема сами по себе не подтверждают невозможность соблюдения установленных разрывов от мест временного хранения отходов, данными документами соответствующие расстояние не установлены.
Иных доказательств, свидетельствующих об исключительности случая, что позволяет в силу п. 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 сократить нормативное расстояние от контейнерной площадки (не менее 20м) до жилого дома, ответчиком суду не представлено.
Доводы жалобы о том, что пункт 2.2.3 СанПин 42-128-4690-88 не предусматривает обязанность именно органов местного самоуправления согласовывать размещение мест временного хранения отходов с районными санэпидстанциями и ни одним другим нормативным актом такое согласование не предусмотрено, судебной коллегией отклоняется, поскольку Правилами благоустройства города Бийска именно на Управление ЖКХ, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации г. Бийска возложена обязанность определять временное место хранения отходов, которое должно согласовываться с районным архитектором и районными санэпидстанции.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, а поэтому оснований к отмене решения суда не имеется.
Как разъяснено в п. 11 Постановления N 23 Пленума Верховного Суда РФ "О судебном решении" от 19 декабря 2003 года исходя из того, что решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.
В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (статья 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (часть 5 статьи 198, статьи 204 - 207 ГПК РФ). При отказе в заявленных требованиях полностью или частично следует точно указывать, кому, в отношении кого и в чем отказано.
С учетом указанного судебная коллегия считает необходимым уточнить резолютивную часть решения, изложив ее в иной редакции.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

апелляционную жалобу ответчика Муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации г. Бийска" на решение Бийского городского суда Алтайского края от 06 июня 2013 года оставить без удовлетворения.
Резолютивную часть решения изложить в следующей редакции:
"Исковое заявление С.А. удовлетворить частично.
Возложить на Муниципальное казенное учреждение "Управление жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и дорожного хозяйства Администрации г. Бийска", ООО "Управляющая компания "Чистый город" обязанность определить место временного хранения твердых бытовых отходов контейнерной площадки, в настоящее время расположенной около <адрес> в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", СанПиН 2.ДД.ММ.ГГ-10, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года N 64, согласовав его с Территориальным Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю в городе Бийске, Бийском, Ельцовском, Зональном, Красногорском, Солтонском и Целинном районах в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Возложить на ООО "Управляющая компания "Чистый город" обязанность оборудовать место для установки контейнеров для временного хранения твердых бытовых отходов, в настоящее время расположенных у дома по <адрес>, после выбора места их расположения, в соответствии с требованиями СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", СанПиН 2.1.2.2645-10, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июня 2010 года N 64.
В удовлетворении остальной части исковых требований истцу отказать.
Взыскать с ООО "Управляющая компания "Чистый город" в пользу С.А. в возврат госпошлину в размере <данные изъяты>















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)