Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Алексеенко О.В.
судей Нурисламовой Э.Р., Ерофеевой А.П.
при секретаре Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ю., Р., апелляционной жалобе Г. на решение Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 25 сентября 2012 года, которым постановлено:
признать за З., а также за ее несовершеннолетними детьми З.А., З.И. право на получение жилого помещения в связи с непригодностью для проживания жилого дома, расположенного по адресу: ..., ..., ...
Обязать Администрацию сельского поселения... сельсовет ...... по вступлении решения суда в законную силу предоставить З., а также ее несовершеннолетним детям З.А., З.И. благоустроенное жилое помещение в черте ... сельсовета, площадью не менее ... кв. м, состоящее из двух жилых комнат.
Взыскать с Администрации сельского поселения ... сельсовет ...... в пользу З. возврат государственной пошлины в сумме ... руб.
В удовлетворении иска З., действующей также в интересах ее несовершеннолетних детей З.А., З.И. к Администрации ......... отказать.
Признать за Ш. ..., Г.К. ... право на получение жилого помещения в связи с непригодностью для проживания жилого дома, расположенного по адресу: ..., ..., ...
Обязать Администрацию ......... Муниципального района... по вступлении решения суда в законную силу предоставить Ш. ..., Г.К. ... благоустроенное жилое помещение в черте ... сельсовета, площадью не менее ... кв. м, состоящую из двух жилых комнат.
В удовлетворении иска Г., действующей также в интересах несовершеннолетних детей Г.А., Г.Б., Р., Ю., действующего также в интересах несовершеннолетних детей Ю.С., Ю.К. к Администрации сельского поселения ... сельсовет Муниципального района ......, Администрации Муниципального района ... район ... отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Нурисламовой Э.Р., судебная коллегия
установила:
З. обратилась с иском к Администрации ...... РБ о признании за ней и несовершеннолетними детьми З.А., З.И. право на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в связи с непригодностью для проживания жилого дома, расположенного по адресу: ..., ..., ..., ..., обязании ответчиков предоставить им другое благоустроенное жилое помещение, указав, что на протяжении длительного времени по настоящее время истцы проживают в квартире ... дома ... по ул. ..., ... РБ. Данный жилой дом представляет собой двухэтажный 8-квартирный жилой дом, 1965 года постройки. Она открыто, добросовестно и непрерывно пользуется своим жилым помещением, предоставленным по договору социального найма более 15 лет, оплачивает все коммунальные услуги. В настоящее время на основании акта обследования от ... года, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ......, признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу. Неоднократные обращения в различные инстанции о предоставлении другого благоустроенного жилого помещения результатов не принесли.
В дальнейшем З. уточнила исковые требования, просила признать за ней и несовершеннолетними детьми право на получение жилого помещения, обязании Администрации МР ... РБ, Администрацию сельского поселения ... сельсовета предоставить ей жилое помещение в связи с непригодностью для проживания жилого дома, в срок до ... года
Ш. и Г.К. обратились с иском к Администрации МР ... РБ о признании права постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в связи с непригодностью для проживания жилого дома, расположенного по адресу: ..., ..., ... об обязании предоставить другое благоустроенное жилое помещение, указав, что данный жилой дом 1965 года постройки в настоящие время на основании акта обследования от ... года многоквартирный жилой дом признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежит сносу. В связи с этим просят признать право на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, обязать Администрацию МР ... РБ и Администрацию сельского поселения ... сельсовет МР ... РБ предоставить другое благоустроенное жилое помещение.
В дальнейшем Ш. уточнил исковые требования, просил обязать Администрацию МР ... РБ и Администрацию сельского поселения ... сельсовет МР ... РБ предоставить иное жилое помещение в связи с признанием здания общежития, расположенного по адресу: ..., ... аварийным.
Р., Ю. обратились с иском к администрации МР ... РБ и администрации сельского поселения ... сельсовет МР ... РБ о признании за ними и несовершеннолетними детьми право на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в связи с непригодностью для проживания жилого дома, расположенного по адресу: ..., ..., обязании ответчиков предоставить им другое благоустроенное жилое помещение. Свои требования, мотивировали тем, что на протяжении длительного времени проживают в доме N ... по ул. ..., ... РБ. Данный жилой дом представляет собой двухэтажный 8-квартирный жилой дом, 1965 года постройки. Они открыто, добросовестно и непрерывно пользуется своим жилым помещением в доме как предоставленным по договору социального найма более 15 лет, оплачивают все коммунальные услуги. В настоящее время на основании акта обследования от ... года, многоквартирный жилой дом признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу. Неоднократные обращения в различные инстанции о предоставлении другого благоустроенного жилого помещения результатов не принесли. В дальнейшем, истцы уточнили исковые требования, просят Администрацию МР ... РБ и Администрацию сельского поселения ... сельсовет МР ... РБ признать за ними право на получение жилого помещения в связи с признанием дома аварийным, обязать предоставить другое жилое помещение.
Г., действующая также в интересах несовершеннолетних детей Г.А., Г.Б., зарегистрированная по адресу: ..., ..., обратилась с иском к Администрации МР ... РБ, Администрации сельского поселения ... сельсовет МР ... РБ о признании права постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в связи с непригодностью для проживания жилого дома и об обязании предоставить другое благоустроенное жилое помещение.
В дальнейшем Г. уточнила исковые требования, просит Администрацию МР ... РБ и Администрацию сельского поселения ... МР ... район РБ признать за ней и несовершеннолетними детьми право на получение жилого помещения в связи с признанием дома аварийным, обязать предоставить другое жилое помещение.
Названные гражданские дела были объединены в одно производство.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе Ю., Р. просят решение суда отменить ввиду его незаконности и необоснованности, поскольку суд при рассмотрении дела не принял во внимание то обстоятельство, что истцы с регистрационного учета в спорном жилом помещении не снимались, Р.Г. вывезла свои личные вещи и вещи несовершеннолетних детей, необходимые для временного проживания в ..., более того выезд Р.Г. и несовершеннолетних детей носил временный характер и был связан с болезнью детей и аварийным состоянием жилого помещения. Судом не были выяснены обстоятельства, имеющие существенное значение, более того судом так же не запрашивались данные о регистрации лиц в квартире.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе Г. просит решение суда отменить ввиду его незаконности и необоснованности, поскольку суд при рассмотрении дела не принял во внимание то обстоятельство, что выезд Г. и ее малолетних детей из спорного жилого помещения носил временный характер в связи с конфликтными отношениями с основным нанимателем, в настоящий момент Г. и ее несовершеннолетние дети иного пригодного для проживания жилья не имеют. Так же в материалах дела отсутствуют доказательства расторжения договора социального найма с Г., ссылка суда на факт неоплаты истцом коммунальных платежей не является основанием для отказа в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Так же не принято во внимание, что Г. относится к категории социально не защищенных и малоимущих лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав, Г., Р.Г., представителя Ю., Р. - Ц., поддержавших жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, осуществление муниципального жилищного контроля.
Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 7 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
В соответствии с п. 42 указанного Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно п. 44 указанного Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:
- прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
- определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
- определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
- работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
- составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
- составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
- принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
- передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
В силу п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Р., Г., действующей за себя и несовершеннолетних детей, Ю., действующего за себя и в интересах несовершеннолетних детей, суд первой инстанции исходил из того, что истцами не представлено доказательств того, что их выезд из спорного жилого помещения носил вынужденный либо временный характер, был связан с болезнью детей и невозможностью их проживания в спорном жилом помещении.
С данными выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они являются обоснованными.
Из справки, выданной администрацией СП... сельсовет от ... года N ..., следует, что Р., ... года рождения, зарегистрирован и постоянно проживает по адресу: ..., ..., имеет следующий состав семьи: сестра Ю.С., ... года рождения, сестра Ю.К., ... года рождения, отчим Ю., ... года рождения (л.д. ...).
Из распоряжения правительства Республики Башкортостан N ...-р от ... года, следует, что 8-квартирный жилой дом в ... по ул. ...), находящийся в хозяйственном ведении ГУП санаторий "..." передан в собственность сельского поселения ...) сельсовет MP ... Республики Башкортостан (л.д. ...).
Договор безвозмездной передачи государственного недвижимого имущества Республики Башкортостан в муниципальную собственность СП ... МР ... РБ и акт приема-передачи к указанному договору подписаны ... года (л.д. ...).
... года комиссия в составе председателя комиссии главы сельского поселения ... сельсовет ФИО30., членов комиссии: специалиста 1 категории администрации СП ... сельсовет ФИО20, депутата от избирательного округа N ... ФИО21, директора МУП "..." ФИО22 с привлечением руководителей следующих организаций: заместителя главы администрации МР ... по строительству, ЖКХ и экономической политике ФИО23, заместителя начальника ... территориального отдела Роспотребнадзора по ... ФИО24, начальника отделения надзорной деятельности... ФИО25 провела обследование 8-квартирного жилого дома, расположенного по адресу: ..., ..., ... сделала следующие выводы:
1. Техническое состояние конструкций фундаментов, ввиду наличия дефектов снижающих несущую способность эксплуатационную пригодность данных конструкций, классифицируется как недопустимое.
2. Техническое состояние конструкций стен обследуемого здания ввиду наличия дефектов снижающих несущую способность и эксплуатационную пригодность данной конструкции классифицируется как недопустимое.
3. Техническое состояние конструкций перекрытия, кровли, ввиду наличия дефектов снижающих несущую способность и эксплуатационную пригодность данной конструкции классифицируется как аварийное.
Исходя из вышеизложенного, при имеющей место фактической величине физического износа (69%), дальнейшая эксплуатация не возможна и жилой дом восстановлению не подлежит (л.д. ...).
В силу вышеназванных норм права акт обследования от ... года является основанием для решения вопросов связанных с проведением капитального ремонта, модернизацией и реконструкцией непригодных для постоянного проживания жилых домов и жилых помещений, либо с их сносом или переоборудованием для использования в других целях, в том числе вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан в установленном законом порядке, которые входят в компетенцию межведомственной комиссии.
При этом, в установленном порядке решения органом местного самоуправления о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..., ...... непригодным для проживания и подлежащим сносу не принималось. Бездействие Администрации СП ... сельсовет МР Республики Башкортостан по вопросу принятия такого решения истцами не оспаривалось в суде.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Между тем, в материалах дела отсутствуют данные о том, что органом местного самоуправления было принято какое-либо решение по итогам работы комиссии, в связи с чем, вывод суда о том, что порядок, установленный Правительством Российской Федерации, не соблюден является законным.
Поскольку истцы в очереди на улучшение жилищных условий не состоят, в материалах дела отсутствуют данные о том, что имеются основания для признания истцов нуждающимися в улучшении жилищных условий, а вопрос об их выселении из занимаемых ими жилых помещений не рассматривается, то другое жилое помещение по договору социального найма в нарушение ст. 49, ст. 52 ЖК РФ им предоставлено быть не может.
При указанных обстоятельствах у судебной коллегии нет оснований для отмены решения суда.
Доводы апелляционных жалоб не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно ст. 330 ГПК РФ могут повлечь отмену или изменение судебного акта, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Абзелиловского районного суда РБ от 25 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ю., Р., апелляционную жалобу Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
О.В.АЛЕКСЕЕНКО
Судьи
Э.Р.НУРИСЛАМОВА
А.П.ЕРОФЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 18.12.2012 ПО ДЕЛУ N 33-14708/2012
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 декабря 2012 г. по делу N 33-14708/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Алексеенко О.В.
судей Нурисламовой Э.Р., Ерофеевой А.П.
при секретаре Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ю., Р., апелляционной жалобе Г. на решение Абзелиловского районного суда Республики Башкортостан от 25 сентября 2012 года, которым постановлено:
признать за З., а также за ее несовершеннолетними детьми З.А., З.И. право на получение жилого помещения в связи с непригодностью для проживания жилого дома, расположенного по адресу: ..., ..., ...
Обязать Администрацию сельского поселения... сельсовет ...... по вступлении решения суда в законную силу предоставить З., а также ее несовершеннолетним детям З.А., З.И. благоустроенное жилое помещение в черте ... сельсовета, площадью не менее ... кв. м, состоящее из двух жилых комнат.
Взыскать с Администрации сельского поселения ... сельсовет ...... в пользу З. возврат государственной пошлины в сумме ... руб.
В удовлетворении иска З., действующей также в интересах ее несовершеннолетних детей З.А., З.И. к Администрации ......... отказать.
Признать за Ш. ..., Г.К. ... право на получение жилого помещения в связи с непригодностью для проживания жилого дома, расположенного по адресу: ..., ..., ...
Обязать Администрацию ......... Муниципального района... по вступлении решения суда в законную силу предоставить Ш. ..., Г.К. ... благоустроенное жилое помещение в черте ... сельсовета, площадью не менее ... кв. м, состоящую из двух жилых комнат.
В удовлетворении иска Г., действующей также в интересах несовершеннолетних детей Г.А., Г.Б., Р., Ю., действующего также в интересах несовершеннолетних детей Ю.С., Ю.К. к Администрации сельского поселения ... сельсовет Муниципального района ......, Администрации Муниципального района ... район ... отказать.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Нурисламовой Э.Р., судебная коллегия
установила:
З. обратилась с иском к Администрации ...... РБ о признании за ней и несовершеннолетними детьми З.А., З.И. право на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в связи с непригодностью для проживания жилого дома, расположенного по адресу: ..., ..., ..., ..., обязании ответчиков предоставить им другое благоустроенное жилое помещение, указав, что на протяжении длительного времени по настоящее время истцы проживают в квартире ... дома ... по ул. ..., ... РБ. Данный жилой дом представляет собой двухэтажный 8-квартирный жилой дом, 1965 года постройки. Она открыто, добросовестно и непрерывно пользуется своим жилым помещением, предоставленным по договору социального найма более 15 лет, оплачивает все коммунальные услуги. В настоящее время на основании акта обследования от ... года, многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ......, признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу. Неоднократные обращения в различные инстанции о предоставлении другого благоустроенного жилого помещения результатов не принесли.
В дальнейшем З. уточнила исковые требования, просила признать за ней и несовершеннолетними детьми право на получение жилого помещения, обязании Администрации МР ... РБ, Администрацию сельского поселения ... сельсовета предоставить ей жилое помещение в связи с непригодностью для проживания жилого дома, в срок до ... года
Ш. и Г.К. обратились с иском к Администрации МР ... РБ о признании права постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в связи с непригодностью для проживания жилого дома, расположенного по адресу: ..., ..., ... об обязании предоставить другое благоустроенное жилое помещение, указав, что данный жилой дом 1965 года постройки в настоящие время на основании акта обследования от ... года многоквартирный жилой дом признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежит сносу. В связи с этим просят признать право на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, обязать Администрацию МР ... РБ и Администрацию сельского поселения ... сельсовет МР ... РБ предоставить другое благоустроенное жилое помещение.
В дальнейшем Ш. уточнил исковые требования, просил обязать Администрацию МР ... РБ и Администрацию сельского поселения ... сельсовет МР ... РБ предоставить иное жилое помещение в связи с признанием здания общежития, расположенного по адресу: ..., ... аварийным.
Р., Ю. обратились с иском к администрации МР ... РБ и администрации сельского поселения ... сельсовет МР ... РБ о признании за ними и несовершеннолетними детьми право на постановку на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в связи с непригодностью для проживания жилого дома, расположенного по адресу: ..., ..., обязании ответчиков предоставить им другое благоустроенное жилое помещение. Свои требования, мотивировали тем, что на протяжении длительного времени проживают в доме N ... по ул. ..., ... РБ. Данный жилой дом представляет собой двухэтажный 8-квартирный жилой дом, 1965 года постройки. Они открыто, добросовестно и непрерывно пользуется своим жилым помещением в доме как предоставленным по договору социального найма более 15 лет, оплачивают все коммунальные услуги. В настоящее время на основании акта обследования от ... года, многоквартирный жилой дом признан непригодным для постоянного проживания, аварийным и подлежащим сносу. Неоднократные обращения в различные инстанции о предоставлении другого благоустроенного жилого помещения результатов не принесли. В дальнейшем, истцы уточнили исковые требования, просят Администрацию МР ... РБ и Администрацию сельского поселения ... сельсовет МР ... РБ признать за ними право на получение жилого помещения в связи с признанием дома аварийным, обязать предоставить другое жилое помещение.
Г., действующая также в интересах несовершеннолетних детей Г.А., Г.Б., зарегистрированная по адресу: ..., ..., обратилась с иском к Администрации МР ... РБ, Администрации сельского поселения ... сельсовет МР ... РБ о признании права постановки на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, в связи с непригодностью для проживания жилого дома и об обязании предоставить другое благоустроенное жилое помещение.
В дальнейшем Г. уточнила исковые требования, просит Администрацию МР ... РБ и Администрацию сельского поселения ... МР ... район РБ признать за ней и несовершеннолетними детьми право на получение жилого помещения в связи с признанием дома аварийным, обязать предоставить другое жилое помещение.
Названные гражданские дела были объединены в одно производство.
Судом вынесено вышеприведенное решение.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе Ю., Р. просят решение суда отменить ввиду его незаконности и необоснованности, поскольку суд при рассмотрении дела не принял во внимание то обстоятельство, что истцы с регистрационного учета в спорном жилом помещении не снимались, Р.Г. вывезла свои личные вещи и вещи несовершеннолетних детей, необходимые для временного проживания в ..., более того выезд Р.Г. и несовершеннолетних детей носил временный характер и был связан с болезнью детей и аварийным состоянием жилого помещения. Судом не были выяснены обстоятельства, имеющие существенное значение, более того судом так же не запрашивались данные о регистрации лиц в квартире.
Не согласившись с решением суда, в апелляционной жалобе Г. просит решение суда отменить ввиду его незаконности и необоснованности, поскольку суд при рассмотрении дела не принял во внимание то обстоятельство, что выезд Г. и ее малолетних детей из спорного жилого помещения носил временный характер в связи с конфликтными отношениями с основным нанимателем, в настоящий момент Г. и ее несовершеннолетние дети иного пригодного для проживания жилья не имеют. Так же в материалах дела отсутствуют доказательства расторжения договора социального найма с Г., ссылка суда на факт неоплаты истцом коммунальных платежей не является основанием для отказа в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Так же не принято во внимание, что Г. относится к категории социально не защищенных и малоимущих лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, выслушав, Г., Р.Г., представителя Ю., Р. - Ц., поддержавших жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся учет муниципального жилищного фонда, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, осуществление муниципального жилищного контроля.
Частью 4 ст. 15 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 7 Постановления Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления.
В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека, на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, в необходимых случаях органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций.
К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.
В соответствии с п. 42 указанного Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно п. 44 указанного Положения процедура проведения оценки соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям включает:
- прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов;
- определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям;
- определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения;
- работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания;
- составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее - заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;
- составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование;
- принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии;
- передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).
В силу п. 47 Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
- о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В соответствии со ст. 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Р., Г., действующей за себя и несовершеннолетних детей, Ю., действующего за себя и в интересах несовершеннолетних детей, суд первой инстанции исходил из того, что истцами не представлено доказательств того, что их выезд из спорного жилого помещения носил вынужденный либо временный характер, был связан с болезнью детей и невозможностью их проживания в спорном жилом помещении.
С данными выводами суда судебная коллегия соглашается, поскольку они являются обоснованными.
Из справки, выданной администрацией СП... сельсовет от ... года N ..., следует, что Р., ... года рождения, зарегистрирован и постоянно проживает по адресу: ..., ..., имеет следующий состав семьи: сестра Ю.С., ... года рождения, сестра Ю.К., ... года рождения, отчим Ю., ... года рождения (л.д. ...).
Из распоряжения правительства Республики Башкортостан N ...-р от ... года, следует, что 8-квартирный жилой дом в ... по ул. ...), находящийся в хозяйственном ведении ГУП санаторий "..." передан в собственность сельского поселения ...) сельсовет MP ... Республики Башкортостан (л.д. ...).
Договор безвозмездной передачи государственного недвижимого имущества Республики Башкортостан в муниципальную собственность СП ... МР ... РБ и акт приема-передачи к указанному договору подписаны ... года (л.д. ...).
... года комиссия в составе председателя комиссии главы сельского поселения ... сельсовет ФИО30., членов комиссии: специалиста 1 категории администрации СП ... сельсовет ФИО20, депутата от избирательного округа N ... ФИО21, директора МУП "..." ФИО22 с привлечением руководителей следующих организаций: заместителя главы администрации МР ... по строительству, ЖКХ и экономической политике ФИО23, заместителя начальника ... территориального отдела Роспотребнадзора по ... ФИО24, начальника отделения надзорной деятельности... ФИО25 провела обследование 8-квартирного жилого дома, расположенного по адресу: ..., ..., ... сделала следующие выводы:
1. Техническое состояние конструкций фундаментов, ввиду наличия дефектов снижающих несущую способность эксплуатационную пригодность данных конструкций, классифицируется как недопустимое.
2. Техническое состояние конструкций стен обследуемого здания ввиду наличия дефектов снижающих несущую способность и эксплуатационную пригодность данной конструкции классифицируется как недопустимое.
3. Техническое состояние конструкций перекрытия, кровли, ввиду наличия дефектов снижающих несущую способность и эксплуатационную пригодность данной конструкции классифицируется как аварийное.
Исходя из вышеизложенного, при имеющей место фактической величине физического износа (69%), дальнейшая эксплуатация не возможна и жилой дом восстановлению не подлежит (л.д. ...).
В силу вышеназванных норм права акт обследования от ... года является основанием для решения вопросов связанных с проведением капитального ремонта, модернизацией и реконструкцией непригодных для постоянного проживания жилых домов и жилых помещений, либо с их сносом или переоборудованием для использования в других целях, в том числе вопросов отселения и улучшения жилищных условий граждан в установленном законом порядке, которые входят в компетенцию межведомственной комиссии.
При этом, в установленном порядке решения органом местного самоуправления о признании многоквартирного дома, расположенного по адресу: ..., ...... непригодным для проживания и подлежащим сносу не принималось. Бездействие Администрации СП ... сельсовет МР Республики Башкортостан по вопросу принятия такого решения истцами не оспаривалось в суде.
Таким образом, решение вопроса о признании жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции действующее законодательство относит к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, исполнительным органом власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Между тем, в материалах дела отсутствуют данные о том, что органом местного самоуправления было принято какое-либо решение по итогам работы комиссии, в связи с чем, вывод суда о том, что порядок, установленный Правительством Российской Федерации, не соблюден является законным.
Поскольку истцы в очереди на улучшение жилищных условий не состоят, в материалах дела отсутствуют данные о том, что имеются основания для признания истцов нуждающимися в улучшении жилищных условий, а вопрос об их выселении из занимаемых ими жилых помещений не рассматривается, то другое жилое помещение по договору социального найма в нарушение ст. 49, ст. 52 ЖК РФ им предоставлено быть не может.
При указанных обстоятельствах у судебной коллегии нет оснований для отмены решения суда.
Доводы апелляционных жалоб не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, в связи с чем, не могут служить основанием для отмены решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые согласно ст. 330 ГПК РФ могут повлечь отмену или изменение судебного акта, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Абзелиловского районного суда РБ от 25 сентября 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ю., Р., апелляционную жалобу Г. - без удовлетворения.
Председательствующий
О.В.АЛЕКСЕЕНКО
Судьи
Э.Р.НУРИСЛАМОВА
А.П.ЕРОФЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)