Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Патрушева А.
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА
РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Сусловой Н.А.
судей Голикова А.А. и Перминовой Н.А.,
при секретаре Г.
рассмотрела в судебном заседании 12 января 2012 года дело по кассационной жалобе ООО "Жилищная управляющая компания" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 ноября 2011 года, которым
Признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента издания распоряжение директора ООО "Жилищная управляющая компания" от 30.03.2011 г. N, адресованное ОАО "Расчетный центр" о проведении корректировки по холодному и горячему водоснабжению, отводу горячей и холодной воды согласно Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 по формуле N 4 - для помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета за 2010 год, и по формуле N 9 - для помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета, за период с января по ноябрь 2010 года и за март 2011 года.
Заслушав доклад судьи Перминовой Н.А., объяснения представителей ответчика К., Л. и М., заключение прокурора Ковригиной О.Н., полагавшей оставить решение без изменения, судебная коллегия
установила:
Прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с иском к ООО "Жилищная управляющая компания" о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента издания распоряжения директора ООО "Жилищная управляющая компания" от 30.03.2011 г. N, адресованного ОАО "Расчетный центр" о проведении корректировки платы за жилищно-коммунальные услуги в виде холодного и горячего водоснабжения, отвода горячей и холодной воды согласно Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 317 по формуле N 4 - для помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, по формуле N 9 - для помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета, за период с января по ноябрь 2010 года и за март 2011 года.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены ОАО "Расчетный центр", Администрация МО ГО "Сыктывкар", МУП "Сыктывкарский водоканал", ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9".
В судебном заседании представитель прокурора иск поддержал.
Представители ООО "Жилищная управляющая компания" с иском не согласились.
Представители ОАО "Расчетный центр", МУП "Сыктывкарский водоканал" поддержали позицию ответчика.
Представитель ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" позиции по спору не высказала.
Судом вынесено приведенное выше решение.
Оспаривая законность принятого решения, ответчик обратился в суд с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятого решения, поскольку считает, что оно вынесено с существенным нарушением норм материального и процессуального права, а также судом не исследовались обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что ООО "Жилищная управляющая компания" осуществляет управление жилыми домами N по ул. Димитрова; N по ул. Катаева, N по ул. Карла Маркса, N по ул. Коммунистическая, N, N по ул. Малышева; N по ул. Морозова; N по Октябрьскому проспекту; N, N по ул. Оплеснина; N по ул. Петрозаводская; N по ул. Печорская; N по ул. Старовского в г. Сыктывкаре.
03.03.2008 г. между ООО "Жилищная управляющая компания" и МУП "Расчетный центр" (ныне ОАО "Расчетный центр") заключен договор N возмездного оказания услуг по начислению платежей за услуги и ведению учета потребителей услуг, согласно которому ООО "Жилищная управляющая компания" поручает, а МУП "Расчетный центр" на возмездной основе принимает на себя обязательства по оказанию ООО "Жилищная управляющая компания" комплекса услуг, а именно: производить расчет начислений платежей потребителям услуг за потребленные ими услуги на основании заключенных ООО "Жилищная управляющая компания" договоров на оказание соответствующих услуг с ресурсоснабжающими организациями, договоров с потребителями услуг на оказание таких услуг, с учетом предоставляемых льгот; вести достоверный учет потребителей услуг; осуществлять работу с потребителями услуг.
Распоряжением N от 30.03.2011 г., адресованным ОАО "Расчетный центр", директор ООО "Жилищная управляющая компания" распорядился произвести корректировку по холодному, горячему водоснабжения и отводу горячей, холодной воды согласно Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 317 по формуле N 4 (для помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета), по формуле N 9 (для помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета), за период с января по ноябрь 2010 года и за март 2011 года.
ОАО "Расчетный центр" распоряжение исполнено - корректировка произведена, суммы корректировок включены в счета-извещения на оплату жилищно-коммунальных услуг и выставлены к оплате потребителям.
В соответствии с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ 23.05.2006 N 307 (в редакции, действовавшей до 06.05.2011) размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
В силу п. 22 Правил предоставления коммунальных услуг, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Согласно пп. "б" п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с пп. 3 п. 1 приложения N 2 к указанном Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с пп. 4 п. 1 приложения N 2 к Правилам, то есть в соответствии с формулой N 4 Приложения N 2 к Правилам.
В соответствии с п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с пп. 1 п. 3 приложения N 2 к Правилам, то есть по формуле N 9 Приложения N 2 к Правилам. Указанной формулой предполагается при определении размера платы за коммунальные услуги учет неизбежных внутридомовых потерь коммунальных ресурсов.
С учетом приведенных положений нормативного акта судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что произведение корректировки размера платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение и водоотведение допускалось Правилами предоставления коммунальных услуг в действующей на момент издания оспариваемого Распоряжения редакции, только для жилых помещений, не оборудованных индивидуальным прибором учета потребления указанных ресурсов.
Произведение корректировки размера платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение и водоотведение, потребленные в жилом помещении, оборудованном индивидуальным прибором учета, законодательством не предусмотрено и прямо противоречит п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг.
Кроме того, судом установлено, что при определении размера корректировки не учитывались периоды наличия либо отсутствия в жилых помещениях индивидуальных приборов учета потребления коммунальных ресурсов в течение периода времени, за который производилась корректировка.
В жилых помещениях, в которых индивидуальные приборы учета были установлены в течение периода, за который производилась корректировка платы, корректировка с применением формулы N 4 Приложения N 2 к Правилам за период времени отсутствия в жилом помещении приборов учета не производилась, что повлекло за собой начисление корректировки в повышенном размере в отношении иных жилых помещений.
Таким образом, произведенная корректировка повлекла для собственников, нанимателей, членов их семей как потребителей коммунальных услуг обязанность по оплате коммунальных услуг в размере, определенном в несоответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правил и договоров управления жилыми домами.
Кроме того, судом установлено, что при начислении корректировок платы за коммунальные ресурсы ООО "Жилищная управляющая компания" допущено нарушение сроков произведения корректировок.
В случаях, предусмотренных п. п. 19 и 22 Правил предоставления коммунальных услуг корректировка размера платы за холодное и горячее водоснабжение и водоотведение производится 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год.
Договорами на управление многоквартирными жилыми домами, заключенными между ООО "Жилищная управляющая компания" и собственниками жилых помещений, не оговорена возможность произведения корректировки платы за холодное и горячее водоснабжение и водоотведение 1 раз в год.
Условиям договоров управления размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета (домовых, поквартирных) и выставленных счетов поставщиков коммунальных ресурсов по договорам, заключенным на основании договора комиссии, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, утверждаемых органами местного самоуправления. Распределение показаний домового прибора (счетчика поставщика) между собственниками помещений и отсутствии (полном или частичном) поквартирных приборов учета производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307.
Таким образом, при определении сроков проведения корректировок ООО "Жилищная управляющая компания" должно было руководствоваться положениями п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг, то есть производить корректировки плат за коммунальные услуги в виде холодного и горячего водоснабжения и водоотведении 1 раз в квартал.
Довод кассационной жалобы о том, что квартальная корректировка платы за услуги по холодному и горячему водоснабжению в течение 2010 года не производилась, в связи с чем квартальная корректировка была выставлена конечным итогом в мартовских 2011 года квитанциях, не состоятелен.
Буквальное толкование оспариваемого Распоряжения от 30.03.2011 не позволяет сделать вывод о том, что корректировка платы за вышеуказанные услуги произведена поквартальная, но единовременно, как об этом указано в жалобе, а также о том, что в марте 2011 года корректировка произведена за первый квартал 2011 года. Содержание данного Распоряжения свидетельствует лишь о том, что ООО "ЖУК" издано распоряжение о проведении корректировки без соблюдения установленных Правилами о порядке предоставления коммунальных услуг сроков.
Вывод суда о том, что распоряжение директора ООО "Жилищная управляющая компания" от 30.03.2011 г. N принято с нарушением требований действующего законодательства и договоров управления многоквартирными жилыми домами, является правильным.
Суд первой инстанции дал правильную оценку доводам представителей ответчика о праве прокурора на обращение с иском.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав.
Распоряжением директора ООО "Жилищная управляющая компания" от 30.03.2011 г. N затронуты права, свободы и законные интересы всех собственников, нанимателей, и членов их семей, проживающих в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляет ООО "Жилищная управляющая компания".
В силу ст. 129 Гражданского кодекса РФ объекты гражданских прав, в том числе жилые помещения, могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому.
Поскольку за оспариваемый период с января 2010 года по март 2011 г. круг собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляет ООО "Жилищная управляющая компания", не являлся фиксированным, не является фиксированным круг членов семей собственников и нанимателей жилых помещений, следовательно, установить круг лиц, чьи права, свободы и законные интересы могли быть нарушены распоряжением директора ООО "Жилищная управляющая компания" от 30.03.2011 г. N не представляется возможным.
Судебная коллегия в полном объеме соглашается с выводами суда и не находит оснований для отмены судебного решения по мотиву отсутствия у прокурора полномочий на обращение в суд.
Нельзя признать обоснованными доводы кассационной жалобы ответчика в том, что ООО "ЖУК" осуществляет экономическую предпринимательскую деятельность и фактически сложились правоотношения между ООО "ЖУК" и ОАО "Расчетный центр" по осуществлению начисления платы за коммунальные услуги, в связи с чем дело является подведомственным Арбитражному суду Республики Коми.
В силу ст. 37 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель обязан оплачивать оказанные ему услуги в порядке и сроки, которые установлены договором с исполнителем. В соответствии со ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилищно-коммунальные услуги в домах, управление которыми передано управляющей организации, вносится в пользу управляющей компании. Предметом рассмотрения суда являлись правоотношения, сложившиеся между ООО "ЖУК" и неопределенным кругом граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг. При этом правоотношениям между ООО "ЖУК" и ОАО "Расчетный центр" оценка судом не давалась, предметом рассмотрения суда данные правоотношения не были.
При таких обстоятельствах, оснований для вывода о подведомственности спора Арбитражному суду Республики Коми не имеется.
Ссылка в кассационной жалобе на виновные действия ОАО "Расчетный центр", выразившиеся в невыполнении Распоряжения ООО "ЖУК" от 18.08.2011 об устранении нарушений, допущенных ОАО "Расчетный центр" при исполнении Распоряжения N от 30.03.2011, основанием для отмены законного и обоснованного судебного решения являться не может. Судом достоверно установлена незаконность оспариваемого Распоряжения от 30.03.2011, нарушающего интересы собственников, нанимателей и членов их семей, проживающих в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляет ООО "Жилищная управляющая компания".
Обстоятельства и доказательства, имеющие значение для дела, установлены и исследованы судом полно и правильно. Нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, не допущено. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 ноября 2011 года - оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Жилищная управляющая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.А.СУСЛОВА
Судьи
А.А.ГОЛИКОВ
Н.А.ПЕРМИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 12.01.2012 ПО ДЕЛУ N 33-62/2012Г.
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 12 января 2012 г. по делу N 33-62/2012г.
Судья Патрушева А.
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ ВЕРХОВНОГО СУДА
РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Сусловой Н.А.
судей Голикова А.А. и Перминовой Н.А.,
при секретаре Г.
рассмотрела в судебном заседании 12 января 2012 года дело по кассационной жалобе ООО "Жилищная управляющая компания" на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 ноября 2011 года, которым
Признано противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента издания распоряжение директора ООО "Жилищная управляющая компания" от 30.03.2011 г. N, адресованное ОАО "Расчетный центр" о проведении корректировки по холодному и горячему водоснабжению, отводу горячей и холодной воды согласно Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307 по формуле N 4 - для помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета за 2010 год, и по формуле N 9 - для помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета, за период с января по ноябрь 2010 года и за март 2011 года.
Заслушав доклад судьи Перминовой Н.А., объяснения представителей ответчика К., Л. и М., заключение прокурора Ковригиной О.Н., полагавшей оставить решение без изменения, судебная коллегия
установила:
Прокурор обратился в суд в защиту неопределенного круга лиц с иском к ООО "Жилищная управляющая компания" о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим с момента издания распоряжения директора ООО "Жилищная управляющая компания" от 30.03.2011 г. N, адресованного ОАО "Расчетный центр" о проведении корректировки платы за жилищно-коммунальные услуги в виде холодного и горячего водоснабжения, отвода горячей и холодной воды согласно Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 317 по формуле N 4 - для помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета, по формуле N 9 - для помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета, за период с января по ноябрь 2010 года и за март 2011 года.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены ОАО "Расчетный центр", Администрация МО ГО "Сыктывкар", МУП "Сыктывкарский водоканал", ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9".
В судебном заседании представитель прокурора иск поддержал.
Представители ООО "Жилищная управляющая компания" с иском не согласились.
Представители ОАО "Расчетный центр", МУП "Сыктывкарский водоканал" поддержали позицию ответчика.
Представитель ОАО "Территориальная генерирующая компания N 9" позиции по спору не высказала.
Судом вынесено приведенное выше решение.
Оспаривая законность принятого решения, ответчик обратился в суд с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятого решения, поскольку считает, что оно вынесено с существенным нарушением норм материального и процессуального права, а также судом не исследовались обстоятельства, имеющие значение для дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела следует, что ООО "Жилищная управляющая компания" осуществляет управление жилыми домами N по ул. Димитрова; N по ул. Катаева, N по ул. Карла Маркса, N по ул. Коммунистическая, N, N по ул. Малышева; N по ул. Морозова; N по Октябрьскому проспекту; N, N по ул. Оплеснина; N по ул. Петрозаводская; N по ул. Печорская; N по ул. Старовского в г. Сыктывкаре.
03.03.2008 г. между ООО "Жилищная управляющая компания" и МУП "Расчетный центр" (ныне ОАО "Расчетный центр") заключен договор N возмездного оказания услуг по начислению платежей за услуги и ведению учета потребителей услуг, согласно которому ООО "Жилищная управляющая компания" поручает, а МУП "Расчетный центр" на возмездной основе принимает на себя обязательства по оказанию ООО "Жилищная управляющая компания" комплекса услуг, а именно: производить расчет начислений платежей потребителям услуг за потребленные ими услуги на основании заключенных ООО "Жилищная управляющая компания" договоров на оказание соответствующих услуг с ресурсоснабжающими организациями, договоров с потребителями услуг на оказание таких услуг, с учетом предоставляемых льгот; вести достоверный учет потребителей услуг; осуществлять работу с потребителями услуг.
Распоряжением N от 30.03.2011 г., адресованным ОАО "Расчетный центр", директор ООО "Жилищная управляющая компания" распорядился произвести корректировку по холодному, горячему водоснабжения и отводу горячей, холодной воды согласно Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 317 по формуле N 4 (для помещений, не оборудованных индивидуальными приборами учета), по формуле N 9 (для помещений, оборудованных индивидуальными приборами учета), за период с января по ноябрь 2010 года и за март 2011 года.
ОАО "Расчетный центр" распоряжение исполнено - корректировка произведена, суммы корректировок включены в счета-извещения на оплату жилищно-коммунальных услуг и выставлены к оплате потребителям.
В соответствии с п. 15 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства РФ 23.05.2006 N 307 (в редакции, действовавшей до 06.05.2011) размер платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение и отопление рассчитывается по тарифам, установленным для ресурсоснабжающих организаций в порядке, определенном законодательством Российской Федерации. В случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляются по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.
Согласно п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг при наличии в помещениях индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета и при отсутствии коллективных (общедомовых) приборов учета размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета.
В силу п. 22 Правил предоставления коммунальных услуг, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. При оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании отдельных помещений индивидуальными приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, не оборудованном индивидуальными приборами учета, определяется в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Согласно пп. "б" п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения и электроснабжения - в соответствии с пп. 3 п. 1 приложения N 2 к указанном Правилам. При этом исполнитель производит 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год, корректировку размера платы за такие коммунальные услуги в соответствии с пп. 4 п. 1 приложения N 2 к Правилам, то есть в соответствии с формулой N 4 Приложения N 2 к Правилам.
В соответствии с п. 23 Правил предоставления коммунальных услуг, при оборудовании многоквартирного дома коллективными (общедомовыми) приборами учета и оборудовании частично или полностью индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета размер платы за коммунальные услуги, потребленные в жилом помещении, оборудованном указанными приборами учета, определяется для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, газоснабжения и электроснабжения - в соответствии с пп. 1 п. 3 приложения N 2 к Правилам, то есть по формуле N 9 Приложения N 2 к Правилам. Указанной формулой предполагается при определении размера платы за коммунальные услуги учет неизбежных внутридомовых потерь коммунальных ресурсов.
С учетом приведенных положений нормативного акта судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что произведение корректировки размера платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение и водоотведение допускалось Правилами предоставления коммунальных услуг в действующей на момент издания оспариваемого Распоряжения редакции, только для жилых помещений, не оборудованных индивидуальным прибором учета потребления указанных ресурсов.
Произведение корректировки размера платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение и водоотведение, потребленные в жилом помещении, оборудованном индивидуальным прибором учета, законодательством не предусмотрено и прямо противоречит п. 16 Правил предоставления коммунальных услуг.
Кроме того, судом установлено, что при определении размера корректировки не учитывались периоды наличия либо отсутствия в жилых помещениях индивидуальных приборов учета потребления коммунальных ресурсов в течение периода времени, за который производилась корректировка.
В жилых помещениях, в которых индивидуальные приборы учета были установлены в течение периода, за который производилась корректировка платы, корректировка с применением формулы N 4 Приложения N 2 к Правилам за период времени отсутствия в жилом помещении приборов учета не производилась, что повлекло за собой начисление корректировки в повышенном размере в отношении иных жилых помещений.
Таким образом, произведенная корректировка повлекла для собственников, нанимателей, членов их семей как потребителей коммунальных услуг обязанность по оплате коммунальных услуг в размере, определенном в несоответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, Правил и договоров управления жилыми домами.
Кроме того, судом установлено, что при начислении корректировок платы за коммунальные ресурсы ООО "Жилищная управляющая компания" допущено нарушение сроков произведения корректировок.
В случаях, предусмотренных п. п. 19 и 22 Правил предоставления коммунальных услуг корректировка размера платы за холодное и горячее водоснабжение и водоотведение производится 1 раз в квартал, а если это предусмотрено договором - 1 раз в год.
Договорами на управление многоквартирными жилыми домами, заключенными между ООО "Жилищная управляющая компания" и собственниками жилых помещений, не оговорена возможность произведения корректировки платы за холодное и горячее водоснабжение и водоотведение 1 раз в год.
Условиям договоров управления размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета (домовых, поквартирных) и выставленных счетов поставщиков коммунальных ресурсов по договорам, заключенным на основании договора комиссии, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных ресурсов, утверждаемых органами местного самоуправления. Распределение показаний домового прибора (счетчика поставщика) между собственниками помещений и отсутствии (полном или частичном) поквартирных приборов учета производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. N 307.
Таким образом, при определении сроков проведения корректировок ООО "Жилищная управляющая компания" должно было руководствоваться положениями п. 19 Правил предоставления коммунальных услуг, то есть производить корректировки плат за коммунальные услуги в виде холодного и горячего водоснабжения и водоотведении 1 раз в квартал.
Довод кассационной жалобы о том, что квартальная корректировка платы за услуги по холодному и горячему водоснабжению в течение 2010 года не производилась, в связи с чем квартальная корректировка была выставлена конечным итогом в мартовских 2011 года квитанциях, не состоятелен.
Буквальное толкование оспариваемого Распоряжения от 30.03.2011 не позволяет сделать вывод о том, что корректировка платы за вышеуказанные услуги произведена поквартальная, но единовременно, как об этом указано в жалобе, а также о том, что в марте 2011 года корректировка произведена за первый квартал 2011 года. Содержание данного Распоряжения свидетельствует лишь о том, что ООО "ЖУК" издано распоряжение о проведении корректировки без соблюдения установленных Правилами о порядке предоставления коммунальных услуг сроков.
Вывод суда о том, что распоряжение директора ООО "Жилищная управляющая компания" от 30.03.2011 г. N принято с нарушением требований действующего законодательства и договоров управления многоквартирными жилыми домами, является правильным.
Суд первой инстанции дал правильную оценку доводам представителей ответчика о праве прокурора на обращение с иском.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав.
Распоряжением директора ООО "Жилищная управляющая компания" от 30.03.2011 г. N затронуты права, свободы и законные интересы всех собственников, нанимателей, и членов их семей, проживающих в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляет ООО "Жилищная управляющая компания".
В силу ст. 129 Гражданского кодекса РФ объекты гражданских прав, в том числе жилые помещения, могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому.
Поскольку за оспариваемый период с января 2010 года по март 2011 г. круг собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляет ООО "Жилищная управляющая компания", не являлся фиксированным, не является фиксированным круг членов семей собственников и нанимателей жилых помещений, следовательно, установить круг лиц, чьи права, свободы и законные интересы могли быть нарушены распоряжением директора ООО "Жилищная управляющая компания" от 30.03.2011 г. N не представляется возможным.
Судебная коллегия в полном объеме соглашается с выводами суда и не находит оснований для отмены судебного решения по мотиву отсутствия у прокурора полномочий на обращение в суд.
Нельзя признать обоснованными доводы кассационной жалобы ответчика в том, что ООО "ЖУК" осуществляет экономическую предпринимательскую деятельность и фактически сложились правоотношения между ООО "ЖУК" и ОАО "Расчетный центр" по осуществлению начисления платы за коммунальные услуги, в связи с чем дело является подведомственным Арбитражному суду Республики Коми.
В силу ст. 37 Закона РФ "О защите прав потребителей" потребитель обязан оплачивать оказанные ему услуги в порядке и сроки, которые установлены договором с исполнителем. В соответствии со ст. 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилищно-коммунальные услуги в домах, управление которыми передано управляющей организации, вносится в пользу управляющей компании. Предметом рассмотрения суда являлись правоотношения, сложившиеся между ООО "ЖУК" и неопределенным кругом граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг. При этом правоотношениям между ООО "ЖУК" и ОАО "Расчетный центр" оценка судом не давалась, предметом рассмотрения суда данные правоотношения не были.
При таких обстоятельствах, оснований для вывода о подведомственности спора Арбитражному суду Республики Коми не имеется.
Ссылка в кассационной жалобе на виновные действия ОАО "Расчетный центр", выразившиеся в невыполнении Распоряжения ООО "ЖУК" от 18.08.2011 об устранении нарушений, допущенных ОАО "Расчетный центр" при исполнении Распоряжения N от 30.03.2011, основанием для отмены законного и обоснованного судебного решения являться не может. Судом достоверно установлена незаконность оспариваемого Распоряжения от 30.03.2011, нарушающего интересы собственников, нанимателей и членов их семей, проживающих в многоквартирных жилых домах, управление которыми осуществляет ООО "Жилищная управляющая компания".
Обстоятельства и доказательства, имеющие значение для дела, установлены и исследованы судом полно и правильно. Нормы материального права применены верно. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения, не допущено. Выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела.
Судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 15 ноября 2011 года - оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "Жилищная управляющая компания" - без удовлетворения.
Председательствующий
Н.А.СУСЛОВА
Судьи
А.А.ГОЛИКОВ
Н.А.ПЕРМИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)