Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ОДИННАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 16.01.2013 ПО ДЕЛУ N А49-6490/2012

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ОДИННАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 января 2013 г. по делу N А49-6490/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 09 января 2013 г.,
Постановление в полном объеме изготовлено 16 января 2013 г.,
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от товарищества собственников жилья во вновь создаваемом кондоминиуме "Зеленая
поляна" - Баранов Г.И.; протокол от 29.06.2007 года N 12,
- от Администрации г. Пензы - извещен, не явился;
- рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Администрации г. Пензы
на решение Арбитражного суда Пензенской области от 29 октября 2012 года по делу N А49-6490/2012 (судья Учаева Н.И.),
по заявлению товарищества собственников жилья во вновь создаваемом кондоминиуме "Зеленая поляна", Пензенская область, Пензенский район, с. Малая Валяевка,
к Администрации г. Пензы, г. Пенза,
о признании незаконным отказа Администрации г. Пензы в подготовке градостроительного плана,

установил:

Товарищество собственников жилья во вновь создаваемом кондоминиуме "Зеленая Поляна" (далее - товарищество) обратилось в Арбитражный суд Пензенской области с заявлением о признании незаконным отказа Администрации города Пензы от подготовки и выдачи градостроительного плана земельного участка площадью 543000 кв. м кадастровый номер 58:29:00000000:248, расположенного по адресу г. Пенза, Первомайский район, ул. Ленинский лесхоз для строительства малоэтажной жилой застройки по ул. Ленинский лесхоз, выраженного в письме N 2956 от 29.06.2012 года. В качестве способа устранения нарушений заявитель просил обязать администрацию города Пензы подготовить, утвердить и выдать ТСЖ ВСК "Зеленая поляна" градостроительный план земельного участка площадью 543000 кв. м кадастровый номер 58:29:00000000:248, расположенного по адресу г. Пенза, Первомайский район, ул. Ленинский лесхоз по строительству малоэтажной жилой застройки в едином комплексе с существующей застройкой по ул. Ленинский лесхоз.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 29.10.2012 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с выводами суда, Администрация г. Пензы подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить, принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований ТСЖ ВСК "Зеленая поляна".
В апелляционной жалобе указывает, что согласно кадастровой выписке от 09.04.2012 г. N 5800/300/12-27488 на земельный участок площадью 543000 кв. м кадастровый номер 58:29:00000000:248, расположенный по адресу: г. Пенза, Первомайский район, ул. Ленинский лесхоз, указанный земельный участок входит в территориальную зону "Зона особо охраняемых природных территорий" (Р-1), сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании Решения Пензенской городской Думы "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Пензы от 22.12.2009 г. N 229-13/5".
Податель жалобы считает, что наличие установленной зоны особо охраняемых природных территорий (Р-1) в отношении, в том числе, земельного участка заявителя, исключает возможность строительства и выдачи градостроительного плана в отношении указанного земельного участка в связи с особым правовым режимом использования данной территории, ограничивающим (запрещающим) виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением территории.
В судебное заседание представитель Администрации г. Пензы не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проводится в отсутствие представителя администрации.
Представитель товарищества собственников жилья во вновь создаваемом кондоминиуме "Зеленая поляна" считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителя товарищества собственников жилья во вновь создаваемом кондоминиуме "Зеленая поляна", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
23 декабря 2004 года товарищество обратилось в администрацию г. Пензы с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду для строительства малоэтажной жилой застройки в едином комплексе с существующей застройкой.
10 февраля 2005 года Глава Администрации г. Пензы постановлением N 243 утвердил представленный акт выбора земельного участка регистрационный номер 418 от 29.11.2004. по размещению малоэтажной жилой застройки в едином комплексе с существующей застройкой по ул. Ленинский лесхоз, а пунктом 2 данного постановления согласовал предварительно место размещения малоэтажной жилой застройки в едином комплексе с существующей застройкой по ул. Ленинский лесхоз в соответствии с утвержденным актом выбора земельного участка.
Вступившими в законную силу решением арбитражного суда, постановлениями апелляционной и кассационной инстанций по делу А49-6031/2007 установлено, что Глава Администрации, утверждая акт выбора и согласовывая предварительно место размещения объекта, действовал в рамках предоставленных ему полномочий и в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ. Следовательно, процедура выбора земельного участка состоялась.
Вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 8 сентября 2008 года по делу А49-5916/2007 признано незаконным бездействие Администрации города Пензы, выразившееся в уклонении от согласования и утверждения проекта границ земельного участка площадью 543000 кв. м, расположенного по адресу г. Пенза, ул. Ленинский лесхоз. Этим же решением суда на администрацию г. Пензы возлагалась обязанность в течение 14 дней со дня вынесения решения согласовать и утвердить проект границ земельного участка площадью 543000 кв. м, расположенного по адресу г. Пенза, ул. Ленинский лесхоз.
28 мая 2009 года проект границ N 8-712 земельного участка был утвержден заместителем Главы администрации города Пензы.
7 октября 2009 года земельный участок был поставлен на кадастровый учет и ему присвоен кадастровый номер 58:29:00000000:248. Согласно кадастровому паспорту разрешенное использование земельного участка "для размещения малоэтажной жилой застройки в едином комплексе с существующей застройкой".
Вступившим в законную силу решением суда от 22 мая 2009 года по делу N А49-72/2008 признано незаконным бездействие Администрации г. Пензы, выразившееся в невынесении решения о предоставлении в аренду ТСЖ ВСК "Зеленая поляна" земельного участка площадью 543000 кв. м по размещению малоэтажной жилой застройки в едином комплексе с существующей застройкой, расположенной по адресу г. Пенза, ул. Ленинский лесхоз. Также суд обязал Администрацию г. Пензы вынести решение о предоставлении в аренду ТСЖ ВСК "Зеленая поляна" земельного участка площадью 543000 кв. м по размещению малоэтажной жилой застройки в едином комплексе с существующей застройкой по адресу г. Пенза, Первомайский район, ул. Ленинский лесхоз.
Вступившим в законную силу решением арбитражного суда от 1 апреля 2010 года по делу N А49-97/2010 суд признал незаконным отказ Управления по имущественным и градостроительным отношениям администрации города Пензы от заключения договора аренды земельного участка площадью 543000 кв. м, кадастровый номер 58:29:00000000:248, расположенного по адресу г. Пенза, Первомайский район, Ленинский лесхоз для размещения малоэтажной жилой застройки в едином комплексе с существующей застройкой и обязал Управление по имущественным и градостроительным отношениям администрации города Пензы подготовить и направить в адрес ТСЖ "Зеленая поляна" договор аренды указанного выше земельного участка.
Во исполнение указанного решения Управление по имущественным и градостроительным отношениям администрации города Пензы направило товариществу проект договора, разногласия по которому рассматривались в рамках дела N А49-156/2011.
Договор аренды земельного участка площадью 543000 кв. м, кадастровый номер 58:29:00000000:248, расположенного по адресу г. Пенза, Первомайский район, Ленинский лесхоз от 25 ноября 2010 года в редакции решения суда от 29.04.2011. по делу N А490156/2011 был заключен и зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пензенской области 28 сентября 2011 года (л.д. 18 - 25). Согласно условиям договора земельный участок относится к землям населенных пунктов и предоставляется для размещения малоэтажной жилой застройки в едином комплексе с существующей застройкой.
Судом первой инстанции правильно учтено, что в соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В мае 2012 года товарищество обратилось в администрацию с заявлением о подготовке, утверждении и выдаче градостроительного плана.
Письмом от 26 июня 2012 года за N 2956 начальник Управления подготовки документов по земельным и градостроительным вопросам администрации города Пензы отказал товариществу в подготовке градостроительного плана в связи с тем, что вышеуказанный земельный участок расположен в территориальной зоне Р-1 - зоне особо охраняемых природных территорий. К данной зоне участок отнесен в соответствии с Решением Пензенской городской Думы от 21.12.2010 года N 499-24/5. Решение опубликовано в газете "Пензенские губернские ведомости" 24.12.2010 года.
При принятии решения об удовлетворении заявленных ТСЖ "Зеленая поляна" требований о признании указанного отказа в подготовке градостроительного плана незаконным суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
В силу части 1 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным земельным участкам, а также применительно к предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства земельным участкам.
Частью 17 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ установлено, что в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ подготовка и выдача градостроительного плана земельного участка осуществляется по заявлению заинтересованного в строительстве и реконструкции лица, обратившегося за данным планом в целях получения в дальнейшем разрешения на строительство (реконструкцию) объектов.
Пункт 1 статьи 83 Земельного кодекса РФ признает землями населенных пунктов земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Исходя из пункта 1 статьи 41 Земельного кодекса Российской Федерации, арендаторы земельных участков вправе возводить здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Судом правильно отмечено в решении, что градостроительный план земельного участка по своему содержанию является не правоустанавливающим или правоподтверждающим документом, а документом, содержащим информацию об уже установленных разрешениях и ограничениях в пределах земельного участка, поставленного на кадастровый учет.
Соответственно, подготовка и выдача градостроительного плана по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица является безусловной обязанностью уполномоченного органа.
Решением Пензенской городской Думы от 22.12.2009 года N 229-13/5 были утверждены Правила землепользования и застройки города Пензы. Согласно приложению N 2 "Карта градостроительного зонирования" земельный участок товарищества находился в зоне Ж-1 - зоне малоэтажной жилой застройки 1 - 3 этажа. Решением Пензенской городской Думы от 21 декабря 2010 года N 499-24/5 "О внесении изменений в приложения N N 1, 2 к Решению Пензенской городской Думы от 22.12.2009. N 229-13/5 "Об утверждении Правил землепользования и застройки города Пензы" улица Ленинский лесхоз, находящаяся в зоне малоэтажной жилой застройки 1 - 3 этажа, была отнесена к зоне особо охраняемых природных территорий.
Однако, часть улицы Ленинский лесхоз, на которой уже построены жилые дома, осталась в зоне Ж-1-зоне малоэтажной жилой застройки 1 - 3 этажа.
В силу статьи 95 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов, территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.
Отнесение природных объектов и территорий к особо охраняемым природным территориям осуществляется согласно Федеральному закону от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" принятием нормативного правового акта органов государственной власти (федеральных или региональных) или органов местного самоуправления.
Согласно пункту 3 Порядка отнесения земель к землям особо охраняемых территорий местного значения, утвержденного решением Пензенской городской Думы от 28.04.2006 N 352-22/4 к решению прилагается перечень земельных участков, включаемых в состав земель особо охраняемых территорий, с приложением планово-картографического материала с нанесенными границами земельных участков и указанием собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков и обладателей сервитутов. Установление на местности границ земель особо охраняемых территорий местного значения осуществляется на основании указанного решения.
В отношении спорного земельного участка такие акты не принимались.
В государственный кадастр недвижимости были внесены особые отметки о том, что земельный участок кадастровый номер 58:29:00000000:248 входит в территориальную зону "Зона особо охраняемых природных территорий", однако, разрешенное использование земельного участка осталось прежним - "для размещения малоэтажной жилой застройки в едином комплексе с существующей застройкой".
Судом также правильно отмечено, что внесение изменений в Правила землепользования и застройки в декабре 2010 года, не может являться основанием для отказа в выдаче градостроительного плана земельного участка, процедура предоставления которого была начата в 2004 году.
В данном случае процедура выбора и предоставления земельного участка была начата в 2004 году и только в связи с ненадлежащим исполнением администрацией своих обязанностей, не была закончена в установленные сроки. На все свои заявления, связанные с предоставлением земельного участка, товарищество получало отказы, которые признавались судом недействительными на основании решений, указанных выше.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные Администрацией г. Пензы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
С позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебные расходы между лицами, участвующими в деле, распределяются в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Пензенской области от 29 октября 2012 года по делу N А49-6490/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.М.РОГАЛЕВА

Судьи
П.В.БАЖАН
Н.Ю.МАРЧИК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)