Судебные решения, арбитраж
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Президиум Приморского краевого суда
рассмотрел в кассационном порядке гражданское дело по иску В.Н.И. к департаменту социальной защиты населения Приморского края, отделу социальной защиты населения по Михайловскому району департамента социальной защиты населения Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании расходов по оплате жилого помещения, отопления, освещения по кассационной жалобе департамента труда и социального развития Приморского края на заочное решение мирового судьи судебного участка N 76 Михайловского района от 12 сентября 2012 года и апелляционное определение Михайловского районного суда от 17 декабря 2012 года на основании определения судьи Приморского краевого суда Д.И.Н. о передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Заслушав доклад судьи, выслушав объяснения департамента социальной защиты населения Приморского края К.О.В., Министерства РФ П.В.С., президиум
В.Н.И. обратилась в суд с иском к департаменту социальной защиты населения Приморского края, отделу социальной защиты населения по Михайловскому району департамента социальной защиты населения Приморского края о взыскании расходов по оплате жилого помещения, отопления, освещения за период с сентября 2011 года по апрель 2012 год в сумме 25870 рублей 71 копейка, судебных расходов, указывая, что она является педагогическим работником дошкольного образовательного учреждения N <...> Федерального бюджетного учреждения войсковой части <...> с 1 декабря 2009 года, проживает в сельской местности. С 1 сентября 2011 года ей не предоставляют меры социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением. До 1 сентября 2011 года меры социальной поддержки предоставлял отдел социальной защиты населения по Михайловскому району. На ее обращение в данную организацию был дан ответ, что льготы положены, но изменился источник финансирования.
В ходе рассмотрения дела в качестве соответчиков были привлечены Министерство финансов Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации.
Заочным решением мирового судьи судебного участка N 76 Михайловского района от 12 сентября 2012 года иск удовлетворен частично: с департамента социальной защиты населения Приморского края за счет средств казны Российской Федерации в пользу В.Н.И. взысканы расходы по оплате жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, отопления, освещения за период с 1 сентября 2011 года по 30 апреля 2012 года в размере 21 628 рублей 80 копеек и расходы по оплате государственной пошлины в размере 848 рублей 86 копеек, всего 22 477 рублей. В остальной части иска отказано.
Апелляционным определением Михайловского районного суда от 17 декабря 2012 года решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
Определением судьи Приморского краевого суда от 28 марта 2013 года жалоба департамента труда и социального развития Приморского края с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Приморского краевого суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и определения о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, президиум находит судебные постановления подлежащими изменению по следующим основаниям.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Такого характера нарушения норм материального права при рассмотрении дела допущены судами первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 (в редакции закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ) "Об образовании" педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что В.Н.И. работает заведующей дошкольного образовательного учреждения N <...> войсковой части <...> с 1 декабря 2009 года, проживает в селе Ляличи Михайловского района, то есть в сельской местности.
В подтверждение заявленных требований ею представлены копии квитанций об оплате жилья и коммунальных услуг за спорный период, выписка из лицевого счета.
По утверждению истицы отдел социальной защиты населения по Михайловскому муниципальному району департамента социальной защиты населения Приморского края отказал ей в предоставлении льгот по оплате жилья и коммунальных услуг как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, поскольку она является работником федерального государственного образовательного учреждения, финансируемого за счет средств федерального бюджета.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, мировой судья руководствовался постановлением Администрации Приморского края от 21 декабря 2011 года N 328-па "Об утверждении порядка предоставления педагогическим работникам краевых государственных образовательных учреждений, муниципальных образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), а также в рабочих поселках (поселках городского типа), существовавших в соответствии с административно-территориальным делением по состоянию на 1 января 2004 года на территории Приморского края, компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения", согласно которому педагогические работники образовательных учреждений имеют право обратиться за предоставлением компенсации по месту жительства или месту пребывания.
Кроме того, мировой судья руководствовался положениями статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и исходил из того, что поскольку финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета, то отсутствие бюджетного финансирования на указанные цели не может нарушать право истицы на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, обязанность по сохранению которых возложена на Российскую Федерацию.
Однако мировым судьей не принято во внимание, что департамент социальной защиты населения Приморского края не может быть признан надлежащим ответчиком по делам о взыскании компенсации педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Дошкольное образовательное учреждение N <...> войсковой части <...> имеет ведомственную подчиненность Министерству обороны Российской Федерации, в связи с чем вопросы возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, не должны решаться департаментом социальной защиты населения Приморского края, которому действующим законодательством не предоставлено право за счет средств казны Российской Федерации осуществлять выплаты компенсационного характера.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 3 января 1993 года N 2 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2006 года N 711) "О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала", Правительством Российской Федерации предоставлено только Министерству обороны Российской Федерации в пределах выделенных средств право устанавливать для гражданского персонала воинских частей льготы и компенсации применительно к размерам, предусмотренным для аналогичных категорий работников бюджетных предприятий, учреждений и организаций в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге, на территориях которых дислоцируются воинские части.
Судебными инстанциями при рассмотрении настоящего спора не были учтены вышеназванные нормы материального права.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, надлежащий ответчик - Министерство обороны Российской Федерации привлечен к участию в деле, в материалах дела имеются сведения о его надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания, президиум считает возможным изменить судебные постановления.
Обсуждая вопрос о размере компенсации, суд кассационной инстанции соглашается с выводом мирового судьи, что иск о взыскании компенсации за потребленную электроэнергию подлежит удовлетворению лишь в части понесенных расходов на освещение по установленной формуле.
Произведенный мировым судьей расчет никем не оспаривается и принимается судом кассационной инстанции.
Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум
заочное решение мирового судьи судебного участка N 76 Михайловского района от 12 сентября 2012 года, апелляционное определение Михайловского районного суда от 17 декабря 2012 года изменить: Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу В.Н.И. расходы по оплате жилья, отопления и освещения за период с 1 сентября 2011 года по 30 сентября 2012 года в сумме 21 628 рублей 80 копеек и расходы по оплате госпошлины в сумме 848 рублей 86 копеек. В остальной части иска отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 22.04.2013 N 44Г-41
Разделы:Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПРЕЗИДИУМ ПРИМОРСКОГО КРАЕВОГО СУДА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 апреля 2013 г. N 44г-41
(извлечение)
Президиум Приморского краевого суда
рассмотрел в кассационном порядке гражданское дело по иску В.Н.И. к департаменту социальной защиты населения Приморского края, отделу социальной защиты населения по Михайловскому району департамента социальной защиты населения Приморского края, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о взыскании расходов по оплате жилого помещения, отопления, освещения по кассационной жалобе департамента труда и социального развития Приморского края на заочное решение мирового судьи судебного участка N 76 Михайловского района от 12 сентября 2012 года и апелляционное определение Михайловского районного суда от 17 декабря 2012 года на основании определения судьи Приморского краевого суда Д.И.Н. о передаче кассационной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Заслушав доклад судьи, выслушав объяснения департамента социальной защиты населения Приморского края К.О.В., Министерства РФ П.В.С., президиум
установил:
В.Н.И. обратилась в суд с иском к департаменту социальной защиты населения Приморского края, отделу социальной защиты населения по Михайловскому району департамента социальной защиты населения Приморского края о взыскании расходов по оплате жилого помещения, отопления, освещения за период с сентября 2011 года по апрель 2012 год в сумме 25870 рублей 71 копейка, судебных расходов, указывая, что она является педагогическим работником дошкольного образовательного учреждения N <...> Федерального бюджетного учреждения войсковой части <...> с 1 декабря 2009 года, проживает в сельской местности. С 1 сентября 2011 года ей не предоставляют меры социальной поддержки по оплате жилого помещения с отоплением и освещением. До 1 сентября 2011 года меры социальной поддержки предоставлял отдел социальной защиты населения по Михайловскому району. На ее обращение в данную организацию был дан ответ, что льготы положены, но изменился источник финансирования.
В ходе рассмотрения дела в качестве соответчиков были привлечены Министерство финансов Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации.
Заочным решением мирового судьи судебного участка N 76 Михайловского района от 12 сентября 2012 года иск удовлетворен частично: с департамента социальной защиты населения Приморского края за счет средств казны Российской Федерации в пользу В.Н.И. взысканы расходы по оплате жилого помещения, расположенного по адресу: <...>, отопления, освещения за период с 1 сентября 2011 года по 30 апреля 2012 года в размере 21 628 рублей 80 копеек и расходы по оплате государственной пошлины в размере 848 рублей 86 копеек, всего 22 477 рублей. В остальной части иска отказано.
Апелляционным определением Михайловского районного суда от 17 декабря 2012 года решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ставится вопрос об отмене судебных постановлений.
Определением судьи Приморского краевого суда от 28 марта 2013 года жалоба департамента труда и социального развития Приморского края с делом передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции - президиума Приморского краевого суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и определения о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, президиум находит судебные постановления подлежащими изменению по следующим основаниям.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального или процессуального права.
Такого характера нарушения норм материального права при рассмотрении дела допущены судами первой и апелляционной инстанций.
В соответствии с абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-1 (в редакции закона от 29 декабря 2010 года N 439-ФЗ) "Об образовании" педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что В.Н.И. работает заведующей дошкольного образовательного учреждения N <...> войсковой части <...> с 1 декабря 2009 года, проживает в селе Ляличи Михайловского района, то есть в сельской местности.
В подтверждение заявленных требований ею представлены копии квитанций об оплате жилья и коммунальных услуг за спорный период, выписка из лицевого счета.
По утверждению истицы отдел социальной защиты населения по Михайловскому муниципальному району департамента социальной защиты населения Приморского края отказал ей в предоставлении льгот по оплате жилья и коммунальных услуг как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, поскольку она является работником федерального государственного образовательного учреждения, финансируемого за счет средств федерального бюджета.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований, мировой судья руководствовался постановлением Администрации Приморского края от 21 декабря 2011 года N 328-па "Об утверждении порядка предоставления педагогическим работникам краевых государственных образовательных учреждений, муниципальных образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), а также в рабочих поселках (поселках городского типа), существовавших в соответствии с административно-территориальным делением по состоянию на 1 января 2004 года на территории Приморского края, компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения", согласно которому педагогические работники образовательных учреждений имеют право обратиться за предоставлением компенсации по месту жительства или месту пребывания.
Кроме того, мировой судья руководствовался положениями статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и исходил из того, что поскольку финансовое обеспечение предоставления льгот педагогическим работникам должно осуществляться за счет субвенций из федерального бюджета, то отсутствие бюджетного финансирования на указанные цели не может нарушать право истицы на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, обязанность по сохранению которых возложена на Российскую Федерацию.
Однако мировым судьей не принято во внимание, что департамент социальной защиты населения Приморского края не может быть признан надлежащим ответчиком по делам о взыскании компенсации педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений.
В соответствии со статьей 125 Гражданского кодекса РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Дошкольное образовательное учреждение N <...> войсковой части <...> имеет ведомственную подчиненность Министерству обороны Российской Федерации, в связи с чем вопросы возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки, не должны решаться департаментом социальной защиты населения Приморского края, которому действующим законодательством не предоставлено право за счет средств казны Российской Федерации осуществлять выплаты компенсационного характера.
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 3 января 1993 года N 2 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2006 года N 711) "О расширении прав отдельных центральных органов федеральной исполнительной власти в области оплаты труда гражданского персонала", Правительством Российской Федерации предоставлено только Министерству обороны Российской Федерации в пределах выделенных средств право устанавливать для гражданского персонала воинских частей льготы и компенсации применительно к размерам, предусмотренным для аналогичных категорий работников бюджетных предприятий, учреждений и организаций в республиках в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях, городах Москве и Санкт-Петербурге, на территориях которых дислоцируются воинские части.
Судебными инстанциями при рассмотрении настоящего спора не были учтены вышеназванные нормы материального права.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены, надлежащий ответчик - Министерство обороны Российской Федерации привлечен к участию в деле, в материалах дела имеются сведения о его надлежащем извещении о времени и месте судебного заседания, президиум считает возможным изменить судебные постановления.
Обсуждая вопрос о размере компенсации, суд кассационной инстанции соглашается с выводом мирового судьи, что иск о взыскании компенсации за потребленную электроэнергию подлежит удовлетворению лишь в части понесенных расходов на освещение по установленной формуле.
Произведенный мировым судьей расчет никем не оспаривается и принимается судом кассационной инстанции.
Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум
постановил:
заочное решение мирового судьи судебного участка N 76 Михайловского района от 12 сентября 2012 года, апелляционное определение Михайловского районного суда от 17 декабря 2012 года изменить: Взыскать с Министерства обороны Российской Федерации в пользу В.Н.И. расходы по оплате жилья, отопления и освещения за период с 1 сентября 2011 года по 30 сентября 2012 года в сумме 21 628 рублей 80 копеек и расходы по оплате госпошлины в сумме 848 рублей 86 копеек. В остальной части иска отказать.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)