Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ ОТ 23.05.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2774АП/2013

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 23 мая 2013 г. по делу N 33-2774АП/2013


Судья: Юрченко Е.В.

СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ в составе председательствующего Юдина А.В.
судей Машкиной И.М., Тебеньковой Л.Г.,
при секретаре Ч.Е.
рассмотрев в судебном заседании 23 мая 2013 года дело по апелляционной жалобе Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" на решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 20 марта 2013 года, по которому
признано за Ч.М. право на предоставление мер социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему и работающему в поселке городского типа, по оплате жилого помещения, в том числе услуги за содержание и ремонт жилого помещения, в размере 100% без ограничения социальной нормой жилой площади.
Возложена обязанность на Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" предоставить Ч.М. меры социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему и работающему в поселке городского типа, по оплате жилого помещения, в том числе услуги за содержание и ремонт жилого помещения, в размере 100% без ограничения социальной нормой жилой площади с 01 января 2011 года.
Взысканы с Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" в пользу Ч.М. судебные расходы в размере... рублей.
Заслушав доклад судьи Тебеньковой Л.Г., судебная коллегия

установила:

Ч.М. обратилась в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" о признании незаконным решения об отказе в предоставлении мер социальной защиты и возложении обязанности по предоставлению мер социальной защиты.
В обоснование заявленных требований указала, что работает... в... в <Адрес обезличен> с <Дата обезличена> по настоящее время. Полагает, что имеет право на меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг без ограничения социальной нормы в соответствии с Законом Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной поддержке населения в Республике Коми".
В судебном заседании Ч.М., извещенная надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, участия не принимала.
Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты", извещенное надлежащим образом о времени рассмотрения дела, своего представителя для участия в судебном заседании не направило. В отзыве на иск указало, что действующим законодательством меры социальной поддержки педагогическим работникам, проживающим и работающим в поселках городского типа по оплате жилищно-коммунальных услуг, в части возмещения расходов на содержание и ремонт жилого помещения предоставляются только на самого работника в пределах социальной нормы без учета членов семьи.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассмотрено в отсутствие сторон.
Судом принято приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" ставит вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным определением судом юридически значимых обстоятельств, нарушением норм процессуального права. Указывает, что решение Учреждения об отказе в предоставлении мер социальной поддержки членам семьи истца правомерно, поскольку в соответствии с действующим законодательством предоставление мер социальной поддержки в части оплаты жилья и коммунальных услуг распространяется только на педагогического работника без учета членов его семьи.
В соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены состоявшегося по делу решения по доводам апелляционной жалобы.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Ч.М. работает в... в <Адрес обезличен> в должности..., зарегистрирована по адресу: <Адрес обезличен>. Также в указанном жилом помещении зарегистрирована...
Согласно Общероссийскому классификатору объектов административно-территориального деления, утвержденному Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 31.07.1995 N 413, <Адрес обезличен> отнесен к поселкам городского типа.
С заявлением о предоставлении мер социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности, Ч.М. обратилась к ответчику 01.04.2011.
Согласно протоколу о предоставлении социальной выплаты ответчиком принято решение о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг. Однако, как усматривается из представленных расчетов, с 01.01.2011 льгота по оплате услуги содержание и ремонт жилого помещения предоставляется истцу в пределах социальной нормы площади жилого помещения - 18 кв. м на одного человека.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные требования, суд проанализировав нормы федерального и республиканского законодательства, регулирующие предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам, пришел к выводу о том, что право педагогических работников на бесплатную жилую площадь установлено федеральным законодательством и не содержит каких-либо ограничений в его предоставлении ни по размеру, ни в части возмещения платы за содержание и ремонт, при этом субъектам Российской Федерации не представлено право устанавливать ограничения или уменьшать объем мер социальной поддержки указанной категории граждан.
Данный вывод суда первой инстанции основан на нормах материального права и является верным.
Абзацем 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" было предусмотрено, что педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ) данная норма дополнена положением о том, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанной меры социальной поддержки, устанавливаются законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Пункт 1 (1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ "О социальной защите населения в Республике Коми" устанавливает право педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг по отоплению, освещению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, содержанию, текущему ремонту и вывозу мусора.
Таким образом, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ не предполагалась отмена или ограничение в предоставлении льгот, гарантированных статьей 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1993 N 3266-1 "Об образовании" для проживающих и работающих в сельской местности и рабочих поселках (поселках городского типа) педагогических работников образовательных учреждений. Реализация данного Закона в отмеченной части возложена на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
При этом наделение законом субъектов Российской Федерации правом на установление порядка и условий предоставления мер социальной поддержки данной категории граждан направлено на формирование механизма межбюджетных отношений и не регулирует правоотношения по предоставлению льгот данной категории населения.
Согласно статье 3 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (в редакции данного Федерального закона), не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.
Из изложенных положений федерального законодательства следует, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, однако, это не влечет за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.
Исходя из этого, в силу прямого указания федерального закона, принципов и порядка разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации введение субъектами Российской Федерации каких-либо ограничений в части порядка и условий предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений, проживающим и работающим в сельской местности или рабочих поселках (поселках городского типа), бесплатной жилой площади с отоплением и освещением является недопустимым, поскольку предоставление данных льгот в том виде и объеме, в каком они предусмотрены ст. 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", гарантировано нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что установление субъектом Российской Федерации ограниченных пределов возмещения расходов по оплате жилья педагогам, проживающим и работающим в сельской местности (поселках городского типа), не может служить основанием для нарушения права указанных граждан, установленного федеральным законодательством, с учетом чего правомерно признано за Ч.М. право на меры социальной поддержки как педагогического работника, проживающего и работающего в поселке городского типа, включая компенсацию расходов по оплате услуги по содержанию и ремонту жилья в размере 100% без ограничения социальной нормой.
Установив, что выплата социальной поддержки истцу производилась ответчиком не в полном объеме, суд первой инстанции правомерно возложил на Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" обязанность предоставить истцу меры социальной поддержки как педагогическому работнику, проживающему и работающему в поселке городского типа, включая компенсацию расходов по оплате услуги по содержанию и ремонту жилья в размере 100% без ограничения социальной нормой с 01.01.2011.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что меры социальной поддержки в части оплаты жилья и коммунальных услуг предоставляются только на истца, как на педагогического работника, без учета членов ее семьи, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Доводы жалобы ответчика о признании положений Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" в части предоставления мер социальной поддержки педагогическим работникам соответствующими Конституции Республики Коми также не могут быть приняты во внимание с учетом того, что установление субъектом РФ ограниченных пределов возмещения расходов по оплате жилья педагогам, проживающим и работающим в сельской местности, не может служить основанием для нарушения права указанных граждан, установленного федеральным законодательством.
С учетом изложенного, постановленное по делу решение является законным и обоснованным. Обстоятельства, имеющие значение для дела судом установлены полно и правильно. Нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела судом не допущено. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Воркутинского городского суда Республики Коми от 20 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Республики Коми "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения города Воркуты" - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)