Судебные решения, арбитраж
Членство в товариществе собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Дубровиной О.А., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поморовой Н.М.,
при участии в судебном заседании:
от товарищества собственников жилья "Бардинский" - Соколова Ю.Ю. по доверенности 02.05.2007 г.,
от администрации г. Саратова - Степанов А.А. по доверенности N 01-02-41/48 от 07.07.2008 г.,
от Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Саратова - Гуреева С.Е. по доверенности N 02-47-02/131 от 30.05.2008 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Саратова на решение арбитражного суда Саратовской области от "20" октября 2008 года по делу N А57-10589/08-5, судья Вулах Г.М.,
по заявлению товарищества собственников жилья "Бардинский", г. Саратов,
к администрации г. Саратова, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Саратова
о признании бездействия администрации г. Саратова незаконным,
установил:
Решением арбитражного суда Саратовской области от 20.10.2008 г. удовлетворены уточненные в порядке ст. 49 АПК РФ требования товарищества собственников жилья "Бардинский" (далее - ТСЖ "Бардинский", Товарищество) о признании незаконным бездействия администрации г. Саратова (далее - Администрация) по невнесению взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов N 2,4 по ул. Бардина в г. Саратове, входящих в ТСЖ "Бардинский" за апрель, май и июнь 2008 г. С казны муниципального образования "Город Саратов" в лице администрации г. Саратова в пользу ТСЖ "Бардинский" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.
Администрация, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Товарищество возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает принятое по делу решение законным и обоснованным и неподлежащим отмене по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Саратова поддерживает доводы апелляционной жалобы Администрации, считает принятое по делу решение незаконным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Бардинский" - является объединением собственников помещений в многоквартирных жилых домах N 2 и N 4 по ул. Бардина в городе Саратове, зарегистрировано администрацией Ленинского района города Саратова 17 августа 2001 года N 06292463.
В соответствии с пунктом 3.2. "Временного Положения о мерах по созданию на территории города Саратова благоприятных условий для формирования кондоминиумов, образования на их основе товариществ собственников жилья и порядке передачи им в управление и обслуживание муниципального жилищного фонда", утвержденного постановлением мэра города Саратова N 510 от 18.06.2003 года, в случае наличия в жилом здании, передаваемом товариществу собственников жилья для обслуживания и эксплуатации, муниципального жилья - администрация соответствующего района вступает от имени муниципального образования "Город Саратов" в члены данного товарищества собственников жилья.
Руководствуясь указанным Временным Положением, согласно письменному заявлению главы администрации Ленинского района Лукьянова А.В. от 19 февраля 2004 года, муниципальное образование "Город Саратов", вступило в члены ТСЖ "Бардинский".
Общим собранием членов ТСЖ "Бардинский" 12.01.2006 утверждена смета расходов на капитальный ремонт домов, входящих в состав товарищества, принято решение о проведении не позднее мая 2006 года очередного общего собрания членов товарищества по вопросу установления платы (взносов) за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, входящих в состав товарищества.
В период с 24.04.2006 г. по 28.04.2006 г. в ТСЖ "Бардинский" было проведено общее собрание членов товарищества в форме заочного голосования по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества.
По итогам голосования на общем собрании членами ТСЖ "Бардинский" принято решение об установлении с 01.05.2006 г. для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах N 2 и N 4 по ул. Бардина ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных домов в размере, равному размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, утверждаемому для Саратовской области соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации (на 2006 год - это 3 рубля 20 копеек за кв. м, согласно постановлению Правительства РФ N 541 от 29.08.2005 года; на 2007 год - это 3 рубля 60 копеек за кв. м, согласно постановлению Правительства РФ N 772 от 16.12.2006 года; на 2008 год - это 4 рубля 00 копеек за кв. метр, согласно постановлению Правительства РФ N 405 от 26.06.2007 года). Решение общего собрания опубликовано в газете "ЖилСовет Ленинского района" N 14 (98) от 04 мая 2006 года.
В голосовании также принял участие и голосовал за установление с 01.05.2006 г. для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов представитель муниципального образования "Город Саратов", по доверенности от 03.04.2006 года.
Согласно справке Ассоциации ТСЖ Ленинского района (исх. N 01/219 от 30 июня 2008 года), Ассоциация ТСЖ Ленинского района в соответствии с пунктом 5.9. договора от 12 января 2006 года, заключенного с ТСЖ "Бардинский", осуществляет начисление взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ "Бардинский", администрация г. Саратова не оплатила эти взносы за апрель, май и июнь 2008 года, что послужило основанием для обращения Товарищества с указанными требованиями.
Суд первой инстанции, признавая оспариваемое бездействие незаконным, исходил из наличия у администрации г. Саратова обязанности вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, в порядке и размере, установленном общим собранием членов ТСЖ "Бардинский" в соответствии с нормами жилищного законодательства.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции законными и обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. и пп. 2 п. 1 ст. 154 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которая включает в себя плату на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу п. 1 ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товарищество собственников жилья вправе: определять смету доходов и расходов, в том числе затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома (пп. 2) и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (пп. 3).
В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества.
Судом установлено, что общее собрание членов ТСЖ "Бардинский" по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, проведено в соответствии с нормами жилищного законодательства и принятое по его итогам решение не оспорено и не признано недействительным.
Суду представлены доказательства письменного извещения членов Товарищества о проведении общего собрания в форме заочного голосования путем направления уведомлений и бюллетеней заказными письмами за 10 дней до начала его проведения; представлены оформленные бюллетени для заочного голосования, в том числе бюллетень, подписанный представителем муниципального образования "Город Саратов" по доверенности от 03.04.2006 г.
В силу п. 5 и п. 6 ст. 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья, одним из которых является и муниципальное образование - "Город Саратов" вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья.
В соответствии с п. 8 ст. 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.
В соответствии с п. 9.4 Устава ТСЖ "Бардинский" муниципальное образование "Город Саратов" как член Товарищества своевременно, до 31 числа месяца, следующего за расчетным, обязано оплачивать товариществу расходы (взносы) по капитальному ремонту объектов общего имущества многоквартирных домов, входящего в состав Товарищества в размере, установленном общим собранием членов Товарищества.
В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Исходя из положений ст. ст. 22, 33 Устава города Саратова судом первой инстанции сделан правильный вывод, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице Администрации.
Однако, как установлено судом, Администрацией не исполнена обязанность по оплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, в порядке и в размере, установленном Уставом ТСЖ "Бардинский" и общим собранием членов Товарищества от 28.04.2006 г., что Администрацией не оспаривается.
Суд первой инстанции оценил и последовательно отклонил доводы Администрации и Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Саратова, приведенные в обоснование невнесения взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на спорное имущество, а также доводы о пропуске заявителем срока для обращения с указанными требованиями.
Правовых оснований для переоценки указанных доводов суд апелляционной инстанции не находит.
Суд первой инстанции обоснованно не принял доводы о том, что ТСЖ "Бардинский" при принятии решения об установлении взносов на капитальный ремонт объектов общего имущества многоквартирных домов должно руководствоваться требованиями Положения о порядке финансирования капитального ремонта доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, утвержденного постановлением мэра города Саратова N 558 от 01.11.2005 г., а также Положением о порядке предоставления субсидии на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, проводимый за счет средств собственников, утвержденным постановлением главы администрации города Саратова N 599 от 24.07.2007 г. и нормами Бюджетного кодекса РФ, поскольку право товарищества собственников жилья определять затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома и право устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме установлены пп. 2, 3 п. 1 ст. 137 ЖК РФ и пп. 4 п. 2 ст. 145 ЖК РФ и действующее жилищное законодательство не разделяет права и обязанности собственника жилого помещения в зависимости от того, является ли он органом местного самоуправления.
Как правильно указал суд первой инстанции в соответствии с пунктом 7 статьи 5 и статьей 14 ЖК РФ, во взаимосвязи с пунктом 16 статьи 12 ЖК РФ, органы местного самоуправления не наделены полномочиями, а потому не могут принимать нормативные (не нормативные) правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения по определению порядка организации и деятельности товариществ собственников жилья, определению правового положения членов товариществ собственников жилья; установлению структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Данные полномочия в соответствии со статьей 12 ЖК РФ находятся в компетенции органов власти Российской Федерации и установлены Жилищным кодексом Российской Федерации, а именно п. 5 ст. 155 и п. 8 ст. 156 ЖК РФ, согласно которых члены товариществ собственников жилья, в том числе и муниципальное образование "Город Саратов", вносят обязательные платежи и взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, в порядке и размере, установленном общим собранием членов Товарищества
Более того, Положение N 599 от 24.07.2007 г. носит рекомендательный характер, в связи с чем руководствоваться им является правом, а не обязанностью Товарищества.
Для признания в порядке гл. 24 АПК РФ незаконным бездействия, в том числе органа местного самоуправления, необходимо установление факта такого бездействия, то есть несовершения муниципальным органом определенных действий при наличии обязанности их совершить в силу закона, противоправности, то есть несоответствия такого бездействия закону или иному ненормативному акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В данном случае судом установлено, что бездействие Администрации по невнесению взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов N 2, 4 по ул. Бардина, входящих в ТСЖ "Бардинский", за апрель, май и июнь 2008 г. не соответствует ЖК РФ и нарушает права и охраняемые законом интересы других членов Товарищества, указанные бездействия приводят к разрушению и порче общего имущества многоквартирных домов.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований ТСЖ "Бардинский" соответствует ч. 2 ст. 211 АПК РФ.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Поэтому доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение арбитражного суда Саратовской области от "20" октября 2008 года по делу N А57-10589/08-5 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
Судьи
О.А.ДУБРОВИНА
Ю.А.КОМНАТНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДВЕНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.01.2009 ПО ДЕЛУ N А57-10589/08-5
Разделы:Членство в товариществе собственников жилья; ТСЖ (товарищество собственников жилья)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДВЕНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 января 2009 г. по делу N А57-10589/08-5
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 января 2009 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Дубровиной О.А., Комнатной Ю.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Поморовой Н.М.,
при участии в судебном заседании:
от товарищества собственников жилья "Бардинский" - Соколова Ю.Ю. по доверенности 02.05.2007 г.,
от администрации г. Саратова - Степанов А.А. по доверенности N 01-02-41/48 от 07.07.2008 г.,
от Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Саратова - Гуреева С.Е. по доверенности N 02-47-02/131 от 30.05.2008 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации г. Саратова на решение арбитражного суда Саратовской области от "20" октября 2008 года по делу N А57-10589/08-5, судья Вулах Г.М.,
по заявлению товарищества собственников жилья "Бардинский", г. Саратов,
к администрации г. Саратова, Комитету по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Саратова
о признании бездействия администрации г. Саратова незаконным,
установил:
Решением арбитражного суда Саратовской области от 20.10.2008 г. удовлетворены уточненные в порядке ст. 49 АПК РФ требования товарищества собственников жилья "Бардинский" (далее - ТСЖ "Бардинский", Товарищество) о признании незаконным бездействия администрации г. Саратова (далее - Администрация) по невнесению взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов N 2,4 по ул. Бардина в г. Саратове, входящих в ТСЖ "Бардинский" за апрель, май и июнь 2008 г. С казны муниципального образования "Город Саратов" в лице администрации г. Саратова в пользу ТСЖ "Бардинский" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.
Администрация, не согласившись с решением суда первой инстанции, обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит принятое по делу решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Товарищество возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, считает принятое по делу решение законным и обоснованным и неподлежащим отмене по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Саратова поддерживает доводы апелляционной жалобы Администрации, считает принятое по делу решение незаконным по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, заслушав в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ТСЖ "Бардинский" - является объединением собственников помещений в многоквартирных жилых домах N 2 и N 4 по ул. Бардина в городе Саратове, зарегистрировано администрацией Ленинского района города Саратова 17 августа 2001 года N 06292463.
В соответствии с пунктом 3.2. "Временного Положения о мерах по созданию на территории города Саратова благоприятных условий для формирования кондоминиумов, образования на их основе товариществ собственников жилья и порядке передачи им в управление и обслуживание муниципального жилищного фонда", утвержденного постановлением мэра города Саратова N 510 от 18.06.2003 года, в случае наличия в жилом здании, передаваемом товариществу собственников жилья для обслуживания и эксплуатации, муниципального жилья - администрация соответствующего района вступает от имени муниципального образования "Город Саратов" в члены данного товарищества собственников жилья.
Руководствуясь указанным Временным Положением, согласно письменному заявлению главы администрации Ленинского района Лукьянова А.В. от 19 февраля 2004 года, муниципальное образование "Город Саратов", вступило в члены ТСЖ "Бардинский".
Общим собранием членов ТСЖ "Бардинский" 12.01.2006 утверждена смета расходов на капитальный ремонт домов, входящих в состав товарищества, принято решение о проведении не позднее мая 2006 года очередного общего собрания членов товарищества по вопросу установления платы (взносов) за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, входящих в состав товарищества.
В период с 24.04.2006 г. по 28.04.2006 г. в ТСЖ "Бардинский" было проведено общее собрание членов товарищества в форме заочного голосования по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества.
По итогам голосования на общем собрании членами ТСЖ "Бардинский" принято решение об установлении с 01.05.2006 г. для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах N 2 и N 4 по ул. Бардина ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных домов в размере, равному размеру федерального стандарта стоимости капитального ремонта жилого помещения на 1 кв. м общей площади жилья в месяц, утверждаемому для Саратовской области соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации (на 2006 год - это 3 рубля 20 копеек за кв. м, согласно постановлению Правительства РФ N 541 от 29.08.2005 года; на 2007 год - это 3 рубля 60 копеек за кв. м, согласно постановлению Правительства РФ N 772 от 16.12.2006 года; на 2008 год - это 4 рубля 00 копеек за кв. метр, согласно постановлению Правительства РФ N 405 от 26.06.2007 года). Решение общего собрания опубликовано в газете "ЖилСовет Ленинского района" N 14 (98) от 04 мая 2006 года.
В голосовании также принял участие и голосовал за установление с 01.05.2006 г. для собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества данных многоквартирных домов представитель муниципального образования "Город Саратов", по доверенности от 03.04.2006 года.
Согласно справке Ассоциации ТСЖ Ленинского района (исх. N 01/219 от 30 июня 2008 года), Ассоциация ТСЖ Ленинского района в соответствии с пунктом 5.9. договора от 12 января 2006 года, заключенного с ТСЖ "Бардинский", осуществляет начисление взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав ТСЖ "Бардинский", администрация г. Саратова не оплатила эти взносы за апрель, май и июнь 2008 года, что послужило основанием для обращения Товарищества с указанными требованиями.
Суд первой инстанции, признавая оспариваемое бездействие незаконным, исходил из наличия у администрации г. Саратова обязанности вносить обязательные взносы, связанные с оплатой расходов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, в порядке и размере, установленном общим собранием членов ТСЖ "Бардинский" в соответствии с нормами жилищного законодательства.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции законными и обоснованными по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. и пп. 2 п. 1 ст. 154 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме путем внесения платы за жилое помещение, которая включает в себя плату на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме.
В силу п. 1 ст. 137 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товарищество собственников жилья вправе: определять смету доходов и расходов, в том числе затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома (пп. 2) и устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме в соответствии с его долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме (пп. 3).
В соответствии с пп. 4 п. 2 ст. 145 ЖК РФ к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относится установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества.
Судом установлено, что общее собрание членов ТСЖ "Бардинский" по вопросу установления платы за жилое помещение в части капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, входящих в состав товарищества, проведено в соответствии с нормами жилищного законодательства и принятое по его итогам решение не оспорено и не признано недействительным.
Суду представлены доказательства письменного извещения членов Товарищества о проведении общего собрания в форме заочного голосования путем направления уведомлений и бюллетеней заказными письмами за 10 дней до начала его проведения; представлены оформленные бюллетени для заочного голосования, в том числе бюллетень, подписанный представителем муниципального образования "Город Саратов" по доверенности от 03.04.2006 г.
В силу п. 5 и п. 6 ст. 155 ЖК РФ члены товарищества собственников жилья, одним из которых является и муниципальное образование - "Город Саратов" вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья.
В соответствии с п. 8 ст. 156 ЖК РФ размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья определяется органами управления товарищества собственников жилья в соответствии с уставом товарищества собственников жилья.
В соответствии с п. 9.4 Устава ТСЖ "Бардинский" муниципальное образование "Город Саратов" как член Товарищества своевременно, до 31 числа месяца, следующего за расчетным, обязано оплачивать товариществу расходы (взносы) по капитальному ремонту объектов общего имущества многоквартирных домов, входящего в состав Товарищества в размере, установленном общим собранием членов Товарищества.
В силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять имущественные и личные не имущественные права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Исходя из положений ст. ст. 22, 33 Устава города Саратова судом первой инстанции сделан правильный вывод, что расходы по содержанию муниципального имущества обязано нести муниципальное образование "Город Саратов" в лице Администрации.
Однако, как установлено судом, Администрацией не исполнена обязанность по оплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных домов, входящих в состав Товарищества, в порядке и в размере, установленном Уставом ТСЖ "Бардинский" и общим собранием членов Товарищества от 28.04.2006 г., что Администрацией не оспаривается.
Суд первой инстанции оценил и последовательно отклонил доводы Администрации и Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству администрации г. Саратова, приведенные в обоснование невнесения взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на спорное имущество, а также доводы о пропуске заявителем срока для обращения с указанными требованиями.
Правовых оснований для переоценки указанных доводов суд апелляционной инстанции не находит.
Суд первой инстанции обоснованно не принял доводы о том, что ТСЖ "Бардинский" при принятии решения об установлении взносов на капитальный ремонт объектов общего имущества многоквартирных домов должно руководствоваться требованиями Положения о порядке финансирования капитального ремонта доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме, утвержденного постановлением мэра города Саратова N 558 от 01.11.2005 г., а также Положением о порядке предоставления субсидии на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирного дома, проводимый за счет средств собственников, утвержденным постановлением главы администрации города Саратова N 599 от 24.07.2007 г. и нормами Бюджетного кодекса РФ, поскольку право товарищества собственников жилья определять затраты на капитальный ремонт и реконструкцию многоквартирного дома и право устанавливать размеры платежей и взносов для каждого собственника помещения в многоквартирном доме установлены пп. 2, 3 п. 1 ст. 137 ЖК РФ и пп. 4 п. 2 ст. 145 ЖК РФ и действующее жилищное законодательство не разделяет права и обязанности собственника жилого помещения в зависимости от того, является ли он органом местного самоуправления.
Как правильно указал суд первой инстанции в соответствии с пунктом 7 статьи 5 и статьей 14 ЖК РФ, во взаимосвязи с пунктом 16 статьи 12 ЖК РФ, органы местного самоуправления не наделены полномочиями, а потому не могут принимать нормативные (не нормативные) правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения по определению порядка организации и деятельности товариществ собственников жилья, определению правового положения членов товариществ собственников жилья; установлению структуры платы за жилое помещение и коммунальные услуги, порядка расчета и внесения такой платы.
Данные полномочия в соответствии со статьей 12 ЖК РФ находятся в компетенции органов власти Российской Федерации и установлены Жилищным кодексом Российской Федерации, а именно п. 5 ст. 155 и п. 8 ст. 156 ЖК РФ, согласно которых члены товариществ собственников жилья, в том числе и муниципальное образование "Город Саратов", вносят обязательные платежи и взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, в порядке и размере, установленном общим собранием членов Товарищества
Более того, Положение N 599 от 24.07.2007 г. носит рекомендательный характер, в связи с чем руководствоваться им является правом, а не обязанностью Товарищества.
Для признания в порядке гл. 24 АПК РФ незаконным бездействия, в том числе органа местного самоуправления, необходимо установление факта такого бездействия, то есть несовершения муниципальным органом определенных действий при наличии обязанности их совершить в силу закона, противоправности, то есть несоответствия такого бездействия закону или иному ненормативному акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
В данном случае судом установлено, что бездействие Администрации по невнесению взносов на капитальный ремонт доли муниципального образования "Город Саратов" в праве общей собственности на общее имущество многоквартирных жилых домов N 2, 4 по ул. Бардина, входящих в ТСЖ "Бардинский", за апрель, май и июнь 2008 г. не соответствует ЖК РФ и нарушает права и охраняемые законом интересы других членов Товарищества, указанные бездействия приводят к разрушению и порче общего имущества многоквартирных домов.
При таких обстоятельствах вывод суда первой инстанции об удовлетворении требований ТСЖ "Бардинский" соответствует ч. 2 ст. 211 АПК РФ.
Таким образом, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции, разрешая спор, полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Поэтому доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений, исследованных и правомерно отклоненных судом первой инстанции, не могут служить основаниями для отмены обжалуемого решения, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 268 - 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
постановил:
Решение арбитражного суда Саратовской области от "20" октября 2008 года по делу N А57-10589/08-5 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд, принявший решение.
Председательствующий
Н.В.ЛУГОВСКОЙ
Судьи
О.А.ДУБРОВИНА
Ю.А.КОМНАТНАЯ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)