Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 11.04.2013 ПО ДЕЛУ N А19-20139/2012

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 апреля 2013 г. по делу N А19-20139/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Рылова Д.Н., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании дело N А19-20139/2012 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "ХХХ век" к Администрации города Иркутска о признании незаконным отказа в формировании и согласовании схемы размещения земельного участка под многоквартирным домом по адресу: г. Иркутск, ул. Р. Люксембург, 215 "б", содержащегося в письме Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку от 01.08.2012 г. N 505-70-16276/12, об обязании Администрации города Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "ХХХ век" путем формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. Р. Люксембург, 215 "б" в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда, (суд первой инстанции - О.П. Сураева),
при участии в судебном заседании:
- от заявителя: не явился, извещен;
- от заинтересованного лица: не явился, извещен;
-
установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания "ХХХ век" (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, местонахождение: г. Иркутск, ул. Ленина, 14, 1, далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, местонахождение: г. Иркутск, ул. Ленина, 14, 1, далее - администрация) о признании незаконным отказа в формировании и согласовании схемы размещения земельного участка под многоквартирным домом по адресу: г. Иркутск, ул. Р. Люксембург, 216 "б", содержащегося в письме Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку от 01.08.2012 г. N 505-70-16276/12; об обязании Администрации города Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "ХХХ век" путем формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. Р. Люксембург, 216 "б" в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
Решением от 05 декабря 2012 года заявленные требования удовлетворены. Суд первой инстанции признал незаконным отказ Администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, местонахождение: г. Иркутск, ул. Ленина, 14, 1) в формировании и согласовании схемы размещения земельного участка под многоквартирным домом по адресу: г. Иркутск, ул. Р. Люксембург, 215 "б", содержащийся в письме Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку от 01.08.2012 г. N 505-70-16276/12, как несоответствующий Федеральному закону от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Жилищному кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации". Обязал Администрацию города Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "ХХХ век" путем формирования земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. Р. Люксембург, 215 "б" в трехмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда. Взыскал с Администрации города Иркутска в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "ХХХ век" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Администрация обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила отменить решение Арбитражного суда Иркутской области от 05.12.2012 г. по делу N А19-20139/2012, направить дело на новое рассмотрение в ином составе суда. В апелляционной жалобе администрация, в частности указывала, что в мотивировочной части решения суд установил, что обществу с ограниченной ответственностью "Торговая компания "XXX век" принадлежат на праве собственности нежилые помещения по адресу г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, 216 "б", что подтверждается соответствующими свидетельствами о государственной регистрации права. Между тем, суд признал незаконным отказ администрации города Иркутска в формировании и согласовании схемы размещения земельного участка под многоквартирным домом по адресу г. Иркутск, ул. Розы Люксембург. 215б. Кроме того, в исковом заявлении истца содержится требование признать незаконным отказ администрации города Иркутска в формировании и согласовании схемы размещения земельного участка под многоквартирным домом по адресу г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, 216б. Признав незаконным отказ администрации города Иркутска в в формировании и согласовании схемы размещения земельного участка под многоквартирным домом по адресу г. Иркутск, ул. Розы Люксембург, 215б, суд вышел за рамки рассматриваемого спора.
Проверяя доводы апелляционной жалобы в судебном заседании 28.02.2013 г., апелляционный суд установил наличие оснований для перехода к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции. Судебное заседание назначено на 04 апреля 2013 г.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 19.01.2013 г., 02.03.2013 г.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями от 06.03.2013 г. N 672000 59 89447 5, 672000 59 89446 8, от 07.03.2013 г. N 672000,59 89448 2.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции по правилам главы 24 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
В соответствии с частью 2 статьи 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на определения арбитражного суда первой инстанции подаются в арбитражный суд апелляционной инстанции и рассматриваются им по правилам, предусмотренным для подачи и рассмотрения апелляционных жалоб на решения арбитражного суда первой инстанции, с особенностями, предусмотренными в части 3 настоящей статьи.
Согласно части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
В частности, апелляционный суд проверяет законность и обоснованность судебного акта, его соответствие, в том числе, требованиям статьей 168 - 170 АПК РФ.
Согласно части 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании, в котором закончено рассмотрение дела по существу, может быть объявлена только резолютивная часть принятого решения.
В соответствии с частью 5 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации резолютивная часть решения должна содержать выводы об удовлетворении или отказе в удовлетворении полностью или в части каждого из заявленных требований, указание на распределение между сторонами судебных расходов, срок и порядок обжалования решения.
На основании части 3 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявленная резолютивная часть решения должна быть подписана всеми судьями, участвовавшими в рассмотрении дела и принятии решения, и приобщена к делу.
Из аудиопротокола следует, что судом первой инстанции 28 ноября 2012 года была оглашена резолютивная часть решения с указанием адреса земельного участка по тексту "г. Иркутск, ул. Р. Люксембург, 216 "б".
Как следует из аудиопротокола, после оглашения резолютивной части решения участниками процесса было указано, что судом ошибочно назван адрес "г. Иркутск, ул. Р. Люксембург, 216 "б", вместо "г. Иркутск, ул. Р. Люксембург, 215 "б", на что судья ответила, что данное замечание будет учтено при изготовлении судебного решения.
В резолютивной части решения, оглашенной в судебном заседании 28 ноября 2012 года в письменном виде, имеющейся в материалах дела, и в резолютивной части решения суда, изготовленном в полном объеме, 05 декабря 2012 года, указан адрес по тексту "г. Иркутск, ул. Р. Люксембург, 215 "б".
Таким образом, оглашенная резолютивная часть решения не соответствует резолютивной части решения, изготовленной в письменной форме и приобщенной к материалам дела.
Оценивая указанные обстоятельства, апелляционный суд исходит из следующего.
В соответствии с ч. 3 ст. 179 АПК РФ арбитражный суд, принявший решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава - исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации или по своей инициативе вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания.
В соответствии с ч. 4 АПК РФ по вопросам разъяснения решения, исправления описок, опечаток, арифметических ошибок арбитражный суд выносит определение в десятидневный срок со дня поступления заявления в суд, которое может быть обжаловано.
Иных способов исправления ошибок АПК РФ не предусматривает. Таким образом, суд первой инстанции внес изменения в резолютивную часть решения не процессуальным способом, что не недопустимо. Кроме того, данные действия нарушают права лиц, участвующих в деле, поскольку лишают их возможности обжаловать соответствующие действия суда.
Фактически оглашенная резолютивная часть решения в материалах дела отсутствует, то есть, не подписана судьей.
В соответствии с положениями пункта 5 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данное обстоятельство является существенным нарушением норм процессуального права, влекущим за собой отмену судебного акта.
На основании изложенного апелляционный суд полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по п. 5 ч. 4 ст. 270 АПК РФ.
Пунктом 6.1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ установлено, что при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 настоящего Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
В соответствии с пунктом 29 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции" о переходе к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации для рассмотрения дела в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции выносит определение.
Определением от 01.03.2013 г. апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции, предложив заявителю уточнить заявленные требования в части указания адреса расположения земельного участка. Заявлением от 29.03.2013 г. общество уточнило заявленные требования в части адреса земельного участка, указав адрес: г. Иркутск, ул. Р.Люксембург, 215-б. Уточнение требований судом принято.
Как следует из материалов дела, общество обосновывает свои требования тем, что ему принадлежит на праве собственности часть помещений в многоквартирном доме по адресу: г. Иркутск, ул. Р. Люксембург, 215 "б". В ответ на обращение Общества с заявлением о согласовании схемы расположения земельного участка под указанным домом, администрация в подготовке схемы отказала, ссылаясь на отсутствие утвержденного проекта межевания данной территории. В качестве правового обоснования требований общество сослалось на нормы Федерального закона от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Жилищного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в его постановлении от 28.05.2010 г. N 12-П, правовую позицию, изложенную в постановлении Пленума Верховного Суда РФ и пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 29.04.2010 г. N 10/22.
Администрация с заявленными требованиями не согласилась по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 40-43, такие же доводы были приведены в апелляционной жалобе), из которого следует, что формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный жилой дом, может осуществляться только в установленном порядке с учетом проекта межевания территории и с соблюдением процедуры публичных слушаний. Администрация не отказывала заявителю в реализации его права на формирование земельного участка, а указала, что подготовить схему расположения земельного участка возможно после утверждения проекта межевания данной территории.
Изучив материалы дела, апелляционный суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания "ХХХ век" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером ОГРН 1033801429980, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 29.10.2012 г. (т. 1 л.д. 33-34).
Как следует из материалов дела, Обществу с ограниченной ответственностью "Торговая компания "ХХХ век" принадлежат нежилые помещения по адресу: г. Иркутск, ул. Р. Люксембург, 215 "б", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 02.11.2009 г. и 14.04.2010 г., выданными Управлением Федеральной регистрационной службы по Иркутской области (т. 1 л.д. 27-29).
Общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания "ХХХ век" обратилось в Администрацию с заявлением от 14.11.2011 г. о согласовании схемы расположения земельного участка под многоквартирным домом по адресу: г. Иркутск, ул. Р. Люксембург, 215 "б" с приложением схемы расположения земельного участка, материалов по составлению данной схемы, раздела документов (т. 1 л.д. 14, 16-26).
Администрация письмом от 01.08.2012 г. N 505-70-16276/12 (т. 1 л.д. 15, далее также письмо) сообщила, что подготовить схему расположения земельного участка по адресу: г. Иркутск, ул. Р. Люксембург, 216 "б" в Ленинском районе г. Иркутска возможно после утверждения проекта межевания данной территории.
Общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания "ХХХ век", не согласившись с письмом Администрации, расценив его как отказ в формировании и согласовании схемы размещения земельного участка, оспорило его в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы сторон, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований общества по следующим мотивам.
Согласно частям 1, 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действие (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Апелляционный суд полагает, что указанное письмо администрации фактически является отказом в формировании и согласовании схемы размещения земельного участка под многоквартирным домом по адресу: г. Иркутск, ул. Р. Люксембург, 216 "б", поскольку по своему смыслу означает, что соответствующие действия не будут производиться до утверждения проекта межевания.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. В пункте 2 данной статьи указано, что в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
В соответствии с пунктом 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 1).
Земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, который сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации и в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (ч. 2 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ).
Таким образом, собственники помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Иркутск, ул. Р. Люксембург, 215 "б", в том числе Общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания "ХХХ век", в полной мере имеют право получить в собственность и оформить соответствующим образом земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, в котором имеются помещения, принадлежащие им на праве собственности.
Формирование земельного участка является одной из стадий, реализации такими лицами права на надлежащее оформление прав на указанный земельный участок.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (статья 8, часть 2); право частной собственности охраняется законом, и каждому гарантируется право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, части 1 и 2); граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, владение, пользование и распоряжение которой осуществляется ее собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (ст. 36).
Признание на конституционном уровне права частной собственности на землю обусловило закрепление в Земельном кодексе Российской Федерации в числе принципов, на которых основываются акты земельного законодательства, единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов: согласно этому принципу все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 п. 1 ст. 1).
Реализуя свои дискреционные полномочия в области правовой регламентации отношений, объектом которых являются земельные участки, на которых расположены многоквартирные дома, федеральный законодатель в целях обеспечения прав собственников жилых и нежилых помещений в таких домах - исходя из правовой природы общего имущества многоквартирных домов как имущества, не имеющего самостоятельной потребительской ценности и предназначенного в первую очередь для обеспечения возможности пользования указанными помещениями, - установил в Жилищном кодексе Российской Федерации общее правило о принадлежности земельного участка собственникам помещений в расположенном на нем многоквартирном доме (части 1 и 2 статьи 36), а в Федеральном законе "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" -специальные порядок и условия перехода такого земельного участка в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме, который на нем расположен (статья 16).
Соответствующие изменения были внесены и в пункт 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которому в редакции названного Федерального закона в существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, установленных жилищным законодательством.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (часть 3).
Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления (часть 4 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ).
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме (часть 5 ст. 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ).
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до вступления в силу в установленном порядке технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Не допускается требовать в указанном случае представление других документов для утверждения проектов планировки территорий, проектов межевания территорий.
Указанная норма устанавливает порядок утверждения границ земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, при отсутствии технических регламентов по организации территорий, размещению, проектированию, строительству и эксплуатации зданий, строений, сооружений в случае, если застроенные территории не разделены на земельные участки, который состоит в том, что границы земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, устанавливаются посредством подготовки проектов планировки территорий и проектов межевания территорий, которые утверждаются главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа с соблюдением процедуры публичных слушаний в соответствии со статьей 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Как следует из статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" переход в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка, на котором расположен этот дом, связывается с завершением процесса формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета (части 2, 3 и 5) и не предполагает принятие органами государственной власти или органами местного самоуправления специального решения о предоставлении конкретного земельного участка, ограничивая их участие в процессе передачи права собственности исключительно вопросами формирования земельного участка (часть 4).
Такое регулирование согласуется с Гражданским кодексом Российской Федерации, допускающим исключения из общего правила об обусловленности возникновения прав на имущество, подлежащих государственной регистрации, моментом регистрации соответствующих прав на него (пункт 2 статьи 8), и конкретизирующим данное правило пунктом 2 статьи 23 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в силу которого государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Таким образом, реализовав в Жилищном кодексе Российской Федерации и Федеральном законе "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" предписания статьи 36 Конституции Российской Федерации с учетом правовой природы общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, федеральный законодатель включил правовое регулирование отношений по поводу перехода в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме земельного участка под этим домом как элемента такого общего имущества в сферу именно жилищного законодательства (Постановление Конституционного Суда РФ от 28.05.2010 N 12-П "По делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан Е.Ю. Дугенец, В.П. Минина и Е.А. Плеханова").
Данным Постановлением Конституционного Суда РФ часть 3 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36.
Согласно пункту 3 указанного Постановления Конституционного Суда РФ впредь до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений, вытекающих из настоящего Постановления, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления являются основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.
Конституционный Суд Российской Федерации в указанном Постановлении указал, что для бесплатного перехода земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимо и достаточно осуществления самими органами государственной власти или органами местного самоуправления формирования данного земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности и проведения его государственного кадастрового учета. Если заявитель, реализует заявленное право только в соответствии с жилищным законодательством, то муниципальные органы реализует исполнение возложенной на нее обязанности по формированию земельного участка в порядке, установленном как жилищным законодательством, так и в порядке предусмотренном градостроительным и земельным законодательством.
Поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания.
Как разъясняется в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении вопросов, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования, однако по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК Российской Федерации имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав.
Это означает, что впредь обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Как следует из материалов дела, заявитель - Общество с ограниченной ответственностью "Торговая компания "ХХХ век" является собственником нежилых помещений, в доме расположенном по адресу: г. Иркутске, ул. Р. Люксембург, 215 "б", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права на объекты недвижимости 38 АД 067063, 38 АД 067064, 38 АД 181902. Таким образом, у заявителя имелось право на обращение в орган местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом. Поэтому требование заявителя о формировании земельного участка под указанным домом, является законным, и Администрация в данном случае не вправе произвольно отказаться от выполнения данного требования.
Заявление Общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "ХХХ век" от 14.11.2011 г. должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и последующего проведения его государственного кадастрового учета.
Однако в нарушение вышеуказанных требований законодательства по результатам рассмотрения указанного заявления Администрация письмом N 505-70-16276/12 от 01.08.2012 г. отказала Обществу в подготовке схемы расположения земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Иркутск, Р. Люксембург, 216 "б" в Ленинском районе, ссылаясь на то, что еще не утверждены проекты межевания территории.
Ссылка ответчика на ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" несостоятельна и не может быть принята во внимание, поскольку, обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция.
Отсутствие проекта межевания и сроков формирования земельных участков, занятых многоквартирными жилыми домами, не может являться основанием невыполнения в полной мере всех действий по формированию земельного участка и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция, соответственно не может являться основанием в не предоставлении заявителю его конституционного права на формирование земельного участка, на котором находятся принадлежащие ему объекты недвижимости, поскольку в противном случае, в нарушение названных норм ограничило бы право собственников на распоряжение указанным имуществом и поставило бы в зависимость от субъективной воли органов местного самоуправления на принятие либо непринятие проектов планировки территории и проектов межевания.
Таким образом, суд приходит к выводу, что отказ Администрации города Иркутска в формировании и согласовании схемы размещения земельного участка под многоквартирным домом по адресу: г. Иркутск, ул. Р. Люксембург, 216 "б", содержащийся в письме Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку от 01.08.2012 г. N 505-70-16276/12, не соответствует требованиям Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Жилищного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации, Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 29.12.2003 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ", а также нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку препятствует в праве пользования и распоряжения правом общей долевой собственности на земельный участок.
В соответствии с ч. 2, 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконным и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения и иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Поскольку согласно пунктам 4.2, 4.3 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.05.2010 N 12-П обращение любого собственника помещений в многоквартирном доме в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция, апелляционный суд полагает, что требование общества об обязании администрации, как формирования земельного участка, так и постановки его на кадастровый учет, подлежит удовлетворению. При этом суд полагает, что с учетом длительности периода с момента обращения общества в администрацию, а также с учетом наличия подготовленного обществом пакета документов, возможно установление срока на совершение данных действий в размере 1 месяца.
Судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 2000 руб., уплаченные обществом при обращении в суд с заявлением (л.д. 7), подлежат взысканию с администрации в пользу общества согласно ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 167, 170, 176, 200 - 201, статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд

постановил:

Решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 декабря 2012 года по делу N А19-20139/2012 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации города Иркутска (ОГРН 1053808211610, ИНН 3808131271, местонахождение: г. Иркутск, ул. Ленина, 14, 1) в формировании и согласовании схемы размещения земельного участка под многоквартирным домом по адресу: г. Иркутск, ул. Р. Люксембург, 215 "б", содержащийся в письме Комитета по управлению муниципальным имуществом и потребительскому рынку от 01.08.2012 г. N 505-70-16276/12, как несоответствующий Федеральному закону от 29.12.2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", Жилищному кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексу Российской Федерации, Федеральному закону от 29.12.2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Обязать Администрацию города Иркутска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "ХХХ век" путем формирования и постановки на кадастровый учет земельного участка под многоквартирным домом, расположенным по адресу: г. Иркутск, ул. Р. Люксембург, 215 "б" в месячный срок со дня вступления в законную силу постановления суда апелляционной инстанции.
Взыскать с Администрации города Иркутска в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Торговая компания "ХХХ век" судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 2000 руб.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.

Председательствующий
Е.О.НИКИФОРЮК

Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Э.В.ТКАЧЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)