Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 25.06.2013 ПО ДЕЛУ N 33-4961/2013

Разделы:
Оплата жилья и коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом; Предоставление земли; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 июня 2013 г. по делу N 33-4961/2013


Судья: Мансурова Г.Ж.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.,
судей Бусиной Н.В., Кузнецовой С.В.,
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя истца К.И. - М. на решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 11 апреля 2013 года
по делу по иску К.И. к администрации г. Барнаула Алтайского края, Главному управлению имущественных отношений Алтайского края, комитету по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, признании права на внеочередное получение земельного участка в связи с инвалидностью ребенка, возложении обязанности предоставить земельный участок,
Заслушав доклад судьи Кузнецовой С.В.,

установила:

К.И. является матерью ребенка-инвалида ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения. С целью реализации права на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, предусмотренного статьей 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ДД.ММ.ГГ она обратилась с заявлением в администрацию г. Барнаула, а также в Главное управление имущественных отношений Алтайского края о предоставлении ей на праве аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ***.
Из администрации г. Барнаула получен ответ, что заявление направлено в комитет по земельным ресурсам и землеустройству, откуда ответ не получен.
Главное управление имущественных отношений Алтайского края ответило, что Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" не предусмотрен порядок предоставления документов и не определен орган, ответственный за предоставление земельных участков, право на заключение договора аренды земельных участков осуществляется только на аукционах, так как это предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации, который имеет большую юридическую силу относительно Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Не соглашаясь с бездействием и отказом со стороны государственного органа и органов местного самоуправления, ссылаясь на предусмотренную обязанность указанных органов обеспечить ее семью в первоочередном порядке земельным участком для индивидуального жилищного строительства без проведения аукциона, К.И. обратилась с иском к администрации г. Барнаула Алтайского края, Главному управлению имущественных отношений Алтайского края, комитету по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула о признании незаконным бездействия указанных органов, о признании за ней права на первоочередное предоставление земельного участка, о возложении обязанности на Главное управление имущественных отношений предоставить ей в первоочередном порядке земельный участок для индивидуального жилищного строительства на праве аренды сроком на пять лет, расположенный по адресу: <адрес>, с кадастровым номером 22:63:010521:47.
В ходе рассмотрения спора истец уточнила исковые требования в части возложения обязанности по предоставлению земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> г., с кадастровым номером ***, на праве аренды сроком на пять лет на Главное управление имущественных отношений Алтайского края.
Представитель ответчика Главного управления имущественных отношений Алтайского края иск не признал, пояснив, что Главное управление имущественных отношений направило ответ на заявление К.И. Предоставление земельного участка производится по заявке гражданина. Истец не представил соответствующей формы заявку с приложением необходимых документов. Ответчик, ссылаясь на статьи 2, 2.1 Закона Алтайского края N 88-ЗС от 16 декабря 2002 года "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков", считает, что истец может получить земельный участок в порядке, предусмотренном указанным законом и Порядком предоставления гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства в соответствии с Законом Алтайского края "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков", утвержденным Постановлением Администрации Алтайского края от 02 марта 2010 года N 68.
Представитель ответчика комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Барнаула в судебном заседании иск не признал.
Решением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 11 апреля 2013 года исковые требования оставлены без удовлетворения.
С решением суда не согласился истец. В апелляционной жалобе представитель истца просит решение суда отменить и вынести новое решение об удовлетворении иска.
В обоснование жалобы указано на ошибочность вывода суда о наличии обязательного условия для получения земельного участка семье, имеющей ребенка-инвалида, в виде нуждаемости в улучшении жилищных условий.
Действующее федеральное и региональное законодательство не содержат такого условия для реализации права на первоочередное предоставление земельного участка для жилищного строительства.
Оценка норм земельного законодательства, Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" позволяет сделать вывод о предоставлении такого земельного участка вне зависимости от нуждаемости семьи в улучшении жилищных условий, без проведения торгов.
Суд, рассматривая спор, не разрешил требование истца о признании права на первоочередное предоставление земельного участка.
Проверив в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы материалы дела, выслушав истца К.И., ее представителя Б., поддержавших доводы жалобы, представителя администрации города Барнаула, просившего решение суда оставить без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Из материалов дела усматривается, что К.И. является матерью ребенка-инвалида ФИО1 ДД.ММ.ГГ, инвалидность установлена до ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ истец направила заявления в администрацию г. Барнаула и Главное управление имущественных отношений Алтайского края с просьбой предоставить ее семье, как семье, имеющей ребенка-инвалида, в первоочередном порядке земельный участок для индивидуального жилищного строительства на праве аренды сроком на пять лет, расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер ***, без проведения торгов.
Администрация города Барнаула направила заявление К.И. в комитет по земельным ресурсам и землеустройству в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".
Главное управление имущественных отношений Алтайского края дало ответ, что Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 года N 901 "О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг" не предусмотрен порядок предоставления документов и не определен орган, ответственный за предоставление земельных участков, право на заключение договора аренды земельных участков осуществляется только на аукционах, так как это предусмотрено Земельным кодексом Российской Федерации, который имеет большую юридическую силу относительно Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". Испрашиваемый заявителем земельный участок включен в перечень земельных участков, подлежащих предоставлению гражданам для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 2.1 Закона Алтайского края от 16.12.2002 N 88-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков, утвержденный постановлением администрации города Барнаула N 798 от 23.03.2012 года, и предоставлен гражданину.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что право на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства может возникнуть у истца, имеющего ребенка-инвалида, только при условии нуждаемости в улучшении жилищных условий и постановке на учет в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Судебная коллегия не соглашается с указанным выводом суда, поскольку он основан на неверном применении норм материального права.
Согласно ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 23.02.2013) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года и принятых во исполнение Федерального закона N 181-ФЗ, инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, для реализации права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, должны предоставить в органы местного самоуправления заявление и копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы. Предоставление иных документов, в том числе подтверждающих нуждаемость инвалида в улучшении жилищных условий, Правилами не предусмотрено.
Таким образом, на федеральном уровне инвалидам предоставлено право на внеочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
При этом возможности получения инвалидами земельного участка во внеочередном порядке бесплатно ни Земельным кодексом Российской Федерации, ни специальным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусмотрено.
Вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, порядок и особенности предоставления таких земельных участков для жилищного строительства урегулированы статьями 28, 30 и 30.1 Земельного кодекса РФ.
Согласно части 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации, по общему правилу, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются за плату; для жилищного строительства - предоставляются в собственность или в аренду, продажа таких участков или продажа права на заключение договоров аренды осуществляется на аукционах, за исключением некоторых случаев указанных в законе (ч. 1 и ч. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, указанными нормами Земельного кодекса Российской Федерации закреплена возмездность получения инвалидом земельного участка для жилищного строительства в собственность или в аренду.
Нуждаемость в улучшении жилищных условий в качестве основания получения земельного участка в собственность или в аренду для индивидуального жилищного строительства Земельным кодексом также не предусмотрена.
О возможности получения земельных участков в собственность бесплатно гражданами и юридическими лицами говорится в этой же части 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ, но только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Однако, как отмечено выше, на федеральном уровне такие законы отсутствуют.
Дополнительные льготы инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, могут устанавливаться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления за счет собственных средств, о чем прямо указано в пункте 18 названных выше Правил.
На территории города Барнаула действует Закон Алтайского края от 16.12.2002 N 88-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков", который регламентирует право на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства только при нуждаемости в улучшении жилищных условий. Согласно указанному закону инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, не наделены правом на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Таким образом, на территории города Барнаула инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, имеют право только на федеральную льготу в виде возмездного первоочередного права на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, независимо от нуждаемости в улучшении жилищных условий.
В соответствии с ч. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законом соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
На территории Алтайского края действует Закон Алтайского края от 04.02.2007 N 12-ЗС "О полномочиях органов государственной власти Алтайского края в сфере управления и распоряжения земельными участками в Алтайском крае".
Указанный истцом земельный участок относится к участкам, государственная собственность на которые не разграничена, поэтому органом, наделенным полномочиями по распоряжению и предоставлению земельными участками, является Главное управление имущественных отношений Алтайского края.
Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, содержатся в ст. 30.1 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 30.1 ЗК РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.
Аукцион представляет собой продажу, в частности имущества, с публичных торгов, при которой продаваемое имущество приобретается лицом, предложившим наивысшую цену, тогда как право на первоочередное получение чего-либо предполагает безусловное предоставление при отсутствии торгов. Действующим законодательством не предусмотрены какие-либо льготы для лиц, участвующих в аукционе. Таким образом, в рамках аукциона, проведение которого предполагает соблюдение определенных условий (внесение задатка, "шаг аукциона" и т.д.), а также обязательное участие нескольких лиц, невозможна реализация принципа первоочередности предоставления гражданам земельных участков.
Поэтому при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" на условиях возмездности (в собственность или аренду) торги не проводятся.
То обстоятельство, что такая социальная гарантия инвалидов как право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства (часть 14 статьи 17 Федерального закона 181-ФЗ) содержится в статье под названием "Обеспечение инвалидов жилой площадью", не свидетельствует о том, что к ней применяются требования, указанные в части первой этой правовой нормы о нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий и нахождении его на соответствующем учете, поскольку эти нормы имеют разное правовое регулирование: к части 1 статьи 17 применяется жилищное законодательство, а к части 14 статьи 17 - земельное. В первом случае инвалид получает жилое помещение всегда бесплатно, а во втором - за плату, и только за счет средств субъекта Российской Федерации инвалид может получить земельный участок под жилищное строительство бесплатно в случае принятия субъектом такого закона.
Предметом рассмотрения настоящего иска являлись требования истца о первоочередном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства на возмездной основе, а не бесплатно с учетом нуждаемости в улучшении жилищных условий, поэтому суд первой инстанции, проанализировав действующее законодательство, сделал неверный вывод об отсутствии у истца права на истребуемое им первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства на возмездной основе без проведения аукциона.
Указанное право вытекает из закона, и само по себе признание такого права решением суда ни к чему не обязывает, поскольку может быть реализовано с учетом процедуры предоставления земельного участка, закрепленной в Земельном кодексе Российской Федерации.
Не соглашаясь с приведенными выводами суда первой инстанции, судебная коллегия, вместе с тем, не находит оснований для удовлетворения заявленных исковых требований о признании незаконным бездействия Главного управления имущественных отношений Алтайского края по непредоставлению земельного участка и возложении обязанности предоставить земельный участок, так как, по мнению судебной коллегии, у истца отсутствовало право требования предоставления конкретного земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером ***.
Согласно постановлению администрации города Барнаула N 798 от 23.03.2012 года утвержден перечень земельных участков, подлежащих предоставлению гражданам для индивидуального жилищного строительства в соответствии со ст. 2.1 Закона Алтайского края от 16.12.2002 N 88-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков".
В соответствии с п. 6 ст. 2.1 Закона Алтайского края от 16.12.2002 N 88-ЗС "О бесплатном предоставлении в собственность земельных участков" органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов ежегодно устанавливают количество и местоположение земельных участков, предоставляемых гражданам для индивидуального жилищного строительства.
В этот перечень включен испрашиваемый истцом земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый номер ***.
В силу закона или договора или иного законного основания на ответчике не лежит обязанность предоставить истцу испрашиваемый земельный участок, а у инвалида и семьи, имеющей ребенка-инвалида, отсутствует право требовать предоставления ему земельного участка по своему выбору, поскольку данные правоотношения регулируются нормами положений Гражданского кодекса Российской Федерации в совокупности с нормами права, регламентирующими права инвалидов.
Имея право на первоочередное предоставление земельного участка для индивидуального жилищного строительства, К.И. не лишена возможности по реализации указанного права.
Таким образом, с учетом действующего правового регулирования и фактически установленных обстоятельств дела доводы апелляционной жалобы о неправомерности утверждения суда об отсутствии нуждаемости истца в улучшении жилищных условиях для разрешения спора о предоставлении земельного участка не являются основанием к отмене решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу представителя истца К.И. - М. на решение Ленинского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 11 апреля 2013 года оставить без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)