Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 02.04.2013 ПО ДЕЛУ N 33-2602-13

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 апреля 2013 г. по делу N 33-2602-13


Судья: Любимова И.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Параскун Т.И.
судей Бусиной Н.В., Новоселовой Е.Г.
при секретаре С.А.В.
с участием прокурора Текутьевой Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Управления социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула, третьего лица Главалтайсоцзащита на решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 24 января 2013 г. по делу по иску прокурора Индустриального района города Барнаула в интересах Л.В.Н. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула и ЖСК-77 "Сибиряк" об обязании произвести расчет и выплату компенсации.
Заслушав доклад судьи Параскун Т.И., судебная коллегия

установила:

Прокурор Индустриального района города Барнаула обратился с иском в интересах Л.В.Н. к Управлению социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула и ЖСК-77 "Сибиряк" об обязании произвести расчет и выплату компенсации.
В обоснование иска прокурор указал на то, что истец является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки в соответствии с Законом Алтайского края от 03.12.2004 "О реабилитации жертв политических репрессий". Согласно п. 5 ч. 1 ст. 2 этого Закона реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде оплаты 50% коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг).
Решением Индустриального районного суда города Барнаула от 20 октября 2011 года, вступившим в законную силу, ответчики с ДД.ММ.ГГ обязаны указывать общую площадь квартиры материального истца в 47,30 кв. м, обязаны рассчитать льготу исходя из 47,30 кв. м жилого помещения, и обязаны производить назначение и выплату компенсации исходя из общей площади в 47,30 кв. м.
Однако с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ расчет и выплата компенсации расходов на оплату отопления ответчиками производились неверно.
- При таких обстоятельствах прокурор просил суд признать действия ответчиков по расчету и назначению Л.В.Н. 50% льготы за отопление с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ исходя из социальной нормы площади жилого помещения незаконными;
- - обязать УСЗН по <адрес> для расчета компенсации Л.В.Н. по оплате отопления указать общую площадь жилого помещения по <адрес> в городе Барнауле в 47,30 кв. м;
- - обязать ЖСК-77 "Сибиряк" в пределах нормативов потреблении услуги рассчитать Л.В.Н. денежный эквивалент 50% льготы за отопление с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ исходя из общей площади жилого помещения по <адрес> <адрес> в городе Барнауле в 47,30 кв. м;
- - обязать УСЗН по <адрес> произвести Л.В.Н. назначение и выплату компенсации по оплате за отопление с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ исходя из общей площади жилого помещения <адрес> в городе Барнауле в 47,30 кв. м;
- Определением Индустриального районного суда <адрес> Алтайского края от ДД.ММ.ГГ прекращено производство по делу в части требований о признании незаконными действий Управления социальной защиты населения по <адрес> по указанию с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ для расчета компенсации расходов на оплату отопления Л.В.Н. исходя из социальной нормы площади жилого помещения и об обязании указывать общую площадь жилого помещения по <адрес> в городе Барнауле в 47,30 кв. м;
- Решением Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 24 января 2013 г. исковые требования удовлетворены.
- Жилищный строительный кооператив-77 "Сибиряк" обязан произвести Л.В.Н. расчет компенсации по оплате за отопление за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ включительно из общей площади жилого помещения по <адрес> в городе Барнауле в 47,30 кв. м;
- Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула обязано произвести Л.В.Н. выплату компенсации по оплате за отопление за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ включительно исходя из общей площади жилого помещения по <адрес> в городе Барнауле в 47,30 кв. м.
В апелляционной жалобе ответчика Управления социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула просит об отмене решения, ссылаясь на то, что управление является ненадлежащим ответчиком по делу, ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг.
В апелляционной жалобе третьего лица Главалтайсоцзащита так же поставлен вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что суд при разрешении спора не учел, что прокурор не представил расчет недополученной истцом компенсации, исходя из которого можно было бы установить имеется факт нарушения прав льготополучателя и соблюдена ли подсудность настоящего дела. Кроме того, исковое заявление по делу поступило третьему лицу за 3 рабочих дня до судебного заседания, что лишило его возможности подготовить мотивированные пояснения по делу, а в ходатайстве об отложении дела по этим основаниям необоснованно судом отказано.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав пояснения прокурора Текутьевой Я.В., полагавшей решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия находит решение суда постановленным законно.
В силу ст. 16 ФЗ "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
Разрешая спор, суд установил, что Л.В.Н. является реабилитированным лицом и имеет право на льготы в силу Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политический репрессий". Она проживает в <адрес> по <адрес> в городе Барнауле, общая площадь которой составляет 47,30 кв. м.
Управление многоквартирным домом, в котором расположена квартира истца, осуществляется ЖСК-77 "Сибиряк".
Решением Индустриального районного суда города Барнаула от 20 октября 2011 года, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГ, действия Управления социальной защиты населения по <адрес> и ЖСК-77 "Сибиряк" по расчету и назначению Л.В.Н. 50% льготы за отопление исходя из социальной нормы площади жилого помещения признаны незаконными; Управление социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула для расчета компенсации по оплате отопления Л.В.Н. 50% обязано указывать общую площадь жилого помещения по <адрес> в <...> кв. м; ЖСК-77 "Сибиряк" обязано рассчитать истице денежный эквивалент 50% льготы за отопление с ДД.ММ.ГГ исходя из общей площади жилого помещения по <адрес> в городе Барнауле, в 47,30 кв. м; Управление социальной защиты населения по <адрес> обязано с ДД.ММ.ГГ производить истице назначение и выплату компенсации по оплате за отопление исходя из общей площади жилого помещения по <адрес> в городе Барнауле, в 47,30 кв. м.
Удовлетворяя иск, суд правильно исходил из того, что по правилам ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу решение суда имеет преюдициальное значение при рассмотрении данного дела.
Решением Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула Л.В.Н. назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, исходя из общей площади квартиры в 47,30 кв. м. Как следует из представленных ответчиком документов, дата первоначального назначения ДД.ММ.ГГ. Но фактически УСЗН по Индустриальному району города Барнаула указывало для расчета компенсации расходов на оплату отопления площадь жилья исходя из социальной нормы, хотя для определения норматива потребления тепловой энергии законодательно не было предусмотрено ограничение используемой при подсчете общей площади помещения социальной нормой предоставления.
Ранее суд, разрешая спор, пришел к выводу, что действовавшее в период времени с момента обращения материального истца в органы соцзащиты (передачи документов) законодательство не предусматривало ограничений предоставления льгот по оплате отопления реабилитированным лицам по площади занимаемого ими жилого помещения. В связи с этим действия ответчиков по расчету и выплате компенсации по оплате за отопление по указанию организации-поставщику, производящей исчисление денежного эквивалента мер социальной поддержки (ЖСК-77 "Сибиряк"), площади жилого помещения 31,53 кв. м признаны незаконными. Права материального истца в связи с незаконными действиями ответчиков были восстановлены на будущее.
При этом судом установлен факт, что льготная площадь для расчета денежного эквивалента по оплате за отопление в 31,53 кв. м указывалась Управлением социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула неправильно с даты назначения компенсации - с ДД.ММ.ГГ, следовательно, отсутствует необходимость вновь устанавливать данный факт, в связи с чем производство по делу в части требований о признании незаконными действий Управления социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула по указанию за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ для расчета компенсации расходов на оплату отопления истице исходя из социальной нормы площади жилого помещения прекращено.
Прекращено и производство по делу в части обязания УСЗН по Индустриальному району города Барнаула для расчета компенсации истице указывать общую площадь жилого помещения по <адрес> в городе Барнауле, в 47,30 кв. м, поскольку по данному требованию уже принято решение суда, вступившее в законную силу.
Предметом настоящего дела являются действия ответчиков по начислению и выплате денежного эквивалента льгот за неохваченный ранее вынесенным решением суда период времени.

В данной редакции Закон Алтайского края применялся до 24.07.2012 (изменен Законом Алтайского края от 06.07.2012 г. N 338-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края").
В силу положений п. 2 ст. 6 и п. 8 ст. 1 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены Законом Алтайского края от 03.12.2004 N 59-ЗС осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Компенсация назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения. Уполномоченный орган ведет учет граждан, имеющих право на получение компенсации, в соответствии с которым формирует реестр получателей компенсации. Размер компенсации определяется уполномоченным органом как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, установленных федеральными нормативными актами и законами Алтайского края, указанными в статье 1 настоящего Закона. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг определяются организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющими начисление платежей населению по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 г. N 156-ЗС).
В соответствии с п. п. 11, 12 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126 (далее Правил), решение о назначении (отказе в назначении) компенсации принимает руководитель или уполномоченное им должностное лицо органа социальной защиты населения по месту жительства льготополучателя.
Размер компенсации ежемесячно определяется каждому льготополучателю индивидуально как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем жилищно-коммунальных услуг (п. 14 Правил).
В силу п. 15 Правил расчет денежного эквивалента производят организации - поставщики услуг в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Алтайского края по определению мер социальной поддержки в натуральной форме. Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил).
Ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг. Ответственность за достоверность предоставляемых отчетов возлагается на органы социальной защиты населения (п. п. 37, 38 Правил). Из представленного УСЗН по Индустриальному району города Барнаула расчета льготы в лицевом счете получателя компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг видно, что с января 2010 года УСЗН по Индустриальному району города Барнаула, вопреки вышеуказанным нормативным актам, указывало в реестрах площадь квартиры по <адрес> в городе Барнауле для расчета компенсации расходов на оплату отопления исходя из социальной нормы площади жилья, а не общей, в связи с чем и расчет компенсации, и ее выплата производились так же исходя из социальной нормы площади жилья.
Расчет и выплату компенсации на оплату за отопление с января 2010 года по ДД.ММ.ГГ ответчикам следовало производить из расчета 47,30 кв. м общей площади жилого помещения.
Учитывая, что расчет денежного эквивалента производится организацией-поставщиком, суд правильно возложил на ЖСК-77 "Сибиряк" обязанность произвести расчет денежного эквивалента льгот по оплате отопления с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ включительно исходя из общей площади занимаемого истицей жилого помещения в 47,30 кв. м.
В соответствии с п. 9 ст. 4 Закона Алтайского края "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан" выплата компенсации осуществляется уполномоченным органом ежемесячно путем перечисления сумм компенсации на личные счета граждан в банках либо через организации федеральной почтовой связи.
Поскольку в силу вышеприведенных положений нормативно-правовых актов в компетенцию Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне как главного администратора (распорядителя) средств, предусмотренных на меры социальной поддержки жертв политических репрессий в соответствии Законом Алтайского края от 26.11.2010 N 100-ЗС "О краевом бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" (Приложение N 5,10) входит распоряжение бюджетными средствами на данные цели, то соответственно обязанность выплаты денежной компенсации истцу неправильно исчисленного денежного эквивалента льгот по оплате отопления лежит на Управлении социальной защиты населения по Индустриальному району города Барнаула.
Доводы жалобы ответчика о том, что Управление является ненадлежащим ответчиком по делу, ответственность за правильность расчетов денежных эквивалентов, учитываемых при расчете компенсации, несут организации-поставщики услуг, подлежат отклонению как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Доводы жалобы о том, что прокурором не был представлен расчет в обоснование заявленных требований за спорный период, основаны на неверном толковании закона и не свидетельствуют о неправильности постановленного по делу решения.
В соответствии с законом выбор способа защиты нарушенного права принадлежит истцу. Факт того, что Л.В.Н. в период с ДД.ММ.ГГ по сентябрь 2011 года в нарушение действующего в этот период времени законодательства ответчиками назначалась и рассчитывалась компенсация расходов по оплате отопления, исходя из площади жилого помещения 31,53 кв. м, в то время как следовало исходить из общей площади жилого помещения 47,30 кв. м, судом установлен, в связи с чем суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что незаконными действиями ответчиков были нарушены права истца. Поскольку доказательств, которые бы опровергали данные выводы суда, ответчиками не представлено, у суда имелись основания для удовлетворения заявленных прокурором требований, направленных на восстановление нарушенного права Л.В.Н.
Доводы жалобы третьего лица о недостаточном времени для подготовки к судебному заседанию не являются основаниями к отмене решения, постановленного по существу спора с правильным применением норм материального закона.
Иных доводов, влекущих к отмене решения апелляционные жалобы не содержат, в связи с чем судебная коллегия не усматривает оснований для их удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Индустриального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 24 января 2013 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по Индустриальному району г. Барнаула, третьего лица Главалтайсоцзащита - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)