Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ТАМБОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 30.05.2013 N 4-Г-230

Разделы:
Перевод жилого помещения в нежилое; Жилищное право; Приватизация недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПРЕЗИДИУМ ТАМБОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2013 г. N 4-г-230


Ф/с: Дрокина С.Г.
С/к: Белоусова В.Б.
Бучнева О.А.
Тюрина Н.А.

Президиум Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Соседова Е.А.
членов президиума: Коропенко Л.Е., Ламонова Е.В.
при секретаре А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу руководителя Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области М.М.Ю., поступившую в Тамбовский областной суд 23 марта 2013 года, на решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 10 мая 2012 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 01 октября 2012 года, по гражданскому делу по иску Р.А.Б., Р.Н.В. к Главному управлению МЧС России по Тамбовской области, федеральному казенному учреждению "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Тамбовской области" о признании помещения жилым помещением, о признании права собственности на жилое помещение.
Заслушав доклад судьи Тамбовского областного суда Простосердовой Т.М., президиум

установил:

Р.А.Б., Р.Н.В. обратились в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Тамбовской области, федеральному казенному учреждению "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Тамбовской области" о признании права собственности по 1/2 доли за каждым в порядке приватизации на жилое помещение ***.
В обоснование заявленных требований указали, что данное жилое помещение было предоставлено УВД по Тамбовской области в 1987 году Р. и истцам, как членам семьи Р.
Р. умер в *** году. Истцы зарегистрированы и проживают в указанной квартире с 1987 года по настоящее время. Договор социального найма в отношении данной квартиры не оформлен. Истцы полагают, что квартира не имеет статуса служебной.
Поскольку ими не реализовано право на получение в собственность жилья в государственном и муниципальном жилищном фонде, они считают, что имеют право на передачу им спорного жилья в общую собственность в порядке приватизации, в связи с чем, 12.10.2011 г. обратились в Главное управление МЧС по Тамбовской области с заявлением о выдаче разрешения на приватизацию спорной квартиры. В удовлетворении заявления истцам было отказано.
В ходе судебного разбирательства истцы дополнили исковые требования, просили признать спорную квартиру жилым помещением и признать право собственности в равных долях за каждым на данное жилое помещение. Указали, что квартира не только пригодна для постоянного проживания, но и используется именно в этих целях. Кроме того, по техническим нормативам квартира *** является жилым помещением, что подтверждается техническим паспортом квартиры, изготовленным МУП Тамбов-недвижимость", техническим заключением ОАО "Тамбовкоммунпроект".
Решением Октябрьского районного суда г. Тамбова от 10 мая 2012 года исковые требования Р.А.Б., Р.Н.В. удовлетворены частично.
Суд постановил: считать помещение *** жилым помещением.
Признать за Р.А.Б., Р.Н.В. по 1/2 доли за каждым право собственности на квартиру ***.
В удовлетворении исковых требований к Главному управлению МЧС России по Тамбовской области отказано.
При этом суд первой инстанции исходил из того, что спорное помещение является жилым, не служебным, в перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации в соответствии со ст. 4 Закона РФ от 04.07.1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не входит, не относится к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, сложившиеся между сторонами отношения свидетельствуют о наличии договора социального найма, приватизации спорное жилое помещение подлежит.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 01.10.2012 года названное решение оставлено без изменения, жалоба Федерального казенного учреждения "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Тамбовской области" без удовлетворения.
В кассационной жалобе руководитель Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Тамбовской области М.М.Э. просит отменить вышеуказанные судебные постановления в связи с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Указывает, что истцами не приведено доказательств обоснованного вселения в спорное помещение. Факт перевода административного здания по адресу: ***, либо отдельных его помещений в жилые помещения в предусмотренном законом порядке, не установлен.
Согласно акту государственной приемочной комиссии *** от *** административное здание по указанному адресу принято в эксплуатацию как Пожарная часть технической службы.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69/ФЗ "О пожарной безопасности" имущество Государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны приватизации не подлежит. Указанное административное здание относится к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается, поскольку такое имущество может находиться только в муниципальной или государственной собственности.
С момента издания Постановления Правительства РФ от 03.07.1998 года N 696 "Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества" административное здание учитывалось в реестре федерального имущества как федеральное имущество, закрепленное на праве оперативного управления за государственным учреждением "Центр управления силами федеральной противопожарной службы Главного Управления МЧС России по Тамбовской области".
В дальнейшем, Территориальное управление, осуществляя полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных учреждений, Распоряжением от *** ***-р передало ГУ.
"Центр управления силами Федеральной противопожарной службы ГУ МЧС России по Тамбовской области" на праве оперативного управления федеральное имущество - административное здание, назначение нежилое, общей площадью 2755 кв. м, расположенное по адресу: ***.
Спорное нежилое помещение в установленном законом порядке в жилое не переводилось. Приватизация нежилых помещений законом не предусмотрена.
08.04.2013 года истребованные материалы дела поступили в Тамбовский областной суд.
Исследовав материалы дела, доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
- В соответствии с п. п. 1, 2 ч. 2 ст. 381 ГПК РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке;
- о передаче кассационной жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке в силу ст. 387 ГПК РФ являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Именно на такие нарушения норм материального права указывается в кассационной жалобе.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тамбовской области от ***, спорный объект недвижимости, расположенный по адресу: *** является федеральной собственностью, передан в оперативное управление Федеральному казенному учреждению "Центр управления в кризисных ситуациях Главного Управления МЧС России по Тамбовской области".
Это административное здание, назначение - нежилое, общей площадью 3500, 70 кв. м. Зарегистрировано как единый объект недвижимости, состоящий из литеров А, А1, А2, а, а1, этажностью 4-1-2.
Согласно акту /л.д. 117/ государственной приемочной комиссии о приемке законченного строительством объекта в эксплуатацию от *** принята в эксплуатацию Пожарная часть технической службы /новое строительство/ по адресу ***.
Из технического паспорта Пожарной части технической службы, составленному по состоянию на *** следует, что литер А, указанного объекта является общежитием, литер А1 - гараж на 6 автомашин с административными помещениями, литер А2 - ремонтная база, а - холодная пристройка, а1 - проходная.
Из технического паспорта административного здания по адресу: ***, изготовленному по состоянию на *** видно, что все литеры этого здания находятся на едином земельном участке, являются единым объектом, имеют ограждение и проходную. Из поэтажного плана здания следует, что на первом этаже литера А находятся кабинеты, комнаты отдыха.
То есть, спорный объект представляет собой Пожарную часть технической службы, является единым объектом, находящемся на едином земельном участке, предназначен для выполнения специальных задач, поставленных перед МЧС, Пожарной службой как объектами со специальной правоспособностью.
В силу статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" имущество государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны приватизации не подлежит.
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлено, что приватизации не подлежит имущество, отнесенное федеральными законами к объектам гражданских прав, оборот которых не допускается /объектам, изъятым из оборота/, а также имущество, которое в порядке, установленном федеральными законами, может находиться только в государственной или муниципальной собственности.
Кроме того, согласно п. 2.1.30 Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 года N 2284 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации" к объектам и предприятиям, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена, относятся специализированные подразделения, в том числе по ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий.
ГУ "Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тамбовской области" - субъект со специальной правоспособностью, это казенное учреждение.
Помещение, занимаемое истцами Р-выми, расположено в литере А Пожарной части технической службы, к жилищному фонду социального использования не относится, его перевод из нежилого помещения в жилое в установленном законом порядке не был осуществлен, вопрос перевода нежилого помещения в жилое, согласно статьи 23 ЖК РФ отнесен к компетенции органа местного самоуправления, но не суда.
Административное здание литера А, в котором расположено помещение, занимаемое Р-выми, находится на территории Пожарной части.
В соответствии с Инструкцией по обеспечению режима секретности в Российской Федерации от 05.01.2004 года N 3-1, Приказом Главного управления МЧС России по Тамбовской области от 14.10.2011 года N 484 дсп "Об организации охраны, пропускного и внутриобъектовых режимов в Главном Управлении МЧС России по Тамбовской области и подчиненных им учреждениях и подразделениях" Пожарная часть технической службы должна иметь ограждающие конструкции и пропускной режим. В том числе и административное здание литера А, как часть единого объекта недвижимого имущества.
Кроме того, ГУ "Центр управления в кризисных ситуациях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тамбовской области" собственником административного нежилого здания по адресу: ***, ***, *** - не является.
Судами первой и второй инстанций не определен правовой статус помещений, расположенных в литере А административного здания Пожарной части технической службы, расположенного по адресу: ***, *** в качестве ответчика не привлечен собственник административного здания, не исследован надлежаще вопрос о возможности приватизации спорного помещения, с учетом вышеназванных законодательных актов.
При изложенных обстоятельствах оспариваемые судебные постановления подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Руководствуясь ст. 390 ГПК РФ, президиум

постановил:

Решение Октябрьского районного суда г. Тамбова от 10 мая 2012 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Тамбовского областного суда от 01 октября 2012 года по гражданскому делу по иску Р.А.Б., Р.Н.В. к Главному управлению МЧС России по Тамбовской области, Федеральному казенному учреждению "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Тамбовской области" о признании помещения жилым помещением, о признании права собственности на жилое помещение - отменить, передав дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Председательствующий
Е.А.СОСЕДОВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)