Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 30.10.2013 ПО ДЕЛУ N 33-8756-13

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 30 октября 2013 г. по делу N 33-8756-13


Судья: Гладышева Э.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А.
судей Довиденко Е.А., Белодеденко И.Г.
при секретаре Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца К.В.И. на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 19 августа 2013 года по иску К.В.И. к Жилищно-строительному кооперативу "Дольщик-4", Управлению единого заказчика в сфере капитального строительства г. Барнаула, Администрации г. Барнаула, Администрации Алтайского края, Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края о признании недействительным договора в части, о признание права на государственную поддержку в форме финансирования строительства квартиры,
Заслушав доклад судьи Мжельской Г.А., Судебная коллегия

установила:

К.В.И. обратилась в суд с иском к ЖСК "Дольщик-4", Управлению единого заказчика в сфере капитального строительства г. Барнаула, Администрации г. Барнаула, Администрации Алтайского края о признании недействительным части пункта 4.3 договора *** о внесении паевых взносов членом кооператива, заключенного ДД.ММ.ГГ между К.В.И. и ЖСК "Дольщик-4", устанавливающей размер паевого взноса с учетом льгот *** руб., пункта 3.2.1 договора, устанавливающего обязанность истца вносить паевые взносы в размере и в порядке, установленном разделом 4 настоящего договора; признании за истцом права на долевое финансирование строительства <адрес> жилом доме по <адрес> в <адрес> на следующих условиях:
- - 65% (*** руб. *** коп.) - средства краевого бюджета;
- - 35% (*** руб. *** коп.) - средства бюджета г. Барнаула.
В обоснование требований указала, что она является пострадавшим дольщиком ООО СП "Барнаулстрой". В целях реализации своего права на государственную поддержку К.В.И. вступила в члены ЖСК "Дольщик-4", который на основании договора, заключенного с Управлением единого заказчика в сфере капитального строительства от ДД.ММ.ГГ осуществляет строительство жилого дома по <адрес> в <адрес>. Истец является инвалидом *** группы. Финансирование строительства квартир в ЖСК "Дольщик-4" для инвалидов *** групп ведется на следующих условиях: 65% средства краевого бюджета, 35% средства бюджета г. Барнаула, однако в п. 4.3 договора о внесении паевых взносов от ДД.ММ.ГГ *** указано, что истец обязан перечислить взнос в размере 30% от полной стоимости квартиры, что составляет *** руб. без учета предоставления льгот. Размер льгот составляет *** руб., размер паевого взноса с учетом льгот составляет *** руб. Полагает, что указанный пункт договора не соответствует законодательству, в пункте 7 Постановления N 479 от 29.08.2011 г. "О дополнительных мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства" установлен порядок финансирования строительства квартир в жилом доме, отличный от предписанного истице в договоре.
При рассмотрении дела К.В.И. уточнила исковые требования, просила признать недействительным часть пункта 4.3 договора *** о внесении паевых взносов членом кооператива, заключенного ДД.ММ.ГГ между истцом и ответчиком ЖСК "Дольщик-4", устанавливающий размер ее паевого взноса с учетом льгот 199 629 руб., а также пункт 3.2.1 договора, устанавливающий обязанность истца вносить паевые взносы в размере и в порядке, установленном разделом 4 указанного договора. Признать за К.В.И. право на долевое финансирование строительства <адрес> жилом доме по <адрес> в <адрес> на следующих условиях: - 65% (***.) - средства краевого бюджета. Обязать комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Алтайского края профинансировать инвестирование строительства <адрес> жилом доме по <адрес> в сумме *** руб. *** ко<адрес> недействительным договор *** от ДД.ММ.ГГ, заключенный между "ЖСК Дольщик-4" и управлением единого заказчика в сфере капитального строительства г. Барнаула в части не включения К.В.И. как инвалида *** группы, получающего однокомнатную квартиру площадью *** кв. м в список членов льготной категории ЖСК "Дольщик-4" (приложение *** к договору).
Представитель истца К.В.И. - Г. в суде на удовлетворении исковых требований настаивала, указала, что согласно статье 6 Закона N 53-ЗС "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края", государственная поддержка пострадавших участников строительства жилья осуществляется в порядке, установленном Администрацией Алтайского края; государственная поддержка осуществляется в следующих формах: выделение средств краевого бюджета для начала нового объекта на условиях софинансирования со стороны пострадавшего участника долевого строительства жилья. Пунктом 3.1 договора инвестирования *** от ДД.ММ.ГГ предусмотрено, что для инвалидов *** групп софинансирование ведется на следующих условиях: 65% - средства краевого бюджета, 35% - средства бюджета г. Барнаула.
Размер финансирования ЖСК уменьшается согласно списка членов ЖСК льготной категории (приложение 2). Уменьшение суммы будет производиться путем подписания дополнительного соглашения к настоящему договору. ЖСК информирует Застройщика о количестве членов ЖСК льготной категории по форме Приложения ***, являющегося неотъемлемой частью настоящего договора. Как видно из представленного в материалы дела списка членов ЖСК льготной категории (приложение 2), указанный список является пустым и в него не внесена К.В.П., несмотря на то, что согласно пункту 7 постановления Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ установлено, что долевое финансирование строительства квартир в жилом доме ЖСК "Дольщик 4" для инвалидов *** групп, ведется на вышеуказанных условиях.
Таким образом, договор *** от ДД.ММ.ГГ между ЖСК "Дольщик-4" и Управлением единого заказчика г. Барнаула в части не включения К.В.П. как инвалида *** группы, получающего однокомнатную квартиру площадью *** кв. м в список членов льготной категории ЖСК "Дольщик-4" противоречит постановлению Администрации Алтайского края N 479 от 29.08.2011 г., а комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Алтайского края обязан профинансировать строительство однокомнатной <адрес> общей площадью *** кв. м по адресу <адрес>. Постановления Администрации Алтайского края от 25.04.2013 г. N 227 и от 06.06.2013 г. N 300 не имеют правового значения для оценки вышеуказанных договоров на предмет их соответствия требованиям законодательства, поскольку указанные подзаконные нормативные акты не могут иметь обратную силу.
Возражая против удовлетворения требований ответчики - ЖСК "Дольщик-4", Управление единого заказчика в сфере капитального строительства г. Барнаула, комитет Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике указывали на то, что поскольку квартира предоставляется истцу на нее и членов ее семьи, то предоставляемая льгота, распространяется только на долю истца как инвалида.
При рассмотрении дела в качестве соответчика привлечен Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края.
Решением Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 19.08.2013 г. исковые требования К.В.И. оставлены без удовлетворения в полном объеме.
В апелляционной жалобе истец К.В.В. просит об отмене решения и вынесении нового об удовлетворении требований. В жалобе указывает на то, что исходя из буквального толкования условий договора следует, что его сторонами являются только ЖСК "Дольщик-4" и К.В.П., в договоре не упоминается про членов семьи истца, соответственно распространять действие договора на иных лиц никто из участников указанной сделки не вправе. Полагает, что пункт договора не соответствует законодательству, поскольку в пункте постановления N 479 речь о льготах не идет, там установлен порядок финансирования строительства квартир в жилом доме, отличный от предписанного К.В.П. в договоре. После обращения в суд истца, органы исполнительной власти Алтайского края поспешили внести коррективы в действующее постановление N 479 и приняли два постановления. Отказывая в иске суд исходил из того, что квартира предоставляется истцу на состав семьи 3 человека. Данный вывод не соответствует действительности, в реестр пострадавших участников строительства совершеннолетние сыновья не включены. Принятые постановления Администрации Алтайского края от 25.05.2013 г. N 227 от 25.04.2013 г. и от 06.06.2013 г. N 300 не имеют правового значения для оценки спорных договоров на предмет их соответствия требованиям законодательства, поскольку указанные нормативные акты не могут иметь обратную силу.
На заседание в суд апелляционной инстанции явился представитель ответчика Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края К.Е., представитель ответчика Управления единого заказчика в сфере капитального строительства г. Барнаула Д.
На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, законность решения в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав пояснения представителя ответчика Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края К.Е., представителя ответчика Управления единого заказчика в сфере капитального строительства г. Барнаула Д. возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
По делу установлено, что К.В.И. является инвалидом *** группы по общему заболеванию бессрочно, была включена в краевой реестр пострадавших участников строительства жилья и принята в члены ЖСК "Дольщик-4".
ДД.ММ.ГГ между ЖСК "Дольщик-4" и К.В.И. заключен договор *** о внесении паевых взносов членом кооператива (далее Договор).
В соответствии с подпунктом 3.2.1 пункта 3.2 раздела 3 Договора член кооператива обязуется вносить паевые взносы в размере и порядке, установленном разделом 4 настоящего договора.
Согласно пункта 4.1 раздела 4 Договора, строительство многоквартирного дома по <адрес> в <адрес> производится за счет объединенных средств краевого бюджета - 35%; городского бюджета - 35%, средств членов кооператива - 30%.
В соответствии с пунктом 4.2 Договора полная стоимость квартиры составляет *** руб.
Согласно пункта 4.3 Договора, член кооператива перечисляет взнос в размере 30% от полной стоимости квартиры в сумме *** руб., без учета предоставляемых льгот. Размер льгот составляет *** руб. Размер паевого взноса составляет *** руб.
ДД.ММ.ГГ между "ЖСК Дольщик-4" и Управлением единого заказчика в сфере капитального строительства г. Барнаула заключен договор инвестирования ***, предметом которого является реализация Постановления Администрации Алтайского края от 29.08.2011 N 479 "О дополнительных мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства жилья" за счет средств ЖСК "Дольщик-4" (30%), ЖСК поручает Застройщику от своего имени и за счет ЖСК выполнять функции застройщика по строительству многоэтажного жилого дома примерной проектной площадью *** кв. м, с общей проектной площадью квартир *** кв. м, состоящего из: 80 однокомнатных квартир, 20 двухкомнатных квартир, 30 трехкомнатных квартир, расположенного по адресу: <адрес>. Договор подписан с Приложением ***, Приложение *** к договору инвестирования от ДД.ММ.ГГ *** "Список членов ЖСК льготной категории ЖСК "Дольщик-4" сторонами не подписан, ФИО членов ЖСК льготной категории в списке отсутствуют (л.д. 106).
К.В.И. обратившись в суд, просит о признании недействительным часть пункта 4.3 договора *** от ДД.ММ.ГГ, устанавливающий размер паевого взноса с учетом льгот *** руб., пункт 3.2.1 договора, устанавливающий обязанность истца вносить паевые взносы в размере и в порядке, установленном разделом 4 указанного договора. Истец также просила признать за ней право на долевое финансирование строительства <адрес> жилом доме по <адрес> в <адрес> из средств краевого бюджета в размере 65% (***.), обязать комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Алтайского края профинансировать инвестирование строительства спорной квартиры в указанной сумме, признать недействительным договор *** от ДД.ММ.ГГ между "ЖСК Дольщик-4" и управлением единого заказчика в сфере капитального строительства г. Барнаула в части не включения К.В.И. как инвалида *** группы, получающего однокомнатную квартиру площадью *** кв. м в список членов льготной категории ЖСК "Дольщик-4" (приложение *** к договору).
Суд первой инстанции не нашел правовых оснований для удовлетворения заявленных требований, в связи с чем в иске отказал.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статьи 3 Закона Алтайского края от 11.05.2011 N 253-ЗС "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края" органы исполнительной власти Алтайского края, уполномоченные осуществлять деятельность в сфере долевого строительства, а также их компетенция определяются Администрацией Алтайского края в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.
Согласно ст. 4 указанного Закона уполномоченный орган организует ведение реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья. Порядок формирования и ведения реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья устанавливается Администрацией Алтайского края.
Согласно части 1 статьи 6 Закона, государственная поддержка пострадавших участников строительства жилья осуществляется в порядке, установленном Администрацией Алтайского края.
Согласно пункта 10 части 2 статьи 6 Закона, государственная поддержка пострадавших участников строительства жилья осуществляется в форме выделения средств краевого бюджета для продолжения строительства проблемного объекта или нового объекта на условиях софинансирования со стороны пострадавшего участника долевого строительства жилья.
Постановлением Администрации края от 10.06.2011 г. N 308 уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края по осуществлению деятельности, связанной с регулированием отдельных отношений в сфере долевого строительства жилья определено Управление Алтайского края по строительству и архитектуре.
В соответствии с п. 2.21 положения об Управлении Алтайского края по строительству и архитектуре, утвержденного постановление Администрации края от 10.03.2006 N 103, данное управление осуществляет организацию ведения реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья; координацию деятельности органов исполнительной власти Алтайского края и органов местного самоуправления Алтайского края в области регулирования отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края; организует привлечение на конкурсной основе нового застройщика с целью завершения строительства проблемного объекта.
В соответствии с Порядком формирования и ведения реестра проблемных объектов и пострадавших участников строительства жилья, утвержденным постановлением Администрации Алтайского края от 08.08.2011 N 435, формирование и ведение реестра осуществляет Инспекция государственного строительного надзора, контроля и надзора в области долевого строительства Алтайского края на основании сведений, предоставляемых органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 10 ч. 2 ст. 6 закона Алтайского края "О регулировании отдельных отношений в сфере долевого строительства, направленных на защиту прав и законных интересов участников долевого строительства на территории Алтайского края" одной из форм государственной поддержки является выделение средств краевого бюджета для продолжения строительства проблемного объекта или начала нового объекта на условиях софинансирования со стороны пострадавшего участника долевого строительства жилья. Для получения мер государственной поддержки, предусмотренных пунктами 4 - 10 ч. 2 настоящей статьи, пострадавшие участники строительства жилья создают некоммерческую организацию и принимают решение по поводу продолжения строительства проблемного объекта застройщиком или о смене застройщика, которое направляется в уполномоченный орган.
Постановлением Администрации края от 29.08.2011 г. N 479 "О дополнительных мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства жилья" в целях оказания поддержки данной категории граждан решено принять предложение администрации г. Барнаула о создании ЖСК "Дольщик-4" для строительства жилого дома (домов) в г. Барнауле. Установлено, что ЖСК "Дольщик-4" формируется из граждан, включенных в реестр пострадавших участников строительства жилья, но не состоящих в таких отношениях с застройщиками, в результате которых у них может возникнуть право собственности на жилое помещение в объекте, включенном в реестр. Администрация края посчитала целесообразным строительство жилого дома (домов) ЖСК "Дольщик-4" с количеством квартир не менее 360 и согласилась с предложением администрации г. Барнаула о возложении функций заказчика по строительству жилого дома (домов) ЖСК "Дольщик-4" на управление единого заказчика в сфере капитального строительства г. Барнаула. Установлено, что долевое финансирование строительства жилого дома (домов) ЖСК "Дольщик-4" ведется на следующих условиях: 35% - средства краевого бюджета; 35% - средства бюджетов муниципальных образований Алтайского края, на территории которых проживают пострадавшие участники строительства жилья, вошедшие в состав членов ЖСК "Дольщик-4"; 30% - средства членов ЖСК "Дольщик-4".
Данным постановлением также установлено, что финансирование строительства жилого дома (домов) ЖСК "Дольщик-4" за счет средств краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований Алтайского края ведется в пределах нормы предоставления площади жилого помещения, установленной решением Барнаульской городской Думы от 27.02.2006 г. N 294 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Барнауле" (в редакции от 19.02.2009 N 54), но не более площади жилых помещений, предусмотренных в договорах строительства жилья, обязательства по которым не были исполнены.
В соответствии с приложением N 6 к постановлению Администрации Алтайского края от 30.12.2011 N 785 "О реализации краевой адресной инвестиционной программы на 2012 год" получателем бюджетных средств на строительство жилых домов ЖСК "Дольщик-4" является городской округ - город Барнаул.
Согласно п. 1.3 Устава ЖСК "Дольщик-4" членом кооператива могут быть физические лица, достигшие 16-летнего возраста, из числа пострадавших дольщиков, признанных потерпевшими следственными органами, судами, включенные в реестр пострадавших участников строительства жилья, но не состоящих в таких отношениях с застройщиками, в результате которых у них может возникнуть право собственности на жилое помещение в объекте, включенном в реестр.
В пункте 7 постановления Администрации Алтайского края от 29.08.2011 N 479 "О дополнительных мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства жилья" установлено, что долевое финансирование строительства квартир в жилом доме (домах) ЖСК "Дольщик-4" для инвалидов *** групп, семей имеющих детей-инвалидов, многодетных семей, возраст детей в которых не превышает 18 лет, ведется на следующих условиях: 65% - средства краевого бюджета, 35% - средства бюджета г. Барнаула.
Постановлением N 227 от 25.04.2013 г внесены изменения в постановление Администрации Алтайского края от 29.08.2011 г. N 479 "О дополнительных мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства жилья", пункты 9 - 10 постановления считать соответственно пунктами 10 - 11; дополнить постановление пунктом 9 следующего содержания:
Адресный перечень квартир, подлежащих передаче членам ЖСК "Дольщик-4", утверждается администрацией г. Барнаула и формируется исходя из совокупности следующих критериев:
- норма предоставления площади жилого помещения установлена решением Барнаульской городской Думы от 27.02.2006 N 294 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в городе Барнауле";
- количество членов семьи члена ЖСК "Дольщик-4" на дату подачи заявления о включении в реестр пострадавших дольщиков;
- размер площади квартиры, предусмотренной в договорах строительства жилья, обязательства по которым не были исполнены;
- проектная площадь подлежащей передаче членам ЖСК "Дольщик-4" квартиры, наиболее соответствующая площади квартиры, предусмотренной в договорах строитель жилья, обязательства по которым не были исполнены (далее -" наиболее соответствующая проектная площадь квартиры").
При формирования адресного перечня должны быть соблюдены следующие условия, касающиеся наиболее соответствующей проектной площади квартир:
- для одного человека предоставляется 1-комнатная квартира независимо от количества комнат и площади квартиры, предусмотренной в договорах строительства жилья, обязательства по которым не были исполнены; наиболее соответствующая проектной площади квартиры от *** кв. м до *** кв. м включительно;
- для семьи, приобретшей по договору строительства жилья, обязательства по которому не были исполнены, 1-комнатную квартиру площадью до 30 кв. м- наиболее соответствующая проектная площадь квартиры от *** кв. м до *** кв. м включительно независимо от состава семьи;
- площадью более 30 кв. м (при составе семьи 2 и более человека) - наиболее соответствующая проектная площадь квартиры от *** кв. м до *** кв. м включительно.
Постановлением N 300 от 06.06.2013 г. внесены изменения в постановление Администрации Алтайского края от 29.08.2011 г. N 479 "О дополнительных мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства жилья", пункт 7 дополнен абзацем следующего содержания: "Указанное долевое финансирование строительства квартир в жилом доме (домах) ЖСК "Дольщик-4" за счет средств краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований Алтайского края для инвалидов *** групп осуществляется для одиноко проживающих инвалидов в размере 100%, инвалидов, получивших квартиру исходя из состава семьи, в размере, пропорциональном доле квартиры, приходящейся на инвалида". Настоящее постановление распространяет свое действие на правоотношения, возникшие со дня вступления в силу постановления Администрации Алтайского края от 29.08.2011 г. N 479 "О дополнительных мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства жилья".
Разрешая спор, суд пришел к верному выводу о том, что <адрес> в <адрес> предоставлена истцу К.В.И. на состав семьи - 3 человека. К такому выводу суд пришел исходя из списка распределения квартир ЖСК "Дольщик-4" с расчетом финансирования, утвержденным заместителем главы администрации города по градостроительным и земельным отношениям и справки, предоставленной К.В.И. при вступлении в члены ЖСК "Дольщик-4". Доводы жалобы в этой части не влекут отмену решения, поскольку площадь квартиры, которая была распределена истцу, соответствует составу семьи дольщика ЖСК "Дольщик-4".
Постановление Администрации Алтайского края от 29.08.2011 г. N 479 "О дополнительных мерах поддержки пострадавших участников долевого строительства жилья" не признано недействующим в части внесенных изменений.
Список членов ЖСК льготной категории формируется в ЖСК "Дольщик-4", согласно информации ЖСК "Дольщик-4" истец К.В.И. включена в список льготной категории как инвалид *** группы.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. ст. 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу истца К.В.И. на решение Октябрьского районного суда г. Барнаула Алтайского края от 19 августа 2013 года оставить - без удовлетворения.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)