Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 февраля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е.Е.
судей Гуляковой Г.Н., Сафоновой С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пьянковой Е.Л.
при участии:
от заявителя - администрации Тавдинского городского округа (ОГРН 1026601907034, ИНН 6634002739): Баранов К.Г., паспорт, решение от 31.03.2011,
от заинтересованного лица - Министерства финансов Свердловской области (ОГРН 1026605256589, ИНН 6661004608): Захаров Н.В., паспорт, доверенность от 09.01.2013, Коптелов А.А., паспорт, доверенность от 23.01.2013, Венжик С.А., паспорт, доверенность от 23.01.2013,
от третьих лиц - Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства по Свердловской области, Финансового управления в Тавдинском городском округе, Муниципального унитарного предприятия Тавдинского городского округа "Тавдинские коммунальные системы": не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, администрации Тавдинского городского округа,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 ноября 2012 года
по делу N А60-36667/2012,
принятое судьей Ворониным С.П.,
по заявлению администрации Тавдинского городского округа
к Министерству финансов Свердловской области
третьи лица: Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства по Свердловской области, Финансовое управление в Тавдинском городском округе, Муниципальное унитарное предприятие Тавдинского городского округа "Тавдинские коммунальные системы"
о признании незаконными действий,
установил:
администрация Тавдинского городского округа обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, определенном ст. 49 АПК РФ) о признании недействительным предупреждения Министерства финансов Свердловской области от 06.06.2012 N 05-08-11/4877 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в части квалификации действий администрации Тавдинского городского округа по предоставлению субсидий муниципальному унитарному предприятию Тавдинского городского округа "Тавдинские коммунальные системы" в размере 9 010 900 руб. как нецелевое использование бюджетных средств и о возврате указанных средств в областной бюджет.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Финансовое управление администрации Тавдинского городского округа, муниципальное унитарное предприятие городского округа "Тавдинские коммунальные системы" (далее - МУП "Тавдинские коммунальные системы"), Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.11.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, администрация Тавдинского городского округа обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что предоставление субсидии из средств местного бюджета МУП "Тавдинские коммунальные системы" для возмещения расходов, некомпенсируемых платежами населения за услуги теплоснабжения соответствует условиям, определенным в утвержденном областном бюджете и местном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов. Порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения на 2011 год, утвержденные Постановлением Правительства Свердловской области от 30.06.2011 N 842-ПП, соглашение от 31.01.2011 N 5/27 о предоставлении межбюджетных трансфертов бюджету муниципального района (городского округа) Тавдинский городской округ на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения на 2011 год (в редакции от 21.12.2011), постановление администрации Тавдинского городского округа от 10.11.2011 N 1936, от 27.12.2011 N 2257 "О предоставлении субсидии из средств местного бюджета муниципальному унитарному предприятию городского округа "Тавдинские коммунальные системы" для возмещения расходов, некомпенсируемых платежами населения за услуги теплоснабжения" не содержат определения "исполнитель коммунальных услуг", в связи с чем, предоставив субсидию МУП "Тавдинские коммунальные системы", являющемуся производителем коммунальных услуг, заявитель руководствовался ст. 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, администрация Тавдинского городского округа ссылается на то, что фактические расходы, некомпенсируемые платежами населения за коммунальные услуги в Тавдинском городском округе, несет МУП "Тавдинские коммунальные системы". Отчеты о распределении межбюджетных трансфертов направлены главному распорядителю средств областного бюджета, выделенных для предоставления межбюджетных трансфертов, - Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области и приняты им без замечаний. При этом в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 30.06.2011 N 842-ПП отчеты о распределении межбюджетных трансфертов предоставляются в размере исполнителей коммунальных услуг и ресурсоснабжающих организаций.
Также заявитель указывает на то, что единый норматив теплоснабжения в объеме 0,27 Гкал/кв. м, установленный решением Думы Тавдинского городского округа от 27.05.2009 N 19/12 и используемый в целях расчета предельных индексов размера платы граждан за коммунальные услуги, не дифференцирован с учетом соответствующих показателей, установленных Правилами установления и определения нормативов потреблении коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306. Иное привело бы к превышению установленного предельного индекса размера платы граждан за коммунальные услуги. В то же время оплата населением услуг по теплоснабжению, исходя из единого норматива потребления, влечет невозможность возмещения фактически произведенных затрат МУП "Тавдинские коммунальные системы" и является основанием для возмещения расходов, некомпенсируемых платежами населения за услуги теплоснабжения. В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Министерство финансов Свердловской области в отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, решение суда считает законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает. По мнению Министерства финансов Свердловской области, заявителем подменяется цель предоставления межбюджетных трансфертов (финансирование некомпенсируемых платежами населения за коммунальные услуги расходов исполнителей коммунальных услуг, возникших в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами) путем ее отождествления с недополученными доходами при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.
Финансовое управление администрации Тавдинского городского округа в отзыве указывает на необоснованность выводов суда первой инстанции, полагает, что получатель субсидии - МУП "Тавдинские коммунальные системы" правильно определен администрацией Тавдинского городского округа, предоставление субсидии соответствует условиям, определенным в областном бюджете и местном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов.
Иные участвующие в деле лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства по Свердловской области, Финансовое управление в Тавдинском городском округе, Муниципальное унитарное предприятие Тавдинского городского округа "Тавдинские коммунальные системы", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Министерством финансов Свердловской области на основании приказа от 02.02.2012 N 18 проведена внеплановая комплексная проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, предоставленных Тавдинскому городскому округу в 2011 году.
В ходе проверки установлено нецелевое использование бюджетных средств на общую сумму 11 451 500 руб., в том числе средств областного бюджета на сумму 9 886 800 тыс. руб.
Так, установлено, что вместо финансирования некомпенсируемых платежами населения за коммунальные услуги расходов исполнителей коммунальных услуг, возникающих в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлениями РЭК Свердловской области, произведено субсидирование убытков МУП "Тавдинские коммунальные системы" при оказании услуг теплоснабжения, возникших вследствие изношенности тепловых сетей и оборудования котельных, неэффективного использования энергетических ресурсов и отсутствия приборов учета, в сумме 9 010 900 руб.
Результаты проверки зафиксированы в акте (л.д. 15-22).
06.06.2012 Министерством финансов Свердловской области в адрес администрации Тавдинского городского округа вынесено предупреждение от 06.06.2012 N 05-08-11/4877 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в котором указано на выявленные в ходе проверки нарушения законодательства Российской Федерации и Свердловской области, в том числе нецелевое использование бюджетных средств на сумму 10 370 200 руб., выделенных из областного и местного бюджетов в качестве софинансирования, главе Тавдинского городского округа предложено разработать и представить в Министерство финансов Свердловской области план мероприятий по устранению нарушений, выявленных проверкой, рассмотреть возможность возврата в областной бюджет средств в сумме 9 653 600 руб., израсходованных не по целевому назначению (л.д. 200-202).
Не согласившись с предупреждением от 06.06.2012 N 05-08-11/4877 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в части квалификации действий администрации Тавдинского городского округа по предоставлению субсидий муниципальному унитарному предприятию Тавдинского городского округа "Тавдинские коммунальные системы" в размере 9 010 900 руб. как нецелевое использование бюджетных средств и возврата указанных средств в областной бюджет, администрация Тавдинского городского округа обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что МУП "Тавдинские коммунальные системы" исполнителем коммунальных услуг не является, поэтому не может являться адресатом субсидий, полученных из областного бюджета. Кроме того, суд первой инстанции указал на то, что увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги не превысило предельный индекс, в связи с чем оснований для предоставления МУП "Тавдинские коммунальные системы" субсидий, выделяемых на финансирование некомпенсируемых платежами населения за коммунальные услуги расходов исполнителей коммунальных услуг, возникающих в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, не имелось.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям, в частности, относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе контроля за использованием средств федерального бюджета.
Согласно подп. 70 п. 8 Положения о Министерстве финансов Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 18.10.2010 N 1524-ПП, Министерство финансов Свердловской области осуществляет на территории Свердловской области государственный финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств областного бюджета, средствами администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных гарантий Свердловской области условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.
Пунктом 15 Положения о Министерстве финансов Свердловской области установлено, что министр и его заместители (в соответствии с их полномочиями) имеют право выносить предупреждение главным распорядителям и получателям средств областного бюджета о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
В силу ст. 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса является мерой, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства.
Исходя из анализа приведенных норм права, суд первой инстанции правомерно указал, что оспариваемое предупреждение вынесено уполномоченным органом, содержит указание на принятие мер по устранению нарушений бюджетного законодательства, в том числе путем возврата в областной бюджет средств, израсходованных не по целевому назначению, следовательно, предупреждение может быть оспорено в арбитражном суде в порядке, определенном гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты представляют собой средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Законом Свердловской области от 26.11.2010 N 100-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год" утверждены объемы межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов), в том числе на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения.
Постановлением Правительства Свердловской области от 30.06.2011 N 842-ПП утверждены Порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения на 2011 год и распределение межбюджетных трансфертов местным бюджетам на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения на 2011 год.
Пунктом 6 названного Порядка установлено, что межбюджетные трансферты направляются для финансирования некомпенсируемых платежами населения за коммунальные услуги расходов исполнителей коммунальных услуг, возникающих в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлениями Региональной энергетической комиссии Свердловской области.
Средства, выделяемые из областного бюджета в форме межбюджетных трансфертов, расходуются по разделу 0500 "Жилищно-коммунальное хозяйство", подразделу 0505 "Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства", целевой статье 5210318 "Межбюджетные трансферты местным бюджетам на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения".
Согласно п. 8 Порядка средства, полученные из областного бюджета в форме межбюджетных трансфертов, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Из материалов дела следует, что в 2011 году из бюджета Свердловской области бюджету Тавдинского городского округа предоставлены межбюджетные трансферты на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения в размере 9 010 924,30 руб.
31.10.2011 между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области и Тавдинским городским округом в целях возмещения недополученных организациями жилищно-коммунального хозяйства доходов от реализации гражданам коммунальных услуг в 2011 году в связи с принятием Указа Губернатора Свердловской области от 27.12.2010 N 1390-УГ "Об ограничении роста платежей граждан за коммунальные услуги в 2011 году", постановления РЭК Свердловской области от 01.10.2010 N 119-ПК "Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2011 год" заключено соглашение N 5/27, определяющее порядок взаимодействие сторон при предоставлении в 2011 году межбюджетных трансфертов. Согласно п. 1.2 указанного соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 21.12.2011) объем межбюджетных трансфертов на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, предоставляемых в 2011 году местному бюджету Тавдинского городского округа по коду 0505 5210318 011 251 из областного бюджета составляет 9 010 924,30 руб. и направляется для финансирования некомпенсируемых платежами населения за коммунальные услуги расходов исполнителей коммунальных услуг, возникающих в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлениями РЭК Свердловской области.
Главным распорядителем - администрацией Тавдинского городского округа бюджетные ассигнования в указанной сумме доведены до получателя средств - МБУ Тавдинского городского округа "Служба заказчика по жилищно-коммунальным и прочим услугам" справками об изменении росписи расходов от 10.11.2011 N 346 в сумме 6 076 856 руб., от 28.12.2011 N 481 в сумме 2 934 068,30 руб.
Постановлениями администрации Тавдинского городского округа от 10.11.2011 N 1936, от 27.12.2011 N 2257 принято решение о предоставлении МУП "Тавдинские коммунальные системы" из средств местного бюджета для возмещения некомпенсируемых платежами населения за услуги теплоснабжения расходов исполнителя коммунальных услуг, возникших в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлениями РЭК Свердловской области, субсидии в размере 9 010 924,30 руб.
Между МБУ Тавдинского городского округа "Служба заказчика по жилищно-коммунальным и прочим услугам" и МУП "Тавдинские коммунальные системы" заключены договоры от 10.11.2011 N 263, от 28.12.2011 N 284, предметом которых явилось предоставление МУП "Тавдинские коммунальные системы" субсидии из средств местного бюджета для возмещения некомпенсируемых платежами населения за услуги теплоснабжения расходов исполнителя коммунальных услуг, возникших за 9 месяцев, в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлениями РЭК Свердловской области в общей сумме 9 010 924,30 руб.
Субсидия в общей сумме 9 010 924,30 руб. перечислена МУП "Тавдинские коммунальные системы" платежными поручениями от 10.11.2011 N 753, от 28.12.2011.
Из материалов дела следует, что принимая оспариваемое предупреждение, Министерство финансов Свердловской области, исходило из того, что субсидии, выделенные МУП "Тавдинские коммунальные системы" администрацией Тавдинского городского округа, являются нецелевым использованием средств областного бюджета, поскольку МУП "Тавдинские коммунальные системы" исполнителем коммунальных услуг не является, вместо финансирования некомпенсируемых платежами населения за коммунальные услуги расходов исполнителей коммунальных услуг, возникающих в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлениями РЭК Свердловской области, произведено субсидирование убытков МУП "Тавдинские коммунальные системы" при оказании услуг теплоснабжения.
Условия и порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предусмотрены в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как указывалось выше, п. 6 Порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения на 2011 год, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 30.06.2011 N 842-ПП, предусмотрено, что межбюджетные трансферты направляются для финансирования некомпенсируемых платежами населения за коммунальные услуги расходов исполнителей коммунальных услуг, возникающих в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлениями Региональной энергетической комиссии Свердловской области.
При этом понятия "исполнитель коммунальных услуг" названный Порядок не содержит.
Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (в редакции, действовавшей в 2011 году) исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги; ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Как видно из материалов дела, МУП "Тавдинские коммунальные системы" в 2011 году осуществляло поставку тепловой энергии потребителям Тавдинского городского округа, в том числе управляющим организациям, товариществам собственников жилья, частному жилому фонду, то есть являлось производителем и поставщиком тепловой энергии, как для населения, так и для организаций, осуществляющих функции по управлению многоквартирными домами, а в отношении частного жилого фонда и исполнителем коммунальных услуг, что соответствует условиям предоставления субсидии, установленным ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Признавая МУП "Тавдинские коммунальные системы" ненадлежащим получателем субсидии для возмещения некомпенсируемых платежами населения за услуги теплоснабжения расходов исполнителя коммунальных услуг, Министерством финансов Свердловской области и судом первой инстанции необоснованно не приняты доводы администрации Тавдинского городского округа о том, что фактические расходы, некомпенсируемые платежами населения за коммунальные услуги в Тавдинском городском округе, несет ресурсоснабжающая организация - МУП "Тавдинские коммунальные системы", поскольку управляющие организации производят начисление населению платы за коммунальную услугу (отопление) и расчеты с ресурсоснабжающей организацией исходя из расчета общей жилой площади по установленным нормативам потребления и тарифа, утвержденного РЭК Свердловской области. При этом соответствующие обязательства управляющей организации перед организациями, непосредственно оказывающими услуги, не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров непосредственно с жильцами, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), управляющая организация должна оплачивать такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения.
В подтверждение приведенных доводов администрации Тавдинского городского округа суд апелляционной инстанции учитывает также письмо Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (главного распорядителя средств областного бюджета, выделенных для предоставления межбюджетных трансфертов) от 22.11.2011 N 22-04-8984, согласно которому отчеты о распределении межбюджетных трансфертов предоставляются в разрезе исполнителей коммунальных услуг и ресурсоснабжающих организаций в соответствии с прилагаемой формой (л.д. 223-224).
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что получатель субсидии - МУП "Тавдинские коммунальные системы" определен администрацией Тавдинского городского округа правильно.
Ссылку суда первой инстанции на Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, апелляционный суд находит необоснованной, поскольку указанные Правила вступили в силу с 01.09.2012 и не подлежат применению к спорным правоотношениям.
Основанием для принятия оспариваемого предупреждения послужили также выводы Министерства финансов Свердловской области о том, что вместо финансирования некомпенсируемых платежами населения за коммунальные услуги расходов исполнителей коммунальных услуг, возникающих в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлениями РЭК Свердловской области, произведено субсидирование убытков МУП "Тавдинские коммунальные системы" при оказании услуг теплоснабжения.
Из материалов дела следует, что постановлением РЭК Свердловской области от 23.12.2010 N 165-ПК для МУП "Тавдинские коммунальные системы" установлены тарифы на тепловую энергию в размере 1258,14 руб./Гкал без НДС для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии, 1484,61 руб./Гкал с НДС для населения.
Указанный тариф на 2011 год установлен с учетом предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области и исходя из установленного решением Думы Тавдинского городского округа от 27.05.2009 N 19/12 норматива потребления тепловой энергии на отопление в объеме 0,27 Гкал/кв. м в год.
Между тем заявителем в материалы дела представлены доказательства фактического потребления тепловой энергии потребителями коммунальных услуг, значительно превышающего установленный норматив потребления (л.д. 134-142).
В дополнениях к заявлению, администрация Тавдинского городского округа ссылалась на то, что согласно расчетам РЭК Свердловской области нормативы потребления тепловой энергии на отопление для Тавдинского городского округа в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, составят для многоквартирных домов или жилых домов до 1999 года постройки включительно в зависимости от этажности зданий 0,409, 0,446, 0,307, 0,277 Гкал/кв. м в год, для многоквартирных домов коридорного или секционного типа до 1999 года постройки включительно - 0,447, 0,333 Гкал/кв. м в год (л.д. 146-149, 219). В случае установления указанных нормативов рост платы для населения в 2011 году составил бы от 115 до 185 процентов.
Сохранение норматива потребления тепловой энергии на отопление, установленного решением Думы Тавдинского городского округа от 27.05.2009 N 19/12, вызвано ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлениями РЭК Свердловской области. Всего недополученный доход МУП "Тавдинские коммунальные системы" при применении норматива тепловой энергии на отопление в объеме 0,27 Гкал/кв. м в год составил 29 633 810 руб. (л.д. 219-221).
Приведенные администрацией Тавдинского городского округа доводы и представленные в обоснование указанных доводов доказательства Министерство финансов Свердловской области при вынесении оспариваемого ненормативного акта не исследовало, причины непринятия указанных доводов и доказательств не обосновало, в том числе при рассмотрении дела в суде первой инстанции. В решении суда первой инстанции не указаны мотивы, по которым суд отверг доводы и доказательства заявителя, тем самым на заявителя необоснованно переложено бремя доказывания. В рассматриваемом случае именно заинтересованному лицу следовало доказать законность и обоснованность вынесенного предупреждения.
Поскольку указанные доводы имеют существенное значение для установления обстоятельств, свидетельствующих о наличии у МУП "Тавдинские коммунальные системы" расходов, возникающих в связи ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлениями РЭК Свердловской области, и некомпенсируемых платежами населения за коммунальные услуги, а заинтересованным лицом данные доводы не опровергнуты, наличие оснований для вынесения предупреждения не доказано.
Кроме того следует отметить, что администрация Тавдинского городского округа полученные межбюджетные трансферты направила надлежащему лицу, с указанием на целевое назначение в точности соответствующее пункту 6 Постановления Правительства Свердловской области N 8842-ПП (л.д. 74-77). Иным способом администрация полученные денежные средства не использовала.
В связи с чем нецелевого использования средств областного бюджета администрацией Тавдинского городского округа не допущено, расходные операции произведены в соответствии с условиями, определенными Законом Свердловской области от 26.11.2010 N 100-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год", Постановлением Правительства Свердловской области от 30.06.2011 N 842-ПП, утвердившим Порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения на 2011 год и распределение межбюджетных трансфертов местным бюджетам на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения на 2011 год и направлены на организацию теплоснабжения населения Тавдинского городского округа.
При указанных обстоятельствах решение суда подлежит отмене на основании п. 1 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требования администрации Тавдинского городского округа о признании недействительным оспариваемого предупреждения от 06.06.2012 N 05-08-11/4877 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в части квалификации действий администрации Тавдинского городского округа по предоставлению субсидий муниципальному унитарному предприятию Тавдинского городского округа "Тавдинские коммунальные системы" в размере 9 010 900 руб. как нецелевое использование бюджетных средств и о возврате указанных средств в областной бюджет - удовлетворению.
Поскольку в силу подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины, администрации Тавдинского городского округа подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина, уплаченная при подаче заявления и апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 ноября 2012 года по делу N А60-36667/2012 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным предупреждение Министерства финансов Свердловской области от 06.06.2012 N 05-08-11/4877 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в части квалификации действий администрации Тавдинского городского округа по предоставлению субсидий муниципальному унитарному предприятию Тавдинского городского округа "Тавдинские коммунальные системы" в размере 9 010 900 руб. как нецелевое использование бюджетных средств и о возврате указанных средств в областной бюджет.
Обязать Министерство финансов Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов администрации Тавдинского городского округа.
Возвратить администрации Тавдинского городского округа (ОГРН 1026601907034, ИНН 6634002739) из федерального бюджета ошибочно уплаченную по платежному поручению от 29.08.2012 N 885 государственную пошлину по заявлению в сумме 2000 (две тысячи) рублей, а также ошибочно уплаченную по платежному поручению от 20.12.2012 N 1565 государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Е.Е.ВАСЕВА
Судьи
Г.Н.ГУЛЯКОВА
С.Н.САФОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.02.2013 N 17АП-32/2013-АК ПО ДЕЛУ N А60-36667/2012
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 февраля 2013 г. N 17АП-32/2013-АК
Дело N А60-36667/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 13 февраля 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 февраля 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е.Е.
судей Гуляковой Г.Н., Сафоновой С.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пьянковой Е.Л.
при участии:
от заявителя - администрации Тавдинского городского округа (ОГРН 1026601907034, ИНН 6634002739): Баранов К.Г., паспорт, решение от 31.03.2011,
от заинтересованного лица - Министерства финансов Свердловской области (ОГРН 1026605256589, ИНН 6661004608): Захаров Н.В., паспорт, доверенность от 09.01.2013, Коптелов А.А., паспорт, доверенность от 23.01.2013, Венжик С.А., паспорт, доверенность от 23.01.2013,
от третьих лиц - Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства по Свердловской области, Финансового управления в Тавдинском городском округе, Муниципального унитарного предприятия Тавдинского городского округа "Тавдинские коммунальные системы": не явились,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя, администрации Тавдинского городского округа,
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 ноября 2012 года
по делу N А60-36667/2012,
принятое судьей Ворониным С.П.,
по заявлению администрации Тавдинского городского округа
к Министерству финансов Свердловской области
третьи лица: Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства по Свердловской области, Финансовое управление в Тавдинском городском округе, Муниципальное унитарное предприятие Тавдинского городского округа "Тавдинские коммунальные системы"
о признании незаконными действий,
установил:
администрация Тавдинского городского округа обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением (с учетом уточнения заявленных требований в порядке, определенном ст. 49 АПК РФ) о признании недействительным предупреждения Министерства финансов Свердловской области от 06.06.2012 N 05-08-11/4877 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в части квалификации действий администрации Тавдинского городского округа по предоставлению субсидий муниципальному унитарному предприятию Тавдинского городского округа "Тавдинские коммунальные системы" в размере 9 010 900 руб. как нецелевое использование бюджетных средств и о возврате указанных средств в областной бюджет.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Финансовое управление администрации Тавдинского городского округа, муниципальное унитарное предприятие городского округа "Тавдинские коммунальные системы" (далее - МУП "Тавдинские коммунальные системы"), Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.11.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым решением, администрация Тавдинского городского округа обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что предоставление субсидии из средств местного бюджета МУП "Тавдинские коммунальные системы" для возмещения расходов, некомпенсируемых платежами населения за услуги теплоснабжения соответствует условиям, определенным в утвержденном областном бюджете и местном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов. Порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения на 2011 год, утвержденные Постановлением Правительства Свердловской области от 30.06.2011 N 842-ПП, соглашение от 31.01.2011 N 5/27 о предоставлении межбюджетных трансфертов бюджету муниципального района (городского округа) Тавдинский городской округ на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения на 2011 год (в редакции от 21.12.2011), постановление администрации Тавдинского городского округа от 10.11.2011 N 1936, от 27.12.2011 N 2257 "О предоставлении субсидии из средств местного бюджета муниципальному унитарному предприятию городского округа "Тавдинские коммунальные системы" для возмещения расходов, некомпенсируемых платежами населения за услуги теплоснабжения" не содержат определения "исполнитель коммунальных услуг", в связи с чем, предоставив субсидию МУП "Тавдинские коммунальные системы", являющемуся производителем коммунальных услуг, заявитель руководствовался ст. 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Кроме того, администрация Тавдинского городского округа ссылается на то, что фактические расходы, некомпенсируемые платежами населения за коммунальные услуги в Тавдинском городском округе, несет МУП "Тавдинские коммунальные системы". Отчеты о распределении межбюджетных трансфертов направлены главному распорядителю средств областного бюджета, выделенных для предоставления межбюджетных трансфертов, - Министерству энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области и приняты им без замечаний. При этом в соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 30.06.2011 N 842-ПП отчеты о распределении межбюджетных трансфертов предоставляются в размере исполнителей коммунальных услуг и ресурсоснабжающих организаций.
Также заявитель указывает на то, что единый норматив теплоснабжения в объеме 0,27 Гкал/кв. м, установленный решением Думы Тавдинского городского округа от 27.05.2009 N 19/12 и используемый в целях расчета предельных индексов размера платы граждан за коммунальные услуги, не дифференцирован с учетом соответствующих показателей, установленных Правилами установления и определения нормативов потреблении коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306. Иное привело бы к превышению установленного предельного индекса размера платы граждан за коммунальные услуги. В то же время оплата населением услуг по теплоснабжению, исходя из единого норматива потребления, влечет невозможность возмещения фактически произведенных затрат МУП "Тавдинские коммунальные системы" и является основанием для возмещения расходов, некомпенсируемых платежами населения за услуги теплоснабжения. В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал.
Министерство финансов Свердловской области в отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, решение суда считает законным и обоснованным, оснований для его отмены не усматривает. По мнению Министерства финансов Свердловской области, заявителем подменяется цель предоставления межбюджетных трансфертов (финансирование некомпенсируемых платежами населения за коммунальные услуги расходов исполнителей коммунальных услуг, возникших в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами) путем ее отождествления с недополученными доходами при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.
Финансовое управление администрации Тавдинского городского округа в отзыве указывает на необоснованность выводов суда первой инстанции, полагает, что получатель субсидии - МУП "Тавдинские коммунальные системы" правильно определен администрацией Тавдинского городского округа, предоставление субсидии соответствует условиям, определенным в областном бюджете и местном бюджете, бюджетной росписи, уведомлении о бюджетных ассигнованиях, смете доходов и расходов.
Иные участвующие в деле лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства по Свердловской области, Финансовое управление в Тавдинском городском округе, Муниципальное унитарное предприятие Тавдинского городского округа "Тавдинские коммунальные системы", надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Министерством финансов Свердловской области на основании приказа от 02.02.2012 N 18 проведена внеплановая комплексная проверка целевого и эффективного использования средств областного бюджета, предоставленных Тавдинскому городскому округу в 2011 году.
В ходе проверки установлено нецелевое использование бюджетных средств на общую сумму 11 451 500 руб., в том числе средств областного бюджета на сумму 9 886 800 тыс. руб.
Так, установлено, что вместо финансирования некомпенсируемых платежами населения за коммунальные услуги расходов исполнителей коммунальных услуг, возникающих в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлениями РЭК Свердловской области, произведено субсидирование убытков МУП "Тавдинские коммунальные системы" при оказании услуг теплоснабжения, возникших вследствие изношенности тепловых сетей и оборудования котельных, неэффективного использования энергетических ресурсов и отсутствия приборов учета, в сумме 9 010 900 руб.
Результаты проверки зафиксированы в акте (л.д. 15-22).
06.06.2012 Министерством финансов Свердловской области в адрес администрации Тавдинского городского округа вынесено предупреждение от 06.06.2012 N 05-08-11/4877 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в котором указано на выявленные в ходе проверки нарушения законодательства Российской Федерации и Свердловской области, в том числе нецелевое использование бюджетных средств на сумму 10 370 200 руб., выделенных из областного и местного бюджетов в качестве софинансирования, главе Тавдинского городского округа предложено разработать и представить в Министерство финансов Свердловской области план мероприятий по устранению нарушений, выявленных проверкой, рассмотреть возможность возврата в областной бюджет средств в сумме 9 653 600 руб., израсходованных не по целевому назначению (л.д. 200-202).
Не согласившись с предупреждением от 06.06.2012 N 05-08-11/4877 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в части квалификации действий администрации Тавдинского городского округа по предоставлению субсидий муниципальному унитарному предприятию Тавдинского городского округа "Тавдинские коммунальные системы" в размере 9 010 900 руб. как нецелевое использование бюджетных средств и возврата указанных средств в областной бюджет, администрация Тавдинского городского округа обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что МУП "Тавдинские коммунальные системы" исполнителем коммунальных услуг не является, поэтому не может являться адресатом субсидий, полученных из областного бюджета. Кроме того, суд первой инстанции указал на то, что увеличение размера платы граждан за коммунальные услуги не превысило предельный индекс, в связи с чем оснований для предоставления МУП "Тавдинские коммунальные системы" субсидий, выделяемых на финансирование некомпенсируемых платежами населения за коммунальные услуги расходов исполнителей коммунальных услуг, возникающих в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, не имелось.
В силу ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из системного толкования ч. 1 ст. 198, ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания недействительным ненормативного правового акта необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным правоотношениям, в частности, относятся отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе контроля за использованием средств федерального бюджета.
Согласно подп. 70 п. 8 Положения о Министерстве финансов Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 18.10.2010 N 1524-ПП, Министерство финансов Свердловской области осуществляет на территории Свердловской области государственный финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами получателей средств областного бюджета, средствами администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных гарантий Свердловской области условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.
Пунктом 15 Положения о Министерстве финансов Свердловской области установлено, что министр и его заместители (в соответствии с их полномочиями) имеют право выносить предупреждение главным распорядителям и получателям средств областного бюджета о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.
В силу ст. 282 Бюджетного кодекса Российской Федерации предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса является мерой, применяемой к нарушителям бюджетного законодательства.
Исходя из анализа приведенных норм права, суд первой инстанции правомерно указал, что оспариваемое предупреждение вынесено уполномоченным органом, содержит указание на принятие мер по устранению нарушений бюджетного законодательства, в том числе путем возврата в областной бюджет средств, израсходованных не по целевому назначению, следовательно, предупреждение может быть оспорено в арбитражном суде в порядке, определенном гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В ст. 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации определен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
Согласно ст. 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты представляют собой средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Законом Свердловской области от 26.11.2010 N 100-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год" утверждены объемы межбюджетных трансфертов из областного бюджета бюджетам муниципальных районов (городских округов), в том числе на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения.
Постановлением Правительства Свердловской области от 30.06.2011 N 842-ПП утверждены Порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения на 2011 год и распределение межбюджетных трансфертов местным бюджетам на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения на 2011 год.
Пунктом 6 названного Порядка установлено, что межбюджетные трансферты направляются для финансирования некомпенсируемых платежами населения за коммунальные услуги расходов исполнителей коммунальных услуг, возникающих в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлениями Региональной энергетической комиссии Свердловской области.
Средства, выделяемые из областного бюджета в форме межбюджетных трансфертов, расходуются по разделу 0500 "Жилищно-коммунальное хозяйство", подразделу 0505 "Другие вопросы в области жилищно-коммунального хозяйства", целевой статье 5210318 "Межбюджетные трансферты местным бюджетам на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения".
Согласно п. 8 Порядка средства, полученные из областного бюджета в форме межбюджетных трансфертов, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
Из материалов дела следует, что в 2011 году из бюджета Свердловской области бюджету Тавдинского городского округа предоставлены межбюджетные трансферты на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения в размере 9 010 924,30 руб.
31.10.2011 между Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области и Тавдинским городским округом в целях возмещения недополученных организациями жилищно-коммунального хозяйства доходов от реализации гражданам коммунальных услуг в 2011 году в связи с принятием Указа Губернатора Свердловской области от 27.12.2010 N 1390-УГ "Об ограничении роста платежей граждан за коммунальные услуги в 2011 году", постановления РЭК Свердловской области от 01.10.2010 N 119-ПК "Об утверждении предельных индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области на 2011 год" заключено соглашение N 5/27, определяющее порядок взаимодействие сторон при предоставлении в 2011 году межбюджетных трансфертов. Согласно п. 1.2 указанного соглашения (в редакции дополнительного соглашения от 21.12.2011) объем межбюджетных трансфертов на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, предоставляемых в 2011 году местному бюджету Тавдинского городского округа по коду 0505 5210318 011 251 из областного бюджета составляет 9 010 924,30 руб. и направляется для финансирования некомпенсируемых платежами населения за коммунальные услуги расходов исполнителей коммунальных услуг, возникающих в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлениями РЭК Свердловской области.
Главным распорядителем - администрацией Тавдинского городского округа бюджетные ассигнования в указанной сумме доведены до получателя средств - МБУ Тавдинского городского округа "Служба заказчика по жилищно-коммунальным и прочим услугам" справками об изменении росписи расходов от 10.11.2011 N 346 в сумме 6 076 856 руб., от 28.12.2011 N 481 в сумме 2 934 068,30 руб.
Постановлениями администрации Тавдинского городского округа от 10.11.2011 N 1936, от 27.12.2011 N 2257 принято решение о предоставлении МУП "Тавдинские коммунальные системы" из средств местного бюджета для возмещения некомпенсируемых платежами населения за услуги теплоснабжения расходов исполнителя коммунальных услуг, возникших в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлениями РЭК Свердловской области, субсидии в размере 9 010 924,30 руб.
Между МБУ Тавдинского городского округа "Служба заказчика по жилищно-коммунальным и прочим услугам" и МУП "Тавдинские коммунальные системы" заключены договоры от 10.11.2011 N 263, от 28.12.2011 N 284, предметом которых явилось предоставление МУП "Тавдинские коммунальные системы" субсидии из средств местного бюджета для возмещения некомпенсируемых платежами населения за услуги теплоснабжения расходов исполнителя коммунальных услуг, возникших за 9 месяцев, в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлениями РЭК Свердловской области в общей сумме 9 010 924,30 руб.
Субсидия в общей сумме 9 010 924,30 руб. перечислена МУП "Тавдинские коммунальные системы" платежными поручениями от 10.11.2011 N 753, от 28.12.2011.
Из материалов дела следует, что принимая оспариваемое предупреждение, Министерство финансов Свердловской области, исходило из того, что субсидии, выделенные МУП "Тавдинские коммунальные системы" администрацией Тавдинского городского округа, являются нецелевым использованием средств областного бюджета, поскольку МУП "Тавдинские коммунальные системы" исполнителем коммунальных услуг не является, вместо финансирования некомпенсируемых платежами населения за коммунальные услуги расходов исполнителей коммунальных услуг, возникающих в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлениями РЭК Свердловской области, произведено субсидирование убытков МУП "Тавдинские коммунальные системы" при оказании услуг теплоснабжения.
Условия и порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предусмотрены в статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с подп. 2 п. 2 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Как указывалось выше, п. 6 Порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения на 2011 год, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 30.06.2011 N 842-ПП, предусмотрено, что межбюджетные трансферты направляются для финансирования некомпенсируемых платежами населения за коммунальные услуги расходов исполнителей коммунальных услуг, возникающих в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлениями Региональной энергетической комиссии Свердловской области.
При этом понятия "исполнитель коммунальных услуг" названный Порядок не содержит.
Согласно п. 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (в редакции, действовавшей в 2011 году) исполнителем является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги; ресурсоснабжающая организация - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов.
Как видно из материалов дела, МУП "Тавдинские коммунальные системы" в 2011 году осуществляло поставку тепловой энергии потребителям Тавдинского городского округа, в том числе управляющим организациям, товариществам собственников жилья, частному жилому фонду, то есть являлось производителем и поставщиком тепловой энергии, как для населения, так и для организаций, осуществляющих функции по управлению многоквартирными домами, а в отношении частного жилого фонда и исполнителем коммунальных услуг, что соответствует условиям предоставления субсидии, установленным ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Признавая МУП "Тавдинские коммунальные системы" ненадлежащим получателем субсидии для возмещения некомпенсируемых платежами населения за услуги теплоснабжения расходов исполнителя коммунальных услуг, Министерством финансов Свердловской области и судом первой инстанции необоснованно не приняты доводы администрации Тавдинского городского округа о том, что фактические расходы, некомпенсируемые платежами населения за коммунальные услуги в Тавдинском городском округе, несет ресурсоснабжающая организация - МУП "Тавдинские коммунальные системы", поскольку управляющие организации производят начисление населению платы за коммунальную услугу (отопление) и расчеты с ресурсоснабжающей организацией исходя из расчета общей жилой площади по установленным нормативам потребления и тарифа, утвержденного РЭК Свердловской области. При этом соответствующие обязательства управляющей организации перед организациями, непосредственно оказывающими услуги, не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров непосредственно с жильцами, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), управляющая организация должна оплачивать такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения.
В подтверждение приведенных доводов администрации Тавдинского городского округа суд апелляционной инстанции учитывает также письмо Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области (главного распорядителя средств областного бюджета, выделенных для предоставления межбюджетных трансфертов) от 22.11.2011 N 22-04-8984, согласно которому отчеты о распределении межбюджетных трансфертов предоставляются в разрезе исполнителей коммунальных услуг и ресурсоснабжающих организаций в соответствии с прилагаемой формой (л.д. 223-224).
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что получатель субсидии - МУП "Тавдинские коммунальные системы" определен администрацией Тавдинского городского округа правильно.
Ссылку суда первой инстанции на Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354, апелляционный суд находит необоснованной, поскольку указанные Правила вступили в силу с 01.09.2012 и не подлежат применению к спорным правоотношениям.
Основанием для принятия оспариваемого предупреждения послужили также выводы Министерства финансов Свердловской области о том, что вместо финансирования некомпенсируемых платежами населения за коммунальные услуги расходов исполнителей коммунальных услуг, возникающих в связи с ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлениями РЭК Свердловской области, произведено субсидирование убытков МУП "Тавдинские коммунальные системы" при оказании услуг теплоснабжения.
Из материалов дела следует, что постановлением РЭК Свердловской области от 23.12.2010 N 165-ПК для МУП "Тавдинские коммунальные системы" установлены тарифы на тепловую энергию в размере 1258,14 руб./Гкал без НДС для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии, 1484,61 руб./Гкал с НДС для населения.
Указанный тариф на 2011 год установлен с учетом предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги по муниципальным образованиям в Свердловской области и исходя из установленного решением Думы Тавдинского городского округа от 27.05.2009 N 19/12 норматива потребления тепловой энергии на отопление в объеме 0,27 Гкал/кв. м в год.
Между тем заявителем в материалы дела представлены доказательства фактического потребления тепловой энергии потребителями коммунальных услуг, значительно превышающего установленный норматив потребления (л.д. 134-142).
В дополнениях к заявлению, администрация Тавдинского городского округа ссылалась на то, что согласно расчетам РЭК Свердловской области нормативы потребления тепловой энергии на отопление для Тавдинского городского округа в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306, составят для многоквартирных домов или жилых домов до 1999 года постройки включительно в зависимости от этажности зданий 0,409, 0,446, 0,307, 0,277 Гкал/кв. м в год, для многоквартирных домов коридорного или секционного типа до 1999 года постройки включительно - 0,447, 0,333 Гкал/кв. м в год (л.д. 146-149, 219). В случае установления указанных нормативов рост платы для населения в 2011 году составил бы от 115 до 185 процентов.
Сохранение норматива потребления тепловой энергии на отопление, установленного решением Думы Тавдинского городского округа от 27.05.2009 N 19/12, вызвано ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлениями РЭК Свердловской области. Всего недополученный доход МУП "Тавдинские коммунальные системы" при применении норматива тепловой энергии на отопление в объеме 0,27 Гкал/кв. м в год составил 29 633 810 руб. (л.д. 219-221).
Приведенные администрацией Тавдинского городского округа доводы и представленные в обоснование указанных доводов доказательства Министерство финансов Свердловской области при вынесении оспариваемого ненормативного акта не исследовало, причины непринятия указанных доводов и доказательств не обосновало, в том числе при рассмотрении дела в суде первой инстанции. В решении суда первой инстанции не указаны мотивы, по которым суд отверг доводы и доказательства заявителя, тем самым на заявителя необоснованно переложено бремя доказывания. В рассматриваемом случае именно заинтересованному лицу следовало доказать законность и обоснованность вынесенного предупреждения.
Поскольку указанные доводы имеют существенное значение для установления обстоятельств, свидетельствующих о наличии у МУП "Тавдинские коммунальные системы" расходов, возникающих в связи ограничением роста платежей граждан за коммунальные услуги предельными индексами, установленными постановлениями РЭК Свердловской области, и некомпенсируемых платежами населения за коммунальные услуги, а заинтересованным лицом данные доводы не опровергнуты, наличие оснований для вынесения предупреждения не доказано.
Кроме того следует отметить, что администрация Тавдинского городского округа полученные межбюджетные трансферты направила надлежащему лицу, с указанием на целевое назначение в точности соответствующее пункту 6 Постановления Правительства Свердловской области N 8842-ПП (л.д. 74-77). Иным способом администрация полученные денежные средства не использовала.
В связи с чем нецелевого использования средств областного бюджета администрацией Тавдинского городского округа не допущено, расходные операции произведены в соответствии с условиями, определенными Законом Свердловской области от 26.11.2010 N 100-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год", Постановлением Правительства Свердловской области от 30.06.2011 N 842-ПП, утвердившим Порядок и условия предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения на 2011 год и распределение межбюджетных трансфертов местным бюджетам на организацию тепло-, водоснабжения населения и водоотведения на 2011 год и направлены на организацию теплоснабжения населения Тавдинского городского округа.
При указанных обстоятельствах решение суда подлежит отмене на основании п. 1 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, требования администрации Тавдинского городского округа о признании недействительным оспариваемого предупреждения от 06.06.2012 N 05-08-11/4877 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в части квалификации действий администрации Тавдинского городского округа по предоставлению субсидий муниципальному унитарному предприятию Тавдинского городского округа "Тавдинские коммунальные системы" в размере 9 010 900 руб. как нецелевое использование бюджетных средств и о возврате указанных средств в областной бюджет - удовлетворению.
Поскольку в силу подп. 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины, администрации Тавдинского городского округа подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина, уплаченная при подаче заявления и апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 ноября 2012 года по делу N А60-36667/2012 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным предупреждение Министерства финансов Свердловской области от 06.06.2012 N 05-08-11/4877 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса в части квалификации действий администрации Тавдинского городского округа по предоставлению субсидий муниципальному унитарному предприятию Тавдинского городского округа "Тавдинские коммунальные системы" в размере 9 010 900 руб. как нецелевое использование бюджетных средств и о возврате указанных средств в областной бюджет.
Обязать Министерство финансов Свердловской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов администрации Тавдинского городского округа.
Возвратить администрации Тавдинского городского округа (ОГРН 1026601907034, ИНН 6634002739) из федерального бюджета ошибочно уплаченную по платежному поручению от 29.08.2012 N 885 государственную пошлину по заявлению в сумме 2000 (две тысячи) рублей, а также ошибочно уплаченную по платежному поручению от 20.12.2012 N 1565 государственную пошлину по апелляционной жалобе в сумме 2000 (две тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Е.Е.ВАСЕВА
Судьи
Г.Н.ГУЛЯКОВА
С.Н.САФОНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)