Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Брюхановой Т.А.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелега Д.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 2 ноября 2012 года по делу N А19-16643/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции - Позднякова Н.Г.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Ячменев Г.Г.)
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ДомСервис" (ОГРН 1073811006400, г. Иркутск, далее - ООО "ДомСервис" или общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 15.08.2012 N 396/12, вынесенного Службой государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области (ОГРН 1083808000715, г. Иркутск, далее - Служба или административный орган).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 2 ноября 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2013 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами служба государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, факт нарушения обществом требований подпунктов "а", "б", "е", "ж" пункта 8, подпунктов "б", "в" пункта 9, подпункта "б" пункта 10, подпункта "б" пункта 11, пункта 12, подпунктов "а", "б" пункта 13, пункта 14 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт) установлен. Вывод суда о принятии обществом мер для соблюдения Стандарта путем заключения договоров с третьими лицами Служба считает несостоятельным, так как данные договоры заключены задним числом. Вывод судов о малозначительности совершенного обществом правонарушения является неустановленным и необоснованным. В материалах дела отсутствуют доказательства исключительности совершенного обществом административного правонарушения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей на судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Службой государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области, на основании распоряжения от 24.07.2012 N 1549-ср-п, в период с 08.08.2012 по 09.08.2012 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Дом Сервис" по соблюдению требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
По результатам проверки установлено, что информация, раскрываемая ООО "Дом Сервис" на сайте www.irk-domservis.ru, не соответствует требованиям, предъявляемым Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731, в частности:
- - не указаны реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица (ОГРН), дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации (подпункт "б" пункта 8 Стандарта);
- - не указаны фамилия, имя, отчество руководителя управляющей организации (подпункт "а" пункта 8 Стандарта);
- - отсутствует информация о домах, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления; информация об отсутствии фактов расторжения договоров также не представлена (подпункт "е" пункта 8 Стандарта);
- - отсутствуют сведения о членстве ООО "ДомСервис" в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет; информация о том, что ООО "ДомСервис" не является членом СРО также не представлена (подпункт "ж" пункта 8 Стандарта);
- - не раскрыта информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, а именно, на сайте отсутствуют сведения: годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему; сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) (пункт 9 Стандарта);
- - в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, отсутствуют сведения об услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе: услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов; заключение от имени собственников помещений в многоквартирных домах договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); учет собственников помещений в многоквартирном доме и иные услуги по управлению многоквартирным домом (подпункт "б" пункта 10 Стандарта);
- - в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме не раскрыты сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома:
- а) отсутствует план работ на 2012 год;
- б) отсутствует отчет о выполненных работах за 2011 год;
- в) отсутствуют сведения о мерах по снижению расходов на работы и услуги;
- г) отсутствуют сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год (пообъектно), а также информация о фактах установления таких нарушений. Информация об отсутствии таких случаев также не раскрыта; отсутствуют сведения о количестве случаев снижения платы за нарушение качества коммунальных услуг, или за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год. Информация об отсутствии таких случаев также не раскрыта (подпункт "б" пункта 11 Стандарта);
- - не раскрыта информация о привлечении управляющей компании в предыдущем 2011 году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами (так, должностное лицо ООО "ДомСервис" в 2011 году привлекалось Службой к административной ответственности за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов, информация о данном факте на сайте не отражена) (пункт 12 Стандарта);
- - информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации не содержит: описания каждой работы, гарантийный срок, не указаны конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг); не указана стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.) (подпункты "а", "б" пункта 13 Стандарта);
- - не в полном объеме раскрыта информация о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы: отсутствует перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, объема закупаемого ресурса, цены ресурса (подпункт "а" пункта 14 Стандарта).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 09.08.2012 N 1549/12.
По результатам проверочных мероприятий ООО "ДомСервис" выдано предписание от 13.08.2012 N 1549/12.
13.08.2012 должностным лицом Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области составлен протокол об административном правонарушении N 1549/12, которым установлено совершение обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации).
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении от 13.08.2012 N 1549/12 и других материалов в отношении ООО "ДомСервис" заместителем руководителя Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 15.08.2012 N 396/12, согласно которому ООО "ДомСервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО "ДомСервис" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, однако признал совершенное обществом правонарушение малозначительным.
Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных Стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "ДомСервис" является управляющей организацией многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Иркутск, ул. Байкальская, 107А (ЖК "Зеон"), ул. Байкальская, 202, 216А, ул. Джамбула, 30, ул. Еловая, 1 - 6, ул. Партизанская, 112, ул. Рябикова, 36, ул. Советская, 126, 128, ул. Терешковой, (ЖК "Чайка), ул. Пихтовая, (ЖК "Луговое").
Следовательно, судами обоснованно указано на то, что общество несет обязанность по соблюдению требований, установленных Стандартом.
Согласно части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим Стандартом раскрытия информации.
Контроль за соблюдением Стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Положению о Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 13.04.2012 N 216-пп, контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами осуществляется Службой государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области.
Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731.
Согласно пункту 1 Стандарта настоящий документ устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее соответственно - управляющие организации, информация), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
Под раскрытием информации в Стандарте понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Согласно пункту 3 Стандарта управляющая организация обязана раскрывать общую информацию об управляющей организации, основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
- сайт управляющей организации;
- сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.
Суды сочли установленными факты нарушения ООО "Дом Сервис" требований пункта 9, подпункта "б" пункта 11 и подпункта "а" пункта 13 Стандарта, что подтверждается материалами дела, в том числе, актом проверки и протоколом об административном правонарушении, и обществом по существу не оспаривается.
В отношении нарушений, вменяемых Службой по подпунктам "а", "б", "е", "ж" пункта 8, подпункту "б" пункта 10, пункту 12, подпункту "б" пункта 13, пункту 14 Стандарта, судами установлено, что Службой не представлено соответствующих доказательств допущения обществом таких нарушений.
Доводы кассационной жалобы Службы в данной части направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
В соответствии с абзацем 4 пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 2 ноября 2012 года по делу N А19-16643/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2013 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.А.БРЮХАНОВА
Судьи:
Л.А.КАДНИКОВА
Д.И.ШЕЛЕГ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА ОТ 28.03.2013 ПО ДЕЛУ N А19-16643/2012
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 марта 2013 г. N А19-16643/2012
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Брюхановой Т.А.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелега Д.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 2 ноября 2012 года по делу N А19-16643/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2013 года по тому же делу (суд первой инстанции - Позднякова Н.Г.; суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Ячменев Г.Г.)
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ДомСервис" (ОГРН 1073811006400, г. Иркутск, далее - ООО "ДомСервис" или общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 15.08.2012 N 396/12, вынесенного Службой государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области (ОГРН 1083808000715, г. Иркутск, далее - Служба или административный орган).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 2 ноября 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2013 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с судебными актами служба государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, факт нарушения обществом требований подпунктов "а", "б", "е", "ж" пункта 8, подпунктов "б", "в" пункта 9, подпункта "б" пункта 10, подпункта "б" пункта 11, пункта 12, подпунктов "а", "б" пункта 13, пункта 14 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731 (далее - Стандарт) установлен. Вывод суда о принятии обществом мер для соблюдения Стандарта путем заключения договоров с третьими лицами Служба считает несостоятельным, так как данные договоры заключены задним числом. Вывод судов о малозначительности совершенного обществом правонарушения является неустановленным и необоснованным. В материалах дела отсутствуют доказательства исключительности совершенного обществом административного правонарушения.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей на судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Службой государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области, на основании распоряжения от 24.07.2012 N 1549-ср-п, в период с 08.08.2012 по 09.08.2012 проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО "Дом Сервис" по соблюдению требований законодательства о раскрытии информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
По результатам проверки установлено, что информация, раскрываемая ООО "Дом Сервис" на сайте www.irk-domservis.ru, не соответствует требованиям, предъявляемым Стандартом раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731, в частности:
- - не указаны реквизиты свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица (ОГРН), дата его присвоения и наименование органа, принявшего решение о регистрации (подпункт "б" пункта 8 Стандарта);
- - не указаны фамилия, имя, отчество руководителя управляющей организации (подпункт "а" пункта 8 Стандарта);
- - отсутствует информация о домах, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем календарном году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления; информация об отсутствии фактов расторжения договоров также не представлена (подпункт "е" пункта 8 Стандарта);
- - отсутствуют сведения о членстве ООО "ДомСервис" в саморегулируемой организации и (или) других объединениях управляющих организаций с указанием их наименований и адресов, включая официальный сайт в сети Интернет; информация о том, что ООО "ДомСервис" не является членом СРО также не представлена (подпункт "ж" пункта 8 Стандарта);
- - не раскрыта информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности, а именно, на сайте отсутствуют сведения: годовая бухгалтерская отчетность, включая бухгалтерский баланс и приложения к нему; сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов); сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов) (пункт 9 Стандарта);
- - в рамках информации о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполняемых (оказываемых) непосредственно управляющей организацией, отсутствуют сведения об услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, которые оказываются управляющей организацией, в том числе: услуги, оказываемые управляющей организацией по обеспечению поставки в многоквартирный дом коммунальных ресурсов; заключение от имени собственников помещений в многоквартирных домах договоров об использовании общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на условиях, определенных решением общего собрания (в том числе договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций); учет собственников помещений в многоквартирном доме и иные услуги по управлению многоквартирным домом (подпункт "б" пункта 10 Стандарта);
- - в рамках информации о порядке и условиях оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме не раскрыты сведения о выполнении обязательств по договорам управления в отношении каждого многоквартирного дома:
- а) отсутствует план работ на 2012 год;
- б) отсутствует отчет о выполненных работах за 2011 год;
- в) отсутствуют сведения о мерах по снижению расходов на работы и услуги;
- г) отсутствуют сведения о количестве случаев снижения платы за нарушения качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме за последний календарный год (пообъектно), а также информация о фактах установления таких нарушений. Информация об отсутствии таких случаев также не раскрыта; отсутствуют сведения о количестве случаев снижения платы за нарушение качества коммунальных услуг, или за превышение установленной продолжительности перерывов в их оказании за последний календарный год. Информация об отсутствии таких случаев также не раскрыта (подпункт "б" пункта 11 Стандарта);
- - не раскрыта информация о привлечении управляющей компании в предыдущем 2011 году к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирными домами (так, должностное лицо ООО "ДомСервис" в 2011 году привлекалось Службой к административной ответственности за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов, информация о данном факте на сайте не отражена) (пункт 12 Стандарта);
- - информация о стоимости работ (услуг) управляющей организации не содержит: описания каждой работы, гарантийный срок, не указаны конструктивные особенности, степень физического износа и технического состояния общего имущества многоквартирного дома, определяющие выбор конкретных работ (услуг); не указана стоимость каждой работы (услуги) в расчете на единицу измерения (на 1 кв. метр общей площади помещений в многоквартирном доме, на 1 пог. метр соответствующих инженерных сетей, на 1 кв. метр площади отдельных объектов, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома, на 1 прибор учета соответствующего коммунального ресурса и др.) (подпункты "а", "б" пункта 13 Стандарта);
- - не в полном объеме раскрыта информация о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы: отсутствует перечень коммунальных ресурсов, которые управляющая организация закупает у ресурсоснабжающих организаций, с указанием конкретных поставщиков, объема закупаемого ресурса, цены ресурса (подпункт "а" пункта 14 Стандарта).
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки от 09.08.2012 N 1549/12.
По результатам проверочных мероприятий ООО "ДомСервис" выдано предписание от 13.08.2012 N 1549/12.
13.08.2012 должностным лицом Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области составлен протокол об административном правонарушении N 1549/12, которым установлено совершение обществом административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации).
По результатам рассмотрения протокола об административном правонарушении от 13.08.2012 N 1549/12 и других материалов в отношении ООО "ДомСервис" заместителем руководителя Службы государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области вынесено постановление по делу об административном правонарушении от 15.08.2012 N 396/12, согласно которому ООО "ДомСервис" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ООО "ДомСервис" обратилось в суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, однако признал совершенное обществом правонарушение малозначительным.
Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 7.23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами на основании договоров управления, установленных Стандартом раскрытия информации порядка, способов или сроков раскрытия информации, либо раскрытие информации не в полном объеме, либо предоставление недостоверной информации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "ДомСервис" является управляющей организацией многоквартирных домов, расположенных по адресам: г. Иркутск, ул. Байкальская, 107А (ЖК "Зеон"), ул. Байкальская, 202, 216А, ул. Джамбула, 30, ул. Еловая, 1 - 6, ул. Партизанская, 112, ул. Рябикова, 36, ул. Советская, 126, 128, ул. Терешковой, (ЖК "Чайка), ул. Пихтовая, (ЖК "Луговое").
Следовательно, судами обоснованно указано на то, что общество несет обязанность по соблюдению требований, установленных Стандартом.
Согласно части 10 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, в соответствии со Стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации. Особенности раскрытия информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются этим Стандартом раскрытия информации.
Контроль за соблюдением Стандарта раскрытия информации указанными товариществом, кооперативом, управляющей организацией осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанными в части 2 статьи 20 настоящего Кодекса, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно Положению о Службе государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области, утвержденному постановлением Правительства Иркутской области от 13.04.2012 N 216-пп, контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами осуществляется Службой государственного жилищного контроля и строительного надзора Иркутской области.
Стандарт раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2010 N 731.
Согласно пункту 1 Стандарта настоящий документ устанавливает требования к составу информации, подлежащей раскрытию организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами (далее соответственно - управляющие организации, информация), а также к порядку, способам и срокам ее раскрытия.
Под раскрытием информации в Стандарте понимается обеспечение доступа неограниченного круга лиц к информации (независимо от цели ее получения) в соответствии с процедурой, гарантирующей нахождение и получение информации.
Согласно пункту 3 Стандарта управляющая организация обязана раскрывать общую информацию об управляющей организации, основные показатели финансово-хозяйственной деятельности управляющей организации (в части исполнения такой управляющей организацией договоров управления), сведения о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок и условия оказания услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведения о стоимости работ (услуг) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, сведения о ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 5 Стандарта управляющими организациями информация раскрывается путем обязательного опубликования на официальном сайте в сети Интернет, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также на одном из следующих сайтов в сети Интернет, определяемых по выбору управляющей организации:
- сайт управляющей организации;
- сайт органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, определяемого высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации;
- сайт органа местного самоуправления муниципального образования, на территории которого управляющая организация осуществляет свою деятельность.
Суды сочли установленными факты нарушения ООО "Дом Сервис" требований пункта 9, подпункта "б" пункта 11 и подпункта "а" пункта 13 Стандарта, что подтверждается материалами дела, в том числе, актом проверки и протоколом об административном правонарушении, и обществом по существу не оспаривается.
В отношении нарушений, вменяемых Службой по подпунктам "а", "б", "е", "ж" пункта 8, подпункту "б" пункта 10, пункту 12, подпункту "б" пункта 13, пункту 14 Стандарта, судами установлено, что Службой не представлено соответствующих доказательств допущения обществом таких нарушений.
Доводы кассационной жалобы Службы в данной части направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, что в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
В соответствии с абзацем 4 пункта 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации также не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 2 ноября 2012 года по делу N А19-16643/2012, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 января 2013 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.А.БРЮХАНОВА
Судьи:
Л.А.КАДНИКОВА
Д.И.ШЕЛЕГ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)