Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ БРЯНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 03.10.2013

Разделы:
ЖСК (жилищно-строительный кооператив); Найм недвижимости; Сделки с недвижимостью

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

БРЯНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 3 октября 2013 года


Судья Аксенова В.В.

Апелляционная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Горбачевской Ю.В.,
судей областного суда Зубковой Т.И., Апокиной Е.В.
с участием прокурора Николаевой С.Н.
при секретаре А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Зубковой Т.И. 3 октября 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя Брянской городской администрации ФИО6 на решение Володарского районного суда г. Брянска от 27 июня 2013 года по иску Брянской городской администрации к ФИО1, ФИО2 о выселении без предоставления другого жилого помещения,

установила:

Брянская городская администрация обратилась в суд с иском к ФИО1, ФИО2 о выселении из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> комната 69, без предоставления другого жилого помещения. Исковые требования мотивированы тем, что спорное жилое помещение находится в муниципальной собственности и является маневренным фондом.
При обследовании комнаты установлено, что в ней без регистрации проживают ответчики, которые имеют регистрацию по другим адресам. Правовых оснований для проживания в занимаемом жилом помещении у ответчиков не имеется, решения собственника о предоставлении им специализированного жилого помещения (маневренный фонд) не принималось, договор найма не заключался. Просил выселить ответчиков из незаконно занимаемого помещения (маневренный фонд), расположенного по адресу: <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
В судебном заседании ответчица ФИО1 исковые требования не признала, пояснила суду, что в 2000 году ответчик вселил ее и сына, который является инвалидом детства, в спорное жилое помещение, как погорельцев. Проживает в указанной комнате одна, сын живет в сарае возле сгоревшего дома, так как он болен туберкулезом открытой формы. Другого жилого помещения для проживания они не имеют. После пожара документы на жилой дом, в котором они проживали, не сохранились. Вселял ее в спорную комнату общежития комендант. В настоящее время работает дворником ООО "Домоуправление ЖСК".
Решением Володарского районного суда от 27 июня 2013 года в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе представитель Брянской городской администрации просит отменить решение суда, ссылаясь на незаконность и необоснованность судебного решения.
В возражениях на жалобу и.о. прокурора Володарского района г. Брянска ФИО7 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель Брянской городской администрации поддержал жалобу, просил отменить решение по ее доводам. Ответчики в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще.
Заслушав доклад судьи Зубковой Т.И, объяснения представителя истица, заключение прокурора, полагавшей решение суда законным и не подлежащим отмене, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, судебная коллегия находит решение суда не подлежащим отмене.
Как установлено судом и следует из материалов дела, <адрес> является общежитием, находящимся в собственности Брянской городской администрации, в 2006 г. оно передано на баланс предприятию "Жилспецсервис" <адрес> (л.д. 9 -14). В 2012 г. жилые помещения <адрес> в <адрес> постановлением Брянской городской администрации от 14.04.1992 года к маневренному фонду.
С 2000 г. комнату N площадью 12,8 кв. м в данном доме занимают ответчики ФИО1 и ее сын ФИО2, сведения о заключении с ней договора найма жилого помещения отсутствуют, на имя ФИО1 в этом же году был открыт лицевой счет, ответчики зарегистрированы в п. Б.Полпино, <адрес>, по адресу сгоревшего дома.
ФИО1 состоит на учете в Володарской районной администрации г. Брянска в качестве нуждающейся в жилом помещении с 30.03.2000 года составом семьи 3 человека: она и ФИО8 - сын, ФИО2 - сын. По состоянию на 01.04.2013 года номер очереди N 264.
Стороны не отрицают, что в данное жилое помещение ответчики вселились после пожара. Из письма главы администрации Володарского района г. Брянска ФИО9 в адрес Брянской областной Думы следует, что спорное жилое помещение было предоставлено ФИО1 и ФИО2 МУ "Управлением жилищно-коммунальное хозяйство г. Брянска" в связи с пожаром, на период проведения работ по восстановлению частного дома после пожара.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении иска о выселении, суд исходил из того, что оснований для выселения не имеется, поскольку ответчики были вселены в общежитие в 2000 году, то есть до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу ст. 5 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие. В Жилищном Кодексе РСФСР отсутствовало понятие маневренного фонда, а также основания его предоставления и основания выселения из него.
Судебная коллегия полагает, что суд обоснованно отказал в удовлетворении иска о выселении ответчиков, однако не может согласиться с мотивировкой отказа, сделанной судом.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, общежития, жилые помещения маневренного фонда.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов. Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (часть 2 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Спорное жилое помещение изначально являлось муниципальным общежитием.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 Вводного закона дополняет определенный ч. 2 ст. 103 ЖК РФ перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Разъяснения по применению ст. 13 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" даны в п. 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", где, в частности, разъяснено следующее: "Судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 ЖК РФ), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 ЖК РФ), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 ЖК РСФСР".
В соответствии со статьей 37 ЖК РСФСР, действовавшего на момент, когда в результате пожара было уничтожено жилое помещение, в котором проживали ответчики, вне очереди жилое помещение предоставлялось гражданам, жилище которых в результате стихийного бедствия стало непригодным для проживания.
По смыслу приведенной нормы гражданам, чьи жилые помещения стали непригодными для проживания в результате стихийного бедствия, каковым является пожар, должны предоставляться другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке независимо от их нахождения на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 57 ЖК Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Ответчики заселялись в связи с пожаром, в результате которого сгорел их дом, с разрешения компетентных органов, их вины в том, что отсутствуют документы, подтверждающие разрешение на вселение, и отсутствие заключенного договора найма, не имеется.
ФИО1 состоит в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий с 2000 г., а ее сын ФИО2 - инвалид с детства, по сообщению Володарской районной администрации. Ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов по Брянской области для оказания социальной поддержки в виде безвозмездной субсидии на улучшение жилищных условий, как лицо, страдающее тяжелой формой хронического заболевания, имеет право на первоочередное предоставление жилого помещения.
Несмотря на обращения ФИО1 в различные инстанции, жилое помещение в соответствии со ст. 37 ЖК РСФСР ей предоставлено не было.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что ответчики не могут быть выселены из спорного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения по основаниям, заявленным истцом.
Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия

определила:

Решение Володарского районного суда г. Брянска от 27 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий
Ю.В.ГОРБАЧЕВСКАЯ

Судьи
облсуда
Е.В.АПОКИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)