Судебные решения, арбитраж

РЕШЕНИЕ АРБИТРАЖНОГО СУДА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ОТ 16.09.2013 ПО ДЕЛУ N А60-11583/2013

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 сентября 2013 г. по делу N А60-11583/2013


Резолютивная часть решения объявлена 09 сентября 2013 года
Полный текст решения изготовлен 16 сентября 2013 года
Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи Л.Ф. Савиной при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.Р. Сингатуллиным рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика" (ИНН 6612027056, ОГРН 1086612002058)
К Управлению Государственной жилищной инспекции Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131), Отделу контроля по Южному управленческому округу Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области
об оспаривании постановления и предписания
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Макарова И.В., представитель по доверенности N 20 от 20.03.2013,
от заинтересованного лица: Кисилева О.А., представитель по доверенности N 29-04-10-1453 от 22.03.2013.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения заявления извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте суда.
Лицам, участвующим в деле, процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Заявителем представлены дополнительные документы, которые приобщены судом к материалам дела.
Заинтересованным лицом представлены дополнительные документы, которые приобщены судом к материалам дела.
Иных заявлений и ходатайств не поступило.

ООО "УК "Дирекция единого заказчика" обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Госжилинспекции Свердловской области, Отделу контроля по Южному управленческому округу Управления Госжилинспекции Свердловской области о признании незаконными и отмене постановления о назначении административного наказания N 48 от 14.03.2013 и предписания N 29-10-07-41 от 26.02.2013.
Заинтересованное лицо с заявленными требованиями не согласно, полагает оспариваемые акты законными и обоснованными.
Рассмотрев материалы дела, арбитражный суд

установил:

Госжилинспекцией Свердловской области на основании требования прокуратуры Свердловской области N 7/1-20-13 от 13.02.2013, приказа N 29-10-11-31 от 21.02.2013 проведена внеплановая выездная проверка использования и сохранности жилищного фонда, соблюдения правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также соответствием жилых помещений, установленным требованиям, соответствия качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям в отношении ООО "УК "Дирекция единого заказчика".
В ходе проверки выявлено нарушение Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", а именно:
- - отсутствие общедомовых приборов учета теплового ресурса в многоквартирных домах по ул. Октябрьская, 112, 126, 128, ул. Каменская, 84, 89, бульвар Парижской Коммуны, 18, 35, ул. 3-й Проезд, 1, ул. 2-ая Рабочая, 14, 99а, 108, ул. Тевосяна, 7, 9, пр. Победы, 27, 51, 53, 73, ул. Лермонтова, 64, 66, ул. Кирова, 35, 49, ул. К. Маркса, 45 в г. Каменск-Уральский Свердловской области;
- - отсутствие общедомовых приборов учета холодной воды в многоквартирных домах по ул. Шестакова, 19, ул. Тевосяна, 7, 9, ул. Суворова, 32, 33, 35, 38, ул. Свердловская, 24, пр. Победы, 27, 33, 41, 45, 51, 53, 57, 73, 78, 81, 86, 87, ул. Октябрьская, 4, 14, 101, 112, 126, 128, ул. Лермонтова, 64, 66, 83, 133а, 157, ул. Кирова, 19, 23, 25, 35, 49, ул. Каменская, 59, 81а, 84, 89, ул. К. Маркса, 45, 91а, 93а, ул. Добролюбова, 28, ул. Гагарина, 52, бульвар Парижской Коммуны, 18, 22, 35, ул. Алюминиевая, 11, 12, 15, 26, 27, ул. 3-й Проезд, 1, ул. 2-ая Рабочая, 14, 99а, 1088 в г. Каменск-Уральский Свердловской области;
- Результаты проверки и факт правонарушения зафиксированы в акте проверки N 29-10-06-41 от 26.02.2013. В тот же день обществу выдано предписание N 29-10-07-41 об устранении выявленных нарушений.
28.02.2013 сотрудниками административного органа в отношении организации составлен протокол об административном правонарушении N 29-10-04-24 по ч. 4 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс).
Заместитель начальника Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области 14 марта 2013 года, рассмотрев материалы административного дела в отношении ООО "УК "Дирекция единого заказчика", вынес постановление N 48 о назначении заявителю административного наказания, предусмотренного ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20000 руб. 00 коп.
Полагая, что данный постановление и предписание являются незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 4 статьи 9.16 КоАП РФ несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Согласно ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" здания, строения, сооружения, за исключением указанных в части 5 настоящей статьи зданий, строений, сооружений, должны соответствовать требованиям энергетической эффективности, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации вправе установить в указанных правилах первоочередные требования энергетической эффективности.
В соответствии с ч. 3 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" эксплуатация зданий и сооружений должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалось соответствие зданий и сооружений требованиям энергетической эффективности зданий и сооружений и требованиям оснащенности зданий и сооружений приборами учета используемых энергетических ресурсов в течение всего срока эксплуатации зданий и сооружений.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ) в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, или при непосредственном управлении многоквартирным домом собственники помещений в многоквартирном доме обязаны проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев проведения указанных мероприятий ранее и сохранения результатов их проведения. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на проведение указанных мероприятий. В целях снижения расходов на проведение указанных мероприятий собственники помещений в многоквартирном доме вправе требовать от лица, ответственного за содержание многоквартирного дома, осуществления действий, направленных на снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов, и (или) заключения этим лицом энергосервисного договора (контракта), обеспечивающего снижение объема используемых в многоквартирном доме энергетических ресурсов.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 указанного Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится установление перечня обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно пункту 5 приложения к Постановлению Правительства Свердловской области от 12.04.2011 N 390-ПП к Перечню мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно, включаемых в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно, включаемых в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме относится оснащение общедомовыми приборами учета тепловой энергии, с возможностью дистанционного снятия показаний.
Согласно п. 10 Правил *** общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем:
а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома;
б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических и юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества;
в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом;
г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц;
д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам;
е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома;
ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктом 16 Правил надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией - в соответствии с частью 5 статьи 161 и статьей 162 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до 1 июля 2012 года (пункт 5 статьи 13 Закона N 261-ФЗ).
В силу подпункта 11 статьи 2 Закона N 261-ФЗ лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений или товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом.
Оспаривая постановление, заявитель указывает на то, что уведомление общества о проведении проверки произведено органом государственного контроля менее чем за 24 часа до ее начала. Кроме того, заявитель полагает, что у заинтересованного лица отсутствовали основания для проверки, поскольку приказ о проведении внеплановой выездной проверки N 29-10-11-31 от 21.02.2013 подписан не руководителем органа контроля, а его заместителем Поразовым А.А.
Суд не находит данные выводы общества достаточно обоснованными, исходя из следующего.
Как следует из акта проверки, уведомление о проведении проверки вручено обществу 21.02.2013. Продолжительность проверки составила 3 рабочих дня - 22.02.2013, 25.02.2013 и 26.02.2013.
В заседании представитель заинтересованного лица пояснил, что фактически проверка проводилась 25 - 26.02.2013, поскольку представитель общества 22.02.2013 к 9:00 на объект по ул. Шестакова, 19, не явился и проверка не была начата.
Доступ проверяющих на объекты был обеспечен уполномоченным представителем общества только 26.02.2013. Поскольку проверка фактически была начата по истечении 4 суток с даты получения уведомления, а также учитывая, что при проверке присутствовал уполномоченный представитель проверяемого юридического лица, нарушений прав общества не допущено.
Оспаривая предписание, заявитель также указывает на то, что приказ о проведении проверки от 21.02.2013 подписан заместителем руководителя управления, у которого полномочия на подписание таких документов отсутствуют. Однако документальное обоснование такого вывода заявителем не представлено.
В свою очередь представитель заинтересованного лица пояснил, что в должностные полномочия заместителя руководителя управления входит подписание приказов, распоряжений и иных документов, относящихся к деятельности управления, что следует из Положения об управлении Госжилинспекции, утвержденного постановлением Правительства Свердловской области от 28.03.2012 N 322-П.
Кроме того, заявитель указывает на то, что дома по ул. Суворова, 33, 35, ул. Октябрьской, 101, ул. Алюминиевой, 11, не находятся в управлении общества. Данное обстоятельство подтверждено заявителем представленными документами и заинтересованным лицом не оспаривается.
Вместе с тем указанные обстоятельства не влияют на общую правовую оценку бездействия общества по обеспечению соблюдения требований Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ при рассмотрении настоящего административного правонарушения, выявленного управлением, поскольку факты отсутствия приборов учета на иных проверенных объектах подтверждены материалами дела и являются основанием для их квалификации по ч. 4 ст. 9.16 КоАП РФ.
Таким образом, учитывая, что факт административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении обществом, ответственным за содержание многоквартирных домов, выполнение требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, подтвержден материалами дела, оснований для удовлетворения требований заявителя в части обжалования постановления о назначении административного наказания N 48 от 14.03.2013 не имеется.
Оспаривая предписание от 26.02.2013 N 29-10-07-41, заявитель ссылается на те же обстоятельства, что и при обжаловании постановления по административному делу.
Кроме того, заявитель полагает, что жилой дом N 49 по ул. К. Маркса включен в предписание необоснованно, поскольку приборы учета на данном объекте установлены.
Данное обстоятельство подтверждено заявителем документально и управлением не оспорено.
Учитывая, что в материалах дела имеются документы, подтверждающие отсутствие у заявителя договоров на управление домами N 33, 35 по ул. Суворова, N 101 по ул. Октябрьская и N 11 по ул. Алюминиевая, требование заявителя об обжаловании предписания от 26.02.2013 подлежит удовлетворению частично.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

1. Заявленные требования удовлетворить частично.
Признать недействительным предписание Отдела контроля по Южному управленческому округу Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области N 29-10-07-41 от 26.02.2013 в части обязания Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика" (ИНН 6612027056, ОГРН 1086612002058) в части обязания обеспечения требований по оснащенности приборами учета домов N 45 по ул. Карла Маркса, N 101 по ул. Октябрьская и N 11 по ул. Алюминиевая.
В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.
2. В порядке распределения судебных расходов (ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) взыскать с Управления Государственной жилищной инспекции Свердловской области (ИНН 6670169564, ОГРН 1076670011131) в пользу Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Дирекция единого заказчика" (ИНН 6612027056, ОГРН 1086612002058) 2000 (две тысячи) руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
3. Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
4. Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме).
Апелляционная жалоба подается в арбитражный суд апелляционной инстанции через арбитражный суд, принявший решение. Апелляционная жалоба также может быть подана посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в сети "Интернет" http://ekaterinburg.arbitr.ru.
В случае обжалования решения в порядке апелляционного производства информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела можно получить на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда http://17aas.arbitr.ru.

Судья
Л.Ф.САВИНА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)