Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАГАДАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 29.04.2013 N 33-449/2013 ПО ДЕЛУ N 2-824/2013

Разделы:
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 29 апреля 2013 г. N 33-449/2013 по делу N 2-824/2013


Судья: Ворочевская О.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Мирошниковой С.В.,
судей: Бобылева С.В., Кошкиной М.Г.,
при секретаре Л.,
рассмотрела 29 апреля 2013 года в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго"
на решение Магаданского городского суда от 27 февраля 2013 года,
которым постановлено:
Признать незаконными действия открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго" по начислению и взиманию с нанимателей и собственников квартир многоквартирных домов Омсукчанского района Магаданской области, управление которыми осуществляется управляющими организациями муниципальным унитарным предприятием "Спутник" муниципального образования "п.Дукат" Омсукчанского района Магаданской области, товариществом собственников жилья "Наша жизнь", обществом с ограниченной ответственностью "Наш дом" оплаты за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды.
Обязать открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Магаданэнерго" прекратить совершать действия, связанные с начислением и взиманием оплаты за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, с нанимателей и собственников квартир в многоквартирных домах Омсукчанского района Магаданской области, управление которыми осуществляется управляющими организациями муниципальным унитарным предприятием "Спутник" муниципального образования "п.Дукат" Омсукчанского района Магаданской области, товариществом собственников жилья "Наша жизнь", обществом с ограниченной ответственностью "Наш дом".
Обязать открытое акционерное общество энергетики и электрификации "Магаданэнерго" довести решение суда до сведения потребителей Омсукчанского района Магаданской области через средства массовой информации путем размещения в местном периодическом издании резолютивной части решения суда в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго" в доход бюджета муниципального образования "Город Магадан" государственную пошлину в размере 200 руб.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бобылева С.В., выступление представителя открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго" М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Зариповой Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

установила:

Прокурор Омсукчанского района Магаданской области обратился в Омсукчанский районный суд Магаданской области в защиту неопределенного круга лиц - потребителей Омсукчанского района Магаданской области с заявлением к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (далее - ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго"; Общество) о признании незаконными действий по начислению и взиманию с нанимателей и собственников квартир многоквартирных домов Омсукчанского района Магаданской области, управление которыми осуществляется управляющими организациями - МУП "Спутник" муниципального образования "п. Дукат" Омсукчанского района Магаданской области, ООО "Наш дом" и ТСЖ "Наша жизнь" оплаты за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, возложении обязанности прекратить совершать указанные действия.
В обоснование заявленных требований указал, что в прокуратуру Омсукчанского района Магаданской области поступили обращения жителей Омсукчанского района Магаданской области о нарушении их прав, связанных с необоснованным завышением платежей за пользование электроэнергией, потребленной в сентябре 2012 года на общедомовые нужды.
Проведенной прокуратурой Омсукчанского района проверкой деятельности Омсукчанского участка Восточного отделения филиала "Магаданэнергосбыт" ОАО "Магаданэнерго" выявлены нарушения требований федерального законодательства, выразившиеся в направлении жителям многоквартирных домов Омсукчанского района, способ управления которыми определен в соответствии с жилищным законодательством, счетов- квитанций с указанием в них вида, объема, услуги и размера оплаты по строке коммунальной услуги "электроэнергия на общедомовые нужды" и получению с граждан платежей за эту услугу.
Полагал, что действия ответчика по начислению и взиманию платы за электроэнергию на общедомовые нужды потребителям многоквартирных домов, управление которыми осуществляется управляющими организациями и товариществом собственников жилья противоречит статьям 10, 153, 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающим, что плата за коммунальные услуги может вносится ресурсоснабжающим организациям на основании решения общего собрания собственников помещений, а также на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья.
Указывая, что право взыскивать с потребителей плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, ресурсоснабжающим организациям не предоставлено, просил суд признать незаконными действия ответчика по начислению и взиманию платы за электроэнергию, потребленную при использовании общего имущества в многоквартирных домах, управление которыми осуществляется управляющими организациями, с граждан - потребителей коммунальных услуг, проживающих в многоквартирных домах, расположенных в <адрес>
Также просил обязать ответчика прекратить с момента вступления в силу решения по данному гражданскому делу начисление и взимание платы за потребленную энергию на общедомовое потребление гражданам - потребителям коммунальных услуг, проживающих в многоквартирных домах, обслуживаемых управляющими компаниями и расположенных в вышеуказанных домах.
Определением Омсукчанского районного суда Магаданской области от 25 декабря 2012 года на основании пункта 3 части 2 статьи 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское дело передано по подсудности в Магаданский городской суд (т. 1, л.д. 136-137).
Определением Магаданского городского суда Магаданской области от 01 февраля 2013 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора на стороне ответчика привлечены: общество с ограниченной ответственностью "Наш дом", муниципальное унитарное предприятие "Спутник" муниципального образования "п. Дукат" Омсукчанского района Магаданской области, товарищество собственников жилья "Наша жизнь".
Этим же определением суда к участию в деле в качестве государственного органа, для дачи заключения по делу, привлечено Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области (т. 1, л.д. 143-144).
Магаданским городским судом 27 февраля 2013 года постановлено вышеприведенное решение.
Не согласившись с решением суда, ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" обратилось в Магаданский областной суд с апелляционной жалобой, в которой, ставит вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об отказе прокурору Омсукчанского района Магаданской области в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы указывает, что часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации регламентирует обязанности только собственников и нанимателей жилых помещений многоквартирных домов и никаких обязанностей по отношению к ресурсоснабжающей организации не содержит.
Полагает, что в силу пунктов 14, 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго", будучи ресурсоснабжающей организацией, до заключения договора ресурсоснабжения с управляющими организациями приступает к предоставлению коммунальных услуг, исполняет соответствующие обязанности и имеет права исполнителя коммунальных услуг, в том числе на взимание платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме.
Находит, что действия Общества по начислению платы за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, права потребителей Омсукчанского района Магаданской области не нарушают, поскольку расчет за потребленные услуги должен осуществляться в любом случае, напрямую с гражданами или непосредственно с управляющими компаниями.
Считает, что признание судом действий ответчика по начислению гражданам платы за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, противоречит части 7.1 статьи 155 названного Кодекса, предусматривающей право собственников помещений в многоквартирном доме и нанимателей жилых помещений по договорам найма вносить плату за электроэнергию (в том числе потребленную на общедомовые нужды) ресурсоснабжающей организации.
Выражает несогласие с выводом суда о ничтожности договоров энергоснабжения, заключенных ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" непосредственно с гражданами-потребителями Омсукчанского района Магаданской области.
Приводит доводы о неправомерности обращения прокурора в суд с настоящим иском, полагая, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не вправе подменять иные государственные органы, в том числе Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, к полномочиям которой отнесены функции по обеспечению государственного надзора в области защиты прав потребителей.
По мнению ответчика, при рассмотрении дела по существу, судом по своей инициативе был изменен предмет иска, что является нарушением норм процессуального права.
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Магаданской области, ООО "Наш дом", муниципальное унитарное предприятие "Спутник" муниципального образования "п. Дукат" Омсукчанского района Магаданской области, товарищество собственников жилья "Наша жизнь" своих представителей для участия в судебном заседании суда апелляционной инстанции не направили, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 1 статьи 327, части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции, с учетом мнения явившихся лиц, определил рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся участников процесса.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, выслушав явившихся лиц, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и представленных на нее возражениях, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда не находит оснований для отмены решения суда.
Разрешая спор, суд, руководствуясь статьями 153, 154, 155, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, обстоятельства по начислению и взиманию с 01 сентября 2012 года ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" с потребителей многоквартирных домов, управление которыми осуществляется управляющими организациями Омсукчанского района платы за электроэнергию на общедомовые нужды, оценив в совокупности собранные по делу доказательства, пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований прокурора Омсукчанского района Магаданской области.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к такому выводу, со ссылкой на установленные судом обстоятельства и нормы права, изложены в оспариваемом решении и у судебной коллегии отсутствуют основания с ними не согласиться.
Статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации возлагает на собственников и нанимателей помещений обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя плату, в том числе, плату за электроснабжение (часть 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу положений статьи 155 (часть 5, 7) Жилищного кодекса Российской Федерации члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 названной статьи.
В силу положений части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 04 июня 2011 года N 123-ФЗ с 18 июня 2011 года, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям.
Таким образом, суд первой инстанции, проанализировав содержание указанных правовых норм, пришел к обоснованному выводу, что действующее с 18 июня 2011 года жилищное законодательство не допускает возможность прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено судом, и следует из материалов гражданского дела, управление жилищным фондом Омсукчанского района Магаданской области осуществляется в пос. Омсукчан Магаданской области управляющей компанией ООО "Наш дом" и ТСЖ "Наша жизнь", в п. Дукат Омсукчанского района Магаданской области - МУП "Спутник" муниципального образования "п. Дукат" Омсукчанского района Магаданской области. Иных управляющих компаний или товариществ собственников жилья на территории района не имеется.
В соответствии с распоряжениями администрации муниципального образования "п. Дукат" Омсукчанского района Магаданской от 17 апреля 2009 г. N 39-а, от 08 ноября 2012 г. N 218 МУП "Спутник" муниципального образования "п. Дукат" Омсукчанского района Магаданской области с 18 апреля 2012 г. для управления были переданы жилые дома в <адрес>, расположенные по адресам: <адрес>
Договоры ресурсоснабжения на поставку коммунальных услуг по теплоснабжению между управляющими компаниями ООО "Наш дом", МУП "Спутник" муниципального образования "п. Дукат" Омсукчанского района Магаданской области, товариществом собственников жилья "Наша жизнь" и ресурсоснабжающей организацией ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" не заключались.
В феврале 2011 года ответчиком были заключены типовые договоры электроснабжения непосредственно с потребителями оказываемых услуг в Омсукчанском районе Магаданской области, согласно которых, энергоснабжающая организация (ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго") обязалась подавать абонентам (гражданам - потребителям) электроэнергию соответствующего качества для бытового потребления, а также использования на общедомовые нужды, а абоненты обязались оплачивать принятую электрическую энергию, в том числе и потребляемую на общедомовые нужды, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
При этом стороны договора электроснабжения в пунктах 1.2 типовых договоров электроснабжения обязались в случае вступления в силу нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные для сторон правила - иные, чем те, которые действовали при заключении договоров, соблюдать условия указанных договоров с учетом соответствующих изменений с момента вступления в силу данных нормативных актов.
18 июня 2011 года введена в действие часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, исключающая возможность прямой оплаты собственниками и нанимателями помещений многоквартирного дома коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме ресурсоснабжающим организациям.
При таких обстоятельствах, условия договоров электроснабжения, заключенных ответчиком с потребителями Омсукчанского района Магаданской области в части оплаты электрической энергии, используемой на общедомовые нужды, правомерно признаны судом первой инстанции ничтожными и прекратившими свое действие с момента вступления в законную силу указанных изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации.
Из содержания статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что оплата коммунальных услуг непосредственно ресурсоснабжающей организации возможна при непосредственном управлении домом собственниками помещений многоквартирного дома. В этой связи возникновение правовых оснований, допускающих непосредственную оплату электроснабжения на общедомовые нужды собственниками и нанимателями помещений, расположенных в вышеуказанных многоквартирных домах ресурсоснабжающей организации, возможно только при изменении способа управления указанными домами. Существующий порядок управления вышеперечисленными домами не допускает такого способа внесения оплаты, что отражено в принятом по делу решении.
Таким образом, суд первой инстанции, установив факт начисления и взимания ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" с собственников и нанимателей квартир многоквартирных домов Омсукчанского района Магаданской области платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, пришел к обоснованному выводу о незаконности таких действий, и удовлетворил заявленные прокурором требования.
Учитывая, что Жилищный кодекс Российской Федерации имеет наибольшую юридическую силу среди актов жилищного законодательства в регулировании жилищных отношений, ссылка в апелляционной жалобе на положения пунктов 14, 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 г. N 354, судебной коллегией во внимание не принимается.
Доводы, приведенные ответчиком в апелляционной жалобе, правильности сделанных судом выводов не опровергают, поскольку основаны на неверном понимании ответчиком норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием к отмене обжалуемого судебного решения.
Утверждение в жалобе о неправомерности обращения прокурора в суд с настоящим иском, судебная коллегия находит несостоятельными ввиду следующего.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При осуществлении возложенных на него функций прокурор согласно части 1 статьи 27 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина.
Согласно части 4 статьи 27, части 3 статьи 35 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Заявление о признании незаконными действий ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" по начислению и взиманию с собственников и нанимателей квартир многоквартирных домов Омсукчанского района Магаданской области платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды направлено на защиту и восстановление жилищных прав неопределенного круга лиц - жителей Омсукчанского района Магаданской области и подано прокурором Омсукчанского района Магаданской области в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, и не может расцениваться как вмешательство в компетенцию контролирующих органов.
Судебная коллегия также полагает необходимым отметить, что право прокурора на обращение в суд в защиту неопределенного круга лиц, когда допущено нарушение прав и свобод значительного числа граждан не ставится в зависимость от наличия полномочий на обращение в суд с аналогичными требованиями у иных лиц и государственных органов. Полномочия прокурора, вытекающие из Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", не обусловлены наличием или отсутствием данных обстоятельств.
Не нашел своего подтверждения при рассмотрении апелляционной жалобы и довод ответчика о том, что в ходе рассмотрения дела судом по своему усмотрению был измен предмет заявленных требований.
Так, из решения Магаданского городского суда следует, что судом фактически разрешены материально-правовые требования, предъявленные прокурором Омсукчанского района к ответчику.
Указание судом в резолютивной части решения на признание незаконными действий по начислению и взиманию с нанимателей и собственников квартир многоквартирных домов Омсукчанского района Магаданской области, управление которыми осуществляется управляющими организациями - обществом с ограниченной ответственностью "Наш дом", муниципальным унитарным предприятием "Спутник" муниципального образования "п. Дукат" Омсукчанского района Магаданской области и товариществом собственников жилья "Наша жизнь"; обязании прекратить совершать указанные действия, на законность постановленного по делу решения не влияет.
При рассмотрении гражданского дела по существу установлено, что квитанции об оплате электроэнергии, потребленной на общедомовые нужды предъявлялись ответчиком нанимателям и собственникам квартир многоквартирных домов Омсукчанского района Магаданской области, расположенных по адресам, указанным прокурором в заявлении. Управление указанными домами осуществляется управляющими организациями - обществом с ограниченной ответственностью "Наш дом", муниципальным унитарным предприятием "Спутник" муниципального образования "п. Дукат" Омсукчанского района Магаданской области и товариществом собственников жилья "Наша жизнь".
Таким образом, вопреки доводам жалобы, материально-правовые требования судом по существу изменены не были.
По изложенным мотивам судебная коллегия по гражданским делам приходит к выводу о том, что оспариваемое решение суда подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда

определила:

решение Магаданского городского суда от 27 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго" - без удовлетворения.

Председательствующий
С.В.МИРОШНИКОВА

Судьи
М.Г.КОШКИНА
С.В.БОБЫЛЕВ

Копия верна
Судья
Магаданского областного суда
С.В.БОБЫЛЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)