Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2008 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Ехлаковой С.В., Корневой Н.И.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим Барановой Ю.И.
при участии:
от истца: председатель Шилеев А.П., паспорт, представитель Чернышева Н.А., паспорт, доверенность N Д от 05.03.2008 г.
от ответчика: Шевченко И.В., паспорт, доверенность N 404 от 04.07.2008 г., пред. Казьмина Е.А.- доверенность 316 от 24.12.2007 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Товарищества собственников жилья "Вертикаль-7"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 01.08.2008 г. по делу N А53-8193/2008-С2-411
по иску Товарищества собственников жилья "Вертикаль-7"
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Донэнергосбыт",
обществу с ограниченной ответственностью "Донэнергосбыт" в лице Аксайского районного отделения Новочеркасского филиала
об исключении приложений к договору энергоснабжения
принятое в составе судьи Авдеева В.Н.,
установил:
Товарищество собственников жилья "Вертикаль-7" (далее - ТСЖ "Вертикаль-7") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Донэнергосбыт" в лице Новочеркасского филиала (далее - ООО "Донэнергосбыт", энергоснабжающая организация) об урегулировании разногласий по договору энергоснабжения N 2960 от 05.03.2006 г. по пунктам 3.3.1, 3.3.15, 7.11, об исключении Приложений к договору энергоснабжения N 1, 2, 2.1, 3, 5 (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ (т. 1 л.д. 153)).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 01.08.2008 г. из договора энергоснабжения 2960 от 05.03.2008 г. исключено Приложение N 5, пункты 3.3.1, 3.3.15, 7.11 и Приложения N 1, 2, 2.1, 3 приняты в редакции ООО "Донэнергосбыт".
Не согласившись с указанным судебным актом, ТСЖ "Вертикаль-7" обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции. Просил признать п. п. 3.3.1, 3.3.15, 7.11 договора в редакции истца, Приложения исключить из текста договора.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что судом нарушен принцип равенства сторон перед законом. Суд не учел, что ТСЖ не может принимать плату за коммунальные услуги, поскольку общее собрание членов ТСЖ приняло решение об оплате коммунальных услуг непосредственно энергоснабжающим организациям. Жилищный кодекс предусматривает право ТСЖ по оказанию коммунальных услуг, а не обязанность. Определяя обязанность ТСЖ по заявлению энергоснабжающей организацией планируемого объема электроэнергии, суд не учел, что его определить невозможно, поскольку неизвестно потребление гражданами электроэнергии. Граждане производят оплату фактически потребленной энергии. Кроме того, установление величин предоставит энергоснабжающей организации устанавливать неблагоприятные последствия за недобор либо перебор энергии. Кроме того, суд в обоснование принятого решения ссылается на положения Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", который не регулирует отношения собственников жилья в многоквартирном доме, а также на Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.09.94 г. N 1099 "О порядке предоставления коммунальных услуг", которые отменены.
Представитель ООО "Донэнергосбыт" представил в судебное заседание апелляционной инстанции отзыв, просил решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения. При этом указал, п. 3.3.1 в редакции ООО "ДЭС" соответствует требованиям действующего законодательства. В указанном пункте истцом включены слова "для освещения придомовой территории, помещений, входящих в состав общей долевой собственности", которые подлежат исключению, поскольку по спорному договору истец должен приобретать энергию на весь дом как исполнитель коммунальных услуг. ООО "ДЭС" является сбытовой компанией, осуществляющей деятельность по купле-продаже электрической энергии (мощности) на оптовом рынке электроэнергии, энергоснабжение потребителей (юридических и физических лиц) в соответствии с ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ РФ "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 г. N 39-ФЗ с изменениями от 28.12.2004 г. N 178-ФЗ. ООО "ДЭС" не является организацией, управляющей многоквартирным домом и, следовательно, не может быть исполнителем услуг по электроснабжению жильцов дома, управляемого истцом. Ссылка истца на решение общего собрания собственников, которым принято решение о договорных отношениях по поставке электроэнергии индивидуально каждому собственнику, не может являться доказательством правомерности и обоснованности исковых требований по делу. В связи с указанным, также подлежит исключению п. 7.11, в котором установлено, что потребитель оплачивает только электроэнергию, использованную для освещения придомовой территории и мест общедомовой собственности. Пункт 3.3.15 договора правомерно принят в редакции ответчика, поскольку договор должен содержать согласованный предмет, а именно количество подлежащей поставке электроэнергии. Приложение N 2 "Перечень мест установки средств учета электроэнергии, по которым производится расчет за отпущенную электроэнергию и мощность ТСЖ "Вертикаль-7" является неотъемлемой частью договора. Приложение N 2.1 "Расчет потерь электроэнергии в элементах электрической сети" является неотъемлемой частью договора. Пункт 5.5 договора предусмотрены общие положения, касающиеся порядка определения величины потерь электроэнергии, Приложение N 2.1 содержит конкретизированный порядок и условия применения специальных технических расчетов.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель жалобы указал, что в ходе судебного разбирательства урегулированы разногласия по Приложениям N 2, 2-1, 3 к договору, которые были представлены ответчиком в редакции, с которой истец согласился, в связи с чем, просил исключить указанные спорные приложения из апелляционной жалобы.
Дело слушалось с перерывом с 05.11.08 г. по 12.11.08 г.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, при заключении договора энергоснабжения N 2960 от 05.03.2008 г. между Гарантирующим поставщиком - ООО "Донэнергосбыт" и Потребителем - ТСЖ "Вертикаль-7" возникли разногласия. В соответствии с протоколом согласования к договору энергоснабжения (л.д. 154 т. 1) несогласованными остались пункты договора 3.3.1, 3.3.15, 7.11, Приложения к договору энергоснабжения N 1, 2, 2.1, 3, 5. Указанные разногласия переданы на рассмотрение суда.
Договор энергоснабжения является публичным договором, и обязательным для энергоснабжающей организации.
В соответствии со ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
Согласно ст. 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании 445 ГК РФ настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с п. 3.3.1 договора в редакции ТСЖ предусмотрена обязанность потребителя оплачивать гарантирующему поставщику фактическую стоимость потребленной электрической энергии для освещения придомовой территории, помещений, входящих в состав общей долевой собственности.
Пунктом 7.11 договора в редакции ТСЖ предусмотрено, что потребитель оплачивает только электроэнергию, использованную для освещения придомовой территории и мест общедомовой собственности.
Энергоснабжающая организация в протоколе разногласий указала об исключении из договора п. 7.11. По пункту 3.3.1 указала об исключении слов: "для освещения придомовой территории, помещений, входящих в состав общей долевой собственности".
Таким образом, между сторонами возник спор по объему поставляемой электроэнергии. ТСЖ считает, что договоры энергоснабжения квартир должны быть заключены гражданами в самостоятельном порядке, ТСЖ в рамках предоставленных полномочий может заключить договор энергоснабжения мест общего пользования.
Данные доводы обоснованно отклонены судом первой инстанции.
В силу статьи 539 Кодекса по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно пункту 3 указанной статьи к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В соответствии с пунктом 1 статьи 541 Гражданского кодекса РФ, энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Статьей 544 Гражданского кодекса РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчета за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Истец указывает на необходимость заключения договора энергоснабжения с каждым жильцом в отдельности.
Однако, возникшие между сторонами правоотношения не являются отношениями по предоставлению коммунальных услуг, поскольку ООО "Донэнергосбыт" не является исполнителем коммунальных услуг в смысле положений Жилищного кодекса и Правил предоставления услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.06 N 307 (далее Правила N 307).
В пункте 3 указанных Правил даны определения, согласно которым к понятию коммунальных услуг относится деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению и т.д., обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Под исполнителем коммунальных услуг понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. К ресурсоснабжающей организации относится юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов: холодной воды, горячей воды, электрической энергии и т.п., используемых для предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, исходя из приведенных в Правилах определений, общество относится к ресурсоснабжающей организации, а ТСЖ является исполнителем коммунальных услуг.
В силу статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии со статьей 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно статье 136 Кодекса товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным жилым домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг в интересах членов товарищества.
В соответствии со ст. 3 Устава ТСЖ "Вертикаль-7" товарищество осуществляет обслуживание, эксплуатацию и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном жилом доме, заключает договоры и контракты в соответствии с целями своей деятельности. Пунктом 12.1.6 Устава определено, что член товарищества вправе производить оплату коммунальных услуг через расчетный счет товарищества.
Обосновывая отсутствие своей обязанности по оплате электроэнергии за весь дом ТСЖ ссылается на то, что общим собранием собственников квартир, состоявшимся 26.09.07, принято решение о заключении собственниками жилья прямых абонентских договоров с энергоснабжающей организацией.
Статьей 155 ЖК РФ установлено, что члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным кооперативом. Согласно пункту 7 названной статьи собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии со статьей 164 ЖК РФ договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что возможность заключения собственниками жилья в многоквартирном доме прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией (которая в этом случае выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг) зависит от выбранного способа управления жилым домом.
В Письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.03.2007 N 4989-СК/07, разъясняющем порядок применения Правил предоставления услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.06 N 307 (далее - Правила), в соответствии с пунктом 6 названного Постановления Правительства, указано, что согласно пунктам 3 и 49 Правил в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.
Кроме того, в силу пункта 22 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В соответствии с пунктом 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации, и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.
Таким образом, в силу указанных норм и с учетом фактически выполняемых ТСЖ функций заказчика коммунальных услуг в интересах потребителей обоснованно требование энергоснабжающей организации о заключении договора на весь дом и исключении из редакции пункта 3.1.1 указания, что приобретается энергия на общедомовые нужды, а также об исключении п. 7.11 договора. Указав о принятии п. 7.11 договора в редакции энергоснабжающей организации, суд фактически указал об исключении данного условия из текста договора.
Энергоснабжающая организация в протоколе разногласий требует о дополнении договора пунктом 3.3.15 в редакции: "потребитель обязуется заявлять гарантирующему поставщику договорной объем потребления электрической энергии (мощности) с помесячной детализацией выделением субабонентов, а также расчет числа часов пользования мощности по фактическим данным за предыдущий период регулирования (для базовых и одноставочных потребителей) не позднее чем за 2 месяца до начала очередного периода регулирования тарифов. В случае непредоставления заявки считать действующими договорные величины электропотребления и мощности из приложения N 1 текущего года, а часы использования заявленной мощности равными 2000". Конкретные объемы электроэнергии должны быть указаны в приложении N 1 к договору, редакцию которого также предоставила энергоснабжающая организация.
Возражая против включения в договор п. 3.3.15, а также Приложения N 1 ТСЖ указывает, что потребитель не является производителем либо коммерческим предприятием, поэтому не имеет возможности и не обязан каким-либо образом планировать потребление электрической энергии. Граждане производят оплату фактически потребленной энергии. Кроме того, установление величин предоставит энергоснабжающей организации устанавливать неблагоприятные последствия за недобор либо перебор энергии.
Судом первой инстанции обоснованно включен в договор пункт 3.3.15 договора, а также Приложение N 1 ввиду следующего.
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 465 Гражданского кодекса Российской Федерации количество товара, подлежащего передаче покупателю, предусматривается договором купли-продажи. Условие о количестве товара может быть согласовано путем установления в договоре порядка его определения. Если договор купли-продажи не позволяет определить конкретное количество подлежащего передаче товара, договор не считается заключенным.
Пункт 2 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.06 N 530 (далее - Правила), устанавливающий, что под покупателями электрической энергии понимаются потребители, гарантирующие поставщики, энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации, исполнители коммунальных услуг и производители электроэнергии, приобретающие электрическую энергию на розничном рынке для собственных нужд и (или) в целях перепродажи (оказания коммунальных) услуг, выделяет в качестве отдельной категории покупателей энергосбытовые организации и исполнителей коммунальных услуг, приобретающих электроэнергию в целях перепродажи (оказания коммунальных услуг).
Как указано выше, а также по смыслу указанной нормы ТСЖ является исполнителем коммунальных услуг.
Согласно пункту 73 Правил граждане-потребители и организации, приобретающие электрическую энергию для целей оказания коммунальных услуг, в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии потребляют электроэнергию в необходимом им количестве. Поэтому к истцу, приобретающему электроэнергию в целях оказания коммунальных услуг, применяется пункт 73 Правил.
При этом предусмотренное пунктом 73 Правил право организации, закупающей электрическую энергию в целях оказания коммунальных услуг, на ее потребление в необходимом количестве, не исключает возможности определения объема электроэнергии в договоре с установлением права такой организации на изменение количества электроэнергии, оплачиваемого по регулируемым ценам.
Пунктом 67 Правил установлено, что договорной объем потребления электрической энергии (мощности) с помесячной детализацией заявляется покупателем (за исключением граждан-потребителей) гарантирующему поставщику не позднее чем за 2 месяца до начала очередного периода регулирования тарифов.
В данном пункте отсутствует ссылка наряду с гражданами на исполнителя коммунальных услуг.
Действующим законодательством и условиями договора установлено, что оплата производится за фактически потребленное количество энергии. В силу пункта 108 Правил поставка электрической энергии гражданам - потребителям и приравненным к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группам (категориям) потребителей (покупателей) в объеме всего фактического потребления осуществляется по регулируемым ценам (тарифам). В связи с указанным, определение объема потребляемой энергии не нарушает права ТСЖ и не отменяет норм об оплате потребленной электроэнергии гражданами и приравненным к ним потребителям по регулируемым ценам.
Ссылка истца на невозможность установления количества потребленной энергии необоснованна, поскольку возможно установление статистических средних показаний по внутридомовому счетчику, кроме того, в редакции данного пункта ответчиком предложено количество энергии принимаемое им в случае непредоставления абонентом информации.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что информация о количестве потребляемой энергии необходима гарантирующему поставщику для определения необходимого объема закупки электроэнергии на оптовом рынке для коммунальных потребителей.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Приложение N 5 к договору "Условия применения графиков ограничения и временного отключения электрической энергии и (мощности) использования противоаварийной автоматики при возникновении или угрозе возникновения аварии в энергосистеме в 2008 г.) обоснованно исключено судом первой инстанции, поскольку указанные условия включены в п. 3.2.2. договора, по которому между сторонами отсутствуют разногласия. Кроме того, порядок ограничения и приостановление коммунальных услуг урегулированы на законодательном уровне, положениями п. 79 - 80 Правил N 67, Главой XIII Постановления N 530. Исключение Приложения N 5 к договору ответчиком не обжаловано.
Приложением N 3 является акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, который сторонами подписан.
В Приложении N 2 указаны места установки приборов учета. В приложении N 2.1 установлен порядок расчета потерь электроэнергии.
По приложениям 2, 2.1, 3 истец согласился с редакцией ответчика и письменно заявил об их исключении из апелляционной жалобы.
В соответствии с п. 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле не заявят возражений.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции отмечает, что при принятии решения, суд необоснованно сослался на нормативные акты: Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.09.94 г. N 1099 "О порядке предоставления коммунальных услуг", Постановление Правительства РФ от 22 июня 1999 г. N 664 "Об утверждении положения об ограничении или временном прекращении подачи электрической энергии (мощности) потребителям при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения", а также на ФЗ N 66-ФЗ от 15.04.98 г. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", поскольку первые утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 и Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 соответственно. Федеральный закон N 66-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов которые не относятся к спорным правоотношениям сторон.
Однако, учитывая, что ссылки на указанные нормативные акты не привели к неправильному принятию судом решения, основания для изменения, либо отмены судебного акта у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Расходы по госпошлине по апелляционной жалобе возлагаются на истца в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.08.08 г. по делу N А53-8193/2008-С2-41 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 12.11.2008 N 15АП-5991/2008 ПО ДЕЛУ N А53-8193/2008-С2-41
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 ноября 2008 г. N 15АП-5991/2008
Дело N А53-8193/2008-С2-41
Резолютивная часть постановления объявлена 12 ноября 2008 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2008 г.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Барановой Ю.И.
судей Ехлаковой С.В., Корневой Н.И.
при ведении протокола судебного заседания председательствующим Барановой Ю.И.
при участии:
от истца: председатель Шилеев А.П., паспорт, представитель Чернышева Н.А., паспорт, доверенность N Д от 05.03.2008 г.
от ответчика: Шевченко И.В., паспорт, доверенность N 404 от 04.07.2008 г., пред. Казьмина Е.А.- доверенность 316 от 24.12.2007 г.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Товарищества собственников жилья "Вертикаль-7"
на решение Арбитражного суда Ростовской области
от 01.08.2008 г. по делу N А53-8193/2008-С2-411
по иску Товарищества собственников жилья "Вертикаль-7"
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью "Донэнергосбыт",
обществу с ограниченной ответственностью "Донэнергосбыт" в лице Аксайского районного отделения Новочеркасского филиала
об исключении приложений к договору энергоснабжения
принятое в составе судьи Авдеева В.Н.,
установил:
Товарищество собственников жилья "Вертикаль-7" (далее - ТСЖ "Вертикаль-7") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Донэнергосбыт" в лице Новочеркасского филиала (далее - ООО "Донэнергосбыт", энергоснабжающая организация) об урегулировании разногласий по договору энергоснабжения N 2960 от 05.03.2006 г. по пунктам 3.3.1, 3.3.15, 7.11, об исключении Приложений к договору энергоснабжения N 1, 2, 2.1, 3, 5 (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ (т. 1 л.д. 153)).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 01.08.2008 г. из договора энергоснабжения 2960 от 05.03.2008 г. исключено Приложение N 5, пункты 3.3.1, 3.3.15, 7.11 и Приложения N 1, 2, 2.1, 3 приняты в редакции ООО "Донэнергосбыт".
Не согласившись с указанным судебным актом, ТСЖ "Вертикаль-7" обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель указал на незаконность решения, просил отменить решение суда первой инстанции. Просил признать п. п. 3.3.1, 3.3.15, 7.11 договора в редакции истца, Приложения исключить из текста договора.
В обоснование жалобы заявитель сослался на то, что судом нарушен принцип равенства сторон перед законом. Суд не учел, что ТСЖ не может принимать плату за коммунальные услуги, поскольку общее собрание членов ТСЖ приняло решение об оплате коммунальных услуг непосредственно энергоснабжающим организациям. Жилищный кодекс предусматривает право ТСЖ по оказанию коммунальных услуг, а не обязанность. Определяя обязанность ТСЖ по заявлению энергоснабжающей организацией планируемого объема электроэнергии, суд не учел, что его определить невозможно, поскольку неизвестно потребление гражданами электроэнергии. Граждане производят оплату фактически потребленной энергии. Кроме того, установление величин предоставит энергоснабжающей организации устанавливать неблагоприятные последствия за недобор либо перебор энергии. Кроме того, суд в обоснование принятого решения ссылается на положения Федерального закона от 15.04.1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", который не регулирует отношения собственников жилья в многоквартирном доме, а также на Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.09.94 г. N 1099 "О порядке предоставления коммунальных услуг", которые отменены.
Представитель ООО "Донэнергосбыт" представил в судебное заседание апелляционной инстанции отзыв, просил решение суда оставить без изменения, жалобу без удовлетворения. При этом указал, п. 3.3.1 в редакции ООО "ДЭС" соответствует требованиям действующего законодательства. В указанном пункте истцом включены слова "для освещения придомовой территории, помещений, входящих в состав общей долевой собственности", которые подлежат исключению, поскольку по спорному договору истец должен приобретать энергию на весь дом как исполнитель коммунальных услуг. ООО "ДЭС" является сбытовой компанией, осуществляющей деятельность по купле-продаже электрической энергии (мощности) на оптовом рынке электроэнергии, энергоснабжение потребителей (юридических и физических лиц) в соответствии с ФЗ "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием ФЗ РФ "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 г. N 39-ФЗ с изменениями от 28.12.2004 г. N 178-ФЗ. ООО "ДЭС" не является организацией, управляющей многоквартирным домом и, следовательно, не может быть исполнителем услуг по электроснабжению жильцов дома, управляемого истцом. Ссылка истца на решение общего собрания собственников, которым принято решение о договорных отношениях по поставке электроэнергии индивидуально каждому собственнику, не может являться доказательством правомерности и обоснованности исковых требований по делу. В связи с указанным, также подлежит исключению п. 7.11, в котором установлено, что потребитель оплачивает только электроэнергию, использованную для освещения придомовой территории и мест общедомовой собственности. Пункт 3.3.15 договора правомерно принят в редакции ответчика, поскольку договор должен содержать согласованный предмет, а именно количество подлежащей поставке электроэнергии. Приложение N 2 "Перечень мест установки средств учета электроэнергии, по которым производится расчет за отпущенную электроэнергию и мощность ТСЖ "Вертикаль-7" является неотъемлемой частью договора. Приложение N 2.1 "Расчет потерь электроэнергии в элементах электрической сети" является неотъемлемой частью договора. Пункт 5.5 договора предусмотрены общие положения, касающиеся порядка определения величины потерь электроэнергии, Приложение N 2.1 содержит конкретизированный порядок и условия применения специальных технических расчетов.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель жалобы указал, что в ходе судебного разбирательства урегулированы разногласия по Приложениям N 2, 2-1, 3 к договору, которые были представлены ответчиком в редакции, с которой истец согласился, в связи с чем, просил исключить указанные спорные приложения из апелляционной жалобы.
Дело слушалось с перерывом с 05.11.08 г. по 12.11.08 г.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, при заключении договора энергоснабжения N 2960 от 05.03.2008 г. между Гарантирующим поставщиком - ООО "Донэнергосбыт" и Потребителем - ТСЖ "Вертикаль-7" возникли разногласия. В соответствии с протоколом согласования к договору энергоснабжения (л.д. 154 т. 1) несогласованными остались пункты договора 3.3.1, 3.3.15, 7.11, Приложения к договору энергоснабжения N 1, 2, 2.1, 3, 5. Указанные разногласия переданы на рассмотрение суда.
Договор энергоснабжения является публичным договором, и обязательным для энергоснабжающей организации.
В соответствии со ст. 426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится.
Согласно ст. 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании 445 ГК РФ настоящего Кодекса либо по соглашению сторон условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с п. 3.3.1 договора в редакции ТСЖ предусмотрена обязанность потребителя оплачивать гарантирующему поставщику фактическую стоимость потребленной электрической энергии для освещения придомовой территории, помещений, входящих в состав общей долевой собственности.
Пунктом 7.11 договора в редакции ТСЖ предусмотрено, что потребитель оплачивает только электроэнергию, использованную для освещения придомовой территории и мест общедомовой собственности.
Энергоснабжающая организация в протоколе разногласий указала об исключении из договора п. 7.11. По пункту 3.3.1 указала об исключении слов: "для освещения придомовой территории, помещений, входящих в состав общей долевой собственности".
Таким образом, между сторонами возник спор по объему поставляемой электроэнергии. ТСЖ считает, что договоры энергоснабжения квартир должны быть заключены гражданами в самостоятельном порядке, ТСЖ в рамках предоставленных полномочий может заключить договор энергоснабжения мест общего пользования.
Данные доводы обоснованно отклонены судом первой инстанции.
В силу статьи 539 Кодекса по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии. Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
Согласно пункту 3 указанной статьи к отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
В соответствии с пунктом 1 статьи 541 Гражданского кодекса РФ, энергоснабжающая организация обязана подавать абоненту энергию через присоединенную сеть в количестве, предусмотренном договором энергоснабжения, и с соблюдением режима подачи, согласованного сторонами. Количество поданной абоненту и использованной им энергии определяется в соответствии с данными учета о ее фактическом потреблении.
Статьей 544 Гражданского кодекса РФ установлено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчета за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Истец указывает на необходимость заключения договора энергоснабжения с каждым жильцом в отдельности.
Однако, возникшие между сторонами правоотношения не являются отношениями по предоставлению коммунальных услуг, поскольку ООО "Донэнергосбыт" не является исполнителем коммунальных услуг в смысле положений Жилищного кодекса и Правил предоставления услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.06 N 307 (далее Правила N 307).
В пункте 3 указанных Правил даны определения, согласно которым к понятию коммунальных услуг относится деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению и т.д., обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях. Под исполнителем коммунальных услуг понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. К ресурсоснабжающей организации относится юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, осуществляющие продажу коммунальных ресурсов: холодной воды, горячей воды, электрической энергии и т.п., используемых для предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, исходя из приведенных в Правилах определений, общество относится к ресурсоснабжающей организации, а ТСЖ является исполнителем коммунальных услуг.
В силу статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом:
1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) управление управляющей организацией.
В соответствии со статьей 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
Согласно статье 136 Кодекса товарищество собственников жилья вправе заключать в соответствии с законодательством договор управления многоквартирным жилым домом, а также договоры о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме, договоры об оказании коммунальных услуг в интересах членов товарищества.
В соответствии со ст. 3 Устава ТСЖ "Вертикаль-7" товарищество осуществляет обслуживание, эксплуатацию и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном жилом доме, заключает договоры и контракты в соответствии с целями своей деятельности. Пунктом 12.1.6 Устава определено, что член товарищества вправе производить оплату коммунальных услуг через расчетный счет товарищества.
Обосновывая отсутствие своей обязанности по оплате электроэнергии за весь дом ТСЖ ссылается на то, что общим собранием собственников квартир, состоявшимся 26.09.07, принято решение о заключении собственниками жилья прямых абонентских договоров с энергоснабжающей организацией.
Статьей 155 ЖК РФ установлено, что члены товарищества собственников жилья вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным кооперативом. Согласно пункту 7 названной статьи собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии со статьей 164 ЖК РФ договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, отопления заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.
Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что возможность заключения собственниками жилья в многоквартирном доме прямых договоров с ресурсоснабжающей организацией (которая в этом случае выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг) зависит от выбранного способа управления жилым домом.
В Письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 20.03.2007 N 4989-СК/07, разъясняющем порядок применения Правил предоставления услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.06 N 307 (далее - Правила), в соответствии с пунктом 6 названного Постановления Правительства, указано, что согласно пунктам 3 и 49 Правил в случаях, когда управление многоквартирным домом осуществляется управляющей организацией, товариществом собственников жилья (жилищно-строительным, жилищным или иным специализированным потребительским кооперативом), ресурсоснабжающая организация не может быть исполнителем коммунальных услуг.
Кроме того, в силу пункта 22 Правил N 307 собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В соответствии с пунктом 89 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения (договора купли-продажи (поставки) электрической энергии) и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.
Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объемом электрической энергии, приобретенным на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации, и внутридомовых электрических сетей, объемом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объемом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.
Таким образом, в силу указанных норм и с учетом фактически выполняемых ТСЖ функций заказчика коммунальных услуг в интересах потребителей обоснованно требование энергоснабжающей организации о заключении договора на весь дом и исключении из редакции пункта 3.1.1 указания, что приобретается энергия на общедомовые нужды, а также об исключении п. 7.11 договора. Указав о принятии п. 7.11 договора в редакции энергоснабжающей организации, суд фактически указал об исключении данного условия из текста договора.
Энергоснабжающая организация в протоколе разногласий требует о дополнении договора пунктом 3.3.15 в редакции: "потребитель обязуется заявлять гарантирующему поставщику договорной объем потребления электрической энергии (мощности) с помесячной детализацией выделением субабонентов, а также расчет числа часов пользования мощности по фактическим данным за предыдущий период регулирования (для базовых и одноставочных потребителей) не позднее чем за 2 месяца до начала очередного периода регулирования тарифов. В случае непредоставления заявки считать действующими договорные величины электропотребления и мощности из приложения N 1 текущего года, а часы использования заявленной мощности равными 2000". Конкретные объемы электроэнергии должны быть указаны в приложении N 1 к договору, редакцию которого также предоставила энергоснабжающая организация.
Возражая против включения в договор п. 3.3.15, а также Приложения N 1 ТСЖ указывает, что потребитель не является производителем либо коммерческим предприятием, поэтому не имеет возможности и не обязан каким-либо образом планировать потребление электрической энергии. Граждане производят оплату фактически потребленной энергии. Кроме того, установление величин предоставит энергоснабжающей организации устанавливать неблагоприятные последствия за недобор либо перебор энергии.
Судом первой инстанции обоснованно включен в договор пункт 3.3.15 договора, а также Приложение N 1 ввиду следующего.
В силу пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 465 Гражданского кодекса Российской Федерации количество товара, подлежащего передаче покупателю, предусматривается договором купли-продажи. Условие о количестве товара может быть согласовано путем установления в договоре порядка его определения. Если договор купли-продажи не позволяет определить конкретное количество подлежащего передаче товара, договор не считается заключенным.
Пункт 2 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.06 N 530 (далее - Правила), устанавливающий, что под покупателями электрической энергии понимаются потребители, гарантирующие поставщики, энергосбытовые организации, энергоснабжающие организации, исполнители коммунальных услуг и производители электроэнергии, приобретающие электрическую энергию на розничном рынке для собственных нужд и (или) в целях перепродажи (оказания коммунальных) услуг, выделяет в качестве отдельной категории покупателей энергосбытовые организации и исполнителей коммунальных услуг, приобретающих электроэнергию в целях перепродажи (оказания коммунальных услуг).
Как указано выше, а также по смыслу указанной нормы ТСЖ является исполнителем коммунальных услуг.
Согласно пункту 73 Правил граждане-потребители и организации, приобретающие электрическую энергию для целей оказания коммунальных услуг, в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии потребляют электроэнергию в необходимом им количестве. Поэтому к истцу, приобретающему электроэнергию в целях оказания коммунальных услуг, применяется пункт 73 Правил.
При этом предусмотренное пунктом 73 Правил право организации, закупающей электрическую энергию в целях оказания коммунальных услуг, на ее потребление в необходимом количестве, не исключает возможности определения объема электроэнергии в договоре с установлением права такой организации на изменение количества электроэнергии, оплачиваемого по регулируемым ценам.
Пунктом 67 Правил установлено, что договорной объем потребления электрической энергии (мощности) с помесячной детализацией заявляется покупателем (за исключением граждан-потребителей) гарантирующему поставщику не позднее чем за 2 месяца до начала очередного периода регулирования тарифов.
В данном пункте отсутствует ссылка наряду с гражданами на исполнителя коммунальных услуг.
Действующим законодательством и условиями договора установлено, что оплата производится за фактически потребленное количество энергии. В силу пункта 108 Правил поставка электрической энергии гражданам - потребителям и приравненным к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группам (категориям) потребителей (покупателей) в объеме всего фактического потребления осуществляется по регулируемым ценам (тарифам). В связи с указанным, определение объема потребляемой энергии не нарушает права ТСЖ и не отменяет норм об оплате потребленной электроэнергии гражданами и приравненным к ним потребителям по регулируемым ценам.
Ссылка истца на невозможность установления количества потребленной энергии необоснованна, поскольку возможно установление статистических средних показаний по внутридомовому счетчику, кроме того, в редакции данного пункта ответчиком предложено количество энергии принимаемое им в случае непредоставления абонентом информации.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что информация о количестве потребляемой энергии необходима гарантирующему поставщику для определения необходимого объема закупки электроэнергии на оптовом рынке для коммунальных потребителей.
В соответствии со ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Приложение N 5 к договору "Условия применения графиков ограничения и временного отключения электрической энергии и (мощности) использования противоаварийной автоматики при возникновении или угрозе возникновения аварии в энергосистеме в 2008 г.) обоснованно исключено судом первой инстанции, поскольку указанные условия включены в п. 3.2.2. договора, по которому между сторонами отсутствуют разногласия. Кроме того, порядок ограничения и приостановление коммунальных услуг урегулированы на законодательном уровне, положениями п. 79 - 80 Правил N 67, Главой XIII Постановления N 530. Исключение Приложения N 5 к договору ответчиком не обжаловано.
Приложением N 3 является акт разграничения балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон, который сторонами подписан.
В Приложении N 2 указаны места установки приборов учета. В приложении N 2.1 установлен порядок расчета потерь электроэнергии.
По приложениям 2, 2.1, 3 истец согласился с редакцией ответчика и письменно заявил об их исключении из апелляционной жалобы.
В соответствии с п. 5 ст. 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле не заявят возражений.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции отмечает, что при принятии решения, суд необоснованно сослался на нормативные акты: Правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.09.94 г. N 1099 "О порядке предоставления коммунальных услуг", Постановление Правительства РФ от 22 июня 1999 г. N 664 "Об утверждении положения об ограничении или временном прекращении подачи электрической энергии (мощности) потребителям при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения", а также на ФЗ N 66-ФЗ от 15.04.98 г. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", поскольку первые утратили силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 и Постановления Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 соответственно. Федеральный закон N 66-ФЗ регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов которые не относятся к спорным правоотношениям сторон.
Однако, учитывая, что ссылки на указанные нормативные акты не привели к неправильному принятию судом решения, основания для изменения, либо отмены судебного акта у суда апелляционной инстанции отсутствуют.
Расходы по госпошлине по апелляционной жалобе возлагаются на истца в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ростовской области от 01.08.08 г. по делу N А53-8193/2008-С2-41 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий
Ю.И.БАРАНОВА
Ю.И.БАРАНОВА
Судьи
С.В.ЕХЛАКОВА
Н.И.КОРНЕВА
С.В.ЕХЛАКОВА
Н.И.КОРНЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)