Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 23.01.2013 N 15АП-15322/2012 ПО ДЕЛУ N А32-45556/2011

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2013 г. N 15АП-15322/2012

Дело N А32-45556/2011

Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Авдониной О.Г.,
судей Малыхиной М.Н., Мисника Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Яковлевой А.В.,
при участии:
от ответчика: представителя Родинка Е.С. по доверенности от 13.03.2012 N 207/146д,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений администрации города Сочи
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05 октября 2012 года по делу N А32-45556/2011
по иску Департамента имущественных отношений администрации города Сочи
к ответчику Министерству обороны Российской Федерации
при участии третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае, федерального бюджетного учреждения "Санаторно-курортный комплекс "Сочинский" Министерства обороны Российской Федерации
об обязании согласовать схемы размещения формируемых земельных участков,
принятое в составе судьи Нигоева Р.А.,

установил:

первоначально Департамент имущественных отношений администрации города Сочи (далее - ДИО г. Сочи, истец) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к федеральному государственному учреждению "Центральный военный клинический санаторий "Сочи" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУ "ЦВКС "Сочи") об обязании согласовать схемы расположения земельных участков, формирующихся из земельных участков с кадастровым номером 23:49:0302015:6, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:49:0000000:16, необходимых для эксплуатации многоквартирных жилых домов N 78/3 и N 78/10 по Курортному проспекту в Хостинском районе г. Сочи.
Исковые требования мотивированы тем, что во исполнение положений статьи 16 Федерального закона Российской Федерации N 189-ФЗ от 29.12.2004 "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 189-ФЗ) на основании обращения уполномоченных лиц собственников помещений многоквартирных жилых домов администрацией г. Сочи были начаты работы по формированию земельных участков с целью их последующей передачи в общую долевую собственность собственникам помещений многоквартирных домов.
В ходе осуществления данных работ было установлено, что земельные участки под многоквартирными жилыми домами подлежат формированию за счет площади земельного участка с кадастровым номером 23:49:0302015:6, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:49:0000000:16, являющегося федеральной собственностью и находящегося в пользовании у ФГУ "ЦВКС "Сочи" Минобороны Российской Федерации.
Ввиду того, что полномочия собственника в отношении имущества Российской Федерации, закрепленного за подведомственными учреждениями, осуществляет Минобороны Российской Федерации, ДИО г. Сочи направил в адрес последнего письмо с просьбой сообщить о согласии осуществить раздел земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:16 в границах предоставленных схем расположения земельных участков на кадастровом плане территорий, необходимых для эксплуатации многоквартирных жилых домов.
В ответе на данное обращение ДИО Минобороны Российской Федерации указал, что для согласования местоположения границ земельных участков требуется получение согласия ФГУ "ЦВКС "Сочи" Минобороны Российской Федерации.
В свою очередь, ФГУ "ЦВКС "Сочи" Минобороны Российской Федерации сообщило, что согласование границ земельных участков не возможно, так как жилые дома расположены на землях Минобороны Российской Федерации и находятся в оперативном управлении учреждения.
ДИО г. Сочи полагает, что несогласование ответчиком границ формируемых земельных участков не соответствует положениям статей 29, 36 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает право собственников помещений многоквартирных домов на приобретение земельных участков, занятых жилыми домами в собственность.
Учитывая, что ДИО г. Сочи для формирования земельных участков представил все необходимые документы, у ФГУ "ЦВКС "Сочи" Минобороны Российской Федерации не имелось правовых оснований для отказа в согласовании границ земельных участков.
В связи с тем, что в ходе рассмотрения дела организационно-правовая форма ответчика была изменена, определением от 13.03.2012 суд указал, что ответчиком по делу надлежит считать федеральное бюджетное учреждение "Санаторно-курортный комплекс "Сочинский" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФБУ "СКК "Сочинский"). Этим же определением в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, суд привлек Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Министерство обороны Российской Федерации (л.д. 61 - 62).
В судебном заседании суда первой инстанции 21.09.2011 представителем ДИО г. Сочи было заявлено ходатайство о замене ФБУ "СКК "Сочинский" как ненадлежащего ответчика по делу на Министерство обороны Российской Федерации. Указанное ходатайство истца судом было удовлетворено, Министерство обороны Российской Федерации привлечено к участию в деле в качестве ответчика, процессуальный статус ФБУ "СКК "Сочинский" был изменен с ответчика на третье лицо без самостоятельных требований.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.2012 в удовлетворении заявленного иска отказано в полном объеме.
Судебный акт мотивирован тем, что земельный участок с кадастровым номером 23:49:0302015:6, на котором расположены многоквартирные жилые дома, является федеральной собственностью и закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за ФБУ "СКК "Сочинский".
Суд указал, что в силу разъяснений, изложенных в пункте 67 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление от 29.04.2010 N 10/22), а также положений частей 3 и 4 статьи 16 Закона N 189-ФЗ по заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен жилой дом.
Истец не представил доказательства обращения в уполномоченный орган с заявлением о формировании земельных участков, необходимых для эксплуатации многоквартирных жилых домов.
ТУ ФАУГИ в Краснодарском крае не производило на основании заявления собственников многоквартирного дома выдел из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0302015:6, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:49:0000000:16, земельных участков для эксплуатации многоквартирного жилого дома.
Таким образом, отказ ответчика от согласования схем расположения земельных участков, необходимых для эксплуатации жилых домов, не влияет и не может влиять на реализацию собственниками помещений многоквартирных домов права на формирование земельных участков для эксплуатации домов и государственную регистрацию права общей долевой собственности.
С принятым судебным актом не согласился ДИО г. Сочи, в порядке, предусмотренном положениями главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обратился с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, заявленный иск удовлетворить в полном объеме.
Доводы, приведенные в обоснование апелляционной жалобы, полностью совпадают с доводами, приведенными в обоснование заявленного иска.
В отзыве на апелляционную жалобу ФБУ "СКК "Сочинский" просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, указав, что земельные участки, занятые многоквартирными жилыми домами, не выделялись из состава земельного участка с кадастровым номером 23:49:0302015:6, находящегося в федеральной собственности.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Минобороны Российской Федерации с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Истец и третьи лица явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела. От ФБУ "СКК "Сочинский" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. В отношении указанных лиц дело рассмотрено по правилам статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, собственником единого землепользования с кадастровым номером 23:49:0000000:0016 общей площадью 56 185 кв. м, расположенного по адресу: г. Сочи, Хостинский район, ул. Курортный проспект, 85, является Российская Федерация, что подтверждается представленными в материалы дела свидетельством о государственной регистрации права серии 23 АВ N 106113 от 02.10.2006 и выпиской из ЕГРП от 10.04.2012 (л.д. 49, 77).
Указанное единое землепользование на праве постоянного (бессрочного) пользования первоначально было предоставлено ФГУ "ЦВКС "Сочи" (свидетельство о государственной регистрации права серии 23 АД N 740077 от 07.05.2008 - л.д. 46), а после реорганизации санатория (л.д. 38 - 44) - ФБУ "СКК "Сочинский" (свидетельство о государственной регистрации права серии 23-АК N 507182 от 13.01.2012 - л.д. 45, 77).
Из правовой позиции ДИО г. Сочи следует, что в 2010 году на основании обращения уполномоченных лиц собственников помещений многоквартирных жилых домов N 78/3 и N 78/10, расположенных по Курортному проспекту в Хостинском районе г. Сочи, во исполнение положений статьи 16 Закона N 189-ФЗ, администрацией г. Сочи были начаты работы по формированию земельных участков с целью их последующей передачи в общую долевую собственность собственникам помещений указанных многоквартирных жилых домов.
В ходе осуществления данных работ было установлено, что земельные участки под многоквартирными жилыми домами подлежат формированию за счет площади земельного участка с кадастровым номером 23:49:0302015:6, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:49:0000000:16, являющегося федеральной собственностью и находящегося в пользовании у ФГУ "ЦВКС "Сочи" Минобороны Российской Федерации.
Факт вхождения земельного участка с кадастровым номером 23:49:0302015:6 в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:49:0000000:16 подтверждается представленной в материалы дела кадастровой выпиской о земельном участке (л.д. 81 - 127).
В связи с этим, ДИО г. Сочи обратился к ФГУ "ЦВКС "Сочи" (правопредшественнику ФБУ "СКК "Сочинский") с просьбой согласовать схему расположения границ земельных участков на кадастровом плане прилегающей территории жилых домов N 78/3 и N 78/10 (л.д. 13 - 14).
В письме N 1129 от 28.10.2010 ФГУ "ЦВКС "Сочи" сообщило, что согласование указанных схем санаторием не представляется возможным, так как данные дома расположены на землях Минобороны Российской Федерации, находящихся в оперативном управлении ФГУ "ЦВКС "Сочи" (л.д. 30).
В связи с этим, ДИО г. Сочи за согласованием схем расположения границ земельных участков обратился в Минобороны Российской Федерации.
В письме N 141/21653 от 24.11.2010 Минобороны Российской Федерации указало, что для согласования местоположения границ земельных участков необходимо представить в Департамент имущественных отношений Минобороны Российской Федерации (далее - ДИО Минобороны Российской Федерации) акты согласования местоположения границ на все вновь образуемые земельные участки, оформленные в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации N 412 от 24.11.2008, согласованные с правообладателем земельного участка и органом военного управления, в подчинении которого находится этот правообладатель (л.д. 12).
ДИО г. Сочи повторно обратился к ФГУ "ЦВКС "Сочи" с требованием согласовать акты местоположения границ земельных участков, необходимых для обеспечения эксплуатации многоквартирных жилых домов (л.д. 17 - 20).
В письме N 299 от 01.04.2011 ФГУ "ЦВКС "Сочи" сообщило ДИО г. Сочи о том, что санаторий не может в настоящий момент согласовать местоположение границ земельного участка многоквартирного дома N 78/1 по Курортному проспекту в Хостинском районе г. Сочи, так как до настоящего времени изменения кадастрового учета санаторием не получены, межевой план находится на дополнительном рассмотрении в кадастровой палате (л.д. 15).
Полагая, что Минобороны Российской Федерации необоснованно отказывается от согласования схем расположения земельных участков, необходимых для обеспечения эксплуатации многоквартирных жилых домов, ДИО г. Сочи обратился в арбитражный суд с иском по настоящему делу.
Согласно части 3 статьи 16 Закона N 189-ФЗ в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации N 12-П от 28.05.2010 часть 3 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, признана не соответствующей Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36.
Согласно частям 4, 5 Закона N 189-ФЗ формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.
С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Разъясняя порядок применения указанной нормы права, Пленумы Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 67 постановления N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указали, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования. Вместе с тем по смыслу частей 3 и 4 статьи 16 Закона N 189-ФЗ собственник не вправе распоряжаться этой землей в той части, в которой должен быть сформирован земельный участок под многоквартирным домом. В свою очередь, собственники помещений в многоквартирном доме вправе владеть и пользоваться этим земельным участком в той мере, в какой это необходимо для эксплуатации ими многоквартирного дома, а также объектов, входящих в состав общего имущества в таком доме. При определении пределов правомочий собственников помещений в многоквартирном доме по владению и пользованию указанным земельным участком необходимо руководствоваться частью 1 статьи 36 ЖК РФ.
В указанных случаях собственники помещений в многоквартирном доме как законные владельцы земельного участка, на котором расположен данный дом и который необходим для его эксплуатации, в силу статьи 305 ГК РФ имеют право требовать устранения всяких нарушений их прав, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, а также право на защиту своего владения, в том числе против собственника земельного участка.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность домовладельцев в порядке и на условиях, которые установлены жилищным законодательством.
Из приведенных норм права следует, что для передачи в общую долевую собственность владельцам помещений в многоквартирных жилых домах N 78/3 и N 78/10 по Курортному проспекту в Хостинском районе г. Сочи земельных участков, занятых указанными объектами недвижимого имущества, было достаточным осуществление формирования земельных участков и постановка их на государственный кадастровый учет.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Статья 29 Кодекса определяет, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Как указывалось ранее, многоквартирные жилые дома располагаются на земельном участке с кадастровым номером 23:49:0302015:6, входящем в единое землепользование с кадастровым номером 23:49:0000000:16, собственником которого является Российская Федерация, и которое на праве постоянного (бессрочного) пользования в настоящее время закреплено за ФБУ "СКК "Сочинский", подведомственным Министерству обороны Российской Федерации.
Согласно пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации N 1053 от 29.12.2008 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ и долями в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции и доли в уставных капиталах которых находятся в федеральной собственности (далее - имущество Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций).
Во исполнение указанного постановления Правительства Российской Федерации приказом Минобороны Российской Федерации N 335 от 30.04.2009 было определено, что Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации создан для реализации полномочий по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
Согласно абзацу 1 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Суд апелляционной инстанции отмечает, что законодательно установленная обязанность по разработке и выдаче схемы расположения земельного участка возлагается на орган местного самоуправления, так как в силу статей 33, 35, абзаца 2 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации границы и размеры формируемого земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка. Предельные размеры земельных участков, занятых зданиями, строениями, сооружениями и необходимых для их использования, определяются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией. При этом согласно части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки, включающие в себя градостроительный регламент, утверждаются представительным органом местного самоуправления.
Нормы Земельного кодекса Российской Федерации не возлагают на государственный орган, уполномоченный распоряжаться земельным участком, за счет территории которого формируются земельные участки, занятые многоквартирными жилыми домами, обязанность каким-либо образом согласовывать схему расположения данных земельных участков. Указанная схема, по сути, является базовой основой, с использованием которой в последующем осуществляются работы по межеванию земельного участка и по изготовлению на него межевого плана.
Согласно положениям статьи 38 Федерального закона Российской Федерации N 221-ФЗ от 24.07.2007 "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закона N 221-ФЗ) межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков.
Межевой план состоит из графической и текстовой частей.
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута.
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
Межевой план должен быть составлен с соблюдением требований, установленных приказом Минэкономразвития Российской Федерации N 412 от 24.11.2008 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков".
Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования.
Согласно статье 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:
- - собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);
- - постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование).
Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.
При проведении согласования местоположения границ кадастровый инженер, в том числе, обязан обеспечить возможность ознакомления заинтересованных лиц или их представителей с соответствующим проектом межевого плана и дать необходимые разъяснения относительно его содержания.
В соответствии со статьей 40 Закона N 221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.
Учитывая, что земельные участки под спорными многоквартирными домами никогда не формировались, и земельный участок с кадастровым номером 23:49:0302015:6 находится в федеральной собственности (закреплен в ведение Министерства обороны Российской Федерации), в целях реализации права на передачу земельных участков, занятых многоквартирными жилыми домами, в общую собственность собственников помещений указанных домов любое лицо, уполномоченное общим собранием собственников помещений, либо любой собственник помещения (далее - заинтересованное лицо) были обязаны совершить следующий ряд последовательных действий:
- - в порядке абзаца 1 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обратиться в орган местного самоуправления (применительно к рассматриваемому спору - к администрации г. Сочи) с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. В свою очередь, орган местного самоуправления в месячный срок с момента получения указанного обращения был обязан утвердить и выдать заявителю схемы расположения земельных участков;
- - после предоставления органом местного самоуправления схем расположения земельных участков заинтересованное лицо было обязано на основании данного документа обеспечить выполнение в отношении формируемых земельных участков кадастровых работ, по итогам которых кадастровым инженером подлежали составлению проекты межевых планов земельных участков;
- - действуя через кадастрового инженера, заинтересованное лицо было обязано обеспечить направление в адрес Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, как специализированного органа, наделенного полномочиями по распоряжению имуществом Российской Федерации, закрепленным за Министерством обороны Российской Федерации, проектов межевых планов земельных участков для согласования описания местоположения (чертежа) границ земельного участка, а также заявлений с требованиями осуществить государственный кадастровый учет формируемых земельных участков в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции отмечает, что понятие "схема расположения земельного участка" не является идентичным понятию "акт согласования местоположения границ земельного участка". Первое из них, по сути, представляет собой проект границ (чертеж) будущего земельного участка, нанесенных на кадастровый план определенной территории с учетом требований земельного и градостроительного законодательства. Тогда как второе понятие представляет собой неотъемлемую часть межевого плана земельного участка, подтверждающую отсутствие у заинтересованных лиц спора по вопросу определения координат характерных точек границ формируемого земельного участка.
Из исковых требований следует, что ДИО г. Сочи просит обязать Минобороны Российской Федерации согласовать именно схему расположения земельных участков, формирующихся из земельных участков с кадастровым номером 23:49:0302015:6, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:49:0000000:16, необходимых для эксплуатации многоквартирных жилых домов N 78/3 и N 78/10 по Курортному проспекту в Хостинском районе г. Сочи.
Однако в силу положений абзаца 1 пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обязанность по утверждению и выдаче заинтересованному лицу схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории возложена на орган местного самоуправления (на администрацию г. Сочи).
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что заинтересованное лицо подготавливало и направляло для согласования местоположения границ формируемых земельных участков в адрес Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации проекты межевых планов данных земельных участков, содержащие акты согласования местоположения границ на все вновь образуемые земельные участки, оформленные в соответствии с приказом Минэкономразвития Российской Федерации N 412 от 24.11.2008.
В материалах дела также отсутствуют доказательства того, что заинтересованное лицо в порядке частей 3, 4, 5 статьи 16 Закон N 189-ФЗ, статьи 29, пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации обращалось с заявлением о формировании и осуществления государственного кадастрового учета земельных участков, занятых многоквартирными жилыми домами.
Суд апелляционной инстанции также отмечает, что требовать формирования земельного участка, занятого многоквартирным жилым домом, может только лицо, уполномоченное общим собранием собственников помещений, либо любой собственник помещения данного жилого дома.
Определением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.12.2012 на ДИО г. Сочи была возложена обязанность по представлению в адрес суда документов, подтверждающих факт нахождения в муниципальной собственности муниципального образования город Сочи помещений, расположенных в многоквартирных жилых домах N 78/3 и N 78/10 по Курортному проспекту в Хостинском районе г. Сочи (документов, подтверждающих основания возникновения права муниципальной собственности).
Истец возложенной на него обязанности не исполнил, истребованные документы не представил, что в силу положений части 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является его процессуальным риском.
Ввиду того, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт нахождения в муниципальной собственности муниципального образования город Сочи помещений, расположенных в спорных многоквартирных жилых домах, ДИО г. Сочи не легитимировал себя в качестве надлежащего истца по заявленному иску (истец не представил доказательства, подтверждающие наличие у него правомочий на инициирование процедуры формирования земельных участков). Данное обстоятельство является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции. Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05 октября 2012 года по делу N А32-45556/2011 оставить без изменения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.

Председательствующий
О.Г.АВДОНИНА

Судьи
М.Н.МАЛЫХИНА
Н.Н.МИСНИК















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)