Судебные решения, арбитраж

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 06.11.2013 ПО ДЕЛУ N 33-9116/2013

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 6 ноября 2013 г. по делу N 33-9116/2013


Судья: Шабалина Л.П.

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кавуновой В.В.,
судей Варнавского В.М., Чубукова С.К.,
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Муниципального унитарного предприятия "Рубцовский коммунальщик" муниципального образования "Город Рубцовск" Алтайского края и апелляционную жалобу ответчика администрации города Рубцовска Алтайского края на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 11 сентября 2013 года по делу
по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице Главного санитарного врача по г. Рубцовску, Рубцовскому и Егорьевскому районам Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Рубцовска Алтайского края, Муниципальному унитарному предприятию "Рубцовский коммунальщик" муниципального образования "Город Рубцовск" Алтайского края, ООО "Комунстройцентр", Товариществу собственников жилья "Бриз", ООО "Управляющая компания "Надежда" о возложении обязанности выполнить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Варнавского В.М., судебная коллегия

установила:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице Главного санитарного врача по г. Рубцовску, Рубцовскому и Егорьевскому районам Алтайского края обратилось в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к ответчикам, в котором просило обязать администрацию города Рубцовска Алтайского края определить земельный участок для размещения площадки для сбора мусора и бытовых отходов от жилых домов *** по <адрес>, *** по <адрес>, *** по <адрес> в соответствии с п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", а именно с соблюдением нормируемых расстояний: от площадки для сбора мусора и бытовых отходов до перечисленных жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстоянии не менее 20 м, но не более 100 м, обязать ответчиков ООО "Комунстройцентр", ООО "УК "Надежда", ТСЖ "Бриз", администрацию города Рубцовска Алтайского края, МУП "Рубцовский коммунальщик" в соответствии с п. 3.7.1 и п. 3.7.4 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", п. п. 1.2, 2.1.3, 2.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" оборудовать площадку с контейнерами для сбора мусора и бытовых отходов от жилых домов *** по <адрес>, *** по <адрес>, *** по <адрес>, а именно: обеспечить бетонированное или асфальтированное покрытие; обеспечить наличие ограждения из стандартных железобетонных изделий или других материалов; произвести посадку зеленых (кустарниковых) насаждений; обеспечить удобные подъезды для транспорта, обязать ответчиков ООО "Комунстройцентр", ООО "УК "Надежда", ТСЖ "Бриз", администрацию города Рубцовска Алтайского края, МУП "Рубцовский коммунальщик" обеспечить в соответствии с требованиями п. 2.11 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилах зданиях и помещениях", п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" ежедневную уборку территории между жилыми домами *** по <адрес>, *** по <адрес>, *** по <адрес> и по <адрес>, обязать ответчиков администрацию города Рубцовска Алтайского края, МУП "Рубцовский коммунальщик" организовать вывоз мусора и твердых бытовых отходов от жилых домов по <адрес>, обязать администрацию города Рубцовска Алтайского края контролировать исполнение Приложения к решению Рубцовского городского совета депутатов Алтайского края от 15.10.2009 г. N 266 "Правила благоустройства города Рубцовска" в части содержания территории, расположенной между жилыми домами *** по <адрес>, *** по <адрес>, *** по <адрес>, *** по <адрес> и по <адрес>, а также сбор мусора и отходов от указанных жилых домов.
В обоснование требований указало, что Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в г. Рубцовске, Рубцовском и <адрес> при рассмотрении обращений граждан установлено следующее. Постановлением администрации города Рубцовска Алтайского края от 03.04.2013 N 1886 МУП "Рубцовский коммунальщик" муниципального образования "Город Рубцовск" был предоставлен земельный участок для временного обслуживания контейнерной площадки, расположенный: на расстоянии 25 м к юго-востоку от жилого дома *** по <адрес>, на расстоянии около 10 метров от существующей детской площадки жилого дома *** по <адрес>, на расстоянии 26 метров к северу от многоквартирного жилого дома *** по <адрес>, на расстоянии 82 метров к югу от многоквартирного дома *** по <адрес>, на расстоянии 50 метров к северо-западу от многоквартирного жилого дома *** по <адрес>, на расстоянии 52 метров к западу от одноэтажного жилого дома *** по <адрес>.
При этом согласно п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Предоставленный администрацией города Рубцовска Алтайского края вышеуказанный земельный участок не оборудован под контейнерную площадку, а именно в нарушение п. 3.7.4 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.03 N 170, п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", п. 2.2, 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" на указанном участке отсутствуют металлические контейнеры (мусоросборники) для сбора мусора и бытовых отходов, отсутствует бетонированная или асфальтированная площадка (покрытие), отсутствует ограждение из стандартных железобетонных изделий или других материалов, отсутствуют посадки зеленых (кустарниковых) насаждений, что может способствовать распространению мусора по прилегающей к площадке территории, размножению синантропных членистоногих (в том числе мух), гельминтов и явиться причиной возникновения инфекционных и паразитарных заболеваний среди жителей <адрес>. На момент рассмотрения обращений, неустановленными лицами контейнеры для сбора мусора и твердых бытовых отходов размещены на другом земельном участке, расположенном: на расстоянии 50 м к юго-востоку от жилого дома *** по <адрес>, на расстоянии около 30 метров от существующей детской площадки жилого дома *** по <адрес>, на расстоянии 26 метров к северу от многоквартирного жилого дома *** по <адрес>, на расстоянии 80 метров к югу от многоквартирного дома *** по <адрес>, на расстоянии 30 метров к северо-западу от многоквартирного жилого дома *** но <адрес>, на расстоянии 25 метров к западу от одноэтажного жилого дома *** по <адрес>. При этом указанный земельный участок, так же не оборудован под контейнерную площадку, а именно в нарушение п. 3.7.4 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.03 г. N 170, п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" на указанном участке установлено 4 металлических контейнера (мусоросборника) для сбора мусора и бытовых отходов, однако отсутствует бетонированная или асфальтированная площадка (покрытие), отсутствует ограждение из стандартных железобетонных изделий или других материалов, отсутствуют посадки зеленых (кустарниковых) насаждений, что способствует распространению мусора по прилегающей территории, размножению синантропных членистоногих (в том числе мух), гельминтов и явиться причиной возникновения инфекционных и паразитарных заболеваний среди жителей <адрес>.
Кроме того, не осуществляется ежедневная уборка территории, прилегающей к указанной контейнерной площадке, что является нарушением п. 2.11 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилах зданиях и помещениях", п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест", данный факт подтверждается наличием на указанной территории мусора и отходов в виде полимерной тары из-под напитков, остатков упаковки (бумажной и полимерной) из-под пищевых продуктов, вышедшей из употребления сантехники, отходов строительных материалов (битого кирпича и др.), ветвей деревьев и т.д.
Согласно информации, предоставленной МУП "Рубцовский коммунальщик" от ДД.ММ.ГГ и обращения граждан в <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГ, МУП "Рубцовский коммунальщик" вывозит мусор и твердые бытовые отходы от фактически расположенных контейнеров, которыми пользуются как жители многоквартирных домов *** по <адрес> (управляющая компания - ООО "Комунстройцентр"), *** по <адрес> (управляющая компания ООО "УК "Надежда"), *** по <адрес> (ТСЖ "Бриз"), так и жители одноэтажных жилых домов по <адрес>.
Согласно п. 6.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" оборудовать площадки с водонепроницаемым покрытием под мусоросборники (контейнеры) должны учреждения по эксплуатации зданий, то есть в данном случае управляющие компании, использующие контейнерную площадку. Соответственно неисполнение организациями по обслуживанию жилищного фонда, а именно ООО "Комунстройцентр", ООО "УК "Надежда", ТСЖ "Бриз", а также администрацией города Рубцовска Алтайского края и МУП "Рубцовский коммунальщик" требований п. 3.7.1 и п. 3.7.4 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" влечет за собой автоматическое нарушение п. п. 1.2, 2.1.3, 2.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях".
В соответствии с п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов относится к вопросам местного значения городского округа, то есть входит в компетенцию администрации города Рубцовска Алтайского края. Согласно Распоряжению администрации города Рубцовска Алтайского края от 06.03.2013 N 98р и Постановлению администрации города Рубцовска Алтайского края от 03.04.2013 N 1886, МУП "Рубцовский коммунальщик" несет ответственность за содержание вышеуказанной контейнерной площадки, а также на МУП "Рубцовский коммунальщик" возложена обязанность по заключению договоров на вывоз мусора и твердых бытовых отходов от одноэтажных жилых домов (от жилых домов по <адрес>). Согласно п. 14.1 Приложения к решению Рубцовского городского совета депутатов Алтайского края от 15.10.2009 N 266 "Правила благоустройства города Рубцовска", контроль за исполнением данных правил осуществляет администрация города Рубцовска Алтайского края.
Таким образом, бездействие ответчиков в виде непринятия мер по проведению организационных, санитарно-технических и санитарно-гигиенических мероприятий, направленных на обеспечение сбора мусора и твердых бытовых отходов, а также содержания территории расположенной между жилыми домами *** по <адрес>, *** по <адрес>, *** по <адрес>, *** по <адрес> и по <адрес> приводит к угрозе возникновения инфекционных и паразитарных заболеваний (отравлений) среди населения, причинения ущерба здоровью людей или окружающей среде, что нарушает права граждан на охрану здоровья, на благоприятную окружающую среду обитания.
Для того, чтобы предотвратить возможное возникновение и распространение инфекционных (дизентерии, брюшного типа, вирусного гепатита А, норовирусной и ротавирусной инфекции и др.) и паразитарных (эхинококкоз, альвеококкоз, аскаридоз, трихоцефалез и др.) заболеваний среди неопределенного круга лиц <адрес> и уменьшения вредного воздействия на указанный неопределенный круг лиц факторов среды обитания администрации города Рубцовска Алтайского края, МУП "Рубцовский коммунальщик", ООО "Комунстройцентр", ООО "УК "Надежда", ТСЖ "Бриз", необходимо провести предусмотренные законодательством Российской Федерации целенаправленные мероприятия.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 11 сентября 2013 года, с учетом определения того же суда от 03 октября 2013 об исправлении описки, исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице начальника территориального отдела в г. Рубцовске, Рубцовском и Егорьевском районах в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены частично.
На МУП "Рубцовский коммунальщик" муниципального образования "Город Рубцовск" возложена обязанность оборудовать контейнерную площадку с контейнерами для сбора мусора и бытовых отходов от жилых домов *** по <адрес>, *** по <адрес>, *** по <адрес>, а именно, обеспечить бетонированное или асфальтированное покрытие; обеспечить наличие ограждения из стандартных железобетонных изделий или других материалов; произвести посадку зеленых (кустарных) насаждений; обеспечить удобные подъезды для транспорта.
На ООО "Комунстройцентр" возложена обязанность обеспечить ежедневную уборку придомовой территории жилого дома *** по улице <адрес>.
На ООО "Управляющая Кампания "Надежда" возложена обязанность обеспечить ежедневную уборку придомовой территории жилого дома *** по <адрес>.
На администрацию города Рубцовска Алтайского края, МУП "Рубцовский коммунальщик" муниципального образования "Город Рубцовск" возложена обязанность организовать вывоз мусора и твердых бытовых отходов от жилых домов по <адрес>.
На администрацию города Рубцовска Алтайского края возложена обязанность осуществлять контроль за надлежащим содержанием территории, расположенной между жилыми домами *** по <адрес>, *** по проспекту Рубцовскому, *** по <адрес> и по <адрес>, а также организацию сбора и вывоза мусора от указанных жилых домов.
В удовлетворении исковых требований Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице начальника территориального отдела в г. Рубцовске, Рубцовском и Егорьевском районах к Товариществу собственников жилья "Бриз" отказано в полном объеме.
В удовлетворении остальных исковых требований Управлению Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице начальника территориального отдела в г. Рубцовске, Рубцовском и Егорьевском районах к Администрации г. Рубцовска Алтайского края, МУП "Рубцовский коммунальщик" муниципального образования "Город Рубцовск", ООО "Комунстройцентр", ООО "Управляющая Кампания "Надежда" отказано.
С МУП "Рубцовский коммунальщик" муниципального образования "Город Рубцовск" взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета <данные изъяты> руб.
С ООО "Комунстройцентр" взыскана государственная пошлина в доход местного бюджета <данные изъяты> руб.
С ООО "Управляющая Кампания "Надежда" взыскано государственная пошлина в доход местного бюджета <данные изъяты> руб.
В апелляционной жалобе ответчик Муниципальное унитарное предприятие "Рубцовский коммунальщик" муниципального образования "Город Рубцовск" Алтайского края просит решение суда в части возложения обязанности оборудовать контейнерную площадку с контейнерами для сбора мусора и бытовых отходов от жилых домов *** по <адрес>, *** по <адрес>, *** по <адрес>, а именно, обеспечить бетонированное или асфальтированное покрытие, обеспечить наличие ограждения из стандартных железобетонных изделий или других материалов, произвести посадку зеленых (кустарных) насаждений, обеспечить удобные подъезды для транспорта отменить, указывая на то, что накопление, сбор и вывоз твердых бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, а объекты, используемые для сбора и накопления образующихся в процессе жизнедеятельности жильцов дома твердых бытовых отходов (мусоропроводы, контейнеры, бункеры-накопители, специально оборудованные площадки и т.д.), относятся к общему имуществу дома, поскольку они предназначены для обслуживания и эксплуатации все многоквартирного дома. Все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Надлежащими ответчиками по требованию о возложении обязанности оборудовать площадку с контейнерами для сбора мусора и бытовых отходов от жилых домов являются ООО "Комунстройцентр", ООО "УК "Надежда", ТСЖ "Бриз".
В апелляционной жалобе ответчик администрация города Рубцовска Алтайского края просит решение суда отменить, вынести новое об отказе в удовлетворении требований к администрации, ссылаясь на то, что администрацией города Рубцовска Алтайского края организован надлежащим образом вывоз мусора и твердых бытовых отходов от жилых домов по <адрес>. Возложение на администрацию города Рубцовска Алтайского края дополнительной обязанности по осуществлению контроля за надлежащим содержанием территории, расположенной между жилыми домами *** по <адрес>, *** по <адрес>, *** по <адрес> и <адрес> является незаконным.
В возражении на апелляционную жалобу Муниципальное унитарное предприятие "Рубцовский коммунальщик" ТСЖ "Бриз" просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
В возражении на апелляционную жалобу администрации города Рубцовска Алтайского края ООО "Комунстройцентр" просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб и возражений, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в части возложения обязанности на МУП "Рубцовский коммунальщик" муниципального образования "Город Рубцовск" оборудовать контейнерную площадку с контейнерами для сбора мусора и бытовых отходов от жилых домов *** по <адрес>, *** по <адрес>, *** по <адрес>, а именно, обеспечить бетонированное или асфальтированное покрытие; обеспечить наличие ограждения из стандартных железобетонных изделий или других материалов; произвести посадку зеленых (кустарных) насаждений; обеспечить удобные подъезды для транспорта, в части отказа в удовлетворении указанных требований к ООО "Комунстройцентр", ООО "УК "Надежда", ТСЖ "Бриз", а также в части возложения обязанности на администрацию города Рубцовска Алтайского края организовать вывоз мусора и твердых бытовых отходов от жилых домов по <адрес> в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильным применением норм материального права (п. п. 3, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Согласно ч. 1 ст. 51 названного Федерального закона отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Пунктом 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" предусмотрено, что для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.
На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями (п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест").
Согласно п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
В соответствии с пунктами 3.7.1, 3.7.4 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории. Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
Согласно пунктам 2.1, 2.8, 2.13 Правил благоустройства города Рубцовска, принятых Решением Рубцовского городского Совета депутатов от 15.10.2009 N 266, физические и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм, обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку отведенных им в установленном порядке земельных участков и прилегающих территорий в соответствии с действующим законодательством, настоящими Правилами и муниципальными правовыми актами.
Организация сбора и вывоза твердых и жидких бытовых отходов, крупно габаритного и строительного мусора от ремонта жилых помещений в жилых многоквартирных домах осуществляется управляющими компаниями, ТСЖ, ЖСК, а также собственниками многоквартирных домов, выбравшими непосредственный способ управления многоквартирными домами в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда.
Управляющие организации по обслуживанию жилищного фонда, ТСЖ, ЖСК и собственники многоквартирных домов, выбравшие непосредственный способ управления, обязаны обеспечивать: а) установку на обслуживаемой территории оборудованных в соответствии с действующими правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда сборников для твердых отходов и отдельно под крупногабаритный и строительный мусор, а в неканализированных многоквартирных домах иметь сборники (выгребы) для жидких отходов; б) установку мусоросборников всех типов на бетонированной или асфальтированной площадке с обязательным ограждением ее бетонными плитами или металлическим профилированным листом на высоту не менее двух метров. На все проемы, каналы и отверстия технического подполья должны быть установлены сетки (размер ячейки - 0,5 см), защищающие здания от проникновения грызунов; в) ежедневный вывоз бытовых отходов и иного мусора, в том числе крупногабаритного, из мусоросборников и мусорных контейнеров; г) своевременный вывоз жидких бытовых отходов и очистку выгребов от грязи (не допускать их переполнения); д) своевременную уборку территорий и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; е) свободный подъезд и проезд к контейнерным площадкам и местам временного хранения мусора.
Как установлено судом, постановлением администрации города Рубцовска Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** МУП "Рубцовский коммунальщик" был предоставлен в аренду сроком не 5 лет земельный участок категории земель населенных пунктов с кадастровым номером ***, площадью 5 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, в 50 метрах юго-восточнее жилого дома *** по <адрес> для временного обслуживания контейнерной площадки.
<данные изъяты> исходя из ситуационного плана было установлено, что указанный выше в постановлении земельный участок фактически расположен: на расстоянии 50 м к юго-востоку от жилого дома в <адрес>; на расстоянии около 30 метров от существующей детской площадки жилого дома *** по <адрес>; на расстоянии 26 метров к северу от многоквартирного жилого дома *** по <адрес>, на расстоянии 80 метров к югу от многоквартирного дома *** по <адрес>; на расстоянии 30 метров к северо-западу от многоквартирного жилого дома *** по <адрес>; на расстоянии 25 метров к западу от одноэтажного жилого дома *** по <адрес>.
Предоставленный администрацией города Рубцовска Алтайского края земельный участок в аренду МУП "Рубцовский коммунальщик" для временного обслуживания контейнерной площадки не оборудован под контейнерную площадку, а именно в нарушение п. 3.7.4 "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.03 N 170, п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", п. п. 2.2, 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" на указанном участке отсутствуют металлические контейнеры (мусоросборники) для сбора мусора и бытовых отходов, отсутствует бетонированная или асфальтированная площадка (покрытие), отсутствует ограждение из стандартных железобетонных изделий или других материалов, отсутствуют посадки зеленых (кустарниковых) насаждений, что способствует распространению мусора по прилегающей к площадке территории, размножению синантропных членистоногих (в том числе мух), гельминтов и может являться причиной возникновения инфекционных и паразитарных заболеваний среди жителей <адрес>.
При таких обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводом суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований о возложении обязанности в соответствии с указанными нормативными актами оборудовать площадку с контейнерами для сбора мусора и бытовых отходов от жилых домов *** по <адрес>, *** по <адрес>, *** по <адрес>, а именно: обеспечить бетонированное или асфальтированное покрытие, обеспечить наличие ограждения из стандартных железобетонных изделий или других материалов, произвести посадку зеленых (кустарниковых) насаждений, обеспечить удобные подъезды для транспорта.
Возлагая обязанность по выполнению вышеуказанных мероприятий на ответчика МУП "Рубцовский коммунальщик" муниципального образования "Город Рубцовск", и отказывая в удовлетворения данных требований к ООО "Комунстройцентр", ООО "УК "Надежда", ТСЖ "Бриз", суд исходил из того, что МУП "Рубцовский коммунальщик" является надлежащим ответчиком по указанному требованию, поскольку земельный участок для размещения контейнерной площадки передан в аренду МУП "Рубцовский коммунальщик".
Судебная коллегия не соглашается с таким выводом суда по следующим основаниям.
В силу п. 1 ст. 615 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
Согласно п. 2 ст. 616 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Как видно из материалов дела, постановлением администрации города Рубцовска Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** МУП "Рубцовский коммунальщик" был предоставлен в аренду сроком не 5 лет земельный участок категории земель населенных пунктов с кадастровым номером ***, площадью 5 кв. м, расположенный по адресу: <адрес>, в 50 метрах юго-восточнее жилого дома *** по <адрес> для временного обслуживания контейнерной площадки. МУП "Рубцовский коммунальщик" постановлено заключить договор аренды земельного участка в <данные изъяты> и зарегистрировать его в установленном законом порядке; содержать земельный участок в соответствии с Правилами благоустройства <адрес>.
Распоряжением администрации г. Рубцовска Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***-р на МУП "Рубцовский коммунальщик" возложена обязанность с ДД.ММ.ГГ приступить к вывозу твердых бытовых отходов и содержанию контейнерных площадок и прилегающей территории согласно санитарных норм и правил; в срок до ДД.ММ.ГГ произвести очистку всех контейнерных площадок и прилегающих к ним территорий от ТБО; после передачи контейнеров и площадок для сбора и вывоза ТБО обеспечить их надлежащее санитарное состояние и прилегающих к ним территорий.
ДД.ММ.ГГ между администрацией г. Рубцовска Алтайского края (Арендодатель) и Муниципальным унитарным предприятием "Рубцовский коммунальщик" муниципального образования "Город Рубцовск" Алтайского края (Арендатор) заключен договор аренды земельного участка ***, по которому Арендодатель предоставил Арендатору по акту приема-передачи земельный участок категории земель населенных пунктов с кадастровым номером ***, расположенный по адресу: <адрес>, в 50 метрах юго-восточнее жилого дома *** по <адрес> для временного обслуживания контейнерной площадки для сбора твердых бытовых отходов.
Согласно п. 4.4.6 указанного договора аренды Арендатор обязан не допускать действий, приводящих к ухудшению экологической обстановки на арендуемом земельном участке и прилегающих к нему территориях, а также выполнять работы по благоустройству территории.
Из ответа первого заместителя главы администрации г. Рубцовска Алтайского края ДД.ММ.ГГ следует, что <данные изъяты> дано задание МУП "Рубцовский коммунальщик" рассмотреть вопрос строительства контейнерной площадки в районе дома *** по <адрес>.
Действительно, материалами дела подтверждено, что МУП "Рубцовский коммунальщик" является арендатором спорного земельного участка и в силу вышеуказанных норм права на нем лежит обязанность по поддерживанию имущества в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества.
Между тем, указанное не свидетельствует о том, что именно на МУП "Рубцовский коммунальщик", а не на организациях, осуществляющих управление многоквартирными жилыми домами, лежит обязанность оборудовать контейнерную площадку с контейнерами для сбора мусора и бытовых отходов от жилых домов *** по <адрес>, *** по <адрес>, *** по <адрес>, а именно, обеспечить бетонированное или асфальтированное покрытие; обеспечить наличие ограждения из стандартных железобетонных изделий или других материалов; произвести посадку зеленых (кустарных) насаждений; обеспечить удобные подъезды для транспорта.
Согласно положениям статей 154 и 161 Жилищного кодекса Российской Федерации в структуру платы за жилое помещение и коммунальные услуги входит плата за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а для собственников помещений в доме - и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги. Управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 11 данных Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества, сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.
Согласно п. 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя:
Управление жилищным фондом: а) организацию эксплуатации; б) взаимоотношения со смежными организациями и поставщиками; в) все виды работы с нанимателями и арендаторами.
Техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий: а) техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное; б) осмотры; в) подготовка к сезонной эксплуатации; г) текущий ремонт; д) капитальный ремонт.
Санитарное содержание: а) уборка мест общего пользования; б) уборка мест придомовой территории; в) уход за зелеными насаждениями.
В соответствии с п. 3.7.1 названных Правил организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории; проведение среди населения широкой разъяснительной работы по организации уборки территории.
Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений (п. 3.7.4).
Таким образом, сбор и вывоз ТБО, оборудование, ремонт и восстановление площадок для контейнеров мусоросборников, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома, являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.
Как следует из материалов дела, ООО "Комунстройцентр", ООО "УК "Надежда", ТСЖ "Бриз", являются соответственно организациями обслуживающими жилые дома *** по <адрес>, *** по <адрес>, *** по <адрес>.
При указанных обстоятельствах на основании анализа спорных правоотношений и с учетом вышеприведенных норм права, судебная коллегия полагает, что именно на ООО "Комунстройцентр", ООО "УК "Надежда", ТСЖ "Бриз" лежит обязанность оборудовать контейнерную площадку с контейнерами для сбора мусора и бытовых отходов от жилых домов *** по <адрес>, *** по <адрес>, *** по <адрес>, а именно, обеспечить бетонированное или асфальтированное покрытие; обеспечить наличие ограждения из стандартных железобетонных изделий или других материалов; произвести посадку зеленых (кустарных) насаждений; обеспечить удобные подъезды для транспорта, являющейся организациями, осуществляющей управление многоквартирными жилыми домами.
При таких обстоятельствах решение суда в части возложения обязанности на МУП "Рубцовский коммунальщик" муниципального образования "Город Рубцовск" оборудовать контейнерную площадку с контейнерами для сбора мусора и бытовых отходов от жилых домов *** по <адрес>, *** по <адрес>, *** по <адрес>, а именно, обеспечить бетонированное или асфальтированное покрытие; обеспечить наличие ограждения из стандартных железобетонных изделий или других материалов; произвести посадку зеленых (кустарных) насаждений; обеспечить удобные подъезды для транспорта и в части отказа в удовлетворении указанных требований к ООО "Комунстройцентр", ООО "УК "Надежда", ТСЖ "Бриз" подлежит отмене с вынесением нового о возложении указанных обязанностей на ООО "Комунстройцентр", ООО "УК "Надежда", ТСЖ "Бриз".
Также судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части возложения обязанности на администрацию города Рубцовска Алтайского края организовать вывоз мусора и твердых бытовых отходов от жилых домов по <адрес>, поскольку в силу закона на нее такой обязанности не возложено.
Указание суда, что <данные изъяты> не юридическое лицо, а является структурным подразделением администрации г. Рубцовска, поэтому на администрацию г. Рубцовска и следует возложить обязанность организовать вывоз мусора и твердых бытовых отходов от жилых домов по <адрес>, не основано на законе и установленных по делу обстоятельствах.
Таким образом, решение суда в части возложения обязанности на администрацию города Рубцовска Алтайского края организовать вывоз мусора и твердых бытовых отходов от жилых домов по <адрес> подлежит отмене с вынесением нового об отказе в удовлетворении заявленных требований в указанной части.
Далее. Согласно пунктам 14.1, 14.2 Правил благоустройства города Рубцовска, принятых Решением Рубцовского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГ ***, администрация города осуществляет контроль в пределах своей компетенции за соблюдением физическими и юридическими лицами настоящих Правил.
В случае выявления фактов нарушения Правил уполномоченные органы местного самоуправления, их должностные лица и иные установленные действующим законодательством уполномоченные лица вправе: выдать предписание об устранении нарушения; составить протокол об административном правонарушении в порядке, установленном действующим законодательством; обратиться в суд с заявлением (с исковым заявлением) о признании незаконным действий (бездействия) физических и юридических лиц, нарушающих Правила, о возмещении ущерба.
Материалами дела подтверждены факты нарушения юридическими лицами Правил благоустройства <адрес>.
Между тем, надлежащих доказательств того, что администрацией г. Рубцовска Алтайского края по выявленным нарушениям Правил благоустройства <адрес> принимались какие-либо меры контроля и воздействия на лиц, нарушающих Правила в соответствии с разделом 14 Правил, представлено не было.
При таких обстоятельствах у суда имелись основания для удовлетворения заявленных требований в части возложения обязанности на администрацию г. Рубцовска Алтайского края по осуществлению контроля за надлежащим содержанием территории, расположенной между жилыми домами *** по <адрес>, *** по <адрес>, *** по <адрес> и по <адрес>.
Указание администрацией г. Рубцовска Алтайского края в жалобе, что на администрацию возложена дополнительная обязанность по осуществлению контроля за надлежащим содержанием территории, судебной коллегией не учитывается, поскольку установлен факт нарушения юридическими лицами Правил благоустройства <адрес>.
При изложенных обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы ответчика администрации города Рубцовска Алтайского края.
В соответствии со ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Таким образом, с ТСЖ "Бриз" в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст. ст. 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Апелляционную жалобу ответчика администрации города Рубцовска Алтайского края на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 11 сентября 2013 года оставить без удовлетворения.
Апелляционную жалобу ответчика Муниципального унитарного предприятия "Рубцовский коммунальщик" муниципального образования "Город Рубцовск" Алтайского края удовлетворить.
Решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 11 сентября 2013 года в части возложения обязанности на МУП "Рубцовский коммунальщик" муниципального образования "Город Рубцовск" оборудовать контейнерную площадку с контейнерами для сбора мусора и бытовых отходов от жилых домов *** по <адрес>, *** по <адрес>, *** по <адрес>, а именно, обеспечить бетонированное или асфальтированное покрытие; обеспечить наличие ограждения из стандартных железобетонных изделий или других материалов; произвести посадку зеленых (кустарных) насаждений; обеспечить удобные подъезды для транспорта, в части отказа в удовлетворении указанных требований к Обществу с ограниченной ответственностью "Комунстройцентр", Обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая кампания "Надежда", Товариществу собственников жилья "Бриз", а также в части возложения обязанности на администрацию города Рубцовска Алтайского края организовать вывоз мусора и твердых бытовых отходов от жилых домов по <адрес> отменить и вынести в указанных частях новое решение, изложив резолютивную часть решения суда в следующей редакции:
"Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице начальника территориального отдела в г. Рубцовске, Рубцовском и Егорьевском районах в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить частично.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "Комунстройцентр", Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая кампания "Надежда", Товарищество собственников жилья "Бриз" оборудовать контейнерную площадку с контейнерами для сбора мусора и бытовых отходов от жилых домов *** по <адрес>, *** по <адрес>, *** по <адрес>, а именно, обеспечить бетонированное или асфальтированное покрытие, обеспечить наличие ограждения из стандартных железобетонных изделий или других материалов, произвести посадку зеленых (кустарных) насаждений, обеспечить удобные подъезды для транспорта.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "Комунстройцентр" обеспечить ежедневную уборку придомовой территории жилого дома *** по <адрес>.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая кампания "Надежда" обеспечить ежедневную уборку придомовой территории жилого дома *** по <адрес>.
Обязать МУП "Рубцовский коммунальщик" муниципального образования "Город Рубцовск" организовать вывоз мусора и твердых бытовых отходов от жилых домов по <адрес>.
Обязать Администрацию города Рубцовска Алтайского края осуществлять контроль за надлежащим содержанием территории, расположенной между жилыми домами *** по <адрес>, *** по <адрес>, *** по <адрес> и по <адрес> и организацией сбора и вывоза мусора от указанных жилых домов.
Взыскать с МУП "Рубцовский коммунальщик" муниципального образования "Город Рубцовск" госпошлину в доход местного бюджета <данные изъяты> рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Комунстройцентр" госпошлину в доход местного бюджета <данные изъяты> рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "Управляющая кампания "Надежда" госпошлину в доход местного бюджета <данные изъяты> рублей.
Взыскать с Товарищества собственников жилья "Бриз" госпошлину в доход местного бюджета <данные изъяты> рублей".















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)