Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Озеров А.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Грибалевой М.Н.
судей Кириной Л.А., Игнатьева А.В.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ) "Калина" к Г.Е., Г.Т. о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг по кассационной жалобе представителя Г.Е. Ж.А. на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 09 сентября 2011 года.
Заслушав доклад судьи Грибалевой М.Н., объяснения представителя Г.Е. - Ж., поддержавшего доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
ТСЖ "Калина" обратилось в суд с иском к Г.Е., Г.Т. о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг, ссылаясь на то, что ответчики проживают Данным домом управляет ТСЖ "Калина". Г.Е. и Г.Т. не производят оплату за потребленные коммунальные ресурсы и оплату жилья, в связи с чем образовалась задолженность, которая по состоянию на 28.02.2011 г. составляет 50690 руб. 44 коп.
Решением Ленинского районного суда г. Саратова от 09 сентября 2011 года постановлено: взыскать с Г.Е., Г.Т. в пользу товарищества собственников жилья "Калина" задолженность за жилое помещение и коммунальные услуги за период с августа 2009 г. по февраль 2011 г. в размере 50690 руб. 44 коп. Взыскать с Г.Е., Г.Т. в пользу товарищества собственников жилья "Калина" уплаченную при обращении в суд государственную пошлину в размере 860 руб. 35 коп. с каждого.
В кассационной жалобе представитель Г.Е. по доверенности Ж. ставит вопрос об отмене решения суда, полагая его незаконным и необоснованным. Указывает о том, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. В материалах дела не имеется расчета подлежащих взысканию сумм, а также не учтено то обстоятельство, что плата за потребленные коммунальные услуги рассчитывается ТСЖ "Калина" с учетом налога на добавленную стоимость, что не соответствует закону.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения согласно требованиям ст. 347 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями статей 157, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показания м приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела, Г.Е. и Г.Т. проживают в квартире N 2 89 дома N 2 10 по ул. Моторная в г. Саратове, зарегистрированы в указанном жилом помещении (л.д. 8). Имеют задолженность по оплате за потребленные коммунальные услуги и содержание жилья. Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ТСЖ "Калина".
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что наниматели вышеуказанной квартиры Г.Е. и Г.Т. с августа 2009 г. по февраль 2011 г. не производят плату за коммунальные услуги и содержание жилья, размер задолженности составляет 50 690 руб. 44 коп. и подлежит взысканию с ответчиков в пользу истца.
С таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может.
Исходя из положений ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ 23.05.2006 N 307, установлен порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги (гл. 3 Правил).
Как следует из материалов дела, истцом не представлен расчет подлежащих взысканию с ответчиков сумм, с указанием порядка расчета, а именно, конкретных тарифов на те или иные поставленные в жилое помещение, где проживают Г.Е. и Г.Т., коммунальные услуги, с учетом наличия или отсутствия в многоквартирном доме коллективных приборов учета, а в жилом помещении ответчиков индивидуальных приборов учета. Не имеется сведений, каким образом производился расчет подлежащих взысканию сумм.
Указанные обстоятельства, имеющие значение для. дела, судом первой инстанции не определялись и не исследовались.
В силу Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса" установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
С 1 января 2010 года в соответствии с подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
Пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" организацией коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Учитывая изложенное, коммунальные услуги, указанные в пункте 4 статьи 154 Жилищного кодекса, предоставляемые управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее - управляющие организации и ТСЖ), освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость при условии, если данные коммунальные услуги приобретаются ими у юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ, а также поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
Данные положения закона судом первой инстанции при разрешении спора по существу учтены не были. Кроме того, ответчики в своих возражениях на исковые требования, ссылались на то обстоятельство, что увеличение ресурсоснабжающими организациями тарифа на сумму налога на добавленную стоимость не соответствует требованиям Налогового кодекса РФ.
Данное обстоятельство, имеющее значение для дела, су дом первой инстанции также не определялось и не исследовалось.
Учитывая изложенное, выводы суда нельзя признать правильными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права в силу требований п. п. 1, 3, 4 ч. 1 ст. 362, ст. 363, ч. 1 ст. 364 Гражданского процессуального кодекса РФ, являются основаниями для отмены решения суда.
Судебная коллегия не может вынести по делу новое решение, ввиду невозможности устранения судом кассационной инстанции перечисленных нарушений норм процессуального права, отсутствия в деле достаточных доказательств, подтверждающих фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, возможность представления которых сторонами не утрачена.
При новом рассмотрении дела, суду первой инстанции следует устранить отмеченные недостатки, уточнить фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определить закон, которым следует руководствоваться при разрешении дела и установлении правоотношений сторон, в зависимости от этого распределить бремя доказывания, предложить сторонам представить дополнительные доказательства в подтверждение своих доводов, разъяснив последствия их не представления, и разрешить дело в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 347, 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саратова от 09 сентября 2011 года по делу по иску товарищества собственников жилья "Калина" к Г.Е., Г.Т. о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг отменить. Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ САРАТОВСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 09.09.2011 ПО ДЕЛУ N 5709
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САРАТОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 9 сентября 2011 г. по делу N 5709
Судья: Озеров А.Ю.
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе:
председательствующего Грибалевой М.Н.
судей Кириной Л.А., Игнатьева А.В.
при секретаре К.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению товарищества собственников жилья (далее - ТСЖ) "Калина" к Г.Е., Г.Т. о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг по кассационной жалобе представителя Г.Е. Ж.А. на решение Ленинского районного суда г. Саратова от 09 сентября 2011 года.
Заслушав доклад судьи Грибалевой М.Н., объяснения представителя Г.Е. - Ж., поддержавшего доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
ТСЖ "Калина" обратилось в суд с иском к Г.Е., Г.Т. о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг, ссылаясь на то, что ответчики проживают Данным домом управляет ТСЖ "Калина". Г.Е. и Г.Т. не производят оплату за потребленные коммунальные ресурсы и оплату жилья, в связи с чем образовалась задолженность, которая по состоянию на 28.02.2011 г. составляет 50690 руб. 44 коп.
Решением Ленинского районного суда г. Саратова от 09 сентября 2011 года постановлено: взыскать с Г.Е., Г.Т. в пользу товарищества собственников жилья "Калина" задолженность за жилое помещение и коммунальные услуги за период с августа 2009 г. по февраль 2011 г. в размере 50690 руб. 44 коп. Взыскать с Г.Е., Г.Т. в пользу товарищества собственников жилья "Калина" уплаченную при обращении в суд государственную пошлину в размере 860 руб. 35 коп. с каждого.
В кассационной жалобе представитель Г.Е. по доверенности Ж. ставит вопрос об отмене решения суда, полагая его незаконным и необоснованным. Указывает о том, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. В материалах дела не имеется расчета подлежащих взысканию сумм, а также не учтено то обстоятельство, что плата за потребленные коммунальные услуги рассчитывается ТСЖ "Калина" с учетом налога на добавленную стоимость, что не соответствует закону.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения согласно требованиям ст. 347 ГПК РФ в пределах доводов кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями статей 157, 158 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показания м приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации), за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном федеральным законом.
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации).
Как усматривается из материалов дела, Г.Е. и Г.Т. проживают в квартире N 2 89 дома N 2 10 по ул. Моторная в г. Саратове, зарегистрированы в указанном жилом помещении (л.д. 8). Имеют задолженность по оплате за потребленные коммунальные услуги и содержание жилья. Управление указанным многоквартирным домом осуществляет ТСЖ "Калина".
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что наниматели вышеуказанной квартиры Г.Е. и Г.Т. с августа 2009 г. по февраль 2011 г. не производят плату за коммунальные услуги и содержание жилья, размер задолженности составляет 50 690 руб. 44 коп. и подлежит взысканию с ответчиков в пользу истца.
С таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может.
Исходя из положений ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ 23.05.2006 N 307, установлен порядок расчета и внесения платы за коммунальные услуги (гл. 3 Правил).
Как следует из материалов дела, истцом не представлен расчет подлежащих взысканию с ответчиков сумм, с указанием порядка расчета, а именно, конкретных тарифов на те или иные поставленные в жилое помещение, где проживают Г.Е. и Г.Т., коммунальные услуги, с учетом наличия или отсутствия в многоквартирном доме коллективных приборов учета, а в жилом помещении ответчиков индивидуальных приборов учета. Не имеется сведений, каким образом производился расчет подлежащих взысканию сумм.
Указанные обстоятельства, имеющие значение для. дела, судом первой инстанции не определялись и не исследовались.
В силу Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организации коммунального комплекса" установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
С 1 января 2010 года в соответствии с подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) от налогообложения налогом на добавленную стоимость освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
Пунктом 4 статьи 154 Жилищного кодекса установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" организацией коммунального комплекса является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов.
Учитывая изложенное, коммунальные услуги, указанные в пункте 4 статьи 154 Жилищного кодекса, предоставляемые управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье и отвечающими за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых предоставляются коммунальные услуги (далее - управляющие организации и ТСЖ), освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость при условии, если данные коммунальные услуги приобретаются ими у юридических лиц, указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 210-ФЗ, а также поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.
Данные положения закона судом первой инстанции при разрешении спора по существу учтены не были. Кроме того, ответчики в своих возражениях на исковые требования, ссылались на то обстоятельство, что увеличение ресурсоснабжающими организациями тарифа на сумму налога на добавленную стоимость не соответствует требованиям Налогового кодекса РФ.
Данное обстоятельство, имеющее значение для дела, су дом первой инстанции также не определялось и не исследовалось.
Учитывая изложенное, выводы суда нельзя признать правильными и соответствующими фактическим обстоятельствам дела.
Допущенные судом нарушения норм материального и процессуального права в силу требований п. п. 1, 3, 4 ч. 1 ст. 362, ст. 363, ч. 1 ст. 364 Гражданского процессуального кодекса РФ, являются основаниями для отмены решения суда.
Судебная коллегия не может вынести по делу новое решение, ввиду невозможности устранения судом кассационной инстанции перечисленных нарушений норм процессуального права, отсутствия в деле достаточных доказательств, подтверждающих фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, возможность представления которых сторонами не утрачена.
При новом рассмотрении дела, суду первой инстанции следует устранить отмеченные недостатки, уточнить фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, определить закон, которым следует руководствоваться при разрешении дела и установлении правоотношений сторон, в зависимости от этого распределить бремя доказывания, предложить сторонам представить дополнительные доказательства в подтверждение своих доводов, разъяснив последствия их не представления, и разрешить дело в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. ст. 347, 361, 362, 366 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г. Саратова от 09 сентября 2011 года по делу по иску товарищества собственников жилья "Калина" к Г.Е., Г.Т. о взыскании задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг отменить. Дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)