Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Куприкова А.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Параевой В.С.
судей Петровой Ю.Ю. и Зарочинцевой Е.В.
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-872/2012 по апелляционной жалобе Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 28 июня 2012 года по иску Гатчинского городского прокурора Ленинградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" о признании бездействия незаконным и об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Параевой В.С., объяснения представителя ТУ "Росимущества в Ленинградской области" - М.Е.А. действующей на основании доверенности от 05.07.2012 года, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" - М.У.И. действующей на основании доверенности от 18.01.2012 года, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Гатчинский городской прокурор Ленинградской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга к ТУ "Росимущества в Ленинградской области", ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры", в котором просил признать незаконным бездействие ответчика ТУ "Росимущества в Ленинградской области" в части необеспечения жителей усадебного комплекса "Большие Тайцы" коммунальной услугой надлежащего качества в виде отопления жилых помещений, а также обязать ответчика обеспечить жителей Усадьбы Демидова "Большие Тайцы" коммунальной услугой надлежащего качества в виде отопления занимаемых ими жилых помещений.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения федерального законодательства и прав граждан, проживающих на территории усадебного комплекса "Большие Тайцы" расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что граждане, проживающие на территории усадебного комплекса, не обеспечены отоплением в период отопительного сезона. Поскольку ТУ "Росимущества в Ленинградской области" является собственником указанного объекта, то в силу действующего законодательства на нем лежала обязанность по обеспечению жителей объекта необходимыми коммунальными услугами надлежащего качества.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга 28 июня 2012 года исковые требования Гатчинского городского прокурора Ленинградской области удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик ТУ "Росимущества в Ленинградской области" просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с доказательствами по делу и требованиями закона.
Как следует из материалов дела, 28 октября 2011 года Гатчинской городской прокуратурой была проведена выездная проверка в ходе которой было установлено, что на территории усадебного комплекса "Большие Тайцы" <адрес> зарегистрированы и проживают 31 человек, которые не обеспечены отоплением.
Также в ходе проверки были обследованы на предмет пригодности для использования объекты теплоснабжения на территории усадебного комплекса и установлено, что котельная, обслуживающая указанный объект, не подготовлена к отопительному сезону, основное и вспомогательное оборудование котельной находится в аварийном состоянии, пуск котельной возможен после проведения восстановительных работ, завоза угля, решения вопроса о персонале котельной.
Собственником усадебного комплекса "Большие Тайцы" является Российская Федерация в лице ТУ "Росимущества в Ленинградской области".
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, исходил из того, что факт необеспечения жильцов комплекса отоплением установлен в ходе проведенной прокуратурой проверки. Установив, что усадебный комплекс "Большие Тайцы" в оперативное управление ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" не передавался, суд пришел к выводу о том, что в настоящее время собственником усадебного комплекса является ТУ "Росимущества в Ленинградской области", которое в силу закона обязано обеспечить жителей усадебного комплекса коммунальной услугой надлежащего качества в виде отопления занимаемых ими жилых помещений, заключение договора на подачу тепловой энергии.
Судебная коллегия согласна с данными выводами суда первой инстанции.
Согласно распоряжению Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 31 октября 2003 года N 5998-р "О закреплении объекта культурного наследия федерального значения Усадьбы "Большие Тайцы", расположенного по адресу: <адрес>, за государственным учреждением "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры", усадебный комплекс "Большие Тайцы" закреплен за ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры". Вместе с тем, судом установлено, что усадебный комплекс "Большие Тайцы" до настоящего времени в оперативное управление ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" не передавался, акт передачи имущества сторонами не подписан, регистрация права собственности на объект недвижимости в установленном законом порядке не произведена.
Таким образом, материалами дела достоверно подтверждено, что собственником усадебного комплекса "Большие Тайцы" является Российская Федерация в лице ТУ "Росимущества в Ленинградской области", которое в силу Положения "О Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области", утвержденного приказом Росимущества от 05 марта 2009 года N 64, осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" флигель для гостей с каретным сараем - дом N <...> и дом управляющего с конюшней на 8 стойл - дом N <...> учтены в качестве имущества Российской Федерации.
Судом установлено, что какого-либо договора с гражданами, проживающими в усадебном комплексе не заключено, при этом факт их проживания в данном комплексе сторонами не оспаривался, в связи с чем, суд, при разрешении спора правильно применил к спорным правоотношениям нормы жилищного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 163 ЖК РФ порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности субъекта Российской Федерации, устанавливается соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления.
Управление многоквартирным домом, в котором доля субъекта Российской Федерации в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" урегулированы отношения, связанные с предоставлением услуг по теплоснабжению. Судом установлено, что договор по управлению усадебным комплексом с управляющей организацией не заключен.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Бремя содержания имущества включает в себя, в том числе, обязанность содержать свое имущество в состоянии, исключающем причинение вреда имуществу других лиц.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Статьей 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающем в таком доме.
Учитывая изложенное выше, а также принимая во внимание, что в настоящее время собственником усадебного комплекса "Большие Тайцы" является ТУ "Росимущества в Ленинградской области", однако возложенные на него законом обязанности по обеспечению жителей усадебного комплекса "Большие Тайцы" коммунальной услугой надлежащего качества в виде отопления жилых помещений не исполняет, суд первой инстанции правомерно признал бездействие ТУ "Росимущества в Ленинградской области" незаконным, и обязал ответчика обеспечить жителей усадебного комплекса "Большие Тайцы" коммунальной услугой надлежащего качества в виде отопления жилых помещений, обоснованно не усмотрев при этом, какого-либо бездействия со стороны ответчика ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры".
Довод апелляционной жалобы ответчика ТУ "Росимущества в Ленинградской области" о том, что требования прокурора касались только отопительного сезона в период 2010 - 2011 года, противоречит материалам дела, так как в просительной части искового заявления Гатчинского городского прокурора требований конкретно касающихся периода 2010 - 2011 года не содержится.
Довод о том, что проживающие в усадебном комплексе граждане не оплачивают коммунальные услуги, озвученный представителем ТУ "Росимущества в Ленинградской области" в заседании суда апелляционной инстанции подлежит отклонению, как не имеющий правового значения для разрешения настоящего спора. При этом, ответчик не лишен возможности разрешить вопрос о неоплате жильцами усадебного комплекса в установленном законом порядке.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к оспариванию оценки доказательств, приведенной судом в обоснование своих выводов, с которой судебная коллегия считает возможным согласиться.
Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 28 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 17.09.2012 N 33-13185/2012
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 17 сентября 2012 г. N 33-13185/2012
Судья: Куприкова А.С.
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Параевой В.С.
судей Петровой Ю.Ю. и Зарочинцевой Е.В.
при секретаре В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-872/2012 по апелляционной жалобе Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области на решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 28 июня 2012 года по иску Гатчинского городского прокурора Ленинградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению культуры "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" о признании бездействия незаконным и об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Параевой В.С., объяснения представителя ТУ "Росимущества в Ленинградской области" - М.Е.А. действующей на основании доверенности от 05.07.2012 года, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, представителя ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" - М.У.И. действующей на основании доверенности от 18.01.2012 года, возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
установила:
Гатчинский городской прокурор Ленинградской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга к ТУ "Росимущества в Ленинградской области", ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры", в котором просил признать незаконным бездействие ответчика ТУ "Росимущества в Ленинградской области" в части необеспечения жителей усадебного комплекса "Большие Тайцы" коммунальной услугой надлежащего качества в виде отопления жилых помещений, а также обязать ответчика обеспечить жителей Усадьбы Демидова "Большие Тайцы" коммунальной услугой надлежащего качества в виде отопления занимаемых ими жилых помещений.
В обоснование заявленных требований истец указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения федерального законодательства и прав граждан, проживающих на территории усадебного комплекса "Большие Тайцы" расположенного по адресу: <адрес>, установлено, что граждане, проживающие на территории усадебного комплекса, не обеспечены отоплением в период отопительного сезона. Поскольку ТУ "Росимущества в Ленинградской области" является собственником указанного объекта, то в силу действующего законодательства на нем лежала обязанность по обеспечению жителей объекта необходимыми коммунальными услугами надлежащего качества.
Решением Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга 28 июня 2012 года исковые требования Гатчинского городского прокурора Ленинградской области удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе ответчик ТУ "Росимущества в Ленинградской области" просит отменить решение суда, считая его незаконным и необоснованным.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда, принятого в соответствии с доказательствами по делу и требованиями закона.
Как следует из материалов дела, 28 октября 2011 года Гатчинской городской прокуратурой была проведена выездная проверка в ходе которой было установлено, что на территории усадебного комплекса "Большие Тайцы" <адрес> зарегистрированы и проживают 31 человек, которые не обеспечены отоплением.
Также в ходе проверки были обследованы на предмет пригодности для использования объекты теплоснабжения на территории усадебного комплекса и установлено, что котельная, обслуживающая указанный объект, не подготовлена к отопительному сезону, основное и вспомогательное оборудование котельной находится в аварийном состоянии, пуск котельной возможен после проведения восстановительных работ, завоза угля, решения вопроса о персонале котельной.
Собственником усадебного комплекса "Большие Тайцы" является Российская Федерация в лице ТУ "Росимущества в Ленинградской области".
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, исходил из того, что факт необеспечения жильцов комплекса отоплением установлен в ходе проведенной прокуратурой проверки. Установив, что усадебный комплекс "Большие Тайцы" в оперативное управление ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" не передавался, суд пришел к выводу о том, что в настоящее время собственником усадебного комплекса является ТУ "Росимущества в Ленинградской области", которое в силу закона обязано обеспечить жителей усадебного комплекса коммунальной услугой надлежащего качества в виде отопления занимаемых ими жилых помещений, заключение договора на подачу тепловой энергии.
Судебная коллегия согласна с данными выводами суда первой инстанции.
Согласно распоряжению Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 31 октября 2003 года N 5998-р "О закреплении объекта культурного наследия федерального значения Усадьбы "Большие Тайцы", расположенного по адресу: <адрес>, за государственным учреждением "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры", усадебный комплекс "Большие Тайцы" закреплен за ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры". Вместе с тем, судом установлено, что усадебный комплекс "Большие Тайцы" до настоящего времени в оперативное управление ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры" не передавался, акт передачи имущества сторонами не подписан, регистрация права собственности на объект недвижимости в установленном законом порядке не произведена.
Таким образом, материалами дела достоверно подтверждено, что собственником усадебного комплекса "Большие Тайцы" является Российская Федерация в лице ТУ "Росимущества в Ленинградской области", которое в силу Положения "О Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области", утвержденного приказом Росимущества от 05 марта 2009 года N 64, осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 года N 447 "О совершенствовании учета федерального имущества" флигель для гостей с каретным сараем - дом N <...> и дом управляющего с конюшней на 8 стойл - дом N <...> учтены в качестве имущества Российской Федерации.
Судом установлено, что какого-либо договора с гражданами, проживающими в усадебном комплексе не заключено, при этом факт их проживания в данном комплексе сторонами не оспаривался, в связи с чем, суд, при разрешении спора правильно применил к спорным правоотношениям нормы жилищного законодательства Российской Федерации.
В соответствии со ст. 163 ЖК РФ порядок управления многоквартирным домом, все помещения в котором находятся в собственности субъекта Российской Федерации, устанавливается соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, органом государственной власти субъекта Российской Федерации и органом местного самоуправления.
Управление многоквартирным домом, в котором доля субъекта Российской Федерации в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, осуществляется на основании договора управления данным домом, заключенного с управляющей организацией, выбранной по результатам открытого конкурса, который проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст. 161 ЖК РФ.
Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" урегулированы отношения, связанные с предоставлением услуг по теплоснабжению. Судом установлено, что договор по управлению усадебным комплексом с управляющей организацией не заключен.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Бремя содержания имущества включает в себя, в том числе, обязанность содержать свое имущество в состоянии, исключающем причинение вреда имуществу других лиц.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения, обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Статьей 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающем в таком доме.
Учитывая изложенное выше, а также принимая во внимание, что в настоящее время собственником усадебного комплекса "Большие Тайцы" является ТУ "Росимущества в Ленинградской области", однако возложенные на него законом обязанности по обеспечению жителей усадебного комплекса "Большие Тайцы" коммунальной услугой надлежащего качества в виде отопления жилых помещений не исполняет, суд первой инстанции правомерно признал бездействие ТУ "Росимущества в Ленинградской области" незаконным, и обязал ответчика обеспечить жителей усадебного комплекса "Большие Тайцы" коммунальной услугой надлежащего качества в виде отопления жилых помещений, обоснованно не усмотрев при этом, какого-либо бездействия со стороны ответчика ФГБУК "Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры".
Довод апелляционной жалобы ответчика ТУ "Росимущества в Ленинградской области" о том, что требования прокурора касались только отопительного сезона в период 2010 - 2011 года, противоречит материалам дела, так как в просительной части искового заявления Гатчинского городского прокурора требований конкретно касающихся периода 2010 - 2011 года не содержится.
Довод о том, что проживающие в усадебном комплексе граждане не оплачивают коммунальные услуги, озвученный представителем ТУ "Росимущества в Ленинградской области" в заседании суда апелляционной инстанции подлежит отклонению, как не имеющий правового значения для разрешения настоящего спора. При этом, ответчик не лишен возможности разрешить вопрос о неоплате жильцами усадебного комплекса в установленном законом порядке.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции и к оспариванию оценки доказательств, приведенной судом в обоснование своих выводов, с которой судебная коллегия считает возможным согласиться.
Решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Куйбышевского районного суда Санкт-Петербурга от 28 июня 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ленинградской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)