Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 28.08.2013 ПО ДЕЛУ N А65-24994/2012

Разделы:
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено



ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 августа 2013 г. по делу N А65-24994/2012


Резолютивная часть постановления объявлена 27 августа 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Логинова О.В., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителей:
заявителя - Шакирова М.Х., доверенность от 13.12.2012 N 119-15/8,
ответчика - Алешевой А.Р., доверенность от 07.08.2013 N АГ-02/9409,
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Таттеплосбыт"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.01.2013 (судья Кириллов А.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2013 (председательствующий судья Драгоценнова И.С., судьи Попова Е.Г., Филиппова Е.Г.)
по делу N А65-24994/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Таттеплосбыт", г. Казань, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань, третьи лица: открытое акционерное общество "Набережночелнинская теплосетевая компания", г. Набережные Челны, общество с ограниченной ответственностью "УЖК "Ключевое", г. Набережные Челны, общество с ограниченной ответственностью "УК "Электротехников", г. Набережные Челны, общество с ограниченной ответственностью "Нефтехимэнергоснаб", г. Набережные Челны, о признании незаконным решение и предписание от 13.07.2012 по делу N 05-729/2011,

установил:

открытое акционерное общество "Таттеплосбыт" (далее - заявитель, ОАО "Таттеплосбыт", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - УФАС России по РТ, антимонопольный орган) от 13.07.2012 по делу N 05-729/2011, незаконным постановления от 07.11.2012 по делу N А05-1507/2012.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.01.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2013, в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Общество, не согласившись с решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить вышеуказанные судебные акты, принять по делу новый судебный акт.
Представитель ОАО "Таттеплосбыт" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель УФАС России по РТ в судебном заседании отклонила кассационную жалобу по основаниям, изложенным в отзыве.
Третьи лица в судебное заседание своих представителей не направили, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) судебная коллегия рассмотрела кассационную жалобу без участия третьих лиц.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей ОАО "Таттеплосбыт" и УФАС России по РТ, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как видно из материалов дела, в УФАС России по РТ поступило обращение ООО УЖК "Ключевое" на неправомерные действия ОАО "Таттеплосбыт", выразившиеся в уклонении от заключения договора снабжения тепловой энергией.
УФАС России по РТ в ходе проверки установлено, что теплоснабжение многоквартирного жилого дома 32/01 "В", находящегося по адресу: г. Набережные Челны, пр. Набережночелнинский, д. 51 "А" (многоквартирный жилой дом 32/01 "В"), осуществлялось по договору от 29.10.2010 N 1712 01 Т на снабжение тепловой энергии в горячей воде, заключенному между ООО Научно-производственный центр "Нефтехимэнергоснаб" (застройщик) и ОАО "Таттеплосбыт".
В связи с введением в эксплуатацию и передачей в управление ООО УЖК "Ключевое" многоквартирного жилого дома 32/01 "В" вышеуказанный договор был расторгнут.
Внешние тепловые сети ООО Научно-производственный центр "Нефтехимэнергоснаб", присоединенные к многоквартирному жилому дому 32/01 "В", переданы на баланс управляющей организации ООО УЖК "Ключевое".
Согласно схеме, представленной ОАО "Таттеплосбыт", жилые дома 32/01 "Б" и "В" запитаны с ГК-2Б, принадлежащей открытому акционерному обществу "Набережночелнинская теплосетевая компания". Между многоквартирными жилыми домами и ТК-2Б существует промежуточный ТК-8 С TK-8 раздельно запитаны жилой дом 32/01 "Б", обслуживаемый ООО УК "Электротехников" и жилой дом 32/01 "В", обслуживаемый ООО УЖК "Ключевое". Приборы учета тепловой энергии в воде расположены в ИТП в обоих жилых домах. Принадлежность наружных тепловых сетей от ТК-8 до кромки наружных стеновых панелей многоквартирных жилых домов не определена.
Теплоснабжение многоквартирного жилого дома 32-01 "Б", управление которым осуществляет ООО УК "Электротехников", производится на основании договора на подачу тепловой энергии в воде от 01.09.2009 N 6542Т, заключенного между ООО УК "Электротехников" и ООО "Таттеплосбыт".
ООО УЖК "Ключевое" 08.09.2011 обратилось к ОАО "Таттеплосбыт" с заявлением о заключении договора на поставку тепловой энергии.
ОАО "Таттеплосбыт" письмом от 26.09.2011 N 132К-16 сообщило, что заключит договор теплоснабжения после предоставления документа, подтверждающего технологическое присоединение многоквартирного жилого дома 32/01 "В" к тепловым сетям, а именно, оформления акта границы раздела балансовой принадлежности между ООО УЖК "Ключевое" и ООО "УК "Электротехников", так как тепловые сети, присоединенные к многоквартирным жилым домам 32/01 "В" и 32/01 "Б", переданы на баланс управляющих организаций.
Решением УФАС России по РТ от 13.07.2012 ОАО "Таттеплосбыт" признано нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
В отношении ОАО "Таттеплосбыт" вынесено предписание от 13.07.2012.
Кроме того, установленный факт нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, послужил основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, составления протокола об административном правонарушении от 24.10.2012 N А05-1507/2012 и вынесения постановления о наложении штрафа от 07.11.2012 по делу N А05-1507/2012, предусмотренного частью 1 статьи 14.31 Кодекса об административном правонарушении Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в размере 650 000 руб.
Не согласившись с решением, предписанием и постановлением антимонопольного органа, ОАО "Таттеплосбыт" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.
Суды предыдущих инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что уклонение ОАО "Таттеплосбыт" от заключения с ООО УЖК "Ключевое" договора теплоснабжения, в том числе, путем необоснованного требования по обслуживанию наружной тепловой сети, расположенной между ТК-8 и многоквартирным жилым домом, приводит (может привести) к ущемлению прав граждан в части невозможности получения жильцами многоквартирного жилого дома 32/01 "В" тепловой энергии, что является нарушением части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Судебная коллегия считает, что выводы судов предыдущих инстанций соответствуют материалам дела.
Законом о защите конкуренции устанавливаются организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения: монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации. Целями данного Федерального закона являются обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности в Российской Федерации, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков (статья 1 Закона о защите конкуренции).
Пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещены действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
В соответствии с Административным регламентом ФАС по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта, утвержденным Приказом ФАС от 17.01.2007 N 5, с целью установления доминирующего положения ОАО "Таттеплосбыт" на локальном рынке тепловой энергии в г. Набережные Челны, проведен анализ состояния конкурентной среды на данном товарном рынке в соответствии с "Порядком проведения анализа и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке", утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220.
По результатам рассмотрения материалов анализа состояния конкурентной среды на локальном рынке тепловой энергии антимонопольный орган установил, что ОАО "Таттеплосбыт" в период с 01.01.2011 по 30.04.2012 занимает доминирующее положение на локальном рынке тепловой энергии, в границах присоединенных сетей сетевых организаций, а также иных организаций, по сетям которых осуществляется передача принадлежащей ОАО "Таттеплосбыт" тепловой энергии от источников теплоты Набережночелнинская ТЭЦ и котельной ОАО "Набережночелнинское предприятие тепловых сетей", деятельность ОАО "Таттеплосбыт" подпадает под регулирование Закона о защите конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон о теплоснабжении) потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения.
Согласно пункту 5 статьи 15 Закона о теплоснабжении местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.
Как установлено судами предыдущих инстанций, технологическая возможность со стороны ОАО "Таттеплосбыт" осуществлять поставку тепловой энергии в многоквартирный жилой дом 32/01 "В" имеется, поставка осуществляется и в отсутствие договора.
Указанное обстоятельство подтверждается также наличием ранее подписанного между ОАО "Таттеплосбыт" и ООО Научно-производственный центр "Нефтехимэнергоснаб" (застройщик многоквартирного жилого дома N 32/01 "В") договором. Факт снабжения многоквартирного жилого дома 32/01 "В" тепловой энергией до расторжения вышеуказанного договора подтверждается актами приема-передачи тепловой энергии, подписанными между ОАО "Таттеплосбыт" и ООО Научно-производственный центр "Нефтехимэнергоснаб".
Согласно акту приемки-передачи от 17.02.2011, составленным между ООО УЖК "Ключевое" и ООО Научно-производственный центр "Нефтехимэнергоснаб", ООО УЖК "Ключевое" не принимало на баланс тепловые сети, расположенные от ТК-2Б и ТК-8 до многоквартирного жилого дома 32/01 "В", а лишь приняло исполнительную документацию на специальные работы на наружных тепловых сетях.
В соответствии с пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, граница балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон проходит по внешней стене многоквартирного жилого дома.
Как правильно указали суды, поскольку в управлении ООО УЖК "Ключевое" находятся только внутренние водопроводные (тепловые) сети многоквартирного жилого дома 32/01 "В", и доказательства, подтверждающие наличие на балансе управляющей организации спорного участка тепловой сети от ТК-8 до жилого дома, отсутствуют, граница эксплуатационной ответственности сторон должна устанавливаться по внешней границе стены дома.
Суды первой и апелляционной инстанций обоснованно пришли к выводу о том, что у ОАО "Таттеплосбыт" отсутствуют основания для требования обслуживания наружных тепловых сетей, находящихся между многоквартирным жилым домом 32/01 "В" и ТК-8, управляющей организацией ООО УЖК "Ключевое".
ООО УЖК "Ключевое" является исполнителем коммунальных услуг для жильцов многоквартирного жилого дома N 32/01 "В".
Пунктом 49 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" (далее - Порядок предоставления коммунальных услуг) предусмотрена обязанность исполнителя предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах, надлежащего качества, безопасные для его жизни, здоровья и не причиняющие вреда его имуществу, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.
Как установлено судами, ОАО "Таттеплосбыт" является единственной теплоснабжающей организацией, имеющей возможность осуществлять поставку тепловой энергии по сетям, к которым имеет присоединение многоквартирный жилой дом N 32/01 "В". ОАО "Таттеплосбыт" было известно о том, что тепловая энергия, поставляемая ОАО "Таттеплосбыт" в многоквартирный жилой дом 32/01 "В" потребляется на нужды жилого дома, при этом между тепловыми сетями ОАО "Таттеплосбыт" и многоквартирным жилым домом 32/01 "В" расположены сети иных лиц в том числе, теплосетевой организации ОАО "Набережночелнинская теплосетевая компания", а также тепловые сети, находящиеся между ТК-8, принадлежащим ОАО "Набережночелнинская теплосетевая компания" и вышеуказанным жилым домом 32/01 "В". ОАО "Таттеплосбыт" имело заключенный договор теплоснабжения с ООО Научно-производственный центр "Нефтехимэнергоснаб", которое является застройщиком и собственником вышеуказанных сетей.
Как правильно указали суды, договор теплоснабжения, заключенный между ОАО "Таттеплосбыт" и ООО Научно-производственный центр "Нефтехимэнергоснаб" расторгнут, однако, данный факт не свидетельствует о переходе прав собственности на тепловые сети другому лицу.
С учетом вышеизложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу, что ОАО "Таттеплосбыт", обязывая управляющую организацию ООО УЖК "Ключевое" установить границы раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности не в границах стены многоквартирного жилого дома 32/01 "В", а в пределах стены ТК-8, ОАО "Таттеплосбыт" фактически обязало управляющую организацию обслуживать за счет жильцов многоквартирного жилого дома наружные тепловые сети, расположенные между ТК-8 и многоквартирным жилым домом 32/01 "В", и оплачивать потери, возникающие на вышеуказанных тепловых сетях, которые не принадлежат жильцам.
Обществом не представлены в материалы дела доказательства того, что им были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований Закона о защите конкуренции.
В соответствии с подпунктом "и" части 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган выдает хозяйствующему субъекту обязательное для исполнения предписание о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, заявлено соответствующее ходатайство.
Поскольку в ходе рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства ООО УЖК "Ключевое" заявлено ходатайство о понуждении ОАО "Таттеплосбыт" к заключению договора на поставку тепловой энергии в многоквартирный жилой дом N 32/01 "В", расположенный по адресу: г. Набережные Челны, пр. Набережночелнинский, д. 51А, с установлением границы раздела балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности по внешней границе стены многоквартирного жилого дома, УФАС России по РТ в рамках возложенных полномочий обоснованно вынесены оспариваемые в рамках настоящего дела решение и предписание.
Постановлением от 07.11.2012 по делу N А05-1507/2012 антимонопольный орган привлек ОАО "Таттеплосбыт" к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 650 000 руб. за злоупотребление доминирующим положением на товарном рынке.
Частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ за совершение занимающим доминирующее положение на товарном рынке хозяйствующим субъектом, за исключением субъекта естественной монополии, действий, признаваемых злоупотреблением доминирующим положением и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, если такие действия приводят или могут привести к ущемлению интересов других лиц и при этом результатом таких действий не является и не может являться недопущение, ограничение или устранение конкуренции, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.31.1 данного Кодекса, предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из содержания приведенных норм, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, от юридического лица не зависящих.
Обществом в материалы дела не представлены доказательства, подтверждающие своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.
Судами установлено, что заявитель незаконно уклонялся от заключения договора и своими действиями создал существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в сфере энергоснабжения потребителей. Совершенное заявителем административное правонарушение причиняет вред общественным отношениям, подрывает основы рыночных экономических отношений, а также влечет нарушение законных прав и интересов граждан, лишая возможности использовать электрическую энергию.
При указанных обстоятельствах оспаривание постановление является законным.
Оснований для изменения избранной административным органом меры ответственности суды не нашли.
Процедура привлечения к административной ответственности ответчиком соблюдена, штраф назначен в минимальном размере, предусмотренном частью 1 статьи 14.31 КоАП РФ.
С учетом вышеизложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что решение УФАС России по РТ, в котором сделан вывод о наличии в действиях ОАО "Таттеплосбыт" нарушения части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в уклонении ОАО "Таттеплосбыт" от заключения с ООО УЖК "Ключевое" договора теплоснабжения, в том числе, путем необоснованного требования по обслуживанию наружной тепловой сети, расположенной между ТК-8 и многоквартирным жилым домом, приводит (может привести) к ущемлению прав граждан в части невозможности получения жильцами многоквартирного жилого дома 32/01 "В" тепловой энергии, является законным и обоснованным.
Доводы общества, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, основания для ее непринятия у кассационной инстанции отсутствуют.
Кроме того, указанные доводы направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что недопустимо в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 АПК РФ.
Суды полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам и приняли обоснованные судебные акты.
Нормы права при разрешении спора применены судами правильно. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов (статья 288 АПК РФ), не установлено.
При таких обстоятельствах коллегия не находит оснований для отмены судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.01.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.05.2013 по делу N А65-24994/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
Л.Р.ГАТАУЛЛИНА

Судьи
О.В.ЛОГИНОВ
Ф.Г.ГАРИПОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)