Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА ОТ 23.09.2013 ПО ДЕЛУ N А56-8408/2013

Разделы:
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 сентября 2013 г. по делу N А56-8408/2013


Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Кудина А.Г., судей Алешкевича О.А., Самсоновой Л.А., при участии от открытого акционерного общества "Славянка" Катышева Д.В. (доверенность от 09.01.2013 N 153), от Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга Гункина В.В. (доверенность от 19.03.2013), рассмотрев 17.09.2013 в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.03.2013 (судья Анисимова О.В.) и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2013 (судьи Шульга Л.А., Зотеева Л.В., Фокина Е.А.) по делу N А56-8408/2013,

установил:

Открытое акционерное общество "Славянка", место нахождения: 129110, Москва, Суворовская площадь, дом 2, строение 3, ОГРН 1097746264219 (далее - Общество, ОАО "Славянка"), обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Санкт-Петербурга, место нахождения: 190000, Санкт-Петербург, набережная канала Грибоедова, дом 88-90, литера "А", ОГРН 1037867000115 (далее - ГЖИ, Инспекция), о признании незаконным и отмене постановления ГЖИ от 06.02.2013 по делу "Об административном правонарушении N 299/13", ответственность за которое предусмотрена пунктом 2 статьи 23 Закона Санкт-Петербурга от 31.05.2010 N 273-70 "Об административных правонарушениях в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 273-70).
Решением суда первой инстанции от 20.03.2013, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 23.05.2013, в удовлетворении заявленного требования ОАО "Славянка" отказано.
В кассационной жалобе Общество просит отменить обжалуемые судебные акты, а дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В судебном заседании представитель ОАО "Славянка" поддержал доводы, приведенные в кассационной жалобе, а представитель ГЖИ возражал против ее удовлетворения.
Законность принятых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела, Инспекцией 14.12.2012 в присутствии представителей ОАО "Славянка" была проведена проверка с целью соблюдения Обществом требований "Правил уборки, обеспечения чистоты и порядка на территории Санкт-Петербурга", утвержденных постановлением правительства Санкт-Петербурга от 16.10.2007 N 1334 (далее - Правила N 1334), а также "Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда", утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, с применением фотосъемки на следующих обслуживаемых Обществом в Санкт-Петербурге объектах: Московский проспект, дом 17; набережная реки Фонтанки, дом 90, корпус 5 и корпус 4; Подъездной переулок, дом 13; Рузовская улица, дом 10-12.
По ее результатам составлен акт от 14.12.2012 N 481.
По факту выявленных нарушений 14.12.2012 в присутствии представителя ОАО "Славянка" ГЖИ составлен протокол от 18.01.2013 N 481 об административном правонарушении.
Заместитель начальника Инспекции 06.02.2013 вынес постановление N 299/13 "О назначении административного наказания по делу об административном правонарушении", которым Общество привлечено к административной ответственности по пункту 2 статьи 23 Закона N 273-70 в виде взыскания штрафа в размере 250 000 руб. ГЖИ пришла к выводу о нарушении со стороны ОАО "Славянка" пунктов 5.2.1, 5.7, 5.2.2 и 5.13. Правил N 1334.
Общество оспорило указанное постановление Инспекции в судебном порядке.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях Общества состава вмененных ему административных правонарушений и не установил со стороны ГЖИ нарушения процедуры привлечения Общества к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного ОАО "Славянка" требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами и оставил решение суда первой инстанции от 20.03.2013 без изменения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы Общества.
Согласно пункту 2 статьи 23 Закона N 273-70 нарушение установленных исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга сроков и порядка проведения работ по уборке территории Санкт-Петербурга, объектов благоустройства от снега и наледи, в том числе работ по очистке кровель, карнизов, водостоков и иных поверхностей от снега и наледи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
В разделе 1 Правил N 1334 определено, что они устанавливают единые и обязательные для исполнения требования в сфере благоустройства, определяют порядок уборки и содержания территорий объектов благоустройства, порядок установления границ участков уборки территории Санкт-Петербурга.
Согласно пункту 8 Правил N 1334 контроль за выполнением требований Правил возлагается на администрации районов Санкт-Петербурга, Государственную административно-техническую инспекцию, Государственную жилищную инспекцию и иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга в соответствии с их компетенцией.
Пунктами 5.1 и 5.2 Правил N 1334 установлено, что с 16 октября по 15 апреля устанавливается период зимней уборки территории Санкт-Петербурга (далее - зимняя уборка). Зимняя уборка автомобильных дорог, иных объектов улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, дворовых, внутриквартальных территорий, пешеходных территорий и иных объектов благоустройства предусматривает работы, связанные с ликвидацией скользкости, удалением снега и снежно-ледяных образований.
В силу пункта 5.2.1 Правил N 1334 удаление гололеда и скользкости производится путем обработки покрытий тротуаров и проезжей части автомобильных дорог, иных объектов улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, дворовых, внутриквартальных территорий, пешеходных территорий противогололедными материалами.
В соответствии с пунктом 5.7 указанных Правил регулярно проводится очистка от снега проездов на дворовых, внутриквартальных территориях, обеспечивающая безопасное движение пешеходов и транспорта, и амбразур водоприемных патрубков ливневой канализации.
Снег, очищаемый с пешеходных территорий, а также с проездов, тротуаров на дворовых, внутриквартальных территориях, складируется на указанных территориях таким образом, чтобы были обеспечены проход пешеходов, проезд транспорта, доступ к инженерным коммуникациям и сооружениям на них и сохранность зеленых насаждений. Ширина сформированного снежного вала не должна превышать 1 м с учетом очищенной лотковой зоны. По мере накопления снега, но не позднее чем при достижении снежного вала высотой и шириной более 1 м, обеспечивается его вывоз.
Пунктом 5.2.2 Правил N 1334 предусмотрено, что удаление снега осуществляется путем его рыхления, подметания, сгребания, а также погрузки, вывоза и размещения в специально оборудованных местах.
Согласно пункту 5.13 Правил N 1334 для предотвращения падения сосулек и наледей с крыш и иных поверхностей объектов регулярно выполняется их очистка с обязательным применением мер предосторожности, обеспечивающих безопасность движения пешеходов и сохранность всех видов имущества, включая деревья, кустарники, плиточное покрытие тротуаров, вывески.
Сбрасывание снега и наледи с крыш и иных поверхностей объектов на тротуары, прилегающие к улично-дорожной сети, и проезжие части улично-дорожной сети, убираемые специализированными организациями, осуществляется владельцами зданий, сооружений, объектов благоустройства с обязательным согласованием с указанными организациями сроков начала и окончания работ.
Сброшенные с крыш и иных поверхностей объектов снег и наледь формируются владельцами объектов в снежные валы в прилотковой зоне в соответствии с требованиями пункта 5.6 Правил. Вывоз снега и наледи производится в течение 24-х часов владельцами этих объектов или иными автотранспортными организациями на основе заключенных договоров. Владельцы объектов, производящие сброс снега и наледи с крыш и иных поверхностей объектов на очищенные объекты улично-дорожной сети (тротуары и проезжую часть), должны обеспечивать зачистку до асфальта территорий, на которые сбрасывается снег, в течение трех часов после сброса снега.
Судами двух инстанций установлено и из материалов дела следует, что управление специализированным жилищным фондом военных городков Министерства обороны Российской Федерации по договору от 02.08.2010 N 1-УЖФ (в том числе по вышеназванным адресам в Санкт-Петербурге: Московский проспект, дом 17; набережная реки Фонтанки, дом 90 корпуса 4 и 5; Подъездной переулок, дом 13, Рузовская улица, дом 10-12), осуществляет ОАО "Славянка".
В соответствии с частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Таким образом, именно на Общество возложена обязанность по своевременной очистке дворовой территории и указанных объектов от снега и наледи в соответствии с пунктами 5.2.1, 5.7, 5.2.2 и 5.13 Правил N 1334.
Судами первой и апелляционной инстанций правомерно установлены и материалами дела подтверждены факты нарушения со стороны ОАО "Славянка" требований по качеству уборки, обеспечения чистоты и порядка, в том числе очистки кровли и фасада спорных зданий от снега, наледи и сосулек.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о принятии со стороны ОАО "Славянка" достаточных мер по недопущению правонарушения и невозможности его предотвращения, заявителем не представлено.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях Общества состава административного правонарушения, предусмотренного пунктом 2 статьи 23 Закона N 273-70.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в нем доказательствам. Доводы, приведенные ОАО "Славянка" в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции, где им дана надлежащая правовая оценка.
В силу части 2 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции.
Поскольку обжалуемые Обществом судебные акты приняты в соответствии с нормами материального и процессуального права, у кассационной инстанции отсутствуют основания, установленные статьей 288 АПК РФ для их отмены.
Руководствуясь статьей 286, пунктом 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

постановил:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.03.2013 и постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2013 по делу N А56-8408/2013 оставить без изменения, а кассационную жалобу открытого акционерного общества "Славянка" - без удовлетворения.

Председательствующий
А.Г.КУДИН

Судьи
О.А.АЛЕШКЕВИЧ
Л.А.САМСОНОВА















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)