Судебные решения, арбитраж
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья: Филенко М.А. Дело N 2-2546/2013{
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Мирошниковой С.В.,
судей Кречетова А.А., Лобыкина С.Н.,
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сусуманского района Магаданской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Магаданэнерго" о признании незаконными действий и возложении обязанности прекратить данные действия,
по апелляционной жалобе открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго" на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 08 июля 2013 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Кречетова А.А., объяснения участвующего в деле прокурора Розенберг Н.Л., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
установила:
Прокурор Сусуманского района Магаданской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (далее по тексту - ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго") о признании незаконными действий по: начислению и взиманию с нанимателей и собственников квартир многоквартирных домов городского поселения "город Сусуман", управление которыми осуществляется обществом с ограниченной ответственности "<.......>", оплаты за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды; направлению нанимателям и собственникам квартир многоквартирных домов городского поселения "город Сусуман", управление которыми осуществляется обществом с ограниченной ответственности "<.......>", счетов-квитанций с указанием в них вида, объема услуги и размера оплаты по строке коммунальной услуги "электроэнергия на общедомовые нужды", а также о возложении обязанности прекратить совершать указанные действия.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки были выявлены нарушения порядка начисления и взыскания ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" платы за потребленную электроэнергию при использовании общего имущества (общедомовые нужды), собственникам и нанимателям квартир многоквартирных домов городского поселения "город Сусуман".
Ресурсоснабжающие организации не вправе производить расчет и требовать от жильцов многоквартирных домов, способ управления которыми определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, поскольку непосредственно не управляют многоквартирными домами и не отвечает перед потребителями за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
Обязанности по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды с граждан, проживающих в многоквартирных домах, способ управления которыми определен, а также по направлению в адрес потребителей платежных документов возложены на организации, обеспечивающие управление многоквартирными жилыми домами.
В нарушение требований жилищного законодательства ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" с <дата> по настоящее время производит начисление и взимание платы за электроэнергию на общедомовые нужды с жителей многоквартирных домов городского поселения "город Сусуман", управление которыми осуществляется обществом с ограниченной ответственностью "<.......>".
Полагал, что действия ответчика по начислению и взиманию платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, нарушают права граждан, в адрес которых направляются платежные документы, поскольку ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" заинтересовано в оплате общего количества проданной ею электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, при этом общество не связанно обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома, а организация, осуществляющая управление домами, не исполняет обязанности перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами, и, соответственно, не заинтересована в их снижении.
Просил признать незаконными действия ответчика по начислению и взиманию с нанимателей и собственников квартир многоквартирных домов городского поселения "город Сусуман", управление которыми осуществляется ООО "<.......>", оплаты за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, а также по направлению им счетов-квитанций с указанием в них вида и объема услуги и размера оплаты по строке "электроэнергия на общедомовые нужды", возложить обязанность прекратить совершать указанные действия.
Решением Магаданского городского суда от 08 июля 2013 года исковые требования прокурора Сусуманского района Магаданской области удовлетворены в полном объеме.
Решением также взыскана с ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" в доход бюджета муниципального образования "город Магадан" государственная пошлина в размере <.......> рублей.
Не согласившись с решением суда,ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить как не основанное на законе и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Указывает, что часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ при разрешении настоящего дела не подлежала применению, поскольку ею регламентируются обязанности собственников и нанимателей жилых помещений, запрета ресурсоснабжающим организациям осуществлять какие-либо действия данная норма не содержит.
По мнению ответчика, судом первой инстанции не учтено, что сами по себе действия по начислению платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, а также направление квитанций гражданам об оплате этих услуг не нарушают прав и законных интересов неопределенного круга лиц Сусуманского района. Данные начисления должны производиться в любом случае - будь то расчеты напрямую с гражданами или расчеты между ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями.
Полагает, что признание незаконными действий по взиманию платы с граждан противоречит второму предложению части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, предусматривающему, что внесение собственниками и нанимателями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации является надлежащим исполнением этими лицами своих обязательств перед управляющими организациями.
Указывает на то, что до настоящего времени ОАО "Магаданэнерго" не состоит в договорных отношениях ни с одной управляющей компанией г. Сусумана. Кроме того, коммунальный ресурс в виде электрической энергии для последующего предоставления его гражданам на территории г. Сусумана управляющими компаниями не приобретался.
Договоры энергоснабжения, заключенные с гражданами-потребителями г. Сусуман соответствуют требованиям Гражданского кодекса РФ и не являются ничтожными.
Со ссылкой на пункт 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, ответчик указывает на наличие у него обязанности предоставлять коммунальные услуги населению в отсутствие договоров с управляющими организациями и наличие права требовать оплату данных услуг.
Полагает, что сложившийся порядок прямой оплаты гражданами потребленной электроэнергии гарантирующему поставщику не нарушает их прав и не возлагает на них дополнительных обязанностей, не предусмотренных нормами гражданского и жилищного законодательства. Право ресурсоснабжающей организации по начислению и взиманию платы за потребленную электроэнергию, в том числе на общедомовые нужды, а также направлению платежных документов основано на положениях статей 382, 384, 539, 544 Гражданского кодекса РФ и условиях договоров, заключенных между ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" и абонентами-гражданами.
Ответчик и третье лицо, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, причины неявки суду не сообщили. На основании части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав пояснения участвующего в деле прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
Жилищным кодексом РФ предусмотрено три способа управления собственниками помещений в многоквартирном доме многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).
В силу частей 4, 5, 6, 8 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действующее жилищное законодательство не допускает возможность прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса РФ).
Указанная плата вносится либо организации, управляющей многоквартирным домом, либо лицам, осуществляющим данный вид деятельности.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, управление многоквартирными домами городского поселения "город Сусуман" осуществляет общество с ограниченной ответственностью "<.......>".
Материалами гражданского дела подтверждается факт того, что ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" производило расчет и выставляло на оплату квитанции за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды собственникам и нанимателям помещений многоквартирных домов городского поселения "город Сусуман".
При этом доказательств заключения договоров электроснабжения на общедомовые нужды с собственниками многоквартирных домов городского поселения "город Сусуман", избравшими способом управления непосредственное управление многоквартирным домом, ответчиком суду не предоставлено.
При таком положении действия по начислению и сбору платы за электрическую энергию, используемую на общедомовые нужды гражданами - потребителями городского поселения "город Сусуман" ресурсоснабжающей организацией ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" не основаны на нормах закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с положениями части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ (второе предложение) внесение собственниками и нанимателями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации является надлежащим исполнением этими лицами своих обязательств перед управляющими организациями, не могут быть приняты во внимание. Указанные в данном предложении коммунальные услуги не относятся к коммунальным услугам, потребляемым при использовании общего имущества в многоквартирном доме и возможность их оплаты собственниками и нанимателями непосредственно ресурсоснабжающей организации, даже в случае принятия об этом решения на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, законом не предусмотрена.
Не могут быть приняты во внимание и доводы жалобы о законности положений заключенных ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" с гражданами-потребителями договоров энергоснабжения в части, возлагающей на гражданина обязанность по оплате, поставленной на общедомовые нужды электроэнергии, напрямую Обществу.
На правоотношения, возникающие в сфере оказания собственникам и нанимателям коммунальных услуг, в том числе потребляемых при использовании общего имущества многоквартирных домов и не связанных с осуществлением указанными лицами предпринимательской деятельности, распространяются положения Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Согласно статье 1 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
При заключении и исполнении публичного договора электроснабжения, заключаемого с гражданином - потребителем данной коммунальной услуги для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, являются обязательными Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Жилищным законодательством, в том числе и указанными Правилами предоставления коммунальных услуг, предусмотрено, что собственники и наниматели помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества, вносят этой управляющей организации (части 4, 7, 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, подпункт "а" пункта 32, подпункт "и" пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг).
Таким образом, неисполнение ответчиком приведенных правовых предписаний, в том числе путем включения в договор электроснабжения, заключаемый с гражданином-потребителем, использующим электроэнергию для бытовых целей, условий о поставке ему электроэнергии на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирных жилых домах) и оплате им данной электроэнергии непосредственно ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго", является нарушением установленных Правительством Российской Федерации правил, изданных для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), обязательных при заключении и исполнении публичного договора электроснабжения.
Как следствие, возложение на потребителя-гражданина обязанности по оплате данной коммунальной услуги ненадлежащему лицу (ресурсоснабжающей организации, а не исполнителю услуги), является безусловным нарушением прав потребителя.
Утверждение в жалобе о наличии у ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" права требовать оплату данных услуг в силу положений пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, несостоятельно.
Пункт 17 указанных Правил, перечисляя случаи, в которых ресурсоснабжающая организация обязана приступить к подаче коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, не указывает на наличие у ресурсоснабжающей организации права требования с собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме платы за коммунальные услуги, поставленные на общедомовые нужды.
Доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не опровергают правильные выводы суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.
С учетом изложенного судебная коллегия признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, которые направлены на иное толкование норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
определила:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 08 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго" - без удовлетворения.
Верно:
Судья
Магаданского областного суда
А.А.КРЕЧЕТОВ
24 сентября 2013 года
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ МАГАДАНСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 24.09.2013 N 33-873/2013 ПО ДЕЛУ N 2-2546/2013
Разделы:Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
МАГАДАНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 24 сентября 2013 г. N 33-873/2013
Судья: Филенко М.А. Дело N 2-2546/2013{
Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Мирошниковой С.В.,
судей Кречетова А.А., Лобыкина С.Н.,
при секретаре Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сусуманского района Магаданской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Магаданэнерго" о признании незаконными действий и возложении обязанности прекратить данные действия,
по апелляционной жалобе открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго" на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 08 июля 2013 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Кречетова А.А., объяснения участвующего в деле прокурора Розенберг Н.Л., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
установила:
Прокурор Сусуманского района Магаданской области обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Магаданэнерго" (далее по тексту - ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго") о признании незаконными действий по: начислению и взиманию с нанимателей и собственников квартир многоквартирных домов городского поселения "город Сусуман", управление которыми осуществляется обществом с ограниченной ответственности "<.......>", оплаты за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды; направлению нанимателям и собственникам квартир многоквартирных домов городского поселения "город Сусуман", управление которыми осуществляется обществом с ограниченной ответственности "<.......>", счетов-квитанций с указанием в них вида, объема услуги и размера оплаты по строке коммунальной услуги "электроэнергия на общедомовые нужды", а также о возложении обязанности прекратить совершать указанные действия.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки были выявлены нарушения порядка начисления и взыскания ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" платы за потребленную электроэнергию при использовании общего имущества (общедомовые нужды), собственникам и нанимателям квартир многоквартирных домов городского поселения "город Сусуман".
Ресурсоснабжающие организации не вправе производить расчет и требовать от жильцов многоквартирных домов, способ управления которыми определен в соответствии с жилищным законодательством, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, поскольку непосредственно не управляют многоквартирными домами и не отвечает перед потребителями за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей.
Обязанности по начислению и взиманию платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды с граждан, проживающих в многоквартирных домах, способ управления которыми определен, а также по направлению в адрес потребителей платежных документов возложены на организации, обеспечивающие управление многоквартирными жилыми домами.
В нарушение требований жилищного законодательства ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" с <дата> по настоящее время производит начисление и взимание платы за электроэнергию на общедомовые нужды с жителей многоквартирных домов городского поселения "город Сусуман", управление которыми осуществляется обществом с ограниченной ответственностью "<.......>".
Полагал, что действия ответчика по начислению и взиманию платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, нарушают права граждан, в адрес которых направляются платежные документы, поскольку ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" заинтересовано в оплате общего количества проданной ею электрической энергии, в том числе определенного на основании показаний общедомовых приборов учета, при этом общество не связанно обязательствами по эффективному управлению энергозатратами на содержание общего имущества дома, а организация, осуществляющая управление домами, не исполняет обязанности перед энергосбытовой организацией по оплате энергозатрат, вызванных общедомовыми нуждами, и, соответственно, не заинтересована в их снижении.
Просил признать незаконными действия ответчика по начислению и взиманию с нанимателей и собственников квартир многоквартирных домов городского поселения "город Сусуман", управление которыми осуществляется ООО "<.......>", оплаты за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, а также по направлению им счетов-квитанций с указанием в них вида и объема услуги и размера оплаты по строке "электроэнергия на общедомовые нужды", возложить обязанность прекратить совершать указанные действия.
Решением Магаданского городского суда от 08 июля 2013 года исковые требования прокурора Сусуманского района Магаданской области удовлетворены в полном объеме.
Решением также взыскана с ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" в доход бюджета муниципального образования "город Магадан" государственная пошлина в размере <.......> рублей.
Не согласившись с решением суда,ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить как не основанное на законе и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Указывает, что часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ при разрешении настоящего дела не подлежала применению, поскольку ею регламентируются обязанности собственников и нанимателей жилых помещений, запрета ресурсоснабжающим организациям осуществлять какие-либо действия данная норма не содержит.
По мнению ответчика, судом первой инстанции не учтено, что сами по себе действия по начислению платы за электроэнергию, потребленную на общедомовые нужды, а также направление квитанций гражданам об оплате этих услуг не нарушают прав и законных интересов неопределенного круга лиц Сусуманского района. Данные начисления должны производиться в любом случае - будь то расчеты напрямую с гражданами или расчеты между ресурсоснабжающими организациями и управляющими компаниями.
Полагает, что признание незаконными действий по взиманию платы с граждан противоречит второму предложению части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, предусматривающему, что внесение собственниками и нанимателями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации является надлежащим исполнением этими лицами своих обязательств перед управляющими организациями.
Указывает на то, что до настоящего времени ОАО "Магаданэнерго" не состоит в договорных отношениях ни с одной управляющей компанией г. Сусумана. Кроме того, коммунальный ресурс в виде электрической энергии для последующего предоставления его гражданам на территории г. Сусумана управляющими компаниями не приобретался.
Договоры энергоснабжения, заключенные с гражданами-потребителями г. Сусуман соответствуют требованиям Гражданского кодекса РФ и не являются ничтожными.
Со ссылкой на пункт 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, ответчик указывает на наличие у него обязанности предоставлять коммунальные услуги населению в отсутствие договоров с управляющими организациями и наличие права требовать оплату данных услуг.
Полагает, что сложившийся порядок прямой оплаты гражданами потребленной электроэнергии гарантирующему поставщику не нарушает их прав и не возлагает на них дополнительных обязанностей, не предусмотренных нормами гражданского и жилищного законодательства. Право ресурсоснабжающей организации по начислению и взиманию платы за потребленную электроэнергию, в том числе на общедомовые нужды, а также направлению платежных документов основано на положениях статей 382, 384, 539, 544 Гражданского кодекса РФ и условиях договоров, заключенных между ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" и абонентами-гражданами.
Ответчик и третье лицо, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, причины неявки суду не сообщили. На основании части 3 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав пояснения участвующего в деле прокурора, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
Жилищным кодексом РФ предусмотрено три способа управления собственниками помещений в многоквартирном доме многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией (часть 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ).
В силу частей 4, 5, 6, 8 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание и ремонт жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.
Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.
Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В соответствии с частью 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действующее жилищное законодательство не допускает возможность прямой оплаты собственниками (нанимателями) помещений многоквартирного дома ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме (часть 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (часть 8 статьи 155 Жилищного кодекса РФ).
Указанная плата вносится либо организации, управляющей многоквартирным домом, либо лицам, осуществляющим данный вид деятельности.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, управление многоквартирными домами городского поселения "город Сусуман" осуществляет общество с ограниченной ответственностью "<.......>".
Материалами гражданского дела подтверждается факт того, что ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" производило расчет и выставляло на оплату квитанции за потребленную электрическую энергию на общедомовые нужды собственникам и нанимателям помещений многоквартирных домов городского поселения "город Сусуман".
При этом доказательств заключения договоров электроснабжения на общедомовые нужды с собственниками многоквартирных домов городского поселения "город Сусуман", избравшими способом управления непосредственное управление многоквартирным домом, ответчиком суду не предоставлено.
При таком положении действия по начислению и сбору платы за электрическую энергию, используемую на общедомовые нужды гражданами - потребителями городского поселения "город Сусуман" ресурсоснабжающей организацией ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" не основаны на нормах закона.
Доводы апелляционной жалобы о том, что в соответствии с положениями части 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ (второе предложение) внесение собственниками и нанимателями платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающей организации является надлежащим исполнением этими лицами своих обязательств перед управляющими организациями, не могут быть приняты во внимание. Указанные в данном предложении коммунальные услуги не относятся к коммунальным услугам, потребляемым при использовании общего имущества в многоквартирном доме и возможность их оплаты собственниками и нанимателями непосредственно ресурсоснабжающей организации, даже в случае принятия об этом решения на общем собрании собственников помещений многоквартирного дома, законом не предусмотрена.
Не могут быть приняты во внимание и доводы жалобы о законности положений заключенных ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" с гражданами-потребителями договоров энергоснабжения в части, возлагающей на гражданина обязанность по оплате, поставленной на общедомовые нужды электроэнергии, напрямую Обществу.
На правоотношения, возникающие в сфере оказания собственникам и нанимателям коммунальных услуг, в том числе потребляемых при использовании общего имущества многоквартирных домов и не связанных с осуществлением указанными лицами предпринимательской деятельности, распространяются положения Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Согласно статье 1 указанного Федерального закона Правительство Российской Федерации вправе издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и об оказании услуг).
При заключении и исполнении публичного договора электроснабжения, заключаемого с гражданином - потребителем данной коммунальной услуги для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, являются обязательными Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Жилищным законодательством, в том числе и указанными Правилами предоставления коммунальных услуг, предусмотрено, что собственники и наниматели помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества, вносят этой управляющей организации (части 4, 7, 7.1 статьи 155 Жилищного кодекса РФ, подпункт "а" пункта 32, подпункт "и" пункта 34 Правил предоставления коммунальных услуг).
Таким образом, неисполнение ответчиком приведенных правовых предписаний, в том числе путем включения в договор электроснабжения, заключаемый с гражданином-потребителем, использующим электроэнергию для бытовых целей, условий о поставке ему электроэнергии на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирных жилых домах) и оплате им данной электроэнергии непосредственно ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго", является нарушением установленных Правительством Российской Федерации правил, изданных для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера), обязательных при заключении и исполнении публичного договора электроснабжения.
Как следствие, возложение на потребителя-гражданина обязанности по оплате данной коммунальной услуги ненадлежащему лицу (ресурсоснабжающей организации, а не исполнителю услуги), является безусловным нарушением прав потребителя.
Утверждение в жалобе о наличии у ОАО ЭиЭ "Магаданэнерго" права требовать оплату данных услуг в силу положений пункта 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, несостоятельно.
Пункт 17 указанных Правил, перечисляя случаи, в которых ресурсоснабжающая организация обязана приступить к подаче коммунальной услуги собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме, не указывает на наличие у ресурсоснабжающей организации права требования с собственников и пользователей помещений в многоквартирном доме платы за коммунальные услуги, поставленные на общедомовые нужды.
Доводы апелляционной жалобы по существу рассмотренного спора не опровергают правильные выводы суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене состоявшегося судебного решения.
С учетом изложенного судебная коллегия признает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене по доводам апелляционной жалобы, которые направлены на иное толкование норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
определила:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 08 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Магаданэнерго" - без удовлетворения.
Верно:
Судья
Магаданского областного суда
А.А.КРЕЧЕТОВ
24 сентября 2013 года
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)