Судебные решения, арбитраж
Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Мищенко Е.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя - Евсеенко Р.П., по доверенности от 14.01.2013 N 9, Крупнов Е.И., по доверенности от 08.02.2013 N 54,
от заинтересованного лица - Шарапов В.С., по доверенности от 18.10.2013 N 1280-Р-исх,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МУП "Управление заказчика жилищно-коммунального хозяйства городского поселения Мытищи" на решение Арбитражного суда Московской области от 16 апреля 2013 года по делу N А41-7296/13, принятое судьей Бобриневым А.А., по заявлению МУП "Управление заказчика жилищно-коммунального хозяйства городского поселения Мытищи" об оспаривании постановления Госжилинспекции Московской области по делу об административном правонарушении,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Управление заказчика" (далее - МУП "Управление заказчика", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - ГУ МО "ГЖИ МО", Госжилинспекция, заинтересованное лицо) от 01.02.2013 N 1-22-00670-20-2013.
Решением от 16 апреля 2013 года Арбитражный суд Московской области в удовлетворении заявленных требований предприятия отказал.
Не согласившись с указанным судебным актом, МУП "Управление заказчика" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального и процессуального права. Просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на необоснованное применение административным органом СанПиН 2.1.4.2496-09, поскольку горячее водоснабжение многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Мытищи, Новомытищинский проспект, д. 39, корп. 4, осуществляется от индивидуального теплового пункта. Согласно положениям Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ, такая система водоснабжения является нецентрализованной, к которой СанПиН 2.1.4.2496-09 не применяется.
Представитель административного органа возражал против доводов жалобы. Просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, между МУП "Управление заказчика" и собственниками многоквартирного дома N 39, корп. 4 по Новомытищинскому проспекту г. Мытищи Московской области заключены договоры управления многоквартирным домом.
24.01.2013 на основании обращения Андрушева М.Ю. от 17.01.2013 N 1-22-00670-20-2013 по вопросу предоставления жилищно-коммунальных услуг в доме N 39 по Новомытищинскому проспекту г. Мытищи, распоряжения от 22.01.2013 N 1-22-00670-20-2013, проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований или требований установленных жилищным законодательством МУП "Управление заказчика", расположенного по адресу: Московская область, г. Мытищи, ул. Сукромка, д. 6.
24.01.2013 составлен акт проверки N 1-22-00670-20-2013, в котором зафиксировано, что на момент проверки в квартире N 60 температура горячей воды в точке разбора (смеситель на кухне) составила +56, 2 град. С, в ванной комнате составила + 56,3 град. C.
24.01.2013 должностным лицом ГУ МО "ГЖИ МО" в отношении МУП "Управление заказчика" составлен протокол об административном правонарушении N 1-22-00670-20-2013, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заместителем начальника ГУ МО "ГЖИ МО" 01.02.2013 вынесено постановление N 1-22-00670-20-2013 о привлечении МУП "Управление заказчика" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа о привлечении к административной ответственности, МУП "Управление заказчика" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании вышеуказанного постановления.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого постановления Госжилинспекции от 01.02.2013 N 1-22-00670-20-2013 в силу следующего.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 23.55 КоАП РФ установлено, что органы государственной жилищной инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23 КоАП РФ.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов государственной жилищной инспекции вправе руководители государственных жилищных инспекций, их заместители.
Государственная жилищная инспекция Московской области образована постановлением Правительства Московской области от 19.11.2003 N 674/43.
Пунктом 1 Постановления Правительства Московской области от 12 сентября 2007 года N 674/28 Государственная жилищная инспекция Московской области преобразована в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области - Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
Пунктом 2 указанного Постановления утверждено Положение о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Положение).
Согласно Положению о Государственной жилищной инспекции Московской области, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 22.12.2003 N 729/47 Государственная жилищная инспекция Московской области является государственным органом Московской области, специально уполномоченным на осуществление государственного контроля за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от его принадлежности.
Согласно пунктам 14.10, 14.11 Положения ГЖИ МО имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с законодательством, рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Субъектом ответственности являются должностные лица или юридические лица, которые в результате реализации предоставленных им полномочий допустили виновные противоправные действия (бездействие), повлекшие нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, в частности, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Из материалов дела усматривается и заявителем не оспаривается, что общество, как управляющая компания является лицом, ответственным, в том числе, за предоставление коммунальных услуг в необходимом объеме и осуществляющим иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Апелляционным судом установлено, что применение судом первой инстанции положений Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, незаконно, поскольку пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утратило силу, за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению).
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением РФ от 06.05.2011 N 354, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Согласно подпункту "в" пункта 3 указанных Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Согласно подпункту "б" пункта 4 Правил одной из коммунальных услуг является горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Пункт 5 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением РФ от 06.05.2011 N 354, содержит следующие положения: энергоснабжающая организация обязана обеспечить потребителя горячей водой, температура которой соответствует установленной СанПиН 2.1.4.246-09, отклонения допускаются не более чем на 5 градусов в ночное время, не более чем на 3 градуса в дневное.
Административный орган при рассмотрении дела ссылается на положения СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07 апреля 2009 года N 20. Согласно пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора должна быть не ниже 60 градусов C (независимо от применяемой системы теплоснабжения).
Вместе с тем, при привлечении предприятия к административной ответственности административным органом не учтены следующие обстоятельства.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
В соответствии с пунктом 1.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
Согласно пункту 1.3 СанПиН 2.1.4.2496-09 санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Системы горячего водоснабжения подразделяются на централизованные и нецентрализованные.
Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).
В свою очередь пунктом 12 этой же статьи установлено, что нецентрализованная система горячего водоснабжения - сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ абонент - юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор водоснабжения и водоотведения.
Предприятием представлен суду договор от 01.01.2009 N 2/2009 на обеспечение жилых многоквартирных домов, находящихся в управлении "Управляющей организации", водой (в том числе на нужды горячего водоснабжения) и водоотведением, заключенный между МУП "Управление единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства" Мытищинского района ("Управляющая организация") и ОАО "Водоканал-Мытищи" ("Исполнитель"), в соответствии с которым "Исполнитель" обязуется произвести поставку воды, в том числе для нужд горячего водоснабжения и принять стоки, а "Управляющая организация" принять оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению и оплатить их.
Также между ОАО "Мытищинская теплосеть" ("Энергоснабжающая организация") и МУП "Управление единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства" Мытищинского района ("Абонент") заключен договор энергоснабжения от 01.01.2009 N 1405, предметом которого является продажа (подача) "Энергоснабжающей организацией" "Абоненту", присоединенному к сети "Энергоснабжающей организации", и покупка (потребление) "Абонентом" тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения. Постановлением главы городского поселения Мытищи от 04.05.2009 N 566 фирменное название МУП "Управление единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства" Мытищинского района изменено на МУП "Управление заказчика жилищно-коммунального хозяйства городского поселения Мытищи".
Подпунктом 3.2.1 договора энергоснабжения от 01.01.2009 N 1405 установлена обязанность "Энергоснабжающей организации" подавать "Абоненту" тепловую энергию через присоединенную сеть надлежащего качества на горячее водоснабжение и подогрев воды.
Таким образом, отбор горячей воды из тепловой сети, из сетей горячего водоснабжения, создание горячей воды путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта абонентом (предприятием) не осуществляется.
Напротив, апелляционным судом установлено, что МУП "Управление заказчика жилищно-коммунального хозяйства городского поселения Мытищи" для горячего водоснабжения многоквартирного дома N 39, корп. 4 по Новомытищинскому проспекту г. Мытищи Московской области используется индивидуальный тепловой пункт (ИТП).
С учетом изложенного в рассматриваемом случае предприятие для спорного дома использует нецентрализованную систему горячего водоснабжения.
Вместе с тем, примененные административным органом правила пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", в силу прямого указания, распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения.
Установление температуры не менее 60 градусов С объясняется тем, что при данной температуре происходит обеззараживание воды в централизованных системах ГВС. В случае применения нецентрализованных систем ГВС данные требования излишне, поскольку вода не требует такой степени санитарно-гигиенической обработки.
Таким образом, требования пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 на нецентрализованную систему горячего водоснабжения многоквартирного дома N 39, корп. 4 по Новомытищинскому проспекту г. Мытищи Московской области не распространяются.
В соответствии с пунктом 4.16.3 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" температура горячей воды в точках водоразбора у потребителей должна быть от 50 до 75 градусов.
Из акта проверки от 24.01.2013 N 1-22-00670-20-2013 следует, что на момент проверки в квартире N 60 температура горячей воды в точке разбора (смеситель на кухне) составила +56, 2 град. С, в ванной комнате составила + 56,3 град. C, что входит в рамки установленной ГОСТ Р 51617-2000 температуры горячей воды.
При данных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Учитывая изложенное, апелляционный суд признает незаконным постановление Госжилинспекции от 01.02.2013 N 1-22-00670-20-2013 о привлечении МУП "Управление заказчика жилищно-коммунального хозяйства городского поселения Мытищи" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, в связи с чем, обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.04.2013 по делу N А41-7296/13 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление ГУ Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" от 01.02.2013 N 1-22-00670-20-2013 о привлечении МУП "Управление заказчика" к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ.
Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Судьи
Е.А.МИЩЕНКО
М.А.НЕМЧИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ДЕСЯТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 31.10.2013 ПО ДЕЛУ N А41-7296/13
Разделы:Договор управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ДЕСЯТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 октября 2013 г. по делу N А41-7296/13
Резолютивная часть постановления объявлена 23 октября 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 31 октября 2013 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Мищенко Е.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя - Евсеенко Р.П., по доверенности от 14.01.2013 N 9, Крупнов Е.И., по доверенности от 08.02.2013 N 54,
от заинтересованного лица - Шарапов В.С., по доверенности от 18.10.2013 N 1280-Р-исх,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МУП "Управление заказчика жилищно-коммунального хозяйства городского поселения Мытищи" на решение Арбитражного суда Московской области от 16 апреля 2013 года по делу N А41-7296/13, принятое судьей Бобриневым А.А., по заявлению МУП "Управление заказчика жилищно-коммунального хозяйства городского поселения Мытищи" об оспаривании постановления Госжилинспекции Московской области по делу об административном правонарушении,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Управление заказчика" (далее - МУП "Управление заказчика", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - ГУ МО "ГЖИ МО", Госжилинспекция, заинтересованное лицо) от 01.02.2013 N 1-22-00670-20-2013.
Решением от 16 апреля 2013 года Арбитражный суд Московской области в удовлетворении заявленных требований предприятия отказал.
Не согласившись с указанным судебным актом, МУП "Управление заказчика" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом нарушены нормы материального и процессуального права. Просит решение отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на необоснованное применение административным органом СанПиН 2.1.4.2496-09, поскольку горячее водоснабжение многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Мытищи, Новомытищинский проспект, д. 39, корп. 4, осуществляется от индивидуального теплового пункта. Согласно положениям Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ, такая система водоснабжения является нецентрализованной, к которой СанПиН 2.1.4.2496-09 не применяется.
Представитель административного органа возражал против доводов жалобы. Просил обжалуемое решение оставить без изменения.
Выслушав представителей участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, и установлено судом, между МУП "Управление заказчика" и собственниками многоквартирного дома N 39, корп. 4 по Новомытищинскому проспекту г. Мытищи Московской области заключены договоры управления многоквартирным домом.
24.01.2013 на основании обращения Андрушева М.Ю. от 17.01.2013 N 1-22-00670-20-2013 по вопросу предоставления жилищно-коммунальных услуг в доме N 39 по Новомытищинскому проспекту г. Мытищи, распоряжения от 22.01.2013 N 1-22-00670-20-2013, проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения обязательных требований или требований установленных жилищным законодательством МУП "Управление заказчика", расположенного по адресу: Московская область, г. Мытищи, ул. Сукромка, д. 6.
24.01.2013 составлен акт проверки N 1-22-00670-20-2013, в котором зафиксировано, что на момент проверки в квартире N 60 температура горячей воды в точке разбора (смеситель на кухне) составила +56, 2 град. С, в ванной комнате составила + 56,3 град. C.
24.01.2013 должностным лицом ГУ МО "ГЖИ МО" в отношении МУП "Управление заказчика" составлен протокол об административном правонарушении N 1-22-00670-20-2013, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ.
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, заместителем начальника ГУ МО "ГЖИ МО" 01.02.2013 вынесено постановление N 1-22-00670-20-2013 о привлечении МУП "Управление заказчика" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа о привлечении к административной ответственности, МУП "Управление заказчика" обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании вышеуказанного постановления.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого постановления Госжилинспекции от 01.02.2013 N 1-22-00670-20-2013 в силу следующего.
В соответствии с частями 6 и 7 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Статьей 23.55 КоАП РФ установлено, что органы государственной жилищной инспекции рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23 КоАП РФ.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов государственной жилищной инспекции вправе руководители государственных жилищных инспекций, их заместители.
Государственная жилищная инспекция Московской области образована постановлением Правительства Московской области от 19.11.2003 N 674/43.
Пунктом 1 Постановления Правительства Московской области от 12 сентября 2007 года N 674/28 Государственная жилищная инспекция Московской области преобразована в центральный исполнительный орган государственной власти Московской области - Главное управление Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области".
Пунктом 2 указанного Постановления утверждено Положение о Главном управлении Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" (далее - Положение).
Согласно Положению о Государственной жилищной инспекции Московской области, утвержденному постановлением Правительства Московской области от 22.12.2003 N 729/47 Государственная жилищная инспекция Московской области является государственным органом Московской области, специально уполномоченным на осуществление государственного контроля за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от его принадлежности.
Согласно пунктам 14.10, 14.11 Положения ГЖИ МО имеет право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с законодательством, рассматривать в установленном порядке дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23 КоАП РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно статье 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Субъектом ответственности являются должностные лица или юридические лица, которые в результате реализации предоставленных им полномочий допустили виновные противоправные действия (бездействие), повлекшие нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Согласно части 2.3 статьи 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме, в частности, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Из материалов дела усматривается и заявителем не оспаривается, что общество, как управляющая компания является лицом, ответственным, в том числе, за предоставление коммунальных услуг в необходимом объеме и осуществляющим иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Апелляционным судом установлено, что применение судом первой инстанции положений Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, незаконно, поскольку пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 утратило силу, за исключением пунктов 15 - 28 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных указанным постановлением (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), и пунктов 1 - 4 приложения N 2 к указанным Правилам (в части, касающейся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению).
В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением РФ от 06.05.2011 N 354, под коммунальными услугами понимается осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Согласно подпункту "в" пункта 3 указанных Правил предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.
Согласно подпункту "б" пункта 4 Правил одной из коммунальных услуг является горячее водоснабжение, то есть снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилой дом (домовладение), в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме, а также в помещения, входящие в состав общего имущества в многоквартирном доме.
Пункт 5 приложения N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением РФ от 06.05.2011 N 354, содержит следующие положения: энергоснабжающая организация обязана обеспечить потребителя горячей водой, температура которой соответствует установленной СанПиН 2.1.4.246-09, отклонения допускаются не более чем на 5 градусов в ночное время, не более чем на 3 градуса в дневное.
Административный орган при рассмотрении дела ссылается на положения СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07 апреля 2009 года N 20. Согласно пункту 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 температура горячей воды в местах водоразбора должна быть не ниже 60 градусов C (независимо от применяемой системы теплоснабжения).
Вместе с тем, при привлечении предприятия к административной ответственности административным органом не учтены следующие обстоятельства.
Санитарно-эпидемиологические правила и нормы СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы" устанавливают гигиенические требования к качеству воды и организации систем централизованного горячего водоснабжения (далее - СЦГВ), а также правила контроля качества воды, подаваемой СЦГВ, независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
В соответствии с пунктом 1.2 СанПиН 2.1.4.2496-09 санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.
Согласно пункту 1.3 СанПиН 2.1.4.2496-09 санитарные правила распространяются на централизованное горячее водоснабжение.
Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулирует Федеральный закон от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Системы горячего водоснабжения подразделяются на централизованные и нецентрализованные.
Согласно пункту 27 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ централизованная система горячего водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для горячего водоснабжения путем отбора горячей воды из тепловой сети (далее - открытая система теплоснабжения (горячего водоснабжения) или из сетей горячего водоснабжения либо путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта (далее - закрытая система горячего водоснабжения).
В свою очередь пунктом 12 этой же статьи установлено, что нецентрализованная система горячего водоснабжения - сооружения и устройства, в том числе индивидуальные тепловые пункты, с использованием которых приготовление горячей воды осуществляется абонентом самостоятельно.
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ абонент - юридическое лицо, заключившее или обязанное заключить договор горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) договор водоотведения, единый договор водоснабжения и водоотведения.
Предприятием представлен суду договор от 01.01.2009 N 2/2009 на обеспечение жилых многоквартирных домов, находящихся в управлении "Управляющей организации", водой (в том числе на нужды горячего водоснабжения) и водоотведением, заключенный между МУП "Управление единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства" Мытищинского района ("Управляющая организация") и ОАО "Водоканал-Мытищи" ("Исполнитель"), в соответствии с которым "Исполнитель" обязуется произвести поставку воды, в том числе для нужд горячего водоснабжения и принять стоки, а "Управляющая организация" принять оказанные услуги по водоснабжению и водоотведению и оплатить их.
Также между ОАО "Мытищинская теплосеть" ("Энергоснабжающая организация") и МУП "Управление единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства" Мытищинского района ("Абонент") заключен договор энергоснабжения от 01.01.2009 N 1405, предметом которого является продажа (подача) "Энергоснабжающей организацией" "Абоненту", присоединенному к сети "Энергоснабжающей организации", и покупка (потребление) "Абонентом" тепловой энергии на нужды горячего водоснабжения. Постановлением главы городского поселения Мытищи от 04.05.2009 N 566 фирменное название МУП "Управление единого заказчика жилищно-коммунального хозяйства" Мытищинского района изменено на МУП "Управление заказчика жилищно-коммунального хозяйства городского поселения Мытищи".
Подпунктом 3.2.1 договора энергоснабжения от 01.01.2009 N 1405 установлена обязанность "Энергоснабжающей организации" подавать "Абоненту" тепловую энергию через присоединенную сеть надлежащего качества на горячее водоснабжение и подогрев воды.
Таким образом, отбор горячей воды из тепловой сети, из сетей горячего водоснабжения, создание горячей воды путем нагрева воды без отбора горячей воды из тепловой сети с использованием центрального теплового пункта абонентом (предприятием) не осуществляется.
Напротив, апелляционным судом установлено, что МУП "Управление заказчика жилищно-коммунального хозяйства городского поселения Мытищи" для горячего водоснабжения многоквартирного дома N 39, корп. 4 по Новомытищинскому проспекту г. Мытищи Московской области используется индивидуальный тепловой пункт (ИТП).
С учетом изложенного в рассматриваемом случае предприятие для спорного дома использует нецентрализованную систему горячего водоснабжения.
Вместе с тем, примененные административным органом правила пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", в силу прямого указания, распространяются на централизованное горячее водоснабжение при закрытых и открытых системах теплоснабжения.
Установление температуры не менее 60 градусов С объясняется тем, что при данной температуре происходит обеззараживание воды в централизованных системах ГВС. В случае применения нецентрализованных систем ГВС данные требования излишне, поскольку вода не требует такой степени санитарно-гигиенической обработки.
Таким образом, требования пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 на нецентрализованную систему горячего водоснабжения многоквартирного дома N 39, корп. 4 по Новомытищинскому проспекту г. Мытищи Московской области не распространяются.
В соответствии с пунктом 4.16.3 ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия" температура горячей воды в точках водоразбора у потребителей должна быть от 50 до 75 градусов.
Из акта проверки от 24.01.2013 N 1-22-00670-20-2013 следует, что на момент проверки в квартире N 60 температура горячей воды в точке разбора (смеситель на кухне) составила +56, 2 град. С, в ванной комнате составила + 56,3 град. C, что входит в рамки установленной ГОСТ Р 51617-2000 температуры горячей воды.
При данных обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу об отсутствии в действиях заявителя события административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 КоАП РФ.
В соответствии с частью 2 статьи 211 АПК РФ, в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Учитывая изложенное, апелляционный суд признает незаконным постановление Госжилинспекции от 01.02.2013 N 1-22-00670-20-2013 о привлечении МУП "Управление заказчика жилищно-коммунального хозяйства городского поселения Мытищи" к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 КоАП РФ, в связи с чем, обжалуемое решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 16.04.2013 по делу N А41-7296/13 отменить.
Признать незаконным и отменить постановление ГУ Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" от 01.02.2013 N 1-22-00670-20-2013 о привлечении МУП "Управление заказчика" к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ.
Председательствующий
Е.Н.ВИТКАЛОВА
Судьи
Е.А.МИЩЕНКО
М.А.НЕМЧИНОВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)