Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЯТНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 15.07.2013 N 15АП-7942/2013 ПО ДЕЛУ N А32-32923/2012

Разделы:
Капитальный ремонт многоквартирного дома; Управление многоквартирным домом

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 июля 2013 г. N 15АП-7942/2013

Дело N А32-32923/2012

Резолютивная часть постановления объявлена 15 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2013 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кузнецова С.А.
судей Ереминой О.А., Чотчаева Б.Т.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Харько Л.В.
при участии:
- от истца: представитель Магульян А.А., доверенность от 01.07.2013;
- от ответчиков: представители не явились, извещены.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город-курорт Анапа на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.04.2013 по делу N А32-32923/2012
по иску общества с ограниченной ответственностью производственное предприятие "ЛИФТ" (ИНН 2301049194, ОГРН 1032300012810)
к ответчикам Управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации города-курорта Анапа (ИНН 2301065502, ОГРН 1082301000077), муниципальному образованию город-курорт Анапа в лице Администрации муниципального образования город-курорт Анапа (ИНН 2301027017, ОГРН 1022300523057)
о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами
принятое в составе судьи Баганиной С.А.

установил:

общество с ограниченной ответственностью производственное предприятие "ЛИФТ" (далее - истец, ООО ПП"ЛИФТ", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования город-курорт Анапа (далее - управление) о взыскании 4 106 643,30 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами (уточненные в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации исковые требования).
Определением Арбитражного суда Краснодарского края от 21.01.2013 к участию в деле в качестве соответчика привлечено муниципальное образование город-курорт Анапа в лице Администрации муниципального образования город-курорт Анапа (далее - администрация).
Решением суда взыскано с Муниципального образования город-курорт Анапа в лице администрации город-курорт Анапа за счет средств казны Муниципального образования город-курорт Анапа в пользу ООО ПП "ЛИФТ" 4 106 643,30 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами, 43 533,22 руб. расходов по уплате госпошлины. В иске к управлению жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования город-курорт Анапа отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда отменить. Апелляционная жалоба мотивирована следующим. Муниципальные контракты, задолженность по которым была взыскана решениями Арбитражного суда Краснодарского края по делу N А32-2198/2010 и делу N А32-33747/2011, были заключены между истцом и Управлением по строительству, промышленности, транспорту и связи администрации, из которого было выделено Управление ЖКХ администрации. Управление ЖКХ администрации является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, лицевые и текущие счета, гербовую печать, штампы и бланки установленного образца, выступает от своего имени истцом и ответчиком в суде. Управление входит в структуру администрации, является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, финансируемым за счет средств бюджета муниципального образования город-курорт Анапа, и имеет статус юридического лица. Управление самостоятельно отвечает своими средствами по принятым на себя обязательствам. Сумма процентов, взысканных с администрации несоразмерна последствиям нарушения обязательства, подлежит уменьшению на основании положений статьи 333 ГК РФ. Взыскав проценты с муниципального образования город-курорт Анапа в лице администрации муниципального образования город-курорт Анапа за счет средств бюджета муниципального образования город-курорт Анапа, суд первой инстанции неверно определил субъектный состав обязательств, возникших из спорных контрактов. Судом первой инстанции в мотивировочной части решения указано на то, что истцом неверно определен период начисления процентов, однако сумма взысканных с ответчика процентов не уменьшена. В соответствии со ст. 333.37 НК РФ администрация как орган местного самоуправления освобождена от уплаты госпошлины.
В судебном заседании представитель истца возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом.
В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, оценив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции между истцом и управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования г-к Анапа заключены следующие муниципальные контракты.
Муниципальный контракт N 123 на выполнение подрядных работ для нужд муниципального образования г-к. Анапа от 24.03.2007, по условиям которого истец (подрядчик) берет на себя обязательства по выполнению подрядных работ: Приобретение и установка оборудования диспетчерской связи на лифты муниципального жилищного фонда (вторая очередь) согласно определенных в дефектной ведомости работ и согласованных и утвержденных ответчиком (муниципальным заказчиком) смет, а тот в свою очередь, обязуется принять результат работ и оплатить его (п. 1.1., 1.1.1. контракта).
В соответствии с п. 2.2 контракта, общая стоимость работ по настоящему контракту составляет 2 820 028 руб. и является твердой и неизменной на весь период действия настоящего муниципального контракта.
В п. 3.1. контракта стороны согласовали срок выполнения работ: начало работ - с момента заключения муниципального контракта; окончание - 15.12.2007.
Муниципальный контракт N 175 на выполнение подрядных работ для нужд муниципального образования г-к Анапа от 06.06.2007, по условиям которого истец (подрядчик) принял на себя обязательства по выполнению подрядных работ: Демонтаж и монтаж лифтового оборудования в жилых домах МО г-к. Анапа, согласно прилагаемого перечня (приложение N 1) и согласованных и утвержденных ответчиком (муниципальным заказчиком) смет, который в свою очередь обязуется принять результат работ и оплатить его.
В соответствии с п. 2.2. контракта общая стоимость работ составляет 8 844 846 руб. и является твердой и неизменной на весь период действия настоящего муниципального контракта.
Срок выполнения работ: начало работ - с момента заключения муниципального контракта; окончание - 15.12.2007.
Муниципальный контракт N 60 на выполнение подрядных работ для нужд муниципального образования г-к Анапа от 17.03.2008, по условиям которого, истец (подрядчик) принял на себя обязательства по выполнению подрядных работ: "Замена отработавших нормативный срок службы лифтов в МЖФ г-к Анапа на 2008 г.", согласно прилагаемого перечня (приложение N 1) и согласованных и утвержденных ответчиком (муниципальным заказчиком) смет, который в свою очередь обязуется принять результат работ и оплатить его.
В соответствии с п. 2.2. контракта, общая стоимость работ составляет 16 534 791,98 руб. и является твердой и неизменной на весь период действия настоящего муниципального контракта.
В п. 3.1. контракта стороны согласовали срок выполнения работ: начало работ - с момента заключения муниципального контракта; окончание - 15.12.2008.
Муниципальный контракт N 168 на капитальный ремонт лифтов в домах МЖФ г-к. Анапа, по условиям которого истец (подрядчик) принял на себя обязательства по выполнению подрядных работ: "Капитальный ремонт лифтов в домах муниципального жилого фонда г-к. Анапа", а ответчик (муниципальный заказчик) обязался принять указанные работы и оплатить их.
В соответствии с п. 2.1. контракта, сумма Муниципального контракта в соответствии с протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок от 12.08.2009 N 119-08/2009 составляет 380 000 руб.
Календарные сроки выполнения работ определены сторонами: начало работ - с момента заключения контракта; окончание работ - не позднее 15.10.2009 (п. 13.1. контракта).
Муниципальный контракт N 302 на капитальный ремонт лифтов в домах муниципального жилого фонда г-к Анапа от 21.12.2009, по условиям которого истец (подрядчик) принял на себя обязательства по выполнению работ: "Капитальный ремонт лифтов в домах муниципального жилого фонда г-к Анапа", а ответчик (подрядчик) принять - результат работ и оплатить его.
В соответствии с п. 2.1. контракта, сумма Муниципального контракта в соответствии с протоколом рассмотрения и оценки котировочных заявок от 11.12.2009 N 353-12/2009 составляет 260 000 руб.
Календарные сроки выполнения работ определены сторонами: начало работ - с момента заключения контракта; окончание работ - не позднее 31.12.2009 г. (п. 13.1. контракта).
Муниципальный контракт N 322 на замену лифтов (демонтажные работы, ремонт машинного отделения лифта, монтажные и пусконаладочные работы) многоквартирных жилых домов по адресам: ул. Новороссийская, 261, ул. Крымская, 190; ул. Шевченко, 239; ул. Чехова, 4а в г.-к. Анапа от 28.12.2009, по условиям которого истец (подрядчик принял на себя обязательства по выполнению подрядных работ: "замена лифтов (демонтажные работы, ремонт машинного отделения лифта, монтажные и пусконаладочные работы) многоквартирных жилых домов по адресам: ул. Новороссийская, 261, ул. Крымская, 190; ул. Шевченко, 239; ул. Чехова, 4а.
В соответствии с п. 2.1. контракта, сумма муниципального контракта в соответствии с протоколом аукциона от 17.12.2009 N А-286-12/09 составляет 7 134 840 руб.
Календарные сроки выполнения работ определены сторонами: начало работ - с момента заключения контракта; окончание работ - не позднее 31.03.2010 (п. 13.1. контракта).
Как правильно установил суд первой инстанции, отношения по указанным контрактам, регулируются положениями главы 37 Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре подряда.
По правилам ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязан принять результат работы и оплатить его.
В материалы дела представлено решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.05.2010 г. по делу N А32-2198/2010-18/41, в соответствии с которым с Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования г-к Анапа в пользу истца было взыскано 19 579 017,76 руб., в том числе 17 754 665,76 руб. задолженности по муниципальным контрактам N 123 от 24.03.2007, N 175 от 06.06.2007, N 60 от 17.03.2008 и 1 824 352 руб. процентов, а также решение Арбитражного суда Краснодарского края от 16.01.2012 г. по делу N А32-33747/2011, в соответствии с которым с Управления жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования г-к Анапа в пользу истца взыскано 5 520 390 руб. долга по муниципальным контрактам N 168 от 20.08.2009, N 302 от 21.12.2009, N 322 от 28.12.2009 и процентов в размере 634 234 руб.
Указанные судебные акты вступили в законную силу, однако до настоящего времени задолженность в полном объеме не уплачена, что явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на задолженность, взысканную в пользу истца судебными актами по делу N А32-2198/2010 и по делу N А32-33747/2011.
Суд первой инстанции, проанализировав доказательства по делу в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований общества, руководствуясь следующим.
Материалы дела свидетельствуют о том, что указанные решения приняты арбитражным судом в связи с неисполнением Управлением жилищно-коммунального хозяйства администрации муниципального образования г-к Анапа своих обязательств по оплате произведенных истцом подрядных работ по вышеуказанным муниципальным контрактам.
В соответствии со статьями 3, 9 Закона N 94-ФЗ государственным (муниципальным) контрактом является договор, заключенный государственным (муниципальным) заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Федерации либо муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд - потребностей Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, государственного заказчика в товарах, работах и услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципального образования, государственного заказчика, в том числе для реализации федеральных или региональных целевых программ.
Согласно статье 4 того же Закона в редакции, действовавшей на момент заключения контракта, заказчиком при размещении государственного (муниципального) заказа могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при рассмотрении аналогичного спора в постановлении от 09.10.2007 N 5060/07 указал: если учреждение выполняет функции муниципального заказчика при размещении заказа на выполнение работ для муниципальных нужд, то в этом случае оно действует от имени и в интересах муниципального образования, в связи с чем, у последнего возникает обязанность по оплате выполненных работ за счет казны муниципального образования в лице соответствующих органов.
Согласно статье 764 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному контракту государственным заказчиком выступают государственный орган, обладающий необходимыми инвестиционными ресурсами, или организация, наделенная соответствующим государственным органом правом распоряжаться такими ресурсами, а подрядчиком - юридическое лицо или гражданин.
Из содержания статей 125 и 126 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в результате заключения контрактов муниципальными заказчиками, действующими от имени и по поручению публичного образования, должником по обязательствам, вытекающим из таких контрактов, является само публичное образование.
Согласно пункту 1 статьи 395 Гражданского кодекса Российской Федерации за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат уплате проценты на сумму этих средств. Размер процентов определяется существующей в месте жительства кредитора, а если кредитором является юридическое лицо, в месте его нахождения учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства или его соответствующей части. При взыскании долга в судебном порядке суд может удовлетворить требование кредитора, исходя из учетной ставки банковского процента на день предъявления иска или на день вынесения решения. Эти правила применяются, если иной размер процентов не установлен законом или договором.
Как следует из уточненного расчета истца проценты за пользование чужими денежными средствами начислены по ставке 8,25% годовых: по контракту N 123 за период с 16.02.2010 по 23.10.2012 в сумме 633331,29 руб.; по контракту N 175 за период с 16.02.2010 по 23.10.2012 в сумме 341553,07 руб.; по контракту N 60 за период с 16.02.2010 по 23.10.2012 в сумме 2 860 021,59 руб.; по контракту N 168 за период с 14.01.2012 по 25.07.2012 в сумме 1158,21 руб.; по контракту N 302 за период с 14.01.2012 по 25.07.2012 в сумме 1132,08 руб.; по контракту N 322 за период с 14.01.2012 по 25.07.2012 от задолженности 4 994 390 руб. проценты составили 217464,06 руб.; за период с 26.07.2012 по 23.10.2012 от задолженности 2 474 000 руб. составили 51983 руб.; итого: 269447,06 руб.
Судом первой инстанции проверен представленный истцом расчет процентов и признан неверным. Истец ошибочно начинает исчислять проценты с 16.02.2012 (по контрактам NN 123, 175, 60), поскольку эта дата уже учтена в расчете суммы процентов в решении Арбитражного суда Краснодарского края от 05.05.2010 по делу N А32-2198/2010-18/41, на что прямо указано в мотивировочной части судебного акта. В решении Арбитражного суда Краснодарского края от 16.01.2012 по делу N А32-33747/2011 прямо указано, что расчет процентов по муниципальным контрактам N 168 от 20.08.2009, N 302 от 21.12.2009, N 322 от 28.12.2009 производится по 15.09.2011, соответственно начисление процентов по настоящему делу следует производить с 16.09.2011. Истец производит начисление с 14.01.2012, что является его правом. Кроме того, следует учесть, что целевым назначением трех платежей указан номер дела А32-33747/2011, поэтому проценты следовало начислять с учетом даты оплаты.
Однако, поскольку суд при принятии решения не может выходить за пределы исковых требований в сторону их увеличения, что является исключительным правом истца, требования общества правомерно удовлетворены судом первой инстанции в заявленном истцом размере 4 106 643,30 руб.
Довод администрации о необходимости применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, подлежит отклонению на основании следующего.
Согласно пункту 1 Постановление Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" исходя из принципа осуществления гражданских прав своей волей и в своем интересе (статья 1 ГК РФ) неустойка может быть снижена судом на основании статьи 333 Кодекса только при наличии соответствующего заявления со стороны ответчика.
При этом ответчик должен представить доказательства явной несоразмерности неустойки последствиям нарушения обязательства, в частности, что возможный размер убытков кредитора, которые могли возникнуть вследствие нарушения обязательства, значительно ниже начисленной неустойки. Кредитор для опровержения такого заявления вправе представить доводы, подтверждающие соразмерность неустойки последствиям нарушения обязательства. Поскольку в силу пункта 1 статьи 330 ГК РФ по требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков, он может в опровержение заявления ответчика о снижении неустойки представить доказательства, свидетельствующие о том, какие последствия имеют подобные нарушения обязательства для кредитора, действующего в гражданском обороте разумно и осмотрительно при сравнимых обстоятельствах, в том числе основанные на средних показателях по рынку (изменение процентных ставок по кредитам или рыночных цен на определенные виды товаров в соответствующий период, колебания валютных курсов и т.д.).
В силу пункта 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" при рассмотрении вопроса о необходимости снижения неустойки по заявлению ответчика на основании статьи 333 ГК РФ судам следует исходить из того, что неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежного обязательства позволяет ему неправомерно пользоваться чужими денежными средствами. Поскольку никто не вправе извлекать преимущества из своего незаконного поведения, условия такого пользования не могут быть более выгодными для должника, чем условия пользования денежными средствами, получаемыми участниками оборота правомерно (например, по кредитным договорам).
Разрешая вопрос о соразмерности неустойки последствиям нарушения денежного обязательства и с этой целью определяя величину, достаточную для компенсации потерь кредитора, суды могут исходить из двукратной учетной ставки (ставок) Банка России, существовавшей в период такого нарушения. Вместе с тем для обоснования иной величины неустойки, соразмерной последствиям нарушения обязательства, каждая из сторон вправе представить доказательства того, что средний размер платы по краткосрочным кредитам на пополнение оборотных средств, выдаваемым кредитными организациями субъектам предпринимательской деятельности в месте нахождения должника в период нарушения обязательства, выше или ниже двукратной учетной ставки Банка России, существовавшей в тот же период. Снижение судом неустойки ниже определенного таким образом размера допускается в исключительных случаях, при этом присужденная денежная сумма не может быть меньше той, которая была бы начислена на сумму долга исходя из однократной учетной ставки Банка России.
Снижение неустойки ниже однократной учетной ставки Банка России на основании соответствующего заявления ответчика допускается лишь в экстраординарных случаях, когда убытки кредитора компенсируются за счет того, что размер платы за пользование денежными средствами, предусмотренный условиями обязательства (заем, кредит, коммерческий кредит), значительно превышает обычно взимаемые в подобных обстоятельствах проценты.
Факт просрочки исполнения денежного обязательства установлен судом первой инстанции, анализ обстоятельств дела и оценка соразмерности заявленных требований последствиям нарушения обязательства, а также отсутствие доказательств наличия экстраординарных обстоятельств, являющихся основанием для снижения размера процентов, не позволил суду применить положения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя апелляционной жалобы о том, что надлежащим ответчиком по данному делу является управление ЖКХ администрации, отклоняются апелляционным судом на основании следующего.
В соответствии со статьями 3 и 9 Закона N 94 государственным (муниципальным) контрактом является договор, заключенный государственным (муниципальным) заказчиком от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации либо муниципального образования в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд - потребностей Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, государственного заказчика в товарах, работах и услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципального образования, государственного заказчика, в том числе для реализации федеральных или региональных целевых программ.
Согласно статье 4 Закона N 94 заказчиком при размещении государственного (муниципального) заказа могут выступать соответственно государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, органы местного самоуправления, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления на размещение заказов бюджетные учреждения, иные получатели средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
В силу правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09 октября 2007 года N 5060/07, в случае если учреждение выполняет функции муниципального заказчика при размещении заказа на выполнение работ для муниципальных нужд, то оно действует от имени и в интересах муниципального образования, в связи с чем у последнего возникает обязанность по оплате выполненных работ за счет казны муниципального образования в лице соответствующих органов.
Из содержания статьей 125, 126 ГК РФ следует, что в результате заключения контрактов муниципальными заказчиками, действующими от имени и по поручению публичного образования, должником по обязательствам, вытекающим из таких контрактов, является само публичное образование.
При заключении муниципального контракта на оказание услуг (выполнение работ) для муниципальных нужд учреждение, являющееся муниципальным заказчиком, действует от имени и в интересах муниципального образования, поэтому должником по обязательствам, вытекающим из такого контракта, является само муниципальное образование.
В силу статей 158 и 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации по искам, предъявляемым к муниципальному образованию о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования, его интересы представляет главный распорядитель бюджетных средств.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" согласно пункту 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации в суде от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) государственных органов (органов местного самоуправления) либо должностных лиц этих органов, а также по искам, предъявленным в порядке субсидиарной ответственности к публично-правовым образованиям по обязательствам созданных ими учреждений, выступает соответствующий главный распорядитель бюджетных средств.
В силу статьи 6 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) представляет собой орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств.
Администрация муниципального образования город-курорт Анапа является главным распорядителем средств муниципального бюджета, поэтому в силу статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации вправе выступать в суде от имени публично-правового образования.
В пункте 2 указанного Постановления Пленума разъяснено, что по требованиям о возмещении вреда судам необходимо иметь в виду, что должником в обязательстве по возмещению вреда, причиненного в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, также является публично-правовое образование, а не его органы либо должностные лица этих органов. При удовлетворении указанных исков в резолютивной части решения суда должно указываться о взыскании денежных средств за счет казны соответствующего публично-правового образования, а не с государственного или муниципального органа.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что проценты за пользование чужими денежными средствами, начисленные на задолженность по муниципальным контрактам, подлежат взысканию с муниципального образования город-курорт Анапа за счет средств муниципальной казны.
Аналогичная правовая позиция изложена в определении Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 27.04.2012 N ВАС-5105/12, постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 01.02.2012 по делу N А 32-4427/2011, постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.11.2011 по делу N А32-30230/2010, постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2012 по делу N А32-30230/2010.
В апелляционной жалобе заявитель сослался на то, что органы местного самоуправления освобождены от уплаты госпошлины.
Данный довод подлежит отклонению, поскольку из решения суда следует, что с муниципального образования город-курорт Анапа, в лице администрации, за счет казны муниципального образования города-курорта Анапа взыскано в пользу общества судебных расходов на уплату госпошлины в размере 43 533,22 руб.
Доводы подателя жалобы противоречат пункту 5 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" (в редакции Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139). Если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом исследования арбитражного суда первой инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку. Арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах отсутствуют предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основания для изменения или отмены судебного акта арбитражного суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.04.2013 по делу N А32-32923/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий
С.А.КУЗНЕЦОВ

Судьи
О.А.ЕРЕМИНА
Б.Т.ЧОТЧАЕВ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)