Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 марта 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Паньковой Г.Л.,
судей Зелениной Т.Л., Дюкина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глушенковой С.А.,
при участии:
от заявителя, Департамента имущественных отношений администрации г. Перми, - Харина Е.И., доверенность от 10.12.2012,
от заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, - Тутынина О.И., доверенность от 20.12.2012,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 16 января 2013 года
по делу N А50-20887/2012,
вынесенное судьей Л.С.Заляевой,
по заявлению Департамента имущественных отношений администрации г. Перми
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
о признании незаконным отказа в проведении государственной регистрации права,
установил:
Департамент имущественных отношений администрации г. Перми (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Пермского края к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо) с иском о признании незаконным отказа в проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на следующие объекты недвижимого имущества:
- - нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 190,8 кв. м, этаж - подвал, номера на поэтажном плане 1-4 по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Куйбышева, д. 69;
- - нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 56,3 кв. м, этаж - подвал, номера на поэтажном плане 16-18, 40-42 по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Куйбышева, д. 101; 2
- нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 130,2 кв. м, этаж - подвал, номера на поэтажном плане 1-16 по адресу: г. Пермь, Свердловский район, пос. Новые Ляды, ул. Мира, д. 15; возложении обязанности провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанные объекты.
Решением суда от 16 января 2013 года заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от 29.08.2012 N 01/006/2012-232, 233, 234 в государственной регистрации права муниципальной собственности на следующие объекты недвижимого имущества:
- - нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 190,8 кв. м, этаж - подвал, номера на поэтажном плане 1-4 по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Куйбышева, д. 69;
- - нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 56,3 кв. м, этаж - подвал, номера на поэтажном плане 16-18, 40-42 по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Куйбышева, д. 101;
- - нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 130,2 кв. м, этаж - подвал, номера на поэтажном плане 1-16 по адресу: г. Пермь, Свердловский район, пос. Новые Ляды, ул. Мира, д. 15. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на следующие объекты недвижимого имущества:
- - нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 190,8 кв. м, этаж - подвал, номера на поэтажном плане 1-4 по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Куйбышева, д. 69;
- - нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 56,3 кв. м, этаж - подвал, номера на поэтажном плане 16-18, 40-42 по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Куйбышева, д. 101;
- - нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 130,2 кв. м, этаж - подвал, номера на поэтажном плане 1-16 по адресу: г. Пермь, Свердловский район, пос. Новые Ляды, ул. Мира, д. 15.
Заинтересованное лицо с решением суда от 16 января 2013 года не согласен, в апелляционной жалобе просит решение отменить, отказав в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение норм материального права при вынесении оспариваемого решения. В жалобе указывает, что из кадастровых паспортов следует, что в отношении помещений произведена реконструкция из подвальных помещений, из мест общего пользования и из техподполья в нежилые помещения. Ссылается на запросы в ГУП "ЦТИ Пермского края", управляющие компании. Полагает, что спорные помещения в силу их законодательного определения относятся к общему имуществу собственников помещений жилого дома. Ссылается на судебную практику в подтверждение своей позиции. Отмечает отсутствие разрешительной документации по реконструкции спорных помещений.
В суде апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Заявитель в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу. В отзыве указывает на необоснованность доводов жалобы.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Постановлением администрации г. Перми N 1627 от 10.08.1995 утвержден прием жилых и нежилых домов, помещений, коммуникаций и объектов инженерной инфраструктуры акционерного общества "Пермские моторы" в муниципальную собственность и создании МУЖРЭП "Моторостроитель".
03.04.2012 муниципальное образование город Пермь в лице департамента имущественных отношений администрации г. Перми обратилось в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлениями о проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на вышеперечисленные объекты недвижимого имущества.
Расписками в приеме документов на регистрацию от 06.04.2011 подтверждается, что на государственную регистрацию заявителем представлены, в том числе, заявления, кадастровые паспорта помещения от 20.12.2011, 08.02.2012, 09.02.2012, Постановление администрации г. Перми N 1627 от 10.08.1995; Постановление администрации г. Перми N 3023 от 06.10.2004; выписки из реестра муниципальной собственности.
02.05.2012 государственная регистрация приостановлена на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до 01.06.2012.
31.05.2012 государственная регистрация приостановлена на три месяца до 29.08.2012 в связи с необходимостью получения ответов на запросы.
29.08.2012 заявителю отказано в государственной регистрации права на спорные помещения на основании абзаца 10 п. 1 ст. 20 Закона N 122-ФЗ в связи с непредставлением заявителем документов, необходимых для государственной регистрации, а именно: документов, подтверждающих факт реконструкции объектов недвижимости в соответствии с действующим законодательством, а также документов, подтверждающих, что объект не является техническим подвалом и не относится к общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме.
Полагая, что отказ в государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества является незаконным, Департамент имущественных отношений администрации г. Перми обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Выводы, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки апелляционный суд не усматривает.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 16 Закона о регистрации прав государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им(ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (п. 4 ст. 16 Закона о регистрации прав).
В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, проводится проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав документов.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что спорные объекты были переданы в муниципальную собственность на основании Постановления администрации г. Перми от 10.08.1995 N 1627 "О приеме жилых и нежилых домов, помещений, коммуникаций и объектов инженерной инфраструктуры акционерного общества "Пермские моторы", изданного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 2284 от 24.12.1993 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий".
Нежилые помещения, общей площадью 190,8 кв. м, в подвале дома по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Куйбышева, д. 69, общей площадью 56,3 кв. м, в подвале дома по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Куйбышева, д. 101, общей площадью 130,2 кв. м, в подвале по адресу: г. Пермь, Свердловский район, пос. Новые Ляды, ул. Мира, д. 15 на основании данного Постановления включены в Единый реестр муниципальной собственности города Перми.
Право муниципальной собственности на указанное выше помещение возникло до введения в действие Закона N 122-ФЗ, является юридически действительным и ранее возникшим правом в силу ст. 6 Закона N 122-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Из материалов дела не следует, что все помещения, являющиеся предметом спора, в соответствии с данными технических паспортов и кадастровых паспортов являются техническими (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах отказ в государственной регистрации договора аренды, является неверным, требование о признании его незаконным подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а фактически свидетельствуют о несогласии ответчика с оценкой установленных судом обстоятельств (отсутствие доказательств принадлежности спорных помещений к категории "технические" и доказательств необходимости представления разрешительной документации), что не является основанием для отмены решения.
С учетом изложенного, решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 16.01.2013 по делу N А50-20887/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Г.Л.ПАНЬКОВА
Судьи
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
В.Ю.ДЮКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ СЕМНАДЦАТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.03.2013 N 17АП-2304/2013-ГК ПО ДЕЛУ N А50-20887/2012
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 марта 2013 г. N 17АП-2304/2013-ГК
Дело N А50-20887/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 20 марта 2013 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 марта 2013 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Паньковой Г.Л.,
судей Зелениной Т.Л., Дюкина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Глушенковой С.А.,
при участии:
от заявителя, Департамента имущественных отношений администрации г. Перми, - Харина Е.И., доверенность от 10.12.2012,
от заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю, - Тутынина О.И., доверенность от 20.12.2012,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрев апелляционную жалобу заинтересованного лица, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 16 января 2013 года
по делу N А50-20887/2012,
вынесенное судьей Л.С.Заляевой,
по заявлению Департамента имущественных отношений администрации г. Перми
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю
о признании незаконным отказа в проведении государственной регистрации права,
установил:
Департамент имущественных отношений администрации г. Перми (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Пермского края к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю (далее - заинтересованное лицо) с иском о признании незаконным отказа в проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на следующие объекты недвижимого имущества:
- - нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 190,8 кв. м, этаж - подвал, номера на поэтажном плане 1-4 по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Куйбышева, д. 69;
- - нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 56,3 кв. м, этаж - подвал, номера на поэтажном плане 16-18, 40-42 по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Куйбышева, д. 101; 2
- нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 130,2 кв. м, этаж - подвал, номера на поэтажном плане 1-16 по адресу: г. Пермь, Свердловский район, пос. Новые Ляды, ул. Мира, д. 15; возложении обязанности провести государственную регистрацию права муниципальной собственности на указанные объекты.
Решением суда от 16 января 2013 года заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от 29.08.2012 N 01/006/2012-232, 233, 234 в государственной регистрации права муниципальной собственности на следующие объекты недвижимого имущества:
- - нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 190,8 кв. м, этаж - подвал, номера на поэтажном плане 1-4 по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Куйбышева, д. 69;
- - нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 56,3 кв. м, этаж - подвал, номера на поэтажном плане 16-18, 40-42 по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Куйбышева, д. 101;
- - нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 130,2 кв. м, этаж - подвал, номера на поэтажном плане 1-16 по адресу: г. Пермь, Свердловский район, пос. Новые Ляды, ул. Мира, д. 15. Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем проведения государственной регистрации права муниципальной собственности на следующие объекты недвижимого имущества:
- - нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 190,8 кв. м, этаж - подвал, номера на поэтажном плане 1-4 по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Куйбышева, д. 69;
- - нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 56,3 кв. м, этаж - подвал, номера на поэтажном плане 16-18, 40-42 по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Куйбышева, д. 101;
- - нежилое помещение, назначение: нежилое, общая площадь 130,2 кв. м, этаж - подвал, номера на поэтажном плане 1-16 по адресу: г. Пермь, Свердловский район, пос. Новые Ляды, ул. Мира, д. 15.
Заинтересованное лицо с решением суда от 16 января 2013 года не согласен, в апелляционной жалобе просит решение отменить, отказав в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на нарушение норм материального права при вынесении оспариваемого решения. В жалобе указывает, что из кадастровых паспортов следует, что в отношении помещений произведена реконструкция из подвальных помещений, из мест общего пользования и из техподполья в нежилые помещения. Ссылается на запросы в ГУП "ЦТИ Пермского края", управляющие компании. Полагает, что спорные помещения в силу их законодательного определения относятся к общему имуществу собственников помещений жилого дома. Ссылается на судебную практику в подтверждение своей позиции. Отмечает отсутствие разрешительной документации по реконструкции спорных помещений.
В суде апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, просил решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Заявитель в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представил в суд апелляционной инстанции отзыв на апелляционную жалобу. В отзыве указывает на необоснованность доводов жалобы.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Постановлением администрации г. Перми N 1627 от 10.08.1995 утвержден прием жилых и нежилых домов, помещений, коммуникаций и объектов инженерной инфраструктуры акционерного общества "Пермские моторы" в муниципальную собственность и создании МУЖРЭП "Моторостроитель".
03.04.2012 муниципальное образование город Пермь в лице департамента имущественных отношений администрации г. Перми обратилось в Управление Росреестра по Пермскому краю с заявлениями о проведении государственной регистрации права муниципальной собственности на вышеперечисленные объекты недвижимого имущества.
Расписками в приеме документов на регистрацию от 06.04.2011 подтверждается, что на государственную регистрацию заявителем представлены, в том числе, заявления, кадастровые паспорта помещения от 20.12.2011, 08.02.2012, 09.02.2012, Постановление администрации г. Перми N 1627 от 10.08.1995; Постановление администрации г. Перми N 3023 от 06.10.2004; выписки из реестра муниципальной собственности.
02.05.2012 государственная регистрация приостановлена на основании п. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" до 01.06.2012.
31.05.2012 государственная регистрация приостановлена на три месяца до 29.08.2012 в связи с необходимостью получения ответов на запросы.
29.08.2012 заявителю отказано в государственной регистрации права на спорные помещения на основании абзаца 10 п. 1 ст. 20 Закона N 122-ФЗ в связи с непредставлением заявителем документов, необходимых для государственной регистрации, а именно: документов, подтверждающих факт реконструкции объектов недвижимости в соответствии с действующим законодательством, а также документов, подтверждающих, что объект не является техническим подвалом и не относится к общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирном доме.
Полагая, что отказ в государственной регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества является незаконным, Департамент имущественных отношений администрации г. Перми обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на апелляционную жалобу, исследовав имеющиеся в деле доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены (изменения) обжалуемого судебного акта.
Выводы, изложенные в решении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, оснований для их переоценки апелляционный суд не усматривает.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данным актом и действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
Согласно п. 1 ст. 16 Закона о регистрации прав государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им(ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения (п. 4 ст. 16 Закона о регистрации прав).
В силу п. 1 ст. 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, в том числе, договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, а также иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав. Органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, проводится проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав документов.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что спорные объекты были переданы в муниципальную собственность на основании Постановления администрации г. Перми от 10.08.1995 N 1627 "О приеме жилых и нежилых домов, помещений, коммуникаций и объектов инженерной инфраструктуры акционерного общества "Пермские моторы", изданного в соответствии с Указом Президента Российской Федерации N 2284 от 24.12.1993 "О государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий".
Нежилые помещения, общей площадью 190,8 кв. м, в подвале дома по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Куйбышева, д. 69, общей площадью 56,3 кв. м, в подвале дома по адресу: г. Пермь, Свердловский район, ул. Куйбышева, д. 101, общей площадью 130,2 кв. м, в подвале по адресу: г. Пермь, Свердловский район, пос. Новые Ляды, ул. Мира, д. 15 на основании данного Постановления включены в Единый реестр муниципальной собственности города Перми.
Право муниципальной собственности на указанное выше помещение возникло до введения в действие Закона N 122-ФЗ, является юридически действительным и ранее возникшим правом в силу ст. 6 Закона N 122-ФЗ.
В соответствии с п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты.
Из материалов дела не следует, что все помещения, являющиеся предметом спора, в соответствии с данными технических паспортов и кадастровых паспортов являются техническими (ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах отказ в государственной регистрации договора аренды, является неверным, требование о признании его незаконным подлежит удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, а фактически свидетельствуют о несогласии ответчика с оценкой установленных судом обстоятельств (отсутствие доказательств принадлежности спорных помещений к категории "технические" и доказательств необходимости представления разрешительной документации), что не является основанием для отмены решения.
С учетом изложенного, решение суда следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 16.01.2013 по делу N А50-20887/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий
Г.Л.ПАНЬКОВА
Судьи
Т.Л.ЗЕЛЕНИНА
В.Ю.ДЮКИН
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)