Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Зиновьевой Т.А.,
судей Глухих А.Н., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Кундос Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10976/2012) закрытого акционерного общества "Левобережье" на решение Арбитражного суда Омской области от 30 октября 2012 года по делу N А46-13386/2012 (судья Беседина Т.А.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЦентрЖилСервис-5" (ИНН 5507211199, ОГРН 1095543014027) к закрытому акционерному обществу "Левобережье" (ИНН 5507081849, ОГРН 1065507038838), закрытому акционерному обществу "Левобережье" Жилищное управление 3 (ОГРН 1125543039148) об обязании передать техническую документацию и иные документы на паспортное и техническое обслуживание,
при участии в судебном заседании представителей:
- от закрытого акционерного общества "Левобережье" - Цаплин А.Е., доверенность N 7 от 14.01.2013, сроком действия до 31.12.2012;
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЦентрЖилСервис-5" - Балавина М.А., доверенность N 11 от 25.08.2012, сроком действия один год; Свистуненко Л.А., доверенность N 8 от 21.05.2012, сроком действия один год;
- от закрытого акционерного общества "Левобережье" Жилищное управление 3 - не явился, извещено,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЦентрЖилСервис-5" (далее - ООО "УК "ЦентрЖилСервис-5") обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к закрытому акционерному обществу "Левобережье" (далее - ЗАО "Левобережье") и закрытому акционерному обществу "Левобережье" Жилищное управление 3 (далее - ЗАО "Левобережье" Жилищное управление 3) об обязании передать техническую и иную документацию, связанную с управлением многоквартирным домом по адресу: г. Омск, ул. Степанца, д. 8-А.
До принятия решения по делу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования, просил:
1) обязать ЗАО "Левобережье" передать, а в случае отсутствия - восстановить за свой счет и передать, ООО "Управляющая компания "ЦентрЖилСервис-5" техническую и иную документацию, связанную с управлением многоквартирным домом по адресу: г. Омск, ул. Степанца, д. 8-А, в том числе:
- 1. документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
- 2. документы (акты) о приемке результатов работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- 3. акты осмотра, проверки состояния (испытания) на соответствие их эксплуатационных качеств обязательным требованиям безопасности: 3.1. инженерных коммуникаций,
3.2. коллективных (общедомовых) приборов учета,
3.3. индивидуальных приборов учета,
3.4. механического оборудования,
3.5. электрического оборудования,
3.6. санитарно-технического оборудования,
3.7. иного обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме оборудования,
3.8. отдельных конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества).
- 4. копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
- 5. выписку из Реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
- 6. проектную документацию (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
- 7. акт приемки в эксплуатацию многоквартирного дома;
- 8. акты освидетельствования скрытых работ;
- 9. разрешение на присоединение мощности к сети энергоснабжающей организации;
- 10. акты разграничения эксплуатационной ответственности инженерных сетей электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения с ресурсоснабжающими организациями;
- 11. акты установки и приемки в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета;
- 12. паспорта на приборы учета, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное обслуживающее более одного помещения в многоквартирном доме оборудование;
- 13. акты передачи управляющей организации комплектов проектной документации и исполнительной документации после приемки многоквартирного дома в эксплуатацию;
- 14. письменные заявления, жалобы и предложения по вопросам качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме и предоставления коммунальных услуг;
- 15. журналы (книги) учета заявлений, жалоб и предложений по вопросам качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме и предоставления коммунальных услуг;
- 2) обязать ЗАО "Левобережье" Жилищное управление 3 передать ООО "УК "ЦентрЖилСервис-5" техническую и иную документацию, связанную с управлением многоквартирным домом по адресу: г. Омск, ул. Степанца, д. 8-А, в том числе:
1. технический паспорт на многоквартирный дом с экспликацией и поэтажными планами (выписка из технического паспорта на многоквартирный дом).
2. Паспорта лифтов.
3. Поквартирные карточки ф10.
4. Карточки регистрации граждан ф9.
Решением Арбитражного суда Омской области от 30 октября 2012 года по делу N А46-13386/2012 на ЗАО "Левобережье" возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения в законную силу передать, а в случае отсутствия - восстановить за свой счет и передать, ООО "УК "ЦентрЖилСервис-5" техническую и иную документацию, связанную с управлением многоквартирным домом по адресу: г. Омск, ул. Степанца, д. 8-А, в том числе:
- 1. документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
- 2. документы (акты) о приемке результатов работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- 3. акты осмотра, проверки состояния (испытания) на соответствие их эксплуатационных качеств обязательным требованиям безопасности:
3.1 инженерных коммуникаций,
3.2 коллективных (общедомовых) приборов учета,
3.3 индивидуальных приборов учета,
3.4 механического оборудования,
3.5 электрического оборудования,
3.6 санитарно-технического оборудования,
3.7. иного обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме оборудования,
3.8. отдельных конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества).
- 4. копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
- 5. выписку из Реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
- 6. проектную документацию (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
- 7. акт приемки в эксплуатацию многоквартирного дома;
- 8. акты освидетельствования скрытых работ;
- 9. разрешение на присоединение мощности к сети энергоснабжающей организации;
- 10. акты разграничения эксплуатационной ответственности инженерных сетей электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения с ресурсоснабжающими организациями;
- 11. акты установки и приемки в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета;
- 12. паспорта на приборы учета, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное обслуживающее более одного помещения в многоквартирном доме оборудование;
- 13. акты передачи управляющей организации комплектов проектной документации и исполнительной документации после приемки многоквартирного дома в эксплуатацию;
- 14. письменные заявления, жалобы и предложения по вопросам качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме и предоставления коммунальных услуг;
- 15. журналы (книги) учета заявлений, жалоб и предложений по вопросам качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме и предоставления коммунальных услуг;
- На ЗАО "Левобережье" Жилищное управление 3 возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения в законную силу передать ООО "УК "ЦентрЖилСервис-5" техническую и иную документацию, связанную с управлением многоквартирным домом по адресу: г. Омск, ул. Степанца, д. 8-А, в том числе:
1. технический паспорт на многоквартирный дом с экспликацией и поэтажными планами (выписка из технического паспорта на многоквартирный дом).
2. паспорта лифтов.
3. поквартирные карточки ф10.
4. карточки регистрации граждан ф9.
С ЗАО "Левобережье" и с ЗАО "Левобережье" Жилищное управление 3 в пользу ООО "УК "ЦентрЖилСервис-5" взыскано по 2000 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "Левобережье" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что решением от 14.12.2011 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по ул. Степанца, д. 8-А, собственники признали решение внеочередного общего собрании собственников помещений в многоквартирном доме, оформленное протоколом от 10.10.2011 N 2, недействительным в полном объеме по всем вопросам повестки дня, подтвердили продление срока действия договора управления от 01.01.2007 N 54/3, заключенного с собственниками помещений в жилом многоквартирном доме N 8-А по ул. Степанца с управляющей организацией ЗАО "Левобережье", до 01.01.2015. Общее собрание собственников, проведенное 14.06.2012, является неправомочным в связи с отсутствием кворума. Как утверждает податель жалобы, с 01.01.2007 и по настоящее время управление жилым многоквартирным домом осуществляет ЗАО "Левобережье".
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ООО "УК "ЦентрЖилСервис-5" указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласно.
В заседание суда апелляционной инстанции ЗАО "Левобережье" Жилищное управление 3 своего представителя не направило, о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом в соответствии со статьей 123 АПК РФ.
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ЗАО "Левобережье" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители ООО "УК "ЦентрЖилСервис-5" возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, выслушав представителей сторон, проверив законность обжалуемого судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, собственники помещений многоквартирного дома по адресу: город Омск, ул. Степанца, д. 8-А, решением общего собрания от 10.10.2011 расторгли договор управления, заключенный с ОАО "Левобережье" (в настоящее время ЗАО "Левобережье"), в связи с отказом от пролонгации указанного договора.
Новой управляющей организацией выбрано ООО "УК "ЦентрЖилСервис-5", с которым собственники помещений многоквартирного дома по адресу: город Омск, ул. Степанца, д. 8-А, заключили договор управления от 15.12.2011 N 101/5.
О принятом общим собранием решении ЗАО "Левобережье" уведомлено 14.10.2011 его инициаторами.
Однако ЗАО "Левобережье" техническую и иную документацию, связанную с управлением многоквартирным домом по адресу: город Омск, ул. Степанца, д. 8-А, несмотря на обращение ООО "УК "ЦентрЖилСервис-5", последнему не передало.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в суд с настоящим иском.
Повторно рассматривая дело, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
На основании частей 3, 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В силу части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.03.2010 N 17074/09, отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
Жилищное законодательство и нормативные акты, регулирующие техническую эксплуатацию жилого фонда, не устанавливают последствий неисполнения обязанности по передаче технической документации. Поэтому в данном случае подлежат применению общие правила ответственности за нарушение обязательств (глава 25 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в случае предъявления вновь выбранной управляющей организацией требования о передаче технической документации должник (предшествующая управляющая организация) обязан передать ее кредитору, а при ее отсутствии восстановить за свой счет и передать кредитору (вновь выбранной управляющей организации).
Как установлено судом первой инстанции, собственники помещений многоквартирного дома по адресу: ул. Степанца, д. 8-А, решением общего собрания от 10.10.2011 расторгли договор управления от 01.01.2007 N 54/3, заключенный с ОАО "Левобережье", в связи с отказом собственников от пролонгации указанного договора. Новой управляющей организацией выбрано ООО "УК "ЦентрЖилСервис-5", с которым собственники помещения многоквартирного дома по адресу: ул. Степанца, д. 8-А, заключили договор управления от 15.12.2011 N 101/5.
Указанное решение общего собрания собственники помещений многоквартирного дома по адресу: ул. Степанца, д. 8-А, никем не оспорено и не признано в установленном порядке недействительным.
Доводы подателя жалобы о том, что решением от 14.12.2011 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по ул. Степанца, д. 8-А, собственники признали решение внеочередного общего собрании собственников помещений в многоквартирном доме, оформленное протоколом от 10.10.2011 N 2, недействительным в полном объеме по всем вопросам повестки дня, судом апелляционной инстанции отклонены.
14 июня 2012 года собственники помещений многоквартирного дома по адресу: ул. Степанца, д. 8-А, провели внеочередное общее собрание, на котором, в том числе, согласовали и утвердили план текущего ремонта общего имущества дома в целях реализации условий договора управления от 15.12.2011 N 101/5, заключенного с ООО "УК "ЦентрЖилСервис-5"; признали недействительным решение общего собрания собственников о продлении договорных отношений с ЗАО "Левобережье".
Сведений об оспаривании собственниками в установленном законом порядке данного решения, равно как и признания его недействительным, в материалах дела не содержится.
Как указано в статье 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Статья 47 Жилищного Кодекса Российской Федерации устанавливает возможность проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования.
Поскольку большинство собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: ул. Степанца, д. 8-А, проголосовали за управляющую компанию ООО "УК "ЦентрЖилСервис-5", то управление указанным домом должен осуществлять истец.
Доводы об отсутствии на общем собрании кворума являются необоснованными.
Таким образом, суд первой инстанции правильно исходил из того, что решения, принятые на общих собраниях 10.10.2011 и 14.06.2012, не оспорены, не признаны незаконными, и обязательны для исполнения всеми собственниками многоквартирного дома N 8А по ул. Степанца.
Исходя из положений статей 46, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме является основанием для изменения способа управления домом и смены управляющей организации.
Поскольку многоквартирным жилым домом может управлять только одна управляющая организация, выбор новой управляющей организации с наделением ее всеми правами на основании решения общего собрания собственников помещений от 10.10.2011, не оспоренного в установленном порядке, означает прекращение всех прав у управляющей организации, осуществлявшей функции управления ранее.
Как верно указал суд первой инстанции, по смыслу части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации прекращение договорных отношений влечет обязанность предыдущей управляющей организации передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы выбранной управляющей организации.
Доказательств передачи истцу либо специально уполномоченным на то собранием собственников помещений лицам технической и иной документации, относящейся к управлению многоквартирными домами, ответчиком суду не представлено.
Как утверждает податель жалобы, с 01.01.2007 и по настоящее время управление жилым многоквартирным домом осуществляет ЗАО "Левобережье".
Между тем, факт оказания услуг собственникам истцом подтвержден всеми свидетелями, опрошенными судом первой инстанции.
Из материалов дела усматривается, что подавляющее большинство собственников помещений указанного дома получали и оплачивали оказанные ООО "УК "ЦентрЖилСервис-5" услуги, не оспаривая правомерность его деятельности.
Согласно статье 435 Гражданского кодекса Российской Федерации выставленные истцом к оплате за содержание жилья квитанции признаются офертой.
Собственники приняли и оплатили услуги, оказанные ООО "УК "ЦентрЖилСервис-5", в сроки, установленные законодательством, тем самым совершили конклюдентные действия, которые в силу части 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации признаются акцептом на условиях оферты управляющей компании.
Таким образом, между собственниками многоквартирного дома по адресу: г. Омск, ул. Степанца, д. 8-А, и управляющей компанией сложились договорные отношения.
В связи с неисполнением ответчиком предусмотренной законом обязанности по передаче технической и иной, связанной с управлением вышеуказанным домом документации, нарушены права ООО "УК "ЦентрЖилСервис-5" и права собственников помещений. Своим бездействием ответчики препятствуют выполнению истцом принятых обязательств по управлению домом.
Руководствуясь положениями Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (пункты 24, 26 Правил), Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (пункты 1.5.1, 1.5.3), суд первой инстанции обоснованно посчитал возможным обязать ответчиков передать, а в случае отсутствия - восстановить и передать, истцу техническую и иную документацию, связанную с управлением многоквартирным домом по адресу: г. Омск, ул. Степанца, д. 8-А.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит. Апелляционная жалоба ЗАО "Левобережье" оставлена без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 30 октября 2012 года по делу N А46-13386/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Т.А.ЗИНОВЬЕВА
Судьи
А.Н.ГЛУХИХ
Л.И.ЕНИКЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВОСЬМОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 24.01.2013 ПО ДЕЛУ N А46-13386/2012
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВОСЬМОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 января 2013 г. по делу N А46-13386/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2013 года
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2013 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Зиновьевой Т.А.,
судей Глухих А.Н., Еникеевой Л.И.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Кундос Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-10976/2012) закрытого акционерного общества "Левобережье" на решение Арбитражного суда Омской области от 30 октября 2012 года по делу N А46-13386/2012 (судья Беседина Т.А.) по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЦентрЖилСервис-5" (ИНН 5507211199, ОГРН 1095543014027) к закрытому акционерному обществу "Левобережье" (ИНН 5507081849, ОГРН 1065507038838), закрытому акционерному обществу "Левобережье" Жилищное управление 3 (ОГРН 1125543039148) об обязании передать техническую документацию и иные документы на паспортное и техническое обслуживание,
при участии в судебном заседании представителей:
- от закрытого акционерного общества "Левобережье" - Цаплин А.Е., доверенность N 7 от 14.01.2013, сроком действия до 31.12.2012;
- от общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЦентрЖилСервис-5" - Балавина М.А., доверенность N 11 от 25.08.2012, сроком действия один год; Свистуненко Л.А., доверенность N 8 от 21.05.2012, сроком действия один год;
- от закрытого акционерного общества "Левобережье" Жилищное управление 3 - не явился, извещено,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "ЦентрЖилСервис-5" (далее - ООО "УК "ЦентрЖилСервис-5") обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к закрытому акционерному обществу "Левобережье" (далее - ЗАО "Левобережье") и закрытому акционерному обществу "Левобережье" Жилищное управление 3 (далее - ЗАО "Левобережье" Жилищное управление 3) об обязании передать техническую и иную документацию, связанную с управлением многоквартирным домом по адресу: г. Омск, ул. Степанца, д. 8-А.
До принятия решения по делу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) уточнил исковые требования, просил:
1) обязать ЗАО "Левобережье" передать, а в случае отсутствия - восстановить за свой счет и передать, ООО "Управляющая компания "ЦентрЖилСервис-5" техническую и иную документацию, связанную с управлением многоквартирным домом по адресу: г. Омск, ул. Степанца, д. 8-А, в том числе:
- 1. документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
- 2. документы (акты) о приемке результатов работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- 3. акты осмотра, проверки состояния (испытания) на соответствие их эксплуатационных качеств обязательным требованиям безопасности: 3.1. инженерных коммуникаций,
3.2. коллективных (общедомовых) приборов учета,
3.3. индивидуальных приборов учета,
3.4. механического оборудования,
3.5. электрического оборудования,
3.6. санитарно-технического оборудования,
3.7. иного обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме оборудования,
3.8. отдельных конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества).
- 4. копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
- 5. выписку из Реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
- 6. проектную документацию (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
- 7. акт приемки в эксплуатацию многоквартирного дома;
- 8. акты освидетельствования скрытых работ;
- 9. разрешение на присоединение мощности к сети энергоснабжающей организации;
- 10. акты разграничения эксплуатационной ответственности инженерных сетей электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения с ресурсоснабжающими организациями;
- 11. акты установки и приемки в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета;
- 12. паспорта на приборы учета, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное обслуживающее более одного помещения в многоквартирном доме оборудование;
- 13. акты передачи управляющей организации комплектов проектной документации и исполнительной документации после приемки многоквартирного дома в эксплуатацию;
- 14. письменные заявления, жалобы и предложения по вопросам качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме и предоставления коммунальных услуг;
- 15. журналы (книги) учета заявлений, жалоб и предложений по вопросам качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме и предоставления коммунальных услуг;
- 2) обязать ЗАО "Левобережье" Жилищное управление 3 передать ООО "УК "ЦентрЖилСервис-5" техническую и иную документацию, связанную с управлением многоквартирным домом по адресу: г. Омск, ул. Степанца, д. 8-А, в том числе:
1. технический паспорт на многоквартирный дом с экспликацией и поэтажными планами (выписка из технического паспорта на многоквартирный дом).
2. Паспорта лифтов.
3. Поквартирные карточки ф10.
4. Карточки регистрации граждан ф9.
Решением Арбитражного суда Омской области от 30 октября 2012 года по делу N А46-13386/2012 на ЗАО "Левобережье" возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения в законную силу передать, а в случае отсутствия - восстановить за свой счет и передать, ООО "УК "ЦентрЖилСервис-5" техническую и иную документацию, связанную с управлением многоквартирным домом по адресу: г. Омск, ул. Степанца, д. 8-А, в том числе:
- 1. документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества;
- 2. документы (акты) о приемке результатов работ по текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- 3. акты осмотра, проверки состояния (испытания) на соответствие их эксплуатационных качеств обязательным требованиям безопасности:
3.1 инженерных коммуникаций,
3.2 коллективных (общедомовых) приборов учета,
3.3 индивидуальных приборов учета,
3.4 механического оборудования,
3.5 электрического оборудования,
3.6 санитарно-технического оборудования,
3.7. иного обслуживающего более одного помещения в многоквартирном доме оборудования,
3.8. отдельных конструктивных частей многоквартирного дома (крыши, ограждающих несущих и ненесущих конструкций многоквартирного дома, объектов, расположенных на земельном участке, и других частей общего имущества).
- 4. копию кадастрового плана (карты) земельного участка, удостоверенную органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра;
- 5. выписку из Реестра, содержащую сведения о зарегистрированных правах на объекты недвижимости, являющиеся общим имуществом;
- 6. проектную документацию (копия проектной документации) на многоквартирный дом, в соответствии с которой осуществлено строительство (реконструкция) многоквартирного дома (при наличии);
- 7. акт приемки в эксплуатацию многоквартирного дома;
- 8. акты освидетельствования скрытых работ;
- 9. разрешение на присоединение мощности к сети энергоснабжающей организации;
- 10. акты разграничения эксплуатационной ответственности инженерных сетей электроснабжения, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения, газоснабжения с ресурсоснабжающими организациями;
- 11. акты установки и приемки в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета;
- 12. паспорта на приборы учета, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное обслуживающее более одного помещения в многоквартирном доме оборудование;
- 13. акты передачи управляющей организации комплектов проектной документации и исполнительной документации после приемки многоквартирного дома в эксплуатацию;
- 14. письменные заявления, жалобы и предложения по вопросам качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме и предоставления коммунальных услуг;
- 15. журналы (книги) учета заявлений, жалоб и предложений по вопросам качества содержания и ремонта общего имущества в многоквартирном доме и предоставления коммунальных услуг;
- На ЗАО "Левобережье" Жилищное управление 3 возложена обязанность в месячный срок со дня вступления решения в законную силу передать ООО "УК "ЦентрЖилСервис-5" техническую и иную документацию, связанную с управлением многоквартирным домом по адресу: г. Омск, ул. Степанца, д. 8-А, в том числе:
1. технический паспорт на многоквартирный дом с экспликацией и поэтажными планами (выписка из технического паспорта на многоквартирный дом).
2. паспорта лифтов.
3. поквартирные карточки ф10.
4. карточки регистрации граждан ф9.
С ЗАО "Левобережье" и с ЗАО "Левобережье" Жилищное управление 3 в пользу ООО "УК "ЦентрЖилСервис-5" взыскано по 2000 руб. государственной пошлины.
Не согласившись с принятым судебным актом, ЗАО "Левобережье" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ответчик указывает, что решением от 14.12.2011 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по ул. Степанца, д. 8-А, собственники признали решение внеочередного общего собрании собственников помещений в многоквартирном доме, оформленное протоколом от 10.10.2011 N 2, недействительным в полном объеме по всем вопросам повестки дня, подтвердили продление срока действия договора управления от 01.01.2007 N 54/3, заключенного с собственниками помещений в жилом многоквартирном доме N 8-А по ул. Степанца с управляющей организацией ЗАО "Левобережье", до 01.01.2015. Общее собрание собственников, проведенное 14.06.2012, является неправомочным в связи с отсутствием кворума. Как утверждает податель жалобы, с 01.01.2007 и по настоящее время управление жилым многоквартирным домом осуществляет ЗАО "Левобережье".
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ООО "УК "ЦентрЖилСервис-5" указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласно.
В заседание суда апелляционной инстанции ЗАО "Левобережье" Жилищное управление 3 своего представителя не направило, о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом в соответствии со статьей 123 АПК РФ.
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие неявившегося участника процесса.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ЗАО "Левобережье" поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители ООО "УК "ЦентрЖилСервис-5" возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзыв на нее, выслушав представителей сторон, проверив законность обжалуемого судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, собственники помещений многоквартирного дома по адресу: город Омск, ул. Степанца, д. 8-А, решением общего собрания от 10.10.2011 расторгли договор управления, заключенный с ОАО "Левобережье" (в настоящее время ЗАО "Левобережье"), в связи с отказом от пролонгации указанного договора.
Новой управляющей организацией выбрано ООО "УК "ЦентрЖилСервис-5", с которым собственники помещений многоквартирного дома по адресу: город Омск, ул. Степанца, д. 8-А, заключили договор управления от 15.12.2011 N 101/5.
О принятом общим собранием решении ЗАО "Левобережье" уведомлено 14.10.2011 его инициаторами.
Однако ЗАО "Левобережье" техническую и иную документацию, связанную с управлением многоквартирным домом по адресу: город Омск, ул. Степанца, д. 8-А, несмотря на обращение ООО "УК "ЦентрЖилСервис-5", последнему не передало.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец обратился в суд с настоящим иском.
Повторно рассматривая дело, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу части 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований.
Согласно части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
На основании частей 3, 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
В силу части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация за тридцать дней до прекращения договора управления многоквартирным домом обязана передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы вновь выбранной управляющей организации.
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.03.2010 N 17074/09, отсутствие или утрата указанной документации не может являться основанием для прекращения данной обязанности. В этом случае техническая документация подлежит восстановлению за счет обязанного лица.
Нормативное регулирование технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает, что ответственные лица обязаны в установленном законодательством порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию (пункт 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491).
Жилищное законодательство и нормативные акты, регулирующие техническую эксплуатацию жилого фонда, не устанавливают последствий неисполнения обязанности по передаче технической документации. Поэтому в данном случае подлежат применению общие правила ответственности за нарушение обязательств (глава 25 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Следовательно, в случае предъявления вновь выбранной управляющей организацией требования о передаче технической документации должник (предшествующая управляющая организация) обязан передать ее кредитору, а при ее отсутствии восстановить за свой счет и передать кредитору (вновь выбранной управляющей организации).
Как установлено судом первой инстанции, собственники помещений многоквартирного дома по адресу: ул. Степанца, д. 8-А, решением общего собрания от 10.10.2011 расторгли договор управления от 01.01.2007 N 54/3, заключенный с ОАО "Левобережье", в связи с отказом собственников от пролонгации указанного договора. Новой управляющей организацией выбрано ООО "УК "ЦентрЖилСервис-5", с которым собственники помещения многоквартирного дома по адресу: ул. Степанца, д. 8-А, заключили договор управления от 15.12.2011 N 101/5.
Указанное решение общего собрания собственники помещений многоквартирного дома по адресу: ул. Степанца, д. 8-А, никем не оспорено и не признано в установленном порядке недействительным.
Доводы подателя жалобы о том, что решением от 14.12.2011 внеочередного общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по ул. Степанца, д. 8-А, собственники признали решение внеочередного общего собрании собственников помещений в многоквартирном доме, оформленное протоколом от 10.10.2011 N 2, недействительным в полном объеме по всем вопросам повестки дня, судом апелляционной инстанции отклонены.
14 июня 2012 года собственники помещений многоквартирного дома по адресу: ул. Степанца, д. 8-А, провели внеочередное общее собрание, на котором, в том числе, согласовали и утвердили план текущего ремонта общего имущества дома в целях реализации условий договора управления от 15.12.2011 N 101/5, заключенного с ООО "УК "ЦентрЖилСервис-5"; признали недействительным решение общего собрания собственников о продлении договорных отношений с ЗАО "Левобережье".
Сведений об оспаривании собственниками в установленном законом порядке данного решения, равно как и признания его недействительным, в материалах дела не содержится.
Как указано в статье 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, принимаются большинством голосов от общего числа голосов принимающих участие в данном собрании собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением предусмотренных пунктами 1 - 3.1 части 2 статьи 44 настоящего Кодекса решений, которые принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме. Решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в порядке, установленном общим собранием собственников помещений в данном доме. Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Статья 47 Жилищного Кодекса Российской Федерации устанавливает возможность проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования.
Поскольку большинство собственников помещений многоквартирного жилого дома по адресу: ул. Степанца, д. 8-А, проголосовали за управляющую компанию ООО "УК "ЦентрЖилСервис-5", то управление указанным домом должен осуществлять истец.
Доводы об отсутствии на общем собрании кворума являются необоснованными.
Таким образом, суд первой инстанции правильно исходил из того, что решения, принятые на общих собраниях 10.10.2011 и 14.06.2012, не оспорены, не признаны незаконными, и обязательны для исполнения всеми собственниками многоквартирного дома N 8А по ул. Степанца.
Исходя из положений статей 46, 161, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме является основанием для изменения способа управления домом и смены управляющей организации.
Поскольку многоквартирным жилым домом может управлять только одна управляющая организация, выбор новой управляющей организации с наделением ее всеми правами на основании решения общего собрания собственников помещений от 10.10.2011, не оспоренного в установленном порядке, означает прекращение всех прав у управляющей организации, осуществлявшей функции управления ранее.
Как верно указал суд первой инстанции, по смыслу части 10 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации прекращение договорных отношений влечет обязанность предыдущей управляющей организации передать техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким домом документы выбранной управляющей организации.
Доказательств передачи истцу либо специально уполномоченным на то собранием собственников помещений лицам технической и иной документации, относящейся к управлению многоквартирными домами, ответчиком суду не представлено.
Как утверждает податель жалобы, с 01.01.2007 и по настоящее время управление жилым многоквартирным домом осуществляет ЗАО "Левобережье".
Между тем, факт оказания услуг собственникам истцом подтвержден всеми свидетелями, опрошенными судом первой инстанции.
Из материалов дела усматривается, что подавляющее большинство собственников помещений указанного дома получали и оплачивали оказанные ООО "УК "ЦентрЖилСервис-5" услуги, не оспаривая правомерность его деятельности.
Согласно статье 435 Гражданского кодекса Российской Федерации выставленные истцом к оплате за содержание жилья квитанции признаются офертой.
Собственники приняли и оплатили услуги, оказанные ООО "УК "ЦентрЖилСервис-5", в сроки, установленные законодательством, тем самым совершили конклюдентные действия, которые в силу части 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации признаются акцептом на условиях оферты управляющей компании.
Таким образом, между собственниками многоквартирного дома по адресу: г. Омск, ул. Степанца, д. 8-А, и управляющей компанией сложились договорные отношения.
В связи с неисполнением ответчиком предусмотренной законом обязанности по передаче технической и иной, связанной с управлением вышеуказанным домом документации, нарушены права ООО "УК "ЦентрЖилСервис-5" и права собственников помещений. Своим бездействием ответчики препятствуют выполнению истцом принятых обязательств по управлению домом.
Руководствуясь положениями Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (пункты 24, 26 Правил), Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 (пункты 1.5.1, 1.5.3), суд первой инстанции обоснованно посчитал возможным обязать ответчиков передать, а в случае отсутствия - восстановить и передать, истцу техническую и иную документацию, связанную с управлением многоквартирным домом по адресу: г. Омск, ул. Степанца, д. 8-А.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит. Апелляционная жалоба ЗАО "Левобережье" оставлена без удовлетворения.
Расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в соответствии со статьей 110 АПК РФ относятся на подателя жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Омской области от 30 октября 2012 года по делу N А46-13386/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий
Т.А.ЗИНОВЬЕВА
Судьи
А.Н.ГЛУХИХ
Л.И.ЕНИКЕЕВА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)