Судебные решения, арбитраж
Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гариповой Ф.Г., Логинова О.В.,
при участии представителя:
заявителя - Чагаровой А.Ш., доверенность от 30.12.2012 N 34,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания", г. Астрахань (ИНН 3445102073, ОГРН 1093460001095)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 20.12.2012 (судья Сорокин Н.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2013 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Акимова М.А., Александрова Л.Б.)
по делу N А06-6122/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, г. Астрахань, о признании незаконным решения от 31.07.2012 по делу N 19-К-03-12, с участием третьего лица: товарищества собственников жилья "Элита", г. Астрахань (ИНН 3016052271, ОГРН 1073000000260),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - УФАС России по Астраханской области, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 31.07.2012 по делу N 19-К-03-12.
Определением Арбитражного суда Астраханской области от 04.10.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников жилья "Элита" (далее - ТСЖ "Элита").
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 20.12.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2013, в удовлетворении заявления обществу отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Антимонопольный орган явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом извещено, ходатайства не заявлены.
УФАС России по Астраханской области в представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыве на кассационную жалобу просило решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, считает их законными и обоснованными.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, УФАС России по Астраханской области принято решение от 31.07.2012 по делу N 19-К-03-12 о признании ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Нарушение общества выразилось в невыставлении счетов для оплаты услуг энергосбережения тепловой энергией в горячей воде собственникам помещений жилых домов, расположенных по адресам: г. Астрахань, ул. Аксакова, д. 14, кв. 1; ул. Аксакова, д. 14, кв. 2; ул. Аксакова, д. 12.
Полагая решение антимонопольного органа не соответствующим закону и нарушающим его права, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемый ненормативный правовой акт антимонопольного органа соответствует нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и положениям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
В соответствии со статьей 3, пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъектом естественной монополии признается хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение субъекта естественной монополии на товарном рынке признается доминирующим.
Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
Исследуя обстоятельства дела, судами установлено, что ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" осуществляет деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии в условиях естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в географических границах города Астрахани.
Из материалов дела следует, что 01.07.2009 между ТСЖ "Элита" и ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" заключен договор энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде N 50083.
ТСЖ "Элита" 22.05.2012 и 05.06.2012 направило в адрес ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" письма за исходящими N 6 и N 7 соответственно с приложением необходимых документов, в которых просило открыть лицевые счета по оплате услуг горячего водоснабжения и отопления на каждого собственника помещений многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Астрахань, ул. Аксакова, д. 14, кв. 1; ул. Аксакова, д. 14, кв. 2; ул. Аксакова, д. 12.
ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" письмом от 21.06.2012 N 03-03-1-04/1464 сообщило ТСЖ "Элита" о том, что между обществом и товариществом заключен договор энергоснабжения от 01.07.2009, по условиям которого ТСЖ "Элита" обязано оплачивать тепловую энергию и горячую воду в соответствии с начислениями, производимыми ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" по ТСЖ "Элита" в целом.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (часть 3 статьи 539 ГК РФ).
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В рассматриваемых случае к правоотношениям сторон подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и положения Правил N 307).
Частью 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
В силу части 6.3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 04.06.2011 N 123-ФЗ), на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ, вступившим в законную силу 17.06.2011, существенно изменен порядок оплаты коммунальных услуг. С июня 2011 года в связи с вступлением в силу пункта 6.3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности, членам товарищества собственников жилья, являющихся потребителями коммунальных услуг, предоставлено право перейти на прямые расчеты с ресурсоснабжающей организацией.
Порядок внесения оплаты коммунальных услуг, в том числе услуг энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде, собственниками жилых помещений в ресурсоснабжающую организацию, который является обязательным для членов такого товарищества, определен уставом ТСЖ "Элита", утвержденным протоколом N 1 общего собрания собственников жилья от 05.11.2006.
Член товарищества обязан оплачивать водо-, тепло-, газо-, электроснабжение, горячее водоснабжение, канализацию и коммунальные услуги в соответствии с действующими тарифами непосредственно в ресурсоснабжающие организации Согласно (пункт 5.5 устава ТСЖ "Элита").
Частью 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Как установлено судами, 31.01.2012 членами ТСЖ "Элита" принято единогласное решение, согласно которому с 01.02.2012 оплата за отопление и горячую воду производится непосредственно в теплоснабжающую организацию ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" (протокол общего собрания ТСЖ "Элита" от 31.01.2012 N 1).
Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов (пункт 37 Правил N 307).
Для проведения расчета стоимости коммунальных услуг необходимы сведения об общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме, а также сведения о количестве граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (квартире, жилом доме).
ТСЖ "Элита" в письмах от 22.05.2012 N 6 и от 05.06.2012 N 7, адресованных ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", надлежащим образом оформило заявку и представило все документы, необходимые для выставления собственникам помещений счетов на оплату услуги энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде.
Следовательно, в письме от 21.06.2012 N 03-03-1-04/1464 ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" неправомерно сообщило ТСЖ "Элита" об обязанности товарищества производить оплату за тепловую энергию и горячую воду в целом в соответствии с начислениями по договору энергоснабжения от 01.07.2009, обладая всеми необходимыми документами и сведениями для выставления собственникам помещений жилых домов, счетов на оплату услуг энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде.
При этом суды исходили из того, что на дату рассмотрения УФАС России по Астраханской области дела о нарушении ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" антимонопольного законодательства порядок проведения прямых расчетов потребителей с ресурсоснабжающей организацией не был урегулирован действующим законодательством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Вышеназванные Правила N 124 и N 354 вступили в силу с 01.09.2012.
Согласно пункту 16 Правил N 124 условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с ГК РФ, данными Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами, - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Пунктом 17 Правил N 124 установлен перечень существенных условий договора ресурсоснабжения, к числу которых подпунктом "е" отнесен порядок оплаты коммунального ресурса, при этом в силу пункта 18 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения стороны могут предусмотреть иные условия, указанные в нормативных правовых актах в сфере ресурсоснабжения, а также условия, которые стороны сочтут необходимыми.
Порядок оплаты коммунального ресурса договором ресурсоснабжения, заключенным между ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" и ТСЖ "Элита" не урегулирован. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, исходя из анализа положений пункта 6.3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая, что между обществом и ТСЖ "Элита" не заключен договор ресурсоснабжения, которым был бы урегулирован порядок оплаты коммунального ресурса, то с учетом норм законодательства, действующего на дату принятия УФАС России по Астраханской области оспариваемого решения, антимонопольный орган правомерно квалифицировал допущенное ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" бездействие по части 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции.
Установленные судами обстоятельства дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обществом в кассационной жалобе не опровергнуты, в том числе ссылками на конкретные документы, имеющиеся в материалах дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 20.12.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2013 по делу N А06-6122/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А.ХАКИМОВ
Судьи
Ф.Г.ГАРИПОВА
О.В.ЛОГИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 17.06.2013 ПО ДЕЛУ N А06-6122/2012
Разделы:Техническая эксплуатация жилищного фонда. Предоставление коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 июня 2013 г. по делу N А06-6122/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гариповой Ф.Г., Логинова О.В.,
при участии представителя:
заявителя - Чагаровой А.Ш., доверенность от 30.12.2012 N 34,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания", г. Астрахань (ИНН 3445102073, ОГРН 1093460001095)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 20.12.2012 (судья Сорокин Н.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2013 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Акимова М.А., Александрова Л.Б.)
по делу N А06-6122/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, г. Астрахань, о признании незаконным решения от 31.07.2012 по делу N 19-К-03-12, с участием третьего лица: товарищества собственников жилья "Элита", г. Астрахань (ИНН 3016052271, ОГРН 1073000000260),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ - Теплотранспортная компания" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - УФАС России по Астраханской области, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 31.07.2012 по делу N 19-К-03-12.
Определением Арбитражного суда Астраханской области от 04.10.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено товарищество собственников жилья "Элита" (далее - ТСЖ "Элита").
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 20.12.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2013, в удовлетворении заявления обществу отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Антимонопольный орган явку представителя в судебное заседание не обеспечило, о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом извещено, ходатайства не заявлены.
УФАС России по Астраханской области в представленном в соответствии со статьей 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыве на кассационную жалобу просило решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, считает их законными и обоснованными.
Дело рассмотрено в порядке, предусмотренном статьей 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, УФАС России по Астраханской области принято решение от 31.07.2012 по делу N 19-К-03-12 о признании ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Нарушение общества выразилось в невыставлении счетов для оплаты услуг энергосбережения тепловой энергией в горячей воде собственникам помещений жилых домов, расположенных по адресам: г. Астрахань, ул. Аксакова, д. 14, кв. 1; ул. Аксакова, д. 14, кв. 2; ул. Аксакова, д. 12.
Полагая решение антимонопольного органа не соответствующим закону и нарушающим его права, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявления, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что оспариваемый ненормативный правовой акт антимонопольного органа соответствует нормам Жилищного кодекса Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и положениям Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307).
Кассационная инстанция считает, что выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права.
В соответствии со статьей 3, пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" субъектом естественной монополии признается хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Услуги по передаче тепловой энергии отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В силу части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции положение субъекта естественной монополии на товарном рынке признается доминирующим.
Запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (часть 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции).
Исследуя обстоятельства дела, судами установлено, что ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" осуществляет деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии в условиях естественной монополии, занимает доминирующее положение на рынке оказания услуг по передаче тепловой энергии в географических границах города Астрахани.
Из материалов дела следует, что 01.07.2009 между ТСЖ "Элита" и ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" заключен договор энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде N 50083.
ТСЖ "Элита" 22.05.2012 и 05.06.2012 направило в адрес ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" письма за исходящими N 6 и N 7 соответственно с приложением необходимых документов, в которых просило открыть лицевые счета по оплате услуг горячего водоснабжения и отопления на каждого собственника помещений многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Астрахань, ул. Аксакова, д. 14, кв. 1; ул. Аксакова, д. 14, кв. 2; ул. Аксакова, д. 12.
ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" письмом от 21.06.2012 N 03-03-1-04/1464 сообщило ТСЖ "Элита" о том, что между обществом и товариществом заключен договор энергоснабжения от 01.07.2009, по условиям которого ТСЖ "Элита" обязано оплачивать тепловую энергию и горячую воду в соответствии с начислениями, производимыми ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" по ТСЖ "Элита" в целом.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным ГК РФ, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними (часть 3 статьи 539 ГК РФ).
Правовые основы экономических отношений, возникающих в связи с производством, передачей, потреблением тепловой энергии, тепловой мощности, теплоносителя с использованием систем теплоснабжения, созданием, функционированием и развитием таких систем, а также полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления поселений, городских округов по регулированию и контролю в сфере теплоснабжения, права и обязанности потребителей тепловой энергии, теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций установлены Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В рассматриваемых случае к правоотношениям сторон подлежат применению нормы Жилищного кодекса Российской Федерации и положения Правил N 307).
Частью 5 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива.
В силу части 6.3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, введенной в действие Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 04.06.2011 N 123-ФЗ), на основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.
Таким образом, Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ, вступившим в законную силу 17.06.2011, существенно изменен порядок оплаты коммунальных услуг. С июня 2011 года в связи с вступлением в силу пункта 6.3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, в частности, членам товарищества собственников жилья, являющихся потребителями коммунальных услуг, предоставлено право перейти на прямые расчеты с ресурсоснабжающей организацией.
Порядок внесения оплаты коммунальных услуг, в том числе услуг энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде, собственниками жилых помещений в ресурсоснабжающую организацию, который является обязательным для членов такого товарищества, определен уставом ТСЖ "Элита", утвержденным протоколом N 1 общего собрания собственников жилья от 05.11.2006.
Член товарищества обязан оплачивать водо-, тепло-, газо-, электроснабжение, горячее водоснабжение, канализацию и коммунальные услуги в соответствии с действующими тарифами непосредственно в ресурсоснабжающие организации Согласно (пункт 5.5 устава ТСЖ "Элита").
Частью 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Как установлено судами, 31.01.2012 членами ТСЖ "Элита" принято единогласное решение, согласно которому с 01.02.2012 оплата за отопление и горячую воду производится непосредственно в теплоснабжающую организацию ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" (протокол общего собрания ТСЖ "Элита" от 31.01.2012 N 1).
Плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом не установлен иной срок представления платежных документов (пункт 37 Правил N 307).
Для проведения расчета стоимости коммунальных услуг необходимы сведения об общей площади помещения (квартиры) в многоквартирном доме, а также сведения о количестве граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении (квартире, жилом доме).
ТСЖ "Элита" в письмах от 22.05.2012 N 6 и от 05.06.2012 N 7, адресованных ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК", надлежащим образом оформило заявку и представило все документы, необходимые для выставления собственникам помещений счетов на оплату услуги энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде.
Следовательно, в письме от 21.06.2012 N 03-03-1-04/1464 ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" неправомерно сообщило ТСЖ "Элита" об обязанности товарищества производить оплату за тепловую энергию и горячую воду в целом в соответствии с начислениями по договору энергоснабжения от 01.07.2009, обладая всеми необходимыми документами и сведениями для выставления собственникам помещений жилых домов, счетов на оплату услуг энергоснабжения тепловой энергией в горячей воде.
При этом суды исходили из того, что на дату рассмотрения УФАС России по Астраханской области дела о нарушении ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" антимонопольного законодательства порядок проведения прямых расчетов потребителей с ресурсоснабжающей организацией не был урегулирован действующим законодательством.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее - Правила N 124).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Вышеназванные Правила N 124 и N 354 вступили в силу с 01.09.2012.
Согласно пункту 16 Правил N 124 условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с ГК РФ, данными Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами, - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Пунктом 17 Правил N 124 установлен перечень существенных условий договора ресурсоснабжения, к числу которых подпунктом "е" отнесен порядок оплаты коммунального ресурса, при этом в силу пункта 18 Правил N 124 в договоре ресурсоснабжения стороны могут предусмотреть иные условия, указанные в нормативных правовых актах в сфере ресурсоснабжения, а также условия, которые стороны сочтут необходимыми.
Порядок оплаты коммунального ресурса договором ресурсоснабжения, заключенным между ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" и ТСЖ "Элита" не урегулирован. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, исходя из анализа положений пункта 6.3 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, учитывая, что между обществом и ТСЖ "Элита" не заключен договор ресурсоснабжения, которым был бы урегулирован порядок оплаты коммунального ресурса, то с учетом норм законодательства, действующего на дату принятия УФАС России по Астраханской области оспариваемого решения, антимонопольный орган правомерно квалифицировал допущенное ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" бездействие по части 1 статьи 10 Федерального закона о защите конкуренции.
Установленные судами обстоятельства дела в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обществом в кассационной жалобе не опровергнуты, в том числе ссылками на конкретные документы, имеющиеся в материалах дела.
Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 20.12.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.02.2013 по делу N А06-6122/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
И.А.ХАКИМОВ
Судьи
Ф.Г.ГАРИПОВА
О.В.ЛОГИНОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)