Судебные решения, арбитраж
Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судья Лебедева Т.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой И.Л.,
судей Кабировой Е.В., Переверзиной Е.Б.,
при секретаре Т.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика - ООО "ТосноСтройСервис" на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 18 февраля 2013 года, которым частично удовлетворены исковые требования З.В., З.Н. к ООО "ТосноСтройСервис" о взыскании незаконно начисленной стоимости коммунальных услуг, обязании исключить незаконно начисленную стоимость коммунальных услуг из суммы долга, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Кабировой Е.В., объяснения истцов З.В. и З.Н., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
З.В. и З.Н. обратились к мировому судье судебного участка N 73 Тосненского района Ленинградской области с иском к ООО "ТосноСтройСервис", в котором с учетом внесенных и принятых судом изменений в его предмет просили: взыскать с ответчика незаконно начисленную оплату коммунальных услуг за работу паспортистки в сумме <...>, уборку контейнерных площадок в сумме <...>, уборку и санитарно-гигиеническую очистку земельного участка в сумме <...>, отопление в сумме <...>, обязать ответчика исключить из суммы долга незаконно начисленную оплату коммунальных услуг за работу паспортистки в сумме <...>, уборку контейнерных площадок в сумме <...>, уборку и санитарно-гигиеническую очистку земельного участка в сумме <...>, отопление в сумме <...> и компенсировать моральный вред в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" (т. 1 л.д. 2 - 5, 95 - 97).
В обоснование исковых требований указывали, что они как многодетная семья по субсидии, выделенной Жилищным комитетом Правительства Санкт-Петербурга, приобрели квартиру по адресу: <адрес>.
С 15 августа 2010 года истцы и трое их детей являются сособственниками указанной квартиры. Между тем, в квартиру смогли переехать лишь в мае 2011 года, поскольку в период с октября 2010 года до мая 2011 года в квартире не соблюдался тепловой режим. При этом ООО "ТосноСтройСервис", на обслуживании которого находится жилой дом, выставил истцам задолженность за услуги по отоплению в сумме <...>.
Истцы неоднократно обращались к ответчику с жалобами и просьбами о представлении расчета оплаты услуги по отоплению и обоснованности начисления задолженности, однако, получали ответы, не содержащие ответов на поставленные вопросы, в связи с чем вынуждены были обратиться в Управление Роспотребнадзора Тосненского района Ленинградской области, которое установило, что в квартире истцов температура воздуха не превышает 14,6 градуса, что является нарушением раздела 5 Правил предоставления коммунальных услуг.
Истцы вновь обратились к ответчику с заявлением о перерасчете услуги за отопление за период с октября 2010 года по май 2011 года (отопительный период). Ответчиком произведен перерасчет, но не полностью, а только за два месяца и на 25%.
Истцы считали, что ответчиком нарушаются их права в связи с оказанием некачественных услуг по отоплению за период с октября 2010 года по май 2011 года.
Кроме того истцы находили, что ответчик завышает тарифы, установленные Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области для организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования Тельмановское сельское поселение, почти в два раза, поскольку комитетом устанавливался тариф за 2010 год 11,79 руб./кв. м, за 2011 год - 11,51 руб./кв. м, тогда как управляющей компанией установлен тариф - 20,24 руб./кв. м, за 2011 год - 19,77 руб./кв. м.
Указывали, что истцами коммунальные услуги по водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, содержанию общего имущества, вывозу мусора оплачиваются в полном объеме.
В связи с тем, что в квартире не соблюдался тепловой режим, акт об устранении недостатков магистральной системы подвода теплоносителя (горячей воды), действовавшей по временной схеме до сентября 2011 года, или акт выполненных работ по ремонту отопительной системы не представлен, истцы считали, что ответчиком незаконно начислена плата за услуги по отоплению за период с августа 2010 года по декабрь 2010 года в сумме <...>, за период с января 2011 года по сентябрь 2011 года - в сумме <...>, которая подлежит возврату истцам.
Также в задолженность необоснованно включены услуги паспортистки за период с октября 2010 года по январь 2011 года по тарифу 0,45 руб./кв. м на сумму <...>, предоставление которых не предусмотрено нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
В сумму задолженности необоснованно включена стоимость услуги по уборке контейнерных площадок за декабрь 2010 года - январь 2011 года по тарифу 0,96 руб./кв. м, которая дублируется услугой по уборке и санитарно-гигиенической очистке земельного участка, так как мусоропровод в доме не действует, - <...>.
Стоимость услуги по уборке и санитарно-гигиенической очистке земельного участка с точки зрения истцов до июля 2011 года рассчитывалась по завышенному в 2 раза тарифу - 2,58 руб./кв. м, в связи с чем подлежит возврату <...>.
Истцы констатировали, что они не оплачивали услуги по управлению многоквартирным домом в период с декабря 2010 года по декабрь 2011 года, поскольку ответчик не заключил с ними договор, способ управления многоквартирным домом собственниками не выбран, общего собрания собственников жилья не проводилось, тарифы не обсуждались, в связи с чем истцы должны оплачивать коммунальные услуги в соответствии с тарифами, установленными Комитетом по тарифам и ценовой политике <адрес> для организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования Тельмановское сельское поселение.
Определением мирового судьи судебного участка N 73 Тосненского района Ленинградской области от 10 мая 2012 года дело передано по подсудности в Тосненский городской суд Ленинградской области (т. 1 л.д. 153 - 154).
При рассмотрении дела Тосненским городским судом Ленинградской области истцы изменили предмет иска в части морального вреда, просили взыскать с ответчика в счет его компенсации <...> рублей (т. 1 л.д. 185).
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Квартал 17А", Управление Роспотребнадзора Ленинградской области в Тосненском районе, ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга".
18 февраля 2013 года Тосненским городским судом Ленинградской области постановлено решение, которым исковые требования З-вых удовлетворены частично: с ООО "ТосноСтройСервис" в пользу З.В., З.Н. взыскано <...>, ООО "ТосноСтройСервис" обязано исключить из суммы задолженности незаконно начисленную оплату коммунальных услуг в размере <...>, с ООО "ТосноСтройСервис" в пользу З.В., З.Н. в счет компенсации морального вреда взыскано <...>. Кроме того, с ООО "ТосноСтройСервис" в доход местного бюджета муниципального образования Тосненский район Ленинградской области взыскана государственная пошлина в сумме <...>. В удовлетворении остальной части иска отказано (т. 2 л.д. 154 - 164).
Ответчик - ООО "ТосноСтройСервис" не согласился с законностью и обоснованностью постановленного решения, представил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое решение, которым в иске отказать.
В качестве оснований для отмены судебного решения ссылается на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Указывает, что решением единственного собственника жилых помещений (протокол N 1 от 1 июля 2010 года) выбран способ управления многоквартирным домом - управляющей компанией, заключен договор на управление многоквартирным домом между собственником жилых помещений - ООО "Квартал 17А" и управляющей компанией - ООО "ТосноСтройСервис" и установлен в соответствии с п. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт помещения: уборка и санитарно-гигиеническая очистка земельного участка - 2,58 руб. с квадратного метра; уборка контейнерных площадок и прилегающей территории к ним - 0,96 руб. с кв. м.
В соответствии с нормами ЖК РФ при переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.
Таким образом, плата за уборку и санитарно-гигиеническую очистку земельного участка, уборку контейнерных площадок и прилегающей территории к ним начислялась в полном соответствии с требованиями жилищного законодательства на основании решения единственного собственника жилого помещения.
Между государственным унитарным предприятием "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (правопреемник ЗАО "Лентеплоснаб") и ООО "Квартал 17А" заключен договор поставки тепловой энергии. В свою очередь между ООО "Квартал 17А" и управляющей компанией ООО "ТосноСтройСервис" заключен договор N 1 от 1 июля 2010 года поставки услуг по центральному отоплению многоквартирного дома по адресу <адрес>.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ в редакции от 23 июля 2008 года размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. В 2010 году тарифы на тепловую энергию (отопление в многоквартирных домах и жилых домах) определялись в соответствии с решением Совета депутатов Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области от 8 декабря 2009 года N 46, которым установлен норматив потребления коммунальных услуг для граждан, проживающих на территории Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области. В соответствии с указанным решением норматив центрального отопления, Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения, установлен в размере 0,017, исходя из стоимости тепловой энергии для ЗАО "Лентеплоснаб" стоимость отопления в 2010 году для жителей пос. Тельмана составляет 20,25 коп. на 1 кв. метр общей площади.
Многоквартирный дом по адресу <адрес> оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета, индивидуальные и общие (квартирные) приборы учета отсутствуют. В соответствии с пунктом 21 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" размер платы за отопление в жилом помещении определяется по формуле: = Si x Vt x Tт, где: S - общая площадь помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); V - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м); Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал). Размер платы за отопление в 2011 и последующих годах определялся с учетом среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.
Податель жалобы находит вывод суда о завышении тарифов на тепловую энергию необоснованным, поскольку определение размера оплаты за тепловую энергию (отопление) управляющей компанией производилось в строгом соответствии с указанными нормативными актами.
Кроме того, указывает, что истцами не представлены в соответствии с требованиями п. п. 67, 69, 71, 73 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, акты о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества с указанием нарушения параметров качества, времени и даты начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, доводы истцов относительно некачественного теплоснабжения не подтверждены соответствующими доказательствами.
С точки зрения представителя ответчика протокол измерения метеофакторов N 563 от 21 февраля 2011 года и экспертное заключение от 22 февраля 2011 года N 14-01-27, представленные истцами, не могут служить основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги (отопление) за весь спорный период, поскольку в указанных протоколе и экспертном заключении не указаны причины предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, время и дата начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, как это установлено Правилами.
Сотрудники управляющей компании неоднократно пытались связаться с истцами для проверки параметров качества предоставляемых услуг. Между тем истцы отказались допустить сотрудников управляющей компании в жилое помещение для проверки параметров качества предоставляемых услуг, о чем составлены акты.
Податель жалобы считает, что на температурный режим в квартире истцов повлияли производимые в отопительный период ремонтные работы. 11 апреля 2011 года представители ответчика совместно с представителем Жилищной инспекции осмотрели жилое помещение квартиру N <адрес>. В результате осмотра установлено, что в квартире демонтирована перегородка между коридором и гардеробной. Радиатор центрального отопления, установленный по проекту в гардеробной комнате, снят, тем самым нарушены схема центрального отопления в квартире и теплообмен воздуха. Указанная перепланировка выполнена в июле 2011 года, о чем составлен акт приемки (т. 2 л.д. 171 - 174).
Истцы З.В. и З.Н. представили отзыв, в котором содержится критическая оценка доводов апелляционной жалобы.
Присутствовавшие в судебном заседании суда апелляционной инстанции З.В. и З.Н. поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители ответчика и 3-х лиц в судебное заседание не явились, о рассмотрении жалобы извещены, в связи с чем судебной коллегией постановлено определение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
В соответствии с частями 2 - 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- 2) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
В силу частей 7, 8 и 10 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 54 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что истцам З.В., З.Н. и их несовершеннолетним детям З.П., З.М., З.Г. на праве общей долевой собственности в равных долях принадлежит квартира N в доме <адрес> (т. 1 л.д. 6 - 11).
Вместе с тем, 17 ноября 2006 года между ЗАО "Лентеплоснаб" и ООО "Квартал 17А" был заключен договор N 80559с на теплоснабжение в горячей воде на строительные нужды объекта по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, пос. Тельмана, микрорайон 1, корпуса 1 и 2 (т. 1 л.д. 202 - 207).
Дополнительным соглашением от 01 октября 2007 года изменен номер договора на N 80814с (т. 1 л.д. 201).
5 апреля 2010 года ООО "Квартал 17А" выдано заключение о соответствии построенного жилого дома по адресу: <адрес>, микрорайон 1, корпус 12 требованиям техническим регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (т. 2 л.д. 81).
30 апреля 2010 года главой администрации МО Тельмановское сельское поселение директору ООО "Квартал 17А" выдано разрешение на ввод указанного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> на ввод в эксплуатацию (т. 2 л.д. 82).
В соответствии с актом о приеме-передаче от 30 апреля 2010 года N 00000005 ООО "Квартал 17А" передало крупнопанельный жилой дом - квартал <адрес> передало на баланс ООО "ТосноСтройСервис" (т. 1 л.д. 78 - 80).
1 июля 2010 года между ООО "Квартал 17А" и ООО "ТосноСтройСервис" заключен договор N 1, согласно которому ООО "Квартал 17А" является поставщиком услуг по ЦО, ГВС, ХВС, канализации, электроэнергии в указанном доме, а ООО "ТосноСтройСервис" производит оплату за предоставляемые ООО "Квартал 17А" услуги согласно представленным счетам по тарифам, предусмотренным для физических лиц, утвержденным губернатором Санкт-Петербурга, с учетом установленных льгот (л.д. 217 - 218).
30 апреля 2011 года между ГУП "ТЭК СПб" и ЗАО "Лентеплоснаб" заключено соглашение о перемене лиц в обязательстве в договоре, в соответствии с которым ГУП "ТЭК СПб" становится стороной договора энергоснабжения N 80814с от 17 ноября 2006 года со всеми правами и обязанностями, принадлежащими энергоснабжающей организации по указанному договору (т. 1 л.д. 200).
Квитанции об оплате коммунальных платежей свидетельствуют о том, что получателем платежей является ООО "ТосноСтройСервис" (т. 1 л.д. 12 - 16, 85 - 86).
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции установил, что с октября 2010 года до мая 2011 года коммунальная услуга по отоплению оказывалась истцам ненадлежащим образом, что подтверждается заявлениями истцов от 28 октября 2010 года N 135 в ДСК-5 (т. 1 л.д. 19), от 9 февраля 2011 года в ООО "ТосноСтройСервис" (т. 1 л.д. 24), от 29 марта 2011 года в ООО ТосноСтройСервис" (т. 1 л.д. 26), от 23 июня 2011 года в ООО ТосноСтройСервис" (т. 1 л.д. 28), от 14 февраля 2012 года в ООО ТосноСтройСервис" (т. 1 л.д. 17), ответом ООО "ТосноСтройСервис" от 28 октября 2010 года N 135 на обращение истцов от 28 октября 2010 года (т. 1 л.д. 25), ответами от 14 февраля 2012 года N 65 (т. 1 л.д. 18, 27), ответом от 23 июня 2011 года (т. 1 л.д. 29), обращением ООО "ТосноСтройСервис" к губернатору Ленинградской области от 9 ноября 2010 года N 151 (т. 1 л.д. 144, 145), экспертным заключением филиала ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области в Тосненском районе" Управления Роспотребнадзора в Ленинградской области в Тосненском районе от 22 февраля 2011 года, согласно которому 21 февраля 2011 года в квартире истцов производились замеры температуры воздуха, и при наружной температуре воздуха -16 градусов С температура воздуха в квартире составила 14,5 - 14,8 градуса С при норме 18 - 24 - 26 градусов С, и экспертом установлено, что температура воздуха в квартире не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам: СанПиН 2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений", СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия ГОССТАНДАРТ России" (т. 1 л.д. 21 - 23).
Судебная коллегия полагает, что указанные обстоятельства установлены судом правильно, подтверждаются доказательствами, отвечающими требованиям ст. ст. 59, 60 ГПК РФ.
Вывод суда о завышении ответчиком тарифа на услугу по отоплению также основан на тщательном анализе фактических обстоятельств и представленных сторонами доказательств, подтверждается протоколом от 3 апреля 2012 года совещания администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области по вопросу "О расчетах размера платы граждан за коммунальные услуги на территории Тельмановского сельского поселения" (т. 1 л.д. 173 - 174) и ответом Тосненской городской прокуратуры от 5 апреля 2012 года на жалобу истца З.В. (т. 1 л.д. 175 - 176).
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований о взыскании с ответчика суммы 9409 рублей 28 копеек в связи с завышением тарифов по услуге за отопление, а также об исключении из суммы выставленной задолженности суммы в размере 12616 рублей 83 копеек за ненадлежащим образом оказанную начисленную коммунальную услугу за отопление в период с октября 2010 года по май 2011 года.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно подпункту 6 пункта 2, пункту 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Судом установлено, что в <адрес> в <адрес> не создано товарищество собственников жилья, собственники жилых помещений не избирали способ управления домом, управление домом осуществляет ООО "ТосноСтройСервис", выбранное застройщиком ООО "Квартал 17А".
Удовлетворяя требования истцов о взыскании с ответчика стоимости услуги паспортистки за период с 1 октября 2010 года по 30 января 2011 года в сумме <...>, исключении данной суммы из размера задолженности, о взыскании с ответчика стоимости услуги по уборке и санитарно-гигиенической очистке земельного участка в сумме <...>, исключении из суммы задолженности по данной услуге суммы в размере <...>, взыскании с ответчика стоимости услуг по уборке контейнерных площадок в сумме <...> и исключении из задолженности по данной услуге <...>, суд исходил из того, что начисление платы на услуги паспортистки и уборку контейнерной площадки производились незаконно, тогда как начисление платы за уборку и санитарно-гигиеническую очистку земельного участка производилось по завышенным тарифам.
Моральный вред в пользу истцов взыскан судом на основании пункта 1 статьи 15 Закона РФ "О защите прав потребителей", его размер соответствует требованиям разумности и справедливости.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела, судом правомерно учтены положения вышеприведенных норм материального права и постановлено решение, отвечающее этим нормам при соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в то время как основания для их переоценки отсутствуют.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 18 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - ООО "ТосноСтройСервис" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЛАСТНОГО СУДА ОТ 27.06.2013 N 33-3040/2013
Разделы:Выбор способа управления многоквартирным домом; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 27 июня 2013 г. N 33-3040/2013
Судья Лебедева Т.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
председательствующего Кошелевой И.Л.,
судей Кабировой Е.В., Переверзиной Е.Б.,
при секретаре Т.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика - ООО "ТосноСтройСервис" на решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 18 февраля 2013 года, которым частично удовлетворены исковые требования З.В., З.Н. к ООО "ТосноСтройСервис" о взыскании незаконно начисленной стоимости коммунальных услуг, обязании исключить незаконно начисленную стоимость коммунальных услуг из суммы долга, компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Кабировой Е.В., объяснения истцов З.В. и З.Н., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
установила:
З.В. и З.Н. обратились к мировому судье судебного участка N 73 Тосненского района Ленинградской области с иском к ООО "ТосноСтройСервис", в котором с учетом внесенных и принятых судом изменений в его предмет просили: взыскать с ответчика незаконно начисленную оплату коммунальных услуг за работу паспортистки в сумме <...>, уборку контейнерных площадок в сумме <...>, уборку и санитарно-гигиеническую очистку земельного участка в сумме <...>, отопление в сумме <...>, обязать ответчика исключить из суммы долга незаконно начисленную оплату коммунальных услуг за работу паспортистки в сумме <...>, уборку контейнерных площадок в сумме <...>, уборку и санитарно-гигиеническую очистку земельного участка в сумме <...>, отопление в сумме <...> и компенсировать моральный вред в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" (т. 1 л.д. 2 - 5, 95 - 97).
В обоснование исковых требований указывали, что они как многодетная семья по субсидии, выделенной Жилищным комитетом Правительства Санкт-Петербурга, приобрели квартиру по адресу: <адрес>.
С 15 августа 2010 года истцы и трое их детей являются сособственниками указанной квартиры. Между тем, в квартиру смогли переехать лишь в мае 2011 года, поскольку в период с октября 2010 года до мая 2011 года в квартире не соблюдался тепловой режим. При этом ООО "ТосноСтройСервис", на обслуживании которого находится жилой дом, выставил истцам задолженность за услуги по отоплению в сумме <...>.
Истцы неоднократно обращались к ответчику с жалобами и просьбами о представлении расчета оплаты услуги по отоплению и обоснованности начисления задолженности, однако, получали ответы, не содержащие ответов на поставленные вопросы, в связи с чем вынуждены были обратиться в Управление Роспотребнадзора Тосненского района Ленинградской области, которое установило, что в квартире истцов температура воздуха не превышает 14,6 градуса, что является нарушением раздела 5 Правил предоставления коммунальных услуг.
Истцы вновь обратились к ответчику с заявлением о перерасчете услуги за отопление за период с октября 2010 года по май 2011 года (отопительный период). Ответчиком произведен перерасчет, но не полностью, а только за два месяца и на 25%.
Истцы считали, что ответчиком нарушаются их права в связи с оказанием некачественных услуг по отоплению за период с октября 2010 года по май 2011 года.
Кроме того истцы находили, что ответчик завышает тарифы, установленные Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области для организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования Тельмановское сельское поселение, почти в два раза, поскольку комитетом устанавливался тариф за 2010 год 11,79 руб./кв. м, за 2011 год - 11,51 руб./кв. м, тогда как управляющей компанией установлен тариф - 20,24 руб./кв. м, за 2011 год - 19,77 руб./кв. м.
Указывали, что истцами коммунальные услуги по водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, содержанию общего имущества, вывозу мусора оплачиваются в полном объеме.
В связи с тем, что в квартире не соблюдался тепловой режим, акт об устранении недостатков магистральной системы подвода теплоносителя (горячей воды), действовавшей по временной схеме до сентября 2011 года, или акт выполненных работ по ремонту отопительной системы не представлен, истцы считали, что ответчиком незаконно начислена плата за услуги по отоплению за период с августа 2010 года по декабрь 2010 года в сумме <...>, за период с января 2011 года по сентябрь 2011 года - в сумме <...>, которая подлежит возврату истцам.
Также в задолженность необоснованно включены услуги паспортистки за период с октября 2010 года по январь 2011 года по тарифу 0,45 руб./кв. м на сумму <...>, предоставление которых не предусмотрено нормами Жилищного кодекса Российской Федерации.
В сумму задолженности необоснованно включена стоимость услуги по уборке контейнерных площадок за декабрь 2010 года - январь 2011 года по тарифу 0,96 руб./кв. м, которая дублируется услугой по уборке и санитарно-гигиенической очистке земельного участка, так как мусоропровод в доме не действует, - <...>.
Стоимость услуги по уборке и санитарно-гигиенической очистке земельного участка с точки зрения истцов до июля 2011 года рассчитывалась по завышенному в 2 раза тарифу - 2,58 руб./кв. м, в связи с чем подлежит возврату <...>.
Истцы констатировали, что они не оплачивали услуги по управлению многоквартирным домом в период с декабря 2010 года по декабрь 2011 года, поскольку ответчик не заключил с ними договор, способ управления многоквартирным домом собственниками не выбран, общего собрания собственников жилья не проводилось, тарифы не обсуждались, в связи с чем истцы должны оплачивать коммунальные услуги в соответствии с тарифами, установленными Комитетом по тарифам и ценовой политике <адрес> для организаций коммунального комплекса, осуществляющих свою деятельность на территории муниципального образования Тельмановское сельское поселение.
Определением мирового судьи судебного участка N 73 Тосненского района Ленинградской области от 10 мая 2012 года дело передано по подсудности в Тосненский городской суд Ленинградской области (т. 1 л.д. 153 - 154).
При рассмотрении дела Тосненским городским судом Ленинградской области истцы изменили предмет иска в части морального вреда, просили взыскать с ответчика в счет его компенсации <...> рублей (т. 1 л.д. 185).
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Квартал 17А", Управление Роспотребнадзора Ленинградской области в Тосненском районе, ГУП "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга".
18 февраля 2013 года Тосненским городским судом Ленинградской области постановлено решение, которым исковые требования З-вых удовлетворены частично: с ООО "ТосноСтройСервис" в пользу З.В., З.Н. взыскано <...>, ООО "ТосноСтройСервис" обязано исключить из суммы задолженности незаконно начисленную оплату коммунальных услуг в размере <...>, с ООО "ТосноСтройСервис" в пользу З.В., З.Н. в счет компенсации морального вреда взыскано <...>. Кроме того, с ООО "ТосноСтройСервис" в доход местного бюджета муниципального образования Тосненский район Ленинградской области взыскана государственная пошлина в сумме <...>. В удовлетворении остальной части иска отказано (т. 2 л.д. 154 - 164).
Ответчик - ООО "ТосноСтройСервис" не согласился с законностью и обоснованностью постановленного решения, представил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить и принять новое решение, которым в иске отказать.
В качестве оснований для отмены судебного решения ссылается на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Указывает, что решением единственного собственника жилых помещений (протокол N 1 от 1 июля 2010 года) выбран способ управления многоквартирным домом - управляющей компанией, заключен договор на управление многоквартирным домом между собственником жилых помещений - ООО "Квартал 17А" и управляющей компанией - ООО "ТосноСтройСервис" и установлен в соответствии с п. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт помещения: уборка и санитарно-гигиеническая очистка земельного участка - 2,58 руб. с квадратного метра; уборка контейнерных площадок и прилегающей территории к ним - 0,96 руб. с кв. м.
В соответствии с нормами ЖК РФ при переходе права собственности на помещение в многоквартирном доме к новому собственнику переходит обязательство предыдущего собственника по оплате расходов за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.
Таким образом, плата за уборку и санитарно-гигиеническую очистку земельного участка, уборку контейнерных площадок и прилегающей территории к ним начислялась в полном соответствии с требованиями жилищного законодательства на основании решения единственного собственника жилого помещения.
Между государственным унитарным предприятием "Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга" (правопреемник ЗАО "Лентеплоснаб") и ООО "Квартал 17А" заключен договор поставки тепловой энергии. В свою очередь между ООО "Квартал 17А" и управляющей компанией ООО "ТосноСтройСервис" заключен договор N 1 от 1 июля 2010 года поставки услуг по центральному отоплению многоквартирного дома по адресу <адрес>.
В соответствии с частью 1 статьи 157 ЖК РФ в редакции от 23 июля 2008 года размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. В 2010 году тарифы на тепловую энергию (отопление в многоквартирных домах и жилых домах) определялись в соответствии с решением Совета депутатов Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области от 8 декабря 2009 года N 46, которым установлен норматив потребления коммунальных услуг для граждан, проживающих на территории Тельмановского сельского поселения Тосненского района Ленинградской области. В соответствии с указанным решением норматив центрального отопления, Гкал на 1 кв. метр общей площади жилого помещения, установлен в размере 0,017, исходя из стоимости тепловой энергии для ЗАО "Лентеплоснаб" стоимость отопления в 2010 году для жителей пос. Тельмана составляет 20,25 коп. на 1 кв. метр общей площади.
Многоквартирный дом по адресу <адрес> оборудован коллективными (общедомовыми) приборами учета, индивидуальные и общие (квартирные) приборы учета отсутствуют. В соответствии с пунктом 21 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам" размер платы за отопление в жилом помещении определяется по формуле: = Si x Vt x Tт, где: S - общая площадь помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м); V - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год (Гкал/кв. м); Т - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал). Размер платы за отопление в 2011 и последующих годах определялся с учетом среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год.
Податель жалобы находит вывод суда о завышении тарифов на тепловую энергию необоснованным, поскольку определение размера оплаты за тепловую энергию (отопление) управляющей компанией производилось в строгом соответствии с указанными нормативными актами.
Кроме того, указывает, что истцами не представлены в соответствии с требованиями п. п. 67, 69, 71, 73 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года N 307, акты о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества с указанием нарушения параметров качества, времени и даты начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, доводы истцов относительно некачественного теплоснабжения не подтверждены соответствующими доказательствами.
С точки зрения представителя ответчика протокол измерения метеофакторов N 563 от 21 февраля 2011 года и экспертное заключение от 22 февраля 2011 года N 14-01-27, представленные истцами, не могут служить основанием для перерасчета размера платы за коммунальные услуги (отопление) за весь спорный период, поскольку в указанных протоколе и экспертном заключении не указаны причины предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, время и дата начала предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, как это установлено Правилами.
Сотрудники управляющей компании неоднократно пытались связаться с истцами для проверки параметров качества предоставляемых услуг. Между тем истцы отказались допустить сотрудников управляющей компании в жилое помещение для проверки параметров качества предоставляемых услуг, о чем составлены акты.
Податель жалобы считает, что на температурный режим в квартире истцов повлияли производимые в отопительный период ремонтные работы. 11 апреля 2011 года представители ответчика совместно с представителем Жилищной инспекции осмотрели жилое помещение квартиру N <адрес>. В результате осмотра установлено, что в квартире демонтирована перегородка между коридором и гардеробной. Радиатор центрального отопления, установленный по проекту в гардеробной комнате, снят, тем самым нарушены схема центрального отопления в квартире и теплообмен воздуха. Указанная перепланировка выполнена в июле 2011 года, о чем составлен акт приемки (т. 2 л.д. 171 - 174).
Истцы З.В. и З.Н. представили отзыв, в котором содержится критическая оценка доводов апелляционной жалобы.
Присутствовавшие в судебном заседании суда апелляционной инстанции З.В. и З.Н. поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители ответчика и 3-х лиц в судебное заседание не явились, о рассмотрении жалобы извещены, в связи с чем судебной коллегией постановлено определение о рассмотрении дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению (пункт 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
В соответствии с частями 2 - 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- 2) плату за коммунальные услуги.
Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Согласно ч. 7 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.
В силу частей 7, 8 и 10 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
Размер обязательных платежей и (или) взносов членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, связанных с оплатой расходов на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, определяется органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива в соответствии с уставом товарищества собственников жилья либо уставом жилищного кооператива или уставом иного специализированного потребительского кооператива.
Изменение размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно частям 1 и 2 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 54 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что истцам З.В., З.Н. и их несовершеннолетним детям З.П., З.М., З.Г. на праве общей долевой собственности в равных долях принадлежит квартира N в доме <адрес> (т. 1 л.д. 6 - 11).
Вместе с тем, 17 ноября 2006 года между ЗАО "Лентеплоснаб" и ООО "Квартал 17А" был заключен договор N 80559с на теплоснабжение в горячей воде на строительные нужды объекта по адресу: Ленинградская область, Тосненский район, пос. Тельмана, микрорайон 1, корпуса 1 и 2 (т. 1 л.д. 202 - 207).
Дополнительным соглашением от 01 октября 2007 года изменен номер договора на N 80814с (т. 1 л.д. 201).
5 апреля 2010 года ООО "Квартал 17А" выдано заключение о соответствии построенного жилого дома по адресу: <адрес>, микрорайон 1, корпус 12 требованиям техническим регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации (т. 2 л.д. 81).
30 апреля 2010 года главой администрации МО Тельмановское сельское поселение директору ООО "Квартал 17А" выдано разрешение на ввод указанного многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> на ввод в эксплуатацию (т. 2 л.д. 82).
В соответствии с актом о приеме-передаче от 30 апреля 2010 года N 00000005 ООО "Квартал 17А" передало крупнопанельный жилой дом - квартал <адрес> передало на баланс ООО "ТосноСтройСервис" (т. 1 л.д. 78 - 80).
1 июля 2010 года между ООО "Квартал 17А" и ООО "ТосноСтройСервис" заключен договор N 1, согласно которому ООО "Квартал 17А" является поставщиком услуг по ЦО, ГВС, ХВС, канализации, электроэнергии в указанном доме, а ООО "ТосноСтройСервис" производит оплату за предоставляемые ООО "Квартал 17А" услуги согласно представленным счетам по тарифам, предусмотренным для физических лиц, утвержденным губернатором Санкт-Петербурга, с учетом установленных льгот (л.д. 217 - 218).
30 апреля 2011 года между ГУП "ТЭК СПб" и ЗАО "Лентеплоснаб" заключено соглашение о перемене лиц в обязательстве в договоре, в соответствии с которым ГУП "ТЭК СПб" становится стороной договора энергоснабжения N 80814с от 17 ноября 2006 года со всеми правами и обязанностями, принадлежащими энергоснабжающей организации по указанному договору (т. 1 л.д. 200).
Квитанции об оплате коммунальных платежей свидетельствуют о том, что получателем платежей является ООО "ТосноСтройСервис" (т. 1 л.д. 12 - 16, 85 - 86).
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции установил, что с октября 2010 года до мая 2011 года коммунальная услуга по отоплению оказывалась истцам ненадлежащим образом, что подтверждается заявлениями истцов от 28 октября 2010 года N 135 в ДСК-5 (т. 1 л.д. 19), от 9 февраля 2011 года в ООО "ТосноСтройСервис" (т. 1 л.д. 24), от 29 марта 2011 года в ООО ТосноСтройСервис" (т. 1 л.д. 26), от 23 июня 2011 года в ООО ТосноСтройСервис" (т. 1 л.д. 28), от 14 февраля 2012 года в ООО ТосноСтройСервис" (т. 1 л.д. 17), ответом ООО "ТосноСтройСервис" от 28 октября 2010 года N 135 на обращение истцов от 28 октября 2010 года (т. 1 л.д. 25), ответами от 14 февраля 2012 года N 65 (т. 1 л.д. 18, 27), ответом от 23 июня 2011 года (т. 1 л.д. 29), обращением ООО "ТосноСтройСервис" к губернатору Ленинградской области от 9 ноября 2010 года N 151 (т. 1 л.д. 144, 145), экспертным заключением филиала ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области в Тосненском районе" Управления Роспотребнадзора в Ленинградской области в Тосненском районе от 22 февраля 2011 года, согласно которому 21 февраля 2011 года в квартире истцов производились замеры температуры воздуха, и при наружной температуре воздуха -16 градусов С температура воздуха в квартире составила 14,5 - 14,8 градуса С при норме 18 - 24 - 26 градусов С, и экспертом установлено, что температура воздуха в квартире не соответствует государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам: СанПиН 2.2.4.548-96 "Гигиенические требования к микроклимату производственных помещений", СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях", ГОСТ Р 51617-2000 "Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия ГОССТАНДАРТ России" (т. 1 л.д. 21 - 23).
Судебная коллегия полагает, что указанные обстоятельства установлены судом правильно, подтверждаются доказательствами, отвечающими требованиям ст. ст. 59, 60 ГПК РФ.
Вывод суда о завышении ответчиком тарифа на услугу по отоплению также основан на тщательном анализе фактических обстоятельств и представленных сторонами доказательств, подтверждается протоколом от 3 апреля 2012 года совещания администрации муниципального образования Тосненский район Ленинградской области по вопросу "О расчетах размера платы граждан за коммунальные услуги на территории Тельмановского сельского поселения" (т. 1 л.д. 173 - 174) и ответом Тосненской городской прокуратуры от 5 апреля 2012 года на жалобу истца З.В. (т. 1 л.д. 175 - 176).
Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований о взыскании с ответчика суммы 9409 рублей 28 копеек в связи с завышением тарифов по услуге за отопление, а также об исключении из суммы выставленной задолженности суммы в размере 12616 рублей 83 копеек за ненадлежащим образом оказанную начисленную коммунальную услугу за отопление в период с октября 2010 года по май 2011 года.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации договор управления многоквартирным домом заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. При выборе управляющей организации общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме с каждым собственником помещения в таком доме заключается договор управления на условиях, указанных в решении данного общего собрания. При этом собственники помещений в данном доме, обладающие более чем пятьюдесятью процентами голосов от общего числа голосов собственников помещений в данном доме, выступают в качестве одной стороны заключаемого договора.
По договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Согласно подпункту 6 пункта 2, пункту 3 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
До заселения жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов в установленном порядке расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица.
Судом установлено, что в <адрес> в <адрес> не создано товарищество собственников жилья, собственники жилых помещений не избирали способ управления домом, управление домом осуществляет ООО "ТосноСтройСервис", выбранное застройщиком ООО "Квартал 17А".
Удовлетворяя требования истцов о взыскании с ответчика стоимости услуги паспортистки за период с 1 октября 2010 года по 30 января 2011 года в сумме <...>, исключении данной суммы из размера задолженности, о взыскании с ответчика стоимости услуги по уборке и санитарно-гигиенической очистке земельного участка в сумме <...>, исключении из суммы задолженности по данной услуге суммы в размере <...>, взыскании с ответчика стоимости услуг по уборке контейнерных площадок в сумме <...> и исключении из задолженности по данной услуге <...>, суд исходил из того, что начисление платы на услуги паспортистки и уборку контейнерной площадки производились незаконно, тогда как начисление платы за уборку и санитарно-гигиеническую очистку земельного участка производилось по завышенным тарифам.
Моральный вред в пользу истцов взыскан судом на основании пункта 1 статьи 15 Закона РФ "О защите прав потребителей", его размер соответствует требованиям разумности и справедливости.
Учитывая изложенное, судебная коллегия находит, что судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы, изложенные в решении суда, соответствуют обстоятельствам дела, судом правомерно учтены положения вышеприведенных норм материального права и постановлено решение, отвечающее этим нормам при соблюдении требований Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы не содержат правовых оснований к отмене решения суда, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой представленных по делу доказательств, в то время как основания для их переоценки отсутствуют.
Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Руководствуясь ч. 1 ст. 327.1, ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
определила:
решение Тосненского городского суда Ленинградской области от 18 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - ООО "ТосноСтройСервис" - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)