Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА ОТ 22.03.2013 ПО ДЕЛУ N А32-45555/2011

Разделы:
Организация и проведение общих собраний собственников помещений; Управление многоквартирным домом; Формирование и государственная регистрация земельного участка и сделок с ним; Сделки с землей

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 марта 2013 г. по делу N А32-45555/2011


Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мещерина А.И., судей Мазуровой Н.С. и Назаренко И.П., в отсутствие истца Департамента имущественных отношений администрации города Сочи (ИНН 2320034940, ОГРН 1022302919374), ответчика - Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284), третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330), федерального государственного казенного учреждения "Санаторно-курортный комплекс "Сочинский" Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 2319018528, ОГРН 1022302833850), извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу Департамента имущественных отношений администрации города Сочи на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.2012 (судья Нигоев Р.А.) и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2012 (судьи Малыхина М.Н., Галов В.В., Мисник Н.Н.) по делу N А32-45555/2011, установил следующее.
Департамент имущественных отношений администрации города Сочи (далее - департамент) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к Министерству обороны Российской Федерации (далее - министерство обороны) о возложении обязанности согласовать схему расположения земельного участка, формирующегося из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0302015:6, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:49:0000000:16, необходимого для эксплуатации многоквартирного жилого дома N 78/1 по Курортному проспекту в Хостинском районе города Сочи.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) и ФГКУ "Санаторно-курортный комплекс "Сочинский" министерства обороны (далее - санаторий).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.2012, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды установили, что земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, подлежит формированию из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0302015:6, входящего в состав единого землепользования с кадастровым номером 23:49:0000000:16 площадью 56 185 кв. м, являющегося федеральной собственностью. Данный участок закреплен на праве постоянного (бессрочного) пользования за санаторием. Для целей формирования земельного участка под многоквартирным домом необходим раздел участка с кадастровым номером 23:49:0000000:16. В соответствии со статьями 11.3, 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) раздел земельного участка, находящегося в федеральной собственности, производится на основании решения соответствующего федерального органа исполнительной власти. В силу пункта 2 статьи 11.3 Земельного кодекса решения об образовании земельных участков могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков. Департамент к названным субъектам не относится. С учетом изложенного суды пришли к выводу о том, что формирование земельного участка надлежит осуществлять федеральному органу исполнительной власти по заявлению собственников помещений в многоквартирном доме, с обращением такого органа в соответствующий (по месту нахождения многоквартирного дома) орган местного самоуправления с заявлением об утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в целях принятия решения о разделе земельного участка. На момент рассмотрения спора у департамента отсутствовали как правомочия по разделу участка, так и основания для подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровой карте. Кроме того, согласно пункту 4 статьи 11.2 Земельного кодекса согласия санатория на раздел участка не требуется. Согласование границ при межевании со смежным землепользователем осуществляется на ином этапе (после принятия федеральным собственником решения о разделе участка при постановке вновь сформированного земельного участка на кадастровый учет, а не в момент подготовки схемы расположения земельного участка на кадастровой карте).
В кассационной жалобе департамент, ссылаясь на нарушение норм материального права, а также несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение и апелляционное постановление. По мнению заявителя, суды не учли, что обращение департамента основано на нормах статьи 36 Земельного кодекса. Оформленное в письменном виде согласие правообладателя исходного земельного участка на образование земельного участка является обязательным при подготовке межевого плана (пункты 9, 23, 26 приказа Минэкономразвития от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков"). Указанное согласие должно быть в обязательном порядке включено в приложение к межевому плану и необходимо для постановки земельного участка на кадастровый учет. Незаконное уклонение ответчика от согласования схемы расположения земельного участка препятствует реализации прав и охраняемых законом интересов собственников помещений в многоквартирном доме.
В отзыве санаторий указал на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства, представителей в судебное заседание не направили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что решение от 05.10.2012 и постановление от 21.12.2012 надлежит оставить без изменения по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в связи с обращением уполномоченного лица собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Сочи, Курортный проспект, 78/1, администрация г. Сочи начала работы по формированию земельного участка для последующей передачи его общую долевую собственность.
Суды установили, что земельный участок, необходимый для эксплуатации многоквартирного дома, должен быть сформирован из земельного участка с кадастровым номером 23:49:0302015:6, входящего в состав единого землепользования (кадастровый номер 23:49:0000000:16) площадью 56 185 кв. м, зарегистрированного на праве собственности за Российской Федерацией (л. д. 21-29, 65).
Земельный участок площадью 56 185 кв. м (кадастровый номер 23:49:0000000:16) принадлежит санаторию на праве постоянного (бессрочного) пользования (л. д. 59).
Департамент обращался в министерство обороны по вопросу согласования раздела земельного участка с кадастровым номером 23:49:0000000:16 (л. д. 12-14).
Полагая, что уклонение от согласования раздела данного земельного участка противоречит действующему законодательству, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим требованием.
В силу пункта 1 статьи 11.2 Земельного кодекса земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Пункт 4 названной нормы определяет, что образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки. Не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях, указанных в пункте 6 данной статьи.
В соответствии со статьей 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется (по общему правилу) на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса.
Пункт 2 статьи 11.3 данного Кодекса устанавливает, что решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 рассматриваемой статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
Согласно части 1 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок с элементами озеленения и благоустройства, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества.
Земельный участок под многоквартирным домом, сформированный после введения в действие Жилищного кодекса и поставленный на государственный кадастровый учет, переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме в силу закона с момента проведения государственного кадастрового учета (часть 5 статьи 16 Вводного закона).
В пункте 67 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 разъяснено, что если земельный участок не сформирован и в отношении него не проведен государственный кадастровый учет, земля под многоквартирным домом находится в собственности соответствующего публично-правового образования.
По заявлению любого лица, уполномоченного решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют формирование земельного участка, на котором расположен жилой дом (части 3 и 4 статьи 16 Вводного закона).
Земельный участок, раздел которого необходимо осуществить в целях образования участка для эксплуатации многоквартирного жилого дома, находится в федеральной собственности.
В силу пункта 1 статьи 11.3 Земельного кодекса образование участка из земельных участков, находящихся в федеральной собственности, осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти, уполномоченного на распоряжение федеральной собственностью.
Доказательства обращения уполномоченных лиц в федеральный орган исполнительной власти в материалах дела отсутствуют.
Полномочиями на образование нового участка из земель, находящихся в федеральной собственности, заявитель (орган местного самоуправления) не наделен. Департамент не может быть отнесен и к числу субъектов, названных в пункте 2 статьи 11.3 Земельного кодекса.
При таких обстоятельствах суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований департамента.
Довод кассационной жалобы о возможности применения к спорным правоотношениям правил статьи 36 Земельного кодекса департамент документально не подтвердил.
Иные доводы заявителя рассматривались апелляционным судом и получили верную правовую оценку.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций о применении норм материального права соответствуют обстоятельствам, установленным на основании полного и всестороннего исследования представленных в дело доказательств.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
При таких обстоятельствах основания для изменения или отмены обжалуемых судебных актов по доводам жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа

постановил:

решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.10.2012 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.12.2012 по делу N А32-45555/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий
А.И.МЕЩЕРИН

Судьи
Н.С.МАЗУРОВА
И.П.НАЗАРЕНКО















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)