Судебные решения, арбитраж

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ШЕСТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 22.03.2013 N 06АП-65/2013 ПО ДЕЛУ N А73-12456/2012

Разделы:
ТСЖ (товарищество собственников жилья)

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ШЕСТОЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 марта 2013 г. N 06АП-65/2013


Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 марта 2013 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Швец Е.А.
судей Гричановской Е.В., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кофтелевой В.А.
при участии в заседании:
- от товарищества собственников жилья "Пан": Норка М.А., представитель по доверенности от 01.01.2013;
- от Отдела государственного пожарного надзора по Индустриальному району г. Хабаровска: Межуев А.В., представитель по доверенности от 26.12.2012 N 14208;
- рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу товарищества собственников жилья "Пан"
на решение от 13.12.2012
по делу N А73-12456/2012
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Зверевой А.В.
по заявлению Товарищества собственников жилья "Пан"
к Отделу государственного пожарного надзора по Индустриальному району г. Хабаровска
о признании незаконным и отмене постановления от 11.09.2012 N 204/02 о назначении административного наказания
установил:

Товарищество собственников жилья "Пан" (далее - ТСЖ "Пан", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления заместителя Отдела надзорной деятельности по Индустриальному району г. Хабаровска (далее - административный орган, ОНД по Индустриальному району г. Хабаровска) от 11.09.2012 N 204/02, о назначении административного наказания, которым товарищество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частями 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда первой инстанции от 13.12.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано, поскольку факт административного правонарушения и вина ТСЖ "Пан" в его совершении признаны судом доказанными.
Не согласившись с решением суда, товарищество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Представитель товарищества в судебном заседании поддержал доводы, указанные в апелляционной жалобе.
Представитель административного органа в судебном заседании отклонил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей, лиц участвующих в деле, Шестой арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Должностным лицом ОНД по Индустриальному району г. Хабаровска на основании распоряжения от 03.07.2012 N 291 с 07.08.2012 по 29.08.2012 проведена проверка деятельности ТСЖ "Пан", в ходе которой в жилом многоквартирном доме по адресу: г. Хабаровск ул. Панфиловцев, 36 установлены факты нарушения Правил пожарной безопасности, а именно:
- - в техническом подвальном этаже допускается хранение горючих материалов (ящиков, дверных полотен, одежды, мебели);
- - в электрощитовой допускается хранение досок;
- - работники ТСЖ не прошли обучение мерам пожарной безопасности и противопожарный инструктаж;
- - не разработана специальная программа обучения мерам пожарной безопасности работников ТСЖ;
- - заделаны оконные проемы технического подвального этажа, вследствие чего отсутствует система дымоудаления из подвального этажа;
- - в подъездах на лестничных площадках дополнительно установлены металлические двери, закрывающиеся на замки, что ухудшает эвакуацию людей;
- - в подъездах на лестничных площадках устроены кладовые, допускается хранение мебели, вещей;
- - помещение офиса ТСЖ не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией.
Факты нарушений зафиксированы в Акте проверки от 29.08.2012 N 291 от 29.08.2012.
30.08.2012 государственным инспектором Индустриального района г. Хабаровска по пожарному надзору Межуевым А.В. в присутствии законного представителя Товарищества - председателя правления Бугаенко Е.А. составлен протокол N 204/02 об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ. и протокол N 205/02 об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
11.09.2012 главным государственным инспектором Индустриального района г. Хабаровска по пожарному надзору Богословским в присутствии законного представителя Товарищества - председателя правления Бугаенко Е.А. по результатам рассмотрения дел об административных правонарушениях, вынесено постановление N 204/02, которым ТСЖ "Пан" привлечено к административной ответственности по части 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150.000 руб., с применением статьи 4.4 КоАП РФ.
Не согласившись с вышеуказанным постановлением, общество обжаловало его в суд, который отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу части 4 статьи 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно Федеральному закону от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства, направленной на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, а также государственного, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров.
На основании статьи 37 Закона N 69-ФЗ руководители организации, в том числе, обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент), к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Частью 1 статьи 6 Технического регламента установлено, что пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий, включая, следующие: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом (подпункт 1); в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности (подпункт 2).
Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила).
В силу пункта 2 Правил, в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), в пользовании которой на праве собственности или на ином законном основании находятся объекты (далее - руководитель организации), утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения.
Пунктом 3 Правил установлено, что лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 51 Приказа МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 "Об утверждении Норм пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", специальные программы разрабатываются и утверждаются администрациями (собственниками) организаций.
Пунктом 4 Правил установлено, что руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте.
Согласно подпункту "б" пункта 23 Правил, на объектах запрещается использовать чердаки, технические этажи, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов.
На объектах запрещается производить изменение объемно-планировочных решений и размещение инженерных коммуникаций и оборудования, в результате которых ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим системам обеспечения пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией) (подпункт "е" пункта 23 Правил).
На объектах запрещается устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы (подпункт "к" пункта 23 Правил).
Запрещается размещать (складировать) в электрощитовых (у электрощитов), у электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы (подпункт "ж" пункта 23 Правил).
При эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается, в силу подпункта "а" пункта 36 Правил, устраивать пороги на путях эвакуации (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей; в силу подпункта "б" данного пункта, запрещается загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов.
Материалами дела подтверждается, что в ходе проверки выявлены следующие нарушения: в техническом подвальном этаже допускается хранение горючих материалов (ящиков, дверных полотен, одежды, мебели); в электрощитовой допускается хранение досок; работники ТСЖ не прошли обучение мерам пожарной безопасности и противопожарный инструктаж; не разработана специальная программа обучения мерам пожарной безопасности работников ТСЖ, что послужило основанием для составления протокола и привлечения к ответственности по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Кроме того, в ходе проверки выявлены следующие нарушения: заделаны оконные проемы технического подвального этажа, вследствие чего отсутствует система дымоудаления из подвального этажа; в подъездах на лестничных площадках дополнительно установлены металлические двери, закрывающиеся на замки, что ухудшает эвакуацию людей; в подъездах на лестничных площадках устроены кладовые, допускается хранение мебели, вещей; помещение офиса ТСЖ не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией, что послужило основанием для составления протокола и привлечения к ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Таким образом, административный орган обосновано пришел к выводу о наличии в бездействии Товарищества признаков административных правонарушений, установленных частями 1 и 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Довод заявителя об отсутствии доказательств наличия ряда из вышеуказанных нарушений отклоняется как необоснованный, поскольку результаты проверки, надлежащим образом, в соответствии с со статьей 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", оформлены актом проверки от 29.08.2012 N 291, составленном при участии законного представителя ТСЖ "Пан" - председателя правления Бугаенко Е.А.
Таким образом, указанный акт является надлежащим доказательством по делу об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина товарищества выражается в непринятии всех зависящих от него мер по соблюдению установленных действующим законодательством Российской Федерации правил пожарной безопасности, при этом доказательств, подтверждающих отсутствие у товарищества, в силу объективных причин, возможности для соблюдения требований пожарной безопасности, материалы дела не содержат.
Нарушений порядка, сроков привлечения к ответственности судом не установлено. Обстоятельств отягчающих ответственность судом не установлено. Устранение ряда нарушений суд относит к смягчающим обстоятельствам.
Довод ТСЖ Пан о нарушении процедуры привлечения к ответственности уже был предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно им отклонен, поскольку постановление о привлечении к ответственности содержит указание на рассмотрение материалов дела в присутствии законного представителя Товарищества, в ходе рассмотрения дела приняты документы, указывающие на наличие смягчающих обстоятельств. Сведений о том, что председатель правления не была допущена к рассмотрению дела об административном правонарушении, в материалах дела не имеется. Небольшой период времени рассмотрения дела не свидетельствует о вышеуказанном обстоятельстве.
Доказательств наличия заинтересованности должностных лиц в результатах рассмотрения материалов дела об административных правонарушениях суду не представлены, заявленные относительно указанного доводы основаны на предположении.
Размер наказания обоснованно применен в соответствии с минимальной санкций части 4 статьи 20.4 КоАП РФ с учетом положения статьи 4.4. КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания данного постановления незаконным.
Принимая во внимание положения норм материального и процессуального права, а также, учитывая конкретные обстоятельства по делу, арбитражный апелляционной суд считает, что доводы заявителя апелляционной жалобы, не содержат фактов, которые бы повлияли на обоснованность и законность решения суда, либо опровергли выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь статьями 211, 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
постановил:

решение Арбитражного суда Хабаровского края от 13.12.2012 по делу N А73-12456/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий
Е.А.ШВЕЦ
Судьи
Е.В.ГРИЧАНОВСКАЯ
Е.Г.ХАРЬКОВСКАЯ















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)