Судебные решения, арбитраж
Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Рылова Д.Н., Ячменева Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королева Д.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ленское предприятие жилищного хозяйства" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 ноября 2012 года по делу N А58-4392/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ленское предприятие жилищного хозяйства" (ОГРН 1051400603858, ИНН 1414011834) к Государственной жилищной инспекции Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401064464, ИНН 1435109968) о признании незаконным предписания N 01 от 28.06.2012,
(суд первой инстанции: судья Столбов В.В.),
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ленское предприятие жилищного хозяйства" (далее - ООО "Ленское предприятие жилищного хозяйства", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Государственной жилищной инспекции Республики Саха (Якутия) (далее - инспекция) о признании незаконным предписания N 01 от 28.06.2012 по результатам проведения внеплановой документарной проверки.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 ноября 2012 года в заявленном требовании отказано полностью. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предписание N 01 от 28.06.2012 выдано государственным органом надлежащему лицу в пределах предоставленных ему полномочий.
Не согласившись с указанным решением, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконное и необоснованное. По мнению общества инспекция, выдав предписание управляющей организации при непосредственном управлении многоквартирным домом, об устранении выявленных нарушений, нарушило Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), превысив свои полномочия, в связи с чем, предписание Государственной жилищной инспекции Республики Саха (Якутия) N 01 от 28.06.2012 незаконно и подлежит полной отмене.
Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее - Управление) представило отзыв на апелляционную жалобу и документы свидетельствующие о реорганизации в форме присоединения к нему Государственной жилищной инспекции Республики Саха (Якутия) и переименовании в Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия).
Определением Четвертого арбитражного суда от 23 января 2013 года произведена замена Государственной жилищной инспекции Республики Саха (Якутия) на ее правопреемника Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия)".
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В связи с длительным отсутствием судья Желтоухова Е.В. распоряжением председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений Четвертого арбитражного апелляционного суда был заменен на судью Рылова Д.Н. в составе судей, рассматривающих дело, рассмотрение дела в соответствии с частью 5 статьи 18 АПК РФ начато сначала.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Ленское предприятие жилищного хозяйства" зарегистрировано в качестве юридического лица и внесено в единый государственный реестр юридических лиц N 1051400603858 (том 1, л.д. 71-76).
Государственным органом проведена внеплановая (документарная) выездная проверка в отношении заявителя, по результатам которой составлен акт N 334 от 28.06.12 (том 1, л.д. 21-25).
Проверкой установлены нарушения заявителем обязательных требований: статей 155, 156, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 5, 8, 9, 13, 14 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.10 N 731.
28 июня 2012 года инспекцией ООО "Ленское предприятие жилищного хозяйства" выдано предписание N 61 по результатам проведения внеплановой документарной проверки, которым обязал заявителя:
- - в срок до 06.07.2012 в последующий период предложения о повышении размера платы вносить на рассмотрение общего собрания собственников помещений. Произвести перерасчет собственникам с октября 2009 года;
- - в срок до 01.07.2012 информировать собственников о повышении платы за 30 дней до выставления платежного документа (пункт 1);
- - в срок до 01.08.2012 внести на общее собрание собственников по изменению договора управления с указанием существенных условий договора, предусмотренных статей 162 ЖК РФ, заключить договоры управления со всеми собственниками жилых помещений (пункт 2);
- - в срок до 06.07.12 произвести перерасчет нанимателям с 01.10.2009 (пункт 3);
- - в срок до 01.08.2012 разместить недостающую информацию на сайте управляющей организации, опубликовать в официальных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления (пункт 4).
ООО "Ленское предприятие жилищного хозяйства" считая оспариваемое предписание незаконным обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086 "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" установлено, что государственная жилищная инспекция в Российской Федерации состоит из Главной государственной жилищной инспекции и государственных инспекций субъектов Российской Федерации. Также данным Постановлением утверждено Положение о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации.
Согласно пункту 1 указанного Положения Главной задачей государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности.
Система органов государственной жилищной инспекции состоит из Главной государственной жилищной инспекции и ее органов в субъектах Российской Федерации (пункт 2).
Государственная жилищная инспекция осуществляет контрольные функции в формах и способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, с учетом закрепленного в Конституции Российской Федерации права местного самоуправления обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (пункт 3).
Органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль:
- за использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий;
- за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами;
- за обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг;
- за санитарным состоянием помещений жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в части, согласованной с соответствующими службами санитарно-эпидемиологического контроля;
- за осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме к сезонной эксплуатации;
- за рациональным использованием в жилищном фонде, общем имуществе собственников помещений в многоквартирном доме топливно-энергетических ресурсов и воды;
- за соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение и т.д.);
- за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями;
- за соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые;
- за наличием и соблюдением условий договоров между собственниками государственных или муниципальных объектов жилищно-коммунального хозяйства, производителями услуг и потребителями;
- за проведением конкурсов на обслуживание и капитальный ремонт домов государственного и муниципального жилищных фондов;
- за выполнением жилищно-коммунальных услуг по заявкам населения;
- за наличием в жилых домах приборов регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов (пункт 5).
Органы государственной жилищной инспекции имеют право в том числе проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными данным Положением; давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений (пункт 6).
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 08.10.99 N 535 утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции Республики Саха (Якутия).
В соответствии с пунктом 1.1 данного Положения Государственная жилищная инспекция Республики Саха (Якутия) является органом государственного контроля. Главной задачей Государственной жилищной инспекции Республики Саха (Якутия) является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных и республиканских стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от их принадлежности и форм собственности.
Инспекция Республики Саха (Якутия) осуществляет контрольные функции в формах и способах, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), с учетом закрепленного в Конституции Российской Федерации права местного самоуправления обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (пункт 1.3).
2.1. Основными задачами Инспекции являются:
- 2.1.1. Обеспечение выполнения требований жилищного законодательства всеми участниками жилищных отношений (гражданами, собственниками жилищного фонда независимо от форм собственности, управляющими организациями, подрядными организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги;
- 2.1.2. Защита прав потребителей на получение жилищно-коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных и республиканских стандартов качества и нормативов потребления;
- 2.1.3. Выявление и предупреждение нарушений при использовании и содержании жилищного фонда, принятие необходимых мер по выявленным нарушениям.
2.2. В соответствии с основными задачами Инспекция осуществляет контроль за:
- 2.2.1. Использованием и сохранностью жилищного фонда и придомовых территорий;
- 2.2.2. Техническим состоянием жилищного фонда и его инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами, кроме внутридомового газового оборудования и иных инженерных сетей, обслуживание которых требует соответствующей лицензии и (или) специального допуска;
- 2.2.5. Осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации;
- 2.2.6. Рациональным использованием в жилищном фонде топливно-энергетических ресурсов и воды;
- 2.2.7. Соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение, канализация и др.);
- 2.2.8. Соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями;
- 2.2.9. Техническим состоянием мест общего пользования: лестничных клеток, подъездов, подвалов, лифтов и придомовых территорий;
- 2.2.10. Соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые;
- 2.2.14. Наличием в жилых домах приборов регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов;
- 2.2.16. Исполнением требований, содержащихся в выданных предписаниях;
- 3.1. Инспекция Республики Саха (Якутия) имеет право:
3.1.3. Давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилого (нежилого) фонда, придомовых территорий а также организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, об устранении выявленных нарушений.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.04.2012 N 162 утвержден Порядок осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Согласно пункту 1 настоящий Порядок определяет процедуру осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) (пункт 2).
Контроль осуществляется в отношении:
- а) факта раскрытия информации;
- б) источника опубликования информации;
- в) сроков и периодичности раскрытия информации;
- г) полноты раскрытия информации;
- д) достоверности раскрытой информации;
- е) порядка раскрытия информации по письменным запросам и запросам в электронном виде, в том числе регистрации письменных запросов, своевременности и полноты рассмотрения письменных вопросов и запросов в электронном виде, а также уведомления о результатах их рассмотрения (пункт 3).
В случае выявления допущенных управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом и иным специализированным потребительским кооперативом нарушений стандарта раскрытия информации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации выдает управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков устранения (подпункт "а" пункта 5).
- Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами;
- В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
По смыслу названной нормы бремя содержания имущества может быть возложено на лиц, не являющихся собственниками этого имущества.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Пунктом 2 статьи 162 Кодекса установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В пункте 3 указанной статьи закреплено, что в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: 1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; 2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; 3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; 4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что между заявителем и администрацией города Ленска, являющейся собственником помещений муниципального жилищного фонда, заключен договор передачи муниципального жилищного фонда в управление управляющей компании или ТСЖ от 01.01.2010 N 15/10.
23.06.2010 между Администрацией и заявителем подписан протокол разногласий к договору передачи муниципального жилищного фонда в управление управляющей компании или ТСЖ от 01.01.2010.
Пунктом 1.1 договора от 01.01.2010 N 15/10 установлено, что Администрация передает заявителю документацию на помещения муниципального жилищного фонда для осуществления функций по управлению жилым фондом.
Согласно пункту 1.2 данного договора заявитель по заданию Администрации обязуется осуществлять, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту переданного в управление жилого фонда и предоставлять коммунальные услуги лицам, использующим муниципальный жилищный фонд на законных основаниях.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обязанности Администрации по содержанию помещений муниципального жилищного фонда по договору переданы заявителю, следовательно, он и является лицом, ответственным за содержание и ремонт помещений муниципального жилищного фонда.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, обществом, как управляющей организацией, нарушены требования статей 155, 156, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 5, 8, 9, 13, 14 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.10 N 731.
Следовательно, установив при проведении проверки указанные нарушения инспекция в силу приведенных норм права в соответствии с установленными полномочиями выдала обществу оспариваемое предписание о размещении в срок до 01.08.2012 недостающей информации на сайте управляющей организации, опубликовании в официальных средствах массовой информации, в которых публикуются актов органов местного самоуправления.
Предписание в данной части является законным и не может нарушать права и законные интересы общества.
Выводы суда первой инстанции об отказе обществу в удовлетворении требований в данной части являются правильными.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в данной части, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта в указанной части. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы в этой части, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Вместе с тем, исходя из приведенных норм Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086, и Положения о Государственной жилищной инспекции Республики Саха (Якутия), утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 08.10.99 N 535, не следует, что Государственная жилищная инспекция Республики Саха (Якутия) обладала полномочиями по осуществлению контроля за порядком установления обществом платы за содержания и ремонт жилого помещения (пункт 1 оспариваемого предписания), за соблюдением правил заключения договора управления многоквартирным домом (пункт 2 оспариваемого предписания), за порядком начисления платы за содержание и ремонт жилого помещения нанимателям по договору найма муниципального жилищного фонда (пункт 3 оспариваемого предписания).
В силу чего у инспекции отсутствовали полномочия и правовые основания для выдачи предписания об устранении нарушений в указанных сферах.
С учетом указанного оспариваемое предписание в части пунктов 1, 2 и 3 является незаконным, а выводы суда первой инстанции в данной части ошибочными.
Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Саха (Якутия) от 28.06.12 N 01 в части пунктов 1, 2 и 3 подлежит отмене с принятием по делу в данной части нового судебного акта о признании недействительным данного предписания в указанной части.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 ноября 2012 года по делу N А58-4392/2012 об отказе в удовлетворении требований о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401064464, ИНН 1435109968) от 28.06.12 N 01 в части пунктов 1, 2 и 3 отменить, принять по делу в данной части новый судебный акт.
Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Республики Саха (Якутия) от 28.06.2012 N 1 в части пунктов 1, 2 и 3, как не соответствующее в данной части Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Положению о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086 и Положению о Государственной жилищной инспекции Республики Саха (Якутия), утвержденному Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 08.10.1999 N 535.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 ноября 2012 года по делу N А58-4392/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401065916, ИНН 1435067108) устранить нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Ленское предприятие жилищного хозяйства" (ОГРН 1051400603858, ИНН 1414011834).
Взыскать с Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401065916, ИНН 1435067108), находящегося по адресу: 677018, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Аммосова, 8, 427, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ленское предприятие жилищного хозяйства" (ОГРН 1051400603858, ИНН 1414011834) расходы по уплате государственной пошлины в размере 5 000 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ленское предприятие жилищного хозяйства" (ОГРН 1051400603858, ИНН 1414011834) государственную пошлину в размере 2 000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 1070 от 12.11.2012 при подаче апелляционной жалобы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья
В.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 14.03.2013 ПО ДЕЛУ N А58-4392/2012
Разделы:Общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 марта 2013 г. по делу N А58-4392/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Рылова Д.Н., Ячменева Г.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королева Д.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ленское предприятие жилищного хозяйства" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 ноября 2012 года по делу N А58-4392/2012 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ленское предприятие жилищного хозяйства" (ОГРН 1051400603858, ИНН 1414011834) к Государственной жилищной инспекции Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401064464, ИНН 1435109968) о признании незаконным предписания N 01 от 28.06.2012,
(суд первой инстанции: судья Столбов В.В.),
в отсутствие в судебном заседании лиц, участвующих в деле,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ленское предприятие жилищного хозяйства" (далее - ООО "Ленское предприятие жилищного хозяйства", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Государственной жилищной инспекции Республики Саха (Якутия) (далее - инспекция) о признании незаконным предписания N 01 от 28.06.2012 по результатам проведения внеплановой документарной проверки.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 ноября 2012 года в заявленном требовании отказано полностью. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что предписание N 01 от 28.06.2012 выдано государственным органом надлежащему лицу в пределах предоставленных ему полномочий.
Не согласившись с указанным решением, Общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконное и необоснованное. По мнению общества инспекция, выдав предписание управляющей организации при непосредственном управлении многоквартирным домом, об устранении выявленных нарушений, нарушило Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ), превысив свои полномочия, в связи с чем, предписание Государственной жилищной инспекции Республики Саха (Якутия) N 01 от 28.06.2012 незаконно и подлежит полной отмене.
Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (далее - Управление) представило отзыв на апелляционную жалобу и документы свидетельствующие о реорганизации в форме присоединения к нему Государственной жилищной инспекции Республики Саха (Якутия) и переименовании в Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия).
Определением Четвертого арбитражного суда от 23 января 2013 года произведена замена Государственной жилищной инспекции Республики Саха (Якутия) на ее правопреемника Управление государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия)".
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В связи с длительным отсутствием судья Желтоухова Е.В. распоряжением председателя судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений Четвертого арбитражного апелляционного суда был заменен на судью Рылова Д.Н. в составе судей, рассматривающих дело, рассмотрение дела в соответствии с частью 5 статьи 18 АПК РФ начато сначала.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Ленское предприятие жилищного хозяйства" зарегистрировано в качестве юридического лица и внесено в единый государственный реестр юридических лиц N 1051400603858 (том 1, л.д. 71-76).
Государственным органом проведена внеплановая (документарная) выездная проверка в отношении заявителя, по результатам которой составлен акт N 334 от 28.06.12 (том 1, л.д. 21-25).
Проверкой установлены нарушения заявителем обязательных требований: статей 155, 156, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 5, 8, 9, 13, 14 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.09.10 N 731.
28 июня 2012 года инспекцией ООО "Ленское предприятие жилищного хозяйства" выдано предписание N 61 по результатам проведения внеплановой документарной проверки, которым обязал заявителя:
- - в срок до 06.07.2012 в последующий период предложения о повышении размера платы вносить на рассмотрение общего собрания собственников помещений. Произвести перерасчет собственникам с октября 2009 года;
- - в срок до 01.07.2012 информировать собственников о повышении платы за 30 дней до выставления платежного документа (пункт 1);
- - в срок до 01.08.2012 внести на общее собрание собственников по изменению договора управления с указанием существенных условий договора, предусмотренных статей 162 ЖК РФ, заключить договоры управления со всеми собственниками жилых помещений (пункт 2);
- - в срок до 06.07.12 произвести перерасчет нанимателям с 01.10.2009 (пункт 3);
- - в срок до 01.08.2012 разместить недостающую информацию на сайте управляющей организации, опубликовать в официальных средствах массовой информации, в которых публикуются акты органов местного самоуправления (пункт 4).
ООО "Ленское предприятие жилищного хозяйства" считая оспариваемое предписание незаконным обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086 "О государственной жилищной инспекции в Российской Федерации" установлено, что государственная жилищная инспекция в Российской Федерации состоит из Главной государственной жилищной инспекции и государственных инспекций субъектов Российской Федерации. Также данным Постановлением утверждено Положение о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации.
Согласно пункту 1 указанного Положения Главной задачей государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности.
Система органов государственной жилищной инспекции состоит из Главной государственной жилищной инспекции и ее органов в субъектах Российской Федерации (пункт 2).
Государственная жилищная инспекция осуществляет контрольные функции в формах и способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации, с учетом закрепленного в Конституции Российской Федерации права местного самоуправления обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (пункт 3).
Органы государственной жилищной инспекции осуществляют контроль:
- за использованием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий;
- за техническим состоянием жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и их инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по их содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами;
- за обоснованностью устанавливаемых нормативов потребления жилищно-коммунальных услуг;
- за санитарным состоянием помещений жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме в части, согласованной с соответствующими службами санитарно-эпидемиологического контроля;
- за осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме к сезонной эксплуатации;
- за рациональным использованием в жилищном фонде, общем имуществе собственников помещений в многоквартирном доме топливно-энергетических ресурсов и воды;
- за соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение и т.д.);
- за соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями;
- за соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые;
- за наличием и соблюдением условий договоров между собственниками государственных или муниципальных объектов жилищно-коммунального хозяйства, производителями услуг и потребителями;
- за проведением конкурсов на обслуживание и капитальный ремонт домов государственного и муниципального жилищных фондов;
- за выполнением жилищно-коммунальных услуг по заявкам населения;
- за наличием в жилых домах приборов регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов (пункт 5).
Органы государственной жилищной инспекции имеют право в том числе проводить инспекционные обследования и проверки подконтрольных объектов в соответствии с задачами и функциями, определенными данным Положением; давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений (пункт 6).
Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 08.10.99 N 535 утверждено Положение о Государственной жилищной инспекции Республики Саха (Якутия).
В соответствии с пунктом 1.1 данного Положения Государственная жилищная инспекция Республики Саха (Якутия) является органом государственного контроля. Главной задачей Государственной жилищной инспекции Республики Саха (Якутия) является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных и республиканских стандартов качества, использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от их принадлежности и форм собственности.
Инспекция Республики Саха (Якутия) осуществляет контрольные функции в формах и способах, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), с учетом закрепленного в Конституции Российской Федерации права местного самоуправления обеспечивать самостоятельное решение населением вопросов местного значения, а также вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (пункт 1.3).
2.1. Основными задачами Инспекции являются:
- 2.1.1. Обеспечение выполнения требований жилищного законодательства всеми участниками жилищных отношений (гражданами, собственниками жилищного фонда независимо от форм собственности, управляющими организациями, подрядными организациями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги;
- 2.1.2. Защита прав потребителей на получение жилищно-коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных и республиканских стандартов качества и нормативов потребления;
- 2.1.3. Выявление и предупреждение нарушений при использовании и содержании жилищного фонда, принятие необходимых мер по выявленным нарушениям.
2.2. В соответствии с основными задачами Инспекция осуществляет контроль за:
- 2.2.1. Использованием и сохранностью жилищного фонда и придомовых территорий;
- 2.2.2. Техническим состоянием жилищного фонда и его инженерного оборудования, своевременным выполнением работ по содержанию и ремонту в соответствии с действующими нормативно-техническими и проектными документами, кроме внутридомового газового оборудования и иных инженерных сетей, обслуживание которых требует соответствующей лицензии и (или) специального допуска;
- 2.2.5. Осуществлением мероприятий по подготовке жилищного фонда к сезонной эксплуатации;
- 2.2.6. Рациональным использованием в жилищном фонде топливно-энергетических ресурсов и воды;
- 2.2.7. Соблюдением нормативного уровня и режима обеспечения населения коммунальными услугами (отопление, электро-, водо-, газоснабжение, канализация и др.);
- 2.2.8. Соблюдением правил пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями;
- 2.2.9. Техническим состоянием мест общего пользования: лестничных клеток, подъездов, подвалов, лифтов и придомовых территорий;
- 2.2.10. Соблюдением порядка и правил признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также перевода их в нежилые;
- 2.2.14. Наличием в жилых домах приборов регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов;
- 2.2.16. Исполнением требований, содержащихся в выданных предписаниях;
- 3.1. Инспекция Республики Саха (Якутия) имеет право:
3.1.3. Давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилого (нежилого) фонда, придомовых территорий а также организациям, оказывающим жилищно-коммунальные услуги, об устранении выявленных нарушений.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 09.04.2012 N 162 утвержден Порядок осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Согласно пункту 1 настоящий Порядок определяет процедуру осуществления уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации контроля за соблюдением стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами.
Контроль за соблюдением стандарта раскрытия информации управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - орган государственного жилищного надзора) (пункт 2).
Контроль осуществляется в отношении:
- а) факта раскрытия информации;
- б) источника опубликования информации;
- в) сроков и периодичности раскрытия информации;
- г) полноты раскрытия информации;
- д) достоверности раскрытой информации;
- е) порядка раскрытия информации по письменным запросам и запросам в электронном виде, в том числе регистрации письменных запросов, своевременности и полноты рассмотрения письменных вопросов и запросов в электронном виде, а также уведомления о результатах их рассмотрения (пункт 3).
В случае выявления допущенных управляющей организацией, товариществом собственников жилья, жилищным кооперативом и иным специализированным потребительским кооперативом нарушений стандарта раскрытия информации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации выдает управляющей организации, товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу или иному специализированному потребительскому кооперативу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием сроков устранения (подпункт "а" пункта 5).
- Пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами;
- В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
По смыслу названной нормы бремя содержания имущества может быть возложено на лиц, не являющихся собственниками этого имущества.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.
Пунктом 2 статьи 162 Кодекса установлено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В пункте 3 указанной статьи закреплено, что в договоре управления многоквартирным домом должны быть указаны: 1) состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, и адрес такого дома; 2) перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, порядок изменения такого перечня, а также перечень коммунальных услуг, которые предоставляет управляющая организация; 3) порядок определения цены договора, размера платы за содержание и ремонт жилого помещения и размера платы за коммунальные услуги, а также порядок внесения такой платы; 4) порядок осуществления контроля за выполнением управляющей организацией ее обязательств по договору управления.
Подтверждается материалами дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что между заявителем и администрацией города Ленска, являющейся собственником помещений муниципального жилищного фонда, заключен договор передачи муниципального жилищного фонда в управление управляющей компании или ТСЖ от 01.01.2010 N 15/10.
23.06.2010 между Администрацией и заявителем подписан протокол разногласий к договору передачи муниципального жилищного фонда в управление управляющей компании или ТСЖ от 01.01.2010.
Пунктом 1.1 договора от 01.01.2010 N 15/10 установлено, что Администрация передает заявителю документацию на помещения муниципального жилищного фонда для осуществления функций по управлению жилым фондом.
Согласно пункту 1.2 данного договора заявитель по заданию Администрации обязуется осуществлять, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту переданного в управление жилого фонда и предоставлять коммунальные услуги лицам, использующим муниципальный жилищный фонд на законных основаниях.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что обязанности Администрации по содержанию помещений муниципального жилищного фонда по договору переданы заявителю, следовательно, он и является лицом, ответственным за содержание и ремонт помещений муниципального жилищного фонда.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, обществом, как управляющей организацией, нарушены требования статей 155, 156, 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 5, 8, 9, 13, 14 Стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.10 N 731.
Следовательно, установив при проведении проверки указанные нарушения инспекция в силу приведенных норм права в соответствии с установленными полномочиями выдала обществу оспариваемое предписание о размещении в срок до 01.08.2012 недостающей информации на сайте управляющей организации, опубликовании в официальных средствах массовой информации, в которых публикуются актов органов местного самоуправления.
Предписание в данной части является законным и не может нарушать права и законные интересы общества.
Выводы суда первой инстанции об отказе обществу в удовлетворении требований в данной части являются правильными.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в данной части, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта в указанной части. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы в этой части, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Вместе с тем, исходя из приведенных норм Положения о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086, и Положения о Государственной жилищной инспекции Республики Саха (Якутия), утвержденного Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 08.10.99 N 535, не следует, что Государственная жилищная инспекция Республики Саха (Якутия) обладала полномочиями по осуществлению контроля за порядком установления обществом платы за содержания и ремонт жилого помещения (пункт 1 оспариваемого предписания), за соблюдением правил заключения договора управления многоквартирным домом (пункт 2 оспариваемого предписания), за порядком начисления платы за содержание и ремонт жилого помещения нанимателям по договору найма муниципального жилищного фонда (пункт 3 оспариваемого предписания).
В силу чего у инспекции отсутствовали полномочия и правовые основания для выдачи предписания об устранении нарушений в указанных сферах.
С учетом указанного оспариваемое предписание в части пунктов 1, 2 и 3 является незаконным, а выводы суда первой инстанции в данной части ошибочными.
Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Саха (Якутия) от 28.06.12 N 01 в части пунктов 1, 2 и 3 подлежит отмене с принятием по делу в данной части нового судебного акта о признании недействительным данного предписания в указанной части.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 ноября 2012 года по делу N А58-4392/2012 об отказе в удовлетворении требований о признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401064464, ИНН 1435109968) от 28.06.12 N 01 в части пунктов 1, 2 и 3 отменить, принять по делу в данной части новый судебный акт.
Признать недействительным предписание Государственной жилищной инспекции Республики Саха (Якутия) от 28.06.2012 N 1 в части пунктов 1, 2 и 3, как не соответствующее в данной части Федеральному закону от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Положению о государственной жилищной инспекции в Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.09.1994 N 1086 и Положению о Государственной жилищной инспекции Республики Саха (Якутия), утвержденному Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 08.10.1999 N 535.
В остальной части решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 06 ноября 2012 года по делу N А58-4392/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Управлению государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401065916, ИНН 1435067108) устранить нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Ленское предприятие жилищного хозяйства" (ОГРН 1051400603858, ИНН 1414011834).
Взыскать с Управления государственного строительного и жилищного надзора Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401065916, ИНН 1435067108), находящегося по адресу: 677018, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Аммосова, 8, 427, в пользу общества с ограниченной ответственностью "Ленское предприятие жилищного хозяйства" (ОГРН 1051400603858, ИНН 1414011834) расходы по уплате государственной пошлины в размере 5 000 рублей.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Ленское предприятие жилищного хозяйства" (ОГРН 1051400603858, ИНН 1414011834) государственную пошлину в размере 2 000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению N 1070 от 12.11.2012 при подаче апелляционной жалобы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья
В.А.СИДОРЕНКО
Судьи
Д.Н.РЫЛОВ
Г.Г.ЯЧМЕНЕВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)