Судебные решения, арбитраж
Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ошировой Л.В., судей Клепиковой М.А., Стрелкова А.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коробейниковой О.О., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 мая 2012 года по делу N А58-880/2012 по иску открытого акционерного общества Акционерная компания "Якутскэнерго" (ОГРН 1021401047260, ИНН 1435028701, адрес: 677000, г. Якутск, ул. Ф. Попова, 14/2) к Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907, адрес: 677000, г. Якутск, пр. Ленина, 15) о взыскании 519 747 руб. 25 коп.,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципального казенного учреждения "Департамент жилищных отношений" городского округа "город Якутск" (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907, адрес: 677005, г. Якутск, ул. Стадухина, 83/2), муниципального унитарного предприятия Управляющей компании "Комфорт" (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907, адрес: г. Якутск, ул. Ярославского, 11),
(суд первой инстанции: Шамаева Т.С.)
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и
установил:
Открытое акционерное общество Акционерная компания "Якутскэнерго" (ОГРН 1021401047260, ИНН 1435028701, адрес: 677000, г. Якутск, ул. Ф. Попова, 14/2) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907, адрес: 677000, г. Якутск, пр. Ленина, 15) о взыскании 1 416 147,76 руб. задолженности за тепловую энергию по муниципальному контракту на энергоснабжение от 01.04.2009 N 10995 за период с 01.08.2011 по 31.12.2011.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение Департамент жилищных отношений" городского округа "город Якутск" (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907, адрес: 677005, г. Якутск, ул. Стадухина, 83/2), муниципальное унитарное предприятие Управляющая компания "Комфорт" (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907, адрес: г. Якутск, ул. Ярославского, 11).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 мая 2012 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на следующие обстоятельства: истцом не представлено доказательств, подтверждающих право муниципальной собственности ответчика на спорные дома; в спорных домах жилые помещения принадлежат на праве собственности гражданам, которые и обязаны оплачивать потребленную энергию, истцом не доказан факт технологического присоединения жилых домов к тепловым сетям истца. Ответчик указывает, что факт принадлежности имущества определенному лицу, а также факт технологического присоединения сетей, установленный по другому делу, не может иметь преюдициального значения и распространяться на будущий период, поскольку имущество может сменить собственника.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу возразил против доводов жалобы, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьими лицами отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
Исходя из указанных норм права, существа заявленных требований и возражений, суд первой инстанции правильно определил предмет доказывания по настоящему делу: принадлежность спорных жилых помещений ответчику; обстоятельства наличия или отсутствия между истцом и ответчиком договора на отпуск тепловой энергии в спорный период образования задолженности; факт поставки истцом тепловой энергии; потребление тепловой энергией объектами ответчика, объем потребления, стоимость переданной тепловой энергии, правильность применения тарифов.
Как следует из материалов дела, передаточными актами о передаче в муниципальную собственность муниципального образования "Город Якутск" жилых домов по следующим адресам: N 35/153 от 31.07.2003 г., утвержденным распоряжением Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) N 1709 от 31.07.2003 по улице Лермонтова 45/1; N 35/178 от 18.08.2003 г., утвержденным распоряжением Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) N 1796 от 20.08 по улице Кузьмина, 15/1, 18, 18/1, 20, 20/1, 22, 22/1, 23, 23/1, 23/2, 24, 24/1, 24/2, 25, 25/1, 25/2, 26, 26/1, 27/1, 30, 30/1, 32, 32/1, 32/2; N 35/166 от 08.08.2003 г., утвержденным распоряжением Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) N 1753 от 12.08.2003 по улице Кальвица 26, 28, по улице Халтурина, 1/1; N 35/173 от 08.08.2003 г., утвержденным распоряжением Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) N 1753 от 12.08.2003, по улице 50 лет Советской Армии 36, улице Б. Марлинского 34,/1, 36/2, улице Б. Чижика 29/3, 33/1, улице Бабушкина 6/1, улице Беринга 38, 39, 40, улице Кальвица 4 (т. 2, л.д. 71-103) подтверждается передача указанных домов в муниципальную собственность.
Исходя из подпункта 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно пунктам 1 - 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 38 постановления Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" в извещении о проведении конкурса указывается, в том числе, перечень коммунальных услуг, предоставляемых управляющей организацией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из протоколов общего собрания собственников помещений указанных многоквартирных домов следует, что собственниками помещений выбран непосредственный способ управления многоквартирными домами (т. 1, л.д. 143-151, т. 2, л.д. 1-61).
Из материалов дела следует что, между Открытым акционерным обществом Акционерной компанией "Якутскэнерго" (энергоснабжающая организация) и Окружной администрацией города Якутска (муниципальный заказчик) 01.04.2009 заключен муниципальный контракт энергоснабжения N 10995 со сроком действия контракта с 01.04.2009 по 31.12.2009.
По условиям договора энергоснабжающая организация обязалась осуществлять поставку тепловой энергии в горячей воде до границ обслуживания тепловых сетей в дома, указанные в приложении N 3 к контракту, а муниципальный заказчик обязался оплачивать приобретаемую тепловую энергию (пункт 1.1. договора).
Приложением N 1 к контракту сторонами согласованы объемы потребления тепловой энергии на 2009 год, приложением N 2 - температурный график работы тепловых сетей, приложением N 3 - сводный перечень объектов муниципального заказчика, включенный в данный муниципальный контракт, с указанием расчетного количества тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 4 контракта расчет количества потребляемой муниципальным заказчиком тепловой энергии определяется по показаниям приборов учета, установленных на тепловых вводах в дома, перечисленные в приложении N 3 к контракту, а при отсутствии приборов учета муниципальный заказчик относится к 3 группе учета и годовая потребность тепла определяется согласно "Нормированию расхода на отопление и горячее водоснабжение зданий в Якутской АССР". Теплоснабжающая организация в срок до 5 числа месяца, следующего за расчетным, выставляет муниципальному заказчику счет-фактуру на оплату фактического потребления горячей воды по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей. Муниципальный заказчик в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным, оплачивает энергоснабжающей организации стоимость потребления тепловой энергии, в размере 1/12 годового объема потребления тепловой энергии с учетом ранее внесенных платежей. Платежи, поступающие от третьих лиц, засчитываются в счет оплаты за потребленную тепловую энергию по настоящему муниципальному контракту по указанию муниципального заказчика.
Границы обслуживания и эксплуатационной ответственности установлены в пункте 6.1 контракта.
К контракту подписаны ориентировочное годовое потребление при нормативном расходе сетевой воды, температурный график работы теплоносителей, сводная таблица натуральных показателей жилого фонда.
Судом указанный договор обоснованно признан заключенным, так как стороны согласовали все существенные условия договора энергоснабжения.
В соответствии с частью 1 статьи 548 Гражданского кодекса РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора (пункт 2 статьи 540 Гражданского кодекса РФ).
Поскольку в материалы дела не представлено доказательств заявления сторонами о прекращении или изменении муниципального контракта от 01.04.2009 N 10995, заключении нового контракта, суд обоснованно пришел к выводу о том, что действие контракта продлено на тот же срок и на тех же условиях.
Подключение к тепловым сетям истца квартир, находящихся в муниципальном жилищном фонде города Якутска, перечень которых указан в приложении к контракту, подтверждается подписанными актами раздела границ ответственности за эксплуатацию тепловых сетей по жилым домам (т. 1, л.д. 41-142):
от 01.01.2008 по улице Беринга, 38, 39, 40,
от 01.01.2008 по улице Бабушкина, дом 6/1,
от 01.01.2008 по улице 50 лет Советской Армии, дом 36,
от 01.01.2008 по улице Кальвица, дома 4,26, 28,
от 01.01.2008 по улице Б. Чижика, дома 33/1,
от 01.01.2008 по улице Очиченко, дом 20/А,
от 01.01.2008 по улице Орджоникидзе, дом 25/1,
от 01.01.2008 по улице Ойунского, дома 19,
от 01.01.2008 по улице Некрасова, дома 2/2, 4,
от 02.09.2010 по улице Ломоносова, дом 52,
от 01.01.2008 по улице Р. Зорге, дома 3, 1/1, 3/1, 5/2, 5, 7/2, 7/1, 13/1,
от 01.01.2008 по улице Тургенева, дома 8, 8/1,
от 01.04.2008 по улице Шавкунова, дома 78, 74,
от 01.01.2008 по улице Челюскина, дома 6/1, 6/3, 8/2, 8/5, 8/4, 37/4, 37/5, 39/1, 39/2, 41/4, 41/5,
от 22.07.2009 по улице Халтурина, дом 10, а также от 01.01.2008 - дом 1/1,
от 01.01.2008 по улице Б. Марлинского, дома 34/1, 56/1, от 01.04.2009 - дом 36/2а, Кузьмина, дома 15/1, 18, 18/1, 20, 20/1, 22, 22/1, 23, 23/1, 23/2, 24, 24/1, 24/2, 25, 25/1, 25/2, 26, 26/1, 27/1, 30, 30/1, 32, 32/1, 32/2,
от 01.01.2008 по улице Лермонтова, дом 45/1.
В соответствии с частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу части 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Ответчиком не представлено доказательств того, что граждане, проживающие в муниципальных жилых домах, осуществляли в спорный период времени оплату за тепловую энергию непосредственно ресурсоснабжающей организации, в данном случае - истцу.
Согласно пунктам 4.1 - 4.4 контракта расчет количества потребленной муниципальным заказчиком тепловой энергии определяется по показаниям приборов учета, установленных на тепловых вводах в дома, перечисленные в приложении N 3 к контракту. При отсутствии приборов учета муниципальный заказчик относится к 3 группе учета и годовая потребность тепла определяется согласно Нормированию расхода тепла на отопление и горячее водоснабжение зданий в Якутской АССР. Расчетным периодом по контракту является один календарный месяц.
Муниципальный заказчик обязан в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным, оплачивать энергоснабжающей организации стоимость потребления тепловой энергии в размере 1/2 годового потребления тепловой энергии, с учетом ранее внесенных платежей.
Расчет потребленной тепловой энергии в жилые дома, находящиеся в муниципальном жилищном фонде, произведен истцом на основании договорных объемов потребления тепловой энергии по утвержденным тарифам.
В соответствии с п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Согласно п. 8 Правил N 307, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Как установлено пп. "б" п. 19 Правил N 307, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления и горячего водоснабжения в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Размер платы за отопление (руб.) в жилом доме или i-том жилом или нежилом помещении определяется по формуле:
Po.i = Si x Nt x Tt, (1)
Где:
- Si - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- Nt - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);
- Tt, - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
Из материалов дела следует и сторонами не отрицается, что общедомовые приборы учета в спорном жилом фонде отсутствуют.
Нормативы потребления горячей воды населением установлены решением Окружного Совета города Якутска от 28.11.2006 N РОС-46-16 "О нормативах потребления коммунальных услуг населением ГО "Якутск".
Уровень платы граждан за услуги отопления установлением приказом ГКЦ - РЭК Республики Саха (Якутия) от 24.12.2010 N 106 "Об установлении уровня платы граждан за услуги отопления, водоснабжения и водоотведения на 2011 год на территории Республики Саха (Якутия)".
Истцом направлены для оплаты счет-фактура от 18.01.2012 N 10995, для подписания акт выполненных работ от 18.01.2012 N 10995 на 1 466 143,71 руб. за период с 01.08.2011 по 31.12.2011; ответчиком документы получены 19.01.2011, что подтверждается отметкой о получении на указанных документах и сопроводительном письме истца от 19.01.2011 N 290-гр.
В отношении довода апелляционной жалобы ответчика о том, что задолженность, заявленная истцом ко взысканию, должна быть погашена гражданами-нанимателями жилых помещений суд отклоняет в связи со следующим.
Доказательств функционирования организации, которая осуществляет функции исполнителя коммунальных услуг и является обязанным лицом перед лицами, осуществляющими производство и поставку ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в отношении спорных домов в спорный период (в т.ч. третьих лиц и МУ "Служба по учету и использованию жилья", указанного в актах разграничения балансовой принадлежности), равно как и доказательств того, что граждане, проживающие в спорных домах, перечисляют данным организациям стоимость поставленного истцом тепла, не представлено ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания помещения и если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что согласно представленным ответчиком доказательствам квартиры, которые выбыли из муниципальной собственности, истцом исключены из расчета, а в отношении остальных квартир, по которым предъявлены требования ответчик в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что спорные квартиры выбыли из владения ответчика в спорный период либо до начала спорного периода.
Ответчик, ссылаясь на то, что акты разграничения балансовой принадлежности с ее стороны подписаны неуполномоченным лицом, поскольку доверенность директору МУП "УК "Комфорт" Новгородову В.П. выдана позже даты составления актов, не оспорил сам факт подключения тепловых сетей муниципальных жилых домов к тепловым сетям истца, а также не представила иных доказательств, подтверждающих, что энергопринимающие устройства и тепловые сети через которые поступала энергия, принадлежат иному лицу, являющемуся обязанным производить оплату за поставленные ресурсы.
Поэтому указанные доводы ответчика судом не приняты как обоснованные.
Судом также не приняты доводы ответчика в отношении сноса жилого дома N 19 по улице Ойунского, поскольку в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанный довод не подтвержден надлежащими доказательствами.
Ответчик доказательств оплаты долга в материалы дела не представил.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о том, что ответчик как орган, осуществляющий права собственника от имени муниципального образования, обязан оплатить стоимость коммунального ресурса, потребленного населением, проживающим в многоквартирных домах, в отношении которых конкурс по выбору управляющей организации не проведен.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции все обстоятельства дела судом исследованы в полном объеме и установлены правильно.
Выводы суда первой инстанции по настоящему делу согласуются с позицией Президиума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 8714/12 от 30.10.2012 по делу N А58-1592/2011.
Определением суда апелляционной инстанции от 22 августа 2012 года производство по делу было приостановлено до вынесения Президиумом высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А58-1592/2011 постановления, содержащего позицию высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по данной категории дел.
С учетом результатов рассмотрения дела, в силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом расходы по уплате государственной пошлины обоснованно отнесены на ответчика.
Таким образом, выводы суда по настоящему делу обоснованны, основаны на представленных в материалы дела доказательствах, у суда апелляционной инстанции оснований для их переоценки не имеется.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального и процессуального права, следовательно, основания для отмены либо изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 мая 2012 года по делу N А58-880/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Л.В.ОШИРОВА
Судьи
М.А.КЛЕПИКОВА
А.В.СТРЕЛКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО АРБИТРАЖНОГО АПЕЛЛЯЦИОННОГО СУДА ОТ 05.02.2013 ПО ДЕЛУ N А58-880/2012
Разделы:Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ЧЕТВЕРТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 февраля 2013 г. по делу N А58-880/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 30 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 февраля 2013 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ошировой Л.В., судей Клепиковой М.А., Стрелкова А.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Коробейниковой О.О., рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу Окружной администрации города Якутска на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 мая 2012 года по делу N А58-880/2012 по иску открытого акционерного общества Акционерная компания "Якутскэнерго" (ОГРН 1021401047260, ИНН 1435028701, адрес: 677000, г. Якутск, ул. Ф. Попова, 14/2) к Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907, адрес: 677000, г. Якутск, пр. Ленина, 15) о взыскании 519 747 руб. 25 коп.,
при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципального казенного учреждения "Департамент жилищных отношений" городского округа "город Якутск" (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907, адрес: 677005, г. Якутск, ул. Стадухина, 83/2), муниципального унитарного предприятия Управляющей компании "Комфорт" (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907, адрес: г. Якутск, ул. Ярославского, 11),
(суд первой инстанции: Шамаева Т.С.)
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле,
и
установил:
Открытое акционерное общество Акционерная компания "Якутскэнерго" (ОГРН 1021401047260, ИНН 1435028701, адрес: 677000, г. Якутск, ул. Ф. Попова, 14/2) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с иском к Окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907, адрес: 677000, г. Якутск, пр. Ленина, 15) о взыскании 1 416 147,76 руб. задолженности за тепловую энергию по муниципальному контракту на энергоснабжение от 01.04.2009 N 10995 за период с 01.08.2011 по 31.12.2011.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены муниципальное казенное учреждение Департамент жилищных отношений" городского округа "город Якутск" (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907, адрес: 677005, г. Якутск, ул. Стадухина, 83/2), муниципальное унитарное предприятие Управляющая компания "Комфорт" (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907, адрес: г. Якутск, ул. Ярославского, 11).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 мая 2012 года исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, ссылаясь на следующие обстоятельства: истцом не представлено доказательств, подтверждающих право муниципальной собственности ответчика на спорные дома; в спорных домах жилые помещения принадлежат на праве собственности гражданам, которые и обязаны оплачивать потребленную энергию, истцом не доказан факт технологического присоединения жилых домов к тепловым сетям истца. Ответчик указывает, что факт принадлежности имущества определенному лицу, а также факт технологического присоединения сетей, установленный по другому делу, не может иметь преюдициального значения и распространяться на будущий период, поскольку имущество может сменить собственника.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу возразил против доводов жалобы, просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Третьими лицами отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом уведомленных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого решения проверены в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
Исходя из указанных норм права, существа заявленных требований и возражений, суд первой инстанции правильно определил предмет доказывания по настоящему делу: принадлежность спорных жилых помещений ответчику; обстоятельства наличия или отсутствия между истцом и ответчиком договора на отпуск тепловой энергии в спорный период образования задолженности; факт поставки истцом тепловой энергии; потребление тепловой энергией объектами ответчика, объем потребления, стоимость переданной тепловой энергии, правильность применения тарифов.
Как следует из материалов дела, передаточными актами о передаче в муниципальную собственность муниципального образования "Город Якутск" жилых домов по следующим адресам: N 35/153 от 31.07.2003 г., утвержденным распоряжением Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) N 1709 от 31.07.2003 по улице Лермонтова 45/1; N 35/178 от 18.08.2003 г., утвержденным распоряжением Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) N 1796 от 20.08 по улице Кузьмина, 15/1, 18, 18/1, 20, 20/1, 22, 22/1, 23, 23/1, 23/2, 24, 24/1, 24/2, 25, 25/1, 25/2, 26, 26/1, 27/1, 30, 30/1, 32, 32/1, 32/2; N 35/166 от 08.08.2003 г., утвержденным распоряжением Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) N 1753 от 12.08.2003 по улице Кальвица 26, 28, по улице Халтурина, 1/1; N 35/173 от 08.08.2003 г., утвержденным распоряжением Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) N 1753 от 12.08.2003, по улице 50 лет Советской Армии 36, улице Б. Марлинского 34,/1, 36/2, улице Б. Чижика 29/3, 33/1, улице Бабушкина 6/1, улице Беринга 38, 39, 40, улице Кальвица 4 (т. 2, л.д. 71-103) подтверждается передача указанных домов в муниципальную собственность.
Исходя из подпункта 4 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно пунктам 1 - 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме; 2) управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; 3) управление управляющей организацией.
Способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 38 постановления Правительства РФ от 06.02.2006 N 75 "О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом" в извещении о проведении конкурса указывается, в том числе, перечень коммунальных услуг, предоставляемых управляющей организацией в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из протоколов общего собрания собственников помещений указанных многоквартирных домов следует, что собственниками помещений выбран непосредственный способ управления многоквартирными домами (т. 1, л.д. 143-151, т. 2, л.д. 1-61).
Из материалов дела следует что, между Открытым акционерным обществом Акционерной компанией "Якутскэнерго" (энергоснабжающая организация) и Окружной администрацией города Якутска (муниципальный заказчик) 01.04.2009 заключен муниципальный контракт энергоснабжения N 10995 со сроком действия контракта с 01.04.2009 по 31.12.2009.
По условиям договора энергоснабжающая организация обязалась осуществлять поставку тепловой энергии в горячей воде до границ обслуживания тепловых сетей в дома, указанные в приложении N 3 к контракту, а муниципальный заказчик обязался оплачивать приобретаемую тепловую энергию (пункт 1.1. договора).
Приложением N 1 к контракту сторонами согласованы объемы потребления тепловой энергии на 2009 год, приложением N 2 - температурный график работы тепловых сетей, приложением N 3 - сводный перечень объектов муниципального заказчика, включенный в данный муниципальный контракт, с указанием расчетного количества тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 4 контракта расчет количества потребляемой муниципальным заказчиком тепловой энергии определяется по показаниям приборов учета, установленных на тепловых вводах в дома, перечисленные в приложении N 3 к контракту, а при отсутствии приборов учета муниципальный заказчик относится к 3 группе учета и годовая потребность тепла определяется согласно "Нормированию расхода на отопление и горячее водоснабжение зданий в Якутской АССР". Теплоснабжающая организация в срок до 5 числа месяца, следующего за расчетным, выставляет муниципальному заказчику счет-фактуру на оплату фактического потребления горячей воды по тарифу, установленному органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для данной категории потребителей. Муниципальный заказчик в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным, оплачивает энергоснабжающей организации стоимость потребления тепловой энергии, в размере 1/12 годового объема потребления тепловой энергии с учетом ранее внесенных платежей. Платежи, поступающие от третьих лиц, засчитываются в счет оплаты за потребленную тепловую энергию по настоящему муниципальному контракту по указанию муниципального заказчика.
Границы обслуживания и эксплуатационной ответственности установлены в пункте 6.1 контракта.
К контракту подписаны ориентировочное годовое потребление при нормативном расходе сетевой воды, температурный график работы теплоносителей, сводная таблица натуральных показателей жилого фонда.
Судом указанный договор обоснованно признан заключенным, так как стороны согласовали все существенные условия договора энергоснабжения.
В соответствии с частью 1 статьи 548 Гражданского кодекса РФ правила, предусмотренные статьями 539 - 547 названного Кодекса, применяются к отношениям, связанным со снабжением тепловой энергией через присоединенную сеть, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Договор энергоснабжения, заключенный на определенный срок, считается продленным на тот же срок и на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо о заключении нового договора (пункт 2 статьи 540 Гражданского кодекса РФ).
Поскольку в материалы дела не представлено доказательств заявления сторонами о прекращении или изменении муниципального контракта от 01.04.2009 N 10995, заключении нового контракта, суд обоснованно пришел к выводу о том, что действие контракта продлено на тот же срок и на тех же условиях.
Подключение к тепловым сетям истца квартир, находящихся в муниципальном жилищном фонде города Якутска, перечень которых указан в приложении к контракту, подтверждается подписанными актами раздела границ ответственности за эксплуатацию тепловых сетей по жилым домам (т. 1, л.д. 41-142):
от 01.01.2008 по улице Беринга, 38, 39, 40,
от 01.01.2008 по улице Бабушкина, дом 6/1,
от 01.01.2008 по улице 50 лет Советской Армии, дом 36,
от 01.01.2008 по улице Кальвица, дома 4,26, 28,
от 01.01.2008 по улице Б. Чижика, дома 33/1,
от 01.01.2008 по улице Очиченко, дом 20/А,
от 01.01.2008 по улице Орджоникидзе, дом 25/1,
от 01.01.2008 по улице Ойунского, дома 19,
от 01.01.2008 по улице Некрасова, дома 2/2, 4,
от 02.09.2010 по улице Ломоносова, дом 52,
от 01.01.2008 по улице Р. Зорге, дома 3, 1/1, 3/1, 5/2, 5, 7/2, 7/1, 13/1,
от 01.01.2008 по улице Тургенева, дома 8, 8/1,
от 01.04.2008 по улице Шавкунова, дома 78, 74,
от 01.01.2008 по улице Челюскина, дома 6/1, 6/3, 8/2, 8/5, 8/4, 37/4, 37/5, 39/1, 39/2, 41/4, 41/5,
от 22.07.2009 по улице Халтурина, дом 10, а также от 01.01.2008 - дом 1/1,
от 01.01.2008 по улице Б. Марлинского, дома 34/1, 56/1, от 01.04.2009 - дом 36/2а, Кузьмина, дома 15/1, 18, 18/1, 20, 20/1, 22, 22/1, 23, 23/1, 23/2, 24, 24/1, 24/2, 25, 25/1, 25/2, 26, 26/1, 27/1, 30, 30/1, 32, 32/1, 32/2,
от 01.01.2008 по улице Лермонтова, дом 45/1.
В соответствии с частью 3 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
В силу части 8 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
Ответчиком не представлено доказательств того, что граждане, проживающие в муниципальных жилых домах, осуществляли в спорный период времени оплату за тепловую энергию непосредственно ресурсоснабжающей организации, в данном случае - истцу.
Согласно пунктам 4.1 - 4.4 контракта расчет количества потребленной муниципальным заказчиком тепловой энергии определяется по показаниям приборов учета, установленных на тепловых вводах в дома, перечисленные в приложении N 3 к контракту. При отсутствии приборов учета муниципальный заказчик относится к 3 группе учета и годовая потребность тепла определяется согласно Нормированию расхода тепла на отопление и горячее водоснабжение зданий в Якутской АССР. Расчетным периодом по контракту является один календарный месяц.
Муниципальный заказчик обязан в срок до 10 числа месяца, следующего за расчетным, оплачивать энергоснабжающей организации стоимость потребления тепловой энергии в размере 1/2 годового потребления тепловой энергии, с учетом ранее внесенных платежей.
Расчет потребленной тепловой энергии в жилые дома, находящиеся в муниципальном жилищном фонде, произведен истцом на основании договорных объемов потребления тепловой энергии по утвержденным тарифам.
В соответствии с п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Согласно п. 8 Правил N 307, условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить названным Правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Как установлено пп. "б" п. 19 Правил N 307, при отсутствии коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета размер платы за коммунальные услуги в жилых помещениях определяется для отопления и горячего водоснабжения в соответствии с подпунктами 1 и 3 пункта 1 приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления.
Размер платы за отопление (руб.) в жилом доме или i-том жилом или нежилом помещении определяется по формуле:
Po.i = Si x Nt x Tt, (1)
Где:
- Si - общая площадь i-того помещения (квартиры) в многоквартирном доме или общая площадь жилого дома (кв. м);
- Nt - норматив потребления тепловой энергии на отопление (Гкал/кв. м);
- Tt, - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации (руб./Гкал).
Из материалов дела следует и сторонами не отрицается, что общедомовые приборы учета в спорном жилом фонде отсутствуют.
Нормативы потребления горячей воды населением установлены решением Окружного Совета города Якутска от 28.11.2006 N РОС-46-16 "О нормативах потребления коммунальных услуг населением ГО "Якутск".
Уровень платы граждан за услуги отопления установлением приказом ГКЦ - РЭК Республики Саха (Якутия) от 24.12.2010 N 106 "Об установлении уровня платы граждан за услуги отопления, водоснабжения и водоотведения на 2011 год на территории Республики Саха (Якутия)".
Истцом направлены для оплаты счет-фактура от 18.01.2012 N 10995, для подписания акт выполненных работ от 18.01.2012 N 10995 на 1 466 143,71 руб. за период с 01.08.2011 по 31.12.2011; ответчиком документы получены 19.01.2011, что подтверждается отметкой о получении на указанных документах и сопроводительном письме истца от 19.01.2011 N 290-гр.
В отношении довода апелляционной жалобы ответчика о том, что задолженность, заявленная истцом ко взысканию, должна быть погашена гражданами-нанимателями жилых помещений суд отклоняет в связи со следующим.
Доказательств функционирования организации, которая осуществляет функции исполнителя коммунальных услуг и является обязанным лицом перед лицами, осуществляющими производство и поставку ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в отношении спорных домов в спорный период (в т.ч. третьих лиц и МУ "Служба по учету и использованию жилья", указанного в актах разграничения балансовой принадлежности), равно как и доказательств того, что граждане, проживающие в спорных домах, перечисляют данным организациям стоимость поставленного истцом тепла, не представлено ни в суд первой, ни в суд апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно части 3 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения несет бремя содержания помещения и если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
Из материалов дела следует, что согласно представленным ответчиком доказательствам квартиры, которые выбыли из муниципальной собственности, истцом исключены из расчета, а в отношении остальных квартир, по которым предъявлены требования ответчик в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представил надлежащих доказательств, свидетельствующих о том, что спорные квартиры выбыли из владения ответчика в спорный период либо до начала спорного периода.
Ответчик, ссылаясь на то, что акты разграничения балансовой принадлежности с ее стороны подписаны неуполномоченным лицом, поскольку доверенность директору МУП "УК "Комфорт" Новгородову В.П. выдана позже даты составления актов, не оспорил сам факт подключения тепловых сетей муниципальных жилых домов к тепловым сетям истца, а также не представила иных доказательств, подтверждающих, что энергопринимающие устройства и тепловые сети через которые поступала энергия, принадлежат иному лицу, являющемуся обязанным производить оплату за поставленные ресурсы.
Поэтому указанные доводы ответчика судом не приняты как обоснованные.
Судом также не приняты доводы ответчика в отношении сноса жилого дома N 19 по улице Ойунского, поскольку в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанный довод не подтвержден надлежащими доказательствами.
Ответчик доказательств оплаты долга в материалы дела не представил.
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о том, что ответчик как орган, осуществляющий права собственника от имени муниципального образования, обязан оплатить стоимость коммунального ресурса, потребленного населением, проживающим в многоквартирных домах, в отношении которых конкурс по выбору управляющей организации не проведен.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что судом первой инстанции все обстоятельства дела судом исследованы в полном объеме и установлены правильно.
Выводы суда первой инстанции по настоящему делу согласуются с позицией Президиума высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении N 8714/12 от 30.10.2012 по делу N А58-1592/2011.
Определением суда апелляционной инстанции от 22 августа 2012 года производство по делу было приостановлено до вынесения Президиумом высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по делу N А58-1592/2011 постановления, содержащего позицию высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по данной категории дел.
С учетом результатов рассмотрения дела, в силу части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом расходы по уплате государственной пошлины обоснованно отнесены на ответчика.
Таким образом, выводы суда по настоящему делу обоснованны, основаны на представленных в материалы дела доказательствах, у суда апелляционной инстанции оснований для их переоценки не имеется.
Других убедительных доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, в апелляционной жалобе не содержится.
Арбитражный апелляционный суд полагает, что суд первой инстанции не допустил нарушений норм материального и процессуального права, следовательно, основания для отмены либо изменения судебного акта отсутствуют.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четвертый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 14 мая 2012 года по делу N А58-880/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий
Л.В.ОШИРОВА
Судьи
М.А.КЛЕПИКОВА
А.В.СТРЕЛКОВ
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)