Судебные решения, арбитраж
ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Альмашевой Г.Д.,
судей Муравьева С.Ю., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 09.01.2013 (судья Викленко Т.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2013 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Александрова Л.Б., Жевак И.И.)
по делу N А57-21746/2012
по заявлению Жилищно-строительного кооператива "Феникс", г. Саратов, о признании недействительным распоряжения от 19.10.2012 N 401-р об отмене разрешения на строительство от 14.09.2012 N RU 64304000-186 заинтересованные лица: администрация муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
установил:
Жилищно-строительный кооператив "Феникс" (далее - ЖСК "Феникс", заявитель) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным распоряжения администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Администрация) от 19.10.2012 N 401-р об отмене разрешения на строительство от 14.09.2012 N RU64304000-186.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 09.01.2013 заявленные требования ЖСК "Феникс" удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2013 данное решение суда оставлено без изменения.
Апелляционный суд указал, что в составе проекта на строительство жилого дома застройщиков в администрацию был представлен, в том числе, раздел проектной документации - проект организации строительства, содержащий строительный генеральный план, в котором графически отражены места установки башенных кранов КБ-408.21, определена опасная зона. При этом учтена зона работы крана и предусмотрены меры по обеспечению безопасности в зоне падения предметов со здания, не требующая использования земельного участка за границей отвода земельного участка для строительства.
Апелляционный суд пришел к выводу о том, что оспоренное распоряжение администрации нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку ЖСК "Феникс" создано для осуществления строительства жилого дома N 1, и положительное заключение на строительство свидетельствует о возможности осуществления строительства.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования "Город Саратов" просит принятые судебные акты отменить, в связи с нарушением судами двух инстанций норм процессуального и материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что распоряжением от 19.10.2012 N 401-р отменено разрешение на строительство от 14.09.2012 N RU64304000-186 в порядке самоконтроля, поскольку проектная документация не соответствовала требованиям градостроительного плана земельного участка.
Кроме того, приведен довод о том, что заявителем планируется использование территории за границей отвода земельного участка, в том числе для прокладки инженерных сетей и благоустройства прилегающей территории.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, коллегия находит, что она удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ЖСК "Феникс" является арендатором земельного участка площадью 6875 кв. м с кадастровым номером 64:48:02 03 31:0035, предоставленного для размещения домов многоэтажной жилой застройки.
03.09.2012 ЖСК "Феникс" обратился в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
К заявлению были приложены следующие документы:
- 1) правоустанавливающие документы на земельный участок - договор N 274 аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 15.04.2008, распоряжение Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 07.04.2008 N Т-2124-р, договор замены стороны в обязательстве от 19.05.2008, соглашение от 25.10.2011 к договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 15.04.2008 N 274, договор N 274 замены стороны в обязательстве от 14.02.2012;
- 2) градостроительный план земельного участка N RU 64304000-070;
- 3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
- а) пояснительная записка;
- б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
- в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
- г) схемы, отображающие архитектурные решения;
- д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
- е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
- 4) положительное заключение экспертизы проектной документации - N 5-3-1-0034-12, выданное обществом с ограниченной ответственностью "Межрегионэкспертиза";
- 5) заключение государственной экспертизы, проведенной ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области" от 27.04.2012 N 996.
По результатам рассмотрения заявления 14.09.2012 Администрацией выдано разрешение N RU64304000-186 на строительство десятиэтажного жилого дома N 1 в жилом комплексе по адресу: Саратовская область, муниципальное образование "Город Саратов", ул. им. Расковой М.М., б/н.
В соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения:
- 1) проводят проверку наличия документом, прилагаемых к заявлению;
- 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства реконструкции;
- 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Однако 19.10.2012 Администрацией вынесено распоряжение N 401-р об отмене разрешения на строительство от 19.09.2012 N RU 64304000-186 на основании Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденных решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280, в связи с несоответствием проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.
Заявитель считает, что вынесенное распоряжение не соответствует законодательству, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности и подлежит признанию незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок выдачи разрешения на строительство.
В силу части 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Суд пришел к выводу, что компетентный орган местного самоуправления, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в порядке самоконтроля вправе был и самостоятельно отменить ранее выданное разрешение, только в случае если оно не соответствует требованиям действующего законодательства и противоречит строительным нормам и правилам.
Между тем, на стадии рассмотрения заявления и проверки, представленных документов, обстоятельства, препятствующие выдаче разрешения, установлены не были.
Довод администрации о том, что проектная документация не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка, был оценен судом и отклонен по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
На основании подпункта "ц" пункта 23 Положения "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 проект организации строительства должен содержать строительный генеральный план подготовительного периода строительства (при необходимости) и основного периода строительства с определением мест расположения постоянных и временных зданий и сооружений, мест размещения площадок и складов временного складирования конструкций, изделий, материалов и оборудования, мест установки стационарных кранов и путей перемещения кранов большой грузоподъемности, инженерных сетей и источников обеспечения строительной площадки водой, электроэнергией, связью, а также трасс сетей с указанием точек их подключения и мест расположения знаков закрепления разбивочных осей.
Строительным генеральным планом должны быть предусмотрены места установки стационарных кранов и путей перемещения кранов большой грузоподъемности. Апелляционный суд установил, что в составе проекта на строительство жилого дома застройщиком в Администрацию был предоставлен, в том числе, раздел проектной документации - проект организации строительства, содержащий строительный генеральный план, в котором графически определены места установки башенных кранов КБ-408.21, определена опасная зона падения предметов.
В соответствии с общими указаниями, изложенными в текстовой форме на строительном генеральном плане проекта организации строительства, при строительстве объекта необходимо предусмотреть установку на участке вблизи строящегося здания защитных экранов согласно указаниям РД 11-06-2007, имеющих равную или большую высоту по сравнению с высотой возможного нахождения груза, перемещаемого грузоподъемным краном. Зона работы крана ограничивается таким образом, чтобы перемещаемый груз не выходил за контуры здания в местах расположения защитных экранов.
Согласно пункту 5.13. Методических рекомендаций о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ РД-11-06-2007, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 10.05.2007 N 317 к техническим решениям по сокращению величины опасной зоны относятся: ограничение высоты подъема и зоны обслуживания путем ограничения поворота стрелы или ограничения вылета, применения кранов с меньшей высотой подъема, применение удлиненных стропов, отвечающих требованиям ГОСТ 25573-82*, и грузозахватных приспособлений, оборудованных устройствами для испытания прочности монтажных петель, или страховочного приспособления, исключающих возможность падения грузов, применение защитных ограждений (экранов).
Апелляционный суд пришел к выводу о том, что проектом организации строительства объекта капитального строительства предусмотрены меры по обеспечению безопасности в зоне падения предметов со здания, не требующие использования земельного участка за границей отвода принадлежащего заявителю земельного участка.
Согласно техническим условиям, выданным закрытым акционерным обществом "СПЭГС" 13.08.2012, и плану трасс КЛ-1 кВ и трасс выноса кабельных линий 6 кВ, который входит в состав части проекта строительства жилого дома N 1 - "электроснабжение", предусмотрен вынос кабельных линий, подпадающих под застройку жилого дома N 1, а также прокладка новых кабельных линий за пределами землеотвода типом прокладки в земле, способом прокладки - в траншее.
На плане трасс КЛ-1 кВ и трасс выноса кабельных линий 6 кВ, согласованном с заинтересованными организациями, в том числе с комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Администрации, с комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрации и предоставленном в материалы дела, отражена граница благоустройства территории жилого дома N 1 за пределами арендуемого заявителем земельного участка.
В соответствии с пунктом 9.7., 9.9. решения Саратовской городской Думы от 27.09.2007 N 20-185 "О Правилах благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов" земляные и вскрышные работы осуществляются в соответствии с установленными администрацией муниципального образования "Город Саратов" требованиями, в границах и в сроки, указанные в разрешении на выполнение данных видов работ.
Дорожные покрытия, тротуары, газоны и другие объекты благоустройства должны быть восстановлены в сроки, указанные в разрешении.
Пунктом 3 выводов заключения государственной экспертизы ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области", проведенной в отношении земельного участка под размещение жилых домов от 27.04.2012 N 996, предусмотрено требование о благоустройстве прилегающей территории, максимальному озеленению, выполнению подъездных путей из твердого не пылящего покрытия.
Согласно положениям раздела 2 решения Саратовской городской Думы от 27.09.2007 N 20-185 "О Правилах благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов" благоустройство - комплекс мероприятий по содержанию объектов благоустройства, в том числе зеленых насаждений, направленных на создание благоприятных, здоровых и культурных условий жизни, трудовой деятельности и досуга населения.
Объекты благоустройства - территории общего пользования (дороги, улицы, внутриквартальные и межквартальные проезды, тротуары, сады, парки, скверы, лесопарки, городские леса, площади, мосты, путепроводы, дворовые территории и др.), хозяйствующих субъектов, частных домовладений, многоквартирных домов, включая расположенные на всех указанных территориях зеленые насаждения, объекты наружного освещения, объекты малых архитектурных форм, иные объекты в части их внешнего вида.
Апелляционный суд пришел к выводу о том, что благоустройство прилегающей территории за границами землеотвода заявителя предусмотрено материалами, содержащимися в проектной документации, а также документами, предоставленными заявителем в Администрацию для получения разрешения на строительство жилого дома N 1.
Суд установил, что проектная документация выполнена в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, строительными нормами и правилами, сводами правил, санитарными правилами и нормами, что подтверждается положительным заключением экспертизы проектной документации - N 5-3-1-0034-12, выданным обществом с ограниченной ответственностью "Межрегионэкспертиза" и предоставленным в материалы дела.
В соответствии с частью 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указываются:
- 1) границы земельного участка;
- 2) границы зон действия публичных сервитутов;
- 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
- 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента).
- При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
- 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
- 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
- 7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
- 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Апелляционный суд указал, что предоставленный проект строительства жилого дома N 1 соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка N RU 64304000-070 в части осуществления застройщиком строительства объекта капитального строительства в границах, определенных в градостроительном плане.
В соответствии с частью 3 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство.
Согласно пункта 2.2. Устава ЖСК основными видами деятельности являются выполнение функций заказчика-застройщика, обеспечение выполнения всех видов строительных, проектных, ремонтно-строительных, монтажных, пусконаладочных, сантехнических и других специальных видов работ по строительству дома путем заключения гражданско-правовых договоров, обеспечение строительства дополнительных помещений и объектов общего имущества, обеспечение строительства нежилых помещений, объектов производственного назначения, находящихся в общей собственности членов кооператива, необходимых для эксплуатации недвижимого имущества, земельных участков.
Апелляционный суд пришел к выводу о том, что вынесенное распоряжение Администрации от 19.10.2012 N 401-р нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, так как осуществление строительства многоэтажного жилого дома N 1 служит достижению целей, ради которых был создан ЖСК "Феникс", и относится к основным видам его деятельности.
При этом распоряжение не содержит нормы закона, которыми руководствовалась Администрация при издании распоряжения об отмене разрешения на строительство N RU 64304000-186 от 14.09.2012, не содержатся данные об обстоятельствах, связанных с нарушением норм действующего законодательства, повлекших отмену разрешения на строительство.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что доводы заинтересованных лиц не могут расширять, уточнять основания вынесенного ненормативного правового акта, а также не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, а указанные в них обстоятельства не могут являться в силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для отмены разрешения на строительство, так как не свидетельствуют о противоречии между градостроительным планом земельного участка и представленными застройщиком в Администрацию документами на выдачу разрешения на строительство, изложенные Администрацией в отзывах обстоятельства (в том числе, использование башенных кранов в пределах (за пределами) отведенного земельного участка, факт наличия (либо отсутствия) защитных экранов опасных зон) могут быть предметом самостоятельной проверки организации строительства в последующем, при непосредственном ведении строительных работ. При этом доотвод дополнительный отвод земельного участка для обеспечения безопасности эксплуатации строительной техники и т.п., возможен по факту осуществления строительства и по мере необходимости.
Апелляционный суд указал, что суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что наличие положительного заключения на строительство указывает на возможность осуществления строительства и возможность устранения отдельных недостатков по мере реализации проекта. Между тем, указанное не свидетельствует о несоответствии представленных документов в Администрацию требованиям градостроительного плана земельного участка, в связи с чем требования ЖСК являются обоснованными.
Коллегия выводы судов двух инстанций находит не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Довод кассационной жалобы о том, что действующее законодательство предусматривает возможность отмены разрешения на строительство в порядке самоконтроля, был оценен судами и отклонен со ссылкой на то обстоятельство, что представленная проектная документация не противоречит строительным нормам и правилам и не противоречит действующему законодательству.
Довод о том, что проект организации строительства предусматривает использование земельного участка за границей отвода земельного участка не может служить основанием для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку из раздела 6 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденных решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280, указанных в оспоренном акте как основание для его вынесения, следует, что правообладатели земельных участков, если размеры, конфигурации земельных участков, либо инженерно-геологические или иные характеристики неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешением на отклонение от размеров разрешенного строительства в порядке, определенном статей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Остальные доводы были оценены судами двух инстанций и, в силу правил статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, переоценке в суде кассационной инстанции не подлежат.
При таких данных коллегия считает, что оснований для отмены обжалованных судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 09.01.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2013 по делу N А57-21746/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Г.Д.АЛЬМАШЕВА
Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФАС ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА ОТ 11.07.2013 ПО ДЕЛУ N А57-21746/2012
Разделы:ЖСК (жилищно-строительный кооператив)
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 июля 2013 г. по делу N А57-21746/2012
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Альмашевой Г.Д.,
судей Муравьева С.Ю., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Город Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 09.01.2013 (судья Викленко Т.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2013 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Александрова Л.Б., Жевак И.И.)
по делу N А57-21746/2012
по заявлению Жилищно-строительного кооператива "Феникс", г. Саратов, о признании недействительным распоряжения от 19.10.2012 N 401-р об отмене разрешения на строительство от 14.09.2012 N RU 64304000-186 заинтересованные лица: администрация муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов, Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов,
установил:
Жилищно-строительный кооператив "Феникс" (далее - ЖСК "Феникс", заявитель) обратился в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным распоряжения администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - Администрация) от 19.10.2012 N 401-р об отмене разрешения на строительство от 14.09.2012 N RU64304000-186.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 09.01.2013 заявленные требования ЖСК "Феникс" удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2013 данное решение суда оставлено без изменения.
Апелляционный суд указал, что в составе проекта на строительство жилого дома застройщиков в администрацию был представлен, в том числе, раздел проектной документации - проект организации строительства, содержащий строительный генеральный план, в котором графически отражены места установки башенных кранов КБ-408.21, определена опасная зона. При этом учтена зона работы крана и предусмотрены меры по обеспечению безопасности в зоне падения предметов со здания, не требующая использования земельного участка за границей отвода земельного участка для строительства.
Апелляционный суд пришел к выводу о том, что оспоренное распоряжение администрации нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, поскольку ЖСК "Феникс" создано для осуществления строительства жилого дома N 1, и положительное заключение на строительство свидетельствует о возможности осуществления строительства.
В кассационной жалобе администрация муниципального образования "Город Саратов" просит принятые судебные акты отменить, в связи с нарушением судами двух инстанций норм процессуального и материального права.
Заявитель кассационной жалобы считает, что распоряжением от 19.10.2012 N 401-р отменено разрешение на строительство от 14.09.2012 N RU64304000-186 в порядке самоконтроля, поскольку проектная документация не соответствовала требованиям градостроительного плана земельного участка.
Кроме того, приведен довод о том, что заявителем планируется использование территории за границей отвода земельного участка, в том числе для прокладки инженерных сетей и благоустройства прилегающей территории.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, коллегия находит, что она удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ЖСК "Феникс" является арендатором земельного участка площадью 6875 кв. м с кадастровым номером 64:48:02 03 31:0035, предоставленного для размещения домов многоэтажной жилой застройки.
03.09.2012 ЖСК "Феникс" обратился в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство.
К заявлению были приложены следующие документы:
- 1) правоустанавливающие документы на земельный участок - договор N 274 аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 15.04.2008, распоряжение Комитета по управлению имуществом Саратовской области от 07.04.2008 N Т-2124-р, договор замены стороны в обязательстве от 19.05.2008, соглашение от 25.10.2011 к договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка от 15.04.2008 N 274, договор N 274 замены стороны в обязательстве от 14.02.2012;
- 2) градостроительный план земельного участка N RU 64304000-070;
- 3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
- а) пояснительная записка;
- б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
- в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
- г) схемы, отображающие архитектурные решения;
- д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
- е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
- 4) положительное заключение экспертизы проектной документации - N 5-3-1-0034-12, выданное обществом с ограниченной ответственностью "Межрегионэкспертиза";
- 5) заключение государственной экспертизы, проведенной ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области" от 27.04.2012 N 996.
По результатам рассмотрения заявления 14.09.2012 Администрацией выдано разрешение N RU64304000-186 на строительство десятиэтажного жилого дома N 1 в жилом комплексе по адресу: Саратовская область, муниципальное образование "Город Саратов", ул. им. Расковой М.М., б/н.
В соответствии с частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения:
- 1) проводят проверку наличия документом, прилагаемых к заявлению;
- 2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства реконструкции;
- 3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Однако 19.10.2012 Администрацией вынесено распоряжение N 401-р об отмене разрешения на строительство от 19.09.2012 N RU 64304000-186 на основании Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденных решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280, в связи с несоответствием проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.
Заявитель считает, что вынесенное распоряжение не соответствует законодательству, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности и подлежит признанию незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации регламентирован порядок выдачи разрешения на строительство.
В силу части 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство объектов капитального строительства осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.
Суд пришел к выводу, что компетентный орган местного самоуправления, основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, в порядке самоконтроля вправе был и самостоятельно отменить ранее выданное разрешение, только в случае если оно не соответствует требованиям действующего законодательства и противоречит строительным нормам и правилам.
Между тем, на стадии рассмотрения заявления и проверки, представленных документов, обстоятельства, препятствующие выдаче разрешения, установлены не были.
Довод администрации о том, что проектная документация не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка, был оценен судом и отклонен по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
На основании подпункта "ц" пункта 23 Положения "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 проект организации строительства должен содержать строительный генеральный план подготовительного периода строительства (при необходимости) и основного периода строительства с определением мест расположения постоянных и временных зданий и сооружений, мест размещения площадок и складов временного складирования конструкций, изделий, материалов и оборудования, мест установки стационарных кранов и путей перемещения кранов большой грузоподъемности, инженерных сетей и источников обеспечения строительной площадки водой, электроэнергией, связью, а также трасс сетей с указанием точек их подключения и мест расположения знаков закрепления разбивочных осей.
Строительным генеральным планом должны быть предусмотрены места установки стационарных кранов и путей перемещения кранов большой грузоподъемности. Апелляционный суд установил, что в составе проекта на строительство жилого дома застройщиком в Администрацию был предоставлен, в том числе, раздел проектной документации - проект организации строительства, содержащий строительный генеральный план, в котором графически определены места установки башенных кранов КБ-408.21, определена опасная зона падения предметов.
В соответствии с общими указаниями, изложенными в текстовой форме на строительном генеральном плане проекта организации строительства, при строительстве объекта необходимо предусмотреть установку на участке вблизи строящегося здания защитных экранов согласно указаниям РД 11-06-2007, имеющих равную или большую высоту по сравнению с высотой возможного нахождения груза, перемещаемого грузоподъемным краном. Зона работы крана ограничивается таким образом, чтобы перемещаемый груз не выходил за контуры здания в местах расположения защитных экранов.
Согласно пункту 5.13. Методических рекомендаций о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ РД-11-06-2007, утвержденных Приказом Ростехнадзора от 10.05.2007 N 317 к техническим решениям по сокращению величины опасной зоны относятся: ограничение высоты подъема и зоны обслуживания путем ограничения поворота стрелы или ограничения вылета, применения кранов с меньшей высотой подъема, применение удлиненных стропов, отвечающих требованиям ГОСТ 25573-82*, и грузозахватных приспособлений, оборудованных устройствами для испытания прочности монтажных петель, или страховочного приспособления, исключающих возможность падения грузов, применение защитных ограждений (экранов).
Апелляционный суд пришел к выводу о том, что проектом организации строительства объекта капитального строительства предусмотрены меры по обеспечению безопасности в зоне падения предметов со здания, не требующие использования земельного участка за границей отвода принадлежащего заявителю земельного участка.
Согласно техническим условиям, выданным закрытым акционерным обществом "СПЭГС" 13.08.2012, и плану трасс КЛ-1 кВ и трасс выноса кабельных линий 6 кВ, который входит в состав части проекта строительства жилого дома N 1 - "электроснабжение", предусмотрен вынос кабельных линий, подпадающих под застройку жилого дома N 1, а также прокладка новых кабельных линий за пределами землеотвода типом прокладки в земле, способом прокладки - в траншее.
На плане трасс КЛ-1 кВ и трасс выноса кабельных линий 6 кВ, согласованном с заинтересованными организациями, в том числе с комитетом дорожного хозяйства, благоустройства и транспорта Администрации, с комитетом по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству Администрации и предоставленном в материалы дела, отражена граница благоустройства территории жилого дома N 1 за пределами арендуемого заявителем земельного участка.
В соответствии с пунктом 9.7., 9.9. решения Саратовской городской Думы от 27.09.2007 N 20-185 "О Правилах благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов" земляные и вскрышные работы осуществляются в соответствии с установленными администрацией муниципального образования "Город Саратов" требованиями, в границах и в сроки, указанные в разрешении на выполнение данных видов работ.
Дорожные покрытия, тротуары, газоны и другие объекты благоустройства должны быть восстановлены в сроки, указанные в разрешении.
Пунктом 3 выводов заключения государственной экспертизы ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Саратовской области", проведенной в отношении земельного участка под размещение жилых домов от 27.04.2012 N 996, предусмотрено требование о благоустройстве прилегающей территории, максимальному озеленению, выполнению подъездных путей из твердого не пылящего покрытия.
Согласно положениям раздела 2 решения Саратовской городской Думы от 27.09.2007 N 20-185 "О Правилах благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов" благоустройство - комплекс мероприятий по содержанию объектов благоустройства, в том числе зеленых насаждений, направленных на создание благоприятных, здоровых и культурных условий жизни, трудовой деятельности и досуга населения.
Объекты благоустройства - территории общего пользования (дороги, улицы, внутриквартальные и межквартальные проезды, тротуары, сады, парки, скверы, лесопарки, городские леса, площади, мосты, путепроводы, дворовые территории и др.), хозяйствующих субъектов, частных домовладений, многоквартирных домов, включая расположенные на всех указанных территориях зеленые насаждения, объекты наружного освещения, объекты малых архитектурных форм, иные объекты в части их внешнего вида.
Апелляционный суд пришел к выводу о том, что благоустройство прилегающей территории за границами землеотвода заявителя предусмотрено материалами, содержащимися в проектной документации, а также документами, предоставленными заявителем в Администрацию для получения разрешения на строительство жилого дома N 1.
Суд установил, что проектная документация выполнена в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации, строительными нормами и правилами, сводами правил, санитарными правилами и нормами, что подтверждается положительным заключением экспертизы проектной документации - N 5-3-1-0034-12, выданным обществом с ограниченной ответственностью "Межрегионэкспертиза" и предоставленным в материалы дела.
В соответствии с частью 3 статьи 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации в составе градостроительного плана земельного участка указываются:
- 1) границы земельного участка;
- 2) границы зон действия публичных сервитутов;
- 3) минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений;
- 4) информация о градостроительном регламенте (в случае, если на земельный участок распространяется действие градостроительного регламента).
- При этом в градостроительном плане земельного участка, за исключением случаев предоставления земельного участка для государственных или муниципальных нужд, должна содержаться информация о всех предусмотренных градостроительным регламентом видах разрешенного использования земельного участка;
- 5) информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке (в случаях, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент);
- 6) информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия;
- 7) информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - технические условия);
- 8) границы зоны планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд.
Апелляционный суд указал, что предоставленный проект строительства жилого дома N 1 соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка N RU 64304000-070 в части осуществления застройщиком строительства объекта капитального строительства в границах, определенных в градостроительном плане.
В соответствии с частью 3 статьи 110 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищно-строительный кооператив в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности выступает в качестве застройщика и обеспечивает на принадлежащем ему земельном участке строительство многоквартирного дома в соответствии с выданным такому кооперативу разрешением на строительство.
Согласно пункта 2.2. Устава ЖСК основными видами деятельности являются выполнение функций заказчика-застройщика, обеспечение выполнения всех видов строительных, проектных, ремонтно-строительных, монтажных, пусконаладочных, сантехнических и других специальных видов работ по строительству дома путем заключения гражданско-правовых договоров, обеспечение строительства дополнительных помещений и объектов общего имущества, обеспечение строительства нежилых помещений, объектов производственного назначения, находящихся в общей собственности членов кооператива, необходимых для эксплуатации недвижимого имущества, земельных участков.
Апелляционный суд пришел к выводу о том, что вынесенное распоряжение Администрации от 19.10.2012 N 401-р нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, так как осуществление строительства многоэтажного жилого дома N 1 служит достижению целей, ради которых был создан ЖСК "Феникс", и относится к основным видам его деятельности.
При этом распоряжение не содержит нормы закона, которыми руководствовалась Администрация при издании распоряжения об отмене разрешения на строительство N RU 64304000-186 от 14.09.2012, не содержатся данные об обстоятельствах, связанных с нарушением норм действующего законодательства, повлекших отмену разрешения на строительство.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что доводы заинтересованных лиц не могут расширять, уточнять основания вынесенного ненормативного правового акта, а также не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, а указанные в них обстоятельства не могут являться в силу части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для отмены разрешения на строительство, так как не свидетельствуют о противоречии между градостроительным планом земельного участка и представленными застройщиком в Администрацию документами на выдачу разрешения на строительство, изложенные Администрацией в отзывах обстоятельства (в том числе, использование башенных кранов в пределах (за пределами) отведенного земельного участка, факт наличия (либо отсутствия) защитных экранов опасных зон) могут быть предметом самостоятельной проверки организации строительства в последующем, при непосредственном ведении строительных работ. При этом доотвод дополнительный отвод земельного участка для обеспечения безопасности эксплуатации строительной техники и т.п., возможен по факту осуществления строительства и по мере необходимости.
Апелляционный суд указал, что суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что наличие положительного заключения на строительство указывает на возможность осуществления строительства и возможность устранения отдельных недостатков по мере реализации проекта. Между тем, указанное не свидетельствует о несоответствии представленных документов в Администрацию требованиям градостроительного плана земельного участка, в связи с чем требования ЖСК являются обоснованными.
Коллегия выводы судов двух инстанций находит не противоречащими установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Довод кассационной жалобы о том, что действующее законодательство предусматривает возможность отмены разрешения на строительство в порядке самоконтроля, был оценен судами и отклонен со ссылкой на то обстоятельство, что представленная проектная документация не противоречит строительным нормам и правилам и не противоречит действующему законодательству.
Довод о том, что проект организации строительства предусматривает использование земельного участка за границей отвода земельного участка не может служить основанием для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку из раздела 6 Правил землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов", утвержденных решением Саратовской городской Думы от 29.04.2008 N 27-280, указанных в оспоренном акте как основание для его вынесения, следует, что правообладатели земельных участков, если размеры, конфигурации земельных участков, либо инженерно-геологические или иные характеристики неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешением на отклонение от размеров разрешенного строительства в порядке, определенном статей 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Остальные доводы были оценены судами двух инстанций и, в силу правил статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, переоценке в суде кассационной инстанции не подлежат.
При таких данных коллегия считает, что оснований для отмены обжалованных судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 09.01.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.03.2013 по делу N А57-21746/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Г.Д.АЛЬМАШЕВА
Судьи
С.Ю.МУРАВЬЕВ
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)