Судебные решения, арбитраж

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРМСКОГО КРАЕВОГО СУДА ОТ 26.12.2012 ПО ДЕЛУ N 33-10549

Разделы:
Жилой фонд; Жилищное право

Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено

ПЕРМСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 26 декабря 2012 г. по делу N 33-10549


Судья Лесникова Е.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: Председательствующего Гилевой М.Б.
Судей Киселевой Н.В., Нечаевой Н.А.
При секретаре К.
Рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 26 декабря 2012 года гражданское дело по апелляционной жалобе А.Р.Р. на решение Кизеловского городского суда Пермского края от 17 сентября 2012 года, которым постановлено:
Обязать администрацию Кизеловского муниципального района включить А.Р.В., А.И. в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.
Обязать администрацию Кизеловского муниципального района выделить на семью, состоящую из двух человек: А.Р.В., А.И. социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения в избранном для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.
Отказать А.Р.Р. в удовлетворении исковых требований к администрации Кизеловского муниципального района о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье и подлежащих переселению по критериям безопасности в результате ведения горных работ и обязании выделить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения в избранном для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.
Заслушав доклад судьи Нечаевой Н.А., объяснения представителя А.Р.Р. Л. о наличии оснований для отмены решения суда, изучив материалы дела, судебная коллегия

установила:

А.Р.В., А.И., А.Р.Р. обратились в суд с иском к администрации Кизеловского муниципального района о возложении обязанности включить в список граждан, проживающих в ветхом жилье, признанным непригодным для проживания по критериям безопасности и обязании выделить социальную выплату на семью, состоящую из трех человек, для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения в избранном для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.
В судебном заседании истцы А.Р.В. и А.Р.Р. исковые требования поддержали.
А.И. в судебное заседание не явился.
Представитель А.И. на иске настаивал.
Представитель администрации Кизеловского муниципального района требования считала обоснованными в части.
Представитель Министерства энергетики Российской Федерации в судебное заседание не явился.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе А.Р.Р. просит решение суда об отказе ему в иске отменить. Указал, что при вынесении решения суд не принял во внимание, что он на момент принятия решения о ликвидации шахты был зарегистрирован в домовладении по адресу г. Кизел, ул. <...>, в нем проживал, его мать была собственником указанного домовладения. Никакого жилого помещения в собственности он не имеет. То обстоятельство, что в собственности А.Р.Р. имеется земельный участок, не имеет юридического значения, поскольку на земельном участке нельзя проживать. Суд не принял во внимание, что он является членом семьи своего отца, который является инвалидом, требует ухода.
Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части отказа А.Р.Р. в удовлетворении иска в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильным применением норм материального права (п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
Решение суда в части удовлетворения исковых требований А.Р.В. и А.И. сторонами не оспаривается, судебной коллегией не проверяется.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 20.06.1996 г. N 281-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке): перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 г. "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования во исполнение Федерального закона 281-ФЗ "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.
В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 г. межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.
Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике РФ, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.
Согласно, п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации, государственным учреждением <...> при Минэнерго России от 01 ноября 2001 г. переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты. Судом установлено, что решение о ликвидации шахты им. <...> ОАО <...> принято 13 июня 1997 года.
На дату принятия решения о ликвидации шахты собственником жилого бревенчатого дома, находящегося по адресу: г. Кизел, ул. <...> являлась А., которая умерла дата. Наследниками, принявшими наследство по закону после ее смерти, являются А.Р.В., А.И. Истец А.Р.Р. от принятия наследства отказался.
Согласно данным Федеральной регистрационной службы, А.Р.Р. значился зарегистрированным по адресу г. Кизел, ул. <...> с 13.08.1984 г. по 04.08.1997 г. В периоды с 19.08.1997 г. по 29.06.1999 г., 20.06.2001 г. по 23.11.2010 г., 18.01.2011 г. по 04.06.2012 г. А.Р.Р. был зарегистрирован в г. <...>, Республики Татарстан, в период с 05.06.2012 г. по 07.09.2012 г. был зарегистрирован по адресу: Республика Татарстан, с. <...>. По адресу г. Кизел, ул. <...> он вновь зарегистрирован с 13.09.2012 г.
По данным ГУП "ЦТИ Пермского края" А.Р.Р. в приватизации жилья в Пермском крае не участвовал. Из уведомления Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю следует, что информация о правах А.Р.Р. на имеющиеся у него объекты недвижимости отсутствует.
В соответствии с данными Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан, право собственности на жилые помещения за А.Р.Р. не зарегистрировано. Согласно данным РГУП БТИ МСАЖКХ Республики Татарстан за А.Р.Р. объектов недвижимости в г. <...> не зарегистрировано.
Из заключения Уральского филиала ОАО <...> "О степени влияния горных работ на состояние жилого дома по ул. <...> г. Кизел Пермского края" от 03 июня 2012 г. следует, что здание было подвержено вредному влиянию подземных горных работ бывшей шахты им. <...>, в результате чего испытало деформации по величине более допустимых показателей деформаций и пришло в непригодность для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.
Принимая решение об отказе А.Р.Р. в удовлетворении требований о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье и подлежащих переселению по критериям безопасности в результате ведения горных работ и выделении социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, суд первой инстанции исходил из того, что в материалы дела не представлены сведения, свидетельствующие об отсутствии у А.Р.Р. права пользования иным жилым помещением, кроме дома <...> по ул. <...> г. Кизела. При этом суд учел, что у А.Р.Р. на праве собственности имеется земельный участок в Республике Татарстан, на котором истец вправе построить дом.
Вывод суда об отсутствии у А.Р.Р. права на получение социальной выплаты не является должным образом мотивированным, основанном на правильном толковании норм материального права.
Материалами дела подтверждается то обстоятельство, что на момент принятия решения о ликвидации шахты им. <...> ОАО <...> (13 июня 1997 года) истец А.Р.Р. проживал в доме <...> по ул. <...> г. Кизела и был зарегистрирован по данному адресу. В настоящее время истец также зарегистрирован и проживает по указанному адресу. Собственники домовладения <...> по ул. <...> г. Кизела признают А.Р.Р. членом своей семьи.
В соответствии с Правилами предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 г., Эталоном проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации, государственным учреждением <...> при Минэнерго России от 01 ноября 2001 г., переселению подлежат жители ветхих домов, являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. Судебная коллегия полагает, что поскольку А.Р.Р., который является членом семьи собственников дома <...> по ул. <...> г. Кизела, на момент принятия решения о ликвидации шахты проживал в указанном доме и был по данному адресу зарегистрирован, решения о признании А.Р.Р. утратившим право пользования домом <...> по ул. <...> г. Кизела либо не приобретшим такого права, не выносилось, в настоящее время дом <...> по ул. <...> г. Кизела Пермского края является непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ, следовательно, А.Р.Р. имеет право на получение социальной выплаты для приобретения жилья.
Таким образом, истцам А-вым следует предоставить социальную выплату из расчета трех членов семьи. Норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты должна составлять на семью из трех человек - 18 кв. метров на каждого члена семьи.
Размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил должен определяться из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемым из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным Федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).
Размер социальной выплаты рассчитывается органом местного самоуправления шахтерского города или поселка по согласованию с Федеральным агентством по энергетике и является неизменным до момента приобретения жилья.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Кизеловского городского суда Пермского края от 17 сентября 2012 года в части отказа А.Р.Р. в удовлетворении исковых требований к администрации Кизеловского муниципального района о включении в список граждан, проживающих в ветхом жилье и подлежащих переселению по критериям безопасности в результате ведения горных работ и обязании выделить социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения в избранном для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан," проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности отменить.
Резолютивную часть решения изложить следующим образом:
Обязать администрацию Кизеловского муниципального района включить А.Р.В., А.И., А.Р.Р. в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.
Обязать администрацию Кизеловского муниципального района выделить на семью, состоящую из трех человек: А.Р.В., А.И., А.Р.Р. социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, для переселения в избранном для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.















© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)