Судебные решения, арбитраж
Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Горчаковой Е.В.,
судей Анишиной В.И. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Емельянова О.И. о признании недействующим приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 13 июня 2012 г. N 134 "Об установлении розничных цен на газ природный, реализуемый населению" по апелляционной жалобе Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области на решение Самарского областного суда от 6 июня 2013 г., которым требования Емельянова О.И. удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя ООО "Газпром межрегионгаз Самара" Жеребцовой С.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
13 июня 2012 г. Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области издан приказ N 134 "Об установлении розничных цен на газ природный, реализуемый населению" (далее - приказ), текст которого был опубликован в издании "Волжская коммуна" 20 июня 2012 г., N 212(28140), которым установлены розничные цены на газ природный, реализуемый населению (согласно приложению).
Пунктом 1 приложения к Приказу установлена цена газа, используемого: на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа); на нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа); на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа):
- - для потребителей, не оснащенных приборами учета расхода газа - 6 190 руб. за тыс. куб. метров;
- - для потребителей, оснащенных приборами учета расхода газа - 3 200 руб. за тыс. куб. метров.
Емельянов О.И. являющийся собственником комнаты в квартире, расположенной по адресу: г. <...>, обратился в суд с заявлением о признании недействующим Приказа, ссылаясь на то, что производит оплату за газоснабжение, задолженности не имеется. Индивидуальный прибор учета газа в квартире отсутствует, поэтому услугу по газоснабжению он оплачивает по нормативу. Оспариваемым приказом установлена дифференцированная цена на газ: для потребителей, не оснащенных приборами учета расхода газа - 6 190 руб. за тыс. куб. м; для потребителей, оснащенных приборами учета расхода газа - 3 200 руб. за тыс. куб. м, что противоречит действующему законодательству, поскольку федеральными нормативными актами не предусмотрена дифференциация розничных цен в зависимости от наличия либо отсутствия прибора учета расхода газа. По мнению заявителя, оспариваемым актом нарушаются его права как потребителя, поскольку для него созданы дискриминационные условия по сравнению с потребителями, оснащенными приборами учета расхода газа.
Решением Самарского областного суда от 6 июня 2013 г., заявление Емельянова О.И. удовлетворено, признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзац 2 пункта 1 приложения N 1 к Приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 13.06.2012 года N 134 "Об установлении розничных цен на газ природный, реализуемый населению", устанавливающий розничные цены на газ по перечисленным в пункте 1 направлениям для потребителей, не оснащенных приборами учета расхода газа - в размере 6 190 рублей за тыс. куб. метров.
В апелляционной жалобе Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления Емельянова О.И.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии со статьями 154 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за газоснабжение и отопление. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, пунктом 4 которых предусмотрено, что розничные цены на газ, реализуемый населению, подлежат государственному регулированию и в соответствии с пунктом 8 утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 Основных положений регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, осуществляется в соответствии с Методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011 года N 252-э/2 утверждены Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению (далее - Методические указания), которые предусматривают установление розничных цен на газ дифференцированно по направлениям (наборам направлений) использования газа.
Согласно пункту 5 данных Методических указаний розничные цены устанавливаются дифференцированно по следующим направлениям (наборам направлений) использования газа:
- - на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа);
- - на нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа);
- - на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа);
- - на отопление с одновременным использованием газа на другие цели (кроме отопления и (или) выработки электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах);
- - на отопление и (или) выработку электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах.
Разделом II Методических указаний установлены принципы формирования розничных цен на газ, а раздел III содержит формулу расчета розничных цен на газ, реализуемый населению, которая не содержит величины (коэффициента), указывающих на то, что розничная цена на газ рассчитывается в зависимости от наличия либо отсутствия прибора учета расчета газа. Принципы формирования розничных цен также не указывают на зависимость этих цен от наличия приборов учета.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области издан приказ, отдельные положения которого оспариваются Емельяновым О.И.
Разрешая дело, суд, проанализировав вышеприведенные правовые акты, пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления Емельянова О.И., поскольку установил, что Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, устанавливая в пункте 1 приложения к приказу розничную цену на природный газ, реализуемый населению, по перечисленным в данном пункте направлениям его использования, дополнительно по своему усмотрению дифференцировал цену в зависимости от наличия либо отсутствия у потребителей прибора учета расхода газа.
Является правильным суждение суда о том, что розничные цены на газ, реализуемый населению, подлежат государственному регулированию, которое осуществляется в соответствии с Методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам. При этом федеральным законодательством не предусмотрено право субъекта Российской Федерации произвольно устанавливать цены на газ, произвольно выбирать критерии дифференциации цен на газ природный, реализуемый населению.
Установив, что коэффициенты дифференциации, указанные в приложении к оспариваемому Приказу, не соответствуют требованиям Методических указаний, суд правомерно признал их недействующими.
Довод апелляционной жалобы о необходимости переходного периода при изменении цен на газ для приведения их в соответствие с федеральным законодательством не может служить основанием к отмене решения, поскольку такой срок не предусмотрен федеральным законодательством, орган принявший оспариваемый акт не представил суду каких-либо доказательств того, что федеральным законом допускалась возможность дифференциации по оспариваемому критерию цен на газ на какой-либо период времени.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
решение Самарского областного суда от 6 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РФ ОТ 18.09.2013 N 46-АПГ13-10
Разделы:Договорные отношения с ресурсоснабжающими организациями при предоставлении коммунальных услуг; Управление многоквартирным домом
Обращаем Ваше внимание на то обстоятельство, что данное решение могло быть обжаловано в суде высшей инстанции и отменено
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 18 сентября 2013 г. N 46-АПГ13-10
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Горчаковой Е.В.,
судей Анишиной В.И. и Ксенофонтовой О.А.
при секретаре Акулове Д.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Емельянова О.И. о признании недействующим приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 13 июня 2012 г. N 134 "Об установлении розничных цен на газ природный, реализуемый населению" по апелляционной жалобе Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области на решение Самарского областного суда от 6 июня 2013 г., которым требования Емельянова О.И. удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Анишиной В.И., объяснения представителя ООО "Газпром межрегионгаз Самара" Жеребцовой С.А., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Селяниной Н.Я., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
13 июня 2012 г. Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области издан приказ N 134 "Об установлении розничных цен на газ природный, реализуемый населению" (далее - приказ), текст которого был опубликован в издании "Волжская коммуна" 20 июня 2012 г., N 212(28140), которым установлены розничные цены на газ природный, реализуемый населению (согласно приложению).
Пунктом 1 приложения к Приказу установлена цена газа, используемого: на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа); на нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа); на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа):
- - для потребителей, не оснащенных приборами учета расхода газа - 6 190 руб. за тыс. куб. метров;
- - для потребителей, оснащенных приборами учета расхода газа - 3 200 руб. за тыс. куб. метров.
Емельянов О.И. являющийся собственником комнаты в квартире, расположенной по адресу: г. <...>, обратился в суд с заявлением о признании недействующим Приказа, ссылаясь на то, что производит оплату за газоснабжение, задолженности не имеется. Индивидуальный прибор учета газа в квартире отсутствует, поэтому услугу по газоснабжению он оплачивает по нормативу. Оспариваемым приказом установлена дифференцированная цена на газ: для потребителей, не оснащенных приборами учета расхода газа - 6 190 руб. за тыс. куб. м; для потребителей, оснащенных приборами учета расхода газа - 3 200 руб. за тыс. куб. м, что противоречит действующему законодательству, поскольку федеральными нормативными актами не предусмотрена дифференциация розничных цен в зависимости от наличия либо отсутствия прибора учета расхода газа. По мнению заявителя, оспариваемым актом нарушаются его права как потребителя, поскольку для него созданы дискриминационные условия по сравнению с потребителями, оснащенными приборами учета расхода газа.
Решением Самарского областного суда от 6 июня 2013 г., заявление Емельянова О.И. удовлетворено, признаны противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзац 2 пункта 1 приложения N 1 к Приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 13.06.2012 года N 134 "Об установлении розничных цен на газ природный, реализуемый населению", устанавливающий розничные цены на газ по перечисленным в пункте 1 направлениям для потребителей, не оснащенных приборами учета расхода газа - в размере 6 190 рублей за тыс. куб. метров.
В апелляционной жалобе Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области просит решение отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявления Емельянова О.И.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующему.
В соответствии со статьями 154 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за газоснабжение и отопление. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством РФ. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2000 г. N 1021 утверждены Основные положения формирования и государственного регулирования цен на газ и тарифов на услуги по его транспортировке на территории Российской Федерации, пунктом 4 которых предусмотрено, что розничные цены на газ, реализуемый населению, подлежат государственному регулированию и в соответствии с пунктом 8 утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 10 Основных положений регулирование розничных цен на газ, реализуемый населению, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, размера платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые конечным потребителям поставщиками газа, осуществляется в соответствии с Методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере государственного регулирования цен (тарифов) по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27 октября 2011 года N 252-э/2 утверждены Методические указания по регулированию розничных цен на газ, реализуемый населению (далее - Методические указания), которые предусматривают установление розничных цен на газ дифференцированно по направлениям (наборам направлений) использования газа.
Согласно пункту 5 данных Методических указаний розничные цены устанавливаются дифференцированно по следующим направлениям (наборам направлений) использования газа:
- - на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты (в отсутствие других направлений использования газа);
- - на нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа);
- - на приготовление пищи и нагрев воды с использованием газовой плиты и нагрев воды с использованием газового водонагревателя при отсутствии центрального горячего водоснабжения (в отсутствие других направлений использования газа);
- - на отопление с одновременным использованием газа на другие цели (кроме отопления и (или) выработки электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах);
- - на отопление и (или) выработку электрической энергии с использованием котельных всех типов и (или) иного оборудования, находящихся в общей долевой собственности собственников помещений в многоквартирных домах.
Разделом II Методических указаний установлены принципы формирования розничных цен на газ, а раздел III содержит формулу расчета розничных цен на газ, реализуемый населению, которая не содержит величины (коэффициента), указывающих на то, что розничная цена на газ рассчитывается в зависимости от наличия либо отсутствия прибора учета расчета газа. Принципы формирования розничных цен также не указывают на зависимость этих цен от наличия приборов учета.
Во исполнение предоставленных субъекту Российской Федерации полномочий, Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области издан приказ, отдельные положения которого оспариваются Емельяновым О.И.
Разрешая дело, суд, проанализировав вышеприведенные правовые акты, пришел к правильному выводу об удовлетворении заявления Емельянова О.И., поскольку установил, что Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, устанавливая в пункте 1 приложения к приказу розничную цену на природный газ, реализуемый населению, по перечисленным в данном пункте направлениям его использования, дополнительно по своему усмотрению дифференцировал цену в зависимости от наличия либо отсутствия у потребителей прибора учета расхода газа.
Является правильным суждение суда о том, что розничные цены на газ, реализуемый населению, подлежат государственному регулированию, которое осуществляется в соответствии с Методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной службой по тарифам. При этом федеральным законодательством не предусмотрено право субъекта Российской Федерации произвольно устанавливать цены на газ, произвольно выбирать критерии дифференциации цен на газ природный, реализуемый населению.
Установив, что коэффициенты дифференциации, указанные в приложении к оспариваемому Приказу, не соответствуют требованиям Методических указаний, суд правомерно признал их недействующими.
Довод апелляционной жалобы о необходимости переходного периода при изменении цен на газ для приведения их в соответствие с федеральным законодательством не может служить основанием к отмене решения, поскольку такой срок не предусмотрен федеральным законодательством, орган принявший оспариваемый акт не представил суду каких-либо доказательств того, что федеральным законом допускалась возможность дифференциации по оспариваемому критерию цен на газ на какой-либо период времени.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам, содержащимся в апелляционной жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Самарского областного суда от 6 июня 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области - без удовлетворения.
© Обращаем особое внимание коллег на необходимость ссылки на "DOMOVODSTVO.RU | Теория и практика управления многоквартирным домом" при цитированиии (для on-line проектов обязательна активная гиперссылка)